Днишев Ф.М., Нурланова Н.К.1
ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ПРИОРИТЕТЫ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СДВИГОВ
Ключевые слова: приоритеты экономического развития Казахстана, инновационное развитие, глобальные экономические и технологические изменения.
Индустриально-инновационная модернизация, начатая в Казахстане, осуществляется под сильным воздействием новых глобальных экономических и технологических изменений, что проявляется в усилении влияния многих факторов. В результате наблюдается активизация процессов перемещения производства из развитых стран на периферию мировой экономики, меняется характер международного разделения труда, повышается качество экономического роста, все более опирающегося на инновации, возрастает роль институтов, появляются новые модели и формы ведения бизнеса, зачастую приобретающего сетевой характер. Все эти изменения касаются не только глобального и страново-го уровня, но и регионального.
На глобальном уровне происходит повсеместное перемещение производства из развитых стран в менее развитые (делокализация). Формируется новый «международный цикл производства», при котором страны-лидеры сосредоточивают у себя высокотехнологичные производства, а «нижние» и «средние этажи» перемещаются в страны, находящиеся в их фарватере. При этом развитые страны сохраняют у себя выполнение НИОКР, разработку новых технологий, дизайн, функции маркетинга, легитимацию технологических стандартов2.
Под влиянием глобальных процессов наблюдаются значительные изменения и в региональном развитии отдельно взятой страны, происходит смена источников конкурентоспособности, которые все более переходят от староиндустриальных регионов к регионам, контролирующим товарные и финансовые потоки, выступающим источниками технологий и инноваций, обладающим наиболее квалифицированными кадрами. Вследствие этого происходят пространственные сдвиги в экономической активности, когда производственная деятельность вытесняется или специально выносится за пределы какого-либо региона. Примером подобного регионального аутсорсинга являются проекты развития индустриальной зоны между г. Алматы и г. Капшагай. С другой стороны, в этих регионах концентрируются другие виды экономической деятельности, такие как торговля, финансы, коммуникации. В Казахстане это хорошо видно на опыте г. Алматы, который стал лидером регионального роста за счет замещения промышленности финансовыми и другими услугами.
Все эти процессы являются региональным преломлением важных тенденций глобального социально-экономического развития.
Благодаря аутсорсингу складывается новая иерархия регионов: те из них, где преобладает разработка и создание технологий, превосходят регионы, производящие товары, а постиндустриальные регионы - индустриальные. Преимущества высшего порядка переходят к регионам, центрам регулирования глобальных финансовых потоков. В этом контексте, например, в формировании г. Алматы в качестве регионального финансового центра ясно просматривается соответствие общемировым тенденциям.
Особое значение в региональном развитии приобретает институциональный фактор, который способен сглаживать современные противоречия в региональном развитии, проявляющиеся в противоречиях локализации регио-
1 Днишев Фархат Мусаевич - д.э.н., профессор, гл.н.с. Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, научный руководитель и исполнитель научных проектов, выполняемых в рамках грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан по темам «Инновационное развитие национальной экономики в условиях индустриальной модернизации: институты, механизмы и приоритеты»; «Механизмы формирования и развития прогрессивных технологических укладов в экономике Казахстана»; «Креативная экономика: условия и механизмы формирования в Казахстане».
Нурланова Наиля Капеновна - д.э.н., профессор, заместитель директора Института экономики Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, научный руководитель и исполнитель научных проектов, выполняемых в рамках грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан по темам «Новая модель индустриально-инновационной модернизации регионов Казахстана: экономический, интеллектуальный и социальный потенциалы, институты и механизмы реализации»; «Социально-экономическое положение и ключевые проблемы развития моногородов Казахстана»; «Повышение конкурентоспособности экономики регионов Казахстана в условиях глобальной финансовой нестабильности: факторы, направления и механизмы»; «Формирование системы местного самоуправления как основы модернизации территориального развития Казахстана: фундаментальные принципы, институты, модели и механизмы». E-mail: [email protected] Родионова И.А. Мировая промышленность: структурные сдвиги и тенденции развития. - М., 2009. - 231 с.
нальных рынков и новой пространственной организации глобализированного мира1. Локальные рынки, как правило, слабо встраиваются в процессы глобализации, остаются в стороне от мировых потоков технологий и капитала. В Казахстане, примеры таких территорий дают Жамбылская и Восточно-Казахстанская области. Экономическая локализация рынков ограничивает их социально-экономическую динамику. Положение частично может быть улучшено за счет институциональных мер, в частности благодаря новым инвестиционным проектам в рамках региональных карт индустриализации, реализации задач в области социальной модернизации. Могут помочь и нетривиальные решения, такие, например, как перенос в г. Талдыкорган центра Алматинской области.
Позитивному воздействию институционального фактора в региональном развитии способствует участие Казахстана в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Снимается ряд институциональных барьеров, в первую очередь, барьеров национальных границ, препятствующих проникновению товаров, услуг, капитала, инноваций, рабочей силы. Для регионов Казахстана открывается рынок не только России и Беларуси, появляется возможность более сильной интеграции в глобальный рынок, особенно если учесть, что регионы страны не имеют прямого выхода к морю. Особенно привлекательным для Казахстана может стать Азиатско-Тихоокеанский регион.
В Казахстане более высокую конкурентоспособность на мировых рынках получили сырьевые регионы, где доминируют транснациональные корпорации добывающего сектора. Их действия продиктованы интересами к максимизации прибыли, направлены на вывоз сырья, при этом не развивается его переработка, мало используются новые технологии, обостряются экологические и социальные проблемы на территориях их размещения.
В целях повышения конкурентоспособности как на страновом, так и на региональном уровне нужно при осуществлении индустриальной модернизации учитывать фактор интернационализации производства, компаний и технологий, без особых усилий преодолевающих национальные границы.
Сдвиги в региональной парадигме, происходящие в условиях глобализации, определяются также усилением сетевого характера экономики. Функционируя в глобальном экономическом пространстве, корпорации заново структурируют его, используя новые подходы к освоению локальных рынков. Они развивают сбытовые сети, размещая на отдаленных рынках дилерские звенья, переносят ближе к рынкам сбыта процессинговые подразделения, передают на аутсорсинг процессы исследований и разработок и бизнес-процессы. Таким образом, новая сетевая модель пространственной организации территории начинает дополнять, а затем и вытеснять прежнюю модель - интегрированную (централизованную).
Интегрированные регионы не часто являются центрами разработки технологий и генерирования инноваций. В этих регионах главным образом сосредотачивается промышленное производство, использующее технологии, которые поступают из внешних пределов. Разработка инноваций, формирование финансовых и инвестиционных потоков обычно выносится за пределы такого региона - туда, где дислоцируются штаб-квартиры корпораций2.
Новая модель организации регионального экономического пространства - сетевая - может рассматриваться как локализация производственно-технологических сетей в пределах определенных территорий. Такие сети образуют самостоятельные, дополняющие друг друга звенья - хозяйствующие субъекты. Подобные локальные сети включают множество небольших, отдельных производственных предприятий, функционирующих как самостоятельные единицы, но связанных соглашениями о сотрудничестве и субконтрактными отношениями. Объединяемые в рамках сети фирмы специализируются на отдельных промежуточных стадиях технологической цепи, в конце которой стоит создание готовых продуктов, выводимых на рынок. Не утрачивая своей самостоятельности, небольшие фирмы посредством договорных отношений вовлекаются в единый процесс создания добавленной стоимости.
Главным преимуществом построения экономических сетей является отсутствие некоего единого центра, откуда исходят «команды», обязательные для всех участников сети и в соответствии с принципами самоорганизации3.
Новые фирмы, объединяясь в сети добровольно, берут обязательства придерживаться разделяемых всеми общих неформальных норм и правил. Экономическое лицо сетевого региона формирует не одно-два крупных предприятия, а совокупный потенциал предприятий, и их коллективное конкурентное преимущество, обеспечиваемое в результате их объединения.
В отличие от односторонней монопрофильной специализации, присущей иерархически структурированным централизованным регионам, сетевые регионы характеризуются гибкими, мягкими формами, позволяющими приспосабливаться к изменениям конъюнктуры рынка. Эти преимущества сетевых регионов обусловливаются факторами институционального и социального взаимодействия между участниками сети. Такое взаимодействие особенно важно для инноваций, поскольку открывает возможность создания благоприятных условий для них. Формирование сетевой структуры, где нет центрального ядра и единого источника власти, облегчают регулярные формальные и неформальные связи, которые необходимы для всех участников инновационной деятельности: производителей технологических знаний, фирм и посреднических организаций. Кооперация взаимодействующих форм, входящих в сеть, позволяет усилить их взаимные конкурентные преимущества в составе инновационных кластеров.
Здесь проявляется синергетический эффект, заключающийся в том, что повышение конкурентоспособности отдельно взятого предприятия, входящего в сетевой кластер, положительно сказывается на конкурентоспособности всех других участников. Это позволяет сделать вывод о том, что именно разнообразные кластеры, а если брать шире - се-
1 Зубаревич Н.В. Региональное развитие и институты: российская специфика // Региональные исследования. 2010. -№ 2 (28). - С. 3-14.
2 Унтура Г.А. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности // Регион: экономика и социология. 2002. - № 1. -С. 3-16.
3 Олейник А. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. - М., 2003. - № 8.
тевые регионы, во многом определяют стабильность всей национальной экономики и обусловливают ее устойчивые позиции в глобальном конкурентном соперничестве1.
Если в регионе используется сетевой принцип организации территориального пространства, то это придает дополнительную привлекательность для прихода сюда бизнеса, у которого появляется возможность получения своеобразной ренты, т.е. дохода только за счет фактора местоположения.
В последние несколько десятков лет на сдвиги в индустриально-технологическом развитии национальной экономики и, соответственно, в государственной региональной политике усилилось влияние такого фактора, как исчер-паемость минерального сырья, на освоении которого базировалось индустриальное развитие многих стран и регионов. Развитие экономики, основывающееся на постоянном вовлечении в хозяйственный оборот полезных ископаемых, подходит к своему естественному пределу. Экономическая отдача от крупных индустриальных проектов, которые поддерживались государством, пошла на убыль, принося в то же время урон окружающей среде.
С другой стороны, изменилось влияние технологического фактора. Если раньше ключевыми факторами экономического роста выступали индустриальные технологии, находящие материальное воплощение в производственном оборудовании предприятий промышленности, то эта роль стала постепенно переходить к нематериальным технологиям (лицензиям, ноу-хау и т.д.). В современной экономике проявила себя новая модель индустриального роста, в основе которой лежит использование знаний, воплощаемых в инновациях. Это в свою очередь, сказалось на практике пространственного устройства экономически развитых стран. В них стали утверждаться новые принципы территориального развития. Большую привлекательность для бизнеса стали представлять не те регионы, где уже сосредоточена крупная промышленность, а регионы с более благоприятными условиями для жизни.
В результате регионы с преобладанием сетевого принципа получили преимущество перед интегрированными регионами в их соперничестве за привлечение человеческого капитала, как основного ресурса развития. В приоритетах развития регионов акцент стал переноситься с традиционных промышленных производств и отраслей на развитие постиндустриальных звеньев. Индустриальные гиганты уступили структурообразующую роль сетям малых и средних инновационных предприятий, научным центрам и университетам. На смену притоку в регионы квалифицированных кадров для традиционной индустрии пришла политика избирательного привлечения представителей профессий, связанных с созданием и освоением технологий. Избирательным стал подход к привлечению новых инвестиций, приоритетными их направлениями стали инвестиции, поддерживающие развитие человеческого капитала, образование, здравоохранение и решение экологических проблем.
Эти тенденции пока слабо проявляют себя в Казахстане. Как на уровне страны, так и на уровне отдельных регионов преобладающими остаются стратегии, ориентирующие на наиболее доступные факторы в виде природных ресурсов и достаточно дешевой рабочей силы. Хорошо известно, что постоянное следование таким стратегиям повышения конкурентоспособности не имеет ни экономических, ни экологических перспектив в современном мире.
Поэтому в региональные стратегии развития следует постепенно вносить новые ориентиры, переключаясь с базовых факторов на перспективные факторы более высокого порядка: создание современной инфраструктуры, развитие человеческого капитала, использование технологий и инноваций. Реализуя инвестиционные проекты, предпочтение следует отдавать ресурсосберегающим и экологически чистым производствам и технологиям. Новые проекты в области индустриализации регионов не должны приводить к деградации и ухудшению окружающей среды.
В Казахстане незавершенный характер индустриализации в дореформенный период и большие различия в природно-климатических условиях, обеспеченности сырьевой базой обусловили сильную неравномерность регионального развития, значительные диспропорции в территориальной структуре национальной экономики. При этом модель индустриализации на основе освоения природных ресурсов обусловила доминирование экстенсивного типа экономического роста, сопровождавшегося нанесением огромного ущерба окружающей среде. С обретением независимости, созданные индустриальные центры продемонстрировали свою неустойчивость, не сумев вписаться в требования мирового рынка в отличие от регионов поставщиков сырья на экспорт, выдвинувшихся на позиции лидеров экономического роста и инвестиционной привлекательности.
В результате в Казахстане сложилась территориально-отраслевая структура экономики и промышленности, сформировавшая несколько групп регионов:
- сырьевые регионы (Атырауская, Актюбинская, Западно-Казахстанская, Мангистауская и Кызылординская области);
- старопромышленные регионы (Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области);
- аграрно-промышленные регионы (Северо-Казахстанская, Костанайская, Акмолинская, Алматинская, Жам-былская и Южно-Казахстанская области);
- постиндустриальные регионы (г. Астана и г. Алматы).
Учитывая изложенное, было бы неверно выстраивать общую для всех регионов систему приоритетов индустриально-инновационной модернизации. Выбор приоритетов модернизации требует оценки своеобразия сложившихся условий, поэтому для каждой группы регионов складываются следующие приоритеты.
В сырьевых регионах на основе крупных запасов нефти и газа, имеющегося машиностроения, и с учетом транзитного потенциала перспективными стратегическими приоритетами могут быть признаны топливные отрасли, специализированное машиностроение, нефтепереработка и нефтехимия, развитие морского, речного и трубопроводного
1 Меньшенина И. Г. Региональные кластеры как форма территориальной организации экономики: автореф. канд. экон. наук. -Екатеринбург, 2009. - 22 с.; Боброва С.Я., Жукова Н.В., Яровова В.В. Актуальные вопросы формирования кластеров как инструмента повышения конкурентоспособности региона // Фундаментальные исследования. 2007. - № 12. - Ч. 3. - С. 508-509.
транспорта. Требуют постепенного решения внутритерриториальные проблемы, связанные с моноструктурой хозяйства, отставанием производственной и социальной инфраструктуры, необходимостью наращивания сельскохозяйственного потенциала.
В старопромышленных регионах приоритеты в перспективе должны базироваться на использовании значительного потенциала базовых отраслей, более сильной по сравнению с другими регионами диверсифицированной структуры промышленности, относительной развитостью технологического потенциала. С учетом этого приоритет должно получить развитие конечных переделов в отраслях горно-металлургического комплекса на основе освоения ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, а также машиностроение.
Аграрно-промышленные регионы отличаются значительным аграрным потенциалом, в ряде отраслей имеется машиностроительная база. Поэтому здесь приоритетность имеют развитие аграрного сектора, производства переработки сельскохозяйственной продукции, специализированного машиностроения, включая новые его направления (автомобильная промышленность). Должны решаться проблемы, сдерживающие развитие региона: низкая степень диверсификации экономики и общее отставание отдельных (депрессивных) территорий.
Приоритеты будущего развития постиндустриальных регионов должны основываться на закреплении складывающихся тенденций сервисизации экономики. В этой связи приоритетными направлениями является задействование имеющегося научно-технического и образовательного потенциалов, финансового сектора, развитие наукоемких производств, пищевой промышленности, индустрии высокотехнологичных услуг. Эти направления могут способствовать смягчению ограничивающих развитие регионов в целом проблем слабой диверсифицированности экономики (г. Астана) и неблагоприятной экологической обстановки (г. Алматы).
Эти приоритеты, хотя и имеют региональную привязку, носят все-таки преимущественно отраслевой характер. Следует отметить, что выделение приоритетов в Программе индустриально-инновационной модернизации Республики Казахстана на 2015-2019 гг. не имеет регионального преломления, как и в Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг.
Между тем, поскольку индустриально-инновационный фактор становится решающим для развития экономики Казахстана, то вполне логично соединение идей регионального и технологического развития при выборе стратегических приоритетов. Поэтому в процессе новой, инновационной индустриализации приоритет необходимо отдавать не крупным предприятиям, а реализации инвестиционных проектов малым и средним бизнесом. Малые и средние предприятия более эффективны для высокоспециализированных, наукоемких отраслей и производств. Компактные производственные объекты легче «вписываются» в окружающую природную среду, наносят ей меньший урон, не требует отведения крупных территорий, не связаны с потреблением в больших объемах энергетических и водных ресурсов.
Такой подход открывает возможности для более активного участия в индустриализации малого и среднего бизнеса, которые обладают такими преимуществами, как облегченная организационно-управленческая структура, возможности оперативного реагирования на изменения рыночной конъюнктуры. Конечно, по технологическому уровню многие из них уступают крупным предприятиям. Поэтому в регионах должны создаваться специальные условия, поощряющие освоение технологий малыми и средними предприятиями, включая их трансферт из зарубежных источников.
При этом не обязательно ориентироваться только на новейшие технологии. Более реальным представляется получение технологий, уже «обкатанных» зарубежными фирмами в других странах, и нацеленных на завершение обработки импортной продукции (изготовление смесей, расфасовка), на вовлечение местного сырья, использование рабочей силы не самого высокого уровня квалификации.
Необходимость отхода от отраслевой направленности региональных приоритетов, о которой говорится выше, объясняется также тем, что отраслевой подход к экономическому развитию в целом утрачивает свою силу. В Казахстане уже практически не осталось отраслевых министерств в экономическом блоке правительства. Для региональной политики, имеющей горизонтальный характер, предпочтительны инструменты косвенного воздействия через создание благоприятного бизнес-климата в регионе.
Одним из таких инструментов является кластерный подход. Отметим плодотворность кластерного подхода в региональном преломлении. При формировании кластеров малых и средних предприятий у регионов расширяется налогооблагаемая база за счет увеличения числа налогоплательщиков. Если управление вертикальными корпорациями, расположенными в регионах, обычно выносится за их пределы, то малый и средний бизнес как основа кластеризации полностью дислоцируется на определенной территории и осуществляет ряд платежей в региональный бюджет.
Кластеры позволяют регионам теснее взаимодействовать с бизнесом, снижая зависимость от влияния крупного бизнеса. Возникают возможности для более активной структурной перестройки экономики регионов в соответствии с действительными нуждами регионов, так как малый и средний бизнес больше всего ориентируется на удовлетворение местных потребностей. Региональная поддержка приносит выигрыш и регионам, появляется местная инфраструктура бизнеса, формируются местные рынки.
Развитие экономики регионов на основе кластерного подхода предполагает активное взаимодействие акиматов (региональные органы власти в Казахстане) с бизнесом. Они должны взаимно дополнять друг друга. Акиматы могут быть инициаторами формирования кластеров, «сводить» вместе их потенциальных участников, способствовать взаимодействию всех заинтересованных сторон, оказывать поддержку их становлению и развитию.
Таким образом, правомерен вывод о том, что отраслевая парадигма в современной экономике должна постепенно уступать место кластерному развитию. Без этого трудно будет добиться устойчивого повышения конкурентоспособности экономики Казахстана в целом и его отдельных регионов.
Современные глобальные изменения, связанные с геополитическим кризисом, санкционной политикой ведущих стран мира, падением мировых цен на углеводородное сырье и, как следствие, замедлением экономического рос-
та всей мировой экономической системы, требуют адекватной корректировки национальной экономической политики в странах с сырьевой ориентацией экспорта, к которым относится и Республика Казахстан.
В связи с этим в Казахстане была разработана новая масштабная программа развития, содержащая контрмеры, направленные на преодоление цикличного характера экономического кризиса. Новая программа развития ориентирована на продолжение структурной и технологической модернизации экономики страны, обеспечивающие переключение экономического роста с базовых факторов на перспективные факторы более высокого порядка: создание современной инфраструктуры, развитие человеческого капитала, использование технологий и инноваций.
По существу, данная программа является Новой экономической политикой Казахстана, названной «Путь в будущее». Она отражает взятый правительством страны курс на переориентацию стратегических приоритетов развития1, при котором государственную поддержку будут получать приоритетные для республики сферы и производства, которые способны дать наибольший мультипликативный эффект на экономический рост, социальное развитие и увеличение занятости населения.
Одним из основных источников такой поддержки станет Национальный фонд Казахстана, созданный за счет доходов от экспорта сырья за годы, когда мировые цены на него были достаточно высокими. Основной целью создания Национального фонда стало аккумулирование финансовых средств, которые могут быть использованы для преодоления влияния кризисных явлений, повышения устойчивости экономики страны перед внешними шоками и потрясениями, включая сложившуюся тенденцию снижения мировых цен на сырьевые ресурсы.
В настоящее время было принято решение направить средства этого фонда на стимулирование роста экономики за счет финансирования проектов по модернизации и развитию транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, а также малого и среднего бизнеса. Общая сумма, выделяемая на эти цели в 2014-2015 гг. двумя траншами, составит один триллион тенге, что по современному курсу тенге составит порядка 5,5 млрд. долл. США. В частности, числе намечается выделение специальных средств, для того, чтобы обеспечить выдачу льготных кредитов на реализацию проектов в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности (пищевая, химическая промышленность, машиностроение) малым, средним бизнесом и крупным предпринимательством. Четвертая часть выделяемых средств предназначена для оздоровления банковского сектора путем выкупа и капитализации в фонде проблемных кредитов.
Особое внимание при дальнейшей модернизации национальной экономики будет уделено развитию транспортной, энергетической, индустриальной инфраструктуры, которая является основным условием привлечения новых инвестиций, обеспечения экономического подъема страны в будущем. Так, за счет средств Национального фонда планируется строительство инфраструктуры специальной экономической зоны «Хоргос - Восточные ворота», призванной в разы увеличить товарооборот Казахстана и Китая, «Национального индустриального нефтехимического технопарка» в Атырау и Таразе, комплекса ЭКСПО-2017 в г. Астана, нового терминала аэропорта в столице.
Стратегические приоритеты должны быть составной частью промышленной политики страны и ее регионов. Ее целью должно быть обеспечение устойчивого роста производства за счет поддержки и развития современных, конкурентоспособных производств и видов хозяйственной деятельности, свертывания, ликвидации или реструктуризации неэффективных, экологически «грязных» предприятий, формирования новой отраслевой структуры промышленности, приспособленной к спросу на внешнем и внутреннем рынках, к интересам долговременного устойчивого развития.
Основными направлениями политики, ориентированной на индустриально-инновационную модернизацию должны стать:
- реализация областных индустриальных карт;
- поддержка рациональных связей между предприятиями региона на основе долгосрочных контрактов и целевых соглашений;
- стимулирование процессов реструктурирования промышленных предприятий;
- стимулирование рациональных торгово-экономических связей предприятий разных территорий Казахстана;
- привлечение к сотрудничеству с региональным промышленным комплексом крупных корпоративных структур страны;
- формирование и размещение на предприятиях регионов страны государственного заказа на поставку социально значимой продукции;
- развитие форм организационного взаимодействия между республиканскими и территориальными органами управления и частным бизнесом.
Структурные преобразования занимают обычно достаточно много времени. Поэтому на первых порах главным направлением реструктуризации промышленности страны и ее регионов следует считать организацию разрозненных и не всегда жизнеспособных предприятий в целостные производственные комплексы, формирование институциональной среды для разнообразных форм кооперирования производства и финансов при участии научно-инновационных структур там, где они имеются. Ведущими институциональными структурами в промышленных комплексах должны стать крупные корпорации.
Организационно-хозяйственные преобразования в промышленности должны также предусматривать поддержку малого предпринимательства. Целесообразно вокруг крупных корпораций формировать «пояс» малых предприятий, обслуживающих их производственные нужды. Именно такие малые предприятия, имеющие устойчивые связи с
1 Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Нурлы жол - Путь в будущее». - http://inform.kz/ гш/агйс1е/2715565
потребителями своей продукции, оказываются в производственной сфере, как показывает зарубежная практика, наиболее жизнестойкими.
Структурные приоритеты промышленной политики долгосрочного характера, которые в наибольшей степени могут обеспечивать реализацию интересов устойчивого развития национальной экономики, предполагают создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности. Здесь желательны следующие меры:
- совершенствование системы налогообложения, механизма начисления амортизации и планирования амортизационных отчислений;
- установление для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- предоставление инвесторам льгот по местным налогам;
- расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развитие финансового лизинга;
- создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Реализация приоритетов путем использования системы перечисленных мер в ближайшие годы будет способствовать устойчивому и сбалансированному развитию национальной экономики в условиях новых глобальных вызовов.