Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1
УДК 316.346.32
К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ АПК И СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ,
С. Н. Семенов, Е. В. Бочарова
Семенов Сергей Николаевич, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт аграрных проблем РАН, Саратов, [email protected]
Бочарова Елена Викторовна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, Институт аграрных проблем РАН, Саратов, [email protected]
Введение. Обеспечение безопасности и конкурентоспособности отечественного АПК и сельских территорий в современных условиях во многом зависит от устойчивого развития их социального пространства как среды обитания сельского населения и социально освоенной части природного пространства. Теоретический анализ. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что совершенствование важнейших аспектов функционирования региональных агропродовольственных систем требует управленческих решений в широком диапазоне целей, методов и функций, т.е. применения новых механизмов системного стратегического регулирования и управления. Эмпирический анализ. Установленная сильная неравномерность (асимметрия) в уровне развития АПК и сельских регионов, а также значительная разница в условиях и перспективах их развития объективно требуют учета специфики пространственного развития и соответствующей конкретизации управленческих решений по снятию острых асимметрий. Результаты. Обоснован ряд мер, необходимых для решения в рамках концепции системных преобразований социального пространства АПК, его безопасности и конкурентоспособности как объектов государственной агропромышленной политики. Предложены меры по активизации факторов саморазвития проблемных сельских территорий в рамках модели их поляризованного развития, формирования опорных зон инновационного устойчивого развития, принципы разработки новой агропромышленной политики. Определено, что важнейшим резервом обеспечения безопасности и конкурентоспособности социального пространства АПК и сельских территорий является достижение социально-территориальной справедливости.
Ключевые слова: аграрно-промышленный комплекс, сельские территории, пространственное развитие, конкурентоспособность, безопасность социального пространства.
DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-64-67
Введение
Согласно стратегии устойчивого развития, экономическая деятельность в АПК в целом и на сельских территориях (СТ) в частности должна быть социально и экологически безопасной и сопровождаться сокращением различий в уровне жизни сельского населения, масштабов бедности и нищеты, усилением интеграции экономики,
социологии и экологии, формированием сбалансированной экологизированной системы социально-экономического развития АПК и СТ. Практика свидетельствует об обострении всех социальных проблем развития сельских территорий: продолжающаяся тенденция исчезновения сельских поселений, уменьшение людности сел, постарение населения. Продолжается разрушение производственной и социальной инфраструктур: сокращается число детских дошкольных учреждений, участковых больниц, клубов и домов культуры, предприятий связи, магазинов, дорог и мостов [1, с. 16]. Тяжелые условия труда и быта, неразвитость инфраструктуры, низкая заработная плата, отток молодежи в города являются причинами, которые обусловили сокращение занятого в сельском хозяйстве населения [2, с. 149].
Теоретический анализ
Развитие агропромышленной экономики страны, осуществление структурно-размещен-ческих преобразований, повышение ее социально-экономической эффективности должно проходить на основе современных инновационных экологически безопасных технологий с использованием мирового опыта. При рассмотрении и решении проблем устойчивого развития АПК, к сожалению, не учитывается и не принимается во внимание категория «пространственное развитие» (Spatial Development), утвердившаяся в западной public administration. В этой связи необходимо согласиться с Н. В. Бекетовым, утверждающим, что ключевой смысл понятия «пространственное развитие» заключается в обозначении комплекса мер по гармонизации на территории однонаправленных процессов и оптимизации происходящих изменений [3].
По расчетам Всемирного банка, только из-за неэффективной пространственной организации РФ теряет 2-3% ВВП ежегодно. В стране насчитывается 1052 города и поселка городского типа, 152 тыс. сельских поселений и лишь в 140 точках наблюдается экономический рост. Всего 12 субъектов РФ производят 60% всей промыш-
© Семенов С. Н., Бочарова Е. В., 2018
Семенов С Н., Бочарова Е. В. К вопросу о конкурентоспособности и безопасности АПК
ленной продукции страны и только 24 компании обеспечивают 90% ВВП страны. Такая неравномерность развития различных территорий, межрегиональное неравенство, территориальные диспропорции замедляют пространственное развитие страны в целом и ее базовых комплексов, снижают эффективность использования всех ресурсов и конкурентоспособность экономики.
По мнению авторов, конкурентоспособность социальной сферы национальной агроэкономи-ки в политико-экономическом смысле есть ее способность обеспечить реализацию национально-государственных интересов в поддержании продовольственной безопасности и независимости. Конкурентоспособность АПК сельских территорий РФ показывает, насколько способна созданная в стране социально-экономическая агропромышленная система стать основой национально-государственных интересов в области решения аграрных проблем, высшим из которых является сохранение устойчивого развития социального пространства АПК и сельских территорий. В соответствии с этим необходимо совершенствовать структуру социально-экономических критериев, оценивающих конкурентоспособность национальной агропромышленной экономики. В современных условиях резко возрастает необходимость агропромышленной политики государства, которую можно рассматривать как систему научно обоснованных и взаимоувязанных принципов, оценок, приоритетов и прогнозов, а также основанных на них стратегических государственных решений, определяющих функционирование, устойчивое и конкурентоспособное развитие АПК и сельских территорий.
Эмпирический анализ
С учетом имеющихся разработок можно предложить следующие принципы разработки агропромышленной политики [4]:
1) комплексный, системный и многоуровневый характер агропромышленной политики, охват федерального, мезоэкономического и макроэкономического уровней;
2) единство миссий, методов, механизмов институционально-функционального регулирования и других мероприятий по реализации агропромышленной политики;
3) взаимосвязь агропромышленной политики с экономической, научно-технической, социально-демографической, размещенческо-рас-селенческой, образовательной и внешне-экономической политикой государства;
4) обеспечение приоритетного развития высокотехнологичных межотраслевых комплексов (кластеров), отраслей и производств, движения
агропромышленной экономики по направлению вхождения страны в состав мировых научно-технологических лидеров;
5) формирование институциональных условий для эволюционного, сбалансированного, комплексного и устойчивого развития агропромышленных объединений на основе развития их инновационно-воспроизводственного потенциала, повышения конкурентоспособности агропромышленного производства.
С целью обеспечения многомерности и полиструктурности системного подхода государственная агропромышленная политика должна включать мегаэкономическую (глобальную), макроэкономическую, мезоэкономическую, микроэкономическую и наноэкономическую составляющие. Также необходимо выделение депрессивных АПК-регионов и отсталых сельских территорий, предусматривая комплекс мер по активизации факторов их саморазвития на базе моделей поляризованного развития и формирования опорных зон в целях повышения их конкурентоспособности и инновационной привлекательности, а также обеспечения территориальных прав и территориальной справедливости. Важнейшей стратегической задачей новой агропромышленной региональной политики является системное преобразование социально-экономического пространства проблемных сельских территорий на основе схем развития и размещения производительных сил и расселении их по СТ. При этом следует учитывать, что одновременные изменения во всех функциях агропромышленных систем предполагают применение механизмов многоцелевого системно-преобразующего управления и регулирования, а также принимать во внимание асимметрию и проблемность в уровне развития различных типов АПК-регионов. Успешное решение этой задачи требует разработки и реализации концепции комплексных системных преобразований и обеспечения безопасности социально-экономического пространства АПК и СТ, включающую рациональное сочетание мер государственного регулирования и управления, а также активизацию резервов и факторов саморазвития.
Результаты
Государственная агропромышленная политика должна представлять собой систему принципов, прогнозов, дорожных карт, определяющих структуру и функционирование агропромышленных комплексов, подкомплексов и кластеров, их отношений между собой и с органами государственного (федерального) и регионального управления. Целью агропромышленной политики
Управление
65
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1
является создание условий и факторов для формирования и устойчивого развития в АПК РФ системы конкурентоспособных, экономически и социально эффективных, инновационно активных и социально ответственных агропромышленных формирований, способных обеспечить долгосрочное устойчивое развитие АПК и СТ.
Обеспечение устойчивого развития конкурентоспособности и безопасности АПК и социального пространства сельских территорий могло бы в качестве разделов целевых программ включать меры по углублению межрегиональной и внутрирегиональной интеграции с использованием агропромышленной кластеризации и дорожного картирования, агротехнопарков, центров трансфера агротехнологий и т.п. Эти формы, институты и методы позволят повысить уровень агропромышленной интеграции и превратить его в решающий фактор устойчивости, сбалансированности, социальной безопасности и конкурентоспособности. Предлагаемая концепция должна предусматривать законодательное обеспечение агропромышленной политики. Целью закона о государственной агропромышленной политике должно быть закрепление базовых принципов, приоритетов и механизмов реализации государственной агропромышленной политики, совмещения межотраслевого и территориального (пространственных) принципов стратегического планирования, создание систем взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
При этом необходимо осуществлять и применять разграничение полномочий, принципы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений, методы программно-целевого и пространственного планирования и управления, методологию реализации целевых агропромышленных программ и инвестиционных проектов, формирования межрегиональных связей АПК и интегративных систем «город - село».
Усиление агропромышленной интегрирован-ности социально-экономического пространства АПК и СТ необходимо осуществлять путем модернизации, реконструкции и устойчивого развития инфраструктурных и расселенческих систем, социально-экономического регулирования мобильности сельского населения, уменьшения дифференциации в уровне и качестве жизни между сельским населением регионов и внутри регионов.
В ходе реализации предлагаемой концепции целесообразно выделять зоны опережающего и ускоренного развития АПК и СТ, а в каждой из них - центров социально-экономического развития. Эффективным средством реализации
конкурентной политики в АПК и СТ являются информационные технологии, развитие автоматизированных систем информации и связи. Современные информационные технологии в АПК и СТ обеспечивают, прежде всего, конкурентоспособность органов государственного управления всех уровней власти и муниципального самоуправления, снижают уровень развития в АПК «теневой экономики», коррупции, выявляют новые формы народовластия, развития демократии на сельских территориях, повышают безопасность процессов управления, устраняют информационное неравенство города и села. Информатизация управления в АПК и СТ в современных условиях играет решающую роль в процессах вовлечения сельского населения в управление по принципу самообслуживания и нормативно-правового регулирования. Современные информационные технологии и автоматизированные средства управления в АПК обеспечивают их конкурентоспособность в сравнении с обычными неформальными социальными институтами (зачастую незаконными). В этой связи назрела необходимость создания интегрированной информационно-технологической платформы в АПК и СТ, обеспечивающей эффективное взаимодействие в единой системе телефона, телеграфа, Интернета, электронной почты на основе стандартизации, унификации и сертификации.
Значительным резервом обеспечения конкурентоспособности и безопасности социального пространства АПК и сельских территорий является устранение асимметрии территориальных прав и достижение социально-территориальной справедливости, ответственности, системности, обратной связи [5].
В связи с этим особое значение приобретает экономическая оценка человеческой жизни и частичной утраты здоровья как важный элемент социальной политики на селе, обусловливающий значительный социальный эффект. При адекватной оценке стоимости человеческой жизни становится выгодно инвестировать в безопасность сельского социума и социального пространства АПК, а при заниженной - ослабевают стимулы к подобным инвестициям.
Как показывают исследования, жизнь и здоровье крестьянства не заняли надлежащего места в системе инструментов социальной политики в АПК и СТ, их довольно низко ценят как государство, так и сами сельские жители (риски гибели, заболеваний, ценность жизни и угрозы жизни). Низкая цена жизни крестьянства является следствием ее неудовлетворительного качества и конкурентоспособности.
66
Научный отдел
Семенов С. H., Бочарова Е. В. К вопросу о конкурентоспособности и безопасности АПК
Таким образом, оценку стоимости жизни человека в социальном пространстве АПК и СТ и утраты его здоровья следует рассматривать как критерий эффективного стратегического управления.
Список литературы
1. Семенов С. Н., Бочарова Е. В. Совершенствование системы стратегического управления приоритетами развития социального потенциала АПК на основе функционально-структурного метода и социального таргетирования // Региональные агросистемы : экономика и социология. 2016. № 1 (1). С. 16-26.
2. Бочарова Е. В. Социальный потенциал работников сельскохозяйственных предприятий старших возрастных групп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Со-
циология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 2. С. 148-153. Б01: 10.18500/1818-9601-2016-16-2-148-153.
3. БекетовН. В. Государственное управление пространственным развитием // Проблемы государственной политики регионального развития России : материалы Всерос. науч. конф. (Москва, 4 апреля 2008 г.). М., 2008. С. 997-1005.
4. Клейнер Г. Б. Ориентиры микроэкономической политики государства : конкуренция, кооперация, коэволюция // Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации : материалы Рос. науч. экон. собрания (Москва, 19-20 октября 2007 г.). М., 2008. С. 146-153.
5. Семенов С. Н., Мореханова М. Ю., Рубцова В. Н. Стратегическое управление социальным потенциалом АПК и сельских территорий : принципы, методы, механизмы // Науч. обозрение. 2016. № 13. С. 119-123.
Образец для цитирования:
Семенов С. Н., Бочарова Е. В. К вопросу о конкурентоспособности и безопасности АПК и социального пространства сельских территорий // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 64-67. БОТ: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-64-67.
To the Question of Competitiveness and Safety of AIC and Social Space of Rural Territories
S. N. Semenov, E. V. Bocharova
Sergey N. Semenov, ORCID 0000-0002-0984-1370, Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences, 94, Moskovskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
Elena V. Bocharova, ORCID 0000-0002-1757-5623, Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences, 94, Moskovskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
Introduction. Providing of safety and competitiveness of Russian AIC and rural territories depends on steady development of social space. Theoretical analysis. The result of the research is the application of the new mechanisms of the strategic regulation and control. Empirical analysis. Strong asymmetry in the level of development of the AIC and rural territories of regions requires taking into account the specifics of spatial development and the corresponding concretization of management decisions to remove acute asymmetries. Results. It justifies a number of actions required for decisions in the framework of the concept of systemic change, social space AIC, his security and competitiveness of state agricultural policy. Measures are proposed to activate the factors of self-development of problem rural territories in the framework of the model of their polarized development. Proposed principles for developing a new agricultural policy. ^e most important provision of security and the competitiveness of the social space of the AIC and rural territories is the achievement of social and territorial justice. Key words: agro-industrial complex, rural territories, spatial development, competitiveness, security of the social space.
References
1. Semenov S. N., Bocharova E. V. Improvement of the system of strategic management of the priorities of the development of the social potential of the agroindustrial complex on the basis of the functional-structural method and social targeting. In: Regional'nye agrosistemy: eko-nomika i sotsiologiya [Regional agrosystems: economics and sociology], 2016, no. 1, pp.16-26 (in Russian).
2. Bocharova E. V. Social Potential of Agricultural Workers of Older Age Groups. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Sociology. Politology, 2016, vol. 16, iss. 2, pp. 148-153. DOI: 10.18500/1818-9601-2016-16-2-148-153 (in Russian).
3. Beketov N. V. State management of spatial development. In: Problemy gosudarstvennoi politiki regional'nogo razvitiya Rossii [Problems of state policy of regional development of Russia]. Moscow, 2008, pp. 997-1005 (in Russian).
4. Klejner G. B. Landmarks of the microeconomic policy of the state: competition, cooperation, co-evolution. In: Problemy modernizacii ekonomiki i ekonomicheskoi politiki Rossii. Ekonomicheskaia doktrina Rossiiskoi Federatsii [Problems of modernization of the economy and economic policy of Russia. Economic Doctrine of the Russian Federation]. Мoscow, 2008, pp. 146-153 (in Russian).
5. Semenov S. N., Morehanova M. Yu., Rubcova V. N. Strategic management of the social potential of the agro-industrial complex and rural areas: principles, methods, mechanisms. Nauchnoe obozrenie [Scientific Review], 2016, no. 13, pp. 119-123 (in Russian).
Cite this article as:
Semenov S. N., Bocharova E. V. To the Question of Competitiveness and Safety of AIC and Social Space of Rural Territories. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 64-67 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-64-67.
Управление
б?