Научная статья на тему 'НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ'

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / NEW ECONOMIC POLICY / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / JUDICIAL REFORM / ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / COMMODITY-MONEY RELATIONS / КООПЕРАЦИЯ / COOPERATION / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / JUDICIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суханбердиева А.Н.

В статье раскрываются особенности новой экономической политики, которая создала условия для нового качественного развития системы общественных связей и реформирования судебной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW ECONOMIC POLICY AS A FACTOR IN THE NATIONAL REFORM OF THE JUDICIAL SYSTEM

The article describes the features of the new economic policy, which has created the conditions for a new qualitative development of public relations and reform of the judicial system in Russia.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ»

А.Н. СУХАНБЕРДИЕВА, судья

Ленинского районного суда г. Астрахани

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА К АК ФАКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

В статье раскрываются особенности новой экономической политики, которая создала условия для нового качественного развития системы общественных связей и реформирования судебной системы России.

Ключевые слова: новая экономическая политика, судебная реформа, товарно-денежные отношения, кооперация, судебная система.

A.H. OF SUKHANBERDIYEVA, the judge of Lenin district court of Astrakhan

THE NEW ECONOMIC POLICY AS A FACTOR IN THE NATIONAL REFORM OF THE JUDICIAL SYSTEM

The article describes the features of the new economic policy, which has created the conditions for a new qualitative development of public relations and reform of the judicial system in Russia.

Key words: new economic policy, judicial reform, commodity-money relations, co-operation, the judicial system.

Любая реформа, в том числе реформа судебной системы, осуществляется при наличии определенных предпосылок, а также совокупности факторов, инициирующих ее проведение и благоприятствующих ему. Система общественных отношений должна сложиться таким образом, чтобы, с одной стороны, существовала ярко выраженная потребность в проведении соответствующих преобразований, с другой стороны, чтобы возникли факторы, благоприятствующие их проведению.

В отечественной историко-пра-вовой литературе сложились определенные стандартные подходы к исследованию развития судебной системы в период нэпа. Для этих подходов характерно, во-первых, признание определяющего характера судебной реформы 1922 г. в развитии судоустройства и, во-вторых, исследование развития судебной системы с позиций позитивизма, когда авторы главным образом обращают внимание на формально-юридический анализ нормативных актов и меньше внимания уделяют проблемам действия правовых норм, их практической реализации.

В то же время можно согласиться с авторами, отмечающими, что в современной юриспруденции складываются новая онтология и методология, принципиально отличающиеся от классических образцов1.

1 См.: Честное И.Л., Сидоренко М.К. Источник права как механизм правооб-разования (На примере института рете^г1ее1йигев средневековой Англии) // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2011. № 1. С. 43.

Это определяет возможность использования иных методологических подходов к анализу судебной системы и ее развития в 20-е годы XX в.Эта методология предполагает выявление «взаимообусловлива-ющих связей между правом и другими социальными явлениями и, что особенно важно... между правом и самим человеком, его правами, свободами, обязанностями»2. Она ставит вопрос о необходимости изучения человека как субъекта права, как центра системы общественных связей, под которыми понимается «усложняющийся процесс систематического и комплексного воздействия органов государственной власти и подконтрольных им общественных структур на граждан страны в целях обеспечения социального взаимодействия и социального контроля населения страны»3.

Система общественных связей,-опосредованная в судебной реформе и связанных с ней отношениях, во многом определялась сущностью и содержанием проводившейся правительством новой экономической политики.

В отечественной литературе периоду, связанному с новой экономической политикой, посвящено немало работ. В то же время обращает на себя внимание то обстоятельство, что большинство этих работ, во-

2Крупеня Е.М. Статусное публичное право (Основы теории). М., 2011. С. 83.

3Рогачееа Л.И. Взаимодействие государства и общества в условиях евразийской интеграции // Евразийский юрид. журнал. 2013. № 2. С. 31.

первых, были написаны в советский период, следовательно, несут на себе явный идеологический отпечаток, во-вторых, посвящены историческим и экономическим аспектам нэпа.

В контексте нашего исследования имеет значение ответ на вопрос: почему проведение масштабной судебной реформы, заложившей основы развития советской судебной системы и многие ее принципы, сохраняющиеся и в наши дни, произошло именно в период новой экономической политики? Как сущность и правовая природа нэпа повлияла на особенности становления советской судебной системы и проявила себя в соответствующих нормативно-правовых актах и практике их реализации?

Первый период существования советской власти (1917-1921) связан с военными действиями, с Гражданской войной и иностранной интервенцией, и потому он вызвал к жизни политику «военного коммунизма». Эта политика отличалась суровостью чрезвычайных мер, направленных на мобилизацию всех ресурсов ради достижения победы. Ее основой стала так называемая продовольственная разверстка -принудительное изъятие всех излишков продовольственных запасов в деревне. Другие меры «военного коммунизма» - это запрещение свободной торговли, отказ от денежных выплат, уравнительное распределение, ликвидация коммунальных платежей и оплаты транспорта.

Фактически такая политика, давшая необходимый эффект в воен-

ных условиях, не могла осуществляться долгое время, тем более, в мирных условиях.

Окончание Гражданской войны и переход к мирному строительству потребовали отказа от многих чрезвычайных мер периода «военного коммунизма», так как чрезвычайная политика военного времени в условиях мирной жизни не оправдывала себя ни экономически, ни поли-тически.В связи с этим в 1921 г. на X Съезде РКП(б) было принято решение о переходе к новой экономической политике - нэпу. Этот переход начался с замены продразверстки продовольственным налогом, что позволило крестьянам свободно распоряжаться излишками продукции своего хозяйства и продавать их на рынке.

Продналог был введен Декретом ВЦИК от 21 марта 1921г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»4.

Продразверстка отменялась «для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств разверстки как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража»5.

4 См.: СУ РСФСР. 1921. № 26. Ст. 147.

5 Там же.

Декрет установил, что этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

Налог взимался в виде процентов или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

Декрет установил, что налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога. Старательные хозяева — крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно производительность хозяйства в целом, получали, согласно Декрету, льготы по выполнению натурального налога.

Важное значение имел п. 8 Декрета, в котором говорилось, что все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у землевладельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распо-

ряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускался в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

Как справедливо отмечает О.Д. Максимова, переход к нэпу был резкой сменой курса, поэтому многие, в том числе большевики, не понимали сути новой политики6. Для разъясненияновой политики Советского государства была специально организована X Всероссийская чрезвычайная партийная конференция (26 - 27 мая 1921 г.), на которой Ленин дал членам партии разъяснения по новой экономической политике. Он утверждал, что важнейшей задачей Советской власти являлось восстановление крупной промышленности, но без достаточного продовольственного фонда сделать это невозможно, поэтому «главное внимание в настоящее время должно быть обращено на крестьянина»7.

Одним из основных мероприятий первого периода нэпа, ознаменовав-

6 См.: Максимоеа О.Д. Законодательная деятельность Всероссийских съездов Советов, ВЦИК и Президиума ВЦИК в период перехода к новой экономической политике (1921 - 1922 гг.) // История государства и права. 2010. № 20. С. 8.

7 Протоколы Десятой Всероссийской

конференции РКП (б) / Под ред. К.А.

Мальцева. М., 1933. С. 9.

ших резкую смену внутриполитического курса, стала попытка организации товарообмена.

Декрет СНК «Об обмене» был издан 24 мая 1921 г.8 Этим Декретом были разрешены покупка и сбыт остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства, а также предметов кустарной и мелкой промышленности. Согласно Декрету легализованный обмен, покупка и продажа товаров гражданами, кооперативными объединениями, потребительскими, сельскохозяйственными и кустарными хозяйствами могли осуществляться на рынках, базарах, с лотков, ларей и в закрытых помещениях.

В целях проведения данного нормативного акта в жизнь 19 июля

1921 г. была принята Инструкция о порядке открытия и производства всякой торговли и правила надзора за ней9. Она же ввела разрешительный порядок для открытия торговых заведений. В соответствии с Инструкцией всем гражданам в возрасте не моложе 16 лет позволялось осуществлять торговлю продуктами питания, предметами кустарного или фабрично-заводского производства. При этом реализация продукции, изготавливаемой из сырья или материалов, предоставляемых государством на особых договорных условиях, являлась изъятием из этого правила. До весны

1922 г. не допускалась частная торговля такими товарами, как соль,

8 См.: СУ РСФСР. 1921. № 40. Ст. 212.

9 См.: СУ РСФСР. 1921. № 57. Ст. 356.

птица, кожсырье, пушнина, животные и растительные волокна, лес и лесные материалы и др. Но уже к середине 1922 г. ассортимент частной торговли ничем не отличался от государственной10. В целом попытка организации товарообмена не стала успешной, она вынужденно привела к укреплению позиций свободной торговли, ее закономерному расширению.

Важное место в планах реализации новой экономической политики занимала кооперация, в первую очередь потребительская. Декрет о потребительской кооперации от 7 апреля 1921г. установил, что все граждане объединяются в потребительские общества11 . Потребительским обществам было предоставлено право обмена и скупки излишков сельскохозяйственного производства, а равно кустарных и ремесленных изделий и сбыт их. При этом кооперативным организациям предоставлялось право закупать у самостоятельных сельских и городских производителей, крестьян, кустарей, ремесленников и кооперативов произведения их хозяйства, заключая с каждым производителем, группами производителей или кооперативами всякого рода договоры, не противоречащие советскому законодательству. Тем самым правительство возлагало на потре-

10 См.: Гаврилова Н.Ю. Формирование законодательной базы торгового предпринимательства при переходе к нэпу (1921 - 1922 гг.) // История государства и права. 2012. № 1. С. 2.

11 См.: СУ РСФСР. 1921. № 26. Ст. 150.

бительскую кооперацию обязанности по проведению торгово-закупочных операций, по установлению «смычки» города и деревни.

Потребительские общества получили право организовывать предприятия по добыче и обработке продуктов, а также устраивать огороды, молочные фермы и другие предприятия подобного рода, выполнять поручения в области снабжения, заготовок и распределения, даваемые добровольными потребительскими объединениями, учреждениями и отдельными лицами.

Согласно Декрету на потребительские общества государством возлагались следующие обязанности:

а) выполнение обязательных заданий продовольственных органов в области заготовок и обмена изделий фабрично-заводской и кустарной промышленности на продукты сельского хозяйства;

б) распределение в стране всех предметов продовольствия и широкого потребления, заготовленных государством и полученных с национализированных фабрик и заводов, концессионных предприятий ивыве-зенных из-за границы.

Никакие предметы продовольствия и широкого потребления, предоставляемые населению государством, не могли распределяться среди населения иначе, как через посредство потребительской кооперации. Таким образом, государство не допускало на этом этапе введения полостью свободного рынка, рассчитывая на кооперацию как посредника и регулятора.

Помимо этого в условиях нэпа потребительская кооперация стала аппаратом по распределению ограниченных ресурсов среди населения.

Декрет «Об обмене» от 24 мая 1921г.12 разрешил свободный обмен, покупку и продажу остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространялось также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности. Обмен, покупка и продажа разрешались отдельным гражданам и кооперативным объединениям, потребительским, сельскохозяйственным и кустарным хозяйствам и могли производиться как на рынках и базарах, так и в других местах, с лотков и ларей и в закрытых торговых помещениях.

Постепенно с началом новой экономической политики товарно-денежные отношения были распространены на все отрасли народного хозяйства. На производстве вводился хозрасчет, разрешалась свободная торговля, допускались иностранные концессии. Отменялись постоянные сверхурочные работы. Все это повышало роль правовых механизмов, способных обеспечить развитие гражданского оборота13.

Помимо потребительской кооперации, о которой говорилось выше, поощрялось развитие и иных видов кооперации. В частности, Декрет «О

12 См.: СУ РСФСР. 1921. № 40. Ст. 212.

13 См.: Пашенцее Д.А. История государства и права России. М.: Эксмо, 2010. С. 237.

промысловой кооперации» от 7 июля 1921г.14. установил, что трудящимся кустарных и иных промыслов в целях занятия однородным производством предоставляется право образовывать промысловые кооперативные товарищества или артели для ведения совместного производства, равно как для организации труда своих членов, для снабжения их требующимися производственными материалами, инструментами и предметами оборудования для обработки и сбыта продуктов труда своих членов, а также для других мероприятий, направленных к увеличению количества и улучшению качества производимых ими продуктов. При этом общее число членов промыслового кооперативного товарищества не может быть менее пяти.

Промысловые кооперативы, согласно Декрету, пользуются правами юридических лиц и в качестве таковых могут заключать допускаемые действующими узаконениями договоры и принимать на себя обязательства, предъявлять иски и отвечать по искам в Народном суде, приобретать в пределах действующих узаконений материалы, сырье, инструменты и предметы оборудования, нанимать помещения в не-муниципализированных и занимать таковые по ордеру в муниципализированных строениях, открывать мастерские и иные хозяйственные предприятия как для производства, так и для сбыта своих изделий.

14 См.: СУ РСФСР. 1921. № 53. Ст. 322.

Организация промысловых кооперативов объявлялась «делом государственно-необходимым», и всем органам государственной власти предлагалось «оказывать содействие кустарям в деле их кооперирования».

16 августа 1921 г. был принят Декрет «О сельскохозяйственной кооперации»15. Данный Декрет предоставил трудящимся деревни право образовывать сельскохозяйственные кооперативные товарищества или артели как для совместного ведения сельскохозяйственного производства, так и для организации труда своих членов, снабжения их необходимыми сельскому хозяйству орудиями, семенами, удобрениями и другими средствами производства, а также для переработки и сбыта продуктов земледельческого производства и, наконец, для других мероприятий, направленных к увеличению количества и улучшению качества производимых их членами сельскохозяйственных продуктов.

Организация сельскохозяйственных кооперативов объявлялась в Декрете делом «государственно необходимым», и всем органам государственной власти предлагалось оказывать содействие земледельцам в «деле кооперирования».

В октябре 1921г. был учрежден Государственный банк РСФСР, чтобы способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а так-

15 См.: СУ РСФСР. 1921. № 61. Ст. 434.

же с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения.

На Государственный банк возлагалось также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов.

Таким образом, новая экономическая политика означала частичный отказ от чрезвычайных командно-административных мер регулирования экономики в пользу рыночных отношений. Это было негативно воспринято некоторыми большевиками, видевшими в новой экономической политике отказ от завоеваний революции, уступку капитализму, отсрочку в коммунистическом строительстве. Но В.И. Ленин, убежденный в необходимости нэпа, сумел настоять на своей позиции. Однако большинство членов правительства продолжали считать этот период временным отступлением.

23-28 декабря 1921 г. состоялся IX Всероссийский съезд Советов. Основной доклад (так же, как и на XI партконференции) был сделан Л.Б. Каменевым. Он провозгласил, что «нэп есть политика построения коммунистического хозяйства в стране, где большинство населения принадлежит крестьянству»16. Главный тезис выступления Каменева — повернуться лицом к крестьянству, заключить с ним прочный союз.

16 Цит. по: Максимоеа О.Д. Указ соч. С. 9.

В марте 1922 г. состоялся XI съезд РКП(б), на котором главным докладчиком был В.И. Ленин17 . По поводу нэпа Ленин высказал следующие основные тезисы.

1. Задача нэпа - установление смычки между новой экономикой, которую начали строить большевики, и крестьянской экономикой, в условиях которой живут миллионы крестьян.

2. Необходимо научиться вести хозяйство, «хозяйничать».

3. Строй, который формируется, называется государственным капитализмом.

4. Дальше отступать перед рынком просто некуда, дальнейшее отступление может привести к гибели советского строя.

Как подчеркивает О.Д. Максимова, в своем выступлении Ленин также обратил внимание на качество законодательной работы. Он говорил, что необходимо не просто издавать хорошие декреты, а стараться издавать законы, которые соответствуют уровню правосознания народа, прежде всего крестьянства как большинства населения страны. Ленин выделял следующие негативные моменты, связанные с отсутствием должной меры ответственности законодателя: мелкие вопросы часто попадали из советских органов на рассмотрение Политбюро, отсутствие должной активности в сфере законодательства со стороны ВЦИК привело к тому, что многие

17 См.: XI Съезд РКП (б): Стенографический отчет. М., 1961.

законопроекты наспех вносились в Совнарком.

Таким образом, новая экономическая политика оформилась постепенно в течение 1921 - 1922 гг., что нашло отражение как в постановлениях высших советских органов и резолюциях партийных съездов, так и в принятых в данный период нормативных актах.

Что означала эта политика для государства и его развития, а также для развития правовой системы? Прежде всего отказ от чрезвычайного законодательства периода «военного коммунизма» позволил проводить более гибкую политику как в экономике, так и в иных сферах. Помимо этого отказ от чрезвычайных мер позволил организовать переход к мирной жизни, а следовательно, начать работы по развитию права как регулятора общественных отношений. Отказ от чрезвычайных, принудительных мер в пользу частичных рыночных отношений определил потребность в механизме правового регулирования, в том числе эффективном механизме правосудия. Поэтому именно в период нэпа стало возможным организовать работы по кодификации законодательства, а также формированию целостной судебной системы. Не случайно в резолюции XI конференции РКП (б) «Об очередных задачах партии в связи с восстановлением хозяйства» (19 - 22 декабря 1921 г.) было отмечено, что «новые формы отношений, созданные в процессе революции и на почве проводимой властью экономической политики, должны получить

свое выражение в законе и защиту в судебном порядке. Судебные учреждения Советской республики должны быть подняты на соответствующую высоту»18.

И самое главное, переход к новой экономической политике показал, что все разговоры об отмирании права являются преждевременными, что необходимо создавать и совершенствовать новую правовую систему, призванную стать первой системой советского права. Важнейшей составной частью этой работы стало создание новой судебной системы, призванной обеспечить «пролетарское правосудие» в условиях формирования новой государствен-

ности.19

Так же период нэпа стал временем широкомасштабной кодификации законодательства, фактически было создано советское законодательство, оформленное в четкую систему кодексов. Это, на наш взгляд, свидетельствует о формировании новой правовой системы вместо разрушенной правовой системы царской России. Но правовая система является незавершенной без сформированной судебной системы, которая служит центром, сердцевиной правовой системы.

18 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1983. Т. 2. 1917 - 1922 гг. С. 472.

19Грудцына Л.Ю. Публичные образования, содействующие формированию институтов гражданского общества в России // Право и жизнь. 2011. № 151(1). С. 8-29.

Библиографический список:

1. Алиее Б.К. К вопросу об эффективности применения норм международного права на современном этапе // Правозащитник. 2011. № 3

2. Гаерилоеа Н.Ю. Формирование законодательной базы торгового предпринимательства при переходе к нэпу (1921 - 1922 гг.) // История государства и права. 2012. № 1.

3. Грудцына Л.Ю. Публичные образования, содействующие формированию институтов гражданского общества в России // Право и жизнь. 2011. № 151(1). С. 8-29.

4. Крупеня Е.М. Статусное публичное право (Основы теории). М., 2011.

5. Максимоеа О.Д. Законодательная деятельность Всероссийских съездов Советов, ВЦИК и Президиума ВЦИК в период перехода к новой экономической политике (1921 - 1922 гг.) // История государства и права. 2010. № 20.

6. Новиков В.П. Организационно-правовые вопросы разработки стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб // Специальная психология. 2011. № 4.

7. Пашенцее Д.А. История государства и права России. М.: Эксмо, 2010.

8. Рогачееа Л.И. Взаимодействие государства и общества в условиях евразийской интеграции // Евразийский юрид. журнал. 2013. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Тарасов Д.А. Становление и развитие судебной системы Российской Федерации // Юстиция. 2011. № 1.

10. Честное И.Л., Сидоренко М.К. Источник права как механизм правообра-зования (На примере института peinefor-1ее1йигев средневековой Англии) // Вестник МГПУ. Серия «Юридические науки». 2011. № 1.

11. Шубин Н.Н. Специальная психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений // Специальная психология. 2012. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.