ö? s
с m О
го
£ «
О
w «
О
Он
С
w
U
W
¡г1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
И.К. Терновой,
кандидат исторических наук, дог{внт, старший преподаватель кафедры ППСОП ФАО «НЦПК «Орлеу» ИПК TIP по Костанайской области»
Нег 'пг! свздер: бес жыл-дыц, индустриализагр/я, кадр-лар, инновациялъщ даму, Жол-дау.
Ключевые слова: пятил етка, индустриализаг^ия, кадры, инновационное развитие, Послание.
Keywords: five-year plan, industrialization, human resources, innovation development, The President' Message.
ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ НАРОДУ КАЗАХСТАНА - НОВЫЙ ЭТАП ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ
Андапта
Макал ад а Кдзакстаннын индустриалдьщ непзш к;а-лау кезшде бас объектшер1 болган Балкаш мыс корытатын комбинаты, Караганды кемф бассейш еткен гасырдьщ екшип бес жылдыгыныц манызы керсетшген. Кадрлар даярлау жуйесшщ дамуы баяндалган. КР Президент Ел басы Н.Назарбаевтьщ «Нурлы жол-Болашакка бастар жол» Жолдауы XXI гасырдьщ екшип бес жылдыгыныц-инду-стриалды-инновацияльщ дамуы, жана жогары гылыми-уй-ымдастырушыльщ денгейдеп бес жылдьщтьщ аукымды жобасы ретшде усынылган.
Аннотация
В статье показано значение второй пятилетки прошлого века в создании индустриальной базы в Казахстане, главными объектами которой были Карагандинский угольный бассейн, Балхашский медеплавильный комбинат. Описано развитие системы подготовки кадров. Представлено Послание Президента страны и Лидера нации Н.А. Назарбаева «Путь в будущее» как масштабный проект второй пятилетки XXI века - пятилетки индустриально - инновационного развития на новом более высоком научно - организационном уровне.
Annotatoin
The articles shows meaning of the second five-year plan of the last century in the creation of an industrial base in Kazakhstan, which had the main objects: the Karaganda coal basin and the Balkhash copper-smelting industrial complex. In this article the author describes the development of the training system for future specialist. The article introduces The Message of President Nazarbayev N.A "The way to the future" as the global project of the second five-year plan of the XXI century - the five-year industrial and innovative developmentplan in the new higher scientific - organizational level.
Известно, что основная индустриализация в Казахстане проходила в средине и конце тридцатых годов XX века. Она совпала со второй пятилеткой развития и реконструирования хозяйства страны. Это была пятилетка XX века. Главные задачи этого периода состояли в завершении технической реконструкции народного хозяйства, создание и освоение новейшей
технической базы, овладение новой техникой, развитием новых научных идей и мыслей, созданием на востоке страны новой индустриальной базы. На их развитие предполагалось затратить около половины всех капиталовложений страны и главное на сооружения предприятий тяжелой промышленности. Прослеживалась цель обеспечить интенсивное развитие народного хозяйства в целом по стране, что способствовало бы полной ликвидации их экономической и культурной отсталости. Все это должно было служить улучшению жизни народа, подъем его образовательного и культурного уровня.
В годы второй пятилетки в Казахстане уделялось внимание быстрому развитию цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. Только в 1933 — 1934 годах в строительство новых и реконструкцию действующих предприятий было вложено 566,6 млн.рублей. Четыре пятых этих средств было направлено на развитие тяжелой промышленности, в том числе шахт в Караганде, Чимкентского свинцового и Балхашского медеплавильного завода, Актюбинского химического комбината и других объектов. Между тем в центре внимания страны и ее индустриального развития было строительство двух гигантов — Карагандинского угольного бассейна и Балхашского медеплавильного комбината. Их ввод в строй действующих предприятий дало бы мощный толчок экономики страны. Это было то звено в цепи всех предприятий, взявшись за которую можно было восстановить все отрасли народного хозяйства Казахстана. Эти предприятия помогала строить вся страна.
В годы второй пятилетки также было обращено внимание на развитие транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, на дорожное и автомобильное строительство. В эти годы в области серьезное внимание обращалось на развитие воздушного транспорта, как необходимого условия развития региона. К объектам промышленного строительства областного масштаба можно отнести строитель-
ство аэродрома и открытие авиалинии в городе Кустанае. Наземное оборудование аэропортов по трассе Кустанай-Семиозер-ное — Амангельды-Тургай, возведение аэропорта в Тургае.
Автомобильный транспорт в области был преобладающим. Крупнейшие шоссейные трассы соединяли все регионы области: Кустанай - Боровое, Введенская трасса, Кустанай - Троицк. С апреля 1938 года регулярное автомобильное сообщение с районами области шло по маршрутам: №1 Кустанай - Большая Чураковка
- Урицк; №2 Кустанай - Боровое - Прес-ногорьковка; №3 Кустанай — Викторовка
- Денисовка - Джетыгара; №4 Кустанай
- Семиозерное - Аксут - Тургай; №5 Кустанай - Семиозерное - Тургай.
В годы второй пятилетки усилилось оснащение новой техникой, оно приобрело решающее значение для производительных сил страны. Лозунг освоения новой техникой стал популярным лозунгом. В условиях ЗОх годов остро встала проблема подготовки кадров, способных овладеть техникой и использовать ее с максимальной отдачей. Лозунг: «Техника в период реконструкции решает все!» выдвинул новую задачу «Кадры решают все!». В Казахстане в тридцатых годах это была очень сложная задача в силу особенностей социально-экономического развития. В стране стали открываться краткосрочные курсы, школы ФЗО, техникумы, горнопромышленные училища. В 1934 году в Алма-Аты открылись Казахский государственный университет, институты горно-металлургический и журналистики. К концу пятилетки вузы и техникумы выпустили 13 тысяч специалистов [2, с.253-255].
Большая работа проводилась по исследованию природных богатств республики. Особенно большого Джезказганского и Большого Алтая, Урало-Эм-бинского района. Помогала решить эту проблему Академия Наук СССР.
Вторая пятилетка в Казахстане была выполнена досрочно. К концу пятилетки валовая продукция всей промышленности
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м Сг1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м Сг1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
республики увеличилась по сравнению с 1913 годом в пять раз, а крупной - в 12,5 раза. Особенно значительный шаг вперед сделала тяжелая индустрия. Продукция цветной металлургии в 1937 году возросла по сравнению с 1932 годом в 2,9 раза, добыча угля — в 5,1, выработка электроэнергии - в 14,3, добыча нефти - почти в два раза. Заметно возросла доля Казахстана в общесоюзном производстве свинца и цинка.
В казахской степи выросли крупные промышленные предприятия; оснащенные новейшей техникой. К концу пятилетки в республике- были построены и сданы в эксплуатацию более 120 предприятий, в том числе Карагандинская, Прибалхаш-ская, Ульбинская электростанции, нефтепровод Гурьев - Орск, второй в СССР по протяженности и мощности. В Карагандинском угольном бассейне вступили в эксплуатацию обогатительная фабрика и шесть новых шахт. За один только 1937 год бассейн дал стране 3940 тысяч тонн угля - в три с лишним раза больше, чем за весь дореволюционный период. Вошли в строй новые железные дороги: Караганда - Балхаш, Чимкент - Ленгер, Рубцовка - Риддер, Уральск - Илецк. К концу второй пятилетки в Казахстане насчитывалось 2108 крупных промышленных предприятий.
Таким образом, в результате успешного выполнения второй пятилетки в Советском Казахстане была создана многоотраслевая индустрия, вырос крупный отряд рабочего класса, сложилась сельскохозяйственная система.
Какие же задачи стоят перед второй пятилеткой XXI века — пятилеткой индустриально-инновационного развития? Для истории в 80 лет это незначительный период, но для развития нового независимого Казахстана этот отрезок времени был существенным. В конце XX - начале XXI века Казахстан получил национальную независимость, перешел от плановой системы ведения экономики к системе рыночных отношений, создал свою политическую и экономическую систему, раз-
работал социальную программу, принял Конституцию Независимого Казахстана, сформировал парламент, создал свои вооруженные силы — стал самостоятельным независимым государством, признанным всеми государствами мира и ООН. За двадцать с лишним лет вошел в число 50 развивающихся государств мира, создал ЕАЭС в составе 5 государств мира.
Казахстан по опыту раннего развития в 2009 году перешел на новые этапы постепенного развития — пятилетки, программы «Стратегия - 2030», «Стратегия -2050», «Дорожная карта бизнеса 2070» и другие.
Первая пятилетка XXI века в рамках государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИР) стартовала в 2009 году. Ее итоги подвели в декабре 2014 года. Президент Нурсултан Назарбаев сказал:
«Мы сделали решительный шаг в изменении структуры нашей экономики. По сути, диверсификация происходит не на словах, а на деле. Мы добились, что темпы роста обрабатывающей промышленности впервые стали гораздо выше, чем в традиционно добывающих отраслях.
Если бы невысокие показатели цен на металлы, нефть, они были бы разительно больше. Но даже в этих условиях достигнуты хорошие результаты. За первую пятилетку обрабатывающий сектор получил 70 процентов всех иностранных инвестиций, вложенных в казахстанскую экономику. Всего введено 770 новых предприятий, создано 75 тысяч новых рабочих мест. Это очень важно. Сегодня общее число казахстанцев, работающих в индустрии, превышает 1 миллион человек» [3, с.10].
Кризис 2012-2014 годов заставил специалистов вернуться к историческому опыту второй пятилетки тридцатых годов XX века. Воистину, можно сказать, слова великого мудреца — «жизнь общества развивается по спирали и вверх» и мы спустя 80 лет ввели вторую пятилетку в стране, но уже совершенно новую, на новом более высоком уровне антикризисного разви-
тия. Президент сказал: «Я из своего опыта предчувствую, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний» [4, с.2].
В целом же свои окончательные контуры антикризисная программа обрела в программе «Нурлы жол», обнародованной Главой государства 11 ноябр2014 года в рамках очередного Послания народу Казахстана. По сути, она сформулировала новую экономическую политику Казахстана на предстоящие кризисные годы. Ее основу составил План инфраструктурного развития. В числе семи его приоритетов Президент обозначил транспортно-логистическую, индустриально-инновационную, энергетическую, жилищную, жилищно-коммунальную, социальную инфраструктуру, а также поддержку малого и среднего бизнеса.
Новая экономическая политика «Нурлы жол» - наш глобальный шаг на пути в число 30 самых развитых стран мира. Сегодня созданы все необходимые условия для успешной работы. В целях реализации программы, а также обеспечения социальных обязательств государства перед населением было принято решение об использовании средств Национального фонда в размере 9 млрд. долларов в течение предстоящих трех лет.
Мудрость президента еще состоит и в том, что его опыт, знание истории страны дает ему возможность обращения к целостному видению истории и принять верные решения, определить перспективу развития страны. При этом Нурсултан Назарбаев опирается на фундаментальные положения: «Не революция, а эволюция», «Мыслить глобально, действовать локально», «Сначала экономика, потом политика». Поэтому путь современного Казахстана являет собой социальное новаторство и социальный эксперимент, связанный с риском, гражданским мужеством и отвагой, осознанием высочайшей ответственности за судьбы миллионов людей.
Президент, подводя итоги индустриальной пятилетки, сказал, что Казахстан полностью обеспечивает себя электроэнергией, топливом, арматурой, метал-
лом, оцинковкои, цементом, что мы развиваем собственную стройиндустрию, а это положительно сказывается и на темпах жилищной программы.
Планы второй пятилетки основной упор делает на обрабатывающую промышленность. Здесь в инновационной политике два приоритета — сокращение технологического отставания в традиционных отраслях (металлургия, геология, сельское хозяйство и другие) и создание основ для развития новых отраслей экономики знаний, к примеру, таких как робототехника, автоматизация, инжиниринг, мультимедийные технологии.
Вся деятельность акимата и масли-хата Костанайской области направлена на реализацию второй пятилетки - новой экономической политики, послания Президента «Нурлы жол — путь в будущее».
В прошлом сдали в эксплуатацию 246 тыс. кв. м, из них 44 тысяч - по госпрограммам.
За счет бюджета в 2014 году было построено 60 тысяч квадратных метров жилья. Это четверть от объема новых домов и квартир, построенных в области за последний год. В эксплуатацию в 2014 году сдано 2200 квартир. Причем, как фиксирует статистика, фактический объем превысил планы на 13 тысяч квадратных метров. Большая часть построена за счет частных инвестиции в областном центре. В ушедшем году продвинулась очередь на жилье. 332 квартиры выделены именно очередникам. Еще 177 квартир — молодым семьям, 288 распределены через Жилстройсбербанк.
Доходы областного бюджета выросли на 18% и на 1 декабря 2014 года составили почти 160 миллиардов тенге.
Большая часть в этой сумме — индивидуальный подоходный налог.
Эти две статьи налоговых поступлении превысили 100 миллиардов тенге. Деньги потратили в основном на образовании - 41,7 миллиарда тенге, здравоохранение - 23 миллиарда и сферу ЖКЧ - 21 миллиард тенге.
В области ведется определенная ра-
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м Сг1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
ö? s
с m О
го
£ «
О
w «
О
Он
С
w
U
W
¡г1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
бота по развитию моногородов. После визита в город Аркалык вице-министра Министерства по инвестициям и развитию РК Альберта Pay и депутата Мажи-лиса Парламента РК Армана Кожахмето-ва положенное в городе изменилось. Они встретились с коллективами ТБРУ, ТОО «Алюминстрой», ТОО «Агроинтерптица». Рассказали о задачах, которые вытекают из Послания Главы государства «Нурлы жол— путь в будущее», об актуальности этого документа в свете текущих и грядущих вызовов, которые ожидают страну на фоне прогнозируемого мирового кризиса. Перспективы, которые приобретает Аркалык в связи с дальнейшим обустройством железнодорожной линии Аркалык-Шу-барколь и предстоящим строительством автотрассы из Астаны в сторону Атырау. Ремонт автодороги в сторону Державин-ска и в направлении Улытау, будет способ-стовать решению задач Республики.
В Житикаре также в ближайшие три года ждут 26 миллиардов тенге инвестиций, 16 из которых — внебюджетные деньги, более 7,7 - средства республиканского бюджета. Здесь тоже есть золото. Еще одна золото-извлекающая фабрика по выпуску сплава Доре была официально принята в эксплуатацию буквально в последние дни 2014 года. ТОО «Брендт» раньше срока закончило строительство. Для строительства еще одной фабрики ТОО «Тохтар» уже ищет инвесторов.
В Костанае завершается строительство нового Домостроительного комбината. Это серийное промышленное производство, которое позволит быстро и разнообразно строить жилье. В этом году первый дом из продукции уже будет реализован в Костанае. Это серьезное подспорье для нашей строительной индустрии. Его мощность - 70 тысяч квадратных метров жилья, а потенциал для расширения комбината есть как минимум в два раза.
Промышленными предприятиями города произведено продукции на 144 миллиарда 681 миллион тенге, что составило 123,8% к аналогичному периоду 2013 года. Костанайцы производят почти треть
продукции области.
Объем выполненных строительных работ также не могут не радовать. Они составляют 26 миллиардов 388 миллионов тенге, или 116,1% к аналогичному периоду 2013 года.
В городе действуют 2716 субъектов малого предпринимательства и более 18 тысяч индивидуальных предпринимателей. Численность работающих на предприятиях малого бизнеса составляет более 72 тысяч человек. С начала года зарегистрировано 295 вновь открывшихся предприятий, создано 535 новых рабочих мест. Силами малого бизнеса произведено продукции, работ и оказано услуг на 92,9 миллиарда тенге.
По госпрограмме «Доступное жилье - 2020» с начала года введено 118 тысяч 556 кв.м. жилья. Сейчас ведется строительство 13 жилых домов, шесть из них в ближайшее время будут сданы в эксплуатацию.
Немало в 2014 году отремонтировано дорог. 1 миллиард 410 миллионов тенге направлено на реконструкцию улиц Бай-магамбетова, Чехова, Герцена, а так же на реконструкцию сети регулирования дорожного движения. Выполнен капитальный ремонт по улице Железнодорожной в границах улиц Гоголя-Дощановаб.
В области добывается железная руда, 100% асбеста в разрезе страны, есть золотоносные месторождения. Развивается металлургическая промышленность: появились предприятия в Рудном и Костанае. С учетом того, что ССГПО имеет контракт на недропользование до 2030 года, есть долгосрочные программы. Рассматривается вопрос о возможности строительства металлургического завода на территории области. Если он будет решен положительно, это даст серьезный импульс развитию машиностроения и всего региона. Выпуск металла позволит развивать тяжелое машиностроение. Перспектив очень много, наступает период, когда страна переходит к более качественной индустриализации. Будут открываться новые предприятия, создаваться рабочие места.
ш
Несколько лет назад говорили, что в Казахстане нет машиностроения. Сегодня в области действует такое производство, которое выпустило порядка 25 тыс. единиц автомобилей и планирует выходить со своей продукцией на рынок стран СНГ.
В Костанайской области валовой региональный продукт, составляет свыше 1 триллиона 400 миллионов тенге, опережающими темпами работали предприятия обрабатывающей промышленности, что позволило на уровне прошлого года сформировать бюджет на 2015 год, в рамках расходов которого на социальную сферу выделено 56 млрд. тенге, что составляет 40% от общих затрат. Еще 34 млрд. тенге будет направлено на улучшение транспортной, жилищно-коммунальной инфраструктуры, строительство и реконструкцию социальных объектов, развитие сельских территорий. Сохранены объемы финансирования всех социальных программ.
Для сохранения деловой активности в регионе продолжат поддержку малого и среднего бизнеса в рамках государственных и отраслевых программ. Новая экономическая политика страны «Нурлы жол», реализация которой начата с нового года, обеспечит устойчивый рост экономики и поддержку занятости населения. Область, регионы спланировали участие в реализации программы «Нурлы жол».На этом этапе крайне необходима глубокая диверсификация экономики региона. Новые обрабатывающие предприятия — это создание рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет, рост объемов валового регионального продукта.
Важнейшим фактором развития является не только производство качественной, конкурентоспособной продукции, но и поиск новых рынков сбыта. Экспортные перспективы открываются с работой Евразийского экономического союза.
В области формируются индустриальные зоны - городах Костанае, Жити-каре. Такие же проекты предполагаются в Аркалыке, Лисаковске, Рудном. Они станут локомотивами для улучшения инве-
стиционной привлекательности регионов, увеличения доли обрабатывающей промышленности области [6, с.2].
Сергей Сотников - директор ТОО «ЕвразКаспианСталь», депутат городского маслихата сказал, что завод заработал летом этого года. В июне мы выпустили 800 тонн арматуры, в августе - уже 3 тысячи тонн, в ноябре - 20 тысяч тонн. Металлопрокатный завод - совместное российско-казахстанское предприятие, поэтому продукция поступает в Россию и Казахстан, а также Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан [6, с.З].
Наша область участвовала в общенациональном телемосте «Новая индустриализация Казахстана: результаты 2014 года и первой пятилетки». Главный акцент, который прозвучал в телеобщении: в Казахстане сделан решительный шаг по изменению структуры экономики. Диверсификация уже идет не на словах, а на деле. В Казахстан пришли крупнейшие мировые индустриальные гиганты — концерны Airbus, General Electric, Aistom, Eurocopter, Toyota, Ssang Yong, LG и ряд других. Построено и реконструировано около четырех тысяч километров автомобильных и 1700 километров железных дорог. За последние несколько лет нигде в мире не появилось столь протяженных транспортных коммуникаций.
Три предприятия области стали победителями и лауреатами престижных республиканских конкурсов «Парыз» и «Лучший товар Казахстана». Главными критериями участия в конкурсах на соискание премий являются социальная ответственность бизнеса, достижение значительных результатов в области качества производимой продукции, выполнения работ или оказания услуг, повышение их конкурентоспособности, использование эффективных методов управления качеством, внедрение международных стандартов, удовлетворение запросов потребителей. На состоявшихся 25 декабря 2014 года в Астане мероприятиях, проводимых в рамках Дня индустриализации, премьер-министр PK Карим Масимов вручил
ö? S
к с m О
го £
« О
w «
О
Он
С
w
U
W
¡г1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м Сг1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
золотые статуэтки премии «Парыз» и грамоты следующим предприятиям Коста-найской области: в номинации «За вклад в экологию» - АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», в номинации «Лучшее социально ответственное предприятие» - АО «Варваринское». Победителем в номинации «Качество производимой продукции» стало ТОО «Агрофирма «Диевская» [6, с.4].
Проблема дорожного строительства в области всегда были задачей номер один. В 90е годы XX века крайне необходимо было быстро связать дорожным строительством райцентры области с областным и другими точками, в годы целины стал особо вопрос дорог между райцентрами, железнодорожными станциями, крупными населенными пунктами. За годы независимости Казахстан как-будто решил дорожные проблемы. Но величие главы государства в том и состоит что он видит перспективу быстрее других и знает пути ее решения. В послании он говорит что в преддверии ЭКСПО-2017 нам нужно позаботиться о развитии транспортной инфраструктуры Астаны. Надо строить новый аэродром. На строительство нового терминала и реконструкцию взлетно-посадочной полосы в 2013 году выделено 25 миллиардов тенге.
В наступившем году много работы будет у дорожников области. Средств вполне достаточно, чтобы содержать и ремонтировать как дороги в Костанае, так и трассы областного значения. Только в областном центре на эти цели предусмотрено около одного миллиарда тенге.
Аркалык из тупикового города превращается в место пересечения важных для Казахстана путей. Железная дорога Аркалык — Шубарколь повлечет за собой строительство 24 новых объектов обслуживающего, подсобного и социального значения. В рамках «Нурлы Жол» планируется реконструкция двух автодорог. Это, по мнению властей области, позволит городу привлечь еще больше инвестиций для развития бизнеса в регионе.
Глава государства обратил особое внимание на необходимость оперативно пересмотреть некоторые позиции, внести коррективы в планы на предстоящей период. Костанайцы определили их как три якорных проекта: увеличение мощности птицефабрики до 300 миллионов яиц в год, строительство двух линейных элеваторов общей мощностью 44 тысячи тонн и строительство племенного хозяйства — репродуктора на 3 тысячи голов КРС [7, с.5].
В конце 2014 года были подведены итоги первой индустриальной пятилетки в Казахстане. Глава государства назвал их позитивными. Начинается первый год второй пятилетки. Правительство Казахстана разрабатывают План по поддержке экономического роста. Он состоит из нескольких блоков. Первый посвящен адресной поддержке системообразующих предприятий — главным образом в части железнодорожных тарифов и стоимости электроэнергии. Все наши системообразующие производства на 2015 год имеют неплохие прогнозы. Для Костанайской области особенно важно, развитие ССГПО.
В сентябре в Костанайскую область с двухдневным рабочим визитом приезжал Президент РК Нурсултан Назарбаев. Он посетил ТОО «СарыаркаАвтоПром», ТОО «ЕвразКаспианСталь», ССГПО и провел встречу с сельхозтоваропроизводителями.
В декабре в областном центре большая радость - торжественно открыта Назарбаев Интеллектуальная школа. Учиться в элитном учреждении образования будут более 500 ребят со всех уголков области [6, с.2].
В числе перспективных производств страны назывались и Костанайское АО «АгромашХолдинг», и ТОО «СарыаркаАвтоПром». Президент Ассоциации Казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев доложил Президенту о значимых изменениях в отрасли автомобилестроения. В своем выступлении он подчеркнул, что первая пятилетка Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана помогла становлению этого сегмента
отечественной экономики. К 2018 году мощность всех автомобилестроительных предприятий достигнет 190000 автомобилей в год. Это позволит создать около 20 тысяч новых рабочих мест, в том числе в малом и среднем бизнесе по производству автокомпонентов.
Президент РК Нурсултан Назарбаев, в свою очередь, выразил благодарность машиностроителям за вклад в становление отрасли, пожелал удачи в дальнейших начинаниях и в очередной раз посоветовал казахстанцам пересаживаться на отечественные автомобили. Также глава государства в очередной раз напомнил, что надо славить человека труда - он создатель материальных благ, а в областях вешать везде не его портреты, а указывать, сколько создано новых рабочих мест [10, с. 10]. В послании Президент оьратил внимание на поддержку крупного предпринимательства. Это послание выполняет например, известное в регионе ТОО «Алтынсарино» пополнило парк тракторов. Причем для этого в «Алтынсарино» Камыстинского района приехала представительная делегация - секретарь Посольства РФ Александр Аверин, директор ЗАО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков, заместитель акима Ак-тюбинской области Мухтар Жумагазиев и заместитель акима Костанайской области Базыл Жакупов. Они вручили ключи от 16 тракторов К-744Р1 (в народе - «Кировец») заслуженным механизаторам. А затем представитель ТОО «Урал ЛТД» Валентин Романов в подарок от своей фирмы вручил инженерам сервисной службы ключи от трех автомобилей «Нива-Шевроле».
В области на полях работает 25 тысяч тракторов разных марок, в том числе пять тысяч «Кировцев», из которых 386 К-744Р последнего поколения. Только за последние пять лет сельхозпредприятия купили 113 тракторов К-744.
В июле этого года между акиматом Костанайской области и ЗАО «Петербург-
ский тракторный завод» был подписан меморандум о сотрудничестве, в котором стороны договорились о проведении показа тракторов завода на территории области. Что и было сделано в сентябре 2014 года.
Важно то, что ТОО «Алтынсарино» приобрело трактора без кредитов и рассрочек. Это показывает его силу и конкурентоспособность [10, с.2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Кустанайская область: прошлое и настоящее [Текст]: Костанай, 2007.
2. Очерки истории Коммунистической партии Казахстана [Текст]: Алма-Ата, 1984.
3. «Костанайские новости» [Текст] -2015. - 8 января.
4. Послание Главы государства народу Казахстана «Нурлы жол путь в будущее». Казахстанская правда [Текст] - 2014.
- 17 июня.
5. «Костанайские новости» [Текст] -2014.-24 декабря.
6. «Наш Костанай» [Текст] - 2014 - 30 декабря.
7. «Комсомольская правда» [Текст] -2014. - 26 ноября.
8. Послание Главы государства народу Казахстанаю. Костанайские новости [Текст] - 2014. - 13 ноября.
9. Инновации, как критерий эффективности. Костанайские новости [Текст] -2015.-8 января.
10. «Костанайские новости» [Текст]
- 2014.-27 декабря.
16. История Казахской ССР. С древнейших времен до наших дней. В пяти томах, том 4 [Текст]: Алма-Ата: «Наука», 1977. - 548 с.
17. Костанайская область: страницы истории 1936-2006 г.г. [Текст]: Костанай: 2006.
18. Терновой И.К. Кустанай: десять лет спустя. 1926-1936 годы [Текст]: Костанай, 2011.
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м Сг1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©