Научная статья на тему 'О необходимости разработки комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начальных классов'

О необходимости разработки комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
390
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / СОСТОЯНИЕ ОСАНКИ / ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ / ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСАНКИ / СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рябова Ирина Викторовна, Нежкина Наталья Николаевна, Правдов Михаил Александрович, Черногоров Дмитрий Николаевич, Соболевская Татьяна Александровна

В статье представлен анализ состояния осанки современных школьников и педагогических условий сопровождения профилактики и коррекции ее нарушений в начальных классах. Представлены результаты скрининг обследования состояния осанки обучающихся по комплексу тестов. Дано обоснование необходимости разработки комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начальных классов с изменением содержания занятий физического воспитания обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рябова Ирина Викторовна, Нежкина Наталья Николаевна, Правдов Михаил Александрович, Черногоров Дмитрий Николаевич, Соболевская Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About need in development of complex system of prevention and correction of violations of bearing of school students of initial classes

The analysis of the condition of a bearing of modern school students and pedagogical conditions of maintenance of prevention and correction of its violations in initial classes is presented in article. Results of the screening of inspection of the condition of a bearing of the tested, studying on a complex, are presented. Justification of need in development of a complex system of prevention and correction of violations of a bearing of school students of initial classes with change of the contents of occupations of physical training of students is given.

Текст научной работы на тему «О необходимости разработки комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начальных классов»

ВЫВОД

В результате исследования мы делаем следующие выводы: среди студентов I и II курсов Московского колледжа железнодорожного транспорта ЭГ, наблюдается прирост выносливости в зоне большой мощности энергообеспечения организма при выполнении бега за 35 минут с использованием обще развивающих упражнений, вызывающих увеличение пульса от 110 до 170 уд/мин.

Целенаправленное развитие общей выносливости у студентов железнодорожных колледжей создает оптимальные условия готовности к профессиональной деятельности, будет способствовать укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, создает фундамент для физического самовоспитания.

Несомненно, применять средства развития общей выносливости необходимо на каждом занятии физической культуры в колледже на протяжении всего учебного года.

Данное исследование поможет преподавателям в средних специальных учебных заведениях железнодорожного транспорта, более полно использовать весь арсенал педагогических воздействий на занятиях по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Косарева, И.А. Физическая работоспособность студентов транспортного профиля / И.А. Косарева, А.А. Романов, Р.М. Нигай // Мир транспорта. - 2018. - № 2. - С. 246-252.

2. Максачук, Е.П. Развитие выносливости у школьников 2-4 классов средствами лёгкой атлетики на учебных занятиях по физической культуре : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Максачук Е.П. - Малаховка. 2009. - 24 с.

3. Романов, А.А. К вопросу об исследовании общей выносливости у студентов в железнодорожном колледже / А.А. Романов, Р.М. Нигай, П.С. Сокольвак // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 1. - С. 21-23.

REFERENCES

1. Kosareva, I.A., Romanov, A.A. and Nigay, R.M. (2018), "Physical performance of students in transport vocational education", World of Transport, No. 2, pp. 246-252.

2. Maksachuk, E.P. (2009), The development of endurance in schoolchildren in grades 2-4 by means of athletics in physical education classes, dissertation, Malakhovka.

3. Romanov, A.A., Nigay R.M. and Sokolvak, P.S. (2019), "On the question of the study of general endurance in students at a railway college", Secondary vocational education, No. 1, pp. 21-23.

Контактная информация: romanov74.00@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2019

УДК 796.011.3

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Ирина Викторовна Рябова, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией, Наталья Николаевна Нежкина, доктор медицинских наук, доцент, старший научный

сотрудник, Московский городской педагогический университет (МГПУ), г. Москва; Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Ивановский государственный университет, Шуйский филиал; Дмитрий

Николаевич Черногоров, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна Соболевская, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Московский городской педагогический университет (МГПУ)

Аннотация

В статье представлен анализ состояния осанки современных школьников и педагогических условий сопровождения профилактики и коррекции ее нарушений в начальных классах.

Представлены результаты скрининг обследования состояния осанки обучающихся по комплексу тестов. Дано обоснование необходимости разработки комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начальных классов с изменением содержания занятий физического воспитания обучающихся.

Ключевые слова: школьники начальных классов, состояние осанки, причины нарушений осанки, система профилактики, занятия по формированию осанки, статические и динамические упражнения.

ABOUT NEED IN DEVELOPMENT OF COMPLEX SYSTEM OF PREVENTION AND CORRECTION OF VIOLATIONS OF BEARING OF SCHOOL STUDENTS OF

INITIAL CLASSES

Irina Viktorovna Ryabova, the candidate of medical sciences, head of the laboratory, Natalya Nikolaevna Nezhkina, the doctor of medical sciences, senior lecturer, senior research associate, Moscow City Pedagogical University; Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, Ivanovo State University, Shuysky branch;

Dmitry Nikolaevich Chernogorov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Aleksandrovna Sobolevskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, senior research associate, Moscow City Pedagogical University

Annotation

The analysis of the condition of a bearing of modern school students and pedagogical conditions of maintenance of prevention and correction of its violations in initial classes is presented in article. Results of the screening of inspection of the condition of a bearing of the tested, studying on a complex, are presented. Justification of need in development of a complex system of prevention and correction of violations of a bearing of school students of initial classes with change of the contents of occupations of physical training of students is given.

Keywords: school students of initial classes, condition of a bearing, reason of violations of a bearing, system of prevention, class in formation of a bearing, static and dynamic exercises.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из факторов ухудшения здоровья школьников является снижение профилактических мер в системе образования, направленных на формирование осанки. Статистические данные свидетельствуют о том, что одно из первых мест среди школьно-обусловленных заболеваний принадлежит аномалиям осанки [1-12]. Однако работа по уменьшению и предотвращению ее нарушений в образовательных организациях носит нерегулярный характер или не проводится вовсе. Согласно данным научно-методической литературы, в настоящее время почти 80% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют различные нарушения осанки [1, 5, 9].

Анализ имеющихся исследований, показывает, что нарушения осанки обусловлены не только врожденными факторами, перенесенными заболеваниями или травмами, но во многом являются следствием малоподвижного образа жизни, а также поведенческих факторов риска [1, 2, 4, 7]. Отмечено, что к причинам нарушения осанки относят влияние условий пребывания детей в школе [6, 9]. Указывается, что во многих случаях не соблюдаются нормы СанПиН 2.4.2.2821-10. В частности, масса рюкзаков не соответствует требованиям и превышает рекомендованные нормы в среднем от 30 до 50%. [4]. По мнению специалистов, снижающийся уровень двигательной активности детей также является краеугольной причиной неблагоприятного формирования осанки, о чем свидетельствуют и низкие показатели развития различных мышечных групп [12]. Специалистами отмечается, что на формирование осанки оказывают отрицательное воздействие не только длительные статические позы в процессе уроков, но и нерациональная организация рабочего пространства школьника [8, 9]. В частности, согласно данным, полученным О.С. Терентьевой [9] установлено, что из 2660 учащихся 1-4-х классов 43% имеют различные нарушения осанки, вызванные условиями обучения в школе. Причем отмечено, что стойкая тенденция увеличения

количества детей с нарушениями наблюдается от 1-го класса к 4-му с 38% до 48% [9].

В исследованиях А.С. Шалавиной установлено, что для 70% обучающихся в младших классах самыми распространенными нарушениями в осанке являются ее отклонения в сагиттальной плоскости. У детей 7-10 лет отмечена и высокая степень нарушений осанки во фронтальной плоскости (82%), [12]. Аналогичные данные о состоянии осанки младших школьников представлены и в других многочисленных исследованиях, проведенных за последние годы [1-12 и др.].

Цель исследования: изучение состояния осанки и педагогических условий сопровождения по формированию, профилактике и коррекции ее нарушений у школьников начальных классов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Авторами проведено анкетирование 324-х педагогов начальных, средних и старших классов из 18 школ г. Москвы в декабре 2018 года с целью выявления уровня и содержания их знаний о нарушениях, а также средствах профилактики, формирования и коррекции осанки у детей младших классов.

Для определения состояния осанки у младших школьников нами было проведено обследование 122 детей с первого по четвертый класс школы города Москвы. Для этого использовался блок тестов, позволяющих определить абсолютную силу мышц кисти рук, статическую силу мышц спины, живота и боковых мышц туловища, способность сохранять и удерживать равновесие (в позе «Цапля»), а также фотометрия осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Перед обследованием детей родители подписывали информированное согласие. Проведенное исследование носило пилотный характер.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты анкетирования педагогов школ г. Москвы позволили выявить пробелы в работе по профилактике и коррекции нарушений осанки школьников. Подобную работу в младших классах проводят не более 30% педагогов. Лишь половина из них практикуют различные формы физкультминуток и пауз во время уроков. Просветительскую работу с родителями по этому вопросу регулярно проводят только 14,5% педагогов. Причины, которые указывают педагоги, сводятся к дефициту времени, а также к отсутствию методических материалов по данному вопросу. В тоже время более 85% респондентов считают работу по профилактике и коррекции нарушений осанки в школе необходимой.

Для характеристики состояния осанки у детей 7-11 лет было проведено тестирование обучающихся 1-4-х классов московской школы, показатели которого непосредственным образом связаны с физической подготовленностью и степенью развития различных групп мышц тела школьников (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели тестов физического развития школьников 1-4-х классов

Класс школы Кол-во учеников Тесты

Динамометрия (кг) Статическая выносливость мышц (с)

Спины Живота Боковых мышц

1-й 30 12,2±1,3 43,2±8,5 27,1±5,6 15,8±3,3

2-й 26 13,7±1,2 25,6±4,9* 15,2±3,9* 8,0±1,9*

3-й 34 15,3±1,2 17,9±3,9* 11,6±2,3* 8,0±2,2*

4-й 32 17,5±1,5 24,3±3,9* 16,1±2,7* 11,1±2,3*

Всего 122 14,8±0,73 27,8±3,2* 17,6±2,1* 10,9±1,3*

* - Все показатели отличаются от исходного (в 1-м классе), уровень значимости <0,05

Согласно данным динамометрии установлено, что сила кисти рук у детей с возрастом увеличивается в среднем с 12 кг до 17,5 кг, что соответствует возрастным нормам и темпам их физического развития. Данный факт во многом обусловлен влиянием естественных процессов роста организма детей, подчинённого биологической программе развития. Однако, показатели статической выносливости крупных мышц туловища у детей 2-4-х

классов значительно ниже, чем у первоклассников. При этом данные наблюдений за системой занятий в школе, а также фактические показатели тестов позволяют сделать вывод о том, что в системе урочных занятий педагогами делается основной акцент на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, что во многом является следствием применения разнообразных подвижных игр, прыжков, эстафет и т.п. С одной стороны, это в полной мере соответствует интересам и потребностям детей в двигательной активности, которая сопряжена с быстрой сменой положения тела в пространстве, резкими и быстрыми движениями отдельных частей тела. С другой - подобная двигательная активность не создает адекватных педагогических условий для гармоничного формирования мышечного корсета.

Другим показателем, характеризующим состояние осанки обследованных детей, является их способность удерживать равновесие. Данные теста «Цапля» позволяют судить о том, что наиболее удачно этот тест выполняли самые маленькие школьники (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели теста на равновесие школьников 1-4-х классов

Класс школы Кол-во учеников Удержание равновесия на одной ноге >60 сек, частота встречаемости в группе, (%) Удержание равновесия на одной ноге <60 сек, частота встречаемости в группе, (%)

П* Л** П Л

1-й 30 40 37 60 63

2-й 26 8 12 92 88

3-й 34 6 9 94 91

4-й 32 6 13 94 87

* - На правой ноге; ** - На левой ноге

Первоклассники удерживали неподвижное положение гораздо дольше, чем старшие дети 2-4-х классов. Эта разница составила почти 200% в секундах. Данный факт подтверждает то, что у детей 1-х классов налицо большая гармония развития различных групп мышц, отвечающих за поддержание позы, т.е. осанки. При этом необходимо учитывать, что под гармонией не подразумевается равенство степени развития данных групп мышц, речь идет о необходимом соответствии развития мышечных групп темпам естественного анатомического развития опорно-двигательного аппарата детей.

Подтверждением отсутствия в содержании уроков по физической культуре с младшими школьниками необходимых для формирования правильной осанки средств являются данные тестирования статической выносливости мышц. У школьников первых классов показатели времени удержания статического положения превосходят аналогичные данные у обучающихся 2-4-х классов. Показатели силы мышц, интерпретируемые через показатели времени удержания неподвижного положения у первоклассников практически в два раза выше, чем у детей 2-го, 3-го и 4 классов.

Вероятным подтверждением данного факта является отсутствие преемственности системы физического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе в аспекте гармоничного применения форм, средств и методов формирования осанки. Дети, пришедшие из учреждений системы дошкольного образования в начальную школу, имеют больший по объему и интенсивности двигательный режим жизни, который некоторое время позволяет им поддерживать свое физическое состояние — физическую подготовленность. Однако с увеличением количества статических поз (сидение за партой, компьютером и др.) и занятия другими малоподвижными видами деятельности ведет к снижению необходимого для правильной осанки витамина движения - а именно специальных упражнений для осанки.

Отмечено также, что у всех обследованных детей мышцы спины развиты сильнее, чем другие группы. При этом боковые мышцы туловища развиты слабее. Очевидно, что на уроках физической культуры и на других занятиях, связанных с двигательной активностью детей, общий объем упражнений, связанный с наклонами вперед и пригибанием назад, превалирует над наклонами в сторону, а также над упражнениями, направленными на укрепление брюшного пресса [6, 8]. Именно на эти, недостатки в мозаике комплексов упражнений, которые используются на уроках с младшими школьниками и необходимо

обратить внимание педагогов, т.е. компенсировать и заполнить недостающими пазлами узор упражнений для осанки - упражнениями статодинамического характера, обеспечивающими развитие слабых групп мышц (живота и боковых мышц туловища).

Большинство педагогов не находят, а иногда даже и не стремятся найти баланс средств по решению проблемы формирования осанки у школьников. Это выражается в нерациональном сочетании средств не только динамического, но и статического характера. В частности, это выражается в отсутствии включения в канву моторного (двигательного) рисунка урока физической культуры (а также и любого другого) упражнений, направленных на сбалансированное развитие трех групп мышц: спины, живота и боковых мышц туловища. Яркой характеристикой недостатков в состоянии осанки обследованных детей являются данные фотометрии (таблица 3).

Таблица 3 - Показатели фотометрии осанки у школьников 2-4-х классов

Класс школы Кол-во учеников Критерии оценки осанки

Голова, наклон в сторону, град., частота встречаемости в группе, (%) Плечи, наклон в сторону, град., частота встречаемости в группе, (%) Голова, наклон вперед, см, частота встречаемости в группе, (%)

2-й 26 62 15 58

3-й 34 56 44 56

4-й 32 66 13 69

У большинства детей 2-4 классов при вертикальной стойке (62%, 58% и 66% соответственно) голова наклонена в сторону. Обращает на себя внимание также и то факт, что больше, чем у половины детей (2 класс - 58% и 4 класс - 69%) зафиксирован негативный (критичный по отношению к положению правильной осанки) наклон головы вперед.

Наряду с этим, оценка положения плеч в пространстве также позволяет констатировать имеющиеся недостатки у части обследованных детей. Прежде всего, у детей отмечается наклон плеч, как в правую, так и в левую сторону, а также смещение плеч как вперед, так и назад.

Полученные данные обследования осанки детей младших классов позволяют констатировать факт ее негативного состояния и необходимости внедрения срочных корректив в систему структурирования содержания упражнений, используемых на урочных, внеурочных и иных формах занятий физическими упражнениями. Результаты обследования детей на предмет состояния осанки позволяют определить необходимые пути решения проблемы, связанной с нивелированием негативных факторов, влияющих на ее формирование у детей в процессе обучения в школе.

ВЫВОДЫ

На основании результатов опроса педагогов школ и изучения показателей развития различных мышечных групп организма детей, сделан вывод о необходимости разработки комплексной системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников начальных классов и внедрения ее в урочную и внеурочную деятельность школы. По мнению авторов, акцент должен быть сделан на специальные комплексы упражнений статодинами-ческого характера, направленные на формирование правильной осанки у младших школьников.

Работа выполнена в рамках государственного задания, утвержденного Департаментом образования города Москвы «Разработка и апробация системы профилактики и коррекции нарушений осанки школьников г. Москвы».

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецова, Н.М. Анализ особенностей и причин нарушений осанки и сколиоза в группе детей младшего школьного возраста / Н.М. Кузнецова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : материалы международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2014. - Т. 9. - № 1. - С. 278-279.

2. Момент, А.В. Доступные и информативные критерии ранней диагностики сколиотической осанки у детей младшего школьного возраста средствами физической культуры / А.В. Момент, Д.В. Семенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 225-229.

3. Осолодкова, Е.В. Влияние снижения двигательной активности на состояние здоровья младшего школьника / Е.В. Осолодкова // Символ науки. - 2017. - Т. 1. - № 2. - С. 168-169.

4. Физическое развитие и характеристика патологии у детей младшего школьного возраста в городе Новосибирске / В.А. Погодина, А.И. Бабенко, Е.А. Бабенко, Н.А. Гусельникова // Вятский медицинский вестник. - 2017. - № 4 (56). - С. 83-89.

5. Пономарев, Г.Н. Комплексное воздействие упражнений фитбол-аэробики на физическое и эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста / Г.Н. Пономарев, С.В. Кузьмина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 161-165.

6. Правдов, М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроке физической культуры / М. А. Правдов // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 71.

7. Правдов, М.А. Модель взаимодействия дошкольных образовательных организаций и начальной школы по подготовке детей к сдаче норм комплекса ГТО первой ступени / М.А. Правдов, Н.Н. Нежкина, И.В. Рябова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 119-125.

8. Правдов, М.А. Современные подходы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников / М.А. Правдов, Н.Н. Нежкина, И.В. Рябова // Безопасная образовательная среда в современной школе : материалы научно-практической конференции. - Москва, 2016. - С. 57-65.

9. Этиология и диагностика нарушений осанки у младших школьников г. Тамбова / О.С. Терентьева, Р.Ю. Попов, А.Н. Сысоев, М.Ю. Богданов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 8 (112). - С. 196-202.

10. Фирсова, О.Н. На третьем уроке - профилактика нарушений осанки. I-IV классы / О.Н. Фирсова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 8. - С. 7-14.

11. Хижняк, О.В. Использование фитбол-гимнастики для коррекции осанки детей младшего дошкольного возраста / О.В. Хижняк, А.А. Пастухова // Наука через призму времени. - 2018. - № 5 (14). - С. 203-205.

12. Шалавина, А.С. Характеристика осанки детей младшего школьного возраста / А.С. Ша-лавина // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 11. - С. 83-85.

REFERENCES

1. Kuznetsova, N.M. (2014), "Analysis of the characteristics and causes of violations of posture and scoliosis in the group of children of younger school age", Health is the basis of human potential: problems and ways of their solution: the materials of the international scientific conference, St. Petersburg, Vol. 9, No. 1, pp. 278-279.

2. Moment, A.V. and Semenov, D.V. (2018), "Available and informative criteria for early diagnosis of scoliotic posture in children of primary school age by means of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3 (157), pp. 225-229.

3. Osolodkova, E.V. (2017), "The Impact of reduced motor activity on the health of the younger school student", Science Symbol, Vol. 1 No. 2, pp. 168-169.

4. Pogodina, V.A., Babenko, A.I., Babenko, E.A. and Guselnikova, N.A. (2017), "Physical development of children of primary school age in the city of Novosibirsk", Vyatka medical Bulletin, No. 4 (56), pp. 83-89.

5. Ponomarev, G.N. and Kuzmina, S.V. (2011), "Complex influence of fitball-aerobics exercises on physical and emotional state of children of primary school age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp. 161-165.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Pravdov, M.A. (2005), "The integration of motor and cognitive activity of children of primary school age in the lesson of physical culture", Primary school, No. 11, pp. 71.

7. Pravdov, M.A., Nezhkina, N.N. and Ryabova, I.V. (2015), "Model of interaction of preschool educational institutions and primary schools to prepare children to pass the standards set by the GTO to the first degree", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, №. 2 (120), pp. 119-125.

8. Pravdov, M.A., Nezhkina, N.N. and Ryabova, I.V. (2016), "Modern approaches to the formation of a culture of healthy and safe lifestyle of schoolchildren", Safe educational environment in a modern school: materials of scientific-practical Conference, Moscow, pp. 57-65.

9. Terentyeva, O.S., Popov R.Yu., Sysoev, A.N. and Bogdanov, M.Yu. (2012), "Etiology and diagnosis of postural disorders in younger school students of the city of Tambov", Bulletin of Tambov University. Series: Humanities, No. 8 (112), pp. 196-202.

10. Firsova O.N. (2014), "In the third lesson - the prevention of violations of posture. I-IV classes", Physical culture at school, No. 8, pp. 7-14.

11. Khizhnyak O.V. and Pastukhova, A.A. (2018), "The use of Phyto-gymnastics for the correction of the younger children of preschool age", Science through the time, No. 5 (14), pp. 203-205.

12. Shalavina A.S. (2009), "Characteristics of the posture of children of primary school age", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 83-85.

Контактная информация: Ryabovai@mgpu.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2019

УДК 796.01:34

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ В ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И

СПОРТ

Ольга Викторовна Савельева, старший преподаватель, Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяна Валерьевна Смирнова, старший преподаватель,

Дина Расимовна Суркова, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет

Аннотация

Преступления в спорте на современном этапе развития международных спортивных отношений являются очень распространенным явлением. Если мы обратимся к истории, то даже в прошлом столетии их масштаб не был столь велик как в XXI веке. Бизнес в спортивной сфере приносит немалую прибыль предпринимателям, и является привлекательной сферой для коррупционеров. Цель нашего исследования: определить интернациональные методы противодействия коррупции в спорте. Авторами рассмотрены некоторые вопросы коррупции в спорте. Ежегодные прибыли в сфере спорта составляют немалые суммы не только во всем мире, но и в России, поэтому нельзя утверждать что, места коррупции нет. Авторами рассмотрены некоторые вопросы коррупции в спорте в мире и России. На сегодняшний день непрозрачность, отсутствие полного понимания, куда расходуются суммы денег в спорте подталкивают к необходимости пересмотра взгляда на механизм финансирования и открытости в сфере физической культуры и спорта. На основании исследования специальной литературы можно сделать следующие выводы, что только с помощью различных форм сотрудничества, на основе взаимопомощи и доверия всех стран, можно достичь поставленных задач в борьбе с коррупцией в области спорта.

Ключевые слова: коррупция в спорте, ООН, FIFA, сфера физической культуры и спорта, букмекерской конторы.

ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS

Olga Viktorovna Savelieva, the senior teacher,

Lidia Alexandrovna Ivanova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ulyana Valerievna Smirnova, the senior teacher, Dina Rasimovna Surkova, the senior teacher,

Samara state University of Economics

Annotation

Crimes in sport at the present stage of development of international sports relations are very common. If we turn to history, even in the past century, their scale was not as great as in the XXI century. Business in the sports field brings considerable profit to entrepreneurs, and is an attractive area for corrupt officials. The purpose of our study: to determine the international methods of combating corruption in sports. The authors considered some issues of corruption in sports. Annual profits in the field of sports make up

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.