Научная статья на тему 'Новационный проект Саратовской консерватории'

Новационный проект Саратовской консерватории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная картина мира / всеобщее (универсальное) искусствознание как научное направление / Центр комплексных художественных исследований. / artistic picture of the world / universal art history as a scientific discipline / the Center for integrated artistic research.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Надольская Ольга Николаевна

Статья посвящена уникальному проекту Саратовской консерватории — Центру комплексных художественных исследований под руководством доктора искусствоведения, профессора А. И. Демченко. Отмечается, что деятельность Центра направлена на расширение горизонтов всеобщего (универсального) искусствознания как нового научного направления. Следовательно, основные его задачи — поиск новых подходов на базе междисциплинарного, интегрирующего изучения мировой и региональной художественной культуры; разработка соответствующей методологии и освоение базового материала мировой художественной культуры с целью создания системного свода знаний для построения художественной картины мира в её эволюционной ретроспективе. Немаловажную роль в успешной реализации данного проекта играет консолидация научных кадров, стремящихся проводить свои исследования, выходя за рамки собственной специализации, на стыке двух или нескольких дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Project of Saratov Conservatoire

The article is devoted to the unique project of the Saratov Conservatoire — the Center for complex artistic research headed by Dr. Sci., Professor A. I. Demchenko. It is noted that the activity of the Center is aimed at expanding the field of universal art as a new scientific direction. Therefore, its main tasks are the search for new approaches based on interdisciplinary integrating study of world and regional art culture; development of the appropriate methodology and study of the basic material of world art culture in order to create a systematic set of knowledge for building an artistic picture of the world in its evolutionary retrospective. Successful implementation of the project is partly due to the consolidation of scientific personnel seeking to conduct their research at the junction of two or more disciplines.

Текст научной работы на тему «Новационный проект Саратовской консерватории»

Надольская Ольга Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Nadolskaya Olga Nikolaevna, PhD (Arts), Associate Professor at the Department Ensemble and concertmaster training of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: nadolskaya@mail.ru

НОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Статья посвящена уникальному проекту Саратовской консерватории — Центру комплексных художественных исследований под руководством доктора искусствоведения, профессора А. И. Демченко. Отмечается, что деятельность Центра направлена на расширение горизонтов всеобщего (универсального) искусствознания как нового научного направления. Следовательно, основные его задачи — поиск новых подходов на базе междисциплинарного, интегрирующего изучения мировой и региональной художественной культуры; разработка соответствующей методологии и освоение базового материала мировой художественной культуры с целью создания системного свода знаний для построения художественной картины мира в её эволюционной ретроспективе. Немаловажную роль в успешной реализации данного проекта играет консолидация научных кадров, стремящихся проводить свои исследования, выходя за рамки собственной специализации, на стыке двух или нескольких дисциплин.

Ключевые слова: художественная картина мира, всеобщее (универсальное) искусствознание как научное направление, Центр комплексных художественных исследований.

INNOVATIVE PROJECT OF SARATOV CONSERVATOIRE

The article is devoted to the unique project of the Saratov Conservatoire — the Center for complex artistic research headed by Dr. Sci., Professor A. I. Demchenko. It is noted that the activity of the Center is aimed at expanding the field of universal art as a new scientific direction. Therefore, its main tasks are the search for new approaches based on interdisciplinary integrating study of world and regional art culture; development of the appropriate methodology and study of the basic material of world art culture in order to create a systematic set of knowledge for building an artistic picture of the world in its evolutionary retrospective. Successful implementation of the project is partly due to the consolidation of scientific personnel seeking to conduct their research at the junction of two or more disciplines.

Key words: artistic picture of the world, universal art history as a scientific discipline, the Center for integrated artistic research.

Многовековая традиция наук, связанных с художественной культурой, почти всегда и во всём была ориентирована на раздельное восприятие каждой из отраслей искусствознания (основные из них — филология, искусствоведение как наука об изобразительном искусстве и архитектуре, музыковедение, театроведение, а с ХХ века и киноведение). Такая специализированность совершенно естественна по причине ярко выраженной специфичности любого вида художественного творчества и совершенно необходима, поскольку обеспечивает предпосылки для углублённого изучения соответствующей области искусства.

При всём том, в последнее время в среде учёных разных специальностей всё чаще наблюдается стремление выйти за рамки своего профиля. И всё чаще делаются попытки создания исследований на пересечении смежных сфер искусствоведения. Так, ещё во многом подспудно и преимущественно в форме предварительных проб, намечаются подступы к формированию всеобщего (универсального) искусствознания как науки, стремящейся к всеобъемлющему охвату множественного ареала основных фактов, имён, явлений и тенденций мировой художественной культуры.

В качестве необходимого условия предусматривается интегративное освоение всех видов художественного творчества, продуцирующих на данной стадии, с попутным исключением в их рассмотрении каких-либо

барьеров и «перегородок». Имеются в виду привычные границы между различными искусствами, а внутри них — ходовая рубрикация по родам и жанрам. Кроме того, предполагается способность исследователя подняться над региональной спецификой к тому, что составляет суть мирового художественного процесса, наиболее значимо в нём.

Сказанное вовсе не означает того, что игнорируются особенности и колорит, определяемые материалом того или иного вида искусства, тип ментальности и свод традиций той или иной национальной школы. Вопрос в том, что акцентуацию всех этих моментов предпочтительно соотносить с выявлением общего, магистрального в развитии духовной культуры, взятой в её интернациональном срезе.

Становление всеобщего (универсального) искусствознания корреспондирует приобретающим ныне всё большую актуальность процессам глобализации человеческого сознания. Эти процессы продиктованы окончательно сложившейся к началу третьего тысячелетия общеисторической ситуацией: непродуктивность и даже невозможность какой-либо национальной замкнутости, нарастающая взаимосвязанность всего происходящего в современном мире.

Параллельно этому открывается перспектива выхода за пределы специальной научной дисциплины к горизонтам общезначимого гуманитарного знания.

Такой выход может быть реализован на путях построения художественной картины мира, что выступает в качестве «сверхзадачи» всеобщего искусствознания. И, в свою очередь, выявляемые в данном случае содержательные, идейно-концепционные стороны художественного материала оказываются объединяющей основой комплексного изучения явлений духовной культуры.

Художественная картина мира — это система обобщённых представлений о той или иной исторической эпохе, которые складываются в результате осмысления произведений искусства, принадлежащих данному периоду. За кажущейся иллюзорностью художественных текстов скрывается огромный материк своеобразно запечатлённого человеческого бытия, представленного как в характерном для своего времени спектре идей, побуждений, мотиваций, так и во всевозможных эмоциональных, интеллектуальных, нравственно-психологических и двигательно-динамических проявлениях.

Благодаря существованию художественного творчества каждый этап развития цивилизации оставляет для последующих поколений богатейший фонд исторической памяти. Следовательно, речь идёт о формировании знания о мире и человеке, исходя из образно-семантической системы искусства.

Ныне искусствознание вплотную приблизилось к осознанному стремлению увидеть в художественной культуре память времён, запечатление конкретно-исторического опыта эволюционирующего человечества, отображение социума и внутреннего мира человека, всего многообразия граней его существования.

Осознавая искусство как свидетельство породившей его эпохи, оценивая его как своеобразный инструмент познания, выявляя его возможности в плане моделирования облика мира и человека, мы приобретаем богатейшие, пока что малоизученные ресурсы красочной и многомерной исторической памяти, позволяющей существенно расширить и обогатить наши представления о происходившем и происходящем.

Для реализации изложенной концепции по инициативе А. И. Демченко десятилетие назад при Саратовской консерватории был создан и осуществляет свою деятельность Центр комплексных художественных исследований. Его основные цели и задачи состоят в следующем:

• консолидация научных кадров, стремящихся к проведению комплексных художественных исследований (Саратовская консерватория — Саратов — Поволжье — Россия с выходом на международное сотрудничество);

• разработка методологии комплексных художественных исследований и выполнение конкретных практических работ по изучению мирового художественного процесса на его различных исторических стадиях;

• построение художественной картины мира, интерпретируемой в качестве инструмента познания бытия и богатейшего ресурса исторической памяти;

• утверждение всеобщего (универсального) искусствознания как нового научного направления, базирующегося на принципах интегративно-глобального

знания, и внедрение его достижений в образовательную практику;

• подготовка и издание фундаментальных трудов по истории искусства, взятого как целое («Древний мир», «Античность», «Средневековье», «Возрождение», «Барокко» и т.д.), а также монографий и сборников статей по различным проблемам более частного характера;

• подготовка и издание «Художественной энциклопедии (Литература. Изобразительное искусство. Архитектура. Музыка. Театр и Кино)» и ряда специализированных справочников («Художественные стили, школы и направления», «Энциклопедия авангарда», «Из художественной сокровищницы Поволжья» и т.п.).

Обозначенные выше позиции свидетельствуют о безусловно новационном характере деятельности Центра комплексных художественных исследований.

Со времени основания Центра и в настоящее время ведётся работа над фундаментальными исследованиями «Вселенная слова, цвета, звука» в 12 томах и «Художественная энциклопедия» в 3 томах.

Кроме того, подготавливается ряд изданий более частного характера (капитальная монография «Мировой художественный процесс. Эволюция и закономерности» и ряд энциклопедических изданий «Энциклопедия авангарда», «Художественные музеи мира», «Шедевры архитектуры» и т.д.).

Больших усилий потребовала работа над собиранием материалов по художественной культуре Поволжья. Помимо ряда изданий, осуществлённых в поволжских регионах, в настоящее время подготавливаются две крупные публикации: «Сокровищница художественной культуры Поволжья» (энциклопедия) и «Художественная культура Поволжья» (учебное пособие).

Ядро Центра составляют его штатные сотрудники — руководитель, главный научный сотрудник доктор искусствоведения А. И. Демченко и старшие научные сотрудники кандидаты искусствоведения В. Н. Алесенкова и Н. В. Королевская. Среди внештатных сотрудников: доктора искусствоведения С. Я. Вартанов и С. П. Полозов, доктора наук, педагоги Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского А. Н. Зорин, Д. А. Попов, доктора искусствоведения из других городов — Г.Я. Вербицкая и И. М. Кривошей (Уфа), П. С. Волкова(Краснодар), И. С. Воробьёв (Петербург), Г. Н. Домбраускене (Владивосток), М. Л. Зайцева, Г. Ф. Коваленко, Г. Р. Консон и Е.А. Скоробогачёва (Москва), О. В. Немкова (Тамбов), В. О. Петров и Л. В. Саввина (Астрахань), Н. А. Прядуха (Барнаул), И. А. Стеклова (Пенза), И. Г. Умнова (Кемерово), С. И. Хватова (Майкоп); кандидаты искусствоведения О. С. Барабаш, А. А. Вини-ченко, Г. Ю. Демченко, А. И. Зыков, И. Л. Егорова, Н. Ю. Киреева, Е. Е. Маркелова, О. Н. Надольская, Т. В. Сафонова, Н. В. Сыпало, Н. С. Серова, С. П. Шлыкова, кандидат философских наук Н. А. Мальшина, кандидат педагогических наук Е. В. Мстиславская, кандидат филологических наук И. С. Похазникова и кандидаты искусствоведения из других городов — О. А. Алиева (Екатеринбург), М. В. Аплечеева (Санкт-Петербург), О.А. Астахова,

Г. Ф. Головатая, И. А. Свиридова и М. А. Чершинцева (Москва), А.А. Арестова, О. В. Генебарт и И. В. Татаринцева (Тамбов), Е. В. Безрядина и Т. Б. Резницкая (Оренбург), М. Ю. Гендова (Санкт-Петербург), Г. И. Грушко (Воронеж), Т. Н. Капина (Уфа), Н. В. Морозова (Пермь), Е. А. Островская (Рязань), а также зарубежные учёные — доктора наук Т. В. Котович (Витебск, Беларусь), М. Стреначикова (Банска Быстрица, Словакия) и кандидаты искусствоведения Г. И. Ганзбург (Харьков, Украина), Кым Бора (Сеул, Республика Корея), Л. П. Лабинцева (Луганск, ЛНР), В.Я. Левиновский (Нью-Йорк, США), Е. В. Парусова (Днепропетровск, Украина), Н. В. Чанба (Сухум, Абхазия; Париж, Франция).

Как видим, география участников содружества Центра весьма обширна. Чрезвычайно широк и круг их исследовательских интересов.

К примеру, П. С. Волкова до защиты докторской диссертации по искусствоведению уже была обладателем учёных степеней кандидата филологических наук и доктора философских наук, что естественным образом определяет диапазон её научных изысканий: теория и история искусства, философия искусства (онтология и теория познания), филологическая герменевтика (общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика).

Научная сфера Г. Р. Консона: системные исследования на стыке междисциплинарных гуманитарных штудий, охватывающих историю и теорию искусства, а также культуры, психологию искусства и психологию личности, философскую антропологию; разработка нового, трансдисциплинарного направления в области методологии музыкознания, где на основе обобщения трудов отечественных корифеев музыкознания он создал на современном научном уровне свою собственную методологию целостного анализа и применил её как в музыкознании, так и в филологии, психологии, конфликтологии; сформированная им научная школа прогностического искусствознания характеризуется системными междисциплинарными исследованиями в области истории и теории искусства, культуры, психологии искусства и психологии личности, философской антропологии.

Г. Н. Домбраускене, живущая на Дальнем Востоке, сообразует свои предпочтения с актуальными запросами своего региона, обращаясь к взаимодействию культур Запада и Востока через разнообразные художественные формы, к рецепции старинных жанров в условиях разнообразных культурно-исторических парадигм, к художественной культуре протестантизма, рассматриваемой в двух направлениях — «западном» (то, что связано с рефлексией и рецепцией протестантского хорала и других старинных жанров в разных культурно-исторических условиях) и «восточном» (поскольку для дальневосточного региона России актуально межкультурное взаимодействие через различные художественные формы с тем, что происходит в Китае, Корее, Японии).

Примечателен научный поиск Л. В. Саввиной (иссле-

дование современной музыки в широком художественном контексте с позиций семиотики) и Г. И. Грушко (принципы синергетики в изучении художественного творчества, синергетика в системе музыкального и музыкально-педагогического образования). Т. Н. Капина и Т. В. Котович в своём творческом поиске отталкиваются от реалий изобразительного искусства, И. А. Стеклова, исходя из феноменологии архитектуры, изучает связи архитектуры и литературы, синтез временных и пространственных искусств.

Доктор искусствоведения Д. А. Попов, имея исходную степень кандидата философских наук, посвятил себя вопросам влияния на искусство XIX-XX веков научных норм и ценностей и рассматривает развитие искусства в контексте общекультурных процессов и тенденций. Философскую концепцию музыкального искусства развивает и Н. С. Серова.

С. П. Полозов с завидной органичностью соединяет в одном лице продуктивную деятельность в качестве композитора и строго научные изыскания в сфере информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании и информационного подхода в исследовании музыкального искусства.

У представителей Театрального института Саратовской консерватории В. Н. Алесенковой и А. И. Зыкова, естественно, превалирует проблематика, обращённая к теории и практике современного театра, причём, если обратиться к тому, что делает В. Н. Алесенкова, найдём такие ракурсы исследовательского поиска, как семиотика театра, структурализм, философия искусства, когнитивная лингвистика и психолингвистика, выход на когнитивное театроведение (т.е. постижение художественной картины мира через анализ ментальных образов, создаваемых на основе аудиовизуального/ невербального языка сценического действия).

Свои «ниши» в области театрального искусства у М. Ю. Гендовой (хореография) и Г. Ф. Головатой (опера и теоретические аспекты вокального исполнительства). А. А. Виниченко и Е. В. Парусова рассматривают рок-музыку в социокультурном и геополитическом контексте второй половины ХХ и начала XXI века, а И. С. Похазни-кова ведёт научный поиск на пересечении литературы и изобразительного искусства.

И большинство других исследователей сосредоточено на вопросах диалога искусств — в этом направлении ведут свою работу М. В. Аплечеева, Е. В. Безрядина, Г. Ю. Демченко, Н. Ю. Киреева, И. М. Кривошей, Е. Е. Маркелова, Е. В. Мстиславская, Е. А. Островская, Е. В. Парусова, С. П. Шлыкова.

В ближайших планах Центра способствовать публикации наиболее фундаментальных трудов, скорейшей защите докторских диссертаций А. Н. Алесенковой, Н. Ю. Киреевой и Н. В. Королевской и стимулированию работы над рядом других докторских диссертаций, а также развёртывание периодического издания коллективного альманаха «Диалог искусств и арт-парадигм» (к настоящему времени издано четыре тома).

Суммируя, можно определить основные направления

деятельности Центра комплексных художественных исследований по следующим позициям.

1. Генеральная линия — утверждение всеобщего (универсального) искусствознания как нового научного направления, разработка соответствующей методологии и освоение базового материала мировой художественной культуры с целью создания системного свода знаний для построения художественной картины мира в её эволюционной ретроспективе (Древний мир, Античность, Средневековье, Возрождение, Барокко, Просвещение, Романтизм, Постромантизм, Модерн I, Модерн II, Модерн III, Постмодерн) — А. И. Демченко и основной состав Центра, состоящий из 3 штатных и 70 внештатных научных сотрудников. Своего рода эскизом данного проекта является книга А. И. Демченко «Мировая художественная культура как системное целое» [2] и подготовленная к изданию монография «Мировой художественный процесс: эволюция и закономерности». Важнейшим итоговым результатом планируется публикация фундаментального исследования «Вселенная слова, цвета, звука» в 12 томах и «Художественной энциклопедии» в 3-х томах, а также периодического издания томов альманаха «Диалог искусств и арт-парадигм».

2. Исследовательский проект «Художественная культура Саратова» — А. И. Демченко и Г. Ю. Демченко. На данный момент опубликовано множество статей и целый ряд книжных изданий (наиболее значимые из них — «"Золотой фонд” столицы Поволжья» и «Вехи. События. Лица») и собран весь основной свод артефактов, что позволяет приступить к созданию обобщающего труда и подана заявка на соответствующий грант.

3. Исследовательский проект «Художественная культура Поволжья» — А. И. Демченко и Г. Ю. Демченко. И по данному направлению собран весь необходимый материал, что позволяет приступить к его завершающему осмыслению в формате фундаментального издания «Художественная сокровищница Поволжья».

4. Ведётся долговременная исследовательская работа по изучению проблематики «Слово и музыка» — А. И. Демченко, Н. В. Королевская. К изданию подготовлен труд А. И. Демченко «Стань музыкою, слово! (И. В. Гёте, А. С. Пушкин, А. К. Толстой)» и близится завершение большой монографии Н. В. Королевской, посвящённой современной композиторской практике в данном направлении. Различные ракурсы аналогичной проблематики разрабатывают многие члены музыковед-

ческой гильдии Центра комплексных художественных исследований.

5. Проблема «текста» и «подтекста» в советском музыкальном искусстве — А. И. Демченко и целый ряд научных сотрудников Центра комплексных художественных исследований. Своего рода точкой отсчёта в данном направлении служит книга А. И. Демченко «Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции» (М., 2017).

6. Основные течения современного композиторского творчества — А. И. Демченко, Н. В. Королевская и члены музыковедческой гильдии Центра комплексных художественных исследований. В числе исходных изданий — книги А. И. Демченко «Картина мира в музыкальном искусстве России начала ХХ века» (М., 2018) и «Два гения с берегов Волги» (Саратов, 2017). Предусматривается акцент на малоизученных явлениях зарубежного музыкального творчества.

7. Наука о театре — В. Н. Алесенкова. Данный проект призван активизировать исследовательскую деятельность в области современного театра. Определённым фундаментом может послужить планируемое в ближайшее время издание труда В. Н. Алесенковой о постдраматическом театре.

8. Все представленные выше магистрали деятельности Центра комплексных художественных исследований должны получить дополнительные импульсы в ходе проведения Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» («SCIENCEFORUMP-AN-ART»), запланированного на октябрь 2019 года с перспективой его ежегодного проведения в последующем.

9. Продолжается плодотворная деятельность основанного при Центре комплексных художественных исследований Фонда композитора Елены Гохман — председатель А. И. Демченко, заместитель председателя Л. А. Вишневская. Систематически проводятся концерты из музыки композитора (камерный репертуар — Т. И. Нечаева, симфонический и хоровой репертуар — Т. В. Абсалутинов, музыка для детей — М. Б. Цапкова). Осуществляются разного рода публикации о творчестве Е. В. Гохман (А. И. Демченко, Н. В. Королевская), подготавливаются к изданию её неизданные произведения (В. В. Грачёв), работает сайт Е. Гохман и расширяется его наполнение (А. Д. Молоденков). Отделения Фонда действуют в Астрахани (Н. К. Тарасова) и Тамбове (О. В. Немкова). В Саратовской консерватории в сезоне 2020-2021 гг. планируется Год Е. В. Гохман.

Литература

1. ДемченкоА. И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала ХХ века. М.: Композитор, 2005. 262 с.

2. ДемченкоА. И. Мировая художественная культура как системное целое М., 2010. 523 с.

3. Демченко А. И. Соп tempo. Композитор Елена Гохман. М., 2016. 240 с.

4. Зорин А. Н. Театр книги. Зрелищность в русской книжной

культуре конца XVII — первой трети XVIII вв. // Известия Саратовского университета. Новая Серия.— Сер. Филология. Журналистика. 2015. Т. 15. № 4. С. 23-35.

5. Сафонова Т.В. Художественное творчество в социальном контексте // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17. №3. С. 109-115.

References

1. Demchenko A. I. Kartina mira v musykal'nom iskusstve Rossii nachala XX veka [Picture of the world in the musical art of Russia in the early XX century]. M.: Kompositor, 2005. 262 p.

2. Demchenko A. I. Mirovaya hudozhestvennaya kul'tura kak sistemnoe tseloe [World art culture as a system whole]. M., 2010. 523 p.

3. Demchenko A. I. Con tempo. Kompozitor Elena Gohman [Con tempo. Composer Elena Gokhman]. M., 2016. 240 p.

4. Zorin A. N. Teatr knigi. Zrelishchnost' v russkoj knizhnoj kul'ture kontsa XVII — pervoj treti XVIII vv. [Theatre of book.

Информация об авторе

Ольга Николаевна Надольская E-mail: nadolskaya@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова»

410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Entertainment in Russian book culture of the late XVII — the first third of the XVIII centuries] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya Seriya. — Ser. Filologiya. Zhurnalistika [News of Saratov University. New Series. — Philology. Journalism]. 2015. T. 15. № 4. P. 23-35.

5. Safonova T. V. Hudozhestvennoe tvorchestvo v sotsial'nom kontekste [Artistic creativity in a social context] // Vestnik Povol-zhskogo instituta upravleniya [Bulletin of Volga region Institute of management]. 2017. T. 17. № 3. P. 109-115.

Information about the author

Olga Nikolaevna Nadolskaya E-mail: nadolskaya@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov»

410012, Saratov, Kirova Avenue, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.