Научная статья на тему 'НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ МИРА,МНОЖЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ И ДЕВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ'

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ МИРА,МНОЖЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ И ДЕВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ БИНАРНОЙ МНОЖЕСТВЕННОСТИ / МНОЖЕСТВЕННЫЙ ОТБОР / БИНАРНО МНОЖЕСТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / РАЗВЕТВЛЯЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕ / СХОЖДЕНИЕ ВЕТВЕЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тетиор Александр Никанорович

Предлагается наиболее общая концепция Универсума, учения о Бытии: динамичный целостный мир, состоящий из бинарного (двойственного) множества предметов и явлений с бинарно множественными, в том числе противополож- ными свойствами, развивается с разветвлениями, увеличивающими множество, и c последующим схождением ветвей. Философия бинарной (двойственной) множественности целостного эволюционно разветвляющегося и затем сходяще- гося мира - это осознание бинарной множественности целостной разветвляющейся и затем сходящейся Вселенной, природы, общества, человеческих качеств, материальной и духовной культуры, техники, потребностей, поселений, и др., при динамичном внутреннем единстве мира, с цепными реакциями приспособления к новой усложненной (при эволю- ции) или упрощенной (при деволюции) целостности. В свете этих положений теория эволюции и естественного отбора не полностью соответствует реальному двойственному многообразию путей развития и бытия живой природы. Это-70-Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) | FILOZOFIA # I, 2015 объясняется недостатками упрощенного мышления человека, связанного со строением мозга. Отсюда - ограниченное число направлений эволюции и отбора. Предлагается новое представление о бинарно множественной эволюции, в кото- рое вписываются известные формы естественного отбора и эволюции. Мир природы бинарно множествен, совершенен и далеко не совершенен с множеством промежуточных форм, и естественный отбор множествен по результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author proposes the most general concept of the Universe, the teachings about being: dynamic holistic world consisting a binary plurality of objects and phenomena with binary multiple, including the opposite properties, develops with the ramifications and with increasing of plurality. The philosophy of the binary plurality of holistic evolutionary branching and then converging world is perception of binary multiplicity holistic branching and then converging Universe, nature, humanity, material and spiritual culture, technology, needs, settlements, etc., with dynamic internal unity of the world by chain reactions of adaptation to the new complicated (with evolution) or to simplified (with devolution) integrity. In the light of these provisions of the theory of evolution and natural selection does not fully reflect the true diversity of ways of development and genesis of wildlife. This is due to the shortcomings of the simplified thinking person associated with the structure of the brain. It is cause of limited number of directions of evolution and selection. Author proposes a new idea of binary plurality of ways of evolution, in which fit into known forms of natural selection and evolution. The world of nature is binary plural world, perfect and far from perfect with many intermediate forms, and natural selection has plural results.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ МИРА,МНОЖЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ И ДЕВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

Рисунок 2. Новая архитектоника социума

Выводы и предложения

Разработанная нами модель социума снимает терминологические противоречия трёхсекторной модели, представленной в докладе специалистов ООН [3]. Новая модель архитектоники социума построена с опорой на концепцию нормативности, разработанную Нижегородской методологической школой в рамках системодеятель-ностного подхода к исследованию и проектированию социума [4]. Данная модель определяет алгоритм проектной деятельности команды представителей основных секторов социума по решению актуальных проблем общества на основе социального партнёрства по принципу дополнительности.

Список использованой литературы:

1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций (ред. П.К. Анохин). М.: Наука, 1973. - С. 5-61 - режим доступа к изд.:

http://www.keldysh.ru/pages/BioCyber/RT/Functional.

pdf

2. Зеленов Л.А. Генезис и функции норм эстетической деятельности // Проблема нормативности в эстетике и этике. - Горький: НТО, 1979.- С. 3-6.

3. Мы, народы: гражданское общество, Организация Объединённых Наций и глобальное управление. Доклад группы видных деятелей по вопросу отношений между Организацией объединённых наций и гражданским обществом - режим доступа к изд.: http://refdb.ru/look/1422539-pall.html

4. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250 - режим доступа к изд.: http://www.unn. ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2012_1(3)/31.pdf

5. Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-4 июня 1992 года - режим доступа к изд.:

http://www.un.org/ru/do cuments/decl_conv/conventions/ agenda21

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ МИРА, МНОЖЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ и ДЕВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Тетиор Александр Никанорович

Доктор техн. наук, профессор.

Россия, РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева, Институт природообустройства, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Предлагается наиболее общая концепция Универсума, учения о Бытии: динамичный целостный мир, состоящий из бинарного (двойственного) множества предметов и явлений с бинарно множественными, в том числе противоположными свойствами, развивается с разветвлениями, увеличивающими множество, и с последующим схождением ветвей. Философия бинарной (двойственной) множественности целостного эволюционно разветвляющегося и затем сходящегося мира - это осознание бинарной множественности целостной разветвляющейся и затем сходящейся Вселенной, природы, общества, человеческих качеств, материальной и духовной культуры, техники, потребностей, поселений, и др., при динамичном внутреннем единстве мира, с цепными реакциями приспособления к новой усложненной (при эволюции) или упрощенной (при деволюции) целостности. В свете этих положений теория эволюции и естественного отбора не полностью соответствует реальному двойственному многообразию путей развития и бытия живой природы. Это

объясняется недостатками упрощенного мышления человека, связанного со строением мозга. Отсюда - ограниченное число направлений эволюции и отбора. Предлагается новое представление о бинарно множественной эволюции, в которое вписываются известные формы естественного отбора и эволюции. Мир природы бинарно множествен, совершенен и далеко не совершенен с множеством промежуточных форм, и естественный отбор множествен по результатам.

ABSTRACT

Author proposes the most general concept of the Universe, the teachings about being: dynamic holistic world consisting a binary plurality of objects and phenomena with binary multiple, including the opposite properties, develops with the ramifications and with increasing of plurality. The philosophy of the binary plurality of holistic evolutionary branching and then converging world is perception of binary multiplicity holistic branching and then converging Universe, nature, humanity, material and spiritual culture, technology, needs, settlements, etc., with dynamic internal unity of the world by chain reactions of adaptation to the new complicated (with evolution) or to simplified (with devolution) integrity. In the light of these provisions of the theory of evolution and natural selection does not fully reflect the true diversity of ways of development and genesis of wildlife. This is due to the shortcomings of the simplified thinking person associated with the structure of the brain. It is cause of limited number of directions of evolution and selection. Author proposes a new idea of binary plurality of ways of evolution, in which fit into known forms of natural selection and evolution. The world of nature is binary plural world, perfect and far from perfect with many intermediate forms, and natural selection has plural results.

Ключевые слова: философия бинарной множественности; множественный отбор; бинарно множественная эволюция; разветвляющееся развитие; схождение ветвей

Key words: philosophy of binary plurality; multiple selection; binary multiple evolution; branching development; convergence of branches

По мнению автора, бинарная множественность мира включает в себя равновесные подмножества, куда входят все предметы и явления, совмещающие в разных соотношениях промежуточные качества; часть из них - полярные, противоположности (оппозиции) [6-9]. Эволюция Вселенной протекает с разветвлениями, редко оцениваемыми человеком как позитивные или негативные, так как человек пока не влияет на эту эволюцию, а она редко влияет на Землю. Естественная разветвляющаяся эволюция Земли сейчас существенно осложнена человеческими воздействиями. Антропогенная эволюция природы также идет с разветвлениями, уравновешивающими инициированные человеком «позитивные» и получаемые независимо от него «негативные» (с точки зрения человека) ветви. Бинарно множественная эволюция способствует существованию целостного бинарно множественного мира. Вместе с тем ввиду обусловленного законами экологии и биологии бытия природы и роста антропогенных воздействий на природу планеты происходит медленная де-волюция, переход от разветвления к схождению ветвей, с сокращением бинарной множественности предметов и явлений.

Ветви развития Вселенной инициирует природа, а не человек. Человек пока не способен влиять на явления и предметы в Космосе, даже в ближнем (хотя готовится к воздействию на опасные космические объекты). Он оценивает космические явления позитивно, негативно или нейтрально с точки зрения их влияния на протекание жизни на Земле, на обеспечение безопасности Земли от воздействия космических объектов и явлений. Бытие с уравновешивающими позитивно - негативными разветвлениями, оцениваемыми человеком, характерно для антропогенного мира Земли. Существует и обратный разветвляющемуся развитию процесс - деволюция, схождение при сокращении множественности.

Философия бинарной (двойственной) множественности целостного эво-люционно разветвляющегося и затем сходящегося мира - это осознание бинарной множествен-

ности целостной разветвляющейся и затем сходящейся Вселенной, бинарной множественности бытия, природы, общества, человеческих качеств, материальной и духовной культуры, техники, потребностей, поселений, и др., при динамичном внутреннем единстве мира, с цепными реакциями приспособления к новой усложненной (при эволюции) или упрощенной (при деволюции) целостности [9]. В новой философии учтены положения некоторых философских концепций, древние мифы, ряд положений даосизма, ряд положений диалектики (в ней идет речь только о противоположностях, что не дает полной картины мира), учение Брахмы, концепции С.Л. Франка («Улавливая истинный смысл отрицания..., мы утверждаем реальность и в форме негативности»).

Эволюция Вселенной - это ее развитие, рост от простого к сложному, проявляющийся в форме разветвлений, ведущих к бинарной множественности предметов и явлений (в форме «древа» роста). Деволюция Вселенной - явление, противоположное эволюции, движение к окончанию ее жизни, в т.ч. галактик и звезд, с уменьшением их светимости, радиуса и температуры, со схождением и сокращением множественности. Эволюция органического мира

- это процесс разветвляющегося развития («древо» эволюции), роста разнообразия от простых форм жизни к более сложным и высокоорганизованным, роста множества взаимоотношений, с продолжением жизни простых форм. Деволюция органического мира - процесс, обратный эволюции, со схождением ветвей и снижением биоразнообразия и сложности, с дегенерацией, с сокращением площади и гибелью естественной природы, с видоисчезновением, ростом загрязнений и искусственности среды.

В основе этой философии лежат предполагаемые законы: 1. Бинарной множественности мира; 2. Его разветвляющегося развития и схождения; 3. Динамичной целостности разветвляющегося и сходящегося мира. Предметы и явления целостного мира бинарно множественны, это

- основа его бытия. Бинарная множественность мира включает в себя симметричные (равновесные) подмно-

жества, куда входят предметы и явления, совмещающие в разных соотношениях противоположные качества; немногие из них - полярные (оппозиции), между ними -множество предметов и явлений с промежуточными параметрами. Согласно закону разветвляющегося развития и схождения, эволюция всех предметов и явлений мира происходит с разветвлениями, а деволюция - с последующими схождениями: от космоса (древо от суперадрона к множественности, и обратное схождение, в модели пульсирующей Вселенной) до живой природы Земли (древо эволюции и деволюция). Форма эволюции - разветвление (древо), деволюции - схождение; форма бытия - круг, цикл (круговорот ве-ществ); спираль - одна из форм предметов и явлений (от хромосом до галактик) (рис. 1). Согласно закону динамической целостности разветвляющееся развитие и схождение происходят при меняющемся внутреннем единстве мира, с цепными реакциями приспособления к новой целостности. Динамичная целостность разветвляющегося и сходящегося мира - это внутренняя причинно-следственная обусловленность его составных частей, включающих в себя бинарное множество сторон и связей

с уравновешивающими, в том числе и противоположными, свойствами.

Разветвляющаяся эволюция и рост множественности не могут быть бес-конечными: они должны переходить к замедлению, прекращению роста, стабилизации, и к дево-люции; деволюция природы на Земле инициируется также антропогенными воздействиями. Деволюция в космосе определяется сроками жизни предметов и явлений.

Модель пульсирующей Вселенной подтверждается, по мнению автора, соответствием предельного срока вращения электронов на орбитах атомов (он составляет свыше 100 млрд. лет, затем материя должна претерпеть принципиальные негативные изменения) и времени от первоначального взрыва и расширения до сжатия Вселенной в суперадрон. При этом материя не успеет принципиально изменить своих свойств из-за замедления вращения электронов. Эта модель соответствует также закону разветвляющегося развития и последующего схождения, общему для предметов и явлений мира, и циклу как форме существования предметов и явлений в мире.

Рис. 1. График жизни предметов и явлений (а); график дан для модели пульсирующей Вселенной, но его форма одинакова для всех предметов; пунктиром показана остановка деволюции природы планеты при своевременном вмешательстве - экологизации, восстановлении природы; круговорот веществ (б), спирали галактик (в) и хромосом (г)

Целостность бинарно множественного мира выражается в динамичном сочетании взаимно уравновешивающих предметов и явлений, составляющих общую картину целостности, в т.ч., например, в наличии «норм» тех или иных видов ландшафтов - лесов, пустынь, льдов, болот и пр., в уравновешивающем сочетании человеческих качеств - например, в болезненном уравновешивании гениальности, и пр.

Детерминизм бинарной множественности мира, как правило, не воспринимается человеком, так как для него характерна склонность к упрощенному дуальному и эмоционально окрашенному восприятию мира, к оценке предметов и явлений с двух сторон («да - нет», «хорошо - плохо»). Причина этого в том, что кратковременная память человека ограничена по объему ввиду надобности быстрого реагирования предков в критических ситуациях для обеспечения выживания. Упрощенное восприятие бинарной множественности мира подкрепляется тем, что движущей силой развития большей части человечества является стремление к быстрому удовлетворению потребностей, закрепленное в древних структурах мозга. Эти структуры мозга во многом определяют не только восприятие и мышление, но и эволюцию и деволюцию человека и управляемой им природы Земли.

Инициированная человеком антропогенная эволюция природы, общества, человека протекает с разветвлениями, уравновешивающими «позитивные» и «негативные» (с точки зрения человека) ветви. На инициированную человеком техногенную ветвь развития природа отвечает последующим, не зависящим от человека, введением уравновешивающей ответной ветви, с возможной деволюцией природы. В концепции развития с разветвлениями одним из вопросов является вероятность односторонне позитивного развития мира и человека. Односторонне позитивное развитие, исходя из изложенных законов, невозможно.

Красота и целесообразность предметов и явлений природы имеют биологические истоки, они порождены эволюцией, как и их противоположности - безобразие, нецелесообразность, и пр. В бинарно множественном мире красота, целесообразность и множество других позитивных качеств уравновешиваются противоположными (негативными с точки зрения человека) качествами при наличии промежуточных и нейтральных свойств предметов и явлений.

Опасный для человека резкий рост искусственности среды и жизни стал особенно интенсивен в последние 100 лет. Новая искусственная среда, как правило, позволяет получать положительные эмоции без особых затрат энер-

гии и усилий ума, которые требовались в прежней природной среде и благодаря которым происходило развитие человека. «Благодаря» технике человек отдаляется от естественной природной среды, во взаимодействии с которой происходил важнейший многовековой процесс естественного отбора и эволюции. Между природой и собой человек возвел барьер в виде энтропийной техники.

Новым явлением в философии ценностей стала «капитализация» среды и жизни (оценка всех предметов и явлений с точки зрения их стоимости, превращения их в капитал). Вследствие «капитализации» сдвигается граница между материальными и духовными ценностями в материальную сторону. Духовные ценности отходят на задний план. Это ведет к замене духовного совершенствования материальным.

Рост искусственности жизни и среды ведет к замене естественного смыс-ла жизни человека квази - смыслом. Двойственный (биологический и социальный) человек со сложнейшим триединым мозгом эволюционно не готов к осознанию естественного смысла жизни, к устойчивой естественной жизни в гармонии с природой, к поддержке естественной природы и к исключению всех негативных и неестественных факторов из своей жизни и окружающей его среды. Небольшая часть множества людей реализует глубокий смысл жизни с раскрытием способностей, жизнь части людей лишена этого.

В соответствии с дуальным мышлением человек создавал законы эволюции, основанные, как правило, на дуальных представлениях (закон отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, прогресса и регресса в развитии, и пр.). Все, что не вписывалось в эти закономерности, относили к исключениям (это - признаки ограниченности действия законов). В действительности все правила и исключения должны входить в бинарную множественность. Человеку известны далеко не все исключения и правила. Это подчеркивает неполноту законов, и возможность включения их как частных законов в общие, учитывающие бинарную множественность предметов и явлений и их связей.

В природе нет всеобщей формы бытия как противоречивости, есть мно-жество форм - от гармонии до борьбы, и нейтральное взаимодействие, и взаимопомощь. Взаимоотношения носят иногда сложный, не вписывающийся в дуальные определения (гармония, борьба) характер. Не всегда действует закон отрицания отрицания: последующие формы могут дегенерировать по сравнению с предыдущими, не порождая высшие формы. Иногда формы не изменяются, не отрицая сами себя и не переходя к высшим формам. В поле множественности форм бытия большинство параметров принимает множество значений. В соответствии с законом бинарной множественности мира, развивающегося с уравновешивающими разветвлениями, все негативное (грехи, зло, ложь, эгоизм, безобразие) не исчезнет как объективная часть бинарной множественности. Не будет создана единственно верная философия, единственно верная общественная формация. Все человечество не станет умным, красивым, здоровым, склонным к альтруизму. Пока будет жива бинарно множественная

природа, человек будет вынужден бороться с грехами, злом.

Добродетели и грехи человечества - это части бинарной множественно-сти. Грехи необходимы как элементы механизмов управления в природе - положительных и отрицательных обратных связей. Наказуемое греховное поведение - это пример управления с отрицательной обратной связью: «греховное поведение - негативный результат - наказание - раскаяние - стремление к добродетельному поведению». Стремление к удовлетворению множества позитивных, негативных и нейтральных с точки зрения человека потребностей - движущая сила развития человечества. Новые и новейшие потребности закреплены в древних структурах мозга, в древних «центрах».

Автором предложена новая экологическая этика эм-патии, сочувствия, которая отличается от других тем, что она более объективна и диалектична. Сочувствие, сопереживание - это глубокие чувства, основанные на понимании других форм жизни, их предназначения, трудностей. В этике эмпатии не требуется любовь ко всем созданиям живой природы, и тем более благоговение перед всеми формами жизни, - нужно глубокое понимание их незаменимости, необходимости. Человечество существует в неустранимом бинарно множественном пространстве между добром и злом, добродетелью и грехами, красотой и безобразием, смыслом и бессмысленностью, устойчивостью и неустойчивостью развития. Бинарная множественность объясняет реальную причинно-следственную обусловленность не только позитивного, но и негативного в мире и в человеке.

Учитывая приведенные законы, можно полагать, что человечество сохранит себя как вид, если оно не осуществит крупный научно - технологический прорыв, уравновешивающий негативный результат которого приведет к невозможности жизни. Человечество должно осознать законы и особенности мышления, чтобы не допустить этого.

В усложняющихся условиях эволюции взаимодействия человека и при-роды возрастает роль религии как средства разумного развития человечества. Религии основаны на учении о целостности мира. Некоторые современные научные данные подтверждают наличие Высшего Разума, поддерживающего целостность множественного мира.

В процессе познания выявляются принципиально новые физические за-кономерности развития Вселенной и Земли, новые фундаментальные представления о материи, физических постоянных, и др., что требует от человека своевременного анализа и действий. Мир до конца не познаваем и никогда не будет до конца познан, и потому последствия крупных вмешательств неизвестны. Поэтому нужна предельная осторожность при вмешательстве человека в природу.

В сложных условиях современного кризисного развития мира и возникновения проблем выживания человечества, на первый план в действиях человека должна выступить всеобъемлющая экологизация на базе экологического образования, привития экологической этики. Она позволит восстановить природу и сократить признаки де-волюции.

Вместе с тем человечеству необходимо уделить особое внимание про-блеме уже наступившей и будущей деволю-ции Земли и Вселенной. Нельзя поощрять деволюцию на Земле путем вытеснения природы, роста искусственности среды и жизни, видоисчезновения, и пр. Нужно выявить направления деволюции и ответные действия человечества с целью его сохранения вместе с природой Земли.

Осознание бинарной множественности разветвляющегося и затем сходящегося мира оказало влияние на концепцию эволюции живой природы. Одним из ярких достижений человечества было открытие эволюционного процесса, создание учения о видообразовании, естественном отборе [2]. Понимание путей эволюции природы и человека исключительно важно, как вообще для мира природы, так и для человека. После исследования Ч. Дарвина и А. Уоллеса, теория естественного отбора и эволюции углубляется. Создана синтетическая теория эволюции [1, 5], открыты новые формы отбора - стабилизирующий и разрывающий; расширены формы видообразования, добавлен положительный и отрицательный отбор (с чьей точки зрения?), отбор на уровне генов, и т.д.

Однако, при анализе человеком такого сложнейшего процесса, как эволюция мира природы, сказываются особенности его упрощенного мышления и восприятия действительности. Они ограничивают возможности объективного и многофакторного анализа действительной эволюции. Упрощенное восприятие является одним из наиболее необходимых механизмов выживания в живой природе: животное должно быстро реагировать на опасность; оно должно мгновенно выбрать путь выживания по принципу «да - нет»: «опасность - безопасность», «бежать - стоять», «нападать - защищаться», и пр. Этот дуальный выбор был бы невозможен, если бы кратковременная память использовалась для анализа большого объема информации. В ходе естественной эволюции животного мира было закреплено упрощенное бинарное и даже од-нополярное мышление, для быстрого реагирования были созданы «врожденные пусковые устройства», «мемы», и пр. Так у человека было создано упрощенное мышление, помогающее выживанию.

В соответствии с дуальным мышлением человек создал упрощенные за-коны эволюции и развития, основанные, как правило, на дуальных представлениях (закон отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, и пр.). Все, что не вписывается в эти закономерности, принято называть исключениями. В действительности все правила и исключения должны вместе входить в бинарную множественность, дополняя друг друга. Бинарная (двойственная) множественность включает подмножества предметов и явлений, сочетающих множество свойств, от близких по значению, качеству, до более редких противоположных (бинарных оппозиций). Вполне вероятно, что человеку известны далеко не все исключения (или правила). В соответствии с упрощенным мышлением считается, что эволюционный процесс идет в двух направлениях - биологического прогресса (возрастания приспособленности к окружающей среде) и регресса (снижения уровня приспособленности). Путями биологического прогресса

являются дли-тельный ароморфоз, повышающий уровень организации живых организмов и происходящий на основе наследственной изменчивости и естественного отбора, более короткая идиоадаптация - частные приспособления, и общая дегенерация (вырождение) [1, 2]. По мере углубления исследований выявляются новые направления эволюции, они стремятся к разнообразию, к множественности.

Реальная эволюция природы протекает в сложнейшем взаимодействии бинарного множества предметов и явлений [6.8], находящихся в глобальной «сети жизни» [4]. Оперируя ограниченным числом единиц информации, человек создает упрощенные, как правило, дуальные представления о мире («прогресс - регресс», и др.). Сведение бинарной множественности предметов и явлений к двойственности и биполярности (к двум предметам или явлениям с противоположными свойствами) ведет чаще всего к необъективной оценке мира. От красоты до безобразия - множество переходных форм. Но таковы особенности мышления и восприятия мира человеком. Бинарное множество причинно-следственных связей сводится, как правило, к двум-трем. Вероятно, обнаруженные человеком закономерности мира природы имеют частный вид, они не могут быть общими законами, так как не учитывают сложную бинарную множественность взаимодействующих предметов и явлений. Таковы, вероятно, и естественный отбор, и теория эволюции, созданные на основе дуального представления (например, биологический прогресс и регресс, и др.). Поразительно, но, как правило, число определяющих факторов, рассматриваемых в законах, обычно не более 2-3 (!). Это - особенности кратковременной памяти, в которой «живет» человек.

Действительный мир природы множествен. Это отмечал, например, И.Р. Пригожин: «Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности. Ныне мы сознаем, что живем во множественном мире» [3]. Но мир не только множествен, он бинарен, все его предметы и явления представляют собой подмножества с разными свойствами. Закон бинарной множественности всех предметов и явлений - это, видимо, один из наиболее общих законов бытия [6.8]. Реальная бинарно множественная эволюция природы протекает во множестве направлений, которое к тому же двойственно. В соответствии с этим развитие чаще всего идет с разветвлениями, когда каждый «прогрессивный» шаг затем сопровождается (уравновешивается) «негативным» с точки зрения наблюдателя - человека. Если согласиться с действием всеобщего закона бинарной множественности предметов и явлений и с разветвляющимся развитием, то можно предположить, что полностью прогрессивной эволюции вида не существует, кажущееся отсутствие ее негативной ветви может быть вызвано либо недостаточностью времени наблюдения, либо упрощенным анализом. «Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом» (Ф. Энгельс). Каждому «прогрессивному» направлению эволюции соответствует и «регрессивное». Человеческая эмоциональная оценка направленности эволюции природы не правомерна (положительный и отрицательный отбор, и пр.). В ходе эволюции создан бинарно

множественный мир природы, включающий организмы с гармоничностью. В соответствии с учением о бинарной

целесообразными и нецелесообразными признаками (рис. множественности, эволюция породила множество других

2). свойств и объектов, безобразных, нецелесообразных, не-

И только подмножество, значительная часть органи- приятных с точки зрения человека. ческого мира, поражает целесообразностью, красотой и

Рис. 2. Древо разветвляющейся бинарно множественной эволюции

Эволюционный процесс имеет три (опять ограничение!) основные черты - возникновение приспособленности организмов, видообразование (постоянное возникновение новых видов) и постоянное усложнение жизни от примитивных клеточных форм до человека [2]. Сейчас, в связи с усилившимся техногенным воздействием на среду, этот процесс меняется [8]. Начинается процесс деволюции, схождения множественности, видоисчезно-вения, обратный процессу естественной эволюции. Как будет протекать этот необычный для природы Земли процесс - пока неизвестно, хотя некоторые его признаки уже проявляются: сокращение территории естественной природы, исчезновение видов, сведение лесов, загрязнения, рост технического разнообразия, и пр. Естественный отбор может в итоге исчезнуть, как и большинство видов флоры и фауны. Бинарная множественность эволюции подчеркивается множеством уже обнаруженных видов отбора (есть, видимо, и неизвестные пока виды): движущая форма естественного отбора, отрыв и быстрое развитие небольшой популяции, стабилизирующий отбор, разрывающий отбор; Н.Н. Воронцовым предложен дестабилизирующий отбор [1]. Все это - подтверждение бинарной множественности эволюции.

Дуальное разделение направлений эволюции на прогрессивные и регрессивные условно, так как эти понятия несут четко выраженный эмоциональный смысл. В каждом живом организме, и тем более в системе, присутствуют признаки прогрессивного, регрессивного и нейтрального развития в их взаимодействии. Множественность путей эволюции и деволюции нарастает в связи с антропогенным вмешательством, искусственным отбором, сокраще-

нием естественных территорий, вытеснением природы, исчезновением видов, частичным выходом человека из поля естественного отбора, вмешательством на генетическом уровне. Иногда закрепляются не только положительные, но и не адаптивные, и даже вредные признаки (рис. 3). Современное представление о путях эволюции характеризуется рядом особенностей [1, 2, 6, 8]; в дополнение к известным формам нами введена бинарная множественность путей эволюции (табл. 1).

В ходе углубления исследований видообразование по наличию или от-сутствию ветвления предложено делить на филетическое и дивергентное; филетическое видообразование по наличию или отсутствию прогрессивных изменений делят на стасигенез, кладогенез и анагенез. Дивергентное видообразование по наличию или отсутствию пространственного обособления делят на аллопатриче-ское, симпатрическое (экологическое, аллохронное, полиплоидное, гибридное, хромосомное). Налицо множественность форм видообразования; безусловно, не все формы выявлены и четко отграничены, добавляется техногенное влияние, которое ограничивает поле естественной эволюции, и вызывает техногенную деволюцию, видоисчезно-вение. Отбор ввиду множественности его путей не всегда поощряет улучшение признаков. Чаще всего закрепляется признак, который позволяет существовать живому организму, но не являющийся оптимальным, а иногда и несовершенный. Подтверждений бинарной множе-ственности направлений эволюции, процесса развития различных видов, очень много; среди них - множество целесообраз-ностей и нецелесообразностей, созданных в природе [7].

Рис. 3. Закрепление бесполезных и вредных признаков: ракообразный паразит саккулина (деволюция), трехрогий хамелеон, двурогий калао

Таблица 1

Множественность форм видообразования (вероятно, открыты не все формы)

По Ч. Дарвину, и филетическое Синтезогенез (симгенез) Трансдукция Дивергентное

Анагенез Кладогенез Стасигенез Аллопатриче-ское Симпатри-че-ское

Действуют вместе

Темпы видообразования и видоисчезновения

Постепенное Его техногенное осложнение Внезапное видообразование Прерывистое Синхронные темпы преобразования Независимость темпов преобразования Множество темпов видо-исчезновения

Множественность форм видоисчезновения

Эволюционное Из-за катастроф Сужение ареала Уничтожение Загрязнения Техногенез Нарушения в пищевой цепи

Направленность эволюции

«Канализованная» эволюция Бинарная множественная эволюция

Бинарно множественная «прогрессивность» эволюции

Биологический «прогресс» Бинарная множественность промежуточных сочетаний Биологический «регресс», дево-люция

Бинарная множественность эволюции и деволюции (вероятно наличие неизвестных и смешанных, объединенных форм)

Ароморфоз Идиоадапта-ция Общая дегенерация Множественная эволюция Природная деволюция Техногенная деволюция Множественная деволюция

Как отмечал К. Лоренц, «отбор иногда «смотрит сквозь пальцы» и не просто пропускает второсортную конструкцию - он сам, заблудившись, заходит в тупик» («пропускание» см. выше). Сложность эволюции подчеркивал Вл. Соловьев: «Наша биологическая история есть замедленное и

болезненное рождение____судорожные сотрясения, слепые

движения ощупью; .сколько чудовищных порождений и выкидышей!». Налицо и целесообразность (рождение), и явная нецелесообразность (чудовищные порождения). Структуру бинарно множественного естественного отбора можно представить в виде (табл. 2).

Избирательная элиминация - гибель менее приспособленных особей, и их выживание для некоторых менее приспособленных видов; «пропускание» видов

Выживание более приспособленных (иногда - и менее приспособленных) особей и создание потомства от всех выживших особей; «пропускание» видов.

Множественное воздействие естественного отбора че-

рез посредство функций на преобразования морфологических структур живых организмов

Быстрое изменение узкос-пециализированных ор-га-нов при смене их функций Длительное отсутствие изменений Медленные изменения поли-функцио-нального органа (например, мозга).

Из табл. 1, 2 следует, что направлений эволюции, видообразования, форм естественного отбора и видоисчезно-вения много (их поля действия частично накладываются); если полагать, что имеется множество промежуточных направлений эволюции и форм отбора, и что не все направления и формы обнаружены (что подтверждается открытием новых направлений), то можно говорить о бинарной множественности форм отбора и видообразования (рис. 4, 5).

Таблица 2

Структура бинарно множественного естественного и техногенного отбора

Бинарно множественная изменчивость

Бинарно множественная наследственность

Бинарно множественная выживаемость

Изменения условий внешней среды (в т. ч. техногенные)

Различное реагирование особей популяции на факторы среды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплексное влияние техногенной эволюции и деволюции природы Земли

Межвидовая и внутривидовая агрессия, борьба с абиотическими факторами

Мутационный процесс, изменяющий генотипы, и свободное скрещивание

Бинарно множественный отбор (вероятно наличие неизвестных форм)

Движу- Стаби- Разры- Искус- Дестаби- Пропу- Формы не входят в классифи- На уров- Множе-

щий лизиру- вающий ствен- лизиру- скаю- кацию не генов ствен-

ющий ный, ющий щий Положи- Отрица- Половой ный

в т.ч. тельный тельный

роботи-

зация

Избирательная элиминация - гибель менее приспособленных особей, и их выживание для некоторых менее приспособленных видов; «пропускание» видов

Выживание более приспособленных (иногда - и менее приспособленных) особей и создание потомства от всех выживших особей; «пропускание» видов

Множественное воздействие естественного отбора через посредство функций на преобразования морфологических

структур живых организмов

Быстрое изменение узкоспециализированных органов при смене их функций

Длительное отсутствие изменений

Медленные изменения полифункционального органа (например, мозга)

На рис. 6 показана бинарная множественность и варианты измен-чивости признака «прогресса - регресса» в зависимости от давления эволюции или деволюции. Органов и функций, которые могли быть более це-лесо-образными, много. Почему в основе функционирования важнейшего для природы гомеостаза лежит всеобщее съедение? Естественный отбор, позитивной частью которого так восхищался Ч. Дарвин, поощряет и закрепляет и полностью нецелесообразные, и полностью негативные пути, так как он бинарно множествен. Можно ли отнести путь развития какого-либо животного, в том числе и человека, к ароморфозу, если его отдельные органы очень далеки от совершенства функционирования? Признаком эволюции является развитие к высшим формам, к повышению уровня организации. Но и здесь природой введено разветвление: высшее достижение эволюции - человек - является и самым опасным видом для природы и для гомеостаза. За усложнение и повышение уровня организации и приспособленности, надо платить введением «негативной» ветви. Можно проследить это разветвление на примере питания живых организмов и пищевых цепей. Одни из первых и самых простых живых существ были фотосинте-зирующими, они использовали реакцию фотосинтеза, то есть не питались другими живыми существами и сами не были пищей для других организмов. Высокоорганизован-

ные животные питаются другими живыми организмами, и сами являются источником пищи. Таким образом, подъем уровня организации привел к появлению хищничества, паразитизма.

Видимо, такое развитие можно назвать бинарно множественным, с одновременным действием в рамках одного животного или популяции сразу нескольких направлений эволюции, во множестве соотношений. Эволюция уровня организации носит разветвляющийся характер (рис. 7).

Каждое улучшение, ароморфоз, влечет за собой негативную уравнове-шивающую ветвь развития. Повышая уровень организации, эволюция понижает надежность, так как растет число компонентов и связей, организмы становятся чувствительнее к внешней среде. Продолжается существование множества простых организмов, созданных в ходе эволюции [7]. Жизнь хорошо приспосабливающихся высокоорганизованных организмов поддерживается, пока антропогенные факторы не сузили или не исключили их экологическую нишу. Для любого живого организма реальностью является бинарно множественная эволюция, включающая в себя множество позитивных и негативных (с точки зрения человека) направлений, развивающаяся с уравновешивающимися разветвлениями (рис. 8).

Рис. 4. Предполагаемая множественность форм естественного отбора

Рис. 5. Предполагаемая множественность форм видообразования

Рис. 6. Бинарная множественность путей эволюции и деволюции (сме-щение кривой возможно под давлением эволюции или деволюции)

В результате эволюции и естественного отбора создан сложнейший мир с позитивными и негативными, целесообразными и нецелесообразными, красивыми и безобразными предметами и явлениями. Все бинарное множество направлений эволюции не может быть искусственно разделено на только прогрессивные и регрессивные направ-

ления, оно проявляется в каждом живом организме одновременно, в органическом единстве многих направлений. Множественность путей эволюции нарастает в связи с антропогенным вмешательством, искусственным отбором, сокращением, вытеснением и подавлением природы, искусственным исчезновением видов, переходом к искус-

ственному вмешательству на самом тонком генетическом уровне в эволюцию и в естественный отбор. Поле действия естественной эволюции и естественного отбора постоянно сужается, гибель видов и разрыв связей глобальной «сети жизни» ведут к быстрому и неестественному для эволюции перераспределению направлений взаимодействия организмов со средой. Бинарная множественность эволюции позволяет полагать, что именно множественность путей эволюционного процесса оптимальна с точки зрения надежности, устойчивого течения и непрерывности эволюции, гомеостаза и жизни на Земле; благодаря бинарности поддерживается постоянное развитие, эволюция, и исключается прекращение движения; бинарная множественность направлений эволюции предполагает возможность направленного смещения кривых нормаль-

ного распределения признаков под давлением эволюции и деволюции; человек может препятствовать сокращению разнообразия, в результате экологизации.

Вместе с тем антропогенное вмешательство в эволюцию и естественный отбор дает возможность предположить, что в результате произойдет сужение поля естественного отбора и сокращение множества эволюционных связей и путей; может произойти (и частично происходит) существенное изменение направления естественной эволюции, в том числе массовое исчезновение ви-дов, рост искусственной среды, не ограничиваемое размножение некоторых организмов, которые могут быть вредны для жизни; роботизация, кибернетизация людей; это можно назвать техногенной деволюцией. Ее результаты могут быть чрезвычайно негативны, губительны.

Рис. 7. Разветвление уровня организации

Рис. 8. Множественная эволюция и деволюция

Итак, динамичный целостный мир бинарно множествен: он состоит из бинарного (двойственного) множества предметов и явлений с бинарно множественными, в том числе противоположными свойствами, и развивается с разветвлениями, увеличивающими множество, c последующим схождением ветвей. Философия бинарной (двойственной) множественности этого мира - это осознание бинарной множественности целостной разветвляющейся и затем сходящейся Вселенной, природы, общества, че-

ловеческих качеств, материальной и духовной культуры, техники, потребностей, поселений, и др., при динамичном внутреннем единстве мира, с цепными реакциями приспособления к новой усложненной (при эволюции) или упрощенной (при деволюции) целостности. Осознание бинарной множественности эволюции и отбора может помочь человеку более объективно взаимодействовать с природой.

Список использованой литературы:

1. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. - М.: изд. МГУ, 1999. - 690 с.

2. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - Санкт-Петербург: Наука, 1991. - 539 с.

3. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

4. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М., ИЦ «Россия мол.», 1992. -366 с.

5. Северцов А.С. Основы теории эволюции. -М.: Изд. МГУ, 1987. 320 с.

6. Тетиор А.Н. Бинарная множественная эволюция -М.: РЭФИА, 2000. - 58 с.

7. Тетиор А.Н. Целостность, красота и целесообразность мира множественной природы. - Тверь: Тверское издательство, 2003. - 423 с.

8. Тетиор А.Н. Антропогенная (искусственная) эволюция. - М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Институт природообустройства, 2015. - 444 с.

9. Тетиор А.Н. Бинарно множественная философия разветвляющегося и сходящегося мира. - ФРГ: Palmarium Academic Publishing, 2014. - 698 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.