DOI: 10.24412/CI-35953-2021-1-274-280
Н. В. РЫЧКОВА
Новаторство и традиции в творчестве кружевницы Г. А. Котовой
Представленная работа является результатом многолетней собирательской, научно-исследовательской и практической деятельности автора в изучении традиций русского круже-воплетения. Статья раскрывает художественное своеобразие одной из традиций русского кружевоплетения - т. н. балахнинского кружева - через стилевые и орнаментальные особенности, а также предлагает анализ персонального творчества современного балахнинского мастера, члена СХР Галины Александровны Котовой, творчество которой искусствоведами ранее не изучалось.
Ключевые слова: балахна, промысел, кружево, кружевоплетение, балахнинское кружево, обучение, Котова, традиция.
N. V. RYCHKOVA
Lacemaking tradition and innovations in works of Galina Kotova
The article presents results of many years of the collecting, research and practical activity in studying the Russian lacemaking traditions. It uncovers the artistic peculiarity, stylistic and ornamental qualities of one of the Russian lacemaking traditions, the so called Balakhna lace. The research is based on an analysis of the personal work of the contemporary Balakhna master, Galina Aleksandrovna Kotova (member of the Union of Russian Craftsmen) whose works have never been described before by the by fine art experts and historians. It is also worth mentioning that there is currently no other comprehensive research of the art of Balakhna lacemakers.
Keywords: Balakhna, craft, lace, lacemaking, lace of Balakhna, study, Kotova, tradition.
Проблема сохранения народной традиции всё так же актуальна, что не раз отмечали в своих трудах М. А. Некрасова [Некрасова 1983], А. Б. Салтыков [Салтыков 1968] и другие исследователи народного искусства. Также одной из ключевых задач современности является не только сохранение традиции ремесла, но и его развитие. Искусство знает немало методов передачи и преемственности традиции, однако ключевым фактором остаётся личность мастера, его подход к осознанию ценности той информации и культуры, носителем которой он является.
В настоящей работе исследуется сохранение и передача традиции кружевоплетения одной из носителей народной культуры, Галиной Александровной Котовой - признанной мастерицей кружевоплетения, чьё творчество целиком посвящено возрождению «балахон-ского манера» плетения кружева, традиционного промысла Балах-нинского уезда Нижегородской губернии.
В основе балахнинского кружева лежит многопарная техника плетения. Фоном в изделиях служат основные сетки: московская, клюневая, двухбулавная. Для обогащения фактуры в мотивах используют вспомогательные сетки: тенятниковую, жемчужную, тюлевую, редко французскую. Все орнаментальные формы, за редким исключением, выплетаются полотняным переплетением. В орнаменте может также присутствовать скань в одну нить, обводящая мотивы узора с внешней и внутренней стороны; сам орнамент состоит из определённого набора мотивов: стилизованные ветки, цветы, листья, показанные в двух проекциях.
Формирование композиции изделий имеет устойчивые традиции:
1) трёхчастная композиция: центральная часть изделия (вазон), цветочно-растительная гирлянда, «клюневый» край;
2) строго симметричная композиция косынок и шарфов (при этом в платках она может быть и диагонально-симметричной);
3) центр изделий, как правило, облегчён за счёт использования двухбулавной сетки, на которой чёткими очертаниями выделяется вазон с несколькими ярусами узора;
4) орнаментальная гирлянда из ветвей с Б-образным изгибом и завитками, цветов, стилизованных листьев, гроздей винограда и пр., разделяющая центр и край;
5) край изделия формируется из клюневой сетки и может иметь разные завершения:
- кольца с полой серединой и вписанными розетками из насновок,
- фестончатый край из колец (больших или малых) с полой серединой и вписанными розетками из насновок,
- фестончатое завершение из «денежек» плотного полотняного плетения (на пять «денежек», на шесть «денежек» и т. д.), где на стыке фестонов клюневая сетка прорезается петлеобразными элементами (типа неравномерной по ширине вилюшки), в узких частях вилюшки, между «денежками», розетка из насновок с полотняным переплетением в середине или насновочно-плетешковое заполнение, как в элементе «огурец». В таком типе края может встречаться мысообразный элемент, выплетенный сеткой.
Галина Александровна Котова более тридцати пяти лет занимается возрождением былой славы балахнинского кружева, внимательно и бережно относится к сохранению народных традиций. В то время как многие другие балахнинки переключились на плетение сцепного кружева и осваивают эту несложную технику плетения, восхищаясь «вологодским манером», Котова обращается к традиционному для Балахны типу плетения.
Основы традиции мастерица начала постигать во время работы на фабрике, изучая старые сколки кружева и изделия старых мастеров. Личное знакомство с легендарными кружевницами легло в основу восприятия ещё живой народной культуры, полной гармонии и строгой красоты. Впоследствии Галина Александровна постоянно прибегала к созерцанию и анализу как одним из ключевых творческих методов, позволившим провести живую нить ремесла из прошлого в современность. Кроме этого, она скрупулёзно изучала технологию традиционного плетения, восстанавливала закономерности кружевного искусства, исследовала каноны. Работая в цехе кру-жевоплетения, Котова выплетала изделия по готовым сколкам, но с 1992 г. начала разрабатывать свои собственные узоры и создавать сколки для себя и своих учениц из студии «Балахнинские узоры». В этих работах в полной мере проявились как художественный вкус и фантазия автора, так и особое чувство красоты своей земли.
Во всех работах Г. А. Котова последовательно придерживается многопарной техники и традиционной манеры кружевоплетения. Так, большинство косынок («Балахнинские напевы» 2000 г., «Очарование» 2005 г., «Балахнинские узоры» 2004 г., «Весна» 2007 г. и др.) компо-
зиционно аналогичны работам старых мастеров промысла, хранящимся в музейных фондах. Котова соблюдает традиционную форму косынок, шарфов, вписывая в них орнамент, характерный для «бала-хонского манера», т. е. разделяя растительно-цветочной гирляндой край и центр изделия, используя традиционные мотивы в виде цветов, условных вазонов, «огурцов», цветов граната и гроздьев винограда. Сохранена и традиция использования разнофактурных сеток в одном изделии, однако сетки художница подбирает индивидуально, исходя из художественных задач и узора. Чаще всего в работах используются камфорная, двухбулавная, московская, клюневая сетки; кроме того, нередко встречаются мушки, жемчужная сетка и их комбинация - рыбчатая сетка.
Постижение художественной традиции - непростая задача для современного художника: антагонизм, ритмы и запросы нынешнего мира зачастую превращают буквальное следование традиции в китч. А. Б. Салтыков писал: «Нельзя механически и отвлечённо создавать народность. <...> Народность передаётся из поколения в поколение, и здесь огромное значение имеет опыт народа, опыт поколений» [Салтыков 1968, 52].
В то же время переосмысление современности через призму традиции под силу только тем ремесленникам, кто не мыслит себя вне традиции, относясь к ней не как к рамкам жёстких ограничений, но как к инструменту созидания. Создавая кружевные работы, Котова даёт мотивам новое, современное звучание, протягивая нить народного мастерства через века. Её работы соответствуют всем канонам «балахонского манера», но отличаются от изделий старых мастеров. В поисках своего стиля Котова не спорит с ними, а скорее прислушивается, ориентируясь на дошедшие работы. В совершенстве освоив народные корни и основы сложного рукоделия, она развивает эти традиции через поиск нового художественного языка, обогащая орнамент новыми мотивами, новыми приёмами, что в итоге позволяет по-настоящему оживить былую традицию в актуальных и современных работах. В частности, новаторство Галины Александровны Котовой проявилось в новом подходе к технологическому
процессу изготовления крупных кружевных изделий - косынок. Её личной находкой стало бесшовное изделие, когда косынка выплетается вся целиком, без сшивок. В работах старых мастеров промысла таких технологических решений не было, все изделия были сшивные.
Другим новаторским подходом является обращение к новым мотивам, обогащающим орнаментальный ряд современных изделий. Так, Галина Александровна стремится к натуралистическим изображениям в своих работах, зачастую обращаясь к разным источникам в поисках необычных форм и решений. Свидетельством этому являются её разработки мотива «балахонской розы» и панно на темы русских сказок, цветочных композиций: воротники («Розы» 2001 г.), салфетки различных форм («Лето» 2004 г., «Подарочная»
2004 г., «Цветы» 2008 г., «Роза» 2009 г.), шарфы («Земля Балахнин-ская» 1999 г., «Аннушка» 1999 г., «Сударушка» 2007 г.), панно («Птичка»
2005 г., «Сказка» 2006 г., «Жар-птица» 2006 г.). В теме сказок также проявился новаторский подход в попытке ввести в кружево Балахны сюжет и решить его как станковое произведение.
Живая и наблюдательная по натуре, Котова вносит в свои работы неожиданную для кружева рефлексию, динамику и разнообразие. Всё увиденное художницей находит отклик в её изделиях, проявляясь в необычной интерпретации. Мастерица находит новые творческие решения, которые становятся органичным продолжением существующей традиции, при этом не ломая старых канонов.
В то же время приходится с сожалением отметить, что как такового промысла кружевоплетения в Балахне сохранить не удалось. В настоящее время плетением кружев занимаются лишь отдельные любители, большинство из которых освоили основы ремесла под руководством Котовой, но далеко не все восприняли от неё требовательность к следованию традиции и высокому качеству изделий. На сегодняшний день основной проблемой сохранения уникального балахнинского кружева является пренебрежение традицией. Большинство рукодельниц не включились в существующую художественную традицию, а следуют собственным представлениям о своей роли в искусстве. Кроме того, существует проблема неквалифицирован-
ных псевдоисследований балахнинского кружева, когда неспециалисты публикуют работы, в большей степени посвящённые саморекламе, нежели научно и исторически достоверному исследованию изучаемого вопроса - что, в свою очередь, приводит к тиражированию безграмотных трудов и кружева низкого качества, в том числе и за рубежом. Такой подход уничтожает ещё живую связь ремесла прошлого и настоящего, а низкокачественные кружевные изделия обесценивают репутацию промысла и кружевниц.
Проблема качества изделий остро стоит в декоративно-прикладном искусстве, а особенно в кружевном производстве. А. Б. Салтыков писал, что «надо делать и делать, но стараться и делать хорошо, не халтурно, с учётом народных традиций, народного понимания, не кое-как. нельзя делать что угодно, нужно делать лучше, и это сделанное найдёт себе пути и будет современным новым искусством, в котором будут использованы и современные материалы, и современные технические приёмы, и получатся современные вещи. <...> В этот момент ниточка традиции должна тянуться. А традиция в русском народном искусстве - это прежде всего наш русский характер, местный, волжский.» [Салтыков 1968, 55].
Рассмотренные работы Галины Котовой позволяют говорить о сохранении народной традиции плетения балахнинского кружева в её творчестве, о вдумчивом и бережном отношении и грамотном использовании не только технологии, но и орнаментального наследия промысла. Работы Котовой отличаются органичным соединением традиций и новаторства. Они гармоничны, обладают особой декоративностью и высоким качеством исполнения. Это помогает мастерице создавать современные вещи, сохраняя в них основные стилевые черты кружева Балахны.
Ещё одно неотъемлемое качество работ Галины Александровны Котовой - это особое чувство любви к родной земле, которое пронизывает всё её творчество. Любая работа мастерицы - гимн любви Нижегородской земле и Балахне.
Одной из личных заслуг Галины Александровны является искреннее желание передать знания и навыки старинного
рукоделия балахнинок, сохранить и оживить народную традицию, сделать её неотъемлемой частью культурной жизни города Балахны и Нижегородской области.
Творчество Котовой уникально и значимо для сохранения местной художественной традиции и по праву может считаться национальным достоянием. Галина Котова - художник удивительного и самобытного дарования, талантливый и творческий мастер и педагог.
Литература:
Некрасова 1983 - Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры.
М.: Изобразительное искусство, 1983. Салтыков 1968 - Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. М.: Просвещение, 1968.