Научная статья на тему 'Контроллинг как инструмент менеджмента управленческих знаний корпорации'

Контроллинг как инструмент менеджмента управленческих знаний корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КОНТРОЛЛИНГ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / КОРПОРАЦИЯ ЗНАНИЙ / INTELLECTUAL CAPITAL / CONTROLLING / KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM / KNOWLEDGE CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко Владимир Валентинович, Ермоленко Дарья Владимировна, Савченко Андрей Павлович

В статье анализируется содержание и структура интеллектуального капитала, рассматривается интегрированная система менеджмента корпорации, включающая подсистемы управления знаниями и контроллинга. Рассматривается технология работы со знаниями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермоленко Владимир Валентинович, Ермоленко Дарья Владимировна, Савченко Андрей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROLLING AS OPERATION TOOL FOR MANAGEMENT KNOWLEDGE IN CORPORATION

The content and structure of intellectual capital was analyzed and an integrated system of the corporation management, which includes segments of knowledge management and controlling, was considered in this article. Knowledge processing technique is considered

Текст научной работы на тему «Контроллинг как инструмент менеджмента управленческих знаний корпорации»

УДК 338.242.2

UDC 338.242.2

КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕНЕДЖМЕНТА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КОРПОРАЦИИ

Ермоленко Владимир Валентинович к. т. н., доцент

Ермоленко Дарья Владимировна к. э. н.

Савченко Андрей Павлович к. физ.-мат. н.

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

В статье анализируется содержание и структура интеллектуального капитала, рассматривается интегрированная система менеджмента корпорации, включающая подсистемы управления знаниями и контроллинга. Рассматривается технология работы со знаниями

Ключевые слова: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, КОНТРОЛЛИНГ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ, СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА, КОРПОРАЦИЯ ЗНАНИЙ

CONTROLLING AS OPERATION TOOL FOR MANAGEMENT KNOWLEDGE IN CORPORATION

Ermolenko Vladimir Valentinovich Cand. Tech. Sci., Associate Professor

Ermolenko Darya Vladimirovna Cand. Econ. Sci.

Savchenko Andrey Pavlovich Cand. Phys.-Math. Sci.

Kuban State University, Krasnodar, Russia

The content and structure of intellectual capital was analyzed and an integrated system of the corporation management, which includes segments of knowledge management and controlling, was considered in this article. Knowledge processing technique is considered

Keywords: INTELLECTUAL CAPITAL, CONTROLLING, KNOWLEDGE MANAGEMENT SYSTEM, KNOWLEDGE CORPORATION

Перспективы развития инновационной экономики характеризуется, прежде всего, повышением роли и значения интеллектуального капитала [10]. Актуальность данного тренда детерминируется бурно развивающимся научным направлением, связанным с созданием интеллектуальных систем поиска, анализа, накопления и использования знаний в менеджменте и бизнесе [2]. Рост капитализации корпораций связывают с ростом так называемых нематериальных активов. Направление исследований, связанное с управление нематериальными активами, менеджментом знаний и формированием конкурентного потенциала корпорации в секторе экономики, основанной на знаниях в парадигме стратегического контроллинга, представляется актуальным [7, 12, 16].

Развитие корпорации в условиях экономики знаний базируется на выделении и создании в ее внутреннем пространстве определенной конфигурации капиталов (природно-ресурсного, производственного, http://ej.kubagro.ru/2010/04/pdf/08.pdf

финансового, человеческого, предпринимательского, социального, клиентского (рыночного), организационного, информационного и др.).

Конфигурация и структура капиталов корпорации должны формироваться в соответствии с потребностями решения определенных стратегических проблем, характерных для этапа перехода на инновационный путь развития и движения от трансформационного периода в рамках индустриального общества к обществу постиндустриальному. В частности, большинство исследователей указывает на все возрастающую роль интеллектуального капитала.

Новый методологический подход, предложенный Г.Б. Клейнером [5] и развиваемый О. Иншаковым [3] и др. представляет собой системноинтеграционную концепцию корпорации, которая связана с выделением новых форм капитала (в частности, ментального, культурного, институционального, когнитивного и др.) для развития сложной хозяйственной системы. Корпорация рассматривается как конфигурация капиталов, состоящая из «ядра» и его «обрамления», которая детерминируется состоянием внешней и внутренней среды, приоритетами, стратегическими целями, избранной стратегией развития бизнеса, а также ограниченностью доступных ресурсов корпорации (рис. 1).

Рассмотрение корпорации, как некоторой конфигурации капиталов, приводит к необходимости построения «решетки» капиталов с «атомами»

- элементами капитала - в ее вершинах. Отдельные элементы различных капиталов взаимопроникают и дополняют друг в друга. В области взаимодействия капиталов при определенных условиях, создаваемых в ходе стратегического управления предприятием, может возникнуть эффект диффузии, что придает совокупному капиталу новые свойства и может привести к синергетическим эффектам в корпорации даже тогда,

когда стратегические соответствия между бизнесами в диверсифицированной корпорации минимальны. Система капиталов корпорации может быть представлена особой структурой -капиталограммой. Выделение ядра капиталов развития приводит к модификации формата производственной функции [3].

По мнению авторов, главная задача современного стратегического управления состоит в создании и развитии адекватной конфигурации капиталов, с четкой ориентацией на рыночную ситуацию. В условиях экономики знаний все более важную роль играет интеллектуальный капитал компании.

Большая часть исследователей сходятся в том, что в структуру интеллектуального капитала входит как минимум три основных элемента

- человеческий капитал, структурный капитал и клиентский капитал [12, 16].

К видовым отличиям человеческого капитала следует отнести:

- капитализацию личностных сил человека без отчуждения их от самого носителя - человеческий капитал встраивается в воспроизводственный процесс вместе с его обладателем и под его контролем;

- субъектный характер человеческого капитала, его

«интегрированность» в органическую систему личностного потенциала индивида; все, что отчуждено от такой системы и существует как продукт деятельности, должно быть отнесено к другим разновидностям капитала -вещественным, виртуальным и т. п.;

- созидательную, креативную ориентацию человеческого капитала, способного творчески преобразовать любые элементы общественного воспроизводственного процесса, с которыми он взаимодействует;

- взаимосвязь человеческого капитала с другими формами проявления личностного потенциала; указанное обстоятельство обусловливает конструктивность анализа человеческого капитала под углом зрения процесса развития того созидательно-творческого потенциала, предпосылки которого заложены уже в обычной рабочей силе.

Интеллектуальный капитал является залогом стратегического успеха корпорации, поэтому он должен стать объектом пристального внимания со стороны ее руководства. Накопление и воспроизводство интеллектуального капитала применительно к управленческой деятельности находит свое воплощение в интеллектуальном обеспечении процесса управленческих решений (ИО ПУР).

Интеллектуальное обеспечение (ИО) - многогранный вид научного обоснования процесса разработки, выбора и реализации управленческого решения, состоящий из совокупности разнообразных по форме и содержанию элементов интеллектуального капитала (данных, метаданных, концентрированных и систематических знаний, а также http://ej.kubagro.ru/2010/04/pdf/08.pdf

методов и средств аналитического сопровождения и поддержки). ИО обеспечивает передачу интеллектуального и социального капиталов, а также капитала отношений управляемому объекту, в целях повышения конкурентоспособности управления корпорацией.

Одним из основных элементов интеллектуального капитала являются корпоративные знания. Этот компонент включает навыки и знания отдельных сотрудников, данные о прошлых проектах компании, инфо-коммуникационную и социальную среду компании и др. Функции формирования, поддержания и воспроизводства корпоративных знаний выполняет подсистема управления знаниями компании. Подсистема управления корпоративными знаниями должна стать важнейшей частью общей системы менеджмента инновационной компании.

Уже сегодня специалисты в области управления знаниями отмечают распространяющуюся практику введения в инновационных корпорациях директора по знаниям, как специалиста по структурированию знаний компании посредством информационных технологий, который способен извлечь знания из экспертов и формализовать их в виде базы знаний, доступной к использованию сотрудниками компании.

Современная теория управления в свете повышения роли интеллектуального капитала формулирует ряд актуальных проблем, связанных с новым качеством конкурентоспособности (определение активов знаний, изучение методов создания прироста стоимости знания, оценка полезности знаний). Поэтому концепция управления знаниями, обретая черты цельной и всеохватывающей теории, может служит фундаментальной основой для рассмотрения проблематики формирования другого по уровню и качеству менеджмента и в целом бизнеса за счет всестороннего ИО ПУР.

Ряд моделей системы управления организации предложены О.С. Виханским, Э.М. Коротковым и Р. А. Фатхутдиновым [1, 6, 15]. Однако http://ej.kubagro.ru/2010/04/pdf/08.pdf

эти модели не отвечают следующим требованиям: технологичности, способности осуществлять управление процессом функционирования (простого воспроизводства) и управление процессом развития (расширенного воспроизводства).

Основными подсистемами интегрированной системы управления корпорации являются: целевая; развития; функциональная; связи со смежными системами (управленческого учета, мотивации, корпоративной системы качества и экологии); обеспечивающая; управляющая и контроллинга (рис. 2).

Рисунок 2 - Модель интегрированной системы управления корпорации

Сравнивая основные функции подсистем контроллинга и управления знаниями нельзя не заметить, что они во многом совпадают. Основная задача контроллинга - информационно-аналитическая поддержка процесса принятия решений, в частности путем разработки методов и инструментов учета и контроля основных показателей

деятельности компании. В то же время главная задача системы управления знаниями - структуризация, воспроизводство и тиражирование знаний в компании [8]. Если выделить из всей совокупности знаний только знания управленческие, т.е. сведения о том как управлять и принимать решения, то полученное подмножество и будет представлять собой информационно-аналитическую основу для принятия управленческих решений. Таким образом, функции контроллинга и управления знаниями в области менеджмента тесно пересекаются.

Взгляды многих специалистов сходятся на том, что повышение научной и аналитической составляющей менеджмента связано, прежде всего, с освоением технологии контроллинга и усилением его функции, связанной с управлением и развитием управленческого интеллектуального капитала как совокупности знаний о процессах принятия и реализации управленческих решений в корпорации.

В частности, в работах С.В. Рубцова [13] указывается, что одна из задач контроллинга - использование научного инструментария менеджмента, базирующегося, как правило, на достижениях в области искусственного интеллекта, для повышения эффективности управления организацией. Отмечая, что современные информационные системы становятся инструментами производства и обмена знаниями об управлении производством, Рубцов делает вывод, что будущие средства поддержки принятия решений распространят концепцию контроллинга на область управления знаниями.

Контроллинг выполняет в организации информационную, учетноконтрольную, аналитическую, комментирующую или сервисную функции и функцию планирования и является сложным синтетическим понятием [14]. Объем реализуемых задач контроллинга в корпорации зависит от ее специфических особенностей. Бесспорным является вывод о http://ej.kubagro.ru/2010/04/pdf/08.pdf

необходимости включения контроллинга в систему менеджмента корпорации. Информационно-аналитическое сопровождение повышает качество управленческих решений, что в свою очередь ведет к росту результативности, эффективности и конкурентоспособности менеджмента и корпорации в целом.

Известно, что на корпоративном уровне управления большинство проблем носит неструктурированный и слабоструктурированный характер [1, 4, 6]. Решение таких проблем происходит с привлечением не только известных количественных методов, но и качественных методов системного анализа, а также интуиции и опыта. Практика деятельности топ-менеджеров корпоративных структур свидетельствует, что качество управленческих решений остается невысоким. Причинами этого являются большой поток информации, с которым трудно справляться менеджеру, использование примитивных линейных моделей предметных областей с малым количеством факторов, оптимизационный подход к поиску решения, который слабо согласуется с необходимостью построения многофакторных моделей реального управленческого процесса. Существенное повышение требований к качеству управления, в частности, к качеству стратегических инновационных решений, обостряет проблему создания системы поддержки принятия решений организации

[14].

Одна из главных проблема информатики и менеджмента состоит в создании интеллектуальной системы, способной помочь человеку в принятии сложных решений на любом уровне управления в корпоративных холдинговых организациях. Основой такого инструмента могут быть накопленные и доступные коллективные знания в системах, которые можно квалифицировать как «интеллектуальные усилители» каждого пользователя [2].

Существует ряд подходов, в рамках которых предпринимаются усилия по разрешению указанной проблемы: переориентация с поддержки процесса принятия решения на процесс формирования решения с одновременным обучением лиц, принимающих решения; разработка моделей представления знаний с большими выразительными возможностями и способностью переформатирования знаний с переходом к другим моделям для формирования решения специфических управленческих неструктурированных задач; разработка моделей извлечения знаний с обучением на примерах в процессе функционирования системы [2, 9, 11].

Итак, управление накоплением и воспроизводством

интеллектуального капитала - важнейшая задача современного стратегического менеджмента. Одним из инструментов менеджмента управленческих знаний служит подсистема контроллинга организации. Расширение доступа к знаниям, участие персонала в выборе и реализации управленческих решений меняет природу отношений между менеджерами, собственниками и персоналом. Исчезают иерархичность, статичность, однонаправленность, узкая специализация. Только знания и компетентность персонала лежат в основе развития, управления развитием и обеспечивают качество решений. Обоснованные решения принимаются оперативно и с меньшими издержками.

Библиографический список

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 3-е изд. М.: Гардарики, 1998.

528 с.

2. Гаврилова Т. А. Извлечение знаний: серия статей // Enterprise Partner. 2001. №

8, 10, 11, 21.

3. Иншаков О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. 2003. №. 1.

4. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. M.: Издательство «Дело», 2008. 568 с.

5. Клейнер Г.Б. Реакция предприятий на внешние изменения: ответ системно интеграционной теории. // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Пленарные доклады V всероссийского симпозиума / Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2005. 139 с.

6. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. М.: Инжиниринго -Консалтинговая Компания «ДеКа», 2004. 804 с.

7. Макаров В. Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. 204 с.

8. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях: учеб. пособие. М., 2006. Дело, 304 с.

9. Нейрокомьютеры и интеллектуальные роботы / Амосов Н.М., Байдык Т.Н., Гольцев А. Д. и др.; Под. ред. Н.М. Амосова. Киев, Наукова Думка, 1994. 272 с.

10. Нейсбит Д. Мегатренды/ Пер. с англ. М.Б. Левина. М.: ОО «Издательство АСТ», 2003. 380 с.

11. Приобретение знаний/ Под ред. С. Осуги, Ю. Саэки. М.: Финансы и статистика, 1990. 304 с.

12. Просвирина И. И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на материальные активы // Финансовый менеджмент. 2004. №4.

13. Рубцов С.В. Целевое управление корпорациями. Управление изменениями. М.: Финансы и статистика, 2001. 288 с.

14. Фалько С.Г. и др. Контроллинг: учебник. М.: Финансы и статистика, 2006. 336

с.

15. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса:

экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско - книготорговый центр

«маркетинг», 2002. 892 с.

16. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: ИНФРА - М, 247 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.