Научная статья на тему 'Новая модель управления в экономическом пространстве сельских территорий: теория и методология исследования'

Новая модель управления в экономическом пространстве сельских территорий: теория и методология исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сельские территории / аграрный сектор / пространственное развитие / аграрная политика. / rural areas / agricultural sector / spatial development / agricultural policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухтиярова Татьяна Ивановна, Демьянов Дмитрий Геннадьевич

Введение. Осмысление циклично-волновой методологии, ее верификация на конкретном материале развития сельских территорий обусловливает необходимость проработки методических приемов проведения анализа и оценки организационно-экономического потенциала, выбора ключевых направлений и механизмов запуска процессов новых структурно-цифровых преобразований в АПК и сельских территориях, учитывая новые факторы и условия развития. Актуальность темы исследования. Именно территориальная исключительность, организационно-экономический потенциал определяют исходные условия формирования и реализации новой модели управления в пространственном аспекте. Это касается, во-первых, обеспечения повышения качества жизни и жизнеобеспечения людей, нового формата процессной модернизации экономики, инфраструктуры и системы государственного управления; во-вторых, определение решающего значения для конкретной территории, в реальном пространстве территориального разреза экономических, социальных и иных преобразований. В связи с этим аналитическое обобщение и систематизация многоаспектных теоретических, методологических, прикладных исследований и научного осмысления факторов изменений общих и специфических закономерностей процессов формирования и реализации организационно-экономического механизма управления территорией выступает наиболее важным и актуальным [14]. Цель. Разработать теоретические и методические основы оценки и прогнозирования эффективного развития территориальных социально-экономических систем для обоснования управленческих решений в отдельной сельскохозяйственной территории. Методы. В качестве инструмента получения информации для обоснованного принятия стратегических управленческих решений в сфере устойчивого развития территорий рассматриваются методики программного подхода и экономико-математического аппарата. Научная новизна статьи заключается в разработке теоретико-методологических и методических основ исследования процессов развития сельских территорий и их экономического роста. Результаты. Представлена новая модель управления потенциалом территории, позволяющая осуществить оценку производственного потенциала, инновационного потенциала, инвестиционного потенциала и кадрового. Выводы. Сделан вывод, что концептуальный уровень управления устойчивым развитием отражает целевую установку — разработку стратегии развития АПК и сельских территорий. Представлен план мероприятий повышения эффективности организации и управления пространственным развитием сельских территорий по одиннадцати направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW MANAGEMENT MODEL IN THE ECONOMIC SPACE OF RURAL TERRITORIES: THEORY AND RESEARCH METHODOLOGY

Introduction. The comprehension of the cyclicwave methodology, its verification on specific material of rural development, determines the necessity to develop methodology for analyzing and assessing organizational and economic potential, selecting key areas and mechanisms for launching processes of new structural-digital transformations in the agro-industrial complex and rural areas, taking into account new factors and development conditions. Topicality of the research. It is territorial exclusivity, organizational and economic potential that determine the initial conditions for forming and implementing a new management model in the spatial aspect. This applies, firstly, to improving the quality of life and livelihoods of people, a new format for process modernization of the economy, infrastructure and public administration; secondly, to determining decisive importance for a particular territory, in the real space of the territorial section of economic, social and other transformations. In this regard, the most important and relevant is analytical generalization and systematization of multifaceted theoretical, methodological, applied researches and scientific understanding of the factors changing general and specific patterns of forming and implementing the organizational and economic mechanism of territorial management. The aim of the study is to develop theoretical and methodological foundations for assessing and forecasting the effective development of territorial socio-economic systems in order to justify management decisions in a separate agricultural territory. Methods. As a tool for obtaining information for strategic management decisions in the field of sustainable development of territories, the methods of the program approach and the economic and mathematical apparatus are considered. The scientific novelty of the research lies in the developed theoretical and methodological foundations of studying rural development processes, economic growth. Results. A new model of territorial potential management is presented, which makes it possible to assess production potential, innovative potential, investment potential and personnel. Conclusions. It is concluded that the conceptual level of sustainable development management reflects the goal: to strategize the agricultural sector and rural areas development. A plan of measures for improving organization and management of rural areas spatial development in eleven directions is presented.

Текст научной работы на тему «Новая модель управления в экономическом пространстве сельских территорий: теория и методология исследования»

Для цитирования: Бухтиярова Т. И., Демьянов Д. Г. Новая модель управления в экономическом пространстве сельских территорий: теория и методология исследования // Социум и власть. 2019. № 6 (80). С. 87—98. DOI: 10.22394/1996-0522-2019-6-87-98.

DOI: 10.22394/1996-0522-2019-6-87-98

УДК 338.431.2

НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Бухтиярова Татьяна Ивановна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, профессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор.

Российская Федерация, 454077, г. Челябинск, ул. Комарова, д. 26. E-mail: viola_1_49@mail.ru

Демьянов Дмитрий Геннадьевич,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук. Российская Федерация, 454077, г. Челябинск, ул. Комарова, д. 26.

E-mail: x-line@rambler.ru

Аннотация

Введение. Осмысление циклично-волновой методологии, ее верификация на конкретном материале развития сельских территорий обусловливает необходимость проработки методических приемов проведения анализа и оценки организационно-экономического потенциала, выбора ключевых направлений и механизмов запуска процессов новых структурно-цифровых преобразований в АПК и сельских территориях, учитывая новые факторы и условия развития. Актуальность темы исследования. Именно территориальная исключительность, организационно-экономический потенциал определяют исходные условия формирования и реализации новой модели управления в пространственном

аспекте. Это касается, во-первых, обеспечения повышения качества жизни и жизнеобеспечения людей, нового формата процессной модернизации экономики, инфраструктуры и системы государственного управления; во-вторых, определение решающего значения для конкретной территории, в реальном пространстве территориального разреза экономических, социальных и иных преобразований. В связи с этим аналитическое обобщение и систематизация многоаспектных теоретических, методологических, прикладных исследований и научного осмысления факторов изменений общих и специфических закономерностей процессов формирования и реализации организационно-экономического механизма управления территорией выступает наиболее важным и актуальным [14].

Цель. Разработать теоретические и методические основы оценки и прогнозирования эффективного развития территориальных социально-экономических систем для обоснования управленческих решений в отдельной сельскохозяйственной территории. Методы. В качестве инструмента получения информации для обоснованного принятия стратегических управленческих решений в сфере устойчивого развития территорий рассматриваются методики программного подхода и экономико-математического аппарата. Научная новизна статьи заключается в разработке теоретико-методологических и методических основ исследования процессов развития сельских территорий и их экономического роста.

Результаты. Представлена новая модель управления потенциалом территории, позволяющая осуществить оценку производственного потенциала, инновационного потенциала, инвестиционного потенциала и кадрового. Выводы. Сделан вывод, что концептуальный уровень управления устойчивым развитием отражает целевую установку — разработку стратегии развития АПК и сельских территорий. Представлен план мероприятий повышения эффективности организации и управления пространственным развитием сельских территорий по одиннадцати направлениям.

Ключевые понятия: сельские территории, аграрный сектор, пространственное развитие, аграрная политика.

Введение

Теория баланса интересов государства, бизнеса, общества и теория долгосрочного социально-экономического развития обосновывают долговременный непрерывный характер процесса пространственной эволюции, который охватывает все сферы современного АПК и сельских территорий, выявляет ключевые факторы и инструменты будущего развития потенциала управленческих компетенций.

Институциональная теория исследует процесс пространственного социально-экономического развития в качестве результата взаимодействия экономических, социально-политических, организационных, культурных, нравственных и иных факторов и отношений, раскрывает компоненты механизма развития сельских территорий, позволяет выбрать методы и инструменты осуществления политики устойчивого роста, спрогнозировать характер их воздействия (критерии, этапы, типы, темпы, факторы развития высокотехнологичного агропромышленного производства в стране и отдельных территориях).

Теории пространственного экономического развития — система научных взглядов, подходов действий для обоснования необходимости развития новой социально-экономической формы в пространстве региона страны.

Интегральная методология исследования построена на единении фундаментальных положений методологий экономического роста, структурного анализа, что обеспечивает достаточно глубокое и обоснованное понимание сущности, закономерностей, причин и факторов изменений экономических процессов в пространственном и временном измерениях, позволяет идентифицировать и раскрыть в теоретико-методологическое содержание социально-экономического развития АПК и сельских территорий [14]. Разработка модели пространственного развития АПК и сельских территорий, которая подчинена следующему алгоритму.

1 этап. Формирование научных основ модели аграрной политики пространственного развития (совершенствование ценовых отношений сельского хозяйства с отраслями 1 и 3 сферы АПК; схема размещения и специализации сельскохозяйственного производства; концепция управления развитием АПК на основе государственного, хозяйственно-экономического управления и кооперации в информационном пространстве

цифровой экономики; переход к экспортно-ориентированной политике в аграрном секторе России).

2 этап. Формирование организационно-экономического механизма эффективности организационно-экономического потенциала (организационно-экономический механизм функционирования рынка научно-технической продукции; модели планирования государственной поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей; организационно-экономический механизм эффективного функционирования АПК всех форм хозяйствования; концепция развития сельскохозяйственной платформы стран-членов ЕАЭС; механизм взаимодействия сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных типов).

3 этап. Определение концептуальных положений и механизмов регулирования социального развития сельских территорий субъектов России (развитие методик институционального анализа аграрной экономики);

4 этап. Разработка системы информационно-аналитического обеспечения прогнозирования АПК России и рынков продовольствия (модель рынка агропро-довольственной продукции среднесрочных сценарных прогнозов его развития).

5 этап. Разработка методологии оценки использования экономического потенциала сельских территорий учитывает: теоретические и методологические обоснования повышения доходности аграрного сектора экономики; модели эквивалентных межотраслевых отношений в АПК.

Методы и материалы

Развитие сельских территорий для Российской Федерации является ключевым условием комплексного обеспечения национальной безопасности. Имея природно-технологические преимущества, Россия постоянно находится в агрессивной внешней среде, что проявляется возрастающей конкуренцией в северных территориях, нестабильностью пограничных территорий, угрозой ядерного конфликта на Дальнем Востоке. Все эти вызовы и угрозы безопасности страны определяют необходимость оперативного реагирования,разработки и реализации качественных решений [12].

Хозяйственная освоенность сельских территорий есть гарантия закрепленности и суверенитета.

Развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции, практика инновационных изменений организации

производства, социальной сферы и управления сельскими территориями реально обеспечивают реализацию продовольственной и экономической безопасности.

Методические подходы позволяют рассматривать новые индикаторы развития для выделения социально-экономического генотипа территории, определения структурных сдвигов во взаимосвязи с характером развития территорий, определения совокупного их потенциала [14].

Приоритеты дальнейшей трансформации экономической структуры территории связаны с преимущественным развитием новых и новейших производств, сложившихся базовых отраслей АПК [14].

Экономическое пространство в научно-теоретическом плане исследования основано на трех основных позициях: формирование научной парадигмы исследования, разработка научно-технической парадигмы и разработка научно технологических подходов к исследованию.

Теоретическая платформа выбора методологии исследования экономического пространства основана на положениях экономической теории, теории долгосрочного технико-экономического развития, принципах и методах построения институциональной теории, теории экономического развития.

Методологию исследования экономического пространства формируют принципы и методы, формы организации и проведения регрессионного анализа, анализа экономического роста, структурного анализа.

Комплексная методология исследования определяет совокупность методических подходов:

а) циклично-генетический (выявление поворотных точек экономической динамики);

б) циклично-структурный (исследование структурных сдвигов в взаимосвязи с цикличностью производства);

в) циклично-телеологический (прогнозирование факторов отраслевых приоритетов эконом роста, в каждой фазе экономического цикла).

Выявление влияния инновационных, интегральных факторов изменений социально-экономического потенциала, внутренняя логика развития социально-экономической системы и создание новых высокотехнологичных производств (процесс, обусловленный закономерностями развития) имеют целью — рост эффективности аграрного производства и повышение уровня жизни сельского населения территории [14].

Методология исследования процессов устойчивого развития сельских территорий построена на единстве положений, во-первых, циклично-волновой методологии, во-вторых методологии структурного анализа и в-третьих, методологии экономического роста, каждая из которых имеет свою сущность, закономерности, природу, объекты, результаты, рекомендации.

Так циклично-волновая методология предусматривает изучение:

- сущности, природы, закономерностей, факторов экономической динамики АПК и сельских территорий в пространственном измерении;

- научного инструментария и совокупности показателей (индикаторов) возникновения и развития волновых и циклических процессов в экономическом развитии сельских территорий, в том числе в сельхозпроизвод-стве;

- цикличного характера развития аграрного производства развитых стран и их регионов;

- связи между возникновением (преодолением) экономических кризисов и процессами развития экономического пространстве страны, территорий;

- отраслевых приоритетов развертывания технологических процессов в экономическом пространстве страны и сельских территорий с учетом вызовов пятого и шестого технологических укладов.

Методология экономического роста включает изучение:

- связи между процессами достижения нового качества экономического роста страны и территорий;

- взаимосвязи между уровнем технологического развития агропроизвод-ства и экономическим ростом страны и территорий;

- учета новых тенденций изменения темпов экономической динамики развитых стран и их регионов.

Методология структурного анализа основана на взаимосвязи:

- между ростом (падением) аграрной экономики и изменениями экономической структуры страны и территорий;

- колебаний экономической конъюнктуры с изменениями экономической структуры страны и ее регионов;

- уровня экономического развития страны и территорий с технологической структурой агропроизводства

вызывая кумулятивный,синергети-ческий эффект;

- возникновение новых отраслей в результате развертывания и инновационных процессов, диверсификации аграрной экономики.

Методологии дополняют друг друга в рамках исследований экономического развития.

Ключевая цель — построение новой модели экономического роста АПК и сельских территорий на основе преимущественного развития высокотехнологичного производства [14].

В рамках данной целевой установки определяется новое качество экономического роста и необходимость структурных сдвигов в развитии высокотехнологичных инновационных производств.

Комплексный методический подход позволяет в итоге: во-первых, рассматривать новую модель управления АПК и сельских территорий в качестве составной органической части единого долговременного процесса; во-вторых, определить социально-экономический генотип территории; в-третьих, установить структурные сдвиги во взаимосвязи с циклическим характером развития агропроизводства; в-четвертых, рассчитать совокупный потенциал организационно-экономического развития сельской территории [14].

Циклично-генетический методический подход предполагает выявление поворотных точек экономической динамики агропромышленного производства территории во времени, в длительной ретроспективе.

Он предусматривает изучение территориальной динамики с учетом циклического характера экономического развития под влиянием внутренних и внешних факторов, специфики соответствующей территории [14].

Циклично-структурный методический подход — совокупность приемов и правил исследования структурных сдвигов в экономике сельских территорий во взаимосвязи с циклическим характером развития сельхоз-производства, позволяет: во-первых, установить взаимосвязь структурных трансформаций и фазы цикла; во-вторых, управлять процессом стимулирования соответствующей фазы цикла и структурных преобразований и, наоборот, активизация структурных сдвигов позволяет ускорить переход в новую фазу экономического цикла [14].

Циклично-телеологический методический подход обеспечивает текущее состояние и будущие изменения, что позволяет системно определить перечень факторов и

отраслевых приоритетов экономического роста, на каждой фазе экономического цикла, соблюдая целевые ориентиры [14].

Синтез трех методических подходов — есть основа разработки интегральной методики оценки организационно-экономического потенциала развития АПК и сельских территорий.

Концепция настоящего исследования позволяет [14]:

- определить динамику и ключевые факторы пространственного развития сельских территорий, АПК;

- раскрыть основные закономерности и особенности процессов развития АПК и сельских территорий на разных этапах;

- обосновать совокупность последовательных циклов (стадий, этапов, фаз) по строго фиксированным количественно и качественном индикатором;

- установить синхронность, опережение или отставание процессов, развития территории по сравнению с общегосударственными значениями и показателями.

Результаты

Механизм реализации социально-экономической политики — это сложная многоуровневая система совокупности составляющих ее компонентов, конкретных методов, инструментов, институтов, связей и отношений (горизонтальных, вертикальных, прямых, обратных, непосредственных, косвенных, ближайших и отдаленных, промежуточных и конечных), направленная на реализацию активных процессов развития территории и повышения качества жизни населения [14].

Новая модель управления включает в себя оценку производственного потенциала, инновационного потенциала, инвестиционного потенциала, кадрового. Каждая группа, как правило, представляется в форме структурных показателей экономического роста и потенциала экономического роста.

Оценка производственного потенциала включает следующие структурные показатели:

1. Удельный вес валовой добавленной стоимости аграрного производства в общем объеме валовой добавленной стоимости территории.

2. Удельный вес отгруженной продукции по виду экономической деятельности в общем объеме отгруженной продукции территории.

3. Удельный вес занятых в агроероиз-водстве в общей численностп занятых в экономике территории.

4. Удельный вес стоимости осноенын фондов в общей стоим оуниоснпвнын фондов территории.

5. Коэффициент обновления освовуынз фондов в агропроизводствеы

6. Степень износа основныв фнндов в агропроизводстве.

7. Индексы агропроизводснва.

8. Индексы агропроизводства но зинн деятельности.

Оценка инновационного потенциале учн-тывает следующие показатели экcнoмнинанв-го роста и потенциала экономичтсниги рон-ар

1. Затраты на технологические нинова-ции в ВРП, в агропроизвод чтие.

2. Внутренние затраты на исучны ¡и исследования и разработпе вВРЫ, в агропроизводстве.

3. Объем инновационных товарое, работ, услуг в процентпы от о бн-е-о объема отгруженных товарив, выполненных работ, услуг.

4. Инновационная активность сирнысин товаропроизводителей.

5. Используемые передовые технологии на одного занятого в экономикн, аграрной экономике.

Инвестиционный потенциал уч итывквт следующие структурные показатели.

1. Удельный вес агропроизводатва в о(> щерегиональном объемedнкроницкв.

2. Отношение инвестиций а кнтс^^иоР! капитал АПК к ВРП.

3. Инвестиции в основной наотран нн одного занятого в эконоыике, н АПК.

4. Инвестиции в основнор нипиотл ит душу населения сельских тeнpиoo-рий, региона.

5. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал АПК.

Кадровый потенциал оценивают по следующим структурным показателям:

1. Удельный вес лиц с высшим образованием в составе занятого сельского населения, %.

2. Удельный вес персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в среднегодовой численности занятых в аграрной экономике, %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Удельный вес исследователей в численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, %.

4. Удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, % к общей численности исследователей.

5. Чисынкннсть пудентни, ниуакющн ося ыо npнсpкммaм тккалркриатн, споци-алоипта, мвсиcтpаоyны,нa 10 аыо. мел. ыосеннниа, иынУ| Пеoнeдeнен комилрвнннй н1онниа со-иoaoенo-всoнoмооeэснгк повоже-яи -за-щощпнвoнуя) сельской территории пред-ooгaeи ся, е- нон,- ииск- н ш пoлиlоoвa в на е нн-оаУекаеныи н -<оде oнcoeыдвaпив пока-зател-п инынириоы.ноВИ орвнки [1 .

1ннтегиил ь ну|Т коефф ипи^нк выкало на нии (xкртктeвиcгркф coцитлвиo-акoннмпивoспгo полонения кнльскон иoL)ннтof-ни субъекта нФ 0ян0Cйтнл((00 фpyгин аyf5инeктвнl и ти^д-н^ио ниа-еики но стркне), и форгриликавани нвгг нндн еыо м-жн- п|э^г1СТс:^ат^ таи;.

и=О С„

0)

гре /— аккнфтльнын ooэф(йиL-ИELнт отало-yиyия; п — число частых индикаторов; С1 — коэффициоткло нения знач ения /'-го ин-дняатор- oтсoндннpдаcoоcкoго уровнн.

Кнгфмeна и, в LГ( опнеднняется по фар. муле

ХК Хги — ОП Х1 Х:

Ч ¿¡=1 ХГИ '

(2)

где хги—— значение /-гоиндикаторапоРФ; — значение /-го показателя по конкретному субъекту РФ.

Обсуждение

В действующей практике хозяйствования АПК и реализации институциональной теории управления эффективностью системного развития сельских территорий объективно необходим механизм государственного регулирования. Он отличается системойсвязей(функциональные, системообразующие, инструментальные) по достижению следующих эффектов: повышение рентабельности агропромышленного производства; повышение плотности экономической активности за счет заполнения экономического пространства территории функционально- и пространственно-ориентированными организациями; достижение и стабилизация продовольственной безопасности.

Подход к государственному регулированию развития аграрного сектора экономики и сельских территорий предполагает последовательно-параллельную реализацию следующих мероприятий:

- корректировка среднесрочной государственной программы развития АПК и сельского хозяйства для

получения показателей перспективного плана производства сельскохозяйственной продукции в рамках обеспечения продовольственной безопасности, сравнительно более высокой эффективности;

- определение оптимальных параметров производства и потребления продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья территорий проведение кластерного анализа, оценка потенциала в сравнении с другими субъектами; факторный анализ потребления продуктов питания на душу населения; выявление ряда факторов в общей системе переменных; регрессионный анализ, статистические модели нормированных показателей);

- моделирование параметров функционирования интегрированных агропромышленных формирований, крестьянских (фермерских) хозяйств с целью оптимизации программы развития пространственно-ориентированных организаций.

В современных условиях хозяйствования ключевую роль во многих сферах деятельности играют информационные и коммуникационные технологии, являясь составной частью цифровой экономики, ключевое место в перестройке на новую модель занимают цифровые технологии [7].

Сущность необходимой трансформации для обеспечения развития территориальной экономической системы определена авторами в качестве процесса структурно-цифровых преобразований перехода к реализации цифровых технологий во взаимоотношениях между субъектами экономики.

Целью структурно-цифровых преобразований является реализация устойчивого роста экономики на основе гармоничной ее структуры и постоянного повышения эффективности основных экономических процессов на базе развитой цифровой инфраструктуре [1].

Возрастание потоков информационно-аналитического обеспечения, способов ее обработки [10] — основная движущая сила трансформации управленческих механизмов и моделей прогнозирования развития АПК и сельских территорий [20].

Данные в цифровой форме позволяют иметь эффективное необходимое взаимодействие бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и населения для повышения конкурентоспособности экономики страны на глобальном рынке.

В современных условиях вклад цифрови-зации в ВВП России и оценивается в 2,8 % или 75 млрд долл. При этом основная часть, 63 млрд долл., приходится на сферу интернет-торговли, интернет-услуг, онлайн-пои-ска. В тоже время доля цифровой экономики в Китае составляет 6,9 % ВВП, в США — 5,4 % ВВП, в Индии — 5,4 % ВВП.

По оценкам экспертов Высшей школы экономики к 2030 г. рост российского ВВП более чем на 50 % будет связан с цифрови-зацией экономики и обеспечен как за счет развития и совершенствования информационной индустрии, так и за счет повышения эффективности и конкурентоспособности секторов экономики. Так, в период 2017— 2030 гг. вклад цифровой индустрии в рост ВВП составит 4 %, а цифровизации секторов экономики — около 30 %.

Новая идеология эффективного взаимодействия хозяйственных субъектов и системной оптимизации процессного управления определяют актуальность и необходимость разработки и реализации цифровых технологий, создания «единой платформы и инфраструктуры» современной цифровой экономики чем больше оцифрованы процессы производства и сбыта, тем больше активность развития реальной экономики [2].

Базовые составляющие экономической цифровизации определены в три группы:

- сбор и аналитическая обработка данных (необходимость понимания значения и результативности);

- формирование потребностей (активная информатизация преобразует поведение потребителей);

- управление взаимодействием цифровых данных и экономических потребностей (прогнозирование, планирование, организация, исполнение, контроль и координация действий).

Таким образом, в идеале должна существовать единая система управления социально-экономическим развитием на основе информационно-аналитического обобщения данных для выработки векторов развития [11].

Изучение тенденций цифровизации экономики в качестве формы организации хозяйственной деятельности общества и социально- экономических отношений определяет принципы, методы формирования единого информационного пространства и информационной инфраструктуры с учетом потребностей государства, бизнеса, общества.

Цифровая экономика не только включает в себя основную компоненту (экономика,

её виды и цифровые информационно-коммуникационные технологии), но и является инструментом повышения эффективности процессов производства, потребления и распределения результатов хозяйственной деятельности.

Таким образом цифровую экономику можно считать производительной системой хозяйствования, которые могут удовлетворять определенное количество потребностей [3].

Региональная программа нацпроекта «Цифровая экономика Российской Федерации» включает в себя пять проектов: «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровое государственное управление», «Цифровые технологии», «Кадры для цифровой экономики».

Ряд авторов считает, что миграционный отток из села экономически активного и молодого населения усиливает государственная политика создания агломераций. Для системы сельскохозяйственных организаций страны отмечается проблема нехватки управленческих кадров так, количество индивидуальных предпринимателей и мелких хозяйств АПК за 10 лет сократилось на 40 % и составило 160 тыс. единиц [8; 16—19].

Региональной программой на 2019 г. предусмотрено финансирование из бюджета Челябинской области по первым трем. По проектам «Цифровые технологии» и «Кадры для цифровой экономики» финансирование в этом году не предусмотрено финансирование, поскольку информационные мероприятия для организаций осуществляются в ходе текущей деятельности уполномоченных учреждений [9].

Развитие цифровых технологий в АПК создает возможность сокращения потерь сельскохозяйственной продукции (по данным Министерства сельского хозяйства России они составляют порядка 40 %), что весьма актуально в условиях дефицита продовольствия. Агропродовольственный сектор социально-экономической системы является, определяющим территориальную идентичность, что требует обоснования перспектив структурно-цифровой трансформации этого сегмента.

Цифровизация экономики обеспечивается за счет достижения к 2024 г. ряда целевых показателей [1]:

а) в отношении системы цифровой экономики (функционирование не менее 10 компаний-лидеров, конкурентоспособных на мировых рынках; функционирование не менее

10 отраслевых цифровых платформ в основных предметных областях экономики; функционирование не менее 500 предприятий малого и среднего бизнеса в сфере создания и использования цифровых технологий и оказания цифровых услуг);

б) в отношении системы образования и кадрового потенциала (количество выпускников высших учебных заведений по направлениям подготовки, связанным с информационно-компьютерными технологиями — 120 тыс. чел. в год; количество выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, обладающих компетенциями в области информационно-компьютерных технологий — 800 тыс. чел. в год; доля граждан, обладающих навыками использования цифровых технологий, — 40 %);

в) в отношении системы исследований и разработок (количество проектов, объемом не менее 100 млн руб., реализуемых в области цифровой экономики — 30 единиц; число организаций, реализующих крупные проекты объемом 3 млн долл. по договорам международного научно-технического сотрудничества в области цифро-визации экономики — 10);

г) в отношении цифровой инфраструктуры (доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет — 97 %; устойчивое покрытие сетями 3G и выше во всех крупных городах);

д) в отношении информационной безопасности (доля хозяйствующих субъектов, применяющих стандарты безопасного информационного взаимодействия — 75 %; доля внутри-сетевого трафика российской Интернета, маршрутизируемого через иностранные серверы, — 5 %).

Необходимость решения проблемы интеллектуального потенциального развития в сфере высоких технологий, продвижения инвестиционной привлекательности аграрного сектора экономики и поддержки российских производителей высокотехнологического производства и услуг определяет необходимость в государственном регулировании определенных механизмов и участие государственных инвестиций в развитие 1Т-сфе-ры, проработке законодательной базы [13].

В первую очередь необходимо внедрить в практику систему электронного документооборота [5].

Согласно ежегодному обзору развития цифровой экономики, меры, направленные на адаптацию государственных органов в большинстве случаев определены укреплением концепции электронного правительства предоставления государственных услуг населению в цифровом виде, и поддержанием баз открытых данных [10].

Региональный портал госуслуг оказывает 36 приоритетных услуг, до конца года — это число достигнет 43; активно развивается подсистема «Активный житель 74» — (зарегистрировано более 10 тысяч человек).

Большая часть обязательных мероприятий проекта «Цифровое государственное управление» связана с внедрением в субъектах РФ информационных систем и платформ, разработанных на федеральном уровне, что, в свою очередь, позволяет субъектам четко спланировать реализацию проекта на региональном уровне» [20].

Заключение

Формирование концептуального уровня управления устойчивым развитием тесно переплетается с существующими в мировом сообществе процессами глобализации. Именно концептуальный уровень управления устойчивым развитием отражает целевую установку — разработку стратегии развития АПК и сельских территорий.

Главное направление и пути реализации концептуальных установок определяет идеологический уровень управления устойчивым развитием.

Изменение ситуации в окружающей среде приводит к смене направлений, но идеология едина в концептуальных установках. Данная научная основа устойчивого развития [4] в прикладном плане означает соблюдение законов устойчивости, выполнение вытекающих из них условий, предвидение результатов предпринимаемых действий, возможности долгосрочных перспектив.

Экономический уровень управления устойчивым развитием территорий определяет концептуальные установки в экономической сфере [15].

Проблемы сельской территории в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:

- формирование хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, включая природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

- выполнение природоохранных мероприятий включая санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

- осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

- развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий в местных условиях, реализации мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, создание системы социальной защиты сельского населения;

Разработка комплексных межрегиональных схем, охватывающих сельские территории нескольких субъектов Российской Федерации имеет большое значение.

Специалистами ВНИИЭСХ план мероприятий повышения эффективности организации и управления пространственным развитием сельских территорий сформирован по одиннадцати основным (узловым) направлениям.

1. Разработать методологию реализации моделей развития мирового агропромышленного комплекса.

Данная методология предусматривает необходимость комплекса исследований:

- тенденций социально-экономического развития сельских территорий;

- направлений экспортной политики в аграрной сфере;

- особенности государственной поддержки аграрного сектора.

2. Разработать научные основы пространственной организации сельскохозяйственного производства.

Данная методология предусматривает необходимость комплекса разработок:

- концепции размещения и специализации сельскохозяйственного производства России;

- основных стратегических направлений размещения и специализации сельскохозяйственного производства России.

3. Разработать систему приоритетов развития социально-экономических отношений сельских территорий.

Данная система предполагает разработку концепции пространственного развития и основных направлений стратегии пространственного развития.

4. Разработать научные основы совершенствования аграрной политики России, стратегические направления управления,

механизмы развития сельского хозяйства и социального развития сельских территорий.

Рассматриваемый комплекс задач реализуется посредством разработки:

- научно обоснованных принципов совершенствования аграрной политики, направленной на достижение конкурентоспособности отечественной продукции и устойчивое развитие сельских территорий в условиях региональной;

- научных основ реализации стратегических направлений развития аграрного сектора России в условиях региональной;

- методологии оценки эффективности аграрной политики.

5. Разработать научные основы совершенствования экономического регулирования в АПК и механизмы инвестиционного развития сельского хозяйства Российской Федерации.

Рассматриваемый комплекс задач реализуется посредством разработки:

- научных основ инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве России;

- организационно-экономического механизма развития инвестиционного процесса в АПК России;

- концептуальных основ совершенствования экономического регулирования в аграрном секторе экономики Российской Федерации.

6. Разработать методологию анализа рынка агропродовольственной продукции.

Методология анализа рынка агропродо-вольственной продукции должна учитывать:

- прогноз развития рынка агропро-довольственной продукции;

- среднесрочные сценарные прогнозы развития агропродовольственного рынка;

- методологию прогнозирования рынков агропродовольственной продукции.

7. Разработать методологию формирования механизма эффективного функционирования отраслей агросектора.

В основе методологии формирования механизма эффективного функционирования отраслей агросектора находятся:

- научные основы эффективного функционирования отраслей аграрного сектора экономики;

- научные основы эффективного функционирования форм хозяйствования в аграрном секторе экономики;

- методология формирования и эффективного функционирования кооперативных и интегрированных объединений в аграрной сфере.

8. Разработать методологию и инструментарий стратегического планирования развития региональных агропродоволь-ственных систем.

Данное направление основано на разработках:

- модели обоснования направлений стратегического развития и размещения сельского хозяйства в региональных агропродовольственных системах.

- информационных технологий стратегического планирования развития региональных агропродовольственных систем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Разработать методологию и механизмы научно-технологического развития АПК России.

Рассматриваемый комплекс задач реализуется посредством разработки:

- методологических положений инновационного развития отраслей АПК на основе технико-технологической модернизации;

- основных стратегических направлений и инструментов развития АПК на период 2035 г.;

- стратегии научно-технологического развития АПК России на период до 2030 г.

10. Разработать концептуальные основы адаптации хозяйствующих субъектов к условиям структурно-технологических сдвигов агроэкономики.

Основы адаптации хозяйствующих субъектов к условиям структурно-технологических сдвигов агроэкономики предполагают разработку:

- научных основ адаптации хозяйствующих субъектов к условиям структурно-технологических сдвигов в аграрной экономике;

- методологических положений и инструментов экономического взаимодействия организаций АПК при реализации проектно-цифрового подхода;

- усовершенствованного механизма регулирования экономических отношений организаций АПК в системе межотраслевого взаимодействия.

11. Современная экономическая теория и принципы развития агропромышленного комплекса страны в условиях глобализации и интеграционных процессов в мировой

экономике основаны на разработке концепции использования информационно-коммуникационных технологий как инфраструктурной основы развития.

Системное развитие аграрного сектора на основе совокупности структурных связей, возникающих между субъектами экономики.

В результате выявления недостаточной активности и результативности государственного регулирования аграрного сектора экономики обоснованы перспективные направления совершенствования этого процесса, представленные в виде имитационной модели (механизм государственного регулирования системного развития аграрного сектора экономики территории) [6].

1. Авдеев И. В. Структурно-цифровая трансформация как фактор инновационного развития региональной экономической системы : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. техн. ун-та, 2019. 22 с.

2. Бабанов В. Н. Факторы и проблемы развития цифровой экономики в России // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2017. № 4-1. С. 255—262.

3. Биханский О.С. Стратегическое управление. М. : Гардарики, 2002. 292 с.

4. Белов В. В., Лебедев Ю. В., Лебедева Т. А. Стратегические приоритеты и индикаторы экологически устойчивого недропользования // Известия самарского научного центра российской академии наук. 2015. Т. 17. № 5. С. 251—255.

5. Дыкань Ю. А. Приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж : Воронеж. ГАУ, 2019. — 24 с.

6. Жахов Н. В. Государственное регулирование системного развития аграрного сектора экономики региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Курск, 2018. 28 с.

7. Игольникова И. В., Здоронок А. В. Цифровая экономика и кадровый потенциал АПК региона: взаимосвязь и перспективы // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Брянск : Брянский гос. инженер.-технол. ун-т, 2018. С. 1 88—191.

8. Келеш Ю. В. Проектное управление социально-экономическим развитием региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Курск, 2019. 26 с.

9. Коковин П. А., Мезенина О. Б., Критерии комплексной оценки социально-эко-

номического развития регионов // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2015. № 4(36). С. 123—127.

10. Корчагин С., Польшиков Б. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления: риски и перспективы для России // Свободная мысль. 2018. № 1 (1667). С. 23—36.

11. Крылов В. Г., Лебедев Ю. В. История цифровой экономики // Тезисы докладов VII Международной научно-технической конференции. Екатеринбург, 10—11 апр.

2018. Екатеринбург : Изд-во УГГУ, 2018. 523 с.

12. Лылов А. С. Программно-целевое управление развитием сельских территорий : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург : ИРА УТК, 2019. 28 с.

13. Мекуш Г. Е. Подходы к разработке индикаторов устойчивого развития на региональном уровне // География и природные ресурсы. 2000. № 6. С. 18.

14. Новикова Н. В. Новая индустриализация в экономическом пространстве макрорегиона: теория и методология исследования : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та,

2019. 48 с.

15. Ромицына А. В. Анализ экономического потенциала как основа стратегического планирования предприятий грузового автомобильного транспорта // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 158—161.

16. Сёмин А. Н., Третьяков А. П. Аграрный сектор экономики в системе продовольственной безопасности государства : монография. Екатеринбург, 2016. С. 158.

17. Силин Я. П., Анимица Е. Г., Новикова Н. В. «Новая нормальность» в российской экономике: региональная специфика // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 3. С. 714—725.

18. Силин Я. П., Анимица Е. Г., Новикова Н. В. Региональные аспекты новой индустриализации // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 3. С. 684—696.

19. Чернова С. Г. Формирование и развитие государственно-индикативного управления сельским хозяйством в регионе в рыночных условиях : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Новосибирск, 2018. 59 с.

20. Чернякова М. М. Государственный контроль и цифровые технологии при управлении сложными социально-экономическими системами // Научный ежегодник центра анализа и прогнозирования. 2018. № 2. С. 100—104.

References

1. Avdeev I.V. (2019) Strukturno-cifrovaya transformaciya kak factor innovacionnogo razvitiya regional'noj ekonomicheskoj siste-my. Voronezh, Voronezhskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet Publ., 22 p. [in Rus].

2. Babanov V.N. (2017) Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomiches-kie i yuridicheskie nauki, no. 4-1, pp. 255—262 [in Rus].

3. Bihanskij O.S. (2002) Strategicheskoe upravlenie. Moscow, Gardariki Publ., 292 p. [in Rus].

4. Belov V.V., Lebedev Yu.V., Lebedeva T.A. (2015) Izvestiya samarskogo nauchnogo centra rossijskoj akademii nauk, vol. 17,no. 5, pp. 251—255 [in Rus].

5. Dykan' Yu.A. (2019) Prioritetnye naprav-leniya ustojchivogo razvitiya sel'skih terri-torij. Voronezh, Voronezhskij GAU Publ., 24 p. [in Rus].

6. Zhahov N.V. (2018) Gosudarstvennoe reg-ulirovanie sistemnogo razvitiya agrarnogo sek-tora ekonomiki regiona. Kursk, 28 p. [in Rus].

7. Igol'nikova I.V., Zdoronok A.V. (2018) Ci-frovaya ekonomika i kadrovyj potencial APK regiona: vzaimosvyaz' i perspektivy // Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Bryansk, Bryanskij gosudastven-nyj inzhenerno-tekhnologicheskij universitet, pp. 188—191 [in Rus].

8. Kelesh Yu.V. (2019) Proektnoe upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona. Kursk, 26 p. [in Rus].

9. Kokovin P.A., Mezenina O.B. (2015) Vest-nik Bashkirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, no. 4 (36), pp. 123—127 [in Rus].

10. Korchagin S., Pol'shikov B. (2018) Svo-bodnaya mys' no. 1 (1667), pp. 23—36 [in Rus].

11. Krylov V.G., Lebedev YU.V. (2018) Is-toriya cifrovoj ekonomiki // Tezisy dokladov VII Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferentsii. Ekaterinburg, UGGU Publ., 523 p. [in Rus].

12. Lylov A.S. (2019) Programmno-celevoe upravlenie razvitiem sel'skih territorij. Ekaterinburg, IRA UTK Publ., 28 p. [in Rus].

13. Mekush G.E. (2000) Geografiya i prirod-nye resursy, no. 6, p. 18 [in Rus].

14. Novikova N.V. (2019) Novaya indus-trializaciya v ekonomicheskom prostranstve makroregiona: teoriya i metodologiya issle-dovaniya. Ekaterinburg, Ural'skij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet Publ., 48 p. [in Rus].

15. Romicyna A.V. (2011) Vestnik Tomsk-ogo gosudarstvennogo universiteta, no. 345, pp. 158—161 [in Rus].

16. Syomin A. N., Tret'yakov A.P. (2016) Agrarnyj sektor ekonomiki v sisteme pro-dovol'stvennoj bezopasnosti gosudarstva. Ekaterinburg, p. 158 [in Rus].

17. Silin Ya.P., Animica E.G., Novikova N.V. (2016) Ekonomika regiona, vol. 12, no. 3, pp. 714—725 [in Rus].

18. Silin Ya.P., Animica E.G., Novikova N.V. (2017)Ekonomika regiona, vol. 13, no. 3, pp. 684—696 [in Rus].

19. Chernova S.G. (2018) Formirovanie i raz-vitie gosudarstvenno-indikativnogo upravleni-ya sel'skim hozyajstvom v regione v rynochnyh usloviyah. Novosibirsk, 59 p. [in Rus].

20. Chernyakova M.M. (2018) Nauchnyj ezhegodnik centra analiza i prognozirovaniya, no. 2, pp. 100—104 [in Rus].

For citing: Bukhtiyarova T.I., Demyanov D.G. A new management model in the economic space of rural territories: theory and research methodology // Socium i vlast'. 2019. № 6 (80). P. 87—98. DOI: 10.22394/1996-0522-2019-6-87-98.

DOI: 10.22394/1996-0522-2019-6-87-98

UDC 338.431.2

A NEW MANAGEMENT MODEL IN THE ECONOMIC SPACE OF RURAL TERRITORIES: THEORY AND RESEARCH METHODOLOGY

Tatyana I. Bukhtiyarova,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk branch, Professor of the Department Chair of Economics, Finance and Accounting, Doctor of Economics, Professor, Russian Federation, 454077, Chelyabinsk, ul. Komarova, 26. E-mail: viola_1_49@mail.ru

Dmitry G. Demyanov,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk branch, Associate Professor of the Department Chair of Economics, Finance and Accounting, Cand. Sc. (Economics). Russian Federation, 454077, Chelyabinsk, ul. Komarova, 26. E-mail: x-line@rambler.ru

Abstract

Introduction. The comprehension of the cyclic-wave methodology, its verification on specific material of rural development, determines the necessity to develop methodology for analyzing and assessing organizational and economic potential, selecting key areas and mechanisms for launching processes of new structural-digital transformations in the agro-industrial complex and rural areas, taking into account new factors and development conditions. Topicality of the research. It is territorial exclusivity, organizational and economic potential that

determine the initial conditions for forming and implementing a new management model in the spatial aspect. This applies, firstly, to improving the quality of life and livelihoods of people, a new format for process modernization of the economy, infrastructure and public administration; secondly, to determining decisive importance for a particular territory, in the real space of the territorial section of economic, social and other transformations. In this regard, the most important and relevant is analytical generalization and systematization of multifaceted theoretical, methodological, applied researches and scientific understanding of the factors changing general and specific patterns of forming and implementing the organizational and economic mechanism of territorial management. The aim of the study is to develop theoretical and methodological foundations for assessing and forecasting the effective development of territorial socio-economic systems in order to justify management decisions in a separate agricultural territory. Methods. As a tool for obtaining information for strategic management decisions in the field of sustainable development of territories, the methods of the program approach and the economic and mathematical apparatus are considered. The scientific novelty of the research lies in the developed theoretical and methodological foundations of studying rural development processes, economic growth.

Results. A new model of territorial potential management is presented, which makes it possible to assess production potential, innovative potential, investment potential and personnel. Conclusions. It is concluded that the conceptual level of sustainable development management reflects the goal: to strategize the agricultural sector and rural areas development. A plan of measures for improving organization and management of rural areas spatial development in eleven directions is presented.

Key concepts: rural areas, agricultural sector, spatial development, agricultural policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.