Научная статья на тему 'НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОКОЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ "Z" И "АЛЬФА" И ПОКОЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ "X" И "Y"'

НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОКОЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ "Z" И "АЛЬФА" И ПОКОЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ "X" И "Y" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКОЛЕНИЙ / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ РАЗРЫВ / НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКОЛЕНИЕ "АЛЬФА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сульдикова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются проблемы образовательного и воспитательного характера, появление которых непосредственно связано со сменой поколений и усилением межпоколенческого разрыва в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий. Сфера образования сталкивается с проблемой быстрой адаптации к новым условиям в части технических, научно-методических и кадровых вопросов. Совершенство образовательного процесса возможно лишь при внедрении рационального соотношения инноваций и традиций на любом уровне современного образования. В статье приводится анализ основных характеристик поколений, представители которых являются как учениками, так и учителями в широком смысле данных понятий. Описаны критерии ценности знаний, умений и навыков представителей каждого поколения. Отмечается, что с учетом трансформации фундаментальных характеристик поколений возникает необходимость совершенствования и развития системы образования. В новых стандартах необходимо готовить образовательные траектории уже под следующее поколение, для которых «умные» технологии становятся не просто инструментом коммуникации и обучения, а обычными социальными практиками. Даются прогностические характеристики и особенности обучения нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW PARADIGM OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE INTERACTION OF THE GENERATION OF TRAINEES -Z AND ALPHA AND THE GENERATION OF TRAINERS - X AND Y

The article describes the problems of an educational and upbringing nature, the emergence of which is directly related to the alternation of generations and the intensification of the intergenerational gap in the conditions of intensive development of information and communication technologies. The education area is facing the problem of rapid adaptation to new conditions in terms of technical, scientific, methodological and personnel issues. The perfection of the educational process is possible only with the introduction of a rational correlation of innovations and traditions at any level of modern education. The article provides an analysis of the main characteristics of generations, whose representatives are both students and teachers in the broad sense of these concepts. The criteria for the value of knowledge, skills and abilities of representatives of each generation are described. It is noted that taking into account the transformation of the fundamental characteristics of generations, there is a need to improve and develop the education system. In the new standards, it is necessary to prepare educational trajectories for the next generation, for which “smart” technologies become not just a communication and learning tool, but ordinary social practices. The prognostic characteristics and specificities of teaching a new generation are given.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОКОЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ "Z" И "АЛЬФА" И ПОКОЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ "X" И "Y"»

УДК 37.062

НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОКОЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «Z» И «АЛЬФА» И ПОКОЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ «X» И «Y»

Сульдикова Ирина Владимировна1,

канд. пед. наук, e-mail: kpk_sgii@mail.ru, 1Смоленский государственный институт искусств, г. Смоленск, Россия

В статье рассматриваются проблемы образовательного и воспитательного характера, появление которых непосредственно связано со сменой поколений и усилением межпоколенческого разрыва в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий. Сфера образования сталкивается с проблемой быстрой адаптации к новым условиям в части технических, научно-методических и кадровых вопросов. Совершенство образовательного процесса возможно лишь при внедрении рационального соотношения инноваций и традиций на любом уровне современного образования. В статье приводится анализ основных характеристик поколений, представители которых являются как учениками, так и учителями в широком смысле данных понятий. Описаны критерии ценности знаний, умений и навыков представителей каждого поколения. Отмечается, что с учетом трансформации фундаментальных характеристик поколений возникает необходимость совершенствования и развития системы образования. В новых стандартах необходимо готовить образовательные траектории уже под следующее поколение, для которых «умные» технологии становятся не просто инструментом коммуникации и обучения, а обычными социальными практиками. Даются прогностические характеристики и особенности обучения нового поколения. Ключевые слова: фундаментальные характеристики поколений, межпоколенческий разрыв, новая парадигма образования, поколение «Альфа»

A NEW PARADIGM OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE INTERACTION OF THE GENERATION OF TRAINEES -Z AND ALPHA AND THE GENERATION OF TRAINERS - X AND Y

Suldikova I.V.1,

сandidate of pedagogical sciences, e-mail: kpk_sgii@mail.ru, 1Smolensk State Institute of Arts, Smolensk, Russia

The article describes the problems of an educational and upbringing nature, the emergence of which is directly related to the alternation of generations and the intensification of the intergenerational gap in the conditions of intensive development of information and communication technologies. The education area is facing the problem of rapid adaptation to new conditions in terms of technical, scientific, methodological and personnel issues. The perfection of the educational process is possible only with the introduction of a rational correlation of innovations and traditions at any level of modern education. The article provides an analysis of the main characteristics of generations, whose representatives are both students and teachers in the broad sense of these concepts. The criteria for the value of knowledge, skills and abilities of representatives of each generation are described. It is noted that taking into account the transformation of the fundamental characteristics of generations, there is a need to improve and develop the education system. In the new standards, it is necessary to prepare educational trajectories for the next generation, for which "smart" technologies become not just a communication and learning tool, but ordinary social practices. The prognostic characteristics and specificities of teaching a new generation are given. Keywords: fundamental characteristics of generations, intergenerational gap, new education paradigm, Alpha generation

DOI 10.21777/2500-2112-2022-2-23-26

Введение

Поколенческие циклы, составляющие в среднем 15-20 лет, говорят не просто о разных интересах, но и о сложности коммуникации между представителями этих поколений. В образовательном процессе это имеет прямое отражение, так как разница в возрасте между обучающимися и обучающими, как правило, составляет не менее 15 лет, то есть период одного поколенческого цикла.

Авторы теории поколений Уильям Штраус и Нил Хау утверждают, что исторический контекст определяет поведение человека: у групп, родившихся в одинаковый промежуток времени, есть сходные социально-психологические черты, универсальные для всего поколения [1]. В России теорию поколений изучают, в основном, маркетологи, специалисты по рекламе и связям с общественностью и HR-менеджеры, которые применяют её на практике. Наиболее глубокий подход к изучению концепции поколений содержится в работах Т. Шанина, который анализировал реальную смену поколений в российской истории, и Ю.А. Левады [2]. По результатам междисциплинарных исследований предложены альтернативные интерпретации фундаментальных характеристик российских поколений. С учетом трансформации фундаментальных характеристик поколений возникает необходимость совершенствования и развития системы образования [3]. В связи с изложенным, исследование взаимоотношений поколения обучающихся «2» и «Альфа» и поколения обучающих «X» и является актуальным.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим фундаментальные характеристики поколений через призму образования.

С 1943 по 1961 год - поколение «Беби-бумеры», которое характеризует переосмысление традиционных ценностей, культурные изменения, умеренный консерватизм, оптимизм, командный дух, амбициозность, активность, бережливость [4, с. 25]. Следующим обозначено поколение «Х», которое демонстрирует высокую самостоятельность и индивидуализм, недоверие к власти из-за пережитых резких перемен и, как следствие, аполитичность, скептицизм. Отсчет их ведется с 1962 по 1981 год. Начало восьмидесятых годов ознаменовалось поколением которое не готово взрослеть, ценит собственную свободу и не считает обладание частной собственностью достижением. С 1995 года выделяется поколение «2» - «цифровые аборигены», привязанные к большому количеству устройств, обладающие информацией, формирующие касту лидеров мнений. Им характерна вдумчивость, способность к многозадачности, прямолинейность, экономность, замкнутость [4, с. 235; 5]. С 2010 года выделяется поколение «Альфа». На основе прогнозов можно сказать, что лидеры мнений для поколения «Альфа» не будут существовать. Условно лидером будет считаться тот, кто создает продукт или услугу совместно и участвует в принятии решений. А это значит, что система образования, прошедшая апробацию на нескольких поколениях и достаточно устойчивая, вынуждена будет трансформироваться. Видимые трансформации наглядно показывают требования к повышению инновационности и качества прикладных навыков у последних поколений.

Используя теорию поколений, можно обосновать плавающие границы поколений. Это связано с ускоряющимися темпами индустриализации. Соответственно, отрезки уменьшаются, периодичность смены парадигм учащается. Также это обусловлено стадией так называемого демографического перехода - смены темпов рождаемости и смертности (снижение того и другого), в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений, а не приросту численности. В итоге, представителей разных поколений разное количество, а значит, меняется доминирующая группа со своими ценностями, ориентирами, целями и задачами. При этом необходимо учитывать, что «чистые» типы поколений встречаются параллельно с миксом (комбо-поколений). Не бывает так, что какой-то год рождения - это «миллениалы», какой-то - «2», а следующими сразу пойдут «альфы». Более того, в современной магистратуре, например, часто встречается микс поколения и поколения «2». Оба имеют склонность к индивидуализму и достаточно активны. Поэтому образовательный процесс необходимо адаптировать и под такие поколенческие «смеси» [6].

Для «миллениалов», «зетов» и «альфа» становится актуальной виральность - то есть не прямой обмен «знания - оценки», «знания - знания» или «знания - деньги», а процесс обмена действиями. Результатом этих действий должен стать следующий этап развития, шаг вперед к цели. Это понятие

экономики внимания, подразумевающее, что образовательная деятельность влияет или связана со статусом в социальных медиа и в виртуальном пространстве.

Поколение «Z» тяготеет не к знаниям и навыкам как таковым, а к уровню безопасности, под которой в данном контексте рассматривается состояние спокойствия и уверенности в своих силах. Стабильность во всех сферах, уравновешенность, отсутствие бунтовских черт. Представители этого поколения рано начинают работать, уверенные в том, что карьеру можно строить с нуля, не имея образования [7].

С учетом выделенных особенностей поколений перед системой образования ставятся новые задачи, в первую очередь, перед системой высшего образования. В новых стандартах необходимо готовить образовательные траектории уже под следующее поколение, для которых «умные» технологии становятся не просто инструментом коммуникации и обучения, а обычными социальными практиками. Это не говорит о полном обесценивании высшего образования, но часть его функций возьмут на себя другие структуры: корпоративные университеты, микрообучение (microlearning), конкурсы Worldskills, которые для работодателей становятся важнее любого диплома [8].

На сегодняшний день главным трендом на глобальном рынке труда является увеличение позиций, требующих нерутинных умений и навыков. Этот тренд не только дает толчок инновационной экономике, но и ведет к потребности в высокоразвитых адаптивных умениях у работников. Чтобы оставаться востребованными в эпоху искусственного интеллекта, молодым людям придется постоянно учиться, приобретать новые навыки и менять вид деятельности.

Классическое высшее образование может уступить свое место разного рода курсам, направленным на формирование навыков в определенной сфере, а также получению знаний в определенной узкой области [9]. Опасность в данном случае скрыта не в качестве знаний и не в их количестве, а в отсутствии среды для коммуникации. Умение занимать правильную позицию в коллективе, общаться с разного рода людьми «по горизонтали» и «по вертикали», правильно определять роли каждого члена коллектива - навыки, которые определяют стиль общения и в дальнейшем помогают формированию эффективной личности.

Обучение поколения «Альфа» может в корне изменить классическую систему образования. В том числе в перспективе изменение стандартов, применимых к профессиям в связи с появлением новых профессий и видов деятельности, а также расширение должностных обязанностей многих направлений деятельности. В ближайшем будущем поколение «Альфа» начнет трудовую деятельность. Они полностью будут готовы к динамичным условиям рынка труда. Тем не менее, прогноз развития нового поколения важен с точки зрения внесения изменений во все сферы жизни подрастающего поколения, в том числе, в систему образования всех уровней.

Правильное перспективное планирование должно определить новую парадигму системы образования, чтобы она не оказалась на «обочине» прогрессивного мира. Исходя из тенденции, аудиторные занятия должны занимать незначительную часть обучения, проводиться желательно дистанционно, но не исключая из учебного процесса преподавателя. По формам обучения, которые смогут удовлетворить поколения «Z» и «Альфа», в качестве глобальной тенденции отмечается микрообучение (microlearning). Здесь образовательные платформы и бренды конкурируют за быстрые и сжатые курсы в режиме коротких аудио- и видеосообщений, статей и сториз.

Универсальными навыками в современной системе образования считаются социальная практика, проектная деятельность, навыки коммуникации. Перспективной моделью видятся "liberal arts", которые концентрируются на развитии общих навыков (general skills, критического мышления, эмоционального и социального интеллекта).

Liberal Arts Education или свободные науки и искусства - не просто традиционная академическая программа западного высшего образования. Направление охватывает четыре области: естественные науки, социальные науки, искусство и гуманитарные науки, к которым дополнительно приурочена «фундаментальная практика». Под практикой подразумевается внедрение знаний в жизнь, как профессиональную, так и повседневную.

Профессиональная деятельность у поколений «Z» и «Альфа» начинается достаточно рано, и навыки, полученные в процессе обучения, применяются сразу. Следовательно, достаточно быстро для обучающихся определяется их ценность в профессиональной деятельности.

Заключение

По результатам проведенных исследований можно сделать вывод о необходимости парадигмаль-ных сдвигов в образовании. Это связано, в первую очередь, с новым типом мышления у подрастающего поколения, а также с изменениями, происходящими в образовании в последние двадцать лет. Система образования, не являющаяся структурой динамичной, сложно реагирует на требования рынка и изменения социально-демографического состава общества. Именно поэтому опираться в изменениях, требуемых в образовательном процессе, необходимо не только на произошедшие уже изменения, которые прошли этап анализа, но и на перспективу с учетом тенденций развития науки и техники.

Список литературы

1. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - New York: William Morrow & Company, 1991. - 538 p.

2. Попов Н.П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2018. - № 4. - С. 309-323.

3. МирошкинаМ.Р. Интерпретация теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 6. - С. 30-35.

4. Беловинский Л.В. Культура русской повседневности. - М.: Высшая школа, 2019. - 768 с.

5. Кулакова А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. - 2018. -№ 2 (42). - С. 1-8.

6. Гаврилова А.В. Социально-психологические особенности ментальности нового поколения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия, психология, педагогика». - 2016. - Т. 26, вып. 2. - С. 58-63.

7. Поколение Selfie: пять мифов о современной молодежи [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3265. 13.12.2016. - URL: https://www.wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ pokolenie-selfie-pyat-mifov-o-sovremennoj-molodezhi (дата обращения: 12.06.2022).

8. ЗоркаяН. Современная молодежь: к проблеме «дефектной» социализации // Вестник общественного мнения. - 2008. - № 4 (96). - С. 17-19.

9. АтаджановМ. Переходное поколение в современном социуме: от поколения икс к интернет-поколению // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (8). - С. 69-73.

References

1. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - New York: William Morrow & Company, 1991. - 538 p.

2. Popov N.P. Rossijskie i amerikanskie pokoleniya XX veka: otkuda prishli millenialy? // Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i social'nye peremeny. - 2018. - № 4. - S. 309-323.

3. Miroshkina M.R. Interpretaciya teorii pokolenij v kontekste rossijskogo obrazovaniya // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2017. - № 6. - S. 30-35.

4. BelovinskijL.V Kul'tura russkoj povsednevnosti. - M.: Vysshaya shkola, 2019. - 768 c.

5. KulakovaA.B. Pokolenie Z: teoreticheskij aspekt // Voprosy territorial'nogo razvitiya. - 2018. - № 2 (42). -

5. 1-8.

6. Gavrilova A.V Social'no-psihologicheskie osobennosti mental'nosti novogo pokoleniya // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya, psihologiya, pedagogika». - 2016. - T. 26, vyp. 2. - S. 58-63.

7. Pokolenie Selfie: pyat' mifov o sovremennoj molodezhi [Elektronnyj resurs] // VCIOM. Press-vypusk № 3265. 13.12.2016. - URL: https://www.wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pokolenie-selfie-pyat-mifov-o-sovremennoj-molodezhi (data obrashcheniya: 12.06.2022).

8. Zorkaya N. Sovremennaya molodezh': k probleme «defektnoj» socializacii // Vestnik obshchestvennogo mneniya. - 2008. - № 4 (96). - S. 17-19.

9. AtadzhanovM. Perekhodnoe pokolenie v sovremennom sociume: ot pokoleniya iks k internet-pokoleniyu // Nauchnyj vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: Social'no-gumanitarnye nauki. - 2015. - № 4 (8). - S. 69-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.