Научная статья на тему 'Новации в кадровом учете для малого бизнеса в лице микропредприятий'

Новации в кадровом учете для малого бизнеса в лице микропредприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / КАДРОВЫЙ УЧЕТ / ЛОКАЛЬНЫЕ НОМАТИВНЫЕ АКТЫ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / SMALL BUSINESS / MICROENTERPRISE / PERSONNEL RECORDS / LOCAL REGULATORY ACTS / EMPLOYMENT CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гильмиярова Мария Рафиковна

Сложившиеся в законодательстве нормы регулирования трудовых отношений рассчитаны на крупные и средние организации. В основном эти нормы не учитывают имеющиеся особенности экономического положения малого бизнеса. Деятельность таких субъектов финансово неустойчива, зависит от состояния экономики и может существовать кратковременно. Работники микропредприятий могут совмещать функции как управленческого, вспомогательного, так и основного персонала. У таких предприятий, как правило, ограничены финансовые возможности, чтобы содержать собственную кадровую службу. В статье повествуется о новшествах в кадровом учете для микропредприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN PERSONNEL RECORDS FOR A SMALL BUSINESS IN THE FACE OF MICROENTERPRISES

Established in the law regulation of labor relations is designed for large and medium-sized organizations. In general, these rules do not take into account the current features of the economic position of small business. The activities of such entities financially unstable, depends on the state of the economy may be short-lived. The employees of micro-enterprises can combine functions such as management, support, and key personnel. Such companies, usually limited financial possibilities to support their staff. The article talks about innovations in personnel records for microenterprises.

Текст научной работы на тему «Новации в кадровом учете для малого бизнеса в лице микропредприятий»

УДК 330.1, 338.2, 346.2

М. Р. Гильмиярова

НОВАЦИИ В КАДРОВОМ УЧЕТЕ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЛИЦЕ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ

Сложившиеся в законодательстве нормы регулирования трудовых отношений рассчитаны на крупные и средние организации. В основном эти нормы не учитывают имеющиеся особенности экономического положения малого бизнеса. Деятельность таких субъектов финансово неустойчива, зависит от состояния экономики и может существовать кратковременно. Работники микропредприятий могут совмещать функции как управленческого, вспомогательного, так и основного персонала. У таких предприятий, как правило, ограничены финансовые возможности, чтобы содержать собственную кадровую службу. В статье повествуется о новшествах в кадровом учете для микропредприятий.

Ключевые слова: малый бизнес, микропредприятие, кадровый учет, локальные номативные акты, трудовой договор.

Кадры в любом предприятии — это его главная ценность и ключевой ресурс. Организация грамотного процесса кадрового учета — важная составляющая работы, которая требует компетентности и глубокого знания действующего законодательства Российской Федерации. Данный механизм обязательно присутствует в любой компании, независимо от ее штатной численности и организационно-правовой формы.

По итогам этимологического анализа термина «кадровый учет» были установлены интересные факты.

1. Слово «кадры» заимствовано из французского языка в начале XIX века во время Отечественной войны 1812 года. Первоначальная сфера использования — военная терминология: кадры — это постоянный, основной состав, ядро воинской части. Содержание военного термина отражало первичное значение слова. Французское слово «cadres» произошло от итальянского «quadro» — рамки или «quadrum» — квадрат (рамка — обрамление, каркас, то есть то, что стабилизирует, формирует, определяет целостность).

2. Гражданское значение слово «кадры» приобретает в советскую эпоху. Кадрами становится не только командный и рядовой состав вооруженных сил, но и основной (штатный) состав квалифицированных работников предприятий, государственных учреждений, общественных организаций. Кадры в советское время — это работники той или иной отрасли деятельности, производства (например, кадры строителей, инженерные кадры, руководящие научные кадры). На предприятиях возникают отделы кадров, появляется профессия «кадровик», формируется кадровая политика. Широко известными становятся слова И. В. Сталина: «Кадры решают всё».

3. В постсоветское время понятие «кадры» активно вытесняется понятием «персонал», понятие «кадровик» — понятием «менеджер по персоналу».

4. Учет — это составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит вфиксацииих состояния и параметров, сборе инакоплениисведений об экономических объектах и процессах,отраженииэтих сведений в учётных ведомостях.

В настоящее время логичным является следующее определение кадрового учета — это комплекс мероприятий, связанных с регламентированием трудовых отношений между работодателем и работником.

В обобщенном виде кадровый учет включает в себя следующие мероприятия:

- формирование личных дел работников;

- расчет и начисление заработной платы,премийи иных выплат;

- составление штатного расписания, табеля и учет рабочего времени;

- оформление больничных листов, заявлений и справок по месту требования;

- сдача периодической отчетности в налоговые органы;

- составление и контроль за соблюдением графика отпусков;

- подготовка кадровых приказов;

- ведение соответствующей документации по приему новых сотрудников;

- работа по специальной оценке условий труда работников;

- соблюдение правил нераспространения личных данных сотрудников.

В современных условиях для малых (в т. ч. микро-) предприятий установлены разного рода послабления в различных сферах (бухгалтерской, организационной и пр.). В части кадрового учета с 2017 год также отмечены существенные смягчения для бухгалтера. В силу незначительного масштаба деятельности малого предприятия, функции специалиста по кадрам возложены именно на него, бухгалтера, который «и швец, и жнец, и на дуде игрец», и «правая рука» руководителя. Ведь, как правило, на средних и крупных предприятиях создается целое подразделение бухгалтерии (отдел или совокупность отделов), а на крупнейших предприятиях — и целые департаменты. Поэтому чем крупнее бизнес, тем более узкие функции выполняет каждый рядовой бухгалтер, а в малом предприятии спектр обязанностей и работ бухгалтера достаточно широк и разнообразен [6].

Выделим основные особенности кадрового учета для малого предприятия, которые действуют в настоящее время:

а) возможно заключение срочных трудовых договоров с работниками. Те фирмы и предприниматели, у которых численность работников не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек), могут по соглашению сторон заключать с работниками срочные трудовые договоры (на срок до 5 лет), независимо от того, имеет ли работа срочный характер или нет. При этом в договоре обязательно должны фигурировать: срок его действия и основание его заключения. При этом срочный трудовой договор, вовремя не расторгнутый в связи с истечением срока, считается бессрочным, и уволить работника потом можно только на общих основаниях, предусмотренных для постоянных сотрудников. Преимущество срочного трудового договора хотя бы в том, что работодателю, который хочет расстаться с кем-то из персонала, нужно просто дождаться истечения срока договора, после чего уволить работника без всяких заявлений с его стороны, искусственно не выдумывая повод для увольнения. Надо только правильно и своевременно уведомить работника о предстоящем увольнении — не менее чем за 3 календарных дня и в письменной форме.

б) часть работодателей с 1 января 2017 года получили право не принимать и не применять локальные нормативные акты (ЛНА), регламентирующие трудовые отношения в компании. На рис. 1 представлена схема применения ЛНА в субъектах бизнеса [2].

Рис. 1. Суть применения локальных нормативных актов, которые содержат нормы трудового права

Согласно трудовому законодательству, каждая организация должна иметь определенный комплект документации [5]. На рис. 2 представлены основные ЛНА, содержащие нормы трудового права. Если работодатель не применяет обязательные локальные акты, ему грозит административный штраф: на компанию — от 30000 до 50000 руб.; на индивидуального предпринимателя — от 1000 до 5000 руб.

Рис. 2. Порядок применения локальных нормативных актов, которые содержат нормы трудового права

Изменения Трудового Кодекса Российской Федерации с 2017 г. наделили микропредприятия правом полностью или частично отказаться от ЛНА, которые содержат нормы трудового права, при этом все условия должны быть отражены в трудовом договоре с работником. Критерии отнесения субъекта хозяйствования к категории микропредприятия представлены на рис. 3.

и.

ии 0_

э.

а:

Среднесписочная численностьработников за предшест нующи й кал е нда р н ь: й год

Доход (без учета НДС) за предшествующий календарный год

Суммарная даля участия других юридических лиц, не ЯВЛЯЮЩИХСЯ МЛЛЫМИ, СРЕДНИМИ ИЛИ ИНП<7фЭННЫМ|

Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, мун и ципалын ы* образований, рел и г ноэнык, общественных оигончнцирифочдоо

Рис. 3. Критерии отнесения субъекта хозяйствования к категории микропредприятия [1]

в) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд Российской Федерации) разработал типовую форму трудового договора, обязательную к применению с 2017 года в микропредприятиях, в т. ч. для индивидуальных предпринимателей, отказавшихся от ЛНА, содержащих нормы трудового права [3, 8]. Типовая форма включает в себя одиннадцать разделов:

I. Общие положения.

II. Права и обязанности работника.

III. Права и обязанности работодателя.

IV. Оплата труда работника.

V. Рабочее время и время отдыха работника.

VI. Охрана труда.

VII. Социальное страхование и иные гарантии.

VIII. Иные условия трудового договора.

IX. Изменение условий трудового договора.

X. Ответственность Сторон трудового договора.

XI. Заключительные положения.

Данная типовая форма трудового договора применима для дистанционных, надомных работников, иностранных граждан и лиц без гражданства [4, 7].

В случае, если микропредприятие уже имеет заключенные трудовые договоры и у него отсутствуют локальные акты, ему представляется необходимым с 01.01.2017 заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, излагающие трудовые договоры в новой редакции в соответствии с типовой формой.

В то же время обязанность каждой компании иметь бухгалтерские документы никто не отменял. Основные бухгалтерские документы по оплате труда представлены на табл. 1. Хранение таких документов обязан обеспечивать руководитель компании. А если документы имеют электронной формат, для их сохранности необходимо заверить каждый электронный документ электронной подписью.

Таблица 1

Документы по учету рабочего времени и оплате труда для всех компаний

Документ Срок хранения

№ Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» или № Т-13 (для электронных пропусков) 5 лет 75 лет — при вредных условиях труда

№ Т-49 «Расчетно-платежная ведомость» № Т-51 «Расчетная ведомость» № Т-53 «Платежная ведомость» 5 лет 75 лет — при отсутствии лицевых счетов

№ Т-53а «Журнал регистрации платежных ведомостей» 5 лет

№ Т-54 «Лицевой счет» 75 лет

№ Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику» 5 лет

№ Т-61 «Записка-расчет о прекращении (расторжении) трудового договора с работников (увольнении) 5 лет — при условии проведения проверки 75 лет — при отсутствии лицевых счетов

Документы о командировании работников 5 лет

Справки о заработной плате за два предыдущих года 5 лет

Стоит также отметить, если компания потеряет статус микропредприятия (когда лимиты по доходам, численности и доли участия в уставном капитале в течение трех календарных лет подряд окажутся выше установленных), и соответствующие изменения будут внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в течение четырех месяцев со дня внесения сведений об этом в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства она должна оформить трудовые отношения согласно общеустановленному порядку:

- заново утвердить все необходимые локальные нормативные акты;

- перезаключить трудовые договоры, заменив типовую форму на обычную.

В заключение перечислим основные выводы и нововведения в кадровом учете для малого предприятия:

- работодатель, являющийся малым предприятием, вправе заключать срочные трудовые договоры с работниками;

- работодатель, являющийся микропредприятием, вправе отказаться от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положений об оплате труда, премировании, графика сменности и др.);

- документом, на основании которого осуществляется регулирование трудовых отношений на микропредприятиях при отсутствии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, является трудовой договор, типовая форма ко-

торого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 858 от 27.08.2016 г.;

- в случае утраты работодателем статуса микропредприятия трудовые отношения необходимо оформлять по общим правилам.

Литература

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 348-Ф3 «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2016 г. № 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем — субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям»

4. Богатырева С. Н. Актуальные вопросы организации ведения бухгалтерского учета дистанционным бухгалтером // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. Материалы Международной научно-практической конференции под научной редакцией Е. М. Сорокиной. 2014. С. 21-27.

5. Богатырева С. Н. Проблемы утверждения форм первичных документов // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2012. № 1. С. 98-103.

6. Богданович И. С., Соболева О. А. Место внутреннего контроля в системе управления предприятием и форма его организации // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Экономические и технические науки». Выпуск 5. Псков: ПсковГУ, 2014. С. 66-74.

7. Гильмиярова М. Р. Иностранная рабочая сила: правила трудоустройства и особенности налогообложения // Вестник ПсковГУ, серия «Экономика, управление и право». Выпуск 4. Псков: Псковский государственный университет, 2016. С. 53-60.

8. Тишин А. П. Типовая форма трудового договора для работодателей-микропредприяти // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение, № 10, октябрь 2016 г., С. 66-70.

Об авторе

Гильмиярова Мария Рафиковна — старший преподаватель кафедры учета, анализа и налогообложения, аспирант, финансово-экономический факультет, Псковский государственный университет, Псков, Россия.

E-mail: buh-gmr@yandex.ru

M. R. Gilmiyarova

INNOVATIONS IN PERSONNEL RECORDS FOR A SMALL BUSINESS IN THE FACE OF MICROENTERPRISES

Established in the law regulation of labor relations is designed for large and medium-sized organizations. In general, these rules do not take into account the current features of the economic position of small business. The activities of such entities financially

unstable, depends on the state of the economy may be short-lived. The employees of micro-enterprises can combine functions such as management, support, and key personnel. Such companies, usually limited financial possibilities to support their staff. The article talks about innovations in personnel records for microenterprises.

Key words: small business, microenterprise, personnel records, local regulatory acts, the employment contract.

About the author

Gilmiyarova Maria Rafikovna, Senior Lecturer. Accounting, Analysis and Taxation Department, Financial and Economic Faculty, Pskov State University, Pskov, Russia. E-mail: buh-gmr@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.