Научная статья на тему 'НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ'

НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологическая безопасность / технологический суверенитет / экономическая безопасность / деиндустриализация / новая индустриализация / technological security / technological sovereignty / economic security / deindustrialization / new industrialization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Кайгородцев

В статье рассматривается актуальная проблема обеспечения технологического суверенитета России. Объект исследования – национальная экономика РФ. Предмет исследования – возможность достижения технологического суверенитета на основе новой индустриализации. Дано обоснование необходимости и рассмотрены различные сценарии достижения технологического суверенитета. Сделан вывод о целесообразности реализации комбинированного сценария преодоления технологического отставания России, позволяющего избежать автаркии и догоняющего развития. Предложен алгоритм обеспечения технологического суверенитета. Дана сравнительная характеристика деиндустриализации, реиндустриализации и новой индустриализации. Сделан вывод о необходимости осуществления новой индустриализации как фактора обеспечения технологического суверенитета. Даны рекомендации по проведению новой индустриализации. Показана роль Росатома в осуществлении новой индустриализации. Рассмотрены проблемы, связанные с обеспечением информационного суверенитета России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW INDUSTRIALIZATION AS A CONDITION FOR ENSURING RUSSIA’S TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY

The article deals with the actual problem of ensuring technological sovereignty of Russia. The object of the study is the national economy of the Russian Federation. The subject of the study is the possibility of achieving technological sovereignty on the basis of new industrialization. The rationale for the necessity is given and various scenarios for achieving technological sovereignty are considered. The conclusion is made about the expediency of implementing a combined scenario of overcoming Russia’s technological lag, which allows avoiding autarky and catching up development. An algorithm for ensuring technological sovereignty is proposed. Comparative characteristics of deindustrialization, reindustrialization and new industrialization are given. The conclusion is made about the need for the implementation of new industrialization as a factor in ensuring technological sovereignty. Recommendations on the implementation of new industrialization are given. The role of Rosatom in the implementation of the new industrialization is shown. The problems related to ensuring the information sovereignty of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ»

УДК 338.2

doi:10.52210/2224669X_2022_4_9

НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ

А.А. Кайгородцев

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема обеспечения технологического суверенитета России. Объект исследования - национальная экономика РФ. Предмет исследования - возможность достижения технологического суверенитета на основе новой индустриализации. Дано обоснование необходимости и рассмотрены различные сценарии достижения технологического суверенитета. Сделан вывод о целесообразности реализации комбинированного сценария преодоления технологического отставания России, позволяющего избежать автаркии и догоняющего развития. Предложен алгоритм обеспечения технологического суверенитета. Дана сравнительная характеристика деиндустриализации, реиндустриализации и новой индустриализации. Сделан вывод о необходимости осуществления новой индустриализации как фактора обеспечения технологического суверенитета. Даны рекомендации по проведению новой индустриализации. Показана роль Росатома в осуществлении новой индустриализации. Рассмотрены проблемы, связанные с обеспечением информационного суверенитета России.

Ключевые слова: технологическая безопасность, технологический суверенитет, экономическая безопасность, деиндустриализация, новая индустриализация.

NEW INDUSTRIALIZATION AS A CONDITION

FOR ENSURING RUSSIA'S TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY

A.A. Kaigorodtsev

Abstract. The article deals with the actual problem of ensuring technological sovereignty of Russia. The object of the study is the national economy of the Russian Federation. The subject of the study is the possibility of achieving technological sovereignty on the basis of new industrialization. The rationale for the necessity is given and various scenarios for achieving technological sovereignty are considered. The conclusion is made about the expediency of implementing a combined scenario of overcoming Russia's technological lag, which allows avoiding autarky and catching up development. An algorithm for ensuring technological sovereignty is proposed. Comparative characteristics of deindustrialization, reindustrialization and new industrialization are given. The conclusion is made about the need for the implementation of new industrialization

as a factor in ensuring technological sovereignty. Recommendations on the implementation of new industrialization are given. The role of Rosatom in the implementation of the new industrialization is shown. The problems related to ensuring the information sovereignty of Russia are considered.

Keywords: technological security, technological sovereignty, economic security, deindustrialization, new industrialization.

Для обеспечения экономической безопасности государства в чрезвычайных ситуациях необходимо создать условия, при которых национальная экономика будет иметь возможность функционировать на основе собственной ресурсной базы, включающей не только местные источники сырья, но и отечественные технологии. Этого нельзя достигнуть без наличия у страны научно-технического потенциала, гарантирующего получение в кратчайшие сроки новых технических решений, обеспечивающих технологический прорыв в отраслях, производящих продукцию, жизненно важную для обеспечения обороноспособности государства и решения социальных проблем [13, с. 144].

Способность руководства страны самостоятельно разрабатывать и успешно реализовывать экономическую политику в значительной степени определяется наличием у государства технологического суверенитета, под которым следует понимать возможность обеспечения научно-технического и промышленного развития в масштабах, достаточных для создания на территории страны отечественных технологий и инфраструктуры, являющихся гарантией независимости личности, общества и государства от иностранных технологий в критически важных сферах жизнедеятельности.

Это свидетельствует об актуальности темы настоящей статьи, посвященной исследованию проблемы достижения РФ технологического суверенитета как фактора обеспечения ее экономической безопасности.

Целью исследования является оценка вероятности достижения Россией технологического суверенитета на основе реализации политики новой индустриализации.

Необходимость и сценарии обеспечения технологического суверенитета России. Лидерство стран Запада, и в первую очередь США, в современном мире в значительной степени связано с тем, что они определяют направления технологического развития других

стран, обрекая последних на догоняющий тип развития. В настоящее время соревнование между странами в сфере технологий осуществляется по правилам, устанавливаемым на Западе, так как полным технологическим суверенитетом обладают лишь США и несколько других государств. Остальные страны вынуждены приобретать у них оборудование и технологии, переставшие быть прогрессивными, поскольку у экспортеров уже имеются техника и технологии следующего поколения.

Страна, имеющая возможность определять уровень технологического развития других государств, способна оказывать влияние на все сферы их жизнедеятельности - внешнюю и внутреннюю политику, качество жизни населения и т.п. В конечном счете, техническая неразвитость той или иной страны может привести к потере ею государственного суверенитета [4].

Чтобы избежать подобной участи, России, в значительной степени утратившей свой технологический суверенитет, следует совершить прорыв в развитии отечественных технологий, который позволит ей занять лидирующие позиции на важнейших международных рынках.

По мнению В. Коровина [6], существуют три сценария обеспечения технологического суверенитета России.

Первый сценарий - крайне дозированный импорт технологий, в основном в виде готовой продукции, за счет валютной выручки, полученной в результате экспорта природных ресурсов и продовольствия, в обмен на отказ от имперских амбиций, то есть утраты национального суверенитета. По этому пути Россия пошла в 1990-е гг., и он оказался тупиковым.

Второй сценарий - мощный технологический рывок на основе мобилизации всех имеющихся внутренних ресурсов. О возможности реализации такого сценария свидетельствует опыт Советского Союза, который в результате проведения индустриализации обеспечил технологический суверенитет, создав стратегически важные производства, наличие которых сыграло решающую роль в победе в Великой Отечественной войне. Достижения советских ученых на ключевых направлениях физики, механики и аэродинамики стали основой обеспечения в период холодной войны ракетно-ядерного паритета и гарантией безопасности не только СССР, но и стран социалистической системы и мира в целом [7].

Для успешной реализации мобилизационного сценария потребуются соответствующая структурная перестройка всего общества, системное реформирование государственного аппарата, кардинальные изменения в системе образования и подготовки кадров, пересмотр инвестиционной политики, восстановление полного цикла производства машин и оборудования, в том числе электроники и компьютеров, создание на 100 % отечественного программного обеспечения [6].

Главным недостатком мобилизационного сценария является то, что для его реализации необходимы колоссальные материальные, трудовые, интеллектуальные и финансовые ресурсы. В связи с этим, скорее всего, будет реализован третий сценарий, представляющий собой комбинацию первых двух:

- заимствование необходимого для технологического старта базового объема высоких технологий у развитых европейских и азиатских стран в обмен на создание стратегического альянса и обеспечение им различных аспектов военной безопасности, включая прикрытие альтернативным американскому «ядерным зонтиком», а также нормированное обеспечение энергетическими ресурсами, минеральным сырьем и продовольствием;

- создание и совершенствование отечественных высоких технологий, опираясь на собственные силы [6].

В настоящее время в России осуществляется реализация третьего сценария. Продолжается формирование не имеющей аналогов в мире сети научной инфраструктуры класса «мегасайенс», пользователями и партнерами которой могут стать все дружественные РФ страны. В состав сети входят такие уникальные научные объекты, как сверхпроводящий коллайдер NICA в Дубне, самый мощный в мире высокопоточный реактор ПИК в Гатчине, самый крупный в мире нейтринный телескоп на озере Байкал и др. [15].

Алгоритм обеспечения технологического суверенитета. Независимо от выбранного сценария, для обеспечения технологического суверенитета России целесообразно реализовать следующий комплекс мероприятий:

1. Утверждение Постановлением Правительства РФ перечня критически важных технологий во всех отраслях экономики страны, прежде всего - в сфере материального производства.

2. Оказание государственной поддержки развитию стратегически важных видов экономической деятельности, позволяющих обеспечить технологическое лидерство РФ на мировом рынке.

3. Формирование и развитие системы отраслевого и межотраслевого производственно-технологического кооперирования отечественных предприятий. Примером успешной кооперации является деятельность ассоциация «ИнтерАгроТех», в состав которой входят производители сельскохозяйственной продукции, разработчики программного обеспечения, производители электроники и электротехники для совместной разработки и реализации проектов по импортозамещению зарубежных товаров и услуг, внедрению прогрессивных технологий в агропромышленном комплексе и т.п.

4. Производственно-технологическое кооперирование с дружественными странами. В частности, России и Индии целесообразно расширять научное взаимодействие, создавать новые образовательные платформы и научные центры, в первую очередь, инженерно-технической направленности, осуществлять совместные инвестиции в формирование и развитие технологических кластеров, выполнять совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области электроники и полупроводников, взаимодействовать в создании «умных городов» и т.п.

5. Государственное регулирование и господдержка реализации сквозных проектов, представляющих собой полный цикл работ по разработке и внедрению инновационной продукции: НИОКР, изготовление опытных партий продукции, вывод продукции на рынок, организация серийного производства, оптовая и розничная реализации продукции.

6. Организация мониторинга, контроля и анализа реализации проектов и программ [6; 7].

От деиндустриализации к новой индустриализации. В процессе перехода России к рыночной экономике произошло:

- ухудшение технической оснащенности предприятий, качества техники и технологий;

- сокращение уровня механизации и автоматизации производства, уменьшение сложности операций;

- снижение технологического уровня и глубины переработки исходного сырья;

- увеличение удельного веса импортных комплектующих, узлов и деталей машин;

- снижение квалификационного уровня персонала, утрата рабочих профессий [8, с. 5].

За два десятилетия (1992-2007 гг.) реформирования отечественной экономики было уничтожено 2/3 промышленности и половина сельского хозяйства; износ основного капитала оставшихся предприятий составил 50-70 %; объем производства наукоемкой продукции уменьшился в 3-5 раз, а ее удельный вес на мировом рынке - в 25 раз; доля импорта в объеме реализуемой на внутреннем рынке продукции текстильной, швейной, фармацевтической промышленности увеличилась до 80 %, продовольствия - до 60 %, высокотехнологичного оборудования и бытовой техники - до 90 % [5, с. 340-341].

Совокупность этих изменений свидетельствует о деиндустриализации российской экономики, являющейся закономерным результатом реализации неолиберальной экономической модели, основанной на ошибочных постиндустриалистских представлениях о современном обществе.

Сторонники теории постиндустриального общества отвергают индустриальную основу развития социума, считая, что основной сферой бизнеса является сфера услуг, главным пространством накопления капитала - финансовые трансакции, наиболее эффективным механизмом обеспечения сбалансированности и экономического роста - свободный рынок [2, с. 36-37].

Однако, по мнению С.Д. Бодрунова, история конца XX - начала XXI в. не подтверждает факт отказа мирового сообщества от удовлетворения общественных потребностей путем создания материальных благ в реальном секторе экономики, в том числе в промышленности. При этом современная материально-техническая база функционирования и развития общества приобретает качественно иной технологический, институциональный и т.п. характер [2, с. 40].

Повышение эффективности функционирования российской экономики невозможно без обеспечения технологического суверенитета государства на основе реализации экономической политики,

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

нацеленной на преодоление отрицательных последствий деиндустриализации. В связи с этим, авторы многочисленных научных публикаций предлагают проведение реиндустриализации, новой индустриализации или нео-индустриализации.

При этом в экономической литературе отсутствует единая точка зрения по поводу сущности перечисленных понятий. Так, С.Д. Бодрунов [1, с. 17] считает их равнозначными, в то время как другие исследователи выделяют ряд отличий.

По мнению А.А. Мальцева, К. Мерсиер-Суиссы, А.Э. Мордвиновой, для всех этих видов индустриализации характерны:

- перенос акцента со сферы услуг на реальный сектор экономики;

- развитие инновационной составляющей производства;

- признание необходимости государственного регулирования экономики [9, с. 1048].

Своеобразным водоразделом между рассматриваемыми понятиями являются отличия в их содержательном наполнении.

Так, реиндустриализация предполагает возрождение существующих отраслей промышленности на новой технологической основе и расширение их экспортного потенциала. В процессе реин-дустриализации необходимо максимально использовать имеющуюся в промышленности материально-техническую базу и накопленный предпринимателями опыт. Для этого требуются минимальные финансовые затраты [9, с. 1048].

В основе нео-индустриализации лежит процесс появления новых отраслей промышленности, ориентированных на уменьшение зависимости российской экономики от импорта. Создаваемые отрасли способствуют диверсификации российской экономики на основе освоения новых компетенций. Для этого необходимы значительные временные, управленческие и финансовые затраты [9, с. 1051].

Новая индустриализация суммирует положительные стороны реиндустриализации и нео-индустриализации, в том числе становление диверсифицированного промышленного сектора, способного оперативно решать задачи импортозамещения и производить конкурентоспособную экспортную продукцию. Объектом новой индустриализации является промышленный комплекс в целом. Ее проведение рассчитано на долгосрочный период, в связи с чем необходим максимально возможный объем инвестиций [9, с. 1051].

Мы считаем, что задача обеспечения технологического суверенитета РФ может быть решена только на основе новой индустриализации, для проведения которой необходимо:

- значительное увеличение нормы накопления в распределяемом национальном доходе;

- существенное увеличение объемов инвестиций в реальный сектор экономики, совершенствование их структуры и повышение эффективности использования;

- обеспечение высоких темпов роста объемов производства средств производства;

- переориентация национальной экономики с внешнего на внутренний рынок [12, с. 70].

Новая индустриализация невозможна без технологической модернизации всех отраслей экономики, в первую очередь в материальном производстве, без доведения применяемых технологий до современного мирового уровня. При этом России предстоит решить две взаимосвязанные проблемы: возродить или создать заново целые отрасли (например, самолетостроение) и найти новое место в международном разделении труда, осуществляя поиск новых партнеров по производственно-технологической кооперации вместо тех, кто присоединился к антироссийским санкциям.

По мнению В.П. Мельникова и В.П. Смоленцева, модернизация производства должна обеспечивать решение следующих задач:

- максимально возможное использование современных информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизни и деятельности населения страны;

- формирование и развитие всеохватывающей системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приняв за базовое направление контрольно-технологические системы и роботы; функционирование такой системы должно способствовать обеспечению опережения мирового уровня в производстве средств технологического оснащения всех сфер жизнедеятельности населения;

- создание системы внедрения технических средств и технологий их применения, способствующих достижению максимально возможного уровня механизации и автоматизации производства;

- обеспечение подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, способных разрабатывать, конструировать и эксплуатировать современную технику [10, с. 260].

Решение указанных задач затруднено уходом с российского рынка в результате санкционной политики Запада крупнейших зарубежных производителей продукции станкостроения. В этих условиях одним из возможных сценариев решения проблемы нехватки машин и оборудования является «шеринг» станков, предоставляющий возможность российскому предприятию оперативно подключиться к станочному парку или сервису дружественной отечественной компании в рамках промышленной кооперации. В свою очередь предприятие-партнер по кооперации получает возможность загрузить временно простаивающее оборудование [17].

В настоящее время платформа «шеринг» станков создана в АО «Трансмашхолдинг», являющимся одним из ведущих в России производителей подвижного состава для рельсового транспорта. Участниками проекта являются ООО «Станкоремсервис» и пять предприятий из разных отраслей промышленности. Использование шеринговой платформы позволит предприятиям-участникам системы стратегического партнерства совместно использовать, ремонтировать и поддерживать оборудование в работоспособном состоянии.

Новосибирское отделение «Опоры России» реализует проект обеспечения доступа промышленных предприятий малого и среднего бизнеса к станочному парку предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Станки сдаются в аренду на условиях почасовой оплаты. При этом предприятия гражданского сектора имеют возможность размещать на оборонных предприятиях заказы не только на единичное, но и на серийное изготовление продукции. В результате промышленной кооперации предприятия ОПК г. Новосибирска за один год увеличили загрузку станочного парка на 35 % [17].

Новая индустриализация сопряжена со значительным увеличением энергопотребления. В связи с этим России необходимо совершить прорыв в энергетике, который могут обеспечить только атомные технологии, а не локальные решения в виде солнечных батарей или ветряных мельниц.

Ядерная энергетика обеспечивает производство одного из наиболее эффективных и экологически чистых видов энергии: 1 кг урана,

обогащенный до 4 %, при полном выгорании выделяет энергию, эквивалентную сжиганию 100 т высококачественного каменного угля или 60 т нефти; работа атомных электростанций (АЭС) не приводит к выбросам углекислого газа, следовательно, их эксплуатация является существенным фактором противодействия глобальному потеплению, так как в России производство и потребление ядерного топлива дает возможность избежать выброса 210 млн т СО2 в год, в государствах Евросоюза - 700 млн т, а в мировом масштабе - 2,1 млрд т; уран может быть использован повторно. Это позволит в будущем создать замкнутый цикл использования топлива [8].

Ядерная энергетика не ограничивается совершенствованием реакторов и строительством новых АЭС. Предприятия Государственной корпорации «Росатом» создают и используют высокие технологии двойного назначения, такие как оборудование для радиационной медицины, газовые лазеры, приборы для обнаружения взрывчатых веществ, композитных материалов, осуществляют переработку ядерных отходов. Все это позволяет российской корпорации входить в число мировых технологических лидеров.

Росатом осуществляет системную работу по созданию новых продуктов и импортозамещению. В корпорации ставятся структурные задачи по разработке и внедрению новых технологий и освоению новых компетенций, результатом решения которых является создание производств замкнутого цикла - от проектирования до изготовления конечного изделия на основе собственной материально-сырьевой базы.

В настоящее время корпорация, реализующая свою высокотехнологичную продукцию 2,6 тыс. предприятий приблизилась к достижению технологического суверенитета, сократив удельный вес приобретаемого ею импортного оборудования в общем объеме госзакупок с 25 % в 2014 г. до 12 % в 2022 г. При этом Росатом обладает высоким уровнем инновационности: в 2021 г. доход от новых видов деятельности составил 0,33 трлн руб., или 23 % от общей суммы выручки корпорации, а к 2030 г. эти показатели планируется увеличить до 1,6 трлн руб. и 40 % соответственно [16].

Одним из стратегических направлений, в которых Россия имеет возможность стать мировым лидером, является пилотируемая космонавтика [7]. В связи с этим необходимо развитие аэрокосмических технологий, создание ядерных и электроядерных ракетных

двигателей, так как освоение дальнего космоса на ракетных двигателях, использующих химическую энергию сгорания компонентов топлива, является очень сложным и неэффективным. Например, для освоения Луны нужно иметь на орбите минимум 6 мега-ватт мощности, для полета на Марс - порядка 25 мега-ватт. Подобный уровень энергопотребления могут обеспечить только атомные технологии [8].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что стратегическое развитие ядерной энергетики является одним из перспективных направлений обеспечения технологического суверенитета России.

Решая проблему обеспечения технологического суверенитета, следует уделить особое внимание обеспечению цифрового суверенитета. По мнению И.С. Ашманова [3], в настоящее время цифровым суверенитетом обладают только США, а Китай близок к достижению полного импортозамещения в сфере информационных технологий. России следует не копировать опыт США и Китая, а найти свой путь цифровизации экономики и государственного управления, поскольку Россия является самостоятельной цивилизацией.

Полная цифровизация государственного управления в настоящее время является преждевременной, так как Россия не в полной мере обеспечена необходимыми для этого собственным оборудованием и программным обеспечением. Российские предприятия и организации имеют возможность защитить от киберугроз критически важную инфраструктуру и государственные системы управления данными. Однако в стране практически не производятся отечественные маршрутизаторы, процессоры, персональные компьютеры, смартфоны, модемы.

Российский интернет критически зависит от США, в которых находятся доменные имена, сертификаты шифрования, резервные копии серверов первого уровня. Существует вероятность, что руководство США может принять решение об том, чтобы заблокировать их, создав серьезную угрозу национальной безопасности РФ. Данную проблему можно решить, не заимствуя зарубежные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), а освоив полный цикл разработки отечественных технологий - от проектирования микроэлектронных компонентов до выпуска на их основе готовых изделий. При этом необходимо наладить тесную кооперацию производителей компонентов ИКТ между собой [11, с. 46].

Безопасность ИКТ следует оценивать с использованием международных стандартов ISO/IEC 15408, а систему управления безопасностью - на основе ISO/IEC 27001. При этом необходимо сделать акцент на безусловном обеспечении информационной безопасности органов государственного управления и предприятий оборонно-промышленного комплекса, а оценку безопасности остальных участников рынка ИКТ проводить по мере необходимости [11, с. 46].

При реализации комплекса мероприятий, нацеленных на обеспечение технологического суверенитета России, в критически важных отраслях целесообразно использовать мобилизационный сценарий, осуществляя выдачу государственных заказов на разработку необходимых технологий и финансируя выполняемые работы из федерального бюджета, в том числе за счет адресной эмиссии необходимых финансовых ресурсов.

Необходимо определить государственный орган, осуществляющий координацию деятельности различных организаций, создающих технологии и товары, опережающие по своим характеристикам зарубежные аналоги. Мы считаем, что таким органом может стать межведомственная комиссия, возглавляемая главой правительства или его заместителем.

Библиографический список

1. Бодрунов С.Д. Интеграция производства, науки и образования // Ведомости. 2014. № 215.

2. Бодрунов С.Д. Новое индустриальное общество второго поколения: переосмысливая Гэлбрейта // Гэлбрейт: возвращение. М., 2017.

3. Еще раз о технологическом суверенитете России и цифровизации. URL : https://tehnorussia.ru/archives/5202 (дата обращения: 11.07.2022).

4. Иванов-Ильин М. Технологический суверенитет. URL: https:// litpoiM.m/avtoiy/mihail-ivanov-ilin/read/page/1/kniga-tehmlogicheskiy-suverenitet-1316209.html (дата обращения: 12.07.2022).

5. Кайманаков С.В. Экономика: теория, модель, безопасность // Постреформизм и развитие. М., 2013.

6. Коровин В. Россия должна гарантировать свой технологический суверенитет и занять достойное место на перспективных мировых рынках. URL: http://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&sid=44972 (дата обращения: 12.07.2022).

7. Крикалев С.К. Космонавтика и технологический суверенитет России. URL: https://vrns.ru/news/kosmonavtika-i-tekhnologicheskiy-suverenitet-rossii/ (дата обращения: 11.07.2022).

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

8. Лосев А. Ядерная энергетика и технологический суверенитет. URL: https://atomicexpert.com/page2213466.html (дата обращения: 11.07.2022).

9. Мальцев А.А., Мерсиер-СуиссаК., Мордвинова А.Э. К трактовке понятия «реиндустриализация» в условиях глобализации // Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 4.

10. Мельников В.П., Смоленцев В.П. Концептуальные положения современной технологической безопасности России // Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник. Вып. 10. Ч. II. М., 2015.

11. Неклюдов А., Лившиц И. Импортозамещение или технологический суверенитет? // CONNECT. 2016. № 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Николаева Е.Е. Задачи новой индустриализации в России в свете опыта индустриализации в СССР // Теоретическая экономика. 2015. № 1.

13. Ребров С.Д., Агафонов И.А. Взаимосвязь научно-технического потенциала и экономической безопасности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 7.

14. Сухарев О.С. Реиндустриализация экономики России и технологическое развитие // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 10 (247).

15. Технологический суверенитет в АПК. Эксперты определили направления развития. URL: https://aif.ru/money/economy/ tehnologicheskiy_ suverenitet_v_apk_ eksperty_opredelili_napravleniya_razvitiya (дата обращения: 12.07.2022).

16. Троянский А. «Атом-план» для промышленности. URL: https://zakupki-digital.ru/jekskljuziv/atom-plan-dlja-promyshlennosti/ (дата обращения: 11.07.2022).

17. Троянский А. От общих средств производства к возрождению станкостроения. URL: https://zakupki-digital.ru/jekskljuziv/ot-obshhih-sredstv-proizvodstva-k-vozrozhdeniju-stankostroenija/ (дата обращения: 11.07.2022).

18. Щедров И. «Технологический суверенитет» Индии: протекционизм vs глобализация. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/ tekhnologicheskiy-suverenitet-indii-protektsionizm-vs-globalizatsiya/ (дата обращения: 11.07.2022).

А.А. Кайгородцев

доктор экономических наук, академик Российской академии

естествознания

профессор

Московский финансово-юридический университет МФЮА,

Ярославский филиал

E-mail: kay-alex@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.