Научная статья на тему 'Новая концепция медико-педагогического мониторинга здоровья учащихся при допуске к сдаче норм ГТО'

Новая концепция медико-педагогического мониторинга здоровья учащихся при допуске к сдаче норм ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коротаев Н. А., Преображенская А. В., Дегтярева Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая концепция медико-педагогического мониторинга здоровья учащихся при допуске к сдаче норм ГТО»

СПОРТ И СЕРДЦЕ

реакции, по нашему мнению, в сочетании с низкой толерантностью к ФН и ремоделированием миокарда может свидетельствовать о формировании стрессин-дуцированной кардиомиопатии.

Выводы: вероятно, стратификация риска юных спортсменов с АГ должна строиться по общим принципам для данного возраста, но в качестве поражения органов-мишеней, очевидно, должна учитываться не только гипертрофия миокарда ЛЖ, но другие признаки (микроальбуминурия, повышение толщины комплекса интима/медия сонных артерий и др.), поскольку наличие гипертрофии миокарда у спортсмена с АГ не гарантирует ее вторичности и может отражать процесс ремоделирования сердца. Мы считаем необходимым расширить рекомендуемый спектр диагностических мероприятий у спортсменов с АГ пробой с дозированной ФН, определением уровня микроальбуминурии и поражения сосудистой стенки. Вопрос о тренировочно-соревновательном режиме и терапии требует строго индивидуального подхода и, очевидно, корректировки действующих рекомендаций применительно к детскому возрасту. Рекомендовать включение в план УМО спортсменов, занятых в спорте IIC и III A-C класса по Митчеллу, суточное мониторирование АД.

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ДОПУСКЕ К СДАЧЕ НОРМ ГТО

КОРОТАЕВ Н.А., ПРЕОБРАЖЕНСКАЯА.В., ДЕГТЯРЕВА Е.А.

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ, ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА «ЕВРАЗИЯ», МОСКВА

Оздоровление подрастающего поколения является важнейшей задачей развития страны и укрепления национальной безопасности. В соответствии с Указом Президента РФ №172 от 24 марта 2014 г. «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», Постановлением Правительства РФ от 11.06.2014 за № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», с учетом требований «Методических рекомендаций Координационной комиссии Министерства спорта РФ» от 23.07.2014 поставлены задачи по внедрению программ подготовки и сдачи нормативов ГТО в учебных заведениях.

Реализация данных программ несет определенные риски в связи с детренированностью, гиподинамией и гипокинезией не менее 40 % детей, подростков и лиц молодого возраста по данным различных исследований.

Учитывая, что понятие «мониторинг» предполагает наблюдение за какими-либо биологическими или социальными процессами на протяжении длительного периода времени, значимость мониторинга безусловна

в процессе реализации новых стресс-индуцирующих программ и необходима для выработки объективных, согласованных службами различных ведомств, медико-педагогических критериев оценки. Нами разработана и прошла успешную апробацию у контингента из 150 детей школьного и подросткового возраста и 50 студентов высших учебных заведений концепция медико-педагогического мониторинга, включающего комплексную количественную оценку 2-х, предложенных нами, составляющих, обозначенных нами терминами «общая функциональная готовность» (ОФГ) и «спортивность» (Сп). ОФГ рассматривается, как готовность к осуществлению физической работы в субмаксимальных и максимальных режимах максимальной длительности без предварительной подготовки. Выделено 5 степеней исходной ОФГ (функциональных групп), определяющих сроки подготовки к сдаче норм ГТО (от нескольких часов до 12 месяцев, в ряде случаев до 2-3х лет). Разработаны количественные критерии определения ОФП. Предложены 12 двигательных режимов (в стационаре — реанимационный, постельный, полупостельный, палатный, адаптационный, в амбулаторной практике — щадящий и щадяще-тренирующий, для практически здоровых, тренированных и нетренированных — свободный и соревновательный), обеспечивающих эффективность и безопасность подготовки к сдаче норм ГТО. «Спортивность» определена нами, как преимущественно психологический термин, оценивающий степень мотивации к участию в спортивных тренировках и соревновательной спортивной деятельности. Предложена авторская (Н.А.Коротаев) комплексная система тестирования и порядки ее обеспечения на различных этапах. Разработаны количественные 3-х бальные критерии оценки, обеспечивающие сравнимость данных обследования и воспроизводимость результатов. Установлено повышение уровня ОФП и Сп при использовании разработанных критериев оценки при занятиях массовой физической культурой и эффективность предложенного подхода при отборе юных перспективных спортсменов в «большой спорт».

Подготовленное учебно-методическое письмо одобрено на заседании Экспертного совета Московского Комитета поддержки реформ Президента РФ от 01.03.2016.

СТРУКТУРА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

КУЗЬМИНВ.С., ЧЕРКАСОВ Н.С., ЮЛУШЕВ Б. А.-Г., БУЛАТОВ Л.Б.

ГБУЗ АО «ОБЛАСТНОЙ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУР-НЫЙ ДИСПАНСЕР», АСТРАХАНЬ ГБОУ ВПО АСТРАХАНСКИЙ ГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ, АСТРАХАНЬ

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 3, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 3, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.