Научная статья на тему 'Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): влияние на экономическое состояние и развитие российского туристического бизнеса'

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): влияние на экономическое состояние и развитие российского туристического бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / УГРОЗЫ / ЭКОНОМИКА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ СФЕРА / RESTRICTIVE MEASURES / CORONAVIRUS / PANDEMIC / THREATS / ECONOMY / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тызыхова Полина Аркадьевна, Прохорова Виктория Владимировна

В статье рассматривается влияние введения ограничительных мер (остановка предприятий, ограниченность перемещения людей) на динамику экономического роста России. Многие страны несут немалый ущерб из-за заболеваемости COVID-19, который выражается не только в замедлении экономического роста, а в угрозе для экономики, с множеством навсегда потерянных рабочих мест, банкротства бизнесов, потерь прибыли. На примере туристического бизнеса авторами статьи прогнозируются два сценария развития со стороны государства поддержать бизнес сейчас или потом поддерживать безработных, да еще и в условиях, когда в казне все меньше денег из-за сокращения налоговых поступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARTICLE DISCUSSES THE IMPACT OF THE INTRODUCTION OF RESTRICTIVE MEASURES

The article discusses the impact of the introduction of restrictive measures (stopping enterprises, limited movement of people) on the dynamics of economic growth in Russia. Many countries suffer considerable damage due to the incidence of COVID-19, which is expressed not only in a slowdown in economic growth, but in a threat to the economy, with many permanently lost jobs, bankruptcy of businesses, loss of profit. Using the example of the tourism business, the authors of the article predict two development scenarios by the state to support the business now or later to support the unemployed, and even in conditions when there is less money in the treasury due to a reduction in tax revenues.

Текст научной работы на тему «Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): влияние на экономическое состояние и развитие российского туристического бизнеса»

4. Радченко М.В., Симоненко О.С. Проблемы развития инновационного потенциала региона (на примере Краснодарского края) // Вестник Академии знаний. 2018. № 3 (26). С. 226-232.

5/ Официальный сайт «Инвестиционный портал Краснодарского края» [Электронный ресурс [Электронный ресурс https://krsdstat.gks.ru/investment_kk дата обращения: 15.03.2020)]

Radchenko Maria Viktorovna, docent, PhD in economics, Financial university under the government of the Russian Federation Krasnodar, Russia (e-mail: MVRadchenko@fa.ru)

Timoshenko Natalia Vyacheslavovna, docent, PhD in economics, Financial university under the government of the Russian Federation Krasnodar, Russia (e-mail: NVTimoshenko@fa.ru)

THE MAIN COMPONENTS OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION

Abstract. This article reveals the main components of the investment attractiveness of the region, analyzes their state, and highlights the factors of growth of investment attractiveness of the region.

Keywords: investment attractiveness, region, investment potential, growth factors.

НОВАЯ КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ (COVID-19): ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА Тызыхова Полина Аркадьевна, студент (e-mail: polina.tyzykhova@mail.ru) Прохорова Виктория Владимировна, д.э.н., профессор Кубанский государственный технологический университет

г.Краснодар, Россия (e-mail: vi_pi@mail.ru)

В статье рассматривается влияние введения ограничительных мер (остановка предприятий, ограниченность перемещения людей) на динамику экономического роста России. Многие страны несут немалый ущерб из-за заболеваемости COVID-19, который выражается не только в замедлении экономического роста, а в угрозе для экономики, с множеством навсегда потерянных рабочих мест, банкротства бизнесов, потерь прибыли.

На примере туристического бизнеса авторами статьи прогнозируются два сценария развития со стороны государства - поддержать бизнес сейчас или потом поддерживать безработных, да еще и в условиях, когда в казне все меньше денег из-за сокращения налоговых поступлений.

Ключевые слова: ограничительные меры, коронавирус, пандемия, угрозы, экономика, туристическая сфера.

По расчетным данным аналитической компании Oxford Economics общемировой ВВП в 2020 году сократится на $1,1трлн (1,3%), если вспышка заболеваемости коронавирусной инфекцией (англ. аббревиатура COVID-19 - Coronavirus Desease 2019) превратится в мировую пандемию[1]. SARS-CoV-2, вызывающий инфекцию COVID-19 - большое семейство вирусов, в которое входят вирусы, способные протекать с различной тяжестью - от распространенной простуды до тяжелого острого респираторного синдрома и летального исхода.

От данной инфекции больше всех стран пострадал Китай, откуда и началось распространение вируса.Экономический ущерб Китая в I квартале этого года составил около 60 млрд. долларов США.

Открывшиеся после новогодних каникул китайские биржи отреагировали обвалом 8% биржевых индексов SZSE Component, China A50, характеризующих состояние экономики. Вслед за Китаем большой экономический ущерб распространение вируса нанесло Италии: по словам главы объединения итальянских промышленников, «если наш ВВП составляет 1800 миллиардов евро в год, это означает, что в месяц мы производим 150 миллиардов и если мы закрываем 70% производства, это значит, что каждые 30 дней мы будем терять 100 миллиардов»[2].

ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)11 марта 2020 годаобъя-вила, что вспышка приобрела характер пандемии, а 13 марта - о том, что центром пандемии является Европа.

Социальные, экономические, медицинские последствия пандемии, приостановившей нормальную жизнь, ожидаются с большой долей вероятности долгосрочными и катастрофичными, поскольку произошедший кризис может перерасти в глобальный экономический спад с присущими ему негативными последствиями: многие бизнесы прекратят свое существование, увеличится уровень безработицы и инфляции и т.п.

Рассмотрим влияние пандемии на туристический бизнес, который одни-миз первых ощутил падениеспроса на путешествияво всем мире.

Туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Причины такой его привлекательности очевидны:

- небольшие стартовые инвестиции;

- высокий уровень рентабельности;

- устойчивый спрос на туристические услуги;

- минимальный срок окупаемости затрат.

На рисунке 1 представлено распределение долей туризма в ВВП различных стран. Виды российского туризма представим на рисунке 2.

Ущерб туристической отрасли от эпидемии коронавирусной инфекции по оценкам президента Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) Г. Гевара может составить около 22 млрд. долларов США [5]. По прогнозам экспертов OxfordEconomics, примерная сумма ущерба может удвоиться в случае, если распространение вируса не остановить.

Рисунок 1. Доля туризма стран в ВВП[3]

Виды туризма в России

Культурно-познавательный. 1 процентов

Прочие; 2 процент

Охота, рыбалка * процентов

Детский. 6 процентов

Лечебно-оэдор ов1 иельный, процентов

Дето в ой; 4? процентов

ГТч яж нпя р екреацпя (море'река); 10 процентов

КруЮНЫСЬ 2 процента

Событппнып. -1 процента

-Спортивный. 2 процента

Рисунок 2. Виды туризма в России[4]

По мнению исполнительного директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) М.Ломидзе примерный ущерб российского выездного туризма от СОУГО-19 и связанного с этим закрытия ряда направлений составит

ориентировочно 27 млрд руб.[6]. Данная позиция о начале спада турбизне-са с ноября 2019 года подтверждается графиком (рис. 3)

Влияние вируса на туристический бизнес

6

5 4 3 2 1 0

-1-1-1-1-1-

? /У У/У

—Другой бизнес —Тур .бизнес —Другой бизнес

Рисунок 3. Влияние СОУГО-19 на развитие российского турбизнеса

Краснодарский край благодаря своему географическому положению, климатическим условиям является крупнейшим и общепризнанным рекреационным регионом России.

Поток туристов с каждым годом увеличивается. На долю туристического сектора приходится значительный объём всех туристских услуг внутри страны [7].

Еще до массовой отмены поездок по европейским направлениям Ассоциация туроператоров России (АТОР) представила неутешительный для российского бизнеса прогноз: к концу летнего сезона 2020-го года российский рынок может не досчитаться около 30% работающих в регионах малых и средних туристических компаний.

Торможение развития туристической отрасли напрямую отразится на транспортной системе, доля которой в структуре ВРП Краснодарского края также высока (15 %).

Имеются основания полагать, что продолжение воздействия неблагоприятной ситуации, связанной с коронавирусом вызовет банкротство, в первую очередь, авиакомпаний, затем — туроператоров, и, как следствие -игроков внутреннего туристического рынка. При этом необходимо учитывать, что в крае развиваются такие туристские направления, как культурно-

познавательный, сельский (аграрный), этнографический, гастрономический, яхтенный и круизный, выставочный, религиозный туризм. Угрозы, тормозящие современное развитие турбизнеса Краснодарского края, вызванные последствиями СОУГО-19 представим на рисунке 4.

Запрет на полеты в другие страны и внутри

/

страны

Люди бояться заражения

\

Уменьшение дохода людей, безработица

Закрытие границ

\

Отсутсвие туристов

Закрыты гостиницы, санатории,

кафе, рестораны

/

Рисунок 4. Угрозы, вызванные последствиями пандемии для развития туризма Краснодарского края

Форс-мажорные риски, с которыми столкнулась туристическая сфера, формируют для экономики Краснодарского края и России в целом принципиально новые задачи на перспективу, а именно разработку мер поддержки:

• Налоговые «каникулы»;

• Компенсация убытков по отмененным туристическим программам;

• Государственное регулирование цен на проживание в гостиницах в период проведения предстоящих событийных мероприятий;

• Изменение законодательства для туроператоров в части последствий форс-мажорных рисков. Действительно, события, которые в соответствии с гражданским законодательством России являются форс-мажорными для большинства участников экономических отношений, не учитываются в качестве таковых для туроператоров, что само по себе генерирует убытки последних и увеличивает риск их банкротства до 100% при массовых отменах туристических поездок, как в случае с распространением СОУГО-19.

• Компенсация средств от государства по проданным турам в условиях форс-мажора.

Исходя из изложенного, можно заключить, что угроза для устойчивого развития туристического бизнеса на фоне пандемии отразится не только на

сокращении доходов бюджетов всех уровней, но и на социально-экономическом положении туристических регионов России, вызовет не только банкротство хозяйствующих субъектов, но и отразится на экономическом благополучии обычных граждан, предоставлявших свое жилье в наем туристам.

Период восстановления туристического рынка можно оценить в шесть -восемь месяцев, поэтому сезон 2020 года находится под угрозой резкого снижения туристического потока и сокращения выручки от реализации туристических продуктов.

Представляется, что развитие туристического рынка в условиях продолжения ограничительных мер может осуществляться по направлениям циф-ровизации туристических услуг: создания виртуальных туров с использованием дополнительной реальности (с платным доступом), формирование онлайн-доступа к бутикам мировой моды, и реализация услуг удаленного шопинга, продаж туров, отсроченных до окончания ограничительных мероприятий и тому подобного.

Списк литературы

1.https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.forbes.ru%2Fnewsroom%2Fobshc hestvo%2F393807-ochen-ostryy-shok-ushcherb-mirovoy-ekonomiki-ot-pandemii-koronavirusa

2.https://ria.ru/20200323/1569015738.html

3.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B8%20%D1 %82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%B2 %D0%B2%D0%BF&from=tabbar&pos=21&img_url=https%3A%2F%2Fworks.doklad.ru% 2Fimages%2FMFEGZOXi3jE%2F679f4a8c.png&rpt=simage

4.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1 %82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%80 %D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8&from=tabbar&pos=0&img_url=https%3A %2F%2Fcf.ppt-

online.org%2Ffiles%2Fslide%2F3%2F3cK4RpeJaum5UMdr2ETlHLAsoQhXYIGOjfNxF8% 2Fslide-18.jpg&rpt=simage

5.https://www.vedomosti.ru/business/news/2020/02/28/824061-uscherb-ot-koronavirusa

6. https://www.vedomosti.ru/business/news/2020/02/28/824071-uscherb-turbiznesa-27-mlrd

7. https://kurort.krasnodar.ru/informatsiya/investoram/informatsiya-ob-otrasli/

Tyzykhova Polina Arkadyevna, student Kubanstatetechnological university, Krasnodar, Russia Prokhorova Victoria Vladimirovna, doctor of Economics Sciences, Professor Kubanstatetechnological university, Krasnodar, Russia

The article discusses the impact of the introduction of restrictive measures (stopping enterprises, limited movement of people) on the dynamics of economic growth in Russia. Many countries suffer considerable damage due to the incidence of COVID-19, which is expressed not only in a slowdown in economic growth, but in a threat to the economy, with many permanently lost jobs, bankruptcy of businesses, loss of profit.

Using the example of the tourism business, the authors of the article predict two development scenarios by the state - to support the business now or later to support the unemployed, and even in conditions when there is less money in the treasury due to a reduction in tax revenues. Key words: restrictive measures, coronavirus, pandemic, threats, economy, tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.