Научная статья на тему 'НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ РЕГИОНОВ РОССИИ'

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ РЕГИОНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / трансформационные процессы / новая реальность / макроэкономика / regional economy / transformational processes / new reality / macroeconomics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г М. Попов, М Д. Хабатов

В условиях существенного санкционного давления последних лет со стороны стран Коллективного Запада национальная и региональные экономики России стали функционировать в новой экономической реальности. Проведенные подготовительные работы правительством Российской Федерации в целом и финансовым блоком в частности позволили встретить данные новые реалии в более позитивном ключе, чем это прогнозировалось ведущими мировыми аналитиками весной 2022 года. Результаты проведенного автором научно-аналитического исследования по данной тематике представлены в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ECONOMIC REALITY FOR THE REGIONS OF RUSSIA

In the context of significant sanctions pressure in recent years from the countries of the Collective West, Russia's national and regional economies began to function in a new economic reality. The preparatory work carried out by the Government of the Russian Federation in general and the financial sector in particular made it possible to meet these new realities in a more positive way than was predicted by leading global analysts in the spring of 2022. The results of the scientific and analytical research conducted by the author on this topic are presented in this article.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ РЕГИОНОВ РОССИИ»

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Г.М. Попов, аспирант М.Д. Хабатов, аспирант

Пятигорский государственный университет (Россия, г. Пятигорск)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-12-1-230-236

Аннотация. В условиях существенного санкционного давления последних лет со стороны стран Коллективного Запада национальная и региональные экономики России стали функционировать в новой экономической реальности. Проведенные подготовительные работы правительством Российской Федерации в целом и финансовым блоком в частности позволили встретить данные новые реалии в более позитивном ключе, чем это прогнозировалось ведущими мировыми аналитиками весной 2022 года. Результаты проведенного автором научно-аналитического исследования по данной тематике представлены в настоящей статье.

Ключевые слова: региональная экономика, трансформационные процессы, новая реальность, макроэкономика.

Новая экономическая реальность, ускоренно формирующая в 2020-х гг. в условиях усиления ограничения разного рода ресурсов для социально-экономического развития, наиболее ощутимо финансово накладывал бюджетов регионов. Введение самой масштабной в мировой истории санкционной атаки стран Коллективного Запада в начале марта 2022 гг. на экономику Российской Федерации потребовало от руководителей страны, ведомств и регионов, а так же ведущих отечественных хозяйствующих субъектов определить опытным путем в краткосрочный промежуток времени методы и алгоритмы наиболее безболезненного преодоления возникших неудобств для функционирования и развития, с последующей выработкой на этой базе новых принципов работы, которые бы были не менее эффективны, чем существовавшие в предыдущие два десятилетия.

Проведенный анализ социально-экономического развития страны в 20202023 гг., даже не смотря на существенные ограничения к доступу официальных статических данных по стране и регионам в 2022-2023 годы выявил, что в имевшихся в данный период времени частичной ограниченной возможностей для передвижения людей, а так же перемещения сырья, полуфабрикатов, товаров и ресурсов потре-

бовали от руководства регионов при тесном взаимодействии с федеральным центром и крупным бизнесом оперативно вырабатывать новые собственные возможности для оптимального функционирования и эффективного развития, которые в конечном счете и формировали оптимальную трансформационную модель регионального экономического пространства в условиях усиления ограниченности ресурсов и усиления процессов, направленных на повышение обороноспособности и иных форм безопасности государства. И с данной задачей руководство регионов в целом справилось на отлично.

При этом, данному успеху во многом способствовало решение руководства России, и в первую очередь его финансового блока в 2010-х гг. перераспределить инвестиционные пакеты, в рамках сформированного программного бюджета [1], перенаправив приоритет в развитии с наиболее маржинального на оптимальный, через прирост дорогостоящих и менее эффективных импортозамещающих проектов и технологий, а так же финансовоёмкие вложения в инфраструктуру и маркетинга, для существенного прироста экспортного потенциала продукции неэнергетического сектора [2]. Данные решения привели в итоге к более низким объемам проседания федерального и региональных бюджетов

страны, относительно тех прогнозов, что формулировались почти всеми ведущими мировыми аналитическими агентствами в области экономики и финансов как единственно возможный вариант развития событий.

Начавшийся с весны 2022 года и продолжающийся и в конце 2023 года исход с рынков РФ ведущих транснациональных компаний со щтаб-квартирами в столицах недружественных стран Коллективного Запада, с одновременным входом на этот рынок компаний от стран дружественных, с более слабыми конкурентными преимуществами, позволил более успешно участвовать в процессе освоения выпавших объемов потребностей рынка отечественным хозяйствующим субъектам, как федерального уровня, так и региональных игроков.

Однако, в рамках программ поиска приспособлений к сформированной новой экономической реальности для регионального руководства необходимо усиление формирования новых идей из федерального центра с финансовой поддержкой к ним.

Кроме поддержки, несомненно, важных проектов, направленных на развитие оборонно-промышленного комплекса страны, транспортной инфраструктуры и отраслей, которые являются флагманами неэнергетического экспорта России, на среднесрочную перспективу лет необходимо не замораживать имевшиеся ранее программы развития в области биотехнологий и биоэкологии [3].

Вложения в программы, направленные на снижение энергоемкости экономики страны, так же остаются в 2020-е годы перспективными, реализация которых с большой долей вероятности должна принести устойчивый рост в доходности предприятий и в конечном счете конкурентоспособности страны в целом [4].

Трансформационный период развития отечественной экономики, по мнению большинства экспертов в кратко- и среднесрочных периодах времени для хозяйствующих субъектов в регионах будет продолжать в большинстве своем нести негативные возмущающие факторы. Выработка новых идей, концепций и программы развития для региональных экономик на базе имеющегося практического материала может позволить существенно сгладить данные негативные явления в долгосрочной перспективе лет.

Заключение. Новая экономическая реальность для национальной и региональных экономик страны, формировавшаяся в период 2020-2023 гг., по-видимому, вступила в стадию долгосрочного развития. Пришедшие в социально-экономическую жизнь новые вызовы и риски во многом стабилизировали и институционализировали данную обстановку. Проекты им-портозамещения, в т.ч. через кооперацию в производственной и опытно-

конструкторской работе с международными партнерами дружественных стран, при проактивной поддержке властей страны и регионов, будут продолжать ускорять вывод новой конкурентоспособной продукции на национальный и внешние рынки, даже в имеющуюся в долгосрочной перспективе лет непростую экосреду для них.

Если такие программы будут реализо-вываться, то данными возможностям смогут воспользоваться только те из хозяйствующих субъектов в регионах страны, кто более системно подойдет к работе по данному направлению, в т.ч. через кооперацию работы с государственными структурами, которые в настоящее время сильно заинтересованы в поддержании и повышении эффективности в работы стратегически важных и приоритетных отечественных компаний.

Библиографический список

1. Шаш Н.Н., Бородин А.И., Татуев А.А. Проблемы перехода на программный бюджет: новые вызовы бюджетной политике России // Финансы и кредит. - 2014. - № 14 (590). -С. 2-10.

2. Татуев А.А., Керефов М.А. Стратегические приоритеты развития промышленности России // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 23-28.

3. Татуев А.А. Проблемы биоэкологии и промышленной экологии в рамках общей проблематики экономической безопасности страны // Экономика и предпринимательство. -2015. - № 6-1 (59). - С. 46-49.

4. Ляпунцова Е.В., Гукасова Н.Р. Приоритетные инструменты снижения энергоемкости национальной промышленности // Инженерный вестник Дона. - 2015. - № 1-2 (34). - С. 8.

NEW ECONOMIC REALITY FOR THE REGIONS OF RUSSIA

G.M. Popov, Postgraduate Student M.D. Khabatov, Postgraduate Student Pyatigorsk State University (Russia, Pyatigorsk)

Abstract. In the context of significant sanctions pressure in recent years from the countries of the Collective West, Russia's national and regional economies began to function in a new economic reality. The preparatory work carried out by the Government of the Russian Federation in general and the financial sector in particular made it possible to meet these new realities in a more positive way than was predicted by leading global analysts in the spring of 2022. The results of the scientific and analytical research conducted by the author on this topic are presented in this article.

Keywords: regional economy, transformational processes, new reality, macroeconomics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.