Научная статья на тему 'Новая экономическая политика'

Новая экономическая политика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6227
889
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая экономическая политика»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Л.А. МУРАВЬЕВА, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук Финансовой академии

при Правительстве РФ

КРИЗИС 1921 ГОДА

По мере приближения к концу гражданской войны крестьянство все резче выражало свое недовольство экономической политикой большевиков. Крестьяне прибегали к сокращению посевных площадей, что понижало урожайность, а соответственно и уменьшало хлебные запасы государства. 1920 год прошел под знаком поиска выхода из создавшейся ситуации. Этим вопросом были озабочены известные деятели большевистской партии. Впервые идея новой экономической политики прозвучала в январе 1920 года на III Всероссийском съезде Советов народного хозяйства из уст Ю. Ларина (М.А. Лурье). Он предложил упразднить разверстку, установить натуральный налог в два раза ниже разверстки, все остальные поступления получать от крестьян путем свободного обмена. Но руководство партии отвергло это предложение, постановления съезда остались неопубликованными, а Ларин был удален из Президиума ВСНХ. Через месяц Л.Д. Троцкий направил в Политбюро ЦК РКП(б) записку, в которой указывал, что разверстка подрывает не только сельское хозяйство, но и всю хозяйственную жизнь страны. Выход из экономической деградации Троцкий видел в применении двух методов: 1) замене разверстки процентным натуральным налогом (в районах Сибири, Дона, Украины); 2) дополнении принудительной разверстки принудительными мерами по запашке и вообще обработке земли, а также в развитии тенденций коллективизации сельского хозяйства (в центральных губерниях)1. После того как эти предложения не получили поддержки у В.И.Ленина, сам автор с легкостью отказался от них.

1 Троцкий Л.Д. Сочинения. М., Л., 1926. Т. i7. Ч. *> С 543-544.

Аналогичные идеи высказывались представителями меньшевиков и эсеров. Требование изменить продовольственную политику и разрешить крестьянам свободно распоряжаться излишками прозвучало с трибуны VIII Всероссийского съезда Советов в декабре 1920 года в выступлениях меньшевика Ф.И. Дана и эсера В.К. Вольского. Резкую критику системе «военного коммунизма» давал также видный экономист Б.Д. Бруцкус в ряде своих выступлений и статей. Он был первым в мире экономистом, который показал неэффективность нерыночной системы хозяйствования. Его анализ базировался на небогатом российском опыте. Результатом стала объемная работа, написанная в разгар «военного коммунизма». Однако реальных шагов со стороны правительства не последовало.

Все же в стране нашелся регион, где своеобразный мини-нэп был осуществлен уже ле-том-осенью 1920 года. Таким регионом стала Смоленская губерния. Крестьянам заблаговременно (в июне) было сообщено, сколько хлеба и картофеля они должны сдать осенью государству. Излишки оставались в их полном распоряжении. Почему своеобразным полигоном для изменения продовольственной политики стала Смоленская губерния, понять нетрудно. Польское наступление на Западном фронте потребовало укрепить тыл Красной Армии привлечением крестьян на сторону Советской власти. «Смоленский нэп» сопровождало также преобладание в местных Советах меньшевиков. Например, смоленским губпродкомиссаром в то время был меньшевик М.П. Якубович. Нововведение дало поразительные результаты. Хлебная кампания в Смоленской губернии была проведена за месяц -с 1 сентября по 1 октября. В других губерниях на выполнение нарядов продорганы затрачивали почти весь год. В сентябре информация о дости-

ИИИИИ^^^^ИИИИИИИИИИИИИИК^УШЯИНИИ^ИИ^ИИВШИИИИ^И^^НИИВИИ

43

жениях Смоленской губернии легла на стол В.И.Ленина. В сводке ВЧК говорилось: «Отношение крестьянства к Соввласти за последнее время заметно улучшилось, причиной чего является изменение продовольственной политики»2. Но этот пример не стал толчком для пересмотра курса в отношении всей страны.

С середины 20-го года положение правящей партии стало стремительно ухудшаться, так как проводимая ею политика «военного коммунизма» после окончания гражданской войны не отвечала интересам народа. Как только миновала угроза реставрации дореволюционных отношений, крестьяне больше не хотели отдавать хлеб государству и терпеть произвол властей. К концу года крестьянское антиправительственное движение усилилось. По стране прокатилась волна антисоветских мятежей и крестьянских восстаний - на Украине, в Сибири, Средней Азии, Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях. Социальной опорой выступлений было крестьянство, недовольное продразверсткой. Отборные части Красной Армии во главе с лучшими командирами были брошены против восставших крестьян. Но даже настоящая крестьянская война все еще не стала причиной отказа от политики «военного коммунизма».

Политбюро медленно и тягуче подходило к решению экономических проблем. Первые официально зафиксированные мысли В.И. Ленина о новой экономической политике можно встретить в «Предварительном черновом наброске тезисов насчет крестьян», написанном 8 февраля 1921 года3. Решение вопроса ускорили выступления рабочих в крупных городах, вызванные сокращением продовольственных пайков. 23 февраля забастовали несколько тысяч рабочих Хамовнического района Москвы, несколько дней продолжались волнения рабочих Петрограда, в ходе которых произошли стычки с курсантами. 1 марта вспыхнул мятеж матросов и красноармейцев в Кронштадте, в ходе которого были выдвинуты ультимативные политические и экономические требования. Именно выступления рабочих и матросов балтийского флота, которые всегда были надежной опорой партии большевиков, заставили принять кардинальные решения. В.И. Ленин сформулировал три принципиальных «урока Кронштадта»:

• соглашение с крестьянством может спасти революцию;

2Паш1Юченков С. С чего начинался НЭП? //Трудные вопросы истории. М., 1991. С. 55.

3 Ленин В.И. Псшн. собр. соч. Т. 42. С. 333.

• ужесточить борьбу с различными политическими партиями;

• добиться большей сплоченности и дисциплины внутри партии.

X съезд партии в середине марта 1921 года принял резолюцию о замене продразверстки продналогом.

Таким образом, поворот к новой экономической политике был осуществлен под жестким давлением всеобщего недовольства населения, а не в результате пересмотра политико-идеологических основ правящей партии.

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ДЕРЕВНЕ

Первым шагом перехода к новой экономической политике, а следовательно к смешанной экономике и демократизации общественной жизни, стал X съезд РКП (б) в марте 1921 года. На основе доклада В.И. Ленина и содоклада А.Д. Цурюпы съезд на седьмой день работы принял резолюцию о замене продразверстки натуральным налогом. Жесткая внутрипартийная борьба окончилась принятием основополагающего решения, от которого зависело не только положение работников сельскохозяйственного труда, но и состояние промышленности, а также экспортная политика государства, напрямую связанная с уровнем развития аграрных отношений. Помимо этого, крестьянам было предоставлено право аренды дополнительной земли, разрешено использование вольнонаемного труда при условии соблюдения законов о его охране и нормировании. Подтверждался провозглашенный еще в октябре 1917 года Декретом о земле принцип свободного выбора крестьянином форм землепользования (община, отруб, хутор и т.д.). Подъем сельского хозяйства со стороны государства стимулировался также первоочередным восстановлением производства необходимых для деревни промышленных товаров, сельскохозяйственного инвентаря и машин, а также закупкой их за границей. В деревне заработали агротехнические курсы, направлялись агрономы и зоотехники.

Возвращение крестьян к земле и первые благоприятные шаги новой экономической политики в деревне были прерваны наступлением голода, охватившего в 1921 году 25 губерний Поволжья, Дона, Северного Кавказа и Украины - производителей товарного хлеба. Более 6 млн крестьянских хозяйств, перенесших бедствия и разорение последних лет, не могли противостоять засухе и неурожаю. Голод сопровождался

эпидемией тифа и малярии, бегством тысяч голодных людей из районов бедствий, увеличением нищих, бродяг и беспризорных детей. Правительство Советской России развернуло широкую кампанию по борьбе с голодом и его последствиями. Были мобилизованы все учреждения, предприятия, организации, Красная Армия, образована Центральная комиссия помощи голодающим - Помгол. Большую помощь России оказали международные организации. Своевременная помощь спасла не менее 10 млн людских жизней. Тем не менее убыль населения составила, по некоторым оценкам, 5-8 млн человек (около 6% населения). Принятые государством меры дали свои результаты уже в 1922 году. В пострадавших районах удалось засеять 75% посевных площадей.

Успешная кампания по борьбе с массовым голодом дала возможность продолжить новый курс политики большевистского правительства в деревне и закрепить его в Земельном кодексе РСФСР, принятом 30 октября 1922 года. Несмотря на внутреннюю противоречивость, Кодекс законодательно расширял возможности восстановления крестьянского хозяйства. Введенный весной 1921 года продналог на 13 видов продовольствия, технических и фуражных культур представлял значительные неудобства и в мае 1923 года был заменен единым сельскохозяйственным налогом. Такой налог взимался частично продукцией, частично - деньгами. Размер его был в два раза меньше, чем продразверстки, и приходился в основном на зажиточное крестьянство. Введение продналога заставило отказаться от прямого продуктообмена города и деревни и перейти к свободе торговли. Первоначально она ограничивалась рамками местного оборота, то есть близостью к местожительству крестьян. Но уже осенью 1921 года власти вынуждены были встать на путь раскрепощения товарно-денежных отношений, широкого использования рыночных методов хозяйствования. Постепенно торговля становилась основной формой смычки между городом и деревней. В 1923 году в Москве была открыта Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка (в 1928 году на ее территории создан первый в стране Центральный парк культуры и отдыха, с 1932 - имени М. Горького).

После проведения денежной реформы, а точнее с 1924 года, единый налог стал взиматься исключительно в денежной форме. Это создавало еще более благоприятные условия для развития рыночных отношений в деревне. Размер налога находился в прямой зависимости от

доходов крестьянского хозяйства. В 1923-1924 годах высшая и низшая ставки налогообложения отличались в десять раз. Прогрессивная налоговая шкала решала двоякую задачу: поддерживала неимущие и малоимущие слои деревни и ограничивала рост зажиточных хозяйств. При этом налоговая политика властей отличалась гибкостью в определенные периоды. В неурожайные годы сумма налогов сокращалась. Снижение ставки налога большевики также использовали как стимул для отдельных хозяйств к расширению посевных площадей, осуществлению мелиоративных работ, разведению породистого скота, развитию семеноводства. Однако классовый принцип налогообложения вновь взял верх во второй половине 20-х годов. Налог на зажиточные хозяйства был заметно увеличен. В целом налоговая система 20-х годов давала возможность крестьянину увеличивать производство продукции, активнее втягиваться в рыночные отношения, обновлять инвентарь, применять сельскохозяйственную технику, улучшать обработку земли и расширять посевные площади, но в то же время сдерживала накопление капитала, инициативу и предприимчивость. В проведении аграрной политики правительство вынуждено было балансировать между соблюдением гарантий для малоимущих слоев деревни и обеспечением рентабельности крестьянских хозяйств. Такая двойственность вытекала из дуализма деревенской жизни, где тенденции фермерского развития соперничали с патриархальными устоями. При всей законодательно существующей свободе выбора форм землепользования государство явно отдавало предпочтение и поощряло коллективные формы хозяйства (артели, коммуны), в том числе и в сфере кредита.

Предпринимательство на селе было прежде всего связано с торгово-ростовщической деятельностью, которая отличалась многопрофиль-ностью. Это и промыслы, и сельское хозяйство, но главный источник получения средств - торговля. Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, сельских торговцев-пред-принимателей было не более 0,2%, а в Центральном Промышленном районе - не более 0,1%. Но столь малый удельный вес торгово-ростов-щического сектора компенсировался его большой экономической силой. В условиях отсутствия земельного рынка именно аренда позволяла сельской буржуазии («кулакам») сосредоточивать в своих руках количество земли, адекватное их капиталам, сельхозтехнике и наемным работникам. Такие хозяйства имели посевной клин более 16 десятин, средства производства

стоимостью более 1,5 тыс. руб. и доход более 1,5 тыс. руб., который превосходил доход малопосевных хозяйств в 12 раз. Именно зажиточные хозяйства были главными поставщиками товарного хлеба в стране4.

Главным направлением государственной политики в деревне было содействие кооперативному движению. Вопросам кооперирования крестьянства были посвящены декреты ВЦИК и СНК «О сельскохозяйственной кооперации», «О потребительской кооперации», «О промысловой кооперации», «О кредитной кооперации», статья В.И. Ленина «О кооперации» (1923 год). В основу кооперативного плана легли труды A.B. Чаянова, лидера организационно-производственной школы, возникшей еще до революции. Чаянов много работал над методикой оценки баланса трудового крестьянского хозяйства и теорией кооперации, в которой ученый видел путь к мощному повышению эффективности аграрного сектора. Именно кооперативное хозяйство наиболее идеально использовало принцип материальной заинтересованности крестьян. При этом Чаянов выступал против огосударствления кооперативов, их бюрократизации, настаивая на. строгом соблюдении принципа постепенности. При этом он считал, что кооперативам должны отходить те виды деятельности, которые превосходят технические возможности индивидуального крестьянского хозяйства. Сельскохозяйственная кооперация в период нэпа охватывала следующие основные направления: обработку земли и растениеводство; животноводство, пчеловодство; обработку сырья и сельскохозяйственной продукции; использование механизмов и техники, внешние хозяйственные операции. Большинство кооперативов были универсальными, то есть занимались несколькими видами деятельности. При активном развитии всех видов кооперации за семь лет развития выделились наиболее приоритетные. Свыше 60% общего числа членов-пайщиков приходилось на потребительскую кооперацию. Второе место по количеству членов-пайщиков получили сбытое -набженческие кооперативы. К 1927 году продукция этих кооперативов наряду с госорганами заняла лидирующее положение на рынке, вытеснив перекупщиков. Государственные и кооперативные органы полностью удовлетворяли потребности провинции в сельхозмашинах, керосине и других товарах. Значимой формой сельскохозяйственной кооперации стала также кре-

4Хайлова Н.Б. Предпринимательство в период нэпа. М., ФА, 2000. С. 15.

дитная кооперация. Укрепление финансовой системы в результате денежной реформы повлекло за собой быстрый рост кредитной кооперации, удельный вес которой достиг 32% от всей кооперативной сети. Успешно развивалась и производственная кооперация.

Деятельность кооперативных объединений финансировалась сетью кооперативных и коммерческих банков. В годы нэпа кооперативы получили организационное оформление в масштабе страны. Во главе потребкооперации стоял Центросоюз. Было создано 16 отраслевых союзов кооператоров, таких как Хлебоцентр, Масло-центр, Льноцентр, Союзкартофель, Плодовощ-союз и другие.

Во второй половине 1920-х годов в системе сельскохозяйственной кооперации наблюдалось повышение роли коллективных хозяйств: коммун, артелей и товариществ по совместной обработке земли (ТОЗов). Они различались между собой степенью обобществления имущества и принципом распределения полученных продуктов и доходов. Разнообразие форм коллективных хозяйств давало возможность крестьянину выбрать наиболее приемлемую, отвечавшую его хозяйственным интересам.

В кооперативах к 1925 году состояло около четверти крестьян, к 1928 году - 55%. Кооперативный товарооборот составлял 44,5% розничного товарооборота страны в 1925 году. Хотя СССР еще не достиг довоенного уровня объема производства сельскохозяйственной продукции и размера посевных площадей, тем не менее успехи в области аграрных отношений были вполне заметны. Проявилась еще одна положительная тенденция - рост сельского населения. К сожалению, ставка на медленный эволюционный путь преобразований в деревне сменилась ужесточением требований и коренным пересмотром политики по отношению к крестьянству в конце 20-х годов.

Для успешного формирования рынка и скорейшего оживления сельского хозяйства необходимо было оживить промышленность, увеличить выпуск ее продукции.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ РЕФОРМА В ПРОМЫПЛЕННОСТИ

В 1921-1923 годах была проведена хозяйственная реформа в промышленности. В феврале 1921 года была организована Государственная плановая комиссия (Госплан), которая действовала на основе плана ГОЭЛРО. Согласно этому

плану в промышленности сохранялся государственный сектор, в который входили наиболее крупные и эффективно работающие предприятия, обеспеченные топливом, сырьем и т.д. Иногда делались отступления по политическим мотивам, как это произошло с Путиловским заводом. Государственные предприятия подчинялись непосредственно ВСНХ. Следующим шагом стало проведение разгосударствления мелких и частично средних предприятий. Переход к нэпу выразился в допущении частника в сферу промышленного производства в соответствии с постановлением Совнаркома от 17 мая 1921 года. Отменялись ранее принятые постановления о национализации предприятий, имеющих число рабочих свыше 5 человек. Они возвращались прежним владельцам. Треть промышленных предприятий была сдана в аренду. Более половины арендуемых мелких и средних предприятий оказались в руках частных лиц. С 1921-1922 годов была разрешена аренда средств производства.

Для предотвращения дальнейшего упадка народного хозяйства, а также для упорядочения экономических отношений между государственными и капиталистическими предприятиями была перестроена система управления промышленностью. Трудовые мобилизации заменялись наймом рабочей силы, вводилось материальное стимулирование рабочих, зарплата начислялась в зависимости от квалификации и количества произведенной продукции. Основу перестройки составили два нововведения. Первое состояло в переводе предприятий на хозрасчетный принцип, самофинансирование и самоокупаемость. Второй - в децентрализации, переходе от главков к трестам и синдикатам. Такая мера позволяла существенно сократить бюрократический аппарат ведомств и уменьшить втрое число служащих. Теперь главным звеном управления промышленностью стали тресты, построенные по территориально-отраслевому принципу. Они объединяли часть предприятий одной отрасли, расположенных на определенной территории. Иногда трест становился головным предприятием, а бывшие предприятия - его цехами. Проблема состояла в том, что тресты конкурировали не только с частным капиталом, но и между собой, что приводило к усилению рыночной стихийности. Избежать или уменьшить это явление можно было, объединив тресты и предприятия одной отрасли. Таким объединяющим началом стали синдикаты - торговые организации, охватывающие всю отрасль. Теперь тресты в рамках отраслевого синдиката могли конкурировать лишь с представителями частного капитала.

Выделялись следующие типы частной промышленности: кустарно-ремесленная, кооперативная, арендная, концессионерная, акционерная. Причем арендные, концессионерные и часть акционерных предприятий действовали как смешанные объединения, то есть созданные на основе государственного и частного капиталов, на базе государственной собственности. Кооперативные и часть акционерных предприятий возникали исключительно на основе частной собственности. К ним применялось больше ограничений, чем к государственным или смешанным предприятиям. Государство четко определяло пределы хозяйственной деятельности частных предприятий, используя различные формы контроля: от бюрократического (регистрация, отчетность), до законодательного и экономического. Важнейшим средством экономического контроля была налоговая политика. Главным налогом предпринимателей-промышленников был промысловый. Им облагались все предприятия без учета масштаба предпринимательской деятельности. Помимо промыслового налога предприниматель платил подоходный налог (с октября 1924 года), гербовый сбор. Кроме того, существовали многочисленные местные сборы (налог на строение, земельная рента и пр.), а также дополнительные налогообразные платежи (принудительные займы, повышенная оплата коммунальных услуг, квартирная и арендная оплаты) и поимущественное обложение, которое затрагивало предметы обихода, роскоши и производственные мощности. Средствами ограничения частного капитала в производственной сфере были также: политика в области обеспечения сырьем; высокие транспортные тарифы; слабая договорная дисциплина госпредприятий и учреждений. Нередко частные предприятия соединяли производственную и торговую деятельность, до 1925 года отсутствовала ясность в определении размера частных предприятий. Это сковывало размах и инициативу частника, направляя ее в мелкую (нецензовую) и кустарно-ремесленную промышленность. Мелкие (нецензовые) частные промышленные предприятия имели в своем составе до 12 рабочих, а частные фабрично-заводские (цензовые) предприятия от 24 до 35 рабочих и механический двигатель. Именно на мелких предприятиях держался весь частный сектор в промышленности. Значительную долю продукции давала сельская кустарно-ремесленная промышленность, обслуживающая крестьянский потребительский рынок.

Следующими по вкладу в стоимость валовой продукции частного сектора были арендные

предприятия. Сдаче в аренду подлежали либо небольшие, либо полуразрушенные, требующие значительных средств для восстановления, промышленные предприятия. Частные арендаторы преобладали в пищевой, текстильной, кожевенной, металлообрабатывающей отраслях промышленности. Львиная доля арендных предприятий находилась в центре. Провинция имела больше предубеждений против частника. Арендаторами промышленных предприятий по декрету СНК от 7 июля 1921 года могли выступать: государственные учреждения, кооперативные организации, частные предприниматели. Деятельность арендаторов была строго регламентирована, подвергалась неослабному контролю со стороны государства. Ежемесячные и ежегодные отчеты от арендаторов поступали в совнархозы - хозяйственные органы, отвечающие за реализацию и исполнение декрета об аренде на местном уровне.

Несмотря на достаточно высокую эффективность работы арендных предприятий, они не стали серьезными конкурентами предприятий государственного сектора. Во-первых, арендным предприятиям отводилась подсобная роль на фоне государственных предприятий, а, во-вторых, казенные предприятия были лучше защищены от стихии рынка и конкуренции. Этими причинами объясняется постепенное замедление темпов арендной кампании. К окончательному свертыванию аренды госпредприятий в 1928 году привела цепь причин политического, экономического и юридического характера. К ним можно отнести политическую неопределенность и нестабильность в стране, нечеткие правовые гарантии для развития частной инициативы (короткие сроки аренды); произвол местных органов власти, высокую арендную плату, отсутствие должного кредитования, тяжесть налоговых сборов.

Подводя итоги, хочется отметить, что период нэпа был прежде всего связан с восстановлением разрушенного народного хозяйства. Восстановление началось с легкой промышленности, так как она не требовала больших капиталовложений и дорогостоящего топлива. В 20-х. годах прирост промышленной продукции осуществлялся высокими темпами, но недостаточными для полной и быстрой ликвидации отставания от передовых стран. Выские темпы индустриального роста во многом объяснялись «восстановительным эффектом» - загружалось имевшееся, но простаивавшее ранее оборудование. Несмотря на сильное разрушение тяжелой про-

5Конотопов М.В., Сметании С.И. История экономики. М., 1999. С. 283.

мышленности и отсутствие необходимых огромных капиталовложений, в качестве приоритетной цели своей хозяйственной политики большевики неизменно рассматривали восстановление и интенсивное развитие крупной промышленности - экономической основы власти и обо-роноспосбности страны. В целом нэповская экономика носила рыночно-административный характер. На ее основе уже к 1925 году было получено 75 % промышленной продукции от уровня 1913 года, а к 1926 году был восстановлен довоенный уровнь промышленного производства. Причем потребительских товаров первой необходимости (ткань, обувь, сахар, мыло) и сельскохозяйственного инвентаря было произведено больше, чем до войны. Не достигли довоенного уровня машиностроение, производство металла и добыча каменного угля, но зато выработка электоэнергии на 40% превысила довоенный уровень и было освоено производство таких машин, которые до этого в России не выпускались5. В этом уже проявилось благоприятное сочетание плана и рынка.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 20-е ГОДЫ

В результате окончания первой мировой войны и гражданской войны в России на европейском континенте сложилась принципиально иная геополитическая ситуация. Обрели самостоятельность новые страны, испытывавшие большие политические и экономические трудности и нуждавшиеся в помощи. Советская Россия наряду с использованием идеологического принципа пролетарского интернационализма перешла к прагматической установке, направленной на нормализацию международных отношений с различными странами. Европа шла навстречу российским настроениям, так как на ее экономике отрицательно сказывалось выключение России из системы международных хозяйственных связей. Слишком притягательными были российские природные богатства и емкий внутренний рынок. В марте 1921 года Англия признала Советскую Россию де-факто. С нею и Германией были подписаны торговые соглашения. Дипломатические отношения устанавливались с Афганистаном, Турцией, Китаем, Ираном, Саудовской Аравией.

Серьезным препятствием к дальнейшему сближению с Западом стал вопрос о российских долгах. Брюссельская международная конференция (октябрь 1921 года) рекомендовала европейским правительствам предоставить кре-

даты Советам для борьбы с голодом при условии признания ею долгов царского и Временного правительств. В ноте наркома иностранных дел России Георгия Васильевича Чичерина правительствам США, Великобритании, Франции, Италии, Японии от 28 октября 1921 года выражалась готовность признать довоенные долги, если будут созданы условия, обеспечивающие практическую возможность выполнения этих обязательств. 6 января 1922 года Верховный совет Антанты по предложению британского министра иностранных дел Ллойд Джорджа принял решение созвать в Генуе экономическую конференцию с приглашением всех европейских держав, в том числе поверженную Германию и революционную Россию. Возглавить делегации предлагалось главам правительств. ВЦИК утвердил состав советской делегации на Генуэзскую конференцию во главе с В.И. Лениным. Но это была формальность. Реальным главой делегации был Г.В. Чичерин, хотя комиссией по подготовке руководил лично В.И.Ленин.

В процессе подготовки, а затем и в ходе конференции выявилось два противоположных взгляда на проблему, принадлежавших Г.В. Чичерину и Л.Б.Красину, с одной стороны, и В.И.Ленину, - с другой. Чичерин видел в конференции, в первую очередь, шанс для получения займа, который позволит восстановить разрушенное хозяйство. Ради этого можно пойти на некоторые политические уступки, например, расширить права «нетрудовых элементов». В.И. Ленина больше экономических волновали вопросы политические. Он искренне желал провала конференции. Сейчас стало известно письмо Ленина Чичерину, в котором он рекомендует наркому продумать маневры о срыве конференции руками ее участников. Такой итог, по мнению В.И. Ленина, принесет нам заем и без Генуи6. В ответном письме Чичерин решительно не согласился с Лениным. Он считал, что Россия должна договариваться с другими странами, так как ей настоятельно «нужна помощь Запада, заем, концессии, экономическое соглашение... Заем дают не правительства с их дефинатами, а капиталисты, деловые круги. Теперь они видят в нас наилучшее, возможное в данных условиях в России правительство. Но если мы будем в Генуе бить стекла, они шарахнутся прочь от нас»7. Пере-

6 Млечин Л.М. Министры иностранных дел. Романтики и циники. М., 2001. С. 88.

'Там же. С. 89.

"Горохов И., Замятин Л., Земсков И. Г.В. Чичерин - дипломат ленинской школы. М., 1973. С. 149.

9 Там же. С. 152.

убедить Ленина так и не удалось. Российская делегация получила указание отвергнуть все требования западных держав.

27 марта российская делегация во главе с Чичериным выехала в Геную. Путь пролегал через Ригу и Берлин. 29 марта в латвийской столице открылось совещание Чичерина с представителями Латвии, Эстонии и Польши. Представителя Литвы не было из-за конфликта с Польшей. Финляндия была представлена наблюдателем. При рассмотрении ряда экономических вопросов участники совещания высказывались за желательность согласования действий их представителей на Генуэзской конференции, так как это отвечало бы делу экономического восстановления Восточной Европы. Но из-за страха перед Антантой и давления внутренних реакционных кругов на какие-либо конкретные соглашения с Россией они не пошли.

В Берлине Г.В. Чичерин встречался с рейхсканцлером Виртом, министром иностранных дел Ратенау, финансистом Дейчем. Обсуждался вопрос заключения договора между государствами. «Все это мы делали только для того, чтобы к моменту Генуэзской конференции иметь прецедент в форме образца договора об отказе от компенсации за национализацию собственности иностранцев», - сообщал Чичерин в НКИД8. Немцы были любезны. Финансист Феликс Дейч, высказывавшийся в пользу советско-германского экономического сотрудничества, устроил в честь Чичерина пышный завтрак, на который были приглашены литераторы, люди искусства и другие знаменитости. Но, опасаясь вызвать недовольство Антанты, на подписание соглашения немцы так и не пошли. Правда, удалось договориться о продолжении переговоров, взаимной информации и поддержке.

Конференция в Генуе проходила с 10 апреля по 19 мая 1922 года. Участвовали двадцать девять государств. Российская делегация состояла из шестидесяти трех человек. Один за другим выступали руководители делегаций разных стран. Основные принципы российской внешней политики были изложены Г.В. Чичериным с блеском и неопровержимой логикой. Он заявил, что российская делегация прибыла на конференцию «ради вступления в деловые отношения с правительствами и торгово-промышленными кругами всех стран на основе взаимности, равноправия и полного безоговорочного признания»9. Мирное сосуществование государств с различными социальными системами, всеобщее сокращение вооружений, созыв Всемирного конгресса и другие предложения, изложенные в речи Г.В. Чичери-

на, оказались в центре внимания всех делегаций. Особенно резкими были выпады руководителя французской делегации Л. Барту. Но все попытки срыва заседания не удались. Конференция, разбившись на комиссии, приступила к работе.

Заседали четыре комиссии: первая - политическая, вторая - финансовая; третья - экономическая; четвертая - транспортная. На первом же заседании финансовой комиссии (11 апреля) в центре спора оказались вопросы о признании Россией долгов, сделанных царским и Временным правительствами, о возвращении иностранным владельцам национализированной и секвестрированной собственности. Союзники оценили ущерб в 18 млрд рублей. Обсуждение вопроса продолжалось в подкомиссии под председательством Л. Джорджа. Входивший в состав российской делегации Лев Борисович Красин, хорошо знавший современную экономику и торговлю, убеждал Ленина и всю делегацию признать долги. Причем об их уплате пока речь не шла. Такой шаг, по убеждению Красина, обеспечит России признание со стороны европейских держав и предоставление необходимых ей кредитов. Ленин не согласился с такой позицией.

Следующая встреча российской делегации в лице Г.В. Чичерина, Л.Б. Красина и М.М. Литвинова состоялась в резиденции Л. Джорджа на вилле Альбертис. Чичерин заявил, что не может подписать документ, который накладывал бы на Россию бремя долгов и обязанность возвращения частной собственности. В свою очередь советская делегация поставила вопрос о контрпретензиях России к державам Антанты за ущерб, нанесенный интервенцией. Общая сумма контрпретензий составила 39 млрд золотых рублей. Совещание закончилось фактическим предъявлением России ультиматума от имени Антанты. Союзные страны отказывались признать советские контрпретензии, настаивали на обязательной выплате довоенных долгов и на удовлетворении прав иностранных собственников, имущество которых было национализировано в России. При этом Антанта изъявляла готовность сократить военный долг и рассмотреть вопрос об отсрочке выплаты процентов по ним. Советская делегация обещала дать окончательный ответ через пять дней (20 апреля).

В своем ответе британскому министру 20 апреля Г.В. Чичерин все-таки вышел за рамки московских директив. Он был готов на значительные уступки и возможность компенсировать потери иностранных владельцев собственности в

10Млечин Л.М. Указ. соч. С. 91.

России. Большинство советской делегации усмотрело в позиции Чичерина нарушение инструкций Политбюро ЦК РКП(б). Э.Я. Рудзутак сообщил об этом в Москву телеграммой. Политбюро подтвердило правильность действий Рудзутака. Чичерин объяснил свою позицию боязнью срыва переговоров и стремлением выиграть время до новых распоряжений Политбюро. В конечном итоге российская делегация выдвинула на конференции жесткую программу: признание западными державами Советской России де-юре, отказ от требования возврата военных долгов (деньги пошли на борьбу с Германией) и выделение России большого кредита. Что же касается иностранных граждан, то они могут пользоваться бывшей собственностью на основе аренды или концессий. Западные державы отвергли эти условия. Россия упустила шанс получения кредитов и возможность радикально улучшить свои отношения со многими странами. На последнем заседании Генуэзской конференции 19 мая было принято постановление о созыве конференции в Гааге для продолжения начатой работы. Чичерин выполнил все указания Политбюро, но считал их ошибкой. Позднее он писал В.И. Ленину: «В агитационных целях мы все, и я тоже, говорим, что от нас требовали в Генуе восстановления частной собственности. Сами мы знаем, что это не так: достаточно было напечатать боны якобы с уплатой через 15 лет, с тем, чтобы никогда их не уплатить. Это повело бы к соглашению с правительствами. Кредиты - не из казны, а из кошельков частных лиц; после соглашения с правительствами, после создания доверия могут начать открываться кошельки в достаточно большом числе»10.

Тем не менее с Генуей связан личный дипломатический успех Г.В. Чичерина. 16 апреля 1922 года в отеле «Палаццо империале», где жила российская делегация, Чичерин от имени советского правительства и Ратенау от имени правительства Германии подписали сенсационный договор о взаимном признании и восстановлении дипломатических отношений. Подписанный договор стал одним из крупнейших актов международной политики. Обе равноправные стороны отказывались от государственных и частных претензий и предоставляли друг другу режим наибольшего благоприятствования. Резкому сближению двух стран помогла недальновидная политика руководителей Англии и Франции, стремившихся всячески унизить две крупнейшие континентальные державы. К тому же Советская Россия не участвовала во взимании огромной контрибуции с Германии, которая

подрывала и без того слабую немецкую экономику. Несмотря на то, что заключению договора предшествовали длительные и трудные советско-германские переговоры, весть о его подписании явилась полной неожиданностью и сенсацией для западных стран. Г.В. Чичерин справедливо называл Рапалльский договор «самым громким событием Генуэзской конференции». Сближение России и Германии вносило серьезные изменения в политическую карту Европы. Рапалло стало крупной победой советской дипломатии. Английская газета «Манчестер гарди-ен» назвала Чичерина одним из самых блестящих дипломатов Европы.

Заключение Рапалльского договора очень помогло Германии. Демократическим державам пришлось менять свою политику и идти навстречу немецким требованиям, договор открыл возможности для тайного военного сотрудничества с Россией. До 1926 года этим занимался Л.Б. Красин. Рейхсвер получил возможность создавать новые образцы боевой техники на территории СССР. В 1922 году было подписано соглашение с авиастроительной кампанией «Юнкере» о производстве на заводе в Филях самолетов и авиамоторов. Под Самарой построили завод по производству химического оружия. Летом 1925 года немецкие наблюдатели участвовали в маневрах Красной Армии. Будущий маршал М. Тухачевский побывал на немецких маневрах в 1925 и 1932 годах. Несколько лет с помощью немецких фирм в СССР производились многие виды новейшей боевой техники: самолеты, моторы, снаряды, стрелковое оружие, боевые отравляющие вещества. В конце 20-х годов советско-германское военное сотрудничество приняло новые формы. Немецкие офицеры учились и овладевали новейшей боевой техникой непосредственно на советской территории. Под Липецком появилась летная школа, под Казанью - танковая. На специальных полигонах офицеры рейхсвера учились применять химическое оружие.

В отличие от военного экономическому сотрудничеству с Германией не суждено было развиться столь широко. Органы госбезопасности крайне осторожно относились к иностранным инвесторам и предпринимателям, видя в них исключительно шпионов. Объектами особого пристального внимания чекистов стали немецкие партнеры. Все немецкие концессии были ликвидированы, владельцы выставлены на улицу, а имущество перешло в полную собственность Советского государства. Выпускаемая на фирменных станках и по немецким чертежам продукция считалась полностью отечественной.

Наркому иностранных дел Чичерину оставалось

только жаловаться и возмущаться.

* * *

Переход к новой экономической политике внес кардинальные изменения как в ситуацию внутри страны, так и во взаимодействие с внешним миром. Психологически перестройка проходила очень трудно. Было немало случаев выхода из партии и даже самоубийств, волнений среди рабочих (особенно низкой квалификации и разнорабочих) и служащих. Снижению социальной напряженности способствовало принятие нового Кодекса законов о труде, восстановление системы социального страхования трудящихся на предприятиях всех типов - государственных, кооперативных и частных. Страховые фонды полностью формировались за счет работодателя. Новая экономическая политика, несмотря на все трудности и противоречия, на глазах творила чудеса. Нищая и разоренная войной, крестьянскими мятежами и голодом страна к середине 20-х годов накормила, одела и обула народ, создала стимулы к труду, достигла довоенного уровня развития народного хозяйства.

В процессе перехода к новой экономической политике менялась ее интерпретация. Если в начале нэп рассматривался как компромисс, временная уступка и отступление от идеалов коммунизма, то постепенно стали меняться представления В.И. Ленина и других руководителей большевистской партии о дальнейшем развитии государства по пути социализма. Превращение страны в социалистическую теперь воспринималось через восстановление и развитие товарно-денежных отношений, кооперацию, хозрасчет и торговлю. Недаром резолюция XI съезда РКП (б) (1922 год) призывала учиться торговать. В новых взглядах на социализм нашлось место трестам и монополиям, частным и государственным предприятиям, концессионным и арендным отношениям, принципу материальной заинтересованности. Словом, всему, что принято связывать с понятием смешанной экономики.

Подобные изменения сказались и на международном положении Советской России. На протяжении 20-х годов СССР добился дипломатического признания со стороны большинства развитых капиталистических стран. Только с США дипломатические отношения были восстановлены в 1933 году. Единственная сфера, которая осталась почти не затронутой нэповской моделью организации общества, была политико-идеологическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.