Научная статья на тему 'Нормирование полевого довольствия как фактор социальной защищенности работников на крайнем севере'

Нормирование полевого довольствия как фактор социальной защищенности работников на крайнем севере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛЕВОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ / КОМПЕНСАЦИЯ / ПОЛЕВЫЕ УСЛОВИЯ / РАБОТЫ ЭКСПЕДИЦИОННОГО ХАРАКТЕРА / НОРМА / НОРМИРОВАНИЕ / НАЛОГ НА ДОХОД ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / FIELD ALLOWANCES / COMPENSATION / FIELD CONDITIONS / WORK OF EXPEDITIONARY NATURE / THE RATE OF TAX ON INCOME OF INDIVIDUALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Ольга Васильевна, Неустроева Аиза Борисовна

В статье рассматривается содержание понятия «полевое довольствие», его сходство и отличие от подобных компенсационных выплат за особые условия труда. Анализируется правовое регулирование норм полевого довольствия для предприятий разных форм собственности. Изучается изменение размеров и порядка назначения полевого довольствия, социальные последствия отмены предельных нормативов полевого довольствия для северных районов Республики Саха (Якутия). Сравниваются надбавки и компенсации при работе в полевых условиях и при вахтовом методе работ. Обосновывается влияние норм полевого довольствия на социальную защищенность работников, работающих в полевых условиях или участвующих в работах экспедиционного характера, а также на доходные части муниципальных бюджетов. Приводятся примеры отраслевых нормативных актов, регулирующих порядок и размер возмещения расходов, связанных с полевыми работами и работами экспедиционного характера, для предприятий и организаций, финансируемых из государственного бюджета. Доказывается необходимость научного обоснования принимаемых организациями норм полевого довольствия. Представлены научные методы нормирования, которые могут быть применены при расчете норм полевого довольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF FIELD ALLOWANCES AS A FACTOR OF SOCIAL SECURITY OF WORKERS IN THE FAR NORTH

The article deals with the concept of "field allowance", its similarities and differences from alike compensation payments for special working conditions. Legal regulations of field allowances rationing for enterprises of different ownership forms are analyzed. Variations of the size and designation of field allowances, the social consequences of the abolition of regulations limiting field allowances for the northern regions of the Republic of Sakha (Yakutia) are studied. Allowances and compensations for field work and work in shifts are compared. Impact of field allowances regulations on social security of employees, working in field or involved in work of expeditionary nature, as well as on revenues of municipal budgets are substantiated. Examples of field allowances regulations adopted in the Russian Federation for organizations of different industrial branches financed from the state budget are given. Necessity of rationing of field allowances standards on scientific basis is proved. Scientific methods of field allowances rationing that can be used in the calculation of payment standards are presented.

Текст научной работы на тему «Нормирование полевого довольствия как фактор социальной защищенности работников на крайнем севере»

УДК 331.346.4:336.225.621.11

О.В. ПоповаА.Б. Неустроева2

НОРМИРОВАНИЕ ПОЛЕВОГО ДОВОЛЬСТВИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ РАБОТНИКОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

REGULATION OF FIELD ALLOWANCES AS A FACTOR OF SOCIAL SECURITY

OF WORKERS IN THE FAR NORTH

В статье рассматривается содержание понятия «полевое довольствие», его сходство и отличие от подобных компенсационных выплат за особые условия труда. Анализируется правовое регулирование норм полевого довольствия для предприятий разных форм собственности. Изучается изменение размеров и порядка назначения полевого довольствия, социальные последствия отмены предельных нормативов полевого довольствия для северных районов Республики Саха (Якутия). Сравниваются надбавки и компенсации при работе в полевых условиях и при вахтовом методе работ. Обосновывается влияние норм полевого довольствия на социальную защищенность работников, работающих в полевых условиях или участвующих в работах экспедиционного характера, а также на доходные части муниципальных бюджетов. Приводятся примеры отраслевых нормативных актов, регулирующих порядок и размер возмещения расходов, связанных с полевыми работами и работами экспедиционного характера, для предприятий и организаций, финансируемых из государственного бюджета. Доказывается необходимость научного обоснования принимаемых организациями норм полевого довольствия. Представлены научные методы нормирования, которые могут быть применены при расчете норм полевого довольствия.

Ключевые слова: полевое довольствие, компенсация, полевые условия, работы экспедиционного характера, норма, нормирование, налог на доход физических лиц.

The article deals with the concept of «field allowance», its similarities and differences from alike compensation payments for special working conditions. Legal regulations of field allowances rationing for enterprises of different ownership forms are analyzed. Variations of the size and

1 Попова Ольга Васильевна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия). E-mail: [email protected]

Olga Popova - Candidate of Science in Economics, Leading Researcher of the Center of Social Problems of Labor, Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia)

2 Неустроева Аиза Борисовна - кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия), доцент кафедры североведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: [email protected]

Aiza Borisovna - Candidate of Science in Sociology, Leading Researcher of the Center of Social Problems of Labor, Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), Associate Professor of Department of Northern Studies, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

designation of field allowances, the social consequences of the abolition of regulations limiting field allowances for the northern regions of the Republic of Sakha (Yakutia) are studied. Allowances and compensations for field work and work in shifts are compared. Impact of field allowances regulations on social security of employees, working in field or involved in work of expeditionary nature, as well as on revenues of municipal budgets are substantiated. Examples of field allowances regulations adopted in the Russian Federation for organizations of different industrial branches financed from the state budget are given. Necessity of rationing of field allowances standards on scientific basis is proved. Scientific methods of field allowances rationing that can be used in the calculation of payment standards are presented.

Key words: Field allowances; compensation; field conditions; work of expeditionary nature; the rate of tax on income of individuals.

В настоящее время российское трудовое законодательство, касающееся особенностей труда на территориях Крайнего Севера, нуждается в совершенствовании по нескольким направлениям. Одним из таких направлений является совершенствование порядка и размеров компенсационных выплат работникам, которые трудятся в полевых условиях или участвуют в работах экспедиционного характера, в целях возмещения дополнительных затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей с проживанием вне места постоянного жительства полагаются такие компенсационные выплаты, как полевое довольствие1. На сегодня как в государственном, так и в частном секторе, работники, трудящиеся в полевых условиях, сталкиваются с проблемой социальной незащищенности, когда сумма полевого довольствия указывается минимальной (например, всего 100 рублей в сутки)2, либо когда сумма полевого довольствия завышается за счет понижения заработной платы и работнику не идет начисление социальных страховых выплат, а также размер полевого довольствия не учитывается при исчислении среднего заработка, то есть при исчислении отпускных, больничных и пр.

В северных и арктических районах РФ, где ведется активная разведка месторождений недр, развита добывающая промышленность, большое количество работников трудятся в полевых условиях или участвуют в работах экспедиционного характера, возникает вопрос о необходимости регулирования процесса выплат полевого довольствия, контроля за размерами компенсационных выплат, обоснованности принимаемых организациями размеров полевых довольствий. В связи с отменой с 1 января 2009 года порядка нормирования и ограничения размера полевого довольствия увеличились риски недопоступления налога на доходы физических лиц.

1 ст. 164, ст. 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/12125268/#ixzz3gJfd5KP0 (дата обращения 15.09.2016)

2 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 августа 2012 г. № 03-04-05/9-976 О налогообложении НДФЛ и налогом на прибыль организаций выплат, направленных на возмещение работодателем расходов сотрудников, связанных с работой в полевых условиях // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70218618/#ixzz3gLC7y2G0 (дата обращения 15.06.2016)

Так, на встрече руководства и председателей постоянных комитетов Государственного Собрания (Ил Тумэн) и народных депутатов Якутии с главами городских и сельских поселений колымо-индигирской группы улусов, состоявшейся 26 января 2015 года, глава Оймяконского района Республики Саха (Якутия) Михаил Захаров озвучил проблему потерь доходной части муниципального бюджета Оймяконского района в результате недополучения налога на доходы физических лиц. Оймяконский район является золотодобывающим, на его территории действует около 50 артелей и частных добывающих предприятий. В 2014 году впервые за ряд лет в районе было добыто 9,5 тонн золота, но при этом районный бюджет недополучил 21 млн рублей собственных доходов1. Отсутствие ограничения размера полевого довольствия привело к тому, что некоторые промышленные предприятия большую часть заработной платы своим работникам заменяют на полевые выплаты и, как следствие, исключают эти суммы из налоговой базы по НДФЛ. Данный факт также подтверждают материалы выездных налоговых проверок за 2012-2014 годы, согласно которым размер ежедневного полевого довольствия на предприятиях золотодобывающей отрасли Республики Саха (Якутия) варьируется в диапазоне от 200 до 2000 рублей. Если сравнивать выплаты по заработной плате и полевому довольствию с 2010 по 2014 год, то у отдельных работодателей наблюдается рост соотношения объема полевого довольствия к фонду оплаты труда. В среднем этот показатель увеличился с 19 % до 45 %, максимальное значение составило 85 %2

Цель данной работы - рассмотреть особенности нормирования полевого довольствия как инструмента повышения социальной защищенности работников Крайнего Севера. Для достижения поставленной цели рассмотрим содержание понятия «полевое довольствие», изменение порядка и размеров назначения полевого довольствия, его сходство и отличие от подобных компенсационных выплат за особые условия труда, попытаемся определить социальные последствия отмены предельных нормативов полевого довольствия. Также рассмотрим целесообразность и возможные пути регулирования нормативов полевого довольствия.

До 2002 года порядок и размеры назначения полевого довольствия регулировались Положением, утвержденным Постановлением Минтруда России от 15 июля 1994 г. № 56, полевое довольствие выплачивалось при производстве геолого-разведочных, топографо-геодезических и лесоустроительных работ в условиях, которые связаны с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа3. Право на получение полевого довольствия имели:

1 Глава Оймяконского района Михаил Захаров о потерях доходной части муниципального бюджета. -Пресс-служба Ил Тумэна. - 27.01.2015 [Электронный ресурс] 2 Режим доступа: http://iltumen.ru/node/14085 (дата обращения 20.09.2016)

2 Николаев Ю. Якутия: бюджет развития и социальной ответственности // Бюджет.ги. - Финансы. -12 января 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bujet.ru/article/288856.php (дата обращения 15.09.2016)

3 Постановление Минтруда России от 15 июля 1994 г. № 56.

- работники основных и вспомогательных подразделений, работающие в полевых условиях и проживающие в местах производства работ;

- работники школ, орсов, медицинских, культурно-просветительских, детских дошкольных учреждений и других подразделений, специально созданных для обслуживания геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий и организаций;

- работники старательских артелей, акционерных обществ, малых предприятий и других коммерческих организаций, занятых на разработке россыпных и небольших рудных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней со сроком отработки до семи лет и эксплуатируемых в полевых условиях.

Кроме того, в соответствии с п. 4 Постановления Минтруда России № 51, полевое довольствие назначалось:

- работникам изыскательских и проектно-изыскательских предприятий и организаций, выполняющих инженерные изыскания для строительства, при работе на объектах в полевых условиях;

- работникам предприятий и организаций гидрометеорологической службы, проводящим работы экспедиционного характера по изучению состояния загрязнения окружающей среды, гидрометеорологического режима водных объектов, активному воздействию на градовые процессы, установке, монтажу оборудования в труднодоступных районах, изучение селеопасных и лавиноопасных районов в полевых условиях;

- гражданскому персоналу океанографических, гидрографических и гидрометеорологических экспедиций, отрядов и партий ВМФ за время пребывания на экспедиционных работах (кроме антарктических экспедиций), работникам военно-санитарных поездов за каждый день нахождения в составе поезда вне места его постоянной дислокации, работникам топографо-геодезических отрядов Минобороны России.

В соответствии с Постановлением Минтруда России № 56 размер выплат полевого довольствия устанавливался в расчете на одного работника в день кратным норме суточных расходов, предусмотренной действующим законодательством об оплате служебных командировок на территории РФ (независимо от занимаемой должности и получаемого должностного оклада). Также были установлены коэффициенты кратности, различающиеся в зависимости от места (для северных районов и остальной части РФ) и от качества объекта работы (работа на объектах полевых работ и работе на базах). При этом фактический размер полевого довольствия, выплачиваемый работнику, мог превышать нормы, установленные Постановлением № 56, и в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ определялся коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Таким образом, до 2002 года в России полевое довольствие выплачивалось в размере:

- двукратной нормы суточных, установленной для командировок в пределах РФ, в день одному работнику при работе на объектах полевых работ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области;

- увеличенной в 1,5 раза нормы суточных, установленной для командировок в пределах РФ, в день одному работнику при работе на объектах полевых работ, расположенных в других районах;

- 0,75 от нормы суточных, установленной для командировок в пределах РФ, в день одному работнику при работе на базах геолого-разведочных предприятий, организаций, учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области;

- 0,5 от нормы суточных, установленной для командировок в пределах РФ, в день одному работнику при работе на базах геолого-разведочных предприятий, организаций, учреждений, расположенных в других районах.

Сумма компенсации в виде полевого довольствия в пределах норм, утвержденных Постановлением № 56, не облагалась налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом1, сумма же превышения облагалась данными налогами.

Однако Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 93 внесло новые нормы полевого довольствия, которые были утверждены в твердой сумме и составили:

- за работу в районах Крайнего Севера, в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области - 200 рублей в сутки;

- за работу на базах геолого-разведочных организаций, расположенных в этих районах, - 75 рублей в сутки;

- за работу в полевых условиях в других районах - 150 рублей в сутки;

- за работу на базах геолого-разведочных организаций в других районах - 50 рублей в сутки.

Если полевое довольствие выдавалось в пределах указанных норм, то его сумма уменьшала налогооблагаемую прибыль, не облагалось налогом на доходы физических лиц, ЕСН и взносом на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Если полевое довольствие выплачивалось сверх норм, то сумма превышения не учитывалась при налогообложении прибыли, облагалась налогом на доходы физических лиц и взносом на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. ЕСН на сумму полевого довольствия не начисляется независимо от того, в пределах или сверх норм оно выдается.

В дальнейшем Постановление № 93 вызвало много споров и конфликтов из-за необоснованно заниженных норм полевого довольствия. Очевидно, что эти средства никак не могли покрыть даже расходы на питание, а тем более компенсировать тяжелые условия работы в полевых условиях.

С 1 января 2009 года с вступлением изменений в налоговое законодательство РФ в отношении суммы полевого довольствия никаких норм и ограничений в целях налогообложения не было установлено. Полевое довольствие было освобождено от обложения налога на доходы физических лиц без ограничения по сумме,

1 п. 3 ст. 217, пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant. ru/10900200/#ixzz3gJghrlwf (дата обращения 15.09.2016)

при условии, что размер компенсации будет установлен коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами или трудовым договором1. Организации самостоятельно в договорном порядке должны устанавливать размеры и порядок выплат расходов работников, связанных со служебными поездками, кроме этого организации вправе самостоятельно устанавливать перечень работ, должностей работников, которые имеют право на компенсационные выплаты, при этом они должны покрывать фактически произведенные расходы. Отметим, что за полевое довольствие сотрудники не отчитываются. Полевое довольствие организации могут выдавать своим сотрудникам, как в денежном, так и в натуральном виде полностью или частично. В обязательном порядке должно быть подтверждение того, что сотрудники действительно работают в полевых условиях или их работа носит экспедиционный характер. В зависимости от характера работ и климатических условий района допускается устанавливать несколько размеров полевого довольствия. Отметим, что новый Трудовой Кодекс РФ, а также другие акты российского законодательства не содержат и не определяют понятия полевых условий труда.

Отменяя действовавшие до 2009 года нормативы полевого довольствия, государство заботилось, прежде всего, о социальной защищенности работников, позволив хозяйствующим субъектам самостоятельно определять перечень должностей и размер полевого довольствия в зависимости от характера и вида работ и выплачивать его работникам в полном объеме. Вместе с тем, данный шаг открыл «лазейку» для недобросовестных работодателей, которые продолжают необоснованно занижать суммы полевого довольствия, либо наоборот - необоснованно завышают, используя полевое довольствие как законный инструмент ухода от налогообложения.

Вместе с тем на сегодняшний день нормирование компенсационных выплат для целей налогообложения сохраняется для вахтового метода работ, который широко распространен в труднодоступных северных и арктических районах с дефицитом трудовых ресурсов необходимого профессионального уровня. Необходимо отметить, что работа в полевых условиях и вахтовый метод работы не являются синонимами. Общее между ними лишь в том, что работник вынужден работать вне своего постоянного места жительства. Согласно ст. 297 ТК РФ вахтовый метод - это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания2. Работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий

1 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 августа 2012 г. № 03-04-05/9-976 «О налогообложении НДФЛ и налогом на прибыль организаций выплат, направленных на возмещение работодателем расходов сотрудников, связанных с работой в полевых условиях» // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70218618/#ixzz3gLC7y2G0 (дата обращения 15.09.2016)

2 ст. 297 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12125268/#ixzz3gJfd5KP0 (дата обращения 15.09.2016)

и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях. В отличие от вахтовиков, геологи и изыскатели проживают, как правило, в палатках. При вахтовом методе работники трудятся в вахтовом поселке в течение определенного периода времени, который называется вахтой, при этом продолжительность вахты для каждого работника не должна превышать одного месяца, а в исключительных случаях и на отдельных объектах - до трех месяцев. Работа в полевых условиях не подразумевает никаких ограничений по срокам и периодичности работы. Так, геологи-разведчики и изыскатели трудятся вне места жительства в течение всего полевого сезона, который может длиться полгода или больше.

Отличается вахтовый метод работы от полевых условий и оплатой труда. Лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно взамен суточных или полевого довольствия выплачивается надбавка за вахтовый метод работы1. Размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ [1].

Работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, установленных постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 № 51 «О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета» (табл. 1). При этом размер надбавки не должен превышать размер установленной нормы расходов на выплату суточных, предусмотренных работникам федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений, за каждый день их нахождения в служебной командировке на территории РФ (700 рублей).

Таблица 1

Размер надбавки за вахтовый метод работы

Местность Размер надбавки, % тарифной ставки (оклада)

Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности 75

Районы Сибири и Дальнего Востока 50

Остальные районы 30

1 ст. 302 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/12125268/#ixzz3gJfd5KP0 (дата обращения 15.09.2016)

В разных субъектах РФ приняты аналогичные нормативные акты, регулирующие размер надбавки за вахтовый метод работы в государственных учреждениях.1

Отмена предельных нормативов компенсационных выплат для целей налогообложения для полевых работ при одновременном сохранении таковых для работ вахтовым методом может объясняться тем, что степень необустроенности труда и быта при вахтовом методе работ более четко определена, чем при полевых работах, которые отличаются большим разнообразием как по отрасли, виду деятельности, характеру работ, длительности, так и степени необустроенности труда и быта (например, работа в поле, в условиях базового лагеря, передвижной станции, опорного пункта и т.д.). Введение единых предельных норм полевого довольствия для всех отраслей, регионов и видов деятельности при этом действительно не целесообразно.

Необходимо отметить, что в условиях отсутствия законных норм полевого довольствия субъекты Российской Федерации не уполномочены принимать нормативный правовой акт, устанавливающий нормы полевого довольствия в целях исчисления налога на доходы физических лиц и страховых взносов, так как это будет трактоваться как ущемление прав трудящихся на компенсацию расходов, связанных с работой в полевых условиях и носящих экспедиционный характер, в полном объеме. Вместе с тем государство, как хозяйствующий субъект, в праве самостоятельно регулировать порядок и размер возмещения расходов, связанных с полевыми работами и работами экспедиционного характера, для предприятий и организаций, финансируемых из государственного бюджета. Анализ нормативных актов, регулирующих размеры полевого довольствия для бюджетных предприятий, принятых в субъектах РФ2, показал дифференциацию сумм полевого довольствия бюджетных

1 например: Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 г. № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства Пензенской области от 26 декабря 2008 г. № 917-пП «О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы в государственных органах Пензенской области и государственных учреждениях Пензенской области» (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства Республики Коми от 9 ноября 2012 г. № 478 «О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам государственных учреждений Республики Коми» (с изменениями и дополнениями).

2 Постановление Правительства Республики Ингушетия от 4 июня 2014 г. N 106 "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Комитету Республики Ингушетия по лесному хозяйству"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2014 г. N 437 "Об изменении категории ресурсных резерватов республиканского значения "Большое Токко", "Кыталык", "Медвежьи острова", "Пилька", "Суннагино-Силиглинский", "Сылгы-Ытар", "Том-порук", "Тукулан", "Ундюлюнг", "Хамра", "Чабда" и "Эргеджей" (Сунтарский улус) на категорию государственных природных заказников Республики Саха (Якутия)"; Приказ Минимущества Чувашской Республики от 3 августа 2012 г. N 49-д "Об утверждении Методики определения размера платы за оказание необходимой и обязательной услуги "Расчет геодезических параметров земельного участка", предоставляемой государственными учреждениями Чувашской Республики, государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики, и предельных (максимальных) размеров платы за оказание необходимой и обязательной услуги "Расчет геодезических параметров земельного участка", предоставляемой государственными учреждениями Чувашской Республики, государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики".

предприятий, отсутствие единого методического подхода к определению размеров даже в рамках одного вида деятельности (полевые довольствие в размере 480 рублей в Чеченской Республике и 100 рублей в Иркутской области для работ по исследованию объектов культурного наследия)1.

Таким образом, на сегодняшний день действующие нормативные акты российского законодательства не дают ни официального понятия полевых условий, не определяют ни размеров полевого довольствия, ни перечня должностей и работ. Организации вправе и должны самостоятельно установить критерии, перечень работ, профессий, должностей, порядок и размер возмещения указанных расходов, а также нормы полевого довольствия в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре. Организации также самостоятельно должны определить состав документов, с помощью которых будут подтверждаться расходы, связанные с полевым характером работ, и закрепить их использование в своей учетной политике. При этом сами органы государственной власти, и тем более организации и предприятия при расчете норм полевого довольствия сталкиваются с проблемой научно обоснованного вычисления дополнительных расходов работников в условиях работы в поле или экспедиции.

В теории существует множество методов расчета норм труда. Выбор конкретного метода зависит от объекта, характера нормируемых работ и условий их выполнения. Применительно к полевому довольствию нормой являлся предельно допустимый (максимальный или минимальный) размер полевого довольствия, установленный в организации (в коллективном договоре, соглашении, локальном акте) при условии, что этот размер не зависит от занимаемой должности и получаемого должностного оклада, тем более от индивидуальных характеристик работника. При расчете норм полевого довольствия, по нашему мнению, могут быть применены следующие научные методы нормирования:

- расчетно-аналитический метод - с помощью всестороннего анализа конкретных производственных условий труда и быта в полевых условиях на конкретном предприятии, данных замеров потерь, вычисляются и обосновываются необходимые дополнительные расходы работника [3; 4];

- статистический метод - нормы устанавливают на основе анализа статистических данных о средних фактических затратах на эту работу в прошлые периоды и сведений о, например, стоимости минимального набора продуктов питания и других расходных материалов с корректировкой на изменение условий [2];

- метод экспертной оценки, когда норма полевого довольствия выводится на основе усредненных оценок экспертов, в качестве которых отбираются все участвующие

1 Постановление Правительства Чеченской Республики от 9 ноября 2010 г. N 181 "Об утверждении Положения и Программы мониторинга современного состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Чеченской Республики (2011-2014 годы)"; Приказ Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 14 июня 2012 г. N 83-СПР "Об утверждении методики определения размера платы за проведение археологических полевых, научно-исследовательских, изыскательских работ, осуществляемых ОГАУ "Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области" (с изменениями и дополнениями).

стороны (работодатель, работник, государство). В этом случае эксперты обосновывают возможность применения таких норм и поправочных коэффициентов [5; 6];

- метод аналогий - за основу принимается уже существующие нормы расходов в подобных (аналогичных) условиях работы, например, можно привязывать эти размеры к размеру суточных, применяемому в организации.

Таким образом, в северных и арктических регионах РФ, где многие трудятся в полевых условиях, возникает необходимость регулирования размеров полевого довольствия и контроля обоснованности принимаемых организациями размеров полевых довольствий. По нашему мнению, разработка единого норматива полевого довольствия для всех предприятий и отраслей всех видов собственности не представляется возможным, поскольку характер и специфика работы в полевых условиях существенно варьируется в зависимости от вида деятельности организации. Поскольку порядок и размер возмещения работникам расходов, связанных с работой работ в полевых условиях и работ экспедиционного характера, находится в ведении предприятий и организаций, его регулирование в настоящее время возможно через механизм социального партнерства: по отраслевым министерствам и ведомствам с широким привлечением профсоюзных организаций путем заключения трехсторонних соглашений. При этом необходимо научное обоснование норм компенсационных выплат для разных отраслей и регионов.

Дальнейшее совершенствование законодательства, регламентирующего трудовые отношения, гарантии и компенсации на территориях Севера России, по мнению юристов будет связано с принятием новых законов об Арктике, о территориях опережающего развития, с изменением трудового законодательства, касающегося дистанционного труда, командирования и предоставления работников, трудовой миграции, специальной оценки условий труда, безопасности и гигиены труда [7].

Также отметим, что развитие трудового законодательства должно осуществляться на уровне субъектов РФ, должны разрабатываться новые нормативные правовые акты исполнительной власти и органов местного самоуправления, необходимо развивать практику социально-партнерских соглашений.

Литература

1. Бокач, С.Б. Налогообложение при вахтовом методе / С.Б. Бокач // Бухгалтерский учет. - 2010. - № 10. - С. 107-108.

2. Боташев, Р.А. Проблемы и пути совершенствования системы норм и нормативов труда в инновационной экономике / Р.А. Боташев // Научный журнал КубГАУ. - 2011. - № 71 (07) С. 391-413.

3. Бухалков, М.И. Организация и нормирование труда. - Москва : ИНФРА-М, 2008. - 548 с.

4. Генкин, Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленном предприятии. - Москва : НОРМА, 2008. - 480 с.

5. Жариков, А.В. Методы нормирования труда в инновационной деятельности / А.В. Жариков, Ю.С. Ширяева, О.А Бодрикова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3 (3). - С. 88-92.

6. Кушнир, А.Б. Особенности творческого труда в вопросах его нормирования / А.Б. Кушнир // Вестник НИИ Труда. - 2010. - № 23 (34). - С. 64-66.

7. Захаров, М.Л. К совершенствованию законодательства, регламентирующего трудовые отношения, гарантии и компенсации на Крайнем Севере / М.Л. Захаров, К.Д. Крылов // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 12 (49). - С. 2788-2791.

References

1. Bokach, S.B. Taxation at shift method works / S.B. Bokach // Accounting. - 2010. -No 10. - P. 107-108

2. Botashev, R.A. Problems and ways of perfection of system of norms and work specifications to innovative economy / R.A. Botashev // Scientific Journal of KubSAU. -2011. - No71. - P.391-413.

3. Buhalkov, M.I. The organization and regulation of labor. - Moscow : INFRA-M, 2008. - 548 p.

4. Genkin, B.M. The organization, rationing and wages at the industrial enterprise. -Moscow : NORMA, 2008. - 480 p.

5. Zharikov, A.V. Methods of work measurement in innovation activity / A.V. Zharikov, Yu.S. Shiryaeva, O.A. Bodrikova // Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. - 2013. - No 3 (3). - P. 88-92.

6. Kushnir, A.B. Features of creative work in matters of its valuation / A.B. Kushnir // Bulletin of the Research Institute of Labor. - 2010. - No 23 (34). - P. 64-66.

7. Zakharov, M.L. On the improvement of the legislation regulating labor relations, guarantees and compensations in the Far North / M.L. Zakharov, K.D. Krylov // Actual problems of Russian law. - 2014. - No 12. - P. 2788-2791.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.