Научная статья на тему 'НОВАЯ МОДЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ И ЕЕ РОЛЬ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

НОВАЯ МОДЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ И ЕЕ РОЛЬ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА / ОБОРОТ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Т.В.

В обзоре представлены дискуссионные позиции ученых на влияние цифровых технологий на оборот правовой информации в системе юридического образования, в том числе через вузовские библиотеки. Рассматриваются роль юридической библиотеки в организационной структуре юридического факультета и образовательном процессе, модели взаимодействия юридической библиотеки с ее пользователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW MODEL OF THE LAW LIBRARY AND ITS ROLE IN LEGAL EDUCATION

The review presents the debatable positions of scientists on the impact of digital technologies on the turnover of legal information in the system of legal education, including through university libraries. The role of the law library in the organizational structure of the Faculty of Law and in the educational process, models of interaction of the law library with its users are considered.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ МОДЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ И ЕЕ РОЛЬ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 340.5 DOI: 10.31249/rgpravo/2022.02.11

ЗАХАРОВ Т.В.1 НОВАЯ МОДЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ И ЕЕ РОЛЬ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. (Обзор).

Аннотация. В обзоре представлены дискуссионные позиции ученых на влияние цифровых технологий на оборот правовой информации в системе юридического образования, в том числе через вузовские библиотеки. Рассматриваются роль юридической библиотеки в организационной структуре юридического факультета и образовательном процессе, модели взаимодействия юридической библиотеки с ее пользователями.

Ключевые слова: юридическое образование; юридическая библиотека; оборот правовой информации; цифровая правовая информация.

ZAKHAROV T.V. The new model of the law library and its role in legal education. (Review).

Abstract. The review presents the debatable positions of scientists on the impact of digital technologies on the turnover of legal information in the system of legal education, including through university libraries. The role of the law library in the organizational structure of the Faculty of Law and in the educational process, models of interaction of the law library with its users are considered.

Keywords: legal education; law library; legal information management; digital legal information

Для цитирования: Захаров Т.В. Новая модель академической юридической библиотеки. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки.

1 Захаров Т.В. научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН.

170

Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4 : Государство и право. - 2022. - № 2. - С. 170-178. Б01: 10.31249/^гауо/2022.02.11

Новые технологии и меняющаяся экономика образовательной деятельности побуждают переоценить эффективность систем юридического образования и высшего образования в целом. Многие согласны с тем, что наиболее важной предпосылкой изменений в сфере юридического образования является постепенное раскрытие потенциала новых технологий оборота и анализа информации, а также персональной цифровой коммуникации (Т. Фитчетт Р. Сасскинд), отмечает Д. Берчфилд, директор юридической библиотеки Школы права им. У. Боуэна Университета Арканзаса (США) [1, р. 12].

В системе юридического образования библиотеки одними из первых восприняли новые технологии - приступили к адаптации своей деятельности к меняющимся условиям оборота информации. В опубликованной в 2019 г. книге «Онлайн-суды и будущее справедливости» Р. Сасскинд выдвинул предположение, что общество приближается к концу своего перехода от печатного к цифровому созданию, передаче и потреблению информации, в том числе правовой [1, р. 13, 22].

Особую важность услуг юридических библиотек в условиях увеличения объема источников информации в разных форматах -бумажном и электронном источников, подчеркивает А. Клайн-фельтер, директор юридической библиотеки Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл (США). Библиотеки помогают исследователям, сталкивающимся с большими потоками литературы и трудностями навигации в этих потоках, ориентироваться и продвигаться к авторитетной и актуальной информации в соответствии с их интересами [2, р. 6].

Сама ситуация с публикацией правовых актов и научной правовой информации видится сложной и динамичной. Большие массивы правовой и научно-правовой информации на бумаге не размещены в Интернете, хотя сегодня прослеживается явная тенденция оцифровки издаваемой юридической литературы, научной периодики и социально значимой информации. Наряду с этим есть много юридической и иной научной информации, которая может быть доступна только в цифровом формате [2, р. 5]. Значительное количество коммерческих цифровых версий научных монографий,

пособий и т.п. не могут быть приобретены по многопользовательским лицензиям [3, p. 319].

Несмотря на предпринимаемые государственными органами и коммерческими организациями усилия, тексты нормативных правовых актов еще не полностью представлены в Интернете. Преимущественной формой доступа к ним большинства исследователей является подписка на базы выборочных данных, обеспечивающих заявляемую широту охвата, своевременное обновление содержания и аналитические данные [2, p. 4].

Поставщик баз данных правовой информации может изменить их содержание, исключить информацию определенного рода, в связи с чем данная модель предоставления информации должна рассматриваться, как динамичная и недостаточно надежная [1, p. 9].

Собрания юридических библиотек. Доступ к правовой и научной литературе остается основной услугой юридической библиотеки [2, p. 3]. Количество собранных источников является главным показателем статуса академической юридической библиотеки [1, p. 9].

В 2014 г. стандарт Американской ассоциации юристов (The American bar association, ABA) в отношении основного фонда литературы юридической библиотеки был изменен: теперь он включает как собственные объемы накопленной литературы, так и источники, принадлежащие иным лицам (прежде всего существующие в цифровом формате), к которым библиотека обеспечивает доступ. Это дало библиотекам право отменять дорогостоящие подписки на печатные издания и полагаться на более дешевый лицензированный электронный доступ к цифровым базам данных [1, p. 9]. При выборе материалов преподаваемых курсов юридический факультет, как правило, учитывает теперь их доступность с целью максимальной экономии средств студентов и преподавателей [3, p. 323].

В то же время юридические библиотеки, которые могли себе это позволить, сохраняли основные материалы в печатном виде даже тогда, когда они стали доступны в Интернете [1, p. 9]. Многие юридические библиотеки имеют специальные коллекции, такие, как собрания редких книг и архивных материалов. Ресурсы такого рода могут быть отличительным признаком школы права или университета, служить основой для различных научных исследований, проводимых преподавателями и студентами [2, p. 6].

Печатный источник обычно доступен для читателей. Однако есть некоторые существенные ограничения, например, им нельзя воспользоваться в любое время и любом месте. Бумажный вариант издания не позволяет нанесения отметок, выделений и т.п. Книги и другие физические собрания требуют постоянной защиты, климат-контроля, физического ухода и т.д. Материалы в цифровом формате могут быть доступны удаленно одновременно многим читателям [3, р. 321-322].

Академические библиотеки приобретают цифровые ресурсы, включая периодические и сериальные издания, многопользовательские электронные книги. По условиям договоров, заключаемых библиотеками с издательствами, студенты рассматриваются как «авторизованные пользователи» («authorized users») и обычно получают бесплатный доступ к предоставляемым издательствами публикациям. Электронные линейки изданий по правовым дисциплинам, как правило, являются менее дорогой альтернативой печатным либо комбинированным печатным/цифровым материалам [3, р. 319-320].

Некоторые коммерческие издательства предоставляют «программы инклюзивного доступа», когда учебное заведение включает электронные учебники данного издательства в преподаваемые курсы, а студентам автоматически выставляется счет за доступ к ним в составе платы за обучение или соответствующий курс. Министерство образования США в связи с этим потребовало устанавливать в таких программах цены ниже рыночных, а также предоставлять студентам право отказаться от участия в программе, если он хочет получить необходимые материалы иным способом. [3, p. 314].

К. Ленц приводит примеры судебных исков, указывающих на создание монополии издательств на формирование материалов учебных курсов с конечной целью повышения цен. Программы инклюзивного доступа критикуются, как ограничивающие способность преподавателей правовых дисциплин самостоятельно формировать перечни учебных материалов [3, р. 314-315].

Изменение роли юридической библиотеки в системе юридического образования. Необходимость сосредоточиться на передовом опыте организации и доставки электронных ресурсов отмечена в кратком обзоре меняющейся роли библиотеки Консор-

циума академических библиотек «OhioLINK» 2020 г., в котором утверждается, что «хотя традиционные библиотечные системы и их рабочие процессы были созданы для сбора, организации и доставки физических предметов, времена изменились, и библиотекари должны признать, что библиотека - это не то, что хранится на полках, а то, кому библиотека служит» (user-centered approach) [1, р. 13]. В то время как читатели приходили в помещение традиционной библиотеки, чтобы получить доступ к интересуемым их материалам, сегодняшние пользователи библиотек рассчитывают на услуги из любого места, где есть Интернет.

Большинство юридических библиотек нередко сотрудничает с другими юридическими библиотеками, иными участниками оборота правовой информации, заключает соглашения о доступе к ней. Так, Альянс по сохранению правовой информации (The Legal Information Preservation Alliance) (США) занимается обучением сотрудников юридических библиотек методологии сбережения своих коллекций печатных и цифровых материалов [2, р. 6, 9].

Юридические библиотеки могут входить в составы более широких консорциумов совместно с другими университетскими библиотеками. Так обеспечивается более широкий доступ к информации, обширным собраниям по смежным и иным дисциплинам, которые часто вызывают интерес ученых-правоведов. К примеру, партнерство HathiTrust (США) объединяет ряд юридических библиотек для совместного хранения и общего доступа к оцифрованным материалам из различных источников, включая сканирование фондов юридических библиотек. Консорциум юридических библиотек по вопросам носителей микроизображений документов (Law Library Microform Consortium, LLMC Digital) (США) занимается сохранением документов о правовых титулах и правовых актах органов государственной власти, а также ведет работу над снижением стоимости цифровых копий правовых и иных документов [2, р. 10].

Библиотечные собрания сегодня намного больше, чем локально размещенные материальные объекты. У некоторых специалистов зародилась идея слияния юридической библиотеки с основными библиотеками университета, объясняется это тем, что такой подход сделает управление библиотечными фондами более эффективным, так как совместный учет фондов минимизирует

дублирование источников. А. Клайнфельтер полагает, что объединение средств библиотек создает им прочное коллективное положение во взаимодействии с контрагентами, повышает их общую покупательную способность. Примером важного эффективного библиотечного сотрудничества является централизация специализированного ухода за собраниями редких книг и их использования [2, р. 6-9].

Тем не менее при слиянии администрирования библиотеками различного тематического профиля целый ряд расходов лишь переносится из ведения одного подразделения в администрации университета другому, что не приводит к их сокращению. Связанные со слиянием неудобства для преподавателей и студентов отражаются на снижении их производительности [2, р. 8].

Место юридической библиотеки в организационной структуре юридического факультета. Независимо от формата собраний юридическая библиотека занимает центральное место в организационной структуре юридической школы. Библиотеки могут демонстрировать свое лидерство и опыт в работе с технологиями во взаимодействии с другими ее структурными подразделениями. Все больше аргументов говорит в пользу того, что академическая юридическая библиотека должна расширить свою роль, считает Т. Фитчетт [1, р. 12, 22, 28].

Юридическая библиотека обеспечивает интересы школы права при формировании собраний ее библиотечного фонда [2, р. 7]. Специалисты юридических библиотек могут участвовать в подготовке цифровых учебных материалов, предоставлять студентам онлайн-доступ к информации, преподаватели вправе включать ее в свои курсы бесплатно для студентов [3, р. 305, 324].

Юридические библиотеки вносят существенный вклад в повышение доступности материалов по преподаваемым в школах права курсов, готовят практические руководства и обучающие программы по источникам правовой, учебной и иной информации, предлагая в случае необходимости индивидуальные решения отдельным преподавателями [3, р. 323].

К. Ленц предупреждает, что необходимо осмотрительно относиться к форматам учебных материалов. Следует оценивать влияние (цифрового) формата издания на понимание его содержания и на процесс обучения в целом. Когнитивные исследования

показывают, что формат представления текста влияет на выбор стратегий обучения, запоминание и способность фокусироваться (Д. Мизрахи [Б. М12гасЫ]). У читателей, желающих получать информацию в печатном виде, должна оставаться возможность распечатать цифровые материалы. Хотя это требует больше усилий, времени и затрат [3, р. 307-308].

Юридические библиотеки способны осуществлять оценку эффективности работы школы права или университета по достижению поставленных перед ними целей. Программное обеспечение юридических библиотек дает возможность получать показатели научного влияния профессорско-преподавательского состава юридического образовательного учреждения, например, путем сбора информации о количестве обращений читателей к их научным работам, цитирования их работ другими учеными, в судебных решениях и на других онлайн-ресурсах. Такие данные представляют интерес и для администрации школ права и университетов, и для самих ученых, а также для издательств, поставщиков правовой информации и т.д. [2, р. 3, 13].

Анализ литературы показывает, что юридические библиотеки призваны:

1) создавать системы и процессы, облегчающие обнаружение, доступ и использование информации, необходимой читателю для достижения успеха в его работе [1, р. 13]. Исследователь, студент нуждаются в поддержке для наискорейшего поиска необходимой литературы, в идеале без отвлекающей информации, не относящейся к делу [2, р. 6];

2) помогать в выборе литературы, навигации по информационным, издательским цифровым платформам [3, с. 324];

3) проводить обучение студентов новым технологиям поиска правовой информации. Такие навыки являются необходимыми для студентов-юристов в их будущей практической работе. Так, студенты юридического колледжа Университета Оклахомы (США) обязаны не менее трех часов в год обучаться технологиям, но большинство студентов добровольно тратят на это значительно больше времени [1, р. 17, 23];

4) знакомить студентов с постоянно растущим потоком новых источников. Они также должны научить их оценивать точ-

ность информации, которую они получают, авторитет ее источника [1, р. 16].

Помимо таких «механических» навыков (mechanical skills) работы с правовой информацией, как ее декодирование и понимание, читателю, обращенному к правовой проблеме, необходимы «стратегические» навыки (stratégie skills) постановки цели получения информации, определения критериев ее поиска и оценки, резюмирования, отслеживания раскрывающихся смыслов [3, р. 311], и в этом тоже могут помочь сотрудники библиотеки.

Одной из проблем является возможная предвзятость алгоритмов выборки информации. Объем полученных источников может быть значительным. Студентов необходимо учить методам эффективной фильтрации информации, таким, как сужение поиска по критериям, к примеру, юрисдикции, дате, юридической силе и т.п. [1, р. 19].

Форматы могут меняться, а коллекции - расширяться или сужаться. Однако эффективной работе юридической библиотеки всегда будут способствовать навыки и опыт ее специалистов, библиотекарей, которые являются самым важным ее ресурсом, полагает Д. Берчфилд [1, р. 28]. Очевидное преимущество имеет модель, когда библиотекарь также опирается на свой личный опыт в области юриспруденции и использовании правовой информации. Большинство юридических библиотек нанимает библиотекарей, имеющих степень магистра библиотечного дела или информатики, а также степень юриста [2, р. 5].

Перед юридическими библиотеками стоят и более частные специальные задачи. По мнению А. Клайнфельтер, к примеру, библиотеки организуют работу по сохранению исторического значения цитирования в правовых исследованиях и судебных решениях. Ряд исследований, проведенных специалистами юридических библиотек, указал на достаточно быструю утрату актуальности (сохранности источника) цитат из материалов, размещаемых в Интернете. Автор указывает на положительный опыт Инновационной лаборатории Гарвардской библиотеки, разработавшей программу архивации цитируемых материалов (Perma.cc), опирающуюся на собрания юридических библиотек других университетов [2, р. 9].

Заключение. Академические юридические библиотеки должны приспосабливаться к меняющимся условиям и развивать-

ся, чтобы оставаться актуальными сегодня и в будущем. Существует мнение, что революцию в юридическом образовании еще только предстоит произвести технологиям цифровой реальности, внедряемым в системы юридического образования. Уже сейчас на базе прецедентов создаются виртуальные сложные картины судебных разбирательств, «трехмерные» модели правовой аргументации [1, p. 7, 25].

Тем не менее в каких бы форматах и на каких бы правовых основаниях ни были доступны фонды юридической библиотеки, необходимы гарантии, что вложенные в них инвестиции принесут пользу объединяемым или поддерживаемым школой права или университетом исследователям, специалистам и студентам [2, p. 6].

Список литературы

1. Burchfield J. Tomorrow's law libraries: academic law librarians forging the way to the future in the new world of legal education // Law library journal. - Chicago, 2021. - Vol. 113, N 1. - P. 5-30.

2. Klinefelter A. The Value of an academic law library in the 21 st century // Academic law libraries within the changing landscape of legal education : a primer for deans and provosts / ed. by J.S. Howland, M. Wu, R.E. Wheeler, S. Pagel. - 2020. - N 84. - P. 3-20.

3. Lenz C. Affordable content in legal education // Law library journal. - Chicago, 2020. - Vol. 112, N 3. - P. 301-325.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.