Научная статья на тему 'НОРМИРОВАННЫЙ СТРАХОВОЙ ЗАПАС ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ В ФИНАНСИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

НОРМИРОВАННЫЙ СТРАХОВОЙ ЗАПАС ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ В ФИНАНСИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обязательное медицинское страхование / нормированный страховой запас / финансовая устойчивость / compulsory medical insurance / normed insurance reserve / financial stability

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Елена Васильевна Манухина, Олег Александрович Нагибин, Светлана Васильевна Юрина, Людмила Евгеньевна Караушева

Актуальность темы – нормированный страховой запас Территориального фонда обязательного медицинского страхования как элемент эффективного использования средств в финансировании медицинских организаций определяется тем, что в современных условиях финансовые активы медицинских организаций явно недостаточны. Целью исследования явилось определение основных правил формирования средств нормированного страхового запаса (НСЗ) в системе обязательного медицинского страхования и направлений использования данных средств. Методы исследования: структурный анализ, метод усреднения, коэффициентный анализ. Результаты. Выявлено, что нормированный страховой запас является ключевым инструментом финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, при правильном формировании которого возможно достижение безубыточности деятельности медицинских организаций. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности медицинских организаций. Краткие выводы. По итогам анализа авторами сделан вывод о том, что при эффективном расходовании средств обязательного медицинского страхования посредством формирования НСЗ возможно достижение финансовой устойчивости и безубыточности деятельности медицинских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Елена Васильевна Манухина, Олег Александрович Нагибин, Светлана Васильевна Юрина, Людмила Евгеньевна Караушева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMED INSURANCE RESERVE OF THE TERRITORIAL FUND OF COMPULSORY MEDICAL INSURANCE AS AN ELEMENT OF EFFECTIVE USE OF FUNDS IN FINANCING MEDICAL ORGANIZATIONS

The relevance of the topic – the normed insurance reserve of the Territorial Fund of Compulsory Medical Insurance as an element of effective use of funds in the financing of medical organizations is determined by the fact that in modern conditions the financial assets of medical organizations are clearly insufficient. The purpose of the study is to determine the basic rules of formation of the funds of the normed insurance reserve (NIR) in the system of compulsory health insurance and the directions of use of these funds. Research methods: method of structural analysis, method of averaging, method of coefficient analysis. Results: it is revealed that the normed insurance reserve is a key instrument of financial sustainability of the compulsory health insurance system, with the correct formation of which it is possible to achieve break-even performance of medical organizations. The results of the study can be used in the activities of medical organizations. Brief results. According to the results of the analysis, the authors concluded that with the effective spending of compulsory health insurance (CHI) funds through the formation of NIR it is possible to achieve financial sustainability and break-even performance of medical organizations.

Текст научной работы на тему «НОРМИРОВАННЫЙ СТРАХОВОЙ ЗАПАС ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ В ФИНАНСИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

^^ МЕДИЦИНСКРЕ^ТРАХОВАНИЕ ^J

© Манухина Е.В., Нагибин О.А., Юрина С.В., Караушева Л.Е., 2024

УДК 614.2:368:336.58 DOI: 10.56685/18120555_2024_81_2_32

== НОРМИРОВАННЫЙ СТРАХОВОЙ ЗАПАС ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ = КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ = В ФИНАНСИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Елена Васильевна Манухина, канд. мед. наук, доцент Центра менеджмента здравоохранения и управления ресурсами, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Рязанской области [390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, 9; e-mail: manuxina.ev@tfoms-rzn.ru]; ORCID: 0000-0001-9784-9454; SPIN-код: 5924-6540 Олег Александрович Нагибин, канд. мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом организации здравоохранения ФДПО, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России [e-mail: oanagibin@yandex.ru]; ORCID ID: 0000-0003-3154-6754, SPIN-код: 2124-7580

Светлана Васильевна Юрина, канд. мед. наук, ассистент Центра менеджмента здравоохранения и управления ресурсами, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России, зам. директора по медицинским вопросам Территориального фонда обязательного медицинского страхования Рязанской области [e-mail: yurina.sv@tfoms-rzn.ru]; ORCID: 0000-0002-5107-3379; SPIN-код: 2731-5534 Людмила Евгеньевна Караушева, канд. мед. наук, доцент Центра менеджмента здравоохранения и управления ресурсами, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России, зам. председателя Рязанской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ [e-mail: karausheva_l@mail.ru]; ORCID: 0000-0003-3910-3130; SPIN-код: 3465-1271

Реферат. Актуальность темы - нормированный страховой запас Территориального фонда обязательного медицинского страхования как элемент эффективного использования средств в финансировании медицинских организаций определяется тем, что в современных условиях финансовые активы медицинских организаций явно недостаточны. Целью исследования явилось определение основных правил формирования средств нормированного страхового запаса (НСЗ) в системе обязательного медицинского страхования и направлений использования данных средств. Методы исследования: структурный анализ, метод усреднения, коэффициентный анализ. Результаты. Выявлено, что нормированный страховой запас является ключевым инструментом финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, при правильном формировании которого возможно достижение безубыточности деятельности медицинских организаций. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности медицинских организаций. Краткие выводы. По итогам анализа авторами сделан вывод о том, что при эффективном расходовании средств обязательного медицинского страхования посредством формирования НСЗ возможно достижение финансовой устойчивости и безубыточности деятельности медицинских организаций.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, нормированный страховой запас, финансовая устойчивость.

-NORMED INSURANCE RESERVE OF THE TERRITORIAL FUND

-OF COMPULSORY MEDICAL INSURANCE

-AS AN ELEMENT OF EFFECTIVE USE OF FUNDS

-IN FINANCING MEDICAL ORGANIZATIONS

Elena V. Manukhina, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Center for Health Management and Resource Management, FSBEI HE I.P. Pavlov Ryazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Director of the Territorial Compulsory Medical Insurance Fund of the Ryazan Region [390026 Ryazan, Vysokovoltnaya str., 9; e-mail: manuxina.ev@tfoms-rzn.ru]; ORCID: 0000-0001-9784-9454; SPIN code: 5924-6540 Oleg A. Nagibin, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Health Care with a course of the organization of Health Care FAPE, FSBEI HE I.P. Pavlov Ryazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation [e-mail: oanagibin@yandex.ru]; ORCID ID: 0000-0003-3154-6754, SPIN code: 2124-7580

Svetlana V. Yurina, Candidate of Medical Sciences, Assistant at the Center for Health Management and Resource Management, FSBEI HE I.P. Pavlov Ryazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Deputy Director of Medical Affairs of the Territorial Compulsory Medical Insurance Fund of the Ryazan Region [e-mail: yurina.sv@tfoms-rzn.ru]; ORCID: 0000-0002-5107-3379; SPIN code: 2731-5534 Lyudmila E. Karausheva, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Center for Health Management and Resource Management, FSBEI HE I.P. Pavlov Ryazan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Deputy Chairman of the Ryazan Regional Organization of the Labour Union of Healthcare Workers of the Russian Federation [e-mail: karausheva_l@mail.ru]; ORCID: 0000-0003-3910-3130; SPIN code: 3465-1271

Abstract. The relevance of the topic - the normed insurance reserve of the Territorial Fund of Compulsory Medical Insurance as an element of effective use of funds in the financing of medical organizations is determined by the fact that in modern conditions the financial assets of medical organizations are clearly insufficient. The purpose of the study is to determine the basic rules of formation of the funds of the normed insurance reserve (NIR) in the system of compulsory health insurance and the directions of use of these funds. Research methods: method of structural analysis, method of averaging, method of coefficient analysis. Results: it is revealed that the normed insurance reserve is a key instrument of financial sustainability of the compulsory health insurance system, with the correct formation of which it is possible to achieve break-even performance of medical organizations. The results of the study can be used in the activities of medical organizations. Brief results. According to the results of the analysis, the authors concluded that with the effective spending of compulsory health insurance (CHI) funds through the formation of NIR it is possible to achieve financial sustainability and break-even performance of medical organizations.

Key words: compulsory medical insurance, normed insurance reserve, financial stability.

В системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в Российской Федерации начиная с 1993 г. произошли значительные организационно-экономические изменения. Тем не менее базовые принципы системы остались неизменными - это гарантии бесплатного получения застрахованным лицом медицинской помощи при заболеваниях, включенных в базовую программу ОМС, и возмещение медицинской организации финансовых затрат, связанных с оказанием медицинской помощи по установленным тарифам.

Взамен принятого еще в 1991 г. Федерального закона о медицинском страховании граждан 01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» (далее - Закон № 326-ФЗ), регулирующий основные организационные, финансовые и правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС по настоящее время [4].

В соответствии с положениями данного Закона реализация базовой программы ОМС на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда ОМС (далее - ФОМС) бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС).

Материал и методы. Эффективное использование средств субвенции ФОМС, по мнению авторов, должно быть непрерывно связано с типизацией процесса прогнозирования доходов и расходов бюджета ТФОМС с целью максимального исполнения бюджетных назначений.

Принимая во внимание, что около 80% стоимости территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области составляют средства территориальной программы ОМС, про-

гнозирование в системе обязательного медицинского страхования крайне важно для обеспечения финансовой устойчивости и безубыточности деятельности учреждений здравоохранения.

Своеобразным финансовым страховым резервом для этого является нормированный страховой запас (далее - НСЗ), который формируется в составе бюджетов ФОМС и ТФОМС в соответствии со статьей 26 Закона № 326-ФЗ [4]:

- в составе расходов бюджета ФОМС; размер и цели использования средств НСЗ ФОМС устанавливаются Федеральным законом о бюджете ФОМС на очередной финансовый год и на плановый период, порядок использования - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- в составе расходов бюджета ТФОМС; общий размер средств НСЗ ТФОМС устанавливается законом о бюджете ТФОМС в соответствии с порядком использования средств НСЗ ТФОМС. Данный порядок определяется приказом ФОМС, который за последние 12 лет менялся трижды (действующая редакция данного порядка утверждена приказом ФОМС от 29.12.2021 №149н) [3].

Структура НСЗ ТФОМС Рязанской области представлена на рисунке в соответствии с Законом о бюджете ТФОМС Рязанской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (в ред. от 23.11.2023).

Направления, на которые может быть использован нормированный страховой запас, отражены в бюджете фондов и требуют наличия методики его прогнозирования с целью эффективного использования средств.

При прогнозировании НСЗ применяются следующие методы:

- усреднение (расчет НСЗ на текущий финансовый год на основании усреднения фактических по-

С л

Нормированный страховой запас ТФОМС Рязанской области

(100%; 1 516,4 млн рублей)

> >

Структура НСЗ в бюджете ТФОМС Рязанской области на 2023 г. [1]

казателей за истекшие месяцы текущего финансового года);

- индексация; для осуществления расчетов на очередной год и плановый период авторами предлагается индексировать показатели текущего года с учетом источника формирования НСЗ.

Для этих целей предлагается использовать:

- индекс роста субвенции из бюджета ФОМС по отношению к предыдущему финансовому году;

- коэффициент роста (или снижения) среднего подушевого норматива финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования;

- средний коэффициент динамики поступлений по соответствующему виду доходов (не менее чем за 3 года).

Результаты и их обсуждение. В соответствии с действующим законодательством [3, 4] НСЗ ТФОМС может быть использован на следующие цели:

1. НСЗ для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования (далее - ТП ОМС). НСЗ на это направление формируется за счет субвенции ФОМС и год от года может достигать разного объема, в зависимости от необходимости выравнивания финансирования медицинской помощи в рамках ТП ОМС (далее - НСЗ на выравнивание) (за 2016-2023 гг. составлял от 1 до 13% от общего размера НСЗ ТФОМС Рязанской области).

До 01.01.2022 статья 26 Закона № 326-ФЗ устанавливала ограничение, при котором размер средств НСЗ на дополнительное финансовое обеспечение ТП ОМС не мог превышать среднемесячного размера планируемых поступлений средств территориаль-

ного фонда на очередной год. Снятие ограничения на размер НСЗ в бюджете фонда позволяет корректно учитывать все риски, связанные с финансированием территориальной программы ОМС за счет увеличения размера НСЗ. При этом бюджет ТФОМС ограничен субвенцией ФОМС, увеличение размера НСЗ приводит к снижению размера финансовых средств, учитываемых при формировании тарифов ОМС, т.е. фактически уменьшается сумма средств на оплату оказанной медицинской помощи.

По мнению авторов, в целях компенсации негативного влияния размера НСЗ на тарифы в системе ОМС при прогнозировании размера НСЗ следует учитывать минимальное отвлечение средств от процесса формирования тарифов ОМС, но достаточное на выравнивание между страховыми медицинскими организациями (далее - СМО). Дополнительно, при обращении в НСЗ за дополнительными средствами СМО не получает вознаграждения на ведение дела, тем самым высвобождая данные средства для оплаты медицинской помощи.

Тем не менее НСЗ на выравнивание должен быть заложен в бюджете ТФОМС в достаточном размере, так как в течение финансового года на расходование средств ОМС могут влиять разнообразные факторы, которые нужно обозначить и контролировать (проводить текущий мониторинг). Это необходимо для своевременного осуществления мер по их компенсации.

Авторами рассмотрены бюджеты ТФОМС регионов, в которых численность застрахованных и размер получаемой субвенции ФОМС существенно не отличается от Рязанской области (таблица).

Информация о размере средств НСЗ в бюджетах ТФОМС (выборочно) [2]

Регион, область Численность застрахованных по данным ТФОМС на 01.01.2023, чел. Размер субвенции на 2023 г., тыс. руб. Размер НСЗ на выравнивание, тыс. руб. Всего НСЗ, тыс. руб.

Брянская 1 154 997 18 276 210,5 150 000,0 1 504 166,4

Калининградская 1 032 376 16 335 904,9 1 352 000,0 1 748 465,9

Калужская 990 640 15 675 491,1 459 100,0 1 984 357,7

Курская 1 076 485 17 033 868,0 1 412 330,0 2 463 792,3

Липецкая 1 130 960 17 895 858,7 0,0 1 401 031,9

Тамбовская 946 364 14 974 885,4 1 242 000,0 1 825 247,7

Тверская 1 249 224 19 767 220,9 1 637 825,1 3 676 714,7

Тульская 1 412 876 22 356 784,7 300 000,0 1 200 000,0

Рязанская 1 075 675 17 021 050,9 30 020,4 1 439 278,0

Ульяновская 1 183 087 18 720 695,5 1 474 999,4 2 388 584,4

Из таблицы видно, что размер НСЗ на выравнивание в различных регионах варьируется от нуля (Липецкая область) до 1,6 млрд рублей (Тверская область). В отсутствие единой федеральной методики прогнозирования размера НСЗ регионы опытным путем определяют объем средств, способных стабилизировать финансовую ситуацию при оплате медицинской помощи.

В связи с этим возникает необходимость в обосновании размера НСЗ на выравнивание.

Авторами предложено несколько способов прогнозирования средств НСЗ:

1) Индексация показателя текущего года (или среднего за несколько лет) с учетом роста субвенции на очередной год. По сути, самый очевидный способ прогнозирования, простой и универсальный в своем расчете. Однако он не позволяет учитывать риск перевыполнения плановых объемов медицинской помощи и, как следствие, приводит к потере финансовой устойчивости системы ОМС.

2) Методика прогнозирования на основе фактических сверхплановых объемов медицинской помощи, в том числе с учетом процента оказания плановой медицинской помощи в экстренной и неотложной формах. Данный способ позволяет учитывать реальную ситуацию оказания медицинской помощи в текущем году и обладает определенной гибкостью (т.е. учитывается вероятность повышенной обращаемости пациентов), а также дает возможность применять универсальный метод расчета (для применения в разных регионах России).

При данном виде прогнозирования НСЗ на выравнивание (НСЗСМО ) учитывается, сколько в сумме сверхплановых объемов медицинской помощи составляет медицинская помощь в экстренной и неотложной формах.

Сверхпланф

НСЗ

СМО

х 12 х К

экстр

(1)

где СверхплаИф- сумма сверхплановых счетов за истекшие месяцы текущего финансового года (на момент прогнозирования) (для 2023 г оценка на год 601 030,5 тыс. рублей).

Если оценивать оказание плановых объемов медицинской помощи за 2023 г., то экстренная и неотложная медицинская помощь составляет около 30% от всей медицинской помощи.

Предполагая, что плановые назначения могли быть полностью выполнены и СМО не возвращали бы неиспользованные остатки в ТФОМС, из 601 млн рублей сверхплановых счетов 30% экстренной и неотложной медицинской помощи (182 млн рублей) нужно было бы оплатить из НСЗ.

Кэкстр - коэффициент экстренности, определяющий соотношение затрат на медицинскую помощь в экстренной и неотложной формах к общим затратам на медицинскую помощь.

Данные для расчета коэффициента экстренности:

Принято к оплате счетов за январь-октябрь, тыс. руб., всего 10 895 086,23

Из них:

экстренная помощь 2 617 358,59 (24%)

неотложная помощь 689 589,20 (6%).

2. НСЗ для расчетов за медицинскую помощь, оказанную пациентам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС. Они включают:

2.1. НСЗ для расчетов за медицинскую помощь, оказанную жителям Рязанской области за пределами нашего региона (межтерриториальные расчеты). НСЗ на межтерриториальные расчеты, как и НСЗ на дополнительное финансовое обеспечение ТП ОМС, формируется за счет субвенции ФОМС и всегда составляет значительный объем НСЗ (за 2016-2023 гг. варьировался от 49 до 85% от общего размера НСЗ ТФОМС Рязанской области).

п

Авторами предлагается инновационный подход к прогнозированию НСЗ на межтерриториальные расчеты, при котором используются данные о принятых к оплате счетах от территориальных фондов других регионов России и учитывается:

- размер кредиторской задолженности фонда Рязанской области в пользу ТФОМС других регионов России;

- рост субвенции из бюджета ФОМС по отношению к предыдущему финансовому году.

Прогнозирование НСЗ на межтерриториальные расчеты на текущий финансовый год (Рт) осуществляется по формуле

П

ф

Рт = п х 12 + Кт , (2)

где Рт - прогнозируемый НСЗ в части расходов на межтерриториальные расчеты в текущем финансовом году; Пф - принятые к оплате счета от ТФОМС других регионов России за истекшие месяцы текущего финансового года (на момент прогнозирования); п - количество истекших месяцев текущего финансового года на момент прогнозирования; Кт - кредиторская задолженность ТФОМС Рязанской области в пользу ТФОМС других регионов России на начало текущего финансового года.

Прогнозное значение размера кредиторской задолженности на начало очередного финансового года (Ко) рассчитывается по формуле

(3)

Ко = Рт - Б т ,

где Рт - прогнозируемый НСЗ в части расходов на межтерриториальные расчеты в текущем финансовом году; Бт - плановые бюджетные назначения расходов на межтерриториальные расчеты в текущем финансовом году, утвержденные Законом о бюджете ТФОМС Рязанской области.

Прогнозирование объема принятых к оплате счетов от ТФОМС других субъектов в очередном финансовом году (По) осуществляется с учетом индекса роста субвенции из бюджета ФОМС по отношению к предыдущему финансовому году по формуле

П

ф

По= — х 12 х С

(4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Пф - принятые к оплате счета от ТФОМС других субъектов за истекшие месяцы текущего финансового года (на момент прогнозирования); п - количество истекших месяцев текущего финансового года на момент прогнозирования; С - индекс роста тарифов ОМС в других регионах России.

Так как тарифы возрастают в разных субъектах по-разному, следует учитывать наиболее востребованные территории и взвешенно применять коэффициент роста тарифов:

^Доля счетов, х Рост тарифов.

оля счетов

где Доля счетовЛ - доля счетов, полученных от ьго региона РФ; Рост тарифов1 - рост тарифов в ьм регионе РФ.

Прогнозирование расходов на межтерриториальные расчеты на очередной финансовый год осуществляется с учетом прогнозного значения размера кредиторской задолженности на начало очередного финансового года (Ро) по формуле

Ро = По + Ко .

(6)

где По - прогнозирование объема принятых к оплате счетов от ТФОМС других регионов РФ в очередном финансовом году; Ко - прогнозное значение размера кредиторской задолженности на начало очередного финансового года.

Прогнозирование расходов на межтерриториальные расчеты на плановый период (Рп) осуществляется с учетом индекса роста субвенции из бюджета ФОМС по отношению к предыдущему финансовому году по формуле

Рп = Ро х С, (7)

где Ро - прогнозирование расходов на межтерриториальные расчеты на очередной финансовый год; С - индекс роста субвенции из бюджета ФОМС по отношению к предыдущему финансовому году.

2.2. НСЗ для расчетов за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями Рязанской области лицам, застрахованным на территории других субъектов РФ (иногородние граждане), с последующим восстановлением средств в НСЗ по мере возмещения затрат другими ТФОМС.

Размер НСЗ на расчеты с медицинскими организациями (далее - МО) по оказанию медицинской помощи пациентам из других регионов РФ, на текущий финансовый год (РТ) равен прогнозному значению доходов, поступающих от других ТФОМС, на текущий финансовый год и рассчитывается по формуле

Р,

Рт

ф

Дт= 7Г х 12

(8)

где Дт - прогнозируемый объем поступления доходов от ТФОМС в текущем финансовом году; Рф - фактическое поступление доходов в текущем финансовом году за истекшие месяцы текущего финансового года (на момент прогнозирования); п - количество истекших месяцев текущего финансового года на момент прогнозирования.

Размер НСЗ на расчеты с МО на очередной финансовый год (Ро) прогнозируется исходя из среднего значения поступлений за 3 года с учетом коэффици-

ента роста/снижения среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС на очередной финансовый год по формуле

Р„

Р(т-2) +Р(т-1 ) +Р ■ 3

х К

(9)

pn = Ро х К ,

(10)

где Ро - размер НСЗ на расчеты с МО на очередной финансовый год; К - коэффициент роста (снижения) среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС на очередной финансовый год.

3. НСЗ для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также для приобретения и проведения ремонта медицинского оборудования (далее - НСЗ на мероприятия).

НСЗ на мероприятия формируется за счет средств от применения в соответствии со статьей 41 Закона № Э26-ФЗ санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контрольно-экспертных мероприятий, и в объеме, определяемом в соответствии с частью 6.3 статьи 26 Закона № 326-ФЗ. Иными словами - это средства, поступающие в бюджет ТФОМС на основании результатов проведенных проверок страховыми медицинскими организациями (см. рисунок).

Объем средств, поступающих в НСЗ ТФОМС на мероприятия, всегда различен, структура санкций практически не прогнозируется.

Размер НСЗ на мероприятия на текущий год предлагается рассчитывать исходя из прогнозного значения доходов, которые поступят на мероприятия в текущем финансовом году, на основании фактических поступлений за истекшие месяцы текущего финансового года, по формуле

Р,

Размер НСЗ на мероприятия на очередной финансовый год (Ро) прогнозируется исходя из среднего значения поступлений за 3 года с учетом среднего коэффициента динамики поступлений за 3 года по формуле

где К - коэффициент роста (снижения) среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС на очередной финансовый год.

Размер НСЗ на расчеты с МО на плановый период Рп (рассчитывается исходя из НСЗ на расчеты с МО на очередной финансовый год с учетом коэффициента роста/снижения среднего подушевого норматива финансирования базовой программы ОМС к предыдущему финансовому году по формуле

Р(т-2 ) + Р(т-1 )+Рт

Ро = ---—----х К.

0 3

ср

К

ср

К + К 2 + К 3 3

(12)

(13)

где Кср - средний коэффициент динамики поступлений по данному виду доходов за 3 года.

Размер НСЗ на мероприятия на плановый период Рп рассчитывается исходя из НСЗ на расчеты с МО на очередной финансовый год с учетом среднего коэффициента динамики поступлений за 3 года по формуле

Рп = Ро х Кср

(14)

ф

Рт= — X 12 , (11)

где Рф - фактическое поступление доходов на мероприятия в текущем финансовом году за истекшие месяцы текущего финансового года (на момент прогнозирования); п - количество истекших месяцев текущего финансового года на момент прогнозирования.

где Ро - размер НСЗ на мероприятия на очередной финансовый год; Кср - средний коэффициент динамики поступлений по данному виду доходов за 3 года.

Авторами сделан вывод о том, что нормированный страховой запас является инструментом повышения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования. Использование предложенных авторами способов прогнозирования нормированного страхового запаса может служить более объективному расчету данного показателя. В конечном итоге при точном планировании сводится к минимуму дальнейшая корректировка по направлениям расходования средств нормированного страхового запаса, а значит, они наиболее эффективно используются при реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Литература

1. Материалы сайта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Рязанской области. -URL: https://tfoms-rzn.ru/index.php?option=com_content &view=artide&id=395&ysdid=ls1eqhmw383611381

2. Оперативный доклад об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. - URL: file:///C:/Users/user/Downloads/1x8i63wdw 60lcmcusuaxa7c4epbvbgq4.pdf

3. Приказ ФОМС от 29.12.2021 № 149н «Об установлении Порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования». - URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202202030024?ysclid =ls1efd6by3605813815

4. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2023 № 625-ФЗ). - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/32206

References

1. 1МЫепа1у saita ТвггйопаГподо fonda obyazatel'nogo medi-cinskogo strahovaniya Ryazanskoi oblasti. - URL: М^:// tfoms-rzn.ru/index.php?option=com_content&view=article &id=395&ysclid=ls1eqhmw383611381

2. Operativnyi doklad оЬ ispolnenii byudzheta Federal'nogo fonda obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya. - URL: file:///C:/Users/user/Downloads/1x8i63wdw60lcmcusuaxa 7c4epbvbgq4.pdf

3. Prikaz FOMS ot 29.12.2021 № 149п «ОЬ ustanovlenii Poryadka ispol'zovaniya sredstv normirovannogo straho-vogo zapasa territorial'nogo fonda obyazatel'nogo medi-cinskogo strahovaniya». - URL: http://puЫication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202202030024?ysclid=ls1efd 6ЬУ3605813815

4. Federal'nyi zakon ot 29.11.2010 № 326^ «ОЬ obyazatel'nom medicinskom strahovanii V Rossiiskoi Fed-егасп» (V red. ot 25.12.2023 № 625^). - URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/32206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.