Научная статья на тему 'Средства электронной коммуникации в юридическом образовании'

Средства электронной коммуникации в юридическом образовании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОЦИФРОВЫВАНИЕ / ВЕБСАЙТ "ПРИНЦИПЫ ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства электронной коммуникации в юридическом образовании»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

2018.03.063. ТВ. ЗАХАРОВ. СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. (Обзор).

Ключевые слова: юридическое образование; новые технологии; социальные сети; образовательные платформы; онлайн-обучение; оцифровывание; вебсайт «Принципы правовых исследований».

Развитие технологий привело к тому, что образовательное пространство вышло за рамки лекционных и библиотечных залов. Широкое использование студентами мобильных электронных устройств изменило форму образовательного процесса. Оцифровывание правовых источников создало новую поведенческую модель поиска студентами-юристами правовой информации. Специалисты юридических вузов и юридических библиотек видят изменение собственной роли во взаимодействии со студентами.

Обобщенно современные средства электронной коммуникации, используемые в юридическом образовании, описаны старшим исследователем Университета Лозанны (University of Lausanne) (Швейцария) Т. Газзини. По его мнению, эти средства особенно ценны для преподавания международного права в силу особого глобального характера наполняющих его явлений. Потенциал новых технологий может способствовать взаимному распространению правовых традиций разных стран, выявлению различий в их подходах и опыте и, таким образом, существенно расширит горизонты предмета [3, с. 971].

Преподаватели правовых дисциплин используют целый набор средств и материалов, которые способны сделать передачу знаний более эффективной. Технологии дали возможность обращения в ходе занятий к видеоматериалам и материалам вебсайтов. К примеру, при изучении права международных договоров препо-

даватель может стать гидом по вебсайту «Собрание договоров ООН» (United Nations Treaty Series (UNTS)) и объяснить, как искать соответствующий договор, статус его ратификации, как перепроверить оговорки и т.п. Графические возможности тематических видео не только облегчают изложение сложных данных (к примеру, событийно-хронологического изменения границ территорий), но и усиливают восприятие студентами материала, ярче запечатлевающегося в их памяти [3, с. 973].

Использование в образовательном процессе электронных социальных сетей раскрывает возможности новых инновационных методов обучения, динамичных форм взаимодействия преподавателя и студентов. К примеру, студенты могут влиять на ход лекции, направляя вопросы, комментарии и замечания. Возможности социальных сетей возрастают, когда занятие ведется онлайн в интерактивной системе взаимной трансляции (life-stream). Обеспечивается упорядоченная фиксация присутствия студентов, которые ставятся перед необходимостью участия даже в случае их физического отсутствия на занятии [3, с. 974].

В образовательный процесс интегрируются специализированные образовательные виртуальные платформы, такие как электронная система управления обучением МООЭЬЕ (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Такие платформы могут служить каналом обмена между преподавателем и студентами учебными планами, конспектами лекций, библиографиями, анонсами научных мероприятий, уведомлениями о сдаче курсовых работ, видеоматериалами и др. Они позволяют открывать (модери-руемые преподавателем) интернет-форумы, доступ к которым может быть расширен за счет дистанционного присоединения к ним широкого студенческого и академического сообщества, практикующих работников. Возможность обмена короткими сообщениями и уведомлениями о текущих событиях (законодательных инициативах, судебных решениях и т.п.) может стимулировать дискуссии [3, с. 975].

Устойчивой формой образовательной деятельности стало он-лайн-обучение. Его наиболее важное преимущество - обязательность представления письменных работ, прохождения устных опросов, тестовых заданий и т.п. и, таким образом, активное участие обучаемых. Имея существенно меньшие ограничения по организа-

ционным ресурсам, онлайн-обучение способно значительно расширить перечни предлагаемых курсов и программ, вовлекать более широкий круг профессорско-преподавательских кадров, практикующих юристов, «демократизировать» обучение, увеличив к нему доступ [3, с. 977].

З. Аббас - докторант Лондонского городского университета (City University of London), Э. Макфарлейн - преподаватель проблем оборота информации названного университета и Л. Робинсон -руководитель департамента наук об информации и библиотечном деле (Department of library and information science) этого же Университета - называют следующие направления интегрирования мобильных технологий в образовательный процесс: использование смартфонов в общем образовании; изучение (иностранных) языков; эффективное применение технологий в нестандартных педагогических подходах; использование технологий для поиска информации в университетах [1, с. 181].

Студенты-юристы готовятся для работы с большими массивами данных, от них требуются навыки ориентирования в сотнях многотомных документов, многие из которых датируются прошлыми десятилетиям, столетиями. Оцифровывание документов снизило сложности обращения с ними, дало возможность работы посредством мобильных средств электронной коммуникации. Это подвигло издателей правовой информации ориентироваться на доступность своей продукции в цифровом формате.

Печатные материалы всё еще используются, но зачастую лишь тогда, когда аналогичная электронная версия недоступна либо когда использование печатной версии обусловлено специальными (учебными) целями. Более популярным является использование печатной версии журналов [1, с. 184].

Опрос студентов-юристов выявил их ожидание легкого доступа к правовой информации, удобства и быстроты ее извлечения. Студенты негативно относятся к высокой стоимости наиболее авторитетных профессиональных источников, большому объему результатов автоматизированного поиска, а иногда их недостаточной предметизации [1, с. 185].

Для беглого обращения к библиотечному каталогу студенты преимущественно используют смартфоны; для его детального изучения, а также когда поиск информации осуществляется парал-

лельно с написанием эссе, они пользуются ноутбуками и стационарными компьютерами. По мнению авторов, это связано с малым размером экрана смартфона, его ограниченной мультифункцио-нальностью, а также сложностями с подключением к периферийным устройствам (принтерам, клавиатурам и т.п.).

Авторы выделяют факторы, влияющие на выбор поведенческой модели работы с правовой информацией: 1) потребность видеть информацию на экране достаточного размера; 2) потребность делать записи информации, найденной на смартфоне; 3) необходимость дополнительной информации, когда открытие другого источника требует закрытие текущего; 4) обращение к экрану большего размера для чтения информации, найденной на устройстве с меньшим экраном; 5) малая емкость аккумулятора и недоступность зарядки; 6) отсутствие места для использования устройства; 7) необходимость ожидать окончания использования источника информации другими пользователями; 8) недоступность источника информации по истечении определенного периода времени при отсутствии требуемых программных обновлений либо технической поддержки платформы источника; 9) источник не содержит всей информации, доступной другими средствами; 10) необходимость делать записи, копировать и воспроизводить информацию в электронном виде для последующего цитирования [1, с. 187]. Библиотекарь Института современных правовых исследований (Institute of advanced legal studies (IALS)) (Великобритания), член Совета Британской и Ирландской ассоциации специалистов юридических библиотек (British & Irish association of law librarians (BIALL)) Л. Дейвис описывает опыт работы ресурса онлайн-обучения аспирантов правовых специальностей (Law postgraduate online research training (Law PORT)), созданного в 2015 г. Институтом современных правовых исследований1 [2, с. 162].

1 К моменту создания данного ресурса институт обладал широким многолетним опытом проведения в течение академического года традиционных курсов по таким проблемам, как: «Введение в правовые базы Lexis Liblary и Westlaw», «Источники международного публичного права», «Собрания права ЕС», «Цитирование источников правовой информации», «Профессиональное использование баз правовой информации», «Понимание источников зарубежного права», «Обладание актуальными данными о праве», «Поиск статей в юридических журналах», «Оформление академической работы» и др. [2, с. 163].

В рамках ресурса Law PORT было запланировано четыре курса - один по эффективному использованию стандартов цитирования правовой информации Оксфордского университета (Oxford university standard for citation of legal authorities (OSCOLA)) и три по отдельным аспектам исследований в публичном международном праве - «Исследование международных договоров и конвенций», «Исследование международных правовых обычаев» и «Исследование актов международных судебных органов». Последний курс пока находится в состоянии разработки.

Технологической основой было выбрано специализированное программное обеспечение дистанционного онлайн-обучения -полнофункциональная система интерактивного взаимодействия «Xerte» и система инструментов для создания электронных обучающих материалов «Articulate Storyline». Навигацией по материалам курсов стала «традиционная» линейная структура, подразумевающая использование стандартных ссылок «следующий» и «предыдущий» (раздел, страница) [2, с. 164-165].

При создании ресурса планировалось достичь необходимый уровень интерактивности и интуитивности в использовании. Отдельной задачей было обеспечение доступности обращения к материалам в соответствии с интересами пользователя. Аспиранты, проходящие подготовку в Институте современных правовых исследований, имеют разную квалификацию и опыт. При планировании онлайн-программы обсуждалась возможность создания дистанционного курса, эффективного для потребностей самой широкой аудитории [2, с. 163].

Помимо изложения подготовительного и основного материалов курсы содержат отсылки к основным печатным и онлайн-ресурсам, к примеру, собраниям двусторонних и многосторонних международных договоров Великобритании и Европейского союза. Представлены классификации документов практики государств и международных организаций. Доступны обучающие видео, например, демонстрирующие поиск в базе данных Собрания международных договоров ООН или базе данных Службы международных договоров Великобритании (United Kingdom treaty office). Приводятся демонстрационные видео работы с онлайн-ресурсами, такими как базы данных протоколов парламентских дебатов «Hansard», «Система официальных документов ООН» (UN official document

system), «Британские международные и государственные документы» (British foreign & state papers) [2, с. 164].

Ч. Интахчомпху - лаборант компьютерного индексирования юридической библиотеки Б. Диксона Университета Оттавы (Brian Dickson law library, University of Ottava) (Канада), М. Джеске - директор этой библиотеки, Э. Ландрио - библиотекарь названной библиотеки, М. Браун - библиотекарь программ онлайн-обучения библиотеки Мориссет (Morisset library) Университета Оттавы -представляют проведенный ими анализ мнения студентов о работе вебсайта «Принципы правовых исследований» (Principles of legal research (PLR) website), разработанного в 2009 г. юридической библиотекой Б. Диксона и факультетом общего права (Faculty of common law) Университета Оттавы1. Вебсайт был разработан для: 1) высвобождения времени аудиторной работы, посвященного стратегиям правовых исследований; 2) расширения взаимодействия студентов и наставников; 3) предоставления студентам возможности для самооценки; 4) интенсификации передачи знаний по модели «от теории к практике»; 5) поддержки профессорско-преподавательского состава, вовлеченного в занятия первого года обучения; 6) предоставления студентам возможности для самостоятельного изучения новых предметов, необходимых для развития навыков профессии «юрист» [4, с. 187].

Опрос студентов дал возможность представить позицию потребителей онлайн-ресурсов. 73% опрошенных студентов предпочитают работать с электронными версиями документов; 17% - с печатными; 60% - за наличие мобильной версии вебсайта онлайн-обучения. В то же время большинство опрошенных студентов выбрали бы личный контакт со специалистом (преподавателем, библиотекарем) в случаях затруднений, чем связь по электронной почте. 64% полагают, что добавление элементов Веб 2.0 (Facebook, Twitter и т.п.) не повысит ценности вебсайта онлайн-обучения. Студенты хотели бы разделить свою частную жизнь и обучение [4, с. 191-192].

1 В 2015 г. вебсайт был реконструирован в соответствии с Руководством по доступности информационного содержания вебсайтов (Web content accessibility guidelines (WCAG)) для обеспечения потребностей людей с ограниченными возможностями [4, с. 187].

Авторы сходятся во мнении, что электронные средства обучения не могут подменять или понижать роль преподавателя в образовательном процессе. Онлайн-курсы Института современных правовых исследований следует рассматривать как средство поддержки аспирантов, которые не могут посещать институт [2, с. 169]. Вебсайт «Принципы правовых исследований» разработан как одна из составляющих гибридной модели обучения. Библиотеки не могут остановить предоставление очных услуг либо расформировать собрания печатных материалов [4, с. 193]. Традиционная очная форма образования сохраняет за собой безусловное преимущество - личный контакт преподавателя и студентов. Интеграция онлайн-обучения и классной работы - наилучшая модель правового образования.

Качественная работа юриста (студента-юриста) требует сегодня навыков работы с электронными базами данных, а также поиска в сети Интернет. Многие официальные правовые материалы доступны исключительно в электронном виде и доводятся до сведения общественности через онлайн-источники. Большое число академических изданий адаптируют выпускаемую продукцию под ее использование на мобильных устройствах.

Тем не менее чрезмерная популярность электронных ресурсов вызывает озабоченность. Способность поиска - существенная часть юридической работы - находится под угрозой автоматизации. Навык самостоятельно воспроизводить поиск иными, традиционными способами - утрачивается. Авторы указывают на гиперзависимость от специфики электронных ресурсов (прежде всего от «интеллектуальных» средств выборки), а также на риск утратить необходимую информацию, так как электронные ресурсы непроизвольно противодействуют последующему поиску, исключая оборот всего спектра доступной правовой информации [1, с. 180, 184 и 187].

Отмечаются и иные проблемы. Публичный доступ к онлайн-материалам остро ставит вопрос об авторских правах. На взаимодействие человек - компьютер влияет набор демографических и культурных факторов: национальность, географическое местоположение, язык, возраст, пол, образование и др. Не все педагогические средства могут быть реализованы на всех уровнях, типах и форматах (юридического) образования. Тот факт, что технологии

существуют, не означает, что их использование предпочтительно в обучении [4, с. 192].

Список литературы

1. Abbas Z., MacFarlane A., Robinson L. Use of mobile technologies by law students in the law library: An exploratory study // Legal information management. - Cambridge, 2017. - Vol. 17, N 3. - P. 180-189.

Аббас З., Макфарлейн Э., Робинсон Л. Использование студентами-юристами мобильных технологий в юридических библиотеках: поисковое исследование.

2. Davies L. Law PORT: An online training initiative to improve the legal information skills of postgraduate researchers // Legal information management. - Cambridge, 2017. - Vol. 17, N 3. - P. 162-170.

Дейвис Л. Правовой порт: Проект онлайн-обучения для повышения у аспирантов навыков работы с правовой информацией.

3. Gazzini T. A fresh look at teaching international law-A few pedagogical considerations in the age of communications // Leiden journal of international law. - Cambridge, 2016. - Vol. 29, N 4. - P. 971-978.

Газзини Т. Свежий взгляд на преподавание международного права - некоторые педагогические подходы в век коммуникаций.

4. Law student views on the principles of a legal research website: A user experience study / Intahchomphoo Ch., Jeske M., Landriault E., Brown M. // Legal information management. - Cambridge, 2016. - Vol. 16, N 3. - P. 187-196. Интахчомпху Ч., Джеске М., Ландрио Э., Браун М. Мнение студентов-юристов об интернет-сайте «Принципы правовых исследований»: изучение опыта пользователя.

2018.03.064. ФЛУД Д. ГЛОБАЛЬНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО ЗА ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

FLOOD J. The global contest for legal education // The calling of law: The pivotal role of vocational legal education / Ed. by F. Westwood, K. Barton. - L.: Routledge, 2016. - P. 13-34.

Ключевые слова: юридическое образование; юридическая практика; образовательная система; профессия «юрист»; юридические фирмы; глобальное соперничество.

Статья написана профессором права и социологии Университета Вестминстера (University of Westminster) (Великобритания). В ней рассматриваются предпосылки интернационализации юридического образования, а также проблемы, с которыми сталкиваются национальные образовательные системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.