Научная статья на тему 'Новая парадигма профессионального мышления как основа непрерывного образования оперных певцов и вокальных педагогов'

Новая парадигма профессионального мышления как основа непрерывного образования оперных певцов и вокальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая парадигма профессионального мышления как основа непрерывного образования оперных певцов и вокальных педагогов»

296

НОВАЯ ПАРАДИГМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ОСНОВА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОПЕРНЫХ ПЕВЦОВ И ВОКАЛЬНЫХ

ПЕДАГОГОВ

В. И. Юшманов

Необходимость создания условий непрерывности образования, обеспечивающих певцам и вокальным педагогам возможность и успешность постоянного профессионального совершенствования, является весьма актуальной, хотя и далеко не всегда осознаваемой практической проблемой в сфере певческого искусства. Еще меньше осознается, что основным фактором, препятствующим созданию этих условий, является ограниченность традиционных, исторически сложившихся и закрепленных в подсознании многих поколений вокалистов базовых представлений и систем профессионального мышления.

Не вызывает сомнений, что профессиональная педагогическая деятельность (профессиональная подготовка специалистов) должна основываться на достоверном знании природы и жизненного предназначения обучаемой профессии, ясном понимании ее цели, круга задач, а также путей и способов ее освоения. Если рассматривать с этих позиций современную профессиональную подготовку будущих артистов оперы в классах сольного пения консерватории, то можно констатировать, что она остаётся сферой эмпирики, сводящейся, как правило, к попыткам передачи педагогом собственного певческого и сценического опыта. Вокальную педагогику XXI в. трудно назвать по настоящему профессиональной, поскольку профессия вокального педагога и в теоретическом, и в практическом плане осваивается певцами точно так же, как и освоение певческой профессии - чисто

В. И. Юшманов

297

эмпирическим путем, методом проб и ошибок.

Профессиональный эмпиризм оперных певцов и вокальных педагогов обусловлен, прежде всего, отсутствием адекватно соотносящихся с практикой методологии, дающей обучающему и обучающемуся ясное понимание цели и круга задач своей деятельности. Как известно, теории певческого искусства и вокальной педагогики, которую можно было бы считать действительно научной, в настоящее время не существует, поскольку все ключевые слова, которыми широко пользуется современное искусствоведение - «творчество», «художественное творчество», «музыка», «творческая личность» и т. д. - являются терминами с «размытым», неопределенным реальным значением. По сути дела методология обучения певческому искусству до настоящего времени продолжает существовать в узких рамках вокальной методики - теории так называемой «постановки певческого голоса» с ее многочисленными, конкурирующими между собой, физиологическими теориями певческого голосообразования, роль науки в которой ограничивается попытками «научного

объяснения» представлений и эмпирических находок

практиков. Несмотря на то, что и певческое искусство, и вокальная педагогика являются психически обусловленными и психически регулируемыми феноменами, именно

«психическая составляющая» этих профессий остается

недоступной для исследователей областью, вследствие чего проблемы певческой и педагогической практики в сфере певческого искусства до настоящего времени изучаются преимущественно с позиций физиологии и акустики.

В этой связи весьма актуальными стали исследования, которые проводятся на кафедре сольного пения Санкт-Петербургской консерватории. Целью этих системных исследований было не только изучение вокально-технической работы оперного певца как аутоинструментальной

298 В. И. Юшманов

деятельности человека - психически регулируемой работы певца со своим инструментом, но и психологического аспекта обучения певческому искусству, включавшего психологию взаимоотношений педагога и студентов в учебнопедагогическом процессе.

Изучение певческого искусства и вокально-технической работы как психически регулируемой деятельности человека потребовало уточнения, что реально представляет собой феномен психики. В проводившихся исследованиях психика понималась, как иерархически высший уровень саморегуляции энергетики человека, на котором фактором, регулирующим внутреннее функциональное состояние и двигательную активность человека, становится субъективное восприятие ситуации «я в окружающем меня мире», оцениваемое с точки зрения возможности удовлетворения своих жизненных (в том числе - идеальных) потребностей. Такое понимание позволило не только говорить о том, что творчество человека есть не что иное, как практическая реализация ранее неизвестного

идеального, но и обоснованно утверждать, что целыо художественного творчества является жизнетворчество -создание вымышленной жизни, которая могла бы

воспринимать и проживаться сторонним наблюдателем (зрителем, слушателем, читателем) как жизнь в мире, существующем параллельно повседневной реальности.

Появилась возможность говорить об опере, как о мире, основными условиями существования в котором являются владение вокальной техникой оперного пения, способность создания музыки и существования «в ней», а также способность к сценическому перевоплощению.

Изучение психотехники управления внутренней

энергетикой певческого процесса открыло необходимость ясного различия внешней - звучащей - стороны музыки и ее внутреннего, воспринимаемого телом, энергетического

В. И. Юшманов

299

континуума, реальное существование которого вызвало к жизни появление профессии «незвучащего» музыканта -дирижера. Благодаря этому оказался возможным переход от изучения восприятия музыки (чем, собственно и ограничивалась музыкальная психология) к исследованию психотехники создания музыки и органичного существования «в ней». Несомненный интерес представляло и изучение психологического аспекта организации педагогического процесса в классах профессоров кафедры сольного пения Санкт-Петербургской консерватории Е. Г. Ольховского, И. И. Плешакова и В. М. Луканина. Исследование выявило необходимость обучения певческому искусству с позиций системного профессионального воспитания студента, а также принципиальное значение личностного подхода к учащемуся и педагогического общения с ним на уровне «личность-личность», основывающегося на уважительном отношении к профессии оперного певца. Показано, что для профессионального становления оперного артиста решающее значение имеет не только «наработка» профессиональных технических навыков, но и коррекция мировосприятия, расширение интеллектуального кругозора, тренировка позитивного мышления.

Результаты проведенных исследований открывают качественно новые перспективы для создания адекватно соотносящейся с реалиями практики методологии профессионального обучения певческому искусству, выводящей вокальную педагогику на качественно новый, соответствующий современным требованиям уровень профессионализма. Обеспечивая качественно новый уровень профессионального мышления, значительно расширяющий кругозор и возможности осознанного освоения профессии, превращая философские слова «психика», «жизнь», «творчество», «энергетика» в научные понятия с определенным

300

В. И. Юшманов

реальным значением, новая для теории певческого искусства система исходных установок сознания (парадигма мышления) открывает практикам возможность с равной степенью понимания использовать в своей творческой работе эмпирические находки предшественников, свой жизненный опыт и современное научное знание, обеспечивая тем самым возможность постоянного профессионального совершенствования и наиболее полной реализации в профессии своего творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.