Научная статья на тему 'Нормотворчество как основная функция саморегулируемых организаций в сфере строительства: анализ и перспективы развития'

Нормотворчество как основная функция саморегулируемых организаций в сфере строительства: анализ и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
саморегулируемая организация в сфере строительства / нормотворчество / государственный реестр саморегулируемых организаций / органы управления / источник права / self-regulatory organization in the field of construction / rule-making / state register of self-regulatory organizations / governing bodies / source of law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Викторовна Солдатова

В статье анализируется нормотворческая деятельность саморегулируемых организаций в сфере строительства. Автор выявляет правовую природу норм саморегулирования в строительстве и поднимает проблему определения их места в системе права. Отмечается, что нормотворчество саморегулируемых организаций представляет собой коллективную деятельность субъектов предпринимательства, результатом которой является корпоративный акт. Автор заключает, что в целях совершенствования нормотворческой деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства необходимо провести комплекс мероприятий и внести соответствующие изменения в законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rule-making as the main function of self-regulatory organizations in the field of construction: analysis and development prospects

The article analyzes the normative activity of self-regulatory organizations in the field of construction. The author reveals the legal nature of the norms of self-regulation in the field of construction and raises the problem of determining their place in the legal system. It is noted that the rule-making of self-regulating organizations is a collective activity of business entities, the result of which is a corporate act. The author concludes that in order to improve the rule-making activities of self-regulatory organizations in the field of construction, it is necessary to carry out a set of measures and make appropriate changes to the legislation.

Текст научной работы на тему «Нормотворчество как основная функция саморегулируемых организаций в сфере строительства: анализ и перспективы развития»

Закон и право. 2024. № 2. С. 177-181. Law and legislation. 2024;(2):177-181.

Научная статья УДК 347.1

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-177-181 EDN: https://elibrary.ru/LHEVIB

NIION: 1997-0063-2/24-096 MOSURED: 77/27-001-2024-2-296

Нормотворчество как основная функция саморегулируемых организаций в сфере строительства: анализ и перспективы развития

Татьяна Викторовна Солдатова

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы,

Москва, Россия, soldatovatata@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется иормотворческая деятельность саморегулируемых организаций в сфере строительства. Автор выявляет правовую природу норм саморегулирования в строительстве и поднимает проблему определения их места в системе права. Отмечается, что нормотворчество саморегулируемых организаций представляет собой коллективную деятельность субъектов предпринимательства, результатом которой является корпоративный акт. Автор заключает, что в целях совершенствования нормотворческой деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства необходимо провести комплекс мероприятий и внести соответствующие изменения в законодательство.

Ключевые слова: саморегулируемая организация в сфере строительства, нормотворчество, государственный реестр саморегулируемых организаций, органы управления, источник права.

Для цитирования: Солдатова Т.В. Нормотворчество как основная функция саморегулируемых организаций в сфере строительства: анализ и перспективы развития // Закон и право. 2024. № 2. С. 177—181. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-177-181 ББЫ: https://elibrary.ru/LHEVIB

Original article

Rule-making as the main function of self-regulatory organizations in the field of construction: analysis and development prospects

Tatiana V. Soldatova

Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba,

Moscow, Russia, soldatovatata@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the normative activity of self-regulatory organizations in the field of construction. The author reveals the legal nature of the norms of self-regulation in the field of construction and raises the problem of determining their place in the legal system. It is noted that the rule-making of self-regulating organizations is a collective activity of business entities, the result of which is a corporate act. The author concludes that in order to improve the rule-making activities of self-regulatory organizations in the field of construction, it is necessary to carry out a set of measures and make appropriate changes to the legislation.

Keywords: self-regulatory organization in the field of construction, rule-making, state register of self-regulatory organizations, governing bodies, source of law.

For citation: Soldatova T.V. Rule-making as the main function of self-regulatory organizations in the field of construction: analysis and development prospects // Law and legislation. 2024;(2): 177—181. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-177-181 EDN: https://elibrary.ru/LHEVIB

© Солдатова Т.В. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 02-2024

Правовая природа норм саморегулирования в сфере строительства остается недостаточно изученным вопросом. Актуальность определения их правовой природы и места в системе права обусловливаются, во-первых, важностью института саморегулирования в стабилизации общественных отношений как в сфере предпринимательства, так и в государственном секторе экономики [8]. Во-вторых, наделением законом саморегулируемых организаций в сфере строительства1 (субъектов частного права) правом нормотворчества с целью регулирования профессиональной деятельности участников строительной отрасли и обеспечения высокого качества и безопасности строительных работ. Исследование имеет практическое значение: по данным Ростехнадзора, наиболее распространенным нарушением со стороны саморегулируемых организаций в сфере строительства является несоответствие их внутренних документов требованиям законодательства2.

Цель исследования: проведение анализа нор-мотворческой деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства, определение правовой природы норм саморегулирования в сфере строительства и их места в системе права, выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию нормотворческой деятельности указанных корпоративных объединений.

Основой методологии исследования является системный подход. Использованы общенаучные (анализ, дедукция, индукция и др.) и част-нонаучные (формально-юридический, правового моделирования и прогнозирования и др.) методы познания.

Утверждение норм саморегулирования в строительстве представляет собой коллективную деятельность профессиональных хозяйствующих субъектов, которая осуществляется ими в составе высшего и постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации. К исключительной компетенции общего собрания членов саморегулиру-

1 В статье под саморегулируемыми организациями в сфере строительства понимаются:

а) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;

б) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;

в) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

2 URL: https://www.gosnadzor.ru/building/inspect/, https:// proverki.gov.ru/portal/public-search (Дата обращения: 16.02.2023)

емой организации относится утверждение внутренних документов, поименованных в ч. 1 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ).

При этом ни ГрК РФ, ни Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»3 не содержат перечня внутренних документов, утверждение которых отнесено к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 55.4. ГрК РФ одним из требований, предъявляемых к некоммерческим организациям, претендующим на получение статуса саморегулируемой организации, является наличие внутренних документов4.

Проблема, как указывают Ю.А. Маненков и С.А. Яворская, состоит в том, что законодательством не предъявляется единых требований ни к содержанию внутренних документов саморегулируемых организаций, ни к порядку принятия, что приводит к их многовариантности, разобщенности и противоречивости [6].

Саморегулируемая организация самостоятельно определяет перечень (количество и наименование) внутренних документов, действующих в корпоративной организации, за исключением документов, утверждение которых обязательно в силу закона. В результате проведения выборочного анализа внутренних документов саморегулируемых организаций в сфере строительства установлено, что в целом количество и наименование внутренних документов совпадают. Вместе с тем в порядке их принятия наблюдается вариативность. Например, Положение (Правила) о контроле за деятельностью членов саморегулируемой организации в одних корпоративных объединениях утверждено высшим органом уп-равления5, в других — коллегиальным6.

3 Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-Ф3 // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

4 Круг исследования составляют внутренние документы саморегулируемой организации в сфере строительства, регламентирующие вопросы членства (за исключением актов, принятых в отношении конкретного члена корпоративного объединения) и управления корпоративным объединением.

5 URL: http://www.npmos.ru/dokumenty_sro/polozhenija_ sro/, https://www.sskural.ru/documents/Polozen/Положе-ние%20о%20контроле%20за%20деятельностью%2-0членов%20(от%2024.03 .2022).pdf, http://npssyanao.ru/ dokumenty/23-05-17/3_polozh_o_kntrl_za_deyat.pdf, https://sgilsib.ru/polozhenie-o-pravilax-kontrolya-za-deyatelnostyu-svoix-chlenov/ (Дата обращения: 01.03.2023)

6 URL: https://asonsk.ru/upload/iblock/ee2/Положение %20о%20контроле^1", http://www.asgink.ru/doc_partnerstva/ pologeniya_trebovaniya_standarti/, https://www.sro-mri.ru/, https:// строительсро.рф/content/v/S (Дата обращения: 01.03.2023)

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

В ряде случаев нормы саморегулируемых организаций в сфере строительства требуют «одобрения» со стороны органа надзора (Ростех-надзора) путем их внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций (далее — реестр саморегулируемых организаций).

Согласно ч. 14 ст. 55.5 ГрК РФ все внутренние документы саморегулируемой организации подлежат направлению в Ростехнадзор. При этом в реестр саморегулируемых организаций вносятся сведения о документах, поименованных в частях 1 и 4 ст. 55.5 ГрК РФ. Такие документы, изменения в них, решения о признании утратившими силу вступают в силу со дня внесения сведений о них в реестр саморегулируемых организаций. Иные внутренние документы саморегулируемой организации в реестр саморегулируемых организаций не вносятся и вступают в силу по истечении 10 дней после их принятия.

Внутренние документы саморегулируемых организаций не могут противоречить законодательству Российской Федерации, что прямо указано в ч. 3 ст. 55.5 ГрК РФ. При получении внутренних документов саморегулируемых организаций Ростехнадзор осуществляет их полную проверку на предмет соответствия требованиям законодательства. По результатам проверки принимается решение о внесении либо об отказе во внесении изменений в реестр саморегулируемых организаций.

Представляется нелогичным и необоснованным различие в порядке внесения внутренних документов саморегулируемой организации в сфере строительства в реестр саморегулируемых организаций и их вступления в силу. Предлагается установить единый порядок, согласно которому все внутренние документы саморегулируемой организации подлежат внесению в реестр саморегулируемых организаций и вступают в силу в срок не ранее, чем через три рабочих дня со дня внесения сведений о них в указанный реестр, если более поздний срок вступления в силу не предусмотрен самим документом. В этом случае все заинтересованные лица смогут получить информацию о действующих в корпоративном объединении внутренних документах, в то время как официальные сайты саморегулируемых организаций не всегда информативны и отражают актуальную информацию7.

7 иЯЬ: https://proverki.gov.ru/portal/public-knm/ 15303879, https://proverki.gov.ru/portal/public-knm/1565

6764 (Дата обращения: 14.05.2023)

Необоснованным является и требование о сроках «обнародования» внутренних документов саморегулируемых организаций.

В соответствии с требованиями ГрК РФ и Федерального закона «О саморегулируемых организациях» внутренние документы должны быть размещены на сайте саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней со дня их принятия, т.е. до их вступления в силу, что может ввести заинтересованных лиц в заблуждение относительно того, какой внутренний документ действует, а какой размещен в целях ознакомления с ним.

Полагаем необходимым изменение порядка размещения внутренних документов на официальных сайтах саморегулируемых организаций в сфере строительства и установление единого срока публикации — один рабочий день после вступления внутренних документов в силу, т.е. после приобретения обязательного характера для всех членов саморегулируемой организации.

В правовой доктрине внутренние документы саморегулируемых организаций именуются локальными нормативными актами [1; 5] или корпоративными актами [4; 2].

Отмечаются следующие характерные им черты: регулирование распространенных ситуаций и обладание общим (неперсонифицированным) характером, прямое действие и многократность применения, определение корпоративных прав и обязанностей членов саморегулируемой организации, обязательность для членов саморегулируемой организации, органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации.

Выделим еще некоторые их особенности. Внутренние документы саморегулируемой организации в сфере строительства не только регламентируют деятельность саморегулируемой организации, но и, что наиболее важно, упорядочивают предпринимательские отношения членов саморегулируемой организации. Напомним, что нормы саморегулирования разрабатываются непосредственно членами корпоративного объединения. Нормы, утвержденные и зафиксированные во внутренних документах саморегулируемой организации, устанавливают требования и ограничения в деятельности всех членов такого объединения. Это значит, что нормы саморегулирования вырабатываются и принимаются субъектами, в отношении которых они потом и действуют. Таким образом, субъекты нормотворчества и реализации соединяются в одном лице.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 02-2024

Еще одной отличительной чертой является распространение их действия за пределами внутрикорпоративных отношений.

При этом, как обоснованно отмечает В.А. Лаптев, внутренние документы саморегулируемой организации не утрачивают статуса локального акта, поскольку их действие связано с корпоративным участием членов в саморегулируемой организации [3, с. 36]. Например, в случае принятия саморегулируемой организацией решения о применении страхования в качестве дополнительного способа обеспечения имущественной ответственности членов при осуществлении ими строительной деятельности требования внутренних документов саморегулируемой организации будут обязательными как для членов объединения, так и для страховых компаний, осуществляющих страхование членов такого корпоративного объединения.

Выявленная специфика правовой природы норм саморегулирования в строительстве подчеркивает их частноправовой характер, отражающий волю членов саморегулируемой организации в упорядочивании их деятельности, а также в регламентации деятельности саморегулируемой организации.

Актуальным является вопрос о признании норм саморегулирования источником права. В доктрине выдвигалась гипотеза об отнесении норм саморегулирования к такому источнику права, как правовой обычай [7].

Согласно ст. 5 ГК РФ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»8 под обычаем понимается правило поведения, не предусмотренное законом или иным нормативным правовым актом, но не противоречащее им, достаточно определенное по содержанию, сложившееся и используемое в предпринимательской и иной деятельности.

Не отрицая значимости исследований, полагаем ошибочным отнесение норм саморегулирования в сфере строительства к правовому обычаю.

Во-первых, саморегулируемые организации реализуют право нормотворчества путем создания норм, а не фиксации сложившихся правил поведения.

Во-вторых, каждая саморегулируемая организация разрабатывает правила и требования к дея-

8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. № 8. Август.

тельности, которые распространяются на членов конкретной саморегулируемой организации, т.е. круг лиц, в отношении которых действуют нормы саморегулируемой организации, определен.

В-третъих, в реестр саморегулируемых организаций внесена информация о 444 саморегулируемых организациях в сфере строительства9, в каждой из которых утверждены правила и стандарты. В связи с этим количество источников правового регулирования деятельности участников строительной отрасли за счет норм саморегулирования достаточно велико.

Суды также не признают нормы саморегулирования в сфере строительства правовым обычаем.

Так, Арбитражный суд Красноярского края указал, что обязанность по уплате взносов у членов саморегулируемой организации возникает не из обычаев делового оборота, договоренностей или счетов на оплату, а исходя из норм корпоративного права, и ссылается на положения внутренних документов корпоративного объединения10.

Арбитражный суд города Москвы признал внутренние документы саморегулируемой организации нормами корпоративного права11.

Поскольку институт саморегулирования в Рос -сийской Федерации внедряется во все большее количество сфер предпринимательской и профессиональной деятельности, представляется целесообразным признание норм саморегулирования «самостоятельным» источником права наряду с иными общепризнанными источниками.

В заключение сформулируем следующие выводы:

1. Нормотворческая деятельность саморегулируемых организаций в сфере строительства — это допускаемый законом вид нормотворческой деятельности, осуществляемой субъектами предпринимательства, объединенными в саморегулируемые организации, результатом которой является корпоративный акт, содержащий правовые нормы и обеспечиваемый мерами дисциплинарного воздействия в отношении самих предпри-

9 URL: http://sro.gosnadzor.ru/7arrFilter_ff%5BNAME %5D=&arrFilter_pf%5BREGISTR_NUM BER%5D= &arrFilter_ pf%5BINN%5D=&arrFilter_pf%5BSTATUS_ SR0%5D=10&set_filter=&set_filter=Y (Дата обращения: 0S.11.2023)

10 Решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.02.2023 по делу № А33-3242S/2022 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

11 Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2019 по делу № А40-299659/18-48-1696 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

5. Маленко Т.В. Локальный нормативный акт в системе объектов правового мониторинга // Журнал рос. права. 2010. № 1. С. 54—62.

6. Маненков Ю.А., Яворская С.А. Проблемы правового регулирования саморегулируемых организаций в РФ и практики его применения // E-Scio. 2021. № 1 (52). С. 361—368.

7. Саморегулирование: Пособие для предпринимателей / Ин-т нац. проекта «Обществ. Договор» / Под ред. П.В. Крючковой. М.: Спрос, 2002. 183 с.

8. Сушкова О.В. Участие членов саморегулируемых организаций в области строительства в заключении договоров с использованием конкурентных способов закупок и с применением информационных технологий / / Гражданское право. 2020. № 2. С. 30—33.

References

1. Basova A.V. Rules and standards of self-regulating organizations as sources of business law // Legal World. 2008. № 4. Pp. 59-63.

2. Vasyuchkova O.A. Corporate social responsibility of members of self-regulating organizations in the field of construction in the distribution of corporate risks // Competition law. 2021. № 4. Pp. 40—45.

3. Laptev V.A. Acts of self-regulating organizations as a source of regulation of professional and entrepreneurial activity // Lawyer. 2014. № 20. Pp. 35—41.

4. Leskova Yu. G. Corporate acts as a means of self-regulation of entrepreneurial relations / / Philosophy of social communications. 2012. № 3. Pp. 44—57.

5. Malenko T.V. Local normative act in the system of objects of legal monitoring / / Journal of Russian Law. 2010. № 1. Pp. 54—62.

6. Manenkov Yu.A, Yavorskaya S.A. Problems of legal regulation of self-regulating organizations in the Russian Federation and the practice of its application // E-Scio. 2021. № 1 (52). Pp. 361—368.

7. Self-regulation: A handbook for entrepreneurs / In-t National. the project «Societies. The contract» / Edited by P.V. Kryuchkova. M.: Demand, 2002. 183 p.

8. Sushkova O.V. Participation of members of self-regulatory organizations in the field of construction in concluding contracts using competitive procurement methods and using information technologies // Civil law. 2020. № 2. Pp. 30—33.

Информация об авторе

Солдатова Т.В. — аспирант кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Статья поступила в редакцию 1 4.1 2.2023; одобрена после рецензирования 08.01.2024; принята к публикации 14.01.2024.

Information about the author

Soldatova T.V. — postgraduate student of the department of civil law and procedure and private international law The article was submitted 14.1 2.2023; approved after reviewing 08.01.2024; accepted for publication 14.01.2024.

нимателей (соединение в одном лице субъекта нормотворчества и реализации).

2. Внутренний документ саморегулируемой организации в сфере строительства — это локальный нормативный акт, выражающий волю членов саморегулируемой организации в установлении требований и ограничений к их предпринимательской деятельности либо в регламентации деятельности такого корпоративного объединения, обладающий обязательным значением правовых предписаний для всех членов саморегулируемой организации, исполнение которого поддерживается мерами дисциплинарного воздействия.

3. Представляется необходимым:

3.1. Провести мониторинг и систематизацию внутренних документов саморегулируемых организаций в сфере строительства, утвердить единый перечень внутренних документов, обязательных к принятию в саморегулируемой организации в сфере строительства, уточнить компетенцию органов управления корпоративного объединения в части утверждения внутренних документов.

3.2. Установить единый порядок внесения внутренних документов в реестр саморегулируемых организаций и их вступления в силу, а также порядок размещения внутренних документов на официальном сайте саморегулируемой организации.

^исок источников

1. Басова A.B. Правила и стандарты саморегулируемых организаций как источники предпринимательского права // Юрид. мир. 2008. № 4. С. 59—63.

2. Васючкова O.A. Корпоративная социальная ответственность членов саморегулируемых организаций в сфере строительства при распределении корпоративных рисков // Конкурентное право. 2021. № 4. С. 40—45.

3. Лаптев B.A. Акты саморегулируемых организаций как источник регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности // Юрист. 2014. № 20. С. 35—41.

4. Лескова Ю.Г. Корпоративные акты как средство саморегулирования предпринимательских отношений // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 3. С. 44—57.

LAW & LEGISLATION • 02-2024

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.