УДК 364.66
НОВАЯ ПАРАДИГМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА
А. Н. ГРИДЮШКО, кандидат экономических наук, доцент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
NEW PARADIGM OF FORMATION OF RESOURCE POTENTIAL
A. N. GRIDIUSHKO, PhD, Associate Professor Belarusian State Agricultural Academy
В статье рассматриваются концептуальные особенности формирования ресурсного потенциала в условиях становления постиндустриального типа экономики. Обосновывается смена векторов экономического развития, отражающаяся в снижении роли традиционных факторов производства (земли, труда в классическом понимании, капитала) и увеличении значения интеллектуального капитала и информации. Выявлены особенности постиндустриальной экономики. Рассмотрены новые подходы к качественным характеристикам современного работника. Указывается на особую роль информации как значимого экономического ресурса.
This article examines conceptual features of formation of resource potential in the conditions of postindustrial economy. We have based a change in the vectors of economic development, reflected in the reduction of the role of traditional factors of production (land, labor in the classic sense, and capital) and in the increased importance of intellectual capital and information. We have established the features of post-industrial economy, examined new approaches to qualitative characteristics of the modern worker. We have indicated the special role of the media as a significant economic resource.
Введение. В рыночных условиях каждое предприятие должно ориентироваться на получение максимальной прибыли. Эта цель может быть достигнута лишь при эффективном формировании и использовании его ресурсного потенциала.
Процесс развития постиндустриальной и информационной экономики вызывает очень глубокие сдвиги в структуре производства. Они обусловлены прежде всего изменениями в потребностях людей, экономическом и технологическом базисе общества. Структурная перестройка производства сопряжена с изменением подходов к формированию ресурсного потенциала.
Анализ источников. В статье использованы материалы исследований учёных в области трансформации экономической системы общества: отечественных - Э. А. Лутохиной, П. Г. Ни-китенко, С. Ю. Солодов-никова; зарубежных - О. А. Кацук, В. В. Радаеваи др.
Цель статьи - определить концептуальные особенности формирования ресурсного потенциала в условиях формирования постиндустриального типа экономики.
Методы исследования. При проведении исследования использовались общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, аналогии, метод сравнения, монографический, аналитический методы.
Основная часть. Каждый исторический этап требует нового подхода, разработки соответствующих целей хозяйственного строительства, своей экономической и социальной политики. Темпы экономического роста зависят от многих факторов - использования достижений НТП, наращивания материально-технической базы, совершенствования системы управления и т. д. Однако решающим фактором ускорения социально-экономического развития всегда был и остаётся человек.
Процесс развития постиндустриальной и информационной экономики вызывает очень глубокие сдвиги в структуре производства. Они обусловлены прежде всего изменениями в потребностях людей, целях их деятельности, экономическом и технологическом базисе общества [1]. Таким образом, можно утверждать, что в последнее время осуществляется «кардинальный сдвиг в сторону производства нематериальных услуг и информации при относительном сокращении материального производства; превращение научного знания в непосредственный производственный ресурс, который лежит в основе всех значи-
мых социальных новшеств; резкое возрастание значимости профессий, связанных с использованием знаний; превращение институционально закреплённой индивидуальной свободы в один из главных социально-экономических ресурсов» [2].
Главным фактором производства в индустриальном типе экономики является капитал и, прежде всего, основной капитал - здания, сооружения, машины, оборудование и др.
Главным же экономическим ресурсом ноосферной экономики, как отмечает академик П. Г. Никитенко, выступает не столько информация в виде новых технологий и техники (это вторично), сколько знания и информация, обеспечивающие развитие потенциала личности человека, накопление его ноосферного товарного потенциала. Отличительной особенностью ноосферной экономики является рост наукоемкости ВВП и реализация как приоритетной потребности человека - непрерывности образования на основе роста его наукоемкости. Непрерывность образования на основе повышения его наукоемкости обеспечивает рост качества трудовых ресурсов и возможность перспективного роста органического строения производства, а следовательно, повышение его интенсификации и эффективности на основе НТП [6].
По мнению зарубежных экспертов, в современных условиях произошли заметные сдвиги в структуре факторов, традиционно определяющих конкурентоспособность и позиции стран на мировом рынке. В первую очередь это относится к относительному снижению значения фактора дешёвого сырья и дешёвой рабочей силы и усилению образовательного фактора.
Новая микропроцессорная революция 1970-1980 гг. ХХ века заложила основы для начала нового этапа - компьютеризации реального сектора экономики.
Явным признаком заката машинно-индустриального типа экономики может служить снижение темпов прироста производительности труда, что является свидетельством все большего исчерпания потенциальных возможностей машинного производства.
Вслед за микропроцессорной революцией и в связи с ней происходят и более глобальные изменения в экономике, которые получили название «информационная революция».
Новая технико-технологическая реальность делает знание непосредственной производительной силой. Если традиционная формула производственной функции включает три фактора (производственных ресурса): K -капитал, L - рабочая сила, N -земля:
Q = f(K, и, М),
то в современных условиях в ней на первом месте следует поставить знание:
Q = f (Знание, К, и, М).
Однако фактором становится не всякое знание, и даже не само знание вообще (ибо оно является продуктом, а не первоисточником) - фактором новой экономики становится креативный интеллект (СТ), ибо он - создатель знаний и информации. Поэтому формула производственной функции для постиндустриальной экономики принимает вид:
Q = т К, и, М).
Так, по оценке американских экономистов, во второй половине 1990-х гг. благодаря новым знаниям и информации создавали 75 % добавленной стоимости в промышленности США. В то же время известно, что в индустриальной экономике около 90 % ее результатов обуславливалось факторами «капитал» и «труд». Такие кардинальные перемены в структуре используемых ресурсов свидетельствуют о смене типа экономики, означая переход от машинно-индустриального к новому постиндустриальному типу.
Таким образом, в постиндустриальной экономике (в этом заключается ее первая особенность) получаемая продукция, богатство является результатом целесообразного использования знания или, точнее, креативного интеллекта.
Если еще недавно главную ценность представляли деньги, т. к. за деньги можно было купить материальные ценности, то те-
перь главным становится - интеллектуальный капитал. Под интеллектуальным капиталом понимается вся масса знаний, информации, опыта, которая является средством создания благ и увеличения богатства. Именно они, т. е. сила мысли и творческого ума в постиндустриальной экономике становятся основным экономическим ресурсом [4].
Вторая особенность постиндустриальной экономики - переход на новые наукоемкие технологии. Основой новых технологий в такой экономике являются информационные технологии.
Это обстоятельство приводит к тому, что появляется и расширяется особый сектор наукоемкого производства. На мировом рынке наукоемкими считаются товары со степенью науко-емкости от 6 % и выше (в отдельных товарах она доходит до 2060 % в стоимости продукта). Такие товары обладают неоспоримо высокой конкурентоспособностью и дают самую высокую прибыль. Пришло время, когда не столько продукты и товары обеспечивают успех на рынках, сколько процессы, технологии их создания.
Третьей особенностью постиндустриальной экономики является изменение структуры стоимости продукта.
Сегодняшний колос высокоурожайной гибридной пшеницы на 80 % состоит из новых знаний [4].
О таких же переменах говорит ситуация, когда фирму согласны купить за сумму, в несколько раз превышающую ее балансовую стоимость. Разница здесь обусловлена ценой интеллектуальных активов фирмы. Их нет в бухгалтерских отчетах, но они представляют огромный, возможно, главный интерес для покупателя и большую часть стоимости.
Особенность знаний в том, что их много и становится все больше, в отличие от редкости многих материальных товаров. И хотя новые знания вытесняют старые, но в целом их становится все больше, ибо новые знания есть приращение, дополнение, уточнение старых.
Все это примеры того, что в постиндустриальной экономике происходит снижение доли и значимости материальной состав-
ляющей производства продукта и, наоборот, - рост ценности вложенного в него интеллекта.
Четвертой особенностью постиндустриальной экономики является растущая виртуальность финансовой сферы экономики.
Пятой особенностью постиндустриальной экономики является изменение структуры труда: сокращение исполнительно-репродуктивной и увеличение интеллектуально-инновационной трудовой деятельности. Об этом свидетельствует рост затрат на НИОКР - самый сложный исследовательский труд. Так, в США до 30-х гг. ХХ в. (до великой депрессии) доля расходов на НИОКР равнялась 0,32 % ВВП. С начала второй мировой войны эта доля стала повышаться, составив в 1960 г. 0,6 % ВВП. Теперь же эти расходы в США достигли 2,8-3 % ВВП. А в абсолютном выражении общие расходы на НИОКР в США в 1999 г. превысили 266 млрд. долларов США, опережая по этому показателю страны Западной Европы и Японию [4].
Об этих же изменениях говорит резкий рост расходов на образование. В США, к примеру, они составляют 80 млрд. долларов, что равно 10 % ВВП, а в сумме с расходами на науку - 13 % ВВП [4].
Но особенно ощутимы рассматриваемые изменения на микроуровне экономики. Использование новых, информационных технологий при производстве благ изменяет привычный образ рабочего. Его профессиональные характеристики изменяются и усиливаются за счет интеллектуальной составляющей.
По расчетам американских экономистов, доля лиц, работающих с информацией, в Америке с 1990 по 2000 гг. возросла с 17 до 59 %, а соответственно, доля работающих с материальным сырьем сократилась с 83 до 41 % [4].
Таким образом, главным и особенно ценным, редким и дефицитным ресурсом новой экономики становится творческий работник, способный генерировать новые идеи, создавать новые технологии и блага.
Шестой особенностью постиндустриальной экономики можно считать значительные изменения на рынке труда.
Прежде всего, говоря о рынке труда, отмечают удешевление физического труда и удорожание труда интеллектуального. Работники с низкой квалификацией теперь стали получать меньше и чаще оказываются без работы, а тяга людей к образованию резко возросла. В ряду таких векторов можно назвать и появление особых рекрутинговых фирм, которые взяли на себя функцию подбора для нанимателей высококвалифицированных специалистов. За определенную плату они поставляют их компаниям даже из других стран.
Седьмой особенностью постиндустриальной экономики можно признать высокий динамизм.
Таким образом, в мировой экономике идет переход от индустриального ее типа к новому постиндустриальному, или научно-информационному.
Интеллектуальный труд и инновации изменяют структуру ресурсов рыночной экономики. Традиционный капитал (здания, машины, деньги и др.) уступает позиции новому его типу - интеллектуальному капиталу.
Человек и его рабочая сила к концу ХХ века признаны главной производительной силой, ибо от ее развитости, от интеллекта прямо зависит экономический рост и развитие. В современной системе ценностных координат в центр поставлен человек как цель общественного прогресса и как его решающая сила.
Под рабочей силой традиционно принято понимать способность к труду или, иными словами, совокупность физических и умственных способностей, которыми располагает человек и которые могут использоваться им для работы в народном хозяйстве.
Формирование рабочей силы опирается на врожденные, естественные способности человека. Однако с развитием экономики этих способностей в их естественном виде не хватает. Для корректировки естественных способностей создана система обучения и образования, которая выполняет функцию развития человека, доведения его до уровня, необходимого на данном этапе развития экономики.
Объективные требования, предъявляемые НТП к качеству рабочей силы, находят практическое воплощение в повышении образовательного уровня населения, качества профессиональной подготовки работников, накопления образовательного потенциала рабочей силы. Так, в США свыше 40 % численности гражданской рабочей силы имеют среднее и 40 % высшее (полное и неполное) образование, а доля квалифицированных рабочих в общей численности «синих воротничков» составляет 86 %. В настоящее время в США число рабочих высокой квалификации почти в три раза больше, чем неквалифицированных и малоквалифицированных; в Италии и ФРГ - в два раза [8].
Экономика XXI века испытывает явную недостаточность традиционного понятия «рабочая сила». Это выражается в появлении наряду с «рабочей силой» таких понятий, как «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «интеллектуальный капитал» и ряда других.
Понятие «рабочая сила» требует определенной адаптации к современной экономике. В этом понятии исторически исходной была именно сила - мускульная сила рабочего. Этой силой в прошлом создавались основные блага, без нее вообще невозможно было что-либо производить. Она была главной силой аграрной и ремесленной экономики.
Однако эпоха индустриализации очень многое изменила. В частности, ручной труд в значительной мере оказался вытесненным более производительным машинным трудом. Сила работника как таковая потеряла свою роль и значимость.
В настоящее время первой важной качественной характеристикой работника становится его интеллектуальность. Свидетельством этому служит то, что все большая часть работников занята интеллектуальным трудом: поиском, обработкой и использованием необходимой информации, анализом, решением задач проблемного типа.
Вторая качественная характеристика современного работника - степень его инновационной активности, т. е. способность воспринимать и внедрять новое.
Третья характеристика работника - степень производственной адаптивности.
Четвертая характеристика работника - образовательная мобильность, т. е. способность к непрерывному образованию, обучению и переобучению.
Пятая характеристика работника - разносторонняя мотивированность. Мотивация переходит на новый уровень, становится более разносторонней (не только материальной, моральной, но и социальной).
Названные выше характеристики современного работника показывают, как далеко ушла экономическая теория и практика от понятия «рабочая сила». В современной экономике востребована не сила рабочего, а целый комплекс способностей и качеств человека как личности. Чем более развиты личностные качества, тем плодотворнее деятельность работника. Поэтому назрела объективная необходимость перехода к более соответствующему современным реалиям понятию - «человеческий капитал», которое должно прийти на смену историческому понятию «рабочая сила».
Человеческий капитал - совокупность личностных, возобновляемых и развиваемых, явных и неявных активов индивида, которые он может использовать в трудовой деятельности и которые определяют потенциальную меру трудовой активности данной личности.
Учитывая вышеизложенное, следует признать, что рынок труда в современных условиях представляет собой не рынок рабочей силы, а рынок человеческого капитала.
В современной экономике остро встала проблема информации. Возникла и развивается так называемая информационная экономика, быстро набирает силу информационная парадигма в экономической теории.
Информация всегда играла определенную роль в рыночной экономике: она подавала сигналы о рынке и вместе с тем так или иначе связывала агентов рынка друг с другом.
В теории же (в традиционном ее направлении) неизменно считалось, что для рынка характерна свободная и полная ин-
формация и это было особенностью и преимуществом рынка. Более того, полнота информации и свободная информированность субъектов рынка были важным условием равновесности в рыночной экономике.
Однако реальная действительность конца ХХ-начала ХХ1 вв. стала быстро ломать привычные устои теории. Уже в 1991 г. в США расходы на приобретение нужной информации и на информационные технологии составили 112 млрд. долларов и превысили затраты на приобретение основных производственных средств - 107 млрд. долларов [4].
Что касается теории, то работы о проблемах информации в экономике появились в 60-70-х гг. ХХ века. Наиболее значимыми стали работы Д. Стиглица, Ф. Махлупа, К. Эрроу, в которых исследовались особенности цен на информацию и ее факторов.
Свойства информации существенно отличают ее от других ресурсов, применяемых фирмами для производственно-хозяйственной деятельности.
Многообразие информации и степень ее доступности - еще одна важная проблема для современной экономики.
Предприятиям нужна разная информация для рыночного функционирования: информация о рыночном спросе, о ценах, о конкурентах, о состоянии рынка труда, кредитного рынка и т. д. Такого рода информацию сотрудники предприятия получают из различного рода печатных источников (справочников, обзоров), а также из СМИ, Интернета и пр. Существуют и специальные консультационные организации.
Неравномерность распространения информации и разнодо-ступность к ней, а вовсе не свобода и полнота информации, как считалось в традиционной теории, оказались особенностью современной экономики.
Это меняет положение предприятий. Поскольку информация распространена среди них неравномерно, одни производители, обладая большей информацией, получают преимущества перед другими. Это создает для них конкурентные преимущества на рынке. Рыночные сделки в таких условиях теряют характер вза-
имовыгодности. В результате наблюдается обострение борьбы за информацию поскольку рынки потеряли ее общедоступность и прозрачность.
Таким образом, следует признать, что рынкам свойственна не свобода и общая доступность информации, а напротив, ее существенная асимметрия.
Современное развитие экономики, ее глобализация и связанное с этим обострение конкурентной борьбы вызвали необходимость поиска какого-то нового вида конкурентных преимуществ, которое бы эффективно обеспечивало экономический успех в новых условиях. Одним из таких преимуществ стало владение информацией.
Заключение. Самым главным ресурсом постиндустриальной экономики, ее стержнем, является не традиционный капитал в виде зданий, оборудования, денег, как в индустриальной эпохе, а человек, обладающий актуальными знаниями и информацией - носитель интеллектуального капитала. Следствием этого является дематериализация выпускаемой продукции путем изменения структуры ее стоимости за счет роста вложений интеллектуальных активов. Наряду с этим информация в современных условиях стала ресурсом и вместе с тем важным конкурентным преимуществом, ибо наличие и полнота информации определяют на современном рынке успех или неуспех предприятия.
Список литературы
1. Базылева, М. Проблемы структурных сдвигов в трудовых отношениях в контексте развития новой экономики (особенности развития сельского хозяйства) / М. Базылева // Аграрная экономика. - 2009. - № 2. - С. 53-57.
2. Кацук, О. А. Методология исследований занятости в условиях формирования постиндустриальной экономики: автреф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 / О. А. Кацук; Тамбовский государственный университет. - Тамбов, 2004. - 36 с.
3. Коулмэн, Д. Капитал социальный и человеческий / Д. Коулмэн // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3. - С. 122-126.
4. Лутохина, Э. А. Креативная трудология (начала инноватики): монография / Э. А. Лутохина. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. - 253 с.
5. Милосердов, В. В. Аграрная политика России - ХХ век / В. В. Милосердов, К. В. Милосердов - М.: ВО Минсельхоза России, 2002. - 544 с.
6. Никитенко, П. Г. Ноосферная экономика и социальная политика: стратегия инновационного развития / П. Г. Никитенко. - Минск: Белорус. наука, 2006. - 479 с.
7. Новак, А. М. Эффективность использования производственного потенциала аграрного сектора экономики Республики Беларусь / А. М. Новак // Экон. бюллетень НИЭИ Мин. Экономики Респ. Бел. - 2013. - № 3. - С. 29-42.
8. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В. С. Буланова, проф. Н. А. Волгина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство: «Экзамен», 2007. - 479 с.
9. Радаев, В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В. В. Радаев // Экономическая социология. - 2002. - № 2. - С. 21-30.
10. Солодовников, С. Ю. Социальный потенциал Республики Беларусь: теория, методология, практика / С. Ю. Солодовников; науч. ред. П. Г. Никитенко. - Минск: Беларус. навука, 2009. - 303 с.
11. Уласевич, М. Квалифицированные кадры сельскохозяйственных организаций: проблемы обеспеченности и качества / М. Уласевич // Аграрная экономика. - 2009. - № 4. - С. 53-57.
Информация об авторе
Гридюшко Александр Николаевич - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и международных экономических отношений в агропромышленном комплексе, учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел.: (+3752233) 7-94-83, e-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 01.11.2016 г.