УДК 368.9.06
Щеглова Светлана Станиславовна,
старший преподаватель,
кафедра финансов предприятий и страхования,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Кондратьева Анастасия Сергеевна,
студентка 4-го курса, направления подготовки «Экономика», Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.
Scheglova Svetlana Stanislavovna,
Senior lecturer,
Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
Kondratyeva Anastasia Sergeevna,
4th year student on «Economics» specialization, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ASSESSMENT OFTHE CURRENT STATE IN THE COMPULSORY MEDICAL INSURANCE SPHERE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Обязательное медицинское страхование — важная составляющая социальной инфраструктуры страны, которой уделяется особое внимание в настоящее время. В статье идёт речь о деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование. Рассмотрены основные функции Федерального фонда ОМС, структура доходов и расходов за 2015-2016 гг.
Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, финансовый механизм, финансирование здравоохранения.
Compulsory medical insurance is an important component of country's social infrastructure for which the special attention is given at present days. The article investigates the activity of insurance medical organizations which carry out obligatory medical insurance. The basic functions of the compulsory medical insurance Federal fund, the structure of earnings and charges after 2015-2016 are considered.
Keywords: compulsory medical insurance, Federal fund of compulsory medical insurance, territorial fund of compulsory medical insurance, the financial mechanism, health care financing.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях ускорения глобализационных процессов, системы здравоохранения во всем мире объединяет общая цель — улучшение здоровья населения путем предоставления высококачественных и доступных медицинских услуг и обеспечения ее экономической устойчивости. Затраты на здравоохранение во всех странах стабильно растут, поэтому достичь этой цели становится сложнее, чем когда-либо ранее. Одновременно обеспечить качество, доступность и экономическую устойчивость — сложная задача для большинства систем здравоохранения. При утрате здоровья гражданами, их социальная защищенность может быть обеспечена на основе установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих их социальную доступность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В условиях выхода из финансового кризиса и нестабильной экономической ситуации в стране, именно страхование является одним из оптимальных путей улучшения жизни общества в будущем. Такое страхование касается всех сфер жизни граждан, в том числе и здравоохранения. На сегодняшний день страховая медицина выступает реальной альтернативой бюджетному финансированию, которое уже не способно обеспечить конституционное право граждан на получение
71
бесплатного медицинского обслуживания. Развитие обязательного медицинского страхования в России является объективной необходимостью, которая обусловлена потребностью обеспечения поступления средств в отрасли здравоохранения.
Вопросы перехода на бюджетно-страховую модель финансирования системы здравоохранения, проблемы повышения качества и доступности услуг здравоохранения подробно исследуют ученые: Б.И. Бояринцев, В.В. Гришин, Е.В. Егоров, Л.Е. Исакова, Р.М. Зелькович, В.З. Кучеренко, С.В. Киселев, Ф.Н. Кадыров, Н.А. Кравченко, Л.В. Лапидус, В.О. Флек, С.В. Шишкин и другие. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является оценка современного состояния деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, рассмотрение структуры средств обязательного медицинского страхования, поступивших в страховые медицинские организации.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В настоящее время в России особое внимание уделяется системе обязательного медицинского страхования. Это единый слаженный механизм, работающий по общим принципам для всех участников системы. Границы его ежегодно расширяются. На начало 2016 года бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования обеспечивает нужды здравоохранения на 60% [1].
Фонд ОМС Российской Федерации (ФОМС РФ) является государственным внебюджетным фондом и выступает в роли страховщика по обязательному медицинскому страхованию бесплатного оказания медицинской помощи гражданам РФ. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом № 326-ФЗ от 29.11.2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.
ФОМС РФ, как неотъемлемая часть государственного социального страхования, является составляющей государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан в рамках реализации базовой программы ОМС [2].
Федеральный фонд ОМС выполняет следующие функции:
• обеспечивает финансовую стабильность и устойчивость системы обязательного медицинского страхования;
• реализует финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь за счёт средств обязательного медицинского страхования;
• создаёт условия для выравнивания объёма и качества медицинской помощи.
Бюджет ФОМС РФ формируется в соответствии с Бюджетным кодексом, законодательством Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования и основными направлениями бюджетной политики, планируется и утверждается на базе макроэкономических показателей [3]. При формировании и утверждении бюджет ФОМС РФ ориентирован на базовый вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Показатели бюджета Фонда рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В формировании бюджета также используются статистические данные численности граждан по состоянию на 1 апреля года, предшествующего текущему. На 1 апреля 2015 года численность застрахованного населения составила 146,5 млн. человек, в том числе неработающего населения — 85,1 млн. человек. Сбалансированность бюджета Фонда достигается за счет привлечения переходящих остатков средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января текущего года [1].
Согласно статистическим данным ФОМС РФ общий объем доходов бюджета Фонда на 2016 год составляет 1661,7 млрд. рублей, что по сравнению с 2015 годом на 2,6% больше (табл. 1). Доходы определены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» [2, 3]. Основная часть планируемых доходов, а это около 98,5% от общего объёма, обеспечивается поступлениями страховых взносов на ОМС работающего населения и страховых взносов на ОМС неработающего населения (табл. 1).
72
Таблица 1. Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования *
Наимено вание 2015 год 2016 год
утверждено, млн. руб. % к 2015 году
Численность населения, млн. чел. 146,1 146,5 100,3
Фонд заработной платы 18 559 19 903 107,2
ДОХОДЫ 1 619,8 1 661 102,6
в том числе: • работающего населения 967,4 1 018,5 105,3
• неработающего населения 617,3 617,7 100,1
• трансферты из Федерального бюджета 23,9 25,4 106,3
* Составлено авторами по данным [1]
Временно свободные финансовые средства, возникающие у Фонда обязательного медицинского страхования, размещаются в банковских депозитах. Доходы от использования временно свободных финансовых средств могут быть направлены только на финансирование тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами фонда. Содержание фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных бюджетом на эти цели. Также на конец отчётного периода могут возникнуть неизрасходованные в истекшем году финансовые средства, которые не подлежат изъятию. При утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год, средства, оставшиеся в бюджете Фонда, не учитываются. Фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.
Главной целью бюджета Фонда является финансовое обеспечение важнейших мероприятий в сфере здравоохранения. На 2016 год общий объем расходов бюджета Фонда составит 1688,5 млрд. рублей. Структура расходов бюджета Фонда характеризуется следующими данными, приведенными в таблице 2.
Таблица 2. Расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования *
Наимено вание 2015 год, млн. руб. 2016 год
утверждено, млн. руб. % к 2015 году
РАСХОДЫ 1 662,8 1 688,5 101,6
Субвенции на выполнение территориальной программы ОМС 1 414,2 1 458,6 103,1
Родовой сертификат 19,0 18,8 98,9
Единовременные компенсационные выплаты 3,2 3,2 100,0
Оплата высокотехнологичной помощи 82,1 96,7 117,8
Оплата специализированной медицинской помощи ФГУ 15,0 15,0 100,0
Подушевой норматив финансирования, руб. 8260,7 8438,9 102,3
* Составлено авторами по данным [1]
Помимо Федерального фонда для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС). ТФОМС субъектов РФ создаются законодательными и исполнительными органами власти. Финансовые средства и имущество всех фондов обязательного медицинского страхования находятся в федеральной собственности.
Средства, направляемые гражданами и юридическими лицами на финансирование государственной, муниципальной систем здравоохранения, не облагаются налогами. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения. В 2015 году деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляли 62 страховые меди-
73
цинские организации и 219 их филиалов в 85 субъектах Российской Федерации и в городе Байконуре (рис. 1) [4].
300
250
200
□ Количество страховых м едиц инских о рганизаций
□ Количество филиалов страховых медицинских организаций
______240
216
212
215
219
150
100
50
0
106
98
95
70
67
63
62
2008
2009 2010
2011 2012
2013
2014
2015 годы
Рис. 1. Количество страховых медицинских организаций и филиалов в РФ (Составлено авторами по данным [1])
Страховые медицинские организации финансируются Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и его филиалами на основании договоров о финансировании обязательного медицинского страхования. Страховым медицинским организациям могут предоставляться субвенции при недостатке средств для оплаты медицинской помощи. Страховые медицинские организации, в свою очередь, предоставляют фонду информацию о количестве и составе застрахованных, объеме и стоимости оплаченных медицинских услуг, размерах штрафных санкций, предъявленных ими к медицинским учреждениям, данные о расходах на ведение дела и формировании и расходовании резервов и фондов по обязательному медицинскому страхованию и другую необходимую информацию [5, с. 563].
В 2015 году объем поступлений средств обязательного медицинского страхования в страховые медицинские организации из территориальных фондов обязательного медицинского страхования для оплаты медицинской помощи в соответствии с договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования составил 1 383 979,0 млн. рублей, что на 13,7% больше чем в 2014 году (1 217 255,9 млн. рублей) (табл. 3).
Полученные от фонда средства обязательного медицинского страхования страховые медицинские организации используют на оплату медицинских услуг, формирование резервов, оплату расходов по ведению дела по обязательному медицинскому страхованию, формирование фонда оплаты труда работников, занятых обязательным медицинским страхованием. Фонд устанавливает для страховых медицинских организаций единые нормативы финансовых фондов и резервов в процентах к финансовым средствам, передаваемым им на проведение обязательного медицинского страхования.
Министерством здравоохранения Российской Федерации разработана и утверждена Государственная программа развития здравоохранения, утверждённая 15 апреля 2014 года. Она направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицин-
74
Таблица 3. Структура средств обязательного медицинского страхования, поступивших в страховые медицинские организации в 2014-2015 гг. *
Наименование показателя 2014 год 2015 год
млн. руб в % млн. руб в %
Поступило средств — всего 1 296 020,0 100,0 1 449 837,7 100,0
В том числе: на оплату медицинской помощи 1 217 255,9 93,923 1 383 979,0 95,457
на ведение дела 13 752,4 1,061 15 105,2 1,042
средства НСЗ территориальных фондов 63 496,5 4,899 49 594,7 3,421
штрафы, санкции, возмещение ущерба 419,8 0,033 472,4 0,033
в том числе: взысканные с медицинских организаций 405,7 0,031 454,8 0,031
средства, полученные в результате экономии годового объема средств ОМС 466,2 0,036 204,7 0,014
средства вознаграждения СМО за выполнение условий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении ОМС 108,1 0,008 58,1 0,004
средства на выплаты вознаграждений медицинским организациям за выполнение целевых значений доступности и качества медицинской помощи 388,3 0,030 318,2 0,022
прочие поступления 132,8 0,010 105,4 0,007
* Составлено авторами по данным [1]
ской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.
Целью госпрограммы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объёмы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки [6].
Стоит отметить, что почти год назад принят Федеральный закон от 30.12.2015 N 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», устанавливающий новые требования и условия расходования нормированного страхового запаса. Уже принята вся необходимая нормативная база по вопросам использования средств нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС на мероприятия по укреплению материальной базы учреждений здравоохранения. Во всех бюджетах фондов средства сформированы. Но для того, чтобы начать их использовать, должны быть приняты прозрачные и понятные критерии отбора медицинских организаций.
В июле 2016 года состоялось совещание Совета директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования и представителей Федерального фонда ОМС в федеральных округах, на котором председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Н. Н. Стадченко, отметила, что за последние годы сформировалась очень серьёзная законодательная база, адекватная выбранной государственной стратегии в сфере охраны здоровья. И фонд, и Министерство здравоохранения, включая подведомственные ему службы, оперативно обеспечивают изменения в законодательстве, оптимизирующие работу системы здравоохранения. Обязанности участников ОМС увеличиваются — введены нормативные требования по профилактике, повышается эффективность экспертной деятельности, прописаны новые механизмы информирования застрахованных, внедряются контакт-центры, запущен институт страховых представителей, развиваются другие форматы персонального сопровождения граждан на всех этапах организации медицинской помощи. И все это в рамках имеющихся в системе ресурсов.
ВЫВОДЫ
Таким образом, основываясь на результатах проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы:
75
• основным источником финансирования медицинской сферы в нашей стране является единый финансовый пул страховых взносов и используется механизм предоплаты и объединения средств в Федеральном фонде ОМС. В сложившихся условиях, важен поиск компромисса между населением, подлежащим обязательному страхованию, набором общедоступных медицинских услуг и финансовыми средствами, выделенными на цели здравоохранения;
• исходя из анализа статистических данных, можно сделать вывод, что бюджет Федерального фонда ОМС РФ имеет тенденцию к наращиванию финансового обеспечения Территориальных фондов субъектов РФ и, как следствие, пошагового улучшения медицинской помощи и модернизации здравоохранения РФ в целом;
• с целью совершенствования работы сферы обязательного медицинского страхования необходимо ускорить внедрение на рынке ОМС информационных систем как инструмента повышения эффективности его функционирования. Объединенные единым информационным пространством субъекты рынка ОМС (территориальный фонд, ЛПУ региона и медицинские страховые компании) получат возможность эффективно формировать, использовать и контролировать денежные потоки на региональном рынке ОМС, что является одним их основных направлений совершенствования системы управления региональным рынком ОМС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ffoms.ru/system-oms/ (дата обращения 01.10.2016).
2. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения 01.10.2016).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 01.10.2016).
4. Система обязательного медицинского страхования в РФ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ffoms.ru/system-oms/ (дата обращения 01.10.2016).
5. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 703 с.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №294 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162178/ (дата обращения 01.10.2016).
7. Страхование: теория, практика, управление: монография / под ред. д.э.н., профессора Ю.Н. Воробьева. — Симферополь: ДИАИПИ, 2014. — 496 с.
Статья поступила в редакцию 8 октября 2016 года
76