ЛИТЕРАТУРА
1. Волейбол : учебник для институтов и академий физической культуры / под общей ред.
A.В. Беляева, М.В. Савина. - М. : СпортАкадемПресс, 2000. - 368 с.
2. Волейбол : теория и практика / под общей ред. В.В. Рыцарева. - М. : Спорт, 2016. - 456 с.
3. Загревский, В.И. Расчетные модели кинематики и динамики биомеханических систем /
B. И. Загревский. — Томск : Том. гос. пед. ун-т, 1999. - 155 с.
4. Video analysis applied to volleyball didactics to improve sport skills / Gaetano Raiola, Fabio Parisi, Ylenia Giugno, Pio Alfredo Di Tore // Hum J. Sport Exercise. - 2013. - Vol. 8. - URL : https://ma.ua.es/dspace/bits1ream/10045/29727/1/jhse_Vol_8_N_proc2_307-313.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
REFERENCES
1. Ed. Belyaev, A.V. and Savin, M.V. (2000), Volleyball: textbook for institutes and academies of physical culture, SportAcademPress, Moscow.
2. Ed. Rytsarev, V.V. (2016), Volleyball: theory and practice, Sport. Moscow.
3. Zagrevsky V.I. (1999), Computational models of kinematics and dynamics of biomechanical systems, Tomsk.
4. Gaetano Raiola, Fabio Parisi, Ylenia Giugno, Pio Alfredo Di Tore (2013), "Video analysis applied to volleyball didactics to improve sport skills", Hum J. Sport Exercise, Vol. 8, available at: https://rua.ua.es/dspace/bitstream/10045/29727/1/jhse_Vol_8_N_proc2_307-313.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.11.2019
УДК 796.011.3
НОВАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ
Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Ивановский государственный университет, Шуйский филиал; Татьяна Александровна Соболевская,
кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Ирина Викторовна Рябова, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией, Наталья
Николаевна Нежкина, доктор медицинских наук, профессор, старший научный сотрудник, Дмитрий Николаевич Черногоров, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет
Аннотация
В статье представлен анализ организации деятельности учителя физической культуры, направленной на профилактику и коррекцию нарушений осанки школьников. Разработана новая модель системы мероприятий профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начальных классов. Данная модель деятельности предполагает реализацию системы школьных мероприятий силами школьной команды педагогов, при этом учителю физкультуры отводится ведущая роль.
Ключевые слова: учитель физкультуры, нарушение осанки, младшие школьники, профилактика, коррекция, новая модель.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.260-265
NEW MODEL OF SYSTEM OF MEASURES FOR PREVENTION AND CORRECTION OF POSTURE DISORDERS OF SCHOOLCHILDREN
Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ivanovo State University, Shuya branch; Tatiana Alexandrovna Sobolevskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Irina Viktorovna Ryabova, the candidate of medical sciences, head of laboratory, Natalia Nikolaevna Nezhkina, the doctor of medical sciences,
professor, senior research associate, Dmitry Nikolaevich Chernogorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow City University
Abstract
The article presents the analysis of organization of the physical education teachers' activity aimed at prevention and correction of posture disorders of schoolchildren. A new model of the system of measures for prevention and correction of posture disorders of primary school students developed. This model of activity involves the implementation of the system of school activities by school team of teachers, where a leading role belongs to the physical education teacher.
Keywords: physical education teacher, posture disorders, primary school students, prevention, correction, new model.
ВВЕДЕНИЕ
Научные наблюдения свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья российских школьников [3, 4, 5, 6, 10, 11]. Это требует разработки оптимальных моделей организации образовательного процесса, долгосрочных программ профилактических мероприятий, направленных на улучшение качества жизни и охрану здоровья обучающихся [8, 9].
Одно из первых ранговых мест среди функциональных отклонений и заболеваний школьников по-прежнему занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе, нарушения осанки. Актуальность данного исследования обусловлена поиском новых средств предупреждения и коррекции нарушений осанки современных школьников. [1, 2, 5, 7]. В связи с этим мы провели анализ организации деятельности учителя физической культуры, направленной на профилактику и коррекцию нарушений осанки школьников в рамках урока физкультуры в школе и с учетом полученных данных, разработали систему мероприятий по профилактике и коррекции нарушений осанки школьников.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
С целью выявления осведомленности в вопросах профилактики и коррекции нарушений осанки школьников, нами был проведен анкетный опрос среди педагогов физкультуры московских школ (декабрь 2018 г.) В анкетировании приняли участие 44 учителя физической культуры из 18 общеобразовательных комплексов, расположенных в разных административных округах г. Москвы.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В опросе приняли участие педагоги в возрасте от 22 лет и старше, при этом самую большую выборку представили респонденты до 40 лет, с педагогическим стажем до 5 лет (40,9%). Все опрошенные педагоги согласились с тем, что нарушение осанки может оказывать влияние на состояние здоровья и самочувствие детей. При ответах на вопрос об основных видах нарушений осанки, 84,1% респондентов указали их верно. В тоже время, результаты ответов на вопрос о факторах, оказывающих негативное влияние на осанку обучающихся, показали отсутствие этих знаний у подавляющего большинства педагогов. Лишь 10% от общего числа опрошенных ответили на него правильно, указав среди причин гиподинамию, плоскостопие, большой вес портфеля, наследственные факторы.
Главной задачей опроса было получить информацию о том, занимаются ли учителя физкультуры профилактической работой, направленной на формирование правильной осанки и укрепление опорно-двигательного аппарата обучающихся и какие технологии, подходы и методы для реализации данной цели они используют в своей практике. Анкетирование показало, что из 50% респондентов, утвердительно ответивших на вопрос о проведении работы по коррекции и профилактике нарушений осанки, всего 30% из них перечислили какие-либо авторские методики или учебные пособия, что выявило неудовлетворительную подготовку педагогов. Учителя физкультуры в школе не имеют четкого представления о том, как правильно выстраивать работу по профилактике и коррекции
нарушений осанки у школьников и в какую часть урока включать специальные упражнения. При этом участники опроса проявили интерес и желание получить знания и практические навыки организации профилактики и коррекции нарушений осанки у детей в процессе обучения на уроках физкультуры (75% респондентов).
Полученные данные позволили нам разработать систему мероприятий по профилактике и коррекции нарушения осанки (ПиКНО) младших школьников, которая представлена в виде модели, состоящей из пяти блоков (рисунок 1).
Социальный заказ
создание условий по профилактике и коррекции нарушений осанки у школьников классов
Цель — разработка системы мероприятий профилактики и коррекции нарушений осанки у младших школьников
Интеграция урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями по профилактике и коррекции нарушений осанки школьников
Формирование у детей, родителей и педагогов осознанных потребностей в систематических занятиях по формированию правильной осанки
Повышение уровня компетентности педагогов и родителей о системе упражнений по профилактике и коррекции нарушений осанки
О. 32
I 3
Мошвационно-смысловон
Компоненты
Когнитивный |
Информационный |
Деятельностно-практическнн
а, О
Формы
• утренняя зарядка;
• физкультминутки;
• физкультпаузы;
• уроки ФК;
• подвижные игры на переменах;
• домашнне задания.
Организация системы занятий по ПиКНО
Т "г..............
Методы:
1. игровой;
2. строго-
регламентнрованного упражнення;
3. круговой.
Средства:
• стато динамические, изометрические, изотонические, статические физические упражнения;
• подвижные игры;
• психофизическая тренировка.
Л
=
©
Образовательная
Оздоровительная
Воспитательная
Развивающая
Функции
Здоровьеформнрующая Здоровьетреннрующая Здоровьесберегающая
Преемственности
Инновационная
Комфортности
Адаптационная
Результативный блок Результат
Г \ Повышение уровня физической культуры личности школьников V У Г Л Создание здоровьесберегающнх условий по формированию осанки V У Г Л Увеличение количества регулярно занимающихся физической культурой ^ Л Технология профилактики коррекции нарушении осанки V )
Рисунок 1 - Модель системы мероприятий профилактики и коррекции нарушений осанки (ПиКНО)
школьников младших классов
Данная модель деятельности предполагает реализацию системы мероприятий силами школьной команды педагогов, при этом учителю физкультуры отводится ведущая роль.
В блок целеполагания входит описание главной цели и ее подцелей, конкретизирующих направления научно-методического поиска в аспекте разработки содержания интеграционных форм проведения урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями с детьми по профилактике и коррекции нарушений осанки; формирования у всех участников образовательный отношений потребности в систематических занятиях по формированию правильной осанки, а также повышение уровня компетентности педагогов и родителей о системе упражнений по профилактике и коррекции нарушений осанки у младших школьников.
Блок содержательный представлен четырьмя компонентами: мотивационно-смыс-ловым (формирование осознанной мотивации к занятиям специальными физическими упражнениями у всех участников образовательного процесса), когнитивным (знание о системе специальных упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки), информационным (создание информационного научно-методического сопровождения проводимых мероприятий в рамках реализации модели) и деятельностно-практическим (проведение практических занятий в различных формах режима дня школьника и формировании у детей, педагогов и родителей умений и навыков по выполнению упражнений для правильной осанки).
В организационном блоке раскрыты основные формы, методы и средства системы занятий специальными упражнениями по профилактике и коррекции нарушений осанки (ПиКНО) в процессе жизнедеятельности детей, как в режиме дня школы, так и дома.
В функциональном блоке представлены функции модели ПиКНО. Среди которых наиболее значимыми являются профилактические и коррекционные функции, отнесенные к оздоровительной подгруппе. Наряду с этим выделены три подгруппы функций, иерар-хично структурированных в логике сохранения и укрепления здоровья ребенка, в том числе и по отношению к состоянию его осанки: здоровьеформирующие (осанкоформирующие), здоровьетренирующие (осанкотренирующие) и здоровьесбергающие (осанкосберегаю-щие).
Четвертый блок модели — результативный. В нем раскрыты основные ориентиры (результаты), на которые направлена система мер по ПиКНО. Среди них выделены четыре основные группы результатов. Достижение в повышении уровня физической культуры личности школьников предполагает улучшение его физической и в целом двигательной подготовленности, расширение знаний, умений и владение комплексом мер по ведению здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающих условий по формированию осанки — этот результат охватывает решение комплекса задач, связанных с соблюдением санитарно-гигиенических требований к мебели, местам для занятий, оборудованию и инвентарю, школьным ранцам, местам для проведения комплексов упражнений по ПиКНО, методическому и информационному обеспечению мероприятий по формированию правильной осанки как в школе, так и дома. В процессе реализации модели и самой системы мер по ПиКНО предполагается, что развитие у детей, родителей и педагогов мотивации к формированию правильной осанки будет способствовать увеличению количества школьников, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.
Главным инструментом в аспекте реализации комплекса мер по профилактике и коррекции нарушений осанки у школьников младших классов выступает система технологий по проведению разных форм и мероприятий в режиме дня, таких как, например, «Технология ПиКНО во время утренней зарядки», «Технология ПиКНО на физкультминутках и физкультпаузах», «Технология ПиКНО на уроках физической культуры» и др.
ВЫВОДЫ
Профилактика нарушений осанки детей школьного возраста невозможна без правильно организованного, управляемого процесса физического воспитания, цель которого конкретизируется следующими оздоровительными задачами: профилактикой нарушений осанки, гармоничным развитием всех физических качеств с учетом сенситивных периодов, достижением должного уровня физического состояния, обеспечивающего высокий уровень физического здоровья. Проведенный же нами анализ констатирует достаточно низкий уровень содержания знаний школьных педагогов физической культуры по вопросам профилактики и коррекции нарушений осанки, что требует разработки и внедрения в учебный процесс новой модели системы мероприятий профилактики и коррекции нарушений осанки школьников, а также методического сопровождения для педагогов школ по вопросам организации и реализации системы профилактики и коррекции нарушений осанки в общеобразовательных организациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзман, Р.И. Физиологические основы здоровья / Р.И. Айзман. - М. : ИНФРА, 2015. - 351
с.
2. Аршин, В .В. Возникновение и прогрессирование сколиоза позвоночника / В .В. Аршин // Medicus. - 2015. - № 6. - С. 94-98.
3. Баранов, А. А. Основные тенденции состояния здоровья детей в Российской федерации / А.А. Баранов, А.Г. Ильин // Пути решения проблем. Вестник Российской академии медицинских наук. - 2011. - № 6. - С. 12-18.
4. Звездина, И.В. Особенности формирования здоровья младших школьников в динамике обучения / И.В. Звездина, Л.М. Сухарева, Н.С. Жигарева // Российский педиатрический журнал. -2009. - № 2. - С. 8-11.
5. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков : пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей / Н.Б. Мирская, А.Н. Коломенская, А.В. Ляхович, А. Д. Синякина, И.Ю. Самусенко. - М. : Флинта : Наука, 2009. - 224 с.
6. Научно-методическое сопровождение формирования здоровья обучающихся как значимой компетентности педагогических работников в рамках реализации ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога / Н.Н. Нежкина, И.В. Рябова, Т.А. Соболевская, Ю.В. Чистякова, Е.В. Иванова / под ред. Н.Н. Нежкиной ; Московский городской педагогический университет. -М. : [б.и.], 2018. - 122 с.
7. О необходимости разработки комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начальных классов / И.В. Рябова, Н.Н. Нежкина, М.А. Правдов, Д.Н. Черно-горов, Т.А. Соболевская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафт. - 2019. - № 2 (168). -С. 300-306.
8. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова [и др.]. - М. : Педиатръ, 2014. - 111 с.
9. Степанов, С.Ю. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации : монография / С.Ю. Степанов ; Московский городской педагогический университет. - М. : [б.и.], 2017. - 292 с.
10. Сухарева, Л.М. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс / Л.М. Сухарева, Л.С. Намазова-Баранова, И.К. Рапопорт // Российский педиатрический журнал. - 2013. - № 4. - С. 48-53.
11. Сухарева, Л.М. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова // Здоровье населения и среда обитания. - 2014. - № 3 (252). - С. 28-30.
REFERENCES
1. Eizman, R.I. (2015), Physiological basis of health, INFRA, Moscow.
2. Arshin, V.V. (2015), "Occurrence and progression of scoliosis of the spine", Medicus, No. 6, pp. 94-98.
3. Baranov, A.A. and Ilyin, A.G. (2011), "The Main trends of children's health in the Russian Federation", Ways to solve problems: bulletin of the Russian Academy of medical Sciences, No. 6, pp. 1218.
4. Zvezdina, I.V., Sukhareva, L.M. and Zhigareva, N.S. (2009), "Features of formation of health of younger schoolboys in dynamics of training", Russian pediatric journal, No. 2, pp. 8-11.
5. Mirskaya, N.B., Kolomenskaya,A.N., Lyakhovich, A.V., Sinyakina, A.D. and Samusenko I.Yu. (2009), Prevention and correction of disorders and diseases of the musculoskeletal system in children and adolescents: manual for the system of postgraduate professional education of doctors, Flint, Nauka, Moscow.
6. Nezhkina, N.N. Ryabova, I.V., Sobolevskaya, T.A., Chistyakova, Y.V. and Ivanova, E.V.
(2018), Scientific and methodological support of the formation of students ' health as a significant competence ofpedagogical workers in the framework of the implementation of the Federal state educational system of General education and professional standard of the teacher, monograph, Moscow City University, Moscow.
7. Ryabova, I.V., Nezhkina, N.N., Pravdov, M. A., Chernogorov, D.N. and Sobolevskaya, T.A.
(2019), "On the need to develop a comprehensive system of prevention and correction of posture disorders of primary school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 300-306.
8. Baranov, A.A., Kuchma, V.R., Namazova-Baranova L.S. [et al.] (2014), Strategy "Health and development of adolescents in Russia", Pediatr, Moscow.
9. Stepanov, S.Yu., Ryabova, I.V. and Sobolevskaya, T.A. (2017), Psycho-pedagogical and somatic variables in today's schools: the effects of a ring of determination: monograph, Moscow City University, Moscow.
10. Sukhareva, L.M., Namazova-Baranova, L.S. and Rapoport I.K. (2013), "Morbidity of Moscow schoolchildren in the dynamics of education from the first to the ninth grade", Russian Pediatric Journal, No. 4, pp. 48-53.
11. Sukhareva, L.M., Rapoport, I.K. and Polenova M.A. (2014), "State of health of Moscow schoolchildren and factors influencing its formation (longitudinal study)", Population Health and Habitat, No. 3 (252), pp. 28-30.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2019
УДК 796.422.12
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАЛОВ В БЕГЕ НА 100 М ЧЕМПИОНАТОВ МИРА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ 2015-2019 ГОДОВ
Римма Марселевна Сафина, кандидат физико-математических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Казань
Аннотация
В данной работе ставится цель проанализировать результаты финалов в беге на 100 м на Чемпионатах Мира по легкой атлетике 2015, 2017 и 2019 годов. Проведен анализ динамики соревновательной деятельности бегунов на короткие дистанции в 2019 году в сравнении с результатами 2015 и 2017 гг. Методами дисперсионного анализа, с помощью программы StatPlus6, исследована значимость различий показателей соревновательной деятельности. Для данных показателей проведены апостериорные сравнения результатов. Информация, полученная по итогам соревнований, позволяет тренерам и спортсменам обеспечивать устойчивость уровня спортивных результатов; наметить пути совершенствования тренировочного процесса; создать некоторые предпосылки к стабилизации психологического состояния перед ответственными стартами.
Ключевые слова: легкая атлетика, бег, соревнования, Чемпионат Мира, дисперсионный анализ, апостериорные сравнения.