4. Евтушенко Е. Оценка инновационного потенциала предприятия / Е.Евтушенко // Инвестиции и инновации. - 2016. -№ 11. - С. 63-68.
5. Караваев И.Е. Оценка инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса / И.Е. Караваев // Российское предпринимательство. - 2017. - № 10. - С. 74-80.
6. Котлярова С.Н. Формирование кластерной политики в регионах / С.Н. Котлярова // Экономика региона. - 2019 - №2.
- С. 306-315.
7. Кувалин Д.Б. Российские предприятия весной 2016 г.: взаимоотношения со структурами государственной власти в условиях экономической депрессии / Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев, П.А. Лавриненко // Проблемы прогнозирования. -2016. - № 6. - С. 119-128.
8. Узбекова А.Ф., Огородникова Е.П. Финансовый контроль как условие эффективной деятельности корпорации // В сборнике: Теория и практика финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей. Сборник трудов II Национальной научно-практической конференции. под общ. ред. Е.П. Масюткина. Керчь, 2020. С. 809-813.
9. Фролов И.Э. Научно-технологический потенциал России на современном этапе: проблемы реализации и перспективы развития / И.Э Фролов // Проблемы прогнозирования. - 2016. - № 1. - С. 3-20.
10. Цуканова Н.Е. Методы оценки инновационного потенциала производственных предприятий / Н.Е. Цуканова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2015. - № 3. - С. 236-242.
11. Соменкова Н.С. Инновационный потенциалом промышленного предприятия / Н.С. Соменкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2017. - № 3-1. - С. 243-245.
12. Кулакова Л.И. Кластерный подход - основа развития регионов / Л.И. Кулакова// Предпринимательство. - 2017. - № 2.
- С. 121-130. References:
1. Adamova K.Z. Clusters: concept, conditions of occurrence and 95 functioning / K.Z. Agalarova // Bulletin of the Saratov State Technical University. - 2015. - No. 1. - S. 56-60.
2. Bobrova S.Ya. Topical issues of cluster formation as a tool for increasing the competitiveness of an enterprise / S.Ya. Bobrova // Fundamental research. - 2018. - No. 12 - S. 508-509.
3. Mastikhin, V.Yu. (2016). Special economic zones in Russia: assessment of results and development prospects. // International Journal of Economics and Financial Affairs, 6(S1), 275-279.
4. Evtushenko E. Evaluation of the innovative potential of the enterprise / E. Evtushenko // Investments and innovations. -2016 - No. 11 - S. 63-68.
5. Karavaev I.E. Assessment of the innovative potential of enterprises of the military-industrial complex / I.E. Karavaev // Russian Entrepreneurship. - 2017 - No. 10 - P. 74-80.
6. Kotlyarova S.N. Formation of cluster policy in the regions / S.N. Kotlyarova // Economics of the region. - 2019 - No. 2. -S. 306-315.
7. Kuvalin D.B. Russian enterprises in the spring of 2016: relationships with state authorities in the context of economic depression / D.B. Kuvalin, A.K. Moiseev, P.A. Lavrinenko // Problems of Forecasting. - 2016 - No. 6 - P. 119-128.
8. Uzbekova A.F., Ogorodnikova E.P. Financial control as a condition for the effective operation of a corporation // In the collection: Theory and practice of financial and economic activities of enterprises in various industries. Proceedings of the II National Scientific and Practical Conference. under total ed. E.P. Masyutkin. Kerch, 2020. S. 809-813.
9. Frolov I.E. Scientific and technological potential of Russia at the present stage: problems of implementation and development prospects / I.E. Frolov // Problems of Forecasting. - 2016 - No. 1 -S. 3-20.
10. Tsukanova N.E. Methods for assessing the innovative potential of industrial enterprises / N.E. Tsukanova // Proceedings of the Tula State University. Economic and legal sciences. - 2015 - No. 3 - P. 236-242.
11. Somenkova N.S. Innovative potential of an industrial enterprise / N.S. Somenkova // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. - 2017. - No. 3-1. - S. 243-245.
12. Kulakova L.I. Cluster approach - the basis for the development of regions / L.I. Kulakova// Entrepreneurship. - 2017. - No. 2. - P. 121-130.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-248-256
Д.В. Ланская - к.э.н., доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, доцент, Кубанского государственного университета, lanskayadv@yandex.ru;
D.V. Lanskaya - Ph. D., associate Professor of the Department of General, strategic, information management and business processes, associate Professor, Kuban state University, Krasnodar;
А.В. Ковтун - магистрант Кубанского государственного университета, annaamigel@yandex.ru; A.V. Kovtun - undergraduate of the Kuban state University;
ВА Северенко - магистрант Кубанского государственного университета, vera_severenko@mail.ru; V.A. Severenko - undergraduate of the Kuban state University.
НОСИТЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ CARRIERS OF INTELLECTUAL HUMAN CAPITAL IN THE REPRODUCTION PROCESS OF AN INTELLECTUAL CORPORATION
Аннотация. В статье выявлена и анализируется проблема удержания к корпорации ключевых сотрудников - носителей интеллектуального человеческого капитала. Талантливые сотрудники - это ценность любой корпорации. И проблема их удержания, развития и создания среды для интеллектуального роста носит многофакторный характер. Цель настоящего исследования производится с системных позиций определение факторов, влияющих на эффективность развития не только человеческого капитала, но и поддержания морально-психологического климата в коллективе. Интеллектуальный человеческий капитал - это социально-
экономическая категория, которая заключается в специфических свойствах, предполагающих социальную природу его факторов. Результативному развитию такого капитала всеобщее внимание приковано со стороны инновационных, активных организаций, притом, что со стороны компаний, производящих стандартные продукты и услуги такого внимания нет. В работе выявлено, что, оценивая, с позиции политики развития интеллектуального человеческого капитала в отечественных компаниях, можно выделить, что его уровень существенно отстает от уровня зарубежных компаний. Показано, что компании, внедряя инновации, которые базируются на организационно-экономических методах, автоматически повышают эффективность производства в целом и организации бизнес процессов на высшем уровне. Одним из таких методов является контроллинг. Внедрив в работу организации систему контроллинга, можно облегчить информационно-аналитический процесс принятия управленческих решений со стороны менеджеров, руководства. Теоретическая значимость заключается в определении конкурентоспособности и анализе уникальных качеств корпорации в экономике знаний. Практическая значимость заключается в разработке организационно-экономической модели контроллинга корпорации знаний, заключающаяся в научно-практической специальности экономика и управление в народном хозяйстве.
Abstract. The article identifies and analyzes the problem of retaining key employees - carriers of intellectual human capital-to the corporation. Talented employees are the value of any corporation. And the problem of their retention, development and creation of an environment for intellectual growth is multi-factorial. From a systematic point of view, we determine the factors that affect the effectiveness of the development of not only human capital, but also the maintenance of the moral and psychological climate in the team. Today, intellectual human capital is a socio-economic category, which consists in specific properties that imply the social nature of its factors. The effective development of such capital is focused on the part of innovative, active organizations, despite the fact that there is no such attention on the part of companies that produce standard products and services. Accordingly, judging from the position of the policy of developing intellectual human capital in domestic companies, it can be emphasized that its level is significantly behind the level of foreign companies. Companies, introducing innovations that are based on organizational and economic methods, automatically increase the efficiency of production in general and the organization of business processes at the highest level. One of these methods is controlling. By implementing a controlling system in the work of the organization, it is possible to facilitate the information and analytical process of making managerial decisions on the part of managers and management. This research paper proposes an organizational and economic model of controlling the knowledge corporation, which consists in the scientific and practical specialty of economics and management in the national economy.
Ключевые слова: интеллектуальная корпорация, интеллектуальная среда, контроллинг персонала, конкурентные преимущества, системный подход, таланты, удержание талантов, человеческий капитал, экономика знаний.
Keywords: Intellectual Corporation, intellectual environment, personnel controlling, competitive advantages, systematic approach, talents, talent retention, human capital, knowledge economy.
Введение
Устойчивые конкурентные преимущества в корпорации экономики знаний всецело определяются наличием и результативностью деятельности носителей человеческого капитала. Поэтому крайне важно не только создать удобную среду для творческой деятельности, но сопровождать ее системой мер по их удержанию с особой атмосферой приверженности и удовлетворенности [1, 3, 5, 6].
Интеллектуальный человеческий капитал перетекает в такую среду, которая:
- сформирована на основе взаимосвязи как личностных, так и профессиональных качеств человека. Эта среда характеризуется инвестициями первоочередного порядка в развитие продуктов, услуг, патентов и т.п.);
- ненавязчива, то есть существуют организационные принципы мягкого порядка, которые носят ориентирующий характер;
- предоставляет возможности для развития потенциала посредством мягкого улучшения личностных качеств человеческого капитала;
- помогает взаимодействовать с широким кругом людей, образовывая и развивая социальный капитал внутри организации [4, 6, 8, 15].
Носители человеческого капитала по архетипу представляют собой идентичность у всех людей, и образует всеобщее основание духовной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. Этот слой психики непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами.
На этапе перехода от пятого технологического уклада к шестому обостряется актуальная проблема работы с талантливым персоналом. Менеджмент придет к децентрализации принятия решений, снижению иерархической лестницы, увеличению самоуправления и выполнение работы человеком станет более индивидуализированной [9-12]. Г.Б. Клейнер высказал идею о том, что уникальные управленческие идеи и решения будут формировать носители уникальных знаний - носители человеческого капитала, а их исполнять их станет менеджмент [5, 10, 12]. Видимо изменится сам процесс разработки и принятия управленческих решений в интеллектуальных корпорациях.
Главным в управлении персоналом станут не столько формирование лидерских качеств, а формирование интеллектуальной компетентности и особой средовой креативной системы свободной от излишней заорга-низованности в корпорации и привлекательной для элиты - носителей интеллектуального человеческого капитала. Такие принципиально новые условия деятельности невозможно создать без сопутствующего разрешения ряда сложившихся стереотипных практик:
- изменение трудового статуса носителей интеллектуального капитала потребует иной динамики раз-
вития бизнеса,
- предоставление уникальных условий для повышения квалификации по наукоемким программам, освоения новых знаний,
- сервисное обеспечение и формирование специальной среды для оценки результативности их деятельности,
- изменение организации их деятельности, в частности сессионный режим с отчетами в режиме круглых столов с коллективной генерацией идей решения проблем.
Изменение стереотипных подходов к организации деятельности носителей уникального человеческого капитала в условиях их существенного возвышения в корпорации является актуальным с теоретической и с практической точек зрения.
В управленческой сфере будет происходить трансформация института техноструктуры в знаниеструк-туру за счет синтеза контроллинга и управления знаниями [5, 8].
1. Капиталограмма интеллектуальной корпорации
Интеллектуальная корпорация является притягательной для носителей интеллектуального человеческого капитала. Свойства интеллектуальной корпорации исследовали Г.Б. Клейнер [9-12], В.В. Ермоленко [5-7], Г.Н. Тугускина, М. Рубинштейн, А. Фирстенберг, Л. Эдвинссон, D.A.Tecce и др.
Результативность, эффективность и качество деятельности корпорации в цифровой экономике знаний во все возрастающем масштабе будет зависеть от объема и эффективности вовлечения интеллектуального капитала в воспроизводственный процесс [15, 16].
Г.Б. Клейнер, развивая системно-интеграционную теорию фирмы, исследовал особенности интеллекта во взаимодействии с ментальными способностями и материальными ресурсами фирмы в стратегическом и тактическом аспектах. Классифицируются типы интеллекта в зависимости от его участия в постановке и решении возникающих перед фирмой задач. Намечены перспективные направления развития и применения интеллектуальной теории фирмы [9].
Предложить теорию интеллектуальной фирмы -это важно [9]. Но еще необходима проработка всего комплекса институциональный, организационных, стратегических изменений прорывного характера, а также проблем формирования гармоничных конфигураций капиталов (капиталограмм) при ведущей роли невещественных капиталов [6].
Интеллектуальный капитал корпорации определяется как рыночная стоимость компании за вычетом стоимости материальных активов. Доля ИК в общей стоимости по данным РБК составляет 81 %, что является максимальным показателем для всех остальных компаний, специализирующихся на предоставлении услуг и реализации товаров населению.
Доля ИК российских компаний
■ Яндекс
■ Mail.Ru Group
Рисунок 1 - Топ-10 компаний по интеллектуальному капиталу
Из рисунка 1 видно, что лидирующую позицию заняла компания «Яндекс» - 62 %, Mail.Ru Group на втором месте, притом, что в 2019 году корпорация была лидером рейтинга с показателем в 92 %.
Интеллектуальная организация отличается от индустриальной преобладанием невещественного капитала, т.е. ядро капиталов в пространстве и времени определяется характером реализации воспроизводственного процесса и его стратегией. В интеллектуальной организации бизнес - процессы основаны, прежде всего, на синтезе процессов обучения, исследования, управления.
Интеллектуальные организации имеют плоскую структуру. Менеджер интеллектуальной организации в большей степени лидер, исследователь и конфигуратор, чем администратор. Управление поведением персонала интеллектуальной организации состоит в создании условий для обучения, творчества, естественного обмена знаниями и их накопления в коллективной памяти организации, самореализации сотрудников в интересах формирования общего интеллектуального пространства.
Главная задача технологий в интеллектуальной компании - снизить влияние человеческого фактора на операционную деятельность и сосредоточиться на инновационной и стратегическй, а также суперстратегической деятельности.
Интеллектуальная компания - один из этапов цифровой трансформации, которую переживают сейчас многие предприятия. Но сам по себе переход на digital-инструменты в некоторых бизнес-процессах не делает компанию интеллектуальной автоматически. Чтобы считаться таковой, она должна отвечать трем условиям.
Первое. Хотя бы в одном бизнес-процессе в компании должен быть внедрен автоматизированный процесс сбора и передачи информации с датчиков в режиме реального времени (промышленный интернет).
Второе. Рутинные операции с физическими объектами в интеллектуальных компаниях роботизированы и проходят без непосредственного участия человека. Так уже работают склады Amazon: все манипуляции с товарами совершают автономные машины-погрузчики. О каждой операции они сообщают автоматизированной системе сбора данных, которая «знает» актуальное положение и состояние каждого товара в любой момент.
Третье. В интеллектуальной компании для принятия решений применяются технологии обработки больших данных. Умные системы аккумулируют информацию о бизнес-процессах (производстве и продажах, например) и создают на её основе прогнозные сценарии. Они оптимизируют деятельность предприятия и повышают его прибыль. Например, если есть данные о росте спроса, система сама это определит и инициирует увеличение производства по всей его цепочке.
К признакам интеллектуальной организации, указанным в [1], необходимо добавить:
1. Изменяется характер собственности.
2. Творческая работа носит дискретно - прерывистый характер.
3. Критерии эффективности работы носят дополнительно немонетарный характер.
4. Инвестиции финансового характера уходят на другой план и первое место выдвигается «опыление» идеями и разработками.
5. Меняется характер основных средств, все большее значение приобретают объекты интеллектуальной собственности.
6. Особую стоимость приобретают носители интеллектуального человеческого капитала, которые не принадлежат корпорации на праве собственности.
7. Коренным образом меняется мотивация труда носителей интеллектуального человеческого капитала.
8. Управление знаниями - основная функция управления интеллектуальной корпорацией.
Большое значение сегодня имеет процесс повышения интеллектуального уровня компании. Организационный интеллект - это способность фирмы целенаправленно обрабатывать, интерпретировать, оцифровывать, конфигурировать знания и иметь к ним доступ для повышения адаптационного потенциала компании во внешней среде.
Организационная компетентность складывается из формулировки стратегии и целей компании, выделении конкретных задач деятельности сотрудников, определение непосредственных поведенческих реакций персонала в ходе решения задач. Также, создание шкалы оценки, описывающей допустимое, недопустимое и выдающиеся поведение на рабочем месте [1].
Контроллинг в такой корпорации меняет свой предмет деятельности и нацелен на формировании инфраструктуры и рационального расходования невещественных капиталов, а также формирования среды для творческой деятельности. Контроллинг обеспечивает носителей человеческого капитала инструментами решения ряда задач мониторинга изменения уровня компетенций сотрудников на основе показателей эффективности, построения траектории индивидуального обучения и определения потенциала роста эффективности при выполнении персоналом своих трудовых функций и задач в результате обучения и повышения квалификации.
А.В. Неклесса отмечал: «В дальнейшем новый тип «интеллектуальных корпораций» прямо сливается с инфраструктурой закрытых клубов, рождая многочисленные метаморфозы - передаточные ремни нового поколения социальных проектов».
Таким образом, в современных изменяющихся тенденциях общества и мировой управленческой мысли, для российских организаций важным моментом является то, что они должны уделять повышенное внимание развитию интеллектуального капитала. Содержательно подобное развитие включает: анализ зарубежного опыта, повышение значимости знаний, непрерывное образование персонала. Кроме этого, важным условием может быть создание интеллектуальной среды в компании, где будут результативно использоваться знания (генерация идей, передача опыта, мониторинг перспективных предложений). Для большего эффекта и вовлечения максимального количества сотрудников необходимо разрабатывать систему поощрений за такое участие. Главный тренд на сегодня не только развитие интеллектуального капитала отдельно взятого работника, но и всего коллектива в целом. Привитием компетенций здесь уже не обойтись. Нужны методы освоения принципиально новых знаний. Когнитивная тематика выходит в авангард.
2. Системный анализ когнитивной среды в интеллектуальной корпорации
Деятельность интеллектуальной компании, а также ее эффективность функционирования, в наибольшей степени зависит от ее когнитивного уровня, который, в свою очередь, определяется не только традиционными, но факторами нового качества экономического развития - невещественными капиталами: ментальным, историческим, информационным, культурным, социальным, интеллектуальным и др. капиталами [2, 5, 6, 9, 12, 15]. Основной задачей корпорации является создание условий и особой среды для формирования и развития факторов нематериального порядка. Среди таких факторов выделяется три компонента, на которые необходимо выделить особое внимание для создания особой среды в интеллектуальной корпорации:
- индивидуальная компетентность. Заключается в способности сотрудников самостоятельно действовать во всевозможных ситуациях, применяя свои навыки, опыт, ценностные установки, образование.
- внутренняя структура предприятия. Заключается в собственно созданной работниками структуры и включает в себя управленческую и информационную системы, организационную культуру.
- внешняя структура предприятия. Заключается в установленных связях с клиентами, заказчиками, конкурентами, а также включают имидж и торговые марки предприятия [6].
На основании этих компонентов для создания особой среды в интеллектуальной компании, выделяются следующие основополагающие факторы:
1) Приоритет в достижении результата. В связи с тем, что деятельность интеллектуальной компании включается в себя огромное множество различных сложных творческих процессов по организации и контролю, то система и построение работы сотрудников необходимо базировать на основе цели или результата, а не задачи. Следование этому фактору подразумевает за собой поручение специалисту или группе специалистов выполнить все этапы процесса. Это позволяет создать творческую экосистему работы и повышает шансы на более успешное и эффективное выполнение работы.
2) Зависимость от результата. При заинтересованности специалиста в качестве результата его работы, он может использовать экспертную систему и базу данных для самостоятельного выполнения всех этапов процесса. В этом случае потребность в оперативном управлении операциями снижается, а функции управления становятся задачей наивысшего уровня управления.
3) Однократная фиксация информации. На современном этапе информационного развития технологии позволяют вносить информацию в базы данных, доступ к которым открыт только заинтересованным пользователям. Учитывая особый характер информационных корпорация, появляется возможность ограничить доступ к определенным базам данных и использовать средства защиты информации. Реляционные базы данных и системы обмена данными упрощают ввод, сбор, хранение и передачу информации. За счет единого источника данных и системной интеграции, предприятие может устранить избыточный ввод данных, повысить надежность и устранить необходимость исправления неизбежно возникающих ошибок.
4) Обработка информации ее генератором. Необходимо учитывать, что управление ИК включает в себя в значительной мере управление информационными потоками, поэтому существует потребность в оптимизации и сокращении линейных связей. В связи с этим представляется целесообразным включить обработку информации в фактический процесс, производящий эту информацию. Это сокращает время обрабатывания различной информации и количество ошибок, которые могут возникнуть во время этой обработки.
5) Координация процесса. Особенностью управления является параллельная обработка информации. Различные рабочие группы выполняют либо одну и ту же работу, либо разную что приводит к общим результатам. Одновременное выполнение различных этапов работы может сэкономить время, но на этапах интеграции и тестирования часто возникают несоответствия. Придерживаясь принципов координации процессов, которые приводят к общим результатам, создаются связи между параллельными функциями и позволяет координировать соответствующие действия в процессе реализации, а не в конце этапа работы.
6) Децентрализация в принятии решений. Особенности наукоемкой деятельности обуславливают высокую степень ответственности сотрудников за принятие решений. Современные информационные технологии позволяют записывать и обрабатывать данные, а экспертные системы могут в некоторой степени предоставить сотрудникам знания, необходимые для принятия независимых решений. Таким образом, уменьшается количество уровней в иерархии управления и делает саму организацию более компактной. В связи с этим меняется роль лидера. Из контролера и начальника он становится помощником и наставником.
7) Внедрение контроля в процесс. Процесс творческой деятельности очень сложен с управленческой точки зрения. Включение контроля в процесс дает сотрудникам независимый контроль над промежуточными результатами.
Таким образом, важными условиями, которые имеют значение при построении интеллектуальной корпорации, является система обучения сотрудников, их самоуправление, автономия и определенная свобода, широкий доступ к информации. Интеллектуальные предприятия построены на принципах демократизма, свободы работников и стремления к самообучению, и включая лучшие традиции прошлого и новизну настоящего.
3. Конкурентоспособность или уникальные качества корпорации в экономике знаний
Конкурентоспособность и конкурентные преимущества - краеугольные свойства корпорации индустриального типа. Они отражают способность корпорации быть в авангарде конкурентной борьбы на целевом рынке. Значимость уникальности тех или иных свойств корпорации возрастает. Более того, уникальность конкурентных преимуществ придает ей устойчивость в стратегической перспективе. Носителем конкурентных преимуществ, в какой бы сфере они не рассматривались, всегда является персонал. Если в будущем в интеллектуальных корпорациях операционная деятельность будет осуществляться с минимальным количеством персонала, то возникает большой вопрос: какие факторы будут определять положение корпорации на рынке?
Для интеллектуальной корпорации в обществе и экономике знаний особую роль будут играть ее когнитивные способности. Остановимся на них поподробнее
Обратимся к первому пункту статьи, а именно к условиям, в соответствии с которыми, организация может называться интеллектуальной:
1) Технологии, именно они являются первым фактором (Big Data, автоматизация рутинных процессов). Именно профессиональное использование цифровых технологий делает организацию конкурентоспособной в её сегменте рынка. Однако бесконтрольное внедрение технологий может навредить организации, а не упрочнить ее конкурентное преимущество. Аргументированный и стратегически выверенный платформенный поход к построению управленческого и бизнес - процессов будет длительное время определять конкурентные пре-
имущества корпорации. Сама программно-аппаратная платформа и ее партнер - разработчик существенно будет влиять на корпорации по М. Портеру.
2) Инновационные возможности. Не секрет, что одним из китов конкурентоспособности организации является возможность не только проведения НИР, но и оперативное внедрение результатов науки, изыскание ресурсов для внедрения теоретических наработок в практику деятельности.
3) Адаптивность. Это один из существенных факторов. Высокая адаптивность позволяет организации быстро и гибко реагировать на изменения на рынке или возникновение угроз. Профессиональная реакция на риски, умение их минимизировать и перестраивать свои бизнес - процессы обеспечивает живучесть корпорации в турбулентной среде.
4) Люди. Пожалуй, самый важный фактор. Высококвалифицированные специалисты, мотивированные и творческие являются фундаментом для организации. Каким бы качественным ни было оборудование, какой бы мощной ни была научно-техническая база, люди всегда играли и будут важнейшую роль в конкурентной борьбе. Люди решают большой спектр задач, начиная от специалистов, продолжая контроллерами и заканчивая управленческим звеном. «...я всегда полагал, что главное в работе предприятия — это техника, а оказалось, что главное - это люди.», говорил Н Фомин.
Указанные факторы выступают в качестве ключевых, которые определяют качество уникальности корпорации в экономике знаний.
На данный момент экономика знаний охватывает все сферы деятельности человека. Исходя из статистки международной компании МсЮшеу&Сошрапу, к 2025 году экономика знаний обеспечит от 19 % до 34 % роста ВВП, то есть результативность компаний будет зависеть от уровня ее развития [12]. Ключевым направлением, которое сразу подвергается модернизации в условиях экономики знаний - управление интеллектуальным капиталом.
По мнению большинства исследователей в области экономики, темпы экономического роста, прежде всего, определяются уровнем экономики знаний. На данный момент на долю знаний, используемых в технологиях, оборудованиях, продукции, в крупных развивающихся странах приходится около 85 % прироста ВВП. Выделим тенденции, которые выделяются при успешном развитии экономики знаний (рисунок 2).
Рисунок 2 - Тенденции развития конкурентоспособности в условиях экономики знаний
Исходя из статистики, на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости: 85 % - в США, 89 % - в Великобритании и 90 % - в Японии.
Таким образом, объективная заинтересованность организации должна заключаться в формировании системы управления интеллектуальным капиталом. Управление интеллектуальным капиталом в основном базируется на стратегических сферах работы высшего руководства организации или государственных органов, также оно помогает в достижении общих целей, вовлекая при этом идеи, интересы индивида так и всего коллектива в целом, имеет горизонтальную структуру («гибкие роли»), которая основана на самоконтроле. Для управления интеллектуальным капиталом нужно определить взаимозависимость элементов, составляющих ее, из вышеперечисленного можно выделить такие как:
- инвестирование в качество и поддержания развития интеллектуального капитала, выявление всех рисков, то есть низкая окупаемость;
- мотивирующие составляющие и проявление таких качеств, которые присущи интеллектуальному капиталу (все это приводит к развитию благоприятной атмосферы в коллективе, эффективное управление в организации);
- ценностные установки, использующиеся в процессах управления;
- достойная организация деятельности (возможности для развития творческого подхода, мотивация на саморазвитие).
Внедрение инноваций в работу организации является важным этапом, который нельзя не учитывать при разработке стратегии развития фирмы. В некоторых случаях это может стать ключевым моментом работы. Умелое и правильное внедрение новшеств в работу может дать большое преимущество перед конкурирующими организациями.
4. Модель контроллинга и управления знаниями в интеллектуальной корпорации
В современных условиях функционирования любой компании, в том числе и корпорации знаний организация деятельности должна быть основана на активном применении цифровых технологий. Поддержание достойного уровня когнитивного соперничества во внешней среды организации невозможно без учета факторов цифрового развития.
Развитие экономики знаний входит в перечень условий, которые должны быть соблюдены для становления цифрового общества. Знания являются не просто источником информации, а ценным ресурсом любой деятельности. Особенно это важно при анализе деятельности компании, как организационно-экономического субъекта.
Применение методов контроллинга в корпорации знаний позволяет оптимизировать имеющиеся бизнес-процессы, реорганизовать структуру компании на основе анализа знаниевой базы как основы деятельности в целом.
Как было сказано в предыдущих разделах, корпорация знаний характеризуется в первую очередь, использованием инновационных технологий любого направления. Следует отметить, что ключевой целью такого использования должно стать именно помощь в воспроизводстве интеллектуального капитала компании. Внедрение каких-либо новшеств и технологий для упрощения процесса производства без цели накопления больших, новых, актуальных знаний не принесет положительных результатов, а скорее наоборот, создаст условия для замедления или прекращения интеллектуального уровня компании.
Исследования в области инноваций должны стать элементом воспроизводства знаний и в совокупности с применением новейших технологий, в том числе каких-либо автоматизированных систем, способствовать циркуляции имеющихся знаний в компании и создании новых.
Применение методов контроллинга в компании также включает в себя развитие персонала в той области, которая необходима компании для достижения поставленных целей. Для этого разрабатываются системы развития и мотивации персонала, как пример можно привести применение KPI как способ мотивации и контроля персонала. С другой стороны, контроллинг может способствовать рациональному созданию системы воспроизводства как материальных, так и не материальных активов с учетом поставленных целей и ориентиром на внешнюю среду и рыночную ситуацию. На рисунке 3 представлена возможная организационно -экономическая модель контроллинга в корпорации знаний.
Определение целей и миссии организации
Определение уровня знаний
Диангостика
внутренней среды
Контроль уровня
Разработка стратегии
Реализация стратегии
Рисунок 3 - Организационно-экономическая модель контроллинга в системе управления корпорации знаний
Организационно-экономическая модель контроллинга корпорации знаний связана не только с интеллектуальным капиталом компании, но и с условиями внешней среды. Более того, именно от того, какие процессы происходят во внешней среде организации и какие тренды, и направления являются актуальными на момент анализа зависит ориентированность на специфику воспроизводимых и контролируемых знаний.
Также следует учитывать то, как тесно связана внутренняя среда организации с внешней атмосферой. Зная то, насколько совместимы показатели внешней и внутренней среды можно делать выводы о том, какого уровня знания необходимо приобрести, а какие уже не являются актуальными.
Заключение
В современных быстроменяющихся тенденциях развития для российских организаций особо важным фактором является внимание к развитию человеческого капитала. Трансформация классической компании в корпорацию знаний проявляется в накоплении нематериальных активов. Важными условиями построения интеллектуальной корпорации является непрерывная система обучения сотрудников, их самоуправление, автономия и определенная свобода, широкий доступ к информации. Интеллектуальные предприятия построены на принципах демократизма, свободы работников и стремления к самообучению, включая применение когнитивных методов. Корпорация знаний характеризуется в первую очередь, использованием инновационных технологий любого направления. Следует отметить, что ключевой целью такого использования должно стать именно помощь в воспроизводстве интеллектуального капитала компании. Внедрение каких-либо новшеств и технологий для упрощения процесса производства без цели накопления больших, новых, актуальных знаний не принесет положительных результатов, а скорее наоборот, создаст условия для замедления или прекращения интеллектуального уровня компании.
Интеллектуальные корпорации, в основе деятельности которых лежит воспроизводство знаний и стремление сотрудников к постоянному развитию является одним из самых успешных форм организации бизнеса. Выделены основные направления формирования нематериальных активов:
- следование мировым трендов развития общества, производственных и бизнес-систем;
- создание когнитивной комфортной среды,
- поощрение творчества и всемерного развития персонала;
- повсеместное внедрение инновационных цифровых технологий в управление и бизнес-процессы.
Источники:
1. Альхименко, О. Н. Интеллектуальная организация как фактор развития Российской экономики / О. Н. Альхименко // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2012. - № 5(47). - С. 81-86.
2. Бир С. Мозг фирмы / С. Бир. - Москва: Радио и связь, 1993. - 288 с.
3. Гилева, Т. А. От человеческого капитала к интеллектуальному: три ступени управления / Т. А. Гилева // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2016. - № 3(29). - С. 5-10.
4. Джемаев, О. Т. Применение технологий контроллинга в развитии человеческого капитала крупных компаний / О. Т. Джемаев // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2016. - № 4(56). - С. 18-25.
5. Ермоленко, В. В. Интеллектуальный человеческий капитал в обеспечении принятия уникальных управленческих решений в корпорации. Теория, методология и инструменты / В. В. Ермоленко. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2012. - 363 с.
6. Ермоленко, В. В. Конкурентные преимущества и формирование капиталов корпорации / В. В. Ермоленко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2008. - № 37. - С. 164-172.
7. Ермоленко, В.В. Система сбалансированных показателей и проблема мониторинга состояния корпорации / В.В. Ермоленко // Политематический сетевой электронный научный журнал кубанского государственного аграрного университета - Краснодар, 2008. № 37. - С. 151-163.
8. Интеллектуальные компании: как бизнес вступает в новую эру // vedomosti.ru [сайт]. - 2020. - URL:// https://www.vedomosti.ru/salesdepartment/2019/03/14/intellektualnie-kompanii-kak-biznes-vstupaet-v-novuyu-eru (дата обращения: 13.04.2021)
9. Клейнер Г.Б. Интеллектуальная экономика нового века: экономика постзнаний / Г.Б. Клейнер. // Экономическое возрождение России. - Санкт-Петербург, 2020. - № 1. - С. 35-42.
10. Клейнер, Г.Б. Системно-интеграционная теория: структура и функции предприятия / Г.Б. Клейнер. - Москва: ЦЭМИ РАН, 2005. - 97 с.
11. Ковалев, С.В. Работа с персоналом: системный подход: практическое пособие / С. В. Ковалев. - Москва: Альфа-Пресс, 2008. - 246 с.
12. Ланская, Д. В. Региональная экономика знаний и управленческие инновации / Д. В. Ланская. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. - 304 с.
13. Макаров В.Л. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров, Г.Б. Крейнер. - Москва: Экономика, 2007. - 203 с.
14. Маликова, С.Г., Контроллинг: теория и практика: учебник и практикум для вузов / С.Г. Маликова, С. В. Осипов [и др.]; под общей редакцией С. В. Осипова. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 145 с.
15. Михайлова, А. В. Развитие кадрового контроллинга в системе управления персоналом организации: монография / А. В. Михайлова; А. В. Михайлова; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Магнитогорский гос. ун-т". - Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2008. - 195 с.
16. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпетер; [предисл. В.С. Автономова; пер. с нем. В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю. Чепуренко; пер. с англ. В.С. Автономова, Ю.В. Автономова, Л.А. Громовой, К.Б. Козловой, Е.И. Николаенко, И.М. Осадчей, И.С. Семененко, Э.Г. Соловьева]. - М.: Эксмо, 2008. - 864 с.
17. Configurations of Сapitals of an Innovative Ecosystem in the Economy of Knowledge / D. Lanskaya, B.Ryakhovsky, A.Yakovlenko // Advances in Economics, Business and Management Research, volume 110 6th International Conference on Economics, Management, Law and Education (EMLE 2020). Китай. Atlantis Press. 2020. Краснодар.
18. Teece D. J., Kay N. The evolution of the theory of the firm. Cheltenham, UK: Edward Elgar.2019.
19. Teece D. A. Capability theory of the firm: An economics and (strategic) management perspective. New Zealand Economic Papers, 2017.Vol. 53, No. 1, pp. 1-43. https://doi.org/10.1080/00779954.2017.1371208.
References:
1. Alkhimenko, O. N. Intellectual organization as a factor in the development of the Russian economy / O. N. Alkhimenko // Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. - 2012. - № 5(47). - Pp. 81-86.
2. Bir S. The brain of the firm / S. Bir. - Moscow: Radio and Communications, 1993. - 288 p.
3. Gileva, T. A. From human capital to intellectual: three stages of management / T. A. Gileva // Theory and practice of the service: economy, social sphere, technology. - 2016. - № 3(29). - Pp. 5-10.
4. Dzhemaev, O. T. Application of controlling technologies in the development of human capital of large companies / O. T. Dzhemaev // Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH). - 2016. - № 4(56). - Pp. 18-25.
5. Ermolenko, V. V. Intellectual human capital in ensuring the adoption of unique management decisions in a corporation. Theory, methodology and tools / V. V. Ermolenko. - Krasnodar: Kuban State University, 2012. - 363 p.
6. Ermolenko, V. V. Competitive advantages and formation of corporate capitals / V. V. Ermolenko // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2008. - No. 37. - pp. 164-172.
7. Ermolenko, V.V. The system of balanced indicators and the problem of monitoring the state of the corporation / V.V. Ermolenko // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University - Krasnodar, 2008. No. 37. -pp. 151-163.
8. Intelligent companies: how business is entering a new era// vedomosti.ru [website]. - 2020. - URL:// https://www.vedomosti.ru/salesdepartment/2019/03/14/intellektualnie-kompanii-kak-biznes-vstupaet-v-novuyu-eru (accessed: 04/13/2021)
9. Kleiner G.B. Intellectual economy of the new century: the economy of post-knowledge / G.B. Kleiner. // Economic Revival of Russia. - St. Petersburg, 2020. - No. 1. - pp. 35-42.
10. Kleiner, G.B. System integration theory: structure and functions of the enterprise / G.B. Kleiner. - Moscow: CEMI RAS, 2005. - 97 p.
11. Kovalev, S.V. Work with personnel: a systematic approach: a practical guide / S. V. Kovalev. - Moscow: Alfa-Press, 2008. - 246 p.
12. Lanskaya, D. V. Regional knowledge economy and management innovations / D. V. Lanskaya. - Krasnodar: Kuban State University, 2017. - 304 p.
13. Makarov V.L. Microeconomics of knowledge / V.L. Makarov, G.B. Kreiner. - Moscow: Ekonomika, 2007. - 203 p.
14. Malikova, S.G., Controlling: theory and practice: textbook and workshop for universities / S.G. Malikova, S. V. Osipov [et al.]; under the general editorship of S. V. Osipov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020. - 145 p.
15. Mikhailova, A.V. Development of personnel controlling in the personnel management system of the organization: monograph / A.V. Mikhailova; A.V. Mikhailova ; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, State Educational Institution "Magnitogorsk State University". - Magnitogorsk: Magnitogorsk State University, 2008 - 195 p.
16. Schumpeter J.A. Theory of economic development. Capitalism, Socialism and Democracy / J.A. Schumpeter; [preface by V.S. Autonomov ; translated from German by V.S. Autonomov, M.S. Lyubsky, A.Yu. Chepurenko; translated from English by V.S. Autonomov, Yu.V. Autonomov, L.A. Gromova, K.B. Kozlova, E.I. Nikolaenko, I.M. Osadcha, I.S. Semenenko, E.G. Solo-vyov]. - Moscow: Eksmo, 2008--864 p.
17. Capital configurations of the innovation ecosystem in the Knowledge Economy / D.Lanskaya, B.Ryakhovsky, A.Yakovlenko//Achievements in Economics, Business and Management, Volume 110 of the 6th International Conference on Economics, Management, Law and Education (EMLE 2020). China. Atlantis Press, 2020. Krasnodar.
18. Teece D.J., Kay N. Evolution of the theory of the firm. Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2019.
19. Teece D. A. Capability theory of the firm: An economics and (strategic) management perspective. New Zealand Economic Papers, 2017.Vol. 53, No. 1, pp. 1-43. https://doi.org/10.1080/00779954.2017.1371208.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-256-259
П.В. Мельников - соискатель Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, mel700@inbox.ru,
P.V. Melnikov - applicant of the Graduate School of Industrial Economics Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great st.Petersburg Polytechnic Ш^^Иую.
МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ MONITORING AS A TOOL FOR IMPROVING THE STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT
Аннотация. В системе управления развития человеческого капитала региональных хозяйственных систем важнейшим инструментом для своевременного проведения стратегических преобразований и выявления «узких» мест реализуемой социально-экономической и культурной политики является организация постоянной системы мониторинга на уровне региональной власти. Так как система мониторинга позволяет устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в системе устойчивого развития региона для поиска резервов повышения эффективности использования человеческого капитала. Данная статья рассматривает вопрос функционирования системы мониторинга как инструмент совершенствования стратегии развития человеческого капитала в условиях устойчивого развития экономики. В результате было дано авторское определение понятия системы мониторинга человеческого капитала региона; определен круг взаимосвязанных задач, которые позволяют разработать систему мониторинга человеческого капитала в контексте устойчивого развития региональных хозяйственных систем, а также разработана структурная схема автоматизированной системы мониторинга человеческого капитала региона.
Abstract. In the management system for the development of human capital in regional economic systems, the most important tool for the timely implementation of strategic transformations and the identification of "bottlenecks" in the implemented socio-economic and cultural policy is the organization of a permanent monitoring system at the level of regional authorities. Since the monitoring system allows you to establish relationships and interdependencies in the system of sustainable development of the region in order to search for reserves to increase the efficiency of the use of human capital. This article examines the issue of the functioning of the monitoring system as a tool for improving the strategy for the development of human capital in the context of sustainable economic development. As a result, the author's definition of the concept of a regional human capital monitoring system was given; a range of interrelated tasks has been identified that allow the development of a system for monitoring human capital in the context of sustainable development of regional economic systems, and a structural diagram of an automated system for monitoring human capital in a region has been developed.
Ключевые слова: система мониторинга, человеческий капитал, устойчивое развитие, региональное развитие.
Keywords: monitoring system, human capital, sustainable development, regional development.
Система мониторинга человеческого капитала региона (далее СМЧК), на взгляд автора, представляет собой интегрированную систему аккумулированной информации о качественных параметрах развития человеческого капитала территории, позволяющая устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости в системе устойчивого развития региона для поиска резервов повышения эффективности использования ЧК.
Реализация данной функции управления органами региональной власти может осуществляться в рамках осуществления деятельности региональных ситуационных центров Губернаторов, которые на сегодняшний момент созданы в большинстве регионов нашей страны и показали свою эффективность в качестве действенных структур для совершенствования региональных векторов развития и своевременного устранения влияния дестабилизирующих факторов [2, 5, 10].
Предметом мониторинга СМЧК является сложившаяся ситуация в системе качества формирования и эффективности использования ЧК на определенный момент времени, которая определяется через систему ко-