ния взаимной выгоды, исследовал договорные и конституционные основы принятия экологических и политических решений [5].
Другим альтернативным направлением макроэкономической мысли является теория рациональных ожиданий. Хотя не все положения этой теории получили подтверждения, многие из них оказались верными и в настоящее время широко используются для прогнозирования поведения экономических агентов. Согласно этой теории, проведение антиинфляционной политики при наличии доверия населения не обязательно приведет к спаду. Теория рациональных ожиданий по многим положениям стала соединяться с нео-кейнсианским направлением экономической теории.
Процесс макроэкономической стабилизации в тот или иной период во многом предопределяется тем, по какому пути экономических преобразований (реформ) пойдет страна или какую стратегию экономических реформ она принимает на вооружение. Выбор стратегии реформ зависит не только от воли политического руководства страны, но и от комплекса политических, экономиче-
ских, социальных, исторических и других факторов.
1. Попов Р.А. Антикризисное управление. М., 2003.
2. Богданов А.А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). М., 1989. Кн. 1.
3. Дзарасов С. Российский кризис: истоки и уроки // Вопр. экономики. 2009. № 5. С. 69-83.
4. Маевский В., Рогова О. Об активизации кредитования производства // Вопр. экономики. 1995. № 8. С. 41-51.
5. Хрестоматия по экономической теории / сост. Е.Ф. Борисов. М., 2000.
Поступила в редакцию 30.07.2009 г.
Kuzmina N.A. Theory of economy stabilization. Process of macroeconomic stabilization during this or that period in many respects is predetermined by on what way of economic transformations (reforms) the country will go or it takes advantage of what strategy of economic reforms. The choice of strategy of reforms depends not only on will of the political country leaders, but also from a complex of political, economic, social, historical and other factors.
Key words: stabilization; economic reforms; economic strategy.
УДК 330.331+330/9
ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ
© Е.А. Ветрова
В статье рассмотрены особенности трансформации экономики благосостояния в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Отражена роль знаний как основного стратегического ресурса постиндустриальной экономики.
Ключевые слова: благосостояние; постиндустриальная экономика; экономика знаний; информация; инновация.
Одной из особенностей постиндустриальной экономики является изменение сущности блага как экономической категории. На первый план выходят нематериальные блага, т. е. блага, которые оказывают влияние на развитие способностей человека, которыми он наделен при рождении или же развивал в процессе обучения. Это в основном блага, которые относятся к нематериальной сфере, а именно здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и др.
В настоящее время существует большое количество научных предположений в области развития постиндустриального общества. Так, многие ученые считают, что решающую роль в определении благосостояния такого общества будут играть новые знания.
Зачастую постиндустриальную экономику представляют экономикой знаний, в которой основную роль играет производство знаний, а не производство материальных ценностей. В экономике знаний «работают» не ме-
талл и бетон, воплощенные в основных производственных фондах предприятий, не объемы гигантски разросшегося недвижимого и движимого имущества граждан и корпораций, а интеллект человека, его способность воспроизводить новые продукты, меняющие как облик экономики, так и устоявшиеся стереотипы мышления относительно возможностей познания человеком окружающей его природной среды, замены традиционных источников энергии новыми, ранее неизвестными хозяйственной практике [1].
Знания неотделимы от человеческого сознания и являются продуктом мыслительной деятельности человека по проникновению его в суть явлений, фактов и событий окружающего мира. Оно может возникать в виде догадки, озарения или постепенного формирования мысли, образа или описания свойства предметов окружающего мира. В силу дискретности конкретного знания у людей возникает потребность обменяться знаниями, передать их другим людям или зафиксировать сам факт того, что событие или явление осмыслены и объяснены. Именно во время обмена, передачи или фиксации знания возникает информация как форма существования и сохранения знания.
Основой постиндустриальной экономики выступает комплекс отраслей, производящих самую разнообразную информацию (т. е. информационное производство); координирующим механизмом - рыночный механизм информационного рынка; а связующей системой - информационная инфраструктура. Технологическую основу образуют новейшие информационные технологии. Стратегические ресурсы постиндустриального общества - это средства его развития, которые включают в себя умственный капитал, интеллектуальные способности человека, концентрацию теоретических знаний, обработку информации, квалификацию и переквалификацию работников [2].
Выделяют следующие виды знаний:
1) знания макро- и микроуровня. Знания макроуровня - это знания, обеспечивающиеся средствами государственного образования, они широко распространены в обществе. Знания микроуровня - это специальные знания, которыми владеет ограниченное число людей;
2) встроенные и обособленные знания. Встроенные знания - это знания, которые являются основным компонентом продукта, и они не могут быть использованы отдельно. Обособленные же блага могут быть использованы отдельно от продукта;
3) рыночные и нерыночные знания. Знания макроуровня зачастую имеют пониженную рыночную стоимость, т. к. они доступны многим, тогда как знания микроуровня могут обладать большей рыночной ценностью;
4) персональные и групповые знания.
Персональные знания - это знания, которые присущи конкретному человеку, вкладывающему свои новшества в решение конкретно поставленных задач. Групповые знания - это знания группы лиц, которые объединяются для решения задач;
5) передаваемые и непередаваемые знания. Этот критерий характеризует возможность передачи знаний от одного человека к другому и эффективность использования вновь полученных знаний;
6) эксплицитные и имплицитные знания. Эксплицитное знание - это явное знание, организованное. Имплицитное знание - неявное, неорганизованное [1, с. 234-235].
Постиндустриальная экономика, где знания играют немаловажную роль, имеет ряд черт и признаков. Прежде всего, высокая доля сферы услуг в производстве ВВП: в развитых странах - от 2/3 до 3/4, а в России - чуть более половины ВВП. В США в сфере услуг сегодня работает более 75 % всех занятых, в ней сконцентрировано более 80 % работников умственного труда и 90 % работников высшей квалификации. Похожая ситуация в Великобритании, быстро приближаются к таким параметрам ряд других стран Западной Европы. Наиболее заметна динамика таких отраслей сферы услуг, как образование, здравоохранение, наука, телекоммуникации, досуг и развлечения, компьютерные, финансово-банковские, инжиниринговые и управленческие услуги. Главным объектом внимания индустрии услуг является потребитель. Все чаще услуги либо направлены непосредственно на производство, передачу и использование знаний, либо оказываются насыщенными знаниями, информацией.
Еще одной чертой можно считать значительные изменения в информационно-комму-
никационной сфере. Они привели к увеличению мощности вычислительной техники, снижению стоимости передачи информации и интеграции вычисления и телесвязи на базе цифровых технологий. В первое десятилетие XXI в. темп изменений еще более ускорился, постоянно расширяются доступ к информации, возможности производства, хранения, передачи и применения знаний. Прогресс в технологиях снизил издержки и практически нейтрализовал физическое расстояние как барьер для общения, однако упорное продвижение стран-лидеров к цели получения нанотехнологий обещает еще более значимые достижения [3].
Происходит процесс ускорения темпов создания, накопления и использования знаний, который проявляется в расширении систем образования и объема научных исследований. Интегральным показателем такого роста является отношение расходов на образование и науку к ВВП. Этот показатель для образования сегодня варьирует от 8,5 % в Израиле, 7,5 % в США и Южной Корее, примерно до 6,5 % в целом по странам ОЭСР. В середине 1990-х гг. он составлял 5,4 %, т. е. вырос за 10 лет на 1,1 %. В России этот показатель равен 3,7 %, т. е. намного ниже, чем в развитых странах, и ниже, чем во многих развивающихся странах (4,4 % в Бразилии, 6,8 % в Чили).
Благодаря увеличению финансирования вырос охват населения на всех ступенях образования, среднее образование в развитой части мира стало всеобщим, а высшее превращается из элитного в массовое. В развитых странах доля взрослого населения, имеющего высшее образование, в период с 1975 по 2008 гг. выросла с 22 до 53 %. Но и этот рост оказывается недостаточным для удовлетворения растущего спроса, ибо количество рабочих мест, требующих вузовской квалификации, в этих странах растет опережающими темпами в сравнении с ростом общей занятости.
Повышение уровня образованности прямо влияет как на динамику экономического развития стран, так и на рост личных доходов людей. Проведенные ОЭСР исследования показали, что увеличение среднестатистического срока обучения жителей страны на 1 год (на что уходит иногда до 10 лет) повышает ее ВВП на 3-6 %. В США дополни-
тельный год обучения увеличивает доход человека на 7 %, а разница в доходе обладателя диплома бакалавра по сравнению с выпускником средней школы, составлявшая в 1990 г. 37 % для мужчин и 92 % для женщин, достигла в 2008 г. соответственно 72 и 100 %. Заработная плата выпускника вуза на первой работе в 2008 г. была на 70 % выше, чем выпускника средней школы, а времени на поиск работы уходило в 2 раза меньше.
Сравнимый эффект на динамику экономического развития оказывают и усилия по развитию науки. Страны ОЭСР ежегодно расходуют на исследования и разработки в среднем 2,2 % своего ВВП (максимальный показатель в Швеции - 4 %), или более 80 % мировых расходов. Это обеспечивает их лидерство в разработке перспективных технологий, а встроенность научной инфраструктуры в инновационные системы позволяет достичь высокой отдачи этих затрат. В настоящее время на страны ОЭСР приходится 98 % регистрируемых в мире патентов. По некоторым оценкам, прирост числа патентов и авторских свидетельств на 1 % позволяет добавить к темпам экономического роста
0,9 %. Современный экономический рост во все большей мере ассоциируется с процессом накопления знаний и умением производительно их использовать, об этом свидетельствует тот факт, что почти 2/3 совокупной добавленной стоимости развитых стран сегодня приходится на отрасли, основанные на знаниях.
Еще одной особенностью знаний является процесс обновления, т. е. процесс появления нового знания. Товаром - предметом рыночного спроса в чистом, а чаще всего в материализованном виде - становится, как правило, новое знание, которое, будучи примененным в производстве нового товара или услуги, обеспечивает их улучшенные характеристики и создает при этом новую стоимость. Другими словами, чтобы знание было использованным, нужно, чтобы имело место превращение знания в новшество, появление инновации. Инновация не возникает спонтанно, она появляется в результате целенаправленного действия достаточно большого количества людей в условиях достаточно благоприятной среды [4].
Определяющим признаком экономики знаний является ее способность создать на
основе знания новую стоимость, обеспечить на ее основе рост благосостояния и тем самым сделать знания основным фактором экономического роста и обеспечения конкурентоспособности экономики. Достигается это только путем превращения знания в инновации, для чего необходимы высокий уровень развития человеческого капитала, наличие национальной инновационной системы (НИС), направленность экономической политики страны на укрепление ее инновационного потенциала. В российской экономике пока еще в полном объеме не сложилась НИС, а отдельные звенья действуют не в полную силу. Многие отрасли (в т. ч. сырьевые), а также регионы инновационной активностью практически не охвачены. В инновационной политике сохраняются укоренившиеся еще с советского периода ведомственные различия и подходы. В общественном сознании не преодолен стереотип мышления, согласно которому наука должна обеспечить технологические разработки, а предприятия -внедрить их. Рынок и частный интерес как главная движущая сила инноваций общественным сознанием пока не признаются. Необходимы меры, которые способствовали бы осознанию и формированию в широких слоях общественности понимания того, что переход на инновационный путь развития требует включения этих сил, а также взаимодействия бизнеса и научно-образовательного сообщества при широкой и разнообразной поддержке государства, в первую очередь на региональном и местном уровнях.
Постиндустриальная экономика формирует новые рынки, в т. ч. рынок труда. Появление в недрах экономики промышленного типа высокотехнологичных отраслей и компаний, формирование сектора информационно-коммуникационных технологий, постепенный рост удельного веса станков и оборудования, оснащенных процессорами и высокотехнологичными исполнительными инструментами на традиционных предприятиях, еще в предшествующие два-три десятилетия значительно изменили структуру рабочей силы, повысив удельный вес инженернотехнического персонала и рабочих высокой квалификации. Одновременно или с небольшим лагом во времени происходили кардинальные изменения в оснащенности, организации и эффективности офисного труда, тру-
да проектировщиков, дизайнеров, конструкторов и других отрядов работников высокоинтеллектуального труда, а также характера деятельности управленцев. В общем виде все эти изменения связаны с более интенсивным применением накопленных знаний, возросшими возможностями доступа и обработки информации, включением интеллекта и творческих способностей [5].
Все это, наряду с возросшими масштабами научных исследований (в т. ч. в крупных корпорациях) и расширением выпуска специалистов университетами и другими учебными заведениями, привело к значительному росту удельного веса работников умственного труда, общему повышению уровня интеллектуальной подготовки и культурной зрелости совокупной рабочей силы развитых стран, постепенному формированию творческого потенциала, соответствующего потребностям перехода традиционной экономики к экономике знаний.
Интернационализация экономик, т. е. их взаимодополняемость, взаимопроникновение и взаимосвязь, наряду с глобальными масштабами демонстрирует и другие новые черты экономики знаний. Свойство знания быть изначально общественным благом придает ему в некоторых случаях масштаб глобального общественного блага, в то время как применение норм права интеллектуальной собственности ограничивает эффект применения знания в международном масштабе, порождая подчас негативные социальные и политические последствия. Информационное неравенство не ослабевает с переходом к цифровым технологиям и вряд ли сократится с развитием нанотехнологий.
Прогресс в информационно-коммуникационных технологиях значительно ускорил процесс глобализации мировой экономики (в частности, финансовые потоки), однако способность к согласованию, гармонизации и международному регулированию международных экономических отношений если и растет, то несопоставимо медленными темпами [6].
Таким образом, знания играют решающую роль в создании общественного богатства и являются важнейшим фактором экономического роста и конкурентоспособности. Производство, распределение, обмен и использование (потребление) знаний состав-
ляют основу благосостояния при переходе к постиндустриальному обществу. Человеческая деятельность в области накопления и развития знаний становится преимущественным источником общественного богатства и такой его части, как нематериальные активы. Для формирования благосостояния общества в России необходимо использовать накопленный различными странами опыт перехода к постиндустриальной экономике.
1. Россия в глобализирующемся мире / под общ. ред. Р.С. Гринберга, Г.П. Журавлевой. М., 2009. С. 220-226.
2. Мельянцев В. Информационная революция -феномен новой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2. С. 6.
3. Кушлин В. Переход к новой модели экономического развития // Экономист. 2006. № 10. С. 3-10.
4. Осипов Ю.М. Переворот в экономике и науке // Экономическая теория на рубеже XXI в. 5. Неоэкономика / под ред. Ю.М. Осипова,
B.Г. Беголипецкого, Е.С. Золотовой. М., 2001.
C. 9.
5. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
6. Иноземцев В. Л. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы) // ЛМЭ и МО. 2000. № 3. С. 3.
Поступила в редакцию 7.09.2009 г.
Vetrova E.A. Features of well-being economy transformation during transition to the postindustrial society. Features of well-being economy transformation during transition to the postindustrial society are considered. The basic accent is made for the role of knowledge as the basic strategic resource of postindustrial economy.
Key words: well-being; postindustrial economy; economy of knowledge; information; innovation.
УДК 330.191.6+330.012.22
СТАНОВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
© А.Н. Кузин
Переход к инновационной экономике и экономике знаний становится основным направлением преобразования экономических отношений. Сотрудничество государственных и предпринимательских структур является основным направлением в развитии нового типа социально-экономических отношений. Создание необходимых условий к переходу на новый этап социально-экономических отношений - основная задача, стоящая перед государственными и предпринимательскими структурами России сегодня.
Ключевые слова: инновация; информационная экономики; экономика знаний; технологический уклад; мировой кризис.
На сегодняшний день определена стратегия развития экономики России в инновационном направлении. Для этого высшим руководством страны принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Стратегия долгосрочного развития России до 2020 г. затрагивает многие аспекты социально-экономической жизни страны, в частности превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность [1]. При этом
принятая концепция была подвергнута довольно весомой критике с разных сторон (политиков, представителей бизнеса, научных деятелей). Но все же Концепция определяет необходимые направления развития социально-экономических отношений в России для их качественного улучшения. Может быть, некоторые идеи и можно принять за утопические, но тот факт, что российская экономика должна перейти с экспортносырьевого направления экономики на совершенно иной путь развития - инновационный, является неоспоримым. Более того, принятие данной стратегии аккумулировало процессы