НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Эксплуатация воздушного транспорта
УДК 629.735.017.083.74
НОВАЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Ю.М. ЧИНЮЧИН, Г.Н. ГИПИЧ
Статья посвящается концептуальным вопросам развития отечественной нормативной базы технического регулирования и национальной системы стандартизации.
Ключевые слова: нормативная база, техническое регулирование.
Общие положения
Государственное регулирование деятельности гражданской авиации (ГА) России включает в себя создание нормативно-правовой базы и контроль за реализацией ее выполнения. Деятельность эксплуатантов регулируется законами Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами (ФАП), приказами и распоряжениями Минтранса России, в том числе ДВТ, ФАС, ФСВТ, ГС ГА, ФСНСТ, ФАВТ, а также действующими документами, выпущенными до реорганизации СССР. Имеющаяся нормативная база позволяет регулировать деятельность эксплуатантов в полном объеме, но требует постоянного приведения в соответствие с изменяющимися социально-экономическими условиями [1], [2].
Расширение торговых отношений является одним из главных достижений нашего времени. Свободное экономическое пространство, в пределах которого могут свободно перемещаться товары, услуги, капитал и труд человека, служит основой процветания стран, объединяющихся в экономические союзы. Например, в Европейском Союзе разработаны оригинальные новейшие инструменты для снятия барьеров на пути свободного обращения товаров. Среди них особое положение занимают директивы ЕС «Нового подхода» и «Глобального подхода». Общим в этих подходах является то, что они ограничивают вмешательство государства по наиболее важным направлениям, оставляя производственно-хозяйственным органам самые выгодные возможности для выполнения своих обязательств перед населением.
Россия является государством, подписавшим Конвенцию о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция подписана 07.12.44г.). Согласно статьи 12 Конвенции, каждое Договаривающееся государство обязуется принимать меры для обеспечения гарантии безопасности посредством соответствия принятых им обязательств по контролю за безопасностью международным стандартам. Фундаментальными элементами национальной программы технического регулирования в гражданской авиации является принятие соответствующего законодательства, образование в России уполномоченной авиационной администрации и обнародование специальных правил (регламентов) в области регулирования деятельности гражданской авиации.
Закон «О техническом регулировании» вносит целый ряд весьма существенных изменений в систему подтверждения соответствия. Следует разделять изменения, прямо закрепленные в тексте закона, и возможные изменения системы, «идеологически» вытекающие из подходов, заложенных в данном нормативном акте, но пока не имеющие законодательного закрепления
[3].
В законе вводится принципиально новое понятие «технический регламент» - «документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объек-
там технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)» (ст. 2). Невключенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер (п. 3, ст. 7).
Национальная система стандартизации в России
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 года №266-р одобрена Концепция развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации до 2010 года, которая представляет систему взглядов на проблемы развития национальной стандартизации, содержит обоснованные цели, задачи и направления развития национальной системы стандартизации. Этим же распоряжением федеральным органам исполнительной власти поручено учитывать положения Концепции развития национальной системы стандартизации при проведении работ в области технического регулирования.
Концепция развития национальной системы стандартизации подготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и с учетом международных нормативных документов в области стандартизации.
Система государственной стандартизации, сформированная на протяжении многих десятилетий, в ходе реформы технического регулирования должна быть заменена на национальную систему стандартизации, которая призвана обеспечить баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей, повысить конкурентоспособность российской экономики, создать условия для развития предпринимательства на основе повышения качества товаров, работ и услуг.
Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социальноэкономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.
Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести достойный вклад в экономическое развитие страны, при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике.
Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия по соблюдению их требований. Организационно-функциональную структуру национальной системы стандартизации составляют:
- национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии);
- научно-исследовательские организации по стандартизации;
- технические комитеты по стандартизации;
- разработчики стандартов.
Существующие проблемы национальной системы стандартизации во многом обусловлены переходным периодом реформы в области технического регулирования и являются сдерживающим фактором в достижении стратегических целей стандартизации.
В Федеральном законе "О техническом регулировании" не в полной мере отражены положения, определяющие понятия, структуру, статус, участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросы финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов. Кроме того, ука-
занным законом не предусмотрены отраслевые стандарты и другие нормативные документы, значение которых для производителей продукции весьма существенно.
По отдельным направлениям хозяйственной деятельности эффективность и значимость национальных стандартов снижаются, поскольку они не полностью отражают результаты научнотехнического прогресса. К тому же недостаточен уровень их гармонизации с международными стандартами.
Российская Федерация является членом Международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии и Международного союза электросвязи, участвует в деятельности региональных организаций по стандартизации. Несмотря на активное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, количество секретариатов технических комитетов, закрепленных за ними, явно недостаточно для реализации национальных интересов Российской Федерации.
В этой связи формирование национальной системы стандартизации, направленной на обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности российской экономики, должно осуществляться на основе комплексного выбора приоритетов в соответствии с намеченными стратегическими целями, принципами, задачами и направлениями развития национальной системы стандартизации.
Концепцией развития национальной системы стандартизации определены стратегические цели, принципы, задачи и направления развития национальной системы стандартизации.
Направления развития национальной системы стандартизации включают в себя: совершенствование законодательных основ национальной системы стандартизации, усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации, развитие организационно-функциональной структуры национальной системы стандартизации, экономических основ стандартизации, фонда документов национальной системы стандартизации, информационного обеспечения в области стандартизации, совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации, развитие работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации.
В целях совершенствования законодательных основ национальной системы стандартизации необходимо подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон "О техническом регулировании" в части:
- уточнения положений, определяющих понятия, структуру, статус участников национальной системы стандартизации, приоритетное применение национальных стандартов, вопросов финансирования деятельности по разработке международных и межгосударственных стандартов,
- уточнения правовых вопросов, связанных с применением национальных стандартов при государственных заказах и использованием прав на объекты интеллектуальной собственности в стандартизации.
В целях развития экономических основ стандартизации необходимо:
- разработать и внедрить экономически эффективные модели планирования, разработки, принятия и распространения национальных стандартов;
- реализовать на практике механизм приоритетного бюджетного финансирования разработки национальных стандартов, используемых для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг;
- разработать механизмы привлечения к разработке стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
- обеспечить развитие программно-целевого планирования разработки национальных стандартов на основе реализации ведомственных целевых программ.
В целях развития работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по стандартизации необходимо:
- сформировать систему подготовки и аттестации экспертов по стандартизации;
- разработать образовательные проекты, направленные на подготовку высококвалифицированных специалистов в области стандартизации;
- повысить эффективность программ профессиональной подготовки кадров, в том числе путем корректировки учебных планов учреждений профессионального образования, совместной организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров и стажировок.
Формирование национальной системы стандартизации будет осуществляться на основе реализации и ежегодного уточнения программы разработки национальных стандартов, адаптации действующей системы стандартизации к условиям добровольного применения стандартов, реформирования деятельности технических комитетов и активизации их участия в межгосударственной и международной стандартизации.
Национальному органу по стандартизации необходимо разработать механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и обеспечить координацию деятельности разработчиков стандартов в Российской Федерации.
Развитие стандартизации на воздушном транспорте
В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и повышения эффективности работ по стандартизации в области гражданской авиации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 августа 2008 г. № 2568 создан технический комитет по стандартизации (ТК) "Воздушный транспорт" [4].
В составе комитета образовано 8 подкомитетов:
ПК 1 - Безопасность полётов, нормы лётной годности, испытания и лётная эксплуатация воздушных судов;
ПК 2 - Воздушные перевозки;
ПК 3 - Авиационные работы;
ПК 4 - Аэродромы, Аэропорты;
ПК 5 - Поддержание лётной годности, техническая эксплуатация и ремонт авиационной техники;
ПК 6 - Организация воздушного движения;
ПК 7 - Авиационная безопасность;
ПК 8 - Авиационный персонал.
В перечень организаций (предприятий) - членов комитета включены: Министерство транспорта РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, ФГУП ГосНИИ ГА, ОАО "Авиатехприёмка", ОАО "Аэрофлот- Российские авиалинии", ОАО "Авиакомпания ЮТэйр", Группа Истлайн ЗАО "АТБ Домодедово", ОАО "Научно-производственная компания "ПАНХ", ФГУП "Аэронавигация", ФГОУ ВПО "МГТУ ГА" и "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации".
Перечень организаций (предприятий) - членов комитета открыт для участия других организаций и предприятий и может по согласованию дополняться.
Технические комитеты по стандартизации действуют во всех промышленно развитых странах и являются, по своей сути, форумами, свободный доступ к которым имеют все предприятия и организации, заинтересованные в развитии работ по национальной, региональной и международной стандартизации. Широкое представительство в технических комитетах по стандартизации организаций, являющихся непосредственными участниками рынка продукции и услуг, обуславливает рыночный характер принимаемых ими решений, а сотрудничество в них
наиболее прогрессивных в научно-техническом и экономическом отношении предприятий способствует высокому уровню разрабатываемых документов по стандартизации.
Технический комитет по стандартизации "Воздушный транспорт" (Комитет) является формой сотрудничества юридических и физических лиц (предприятий, организаций, органов исполнительной власти, экспертов, специалистов и т.д.), осуществляемого на добровольной основе в целях организации и проведения работ в области национальной, региональной и международной стандартизации применительно к деятельности воздушного транспорта.
В настоящее время общий фонд всех национальных стандартов Российской Федерации составляет около 30 тыс. единиц. По объёму он такой же, как в развитых странах Европы. Он включает фонд стандартов бывшего Советского Союза (около 20 тыс. единиц), который стал фондом межгосударственных стандартов стран-участниц СНГ и имеют аббревиатуру ГОСТ.
Применительно к деятельности воздушного транспорта в настоящее время действует только около 100 национальных (межгосударственных) стандартов, устанавливающих основные положения, общие требования, термины и определения по системе технического обслуживания и ремонта техники, метрологии, авиатопливу, уровням шума и вибрации, отдельным эргономическим и экологическим требованиям. В основном нормативно-технические характеристики содержатся в стандартах отрасли или наставлениях, руководствах, методиках, рекомендациях и т.п., утверждённых и введённых в действие федеральными органами исполнительной власти, и стандартах предприятий.
Вместе с тем, Федеральным законом о техническом регулировании предусмотрены национальные стандарты (общероссийские классификаторы) и стандарты организаций. Такие категории, как стандарты отрасли и нормативные документы, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, законодательно не предусмотрены. В перспективе эти отраслевые документы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объединений, общественных организаций. Учитывая большую численность фонда ОСТов и нормативных отраслевых документов, указанная трансформация займёт продолжительный период времени.
Принцип добровольности стандартов реализуется только при выборе решения о применении (или неприменении) стандарта или его разделов. Положительное решение о применении стандарта независимо от формы (договор, ссылка в техническом документе и др.) обязывает субъект хозяйственной деятельности выполнять требования в принятом объёме (целиком стандарт или его отдельные разделы).
Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), который в перспективе, как это принято в зарубежной практике, трансформируется в негосударственную организацию.
Расширение международных связей приводит к необходимости разработки международных стандартов. Различия национальных стандартов с международными стандартами являются тормозом на пути развития экспорта транспортных услуг, тем более учитывая тот факт, что темпы роста международной торговли в 3-4 раза превышают темпы роста национальных экономик.
По оценкам специалистов, стандарты влияют на 80 % объемов международной торговли, а из-за различий между национальными и международными стандартами и требованиями к процедурам сертификации потери превышают 15 % валового товарооборота.
Выводы
Система стандартов на воздушном транспорте недостаточно развита и практически не ведутся работы по разработке (переработке) имеющихся отраслевых стандартов в национальные стандарты или своды правил и положения международных стандартов. Рекомендуемая практи-
ка ИКАО не в полной мере применяется в деятельности гражданской авиации России. При этом наиболее готовой в качестве базы модернизации отраслевой Системы стандартизации являются отраслевые стандарты в области сохранения летной годности ВС, их технического обслуживания и ремонта, эксплуатации наземной авиационной техники.
В перечне Технических комитетов Международной организации по стандартизации (ИСО) нет комитета в области гражданской авиации (воздушного транспорта). В указателе стандартов ИСО по коду 03.220.50 "Воздушный транспорт" стандартов не имеется.
Предлагаемая модернизация должна включать ревизию документов по стандартизации, и особенно отраслевого уровня. Последние следует, например, перерабатывать в своды правил на основе укрупнения отраслевых стандартов, трансформации нормативных документов органов государственного регулирования, принятия в качестве национальных ряда международных стандартов и путем перевода на национальный уровень части отраслевых стандартов, если это будет отражать интересы основных участников рынка воздушных перевозок.
Приоритетным направлением деятельности ТК должно стать создание в ИСО Технического комитета в области гражданской авиации (воздушного транспорта) под руководством Российской Федерации и разработка международных стандартов ИСО в области гражданской авиации (воздушного транспорта), исходя из интересов Российской Федерации. Необходимо более активно разрабатывать российские стандарты в области гражданской авиации и продвигать их в качестве международных стандартов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чинючин Ю. М. Методология и современные научные проблемы технической эксплуатации летательных аппаратов. - М.: МГТУ ГА, 1999.
2. Чинючин Ю. М., Тарасов С. П. Нормативная база технической эксплуатации и сохранения летной годности воздушных судов. - М.: МГТУ ГА, 2003.
3. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.02 № 184.
4. Положение о техническом комитете по стандартизации. Воздушный транспорт (ТК 034). - М.: ГосНИИ ГА,
2008.
NEW STANDARDIZATION BASE FOR TECHNICAL PROCEDURE REGULATION
IN CIVIL AVIATION
Chinyuchin Yu.M., Gipich G.N.
The paper considered methodology of document formation system development for maintenance and improvement standardization system for native technical procedure regulation.
Сведения об авторах
Чинючин Юрий Михайлович, 1941 г.р., окончил КуАИ (1965), доктор технических наук, профессор, декан механического факультета МГТУ ГА, заведующий кафедрой технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор свыше 300 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация и поддержание летной годности воздушных судов, повышение эксплуатационно-технических свойств авиационной техники.
Гипич Геннадий Николаевич, 1948 г. р., окончил КИИ ГА (1973), зам. генерального директора ОАО «Авиа-техприемка», автор 36 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация и поддержание летной годности воздушных судов.