Научная статья на тему 'Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие формирование, содержание и реализацию внешней политики государства'

Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие формирование, содержание и реализацию внешней политики государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2435
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОН / ВНЕШНИЕ СНОШЕНИЯ / ПОДЗАКОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлюк Альберт Валентинович

Настоящая научная статья посвящена исследованию нормативных правовых актов, регулирующих формирование, содержание и реализацию внешней политики Российской Федерации. Данная тема является актуальной в настоящее время, ввиду того, что праворегулирование внешней политики страны в период международного давления и конфликтов в различных частях света способствуют необходимости совершенствования законодательства и подзаконного регламентирования такой деятельности. Статья «Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие формирование, содержание и реализацию внешней политики государства» является самостоятельным исследованием, носящим высокий научный характер, что подтверждается объемным списком используемой литературы и законодательных документов, ввиду чего будет полезна не только для теоретиков праворегулирования внешних сношений, но и практикующих юристов и дипломатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL ACTS OF THE RUSSIAN FEDERATION REGULATING THE FORMATION, CONTENT AND IMPLEMENTATION OF THE EXTERNAL POLICY OF THE STATE

This scientific article is devoted to the study of legal acts regulating the formation, content and implementation of the foreign policy of the Russian Federation. This topic is relevant at the present time, due to the fact that the legal regulation of the country's foreign policy during the period of international pressure and conflicts in different parts of the world contribute to the need to improve legislation and regulation of such activities. The article «Normative legal acts of the Russian Federation regulating the formation, content and implementation of the foreign policy of the state» is an independent research of a high scientific nature, which is confirmed by a long list of used literature and legislative documents, which is why it will be useful not only for theorists of legal regulation of foreign relations, but also for practicing lawyers and diplomats.

Текст научной работы на тему «Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие формирование, содержание и реализацию внешней политики государства»

13. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

13.1. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Павлюк Альберт Валентинович, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: МГИМО МИД России. Подразделение: кафедра государственного управления. E-mail: albert.pavlyuk@mail.ru

Аннотация: Настоящая научная статья посвящена исследованию нормативных правовых актов, регулирующих формирование, содержание и реализацию внешней политики Российской Федерации. Данная тема является актуальной в настоящее время, ввиду того, что праворегулирование внешней политики страны в период международного давления и конфликтов в различных частях света способствуют необходимости совершенствования законодательства и подзаконного регламентирования такой деятельности. Статья «Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие формирование, содержание и реализацию внешней политики государства» является самостоятельным исследованием, носящим высокий научный характер, что подтверждается объемным списком используемой литературы и законодательных документов, ввиду чего будет полезна не только для теоретиков пра-ворегулирования внешних сношений, но и практикующих юристов и дипломатов.

Ключевые слова: право, правовое регулирование, внешняя политика, закон, внешние сношения, подзаконное регулирование.

NORMATIVE LEGAL ACTS OF THE RUSSIAN FEDERATION REGULATING THE FORMATION, CONTENT AND IMPLEMENTATION OF THE EXTERNAL POLICY OF THE STATE

Pavlyuk Albert Valentinovich, PhD at Law. Position: Associate professor. Place of employment: MGIMO - University. Department: Public Administration chair. E-mail: al-bert.pavlyuk@mail.ru

Annotation: This scientific article is devoted to the study of legal acts regulating the formation, content and implementation of the foreign policy of the Russian Federation. This topic is relevant at the present time, due to the fact that the legal regulation of the country's foreign policy during the period of international pressure and con flicts in different parts of the world contribute to the need to improve legislation and regulation of such activities. The article «(Normative legal acts of the Russian Federation regulating the formation, content and implementation of the foreign policy of the state» is an independent research of a high scientific nature, which is confirmed by a long list of used literature and legislative documents, which is why it will be useful not only for theorists of legal regulation of foreign relations, but also for practicing lawyers and diplomats.

Keywords: law, legal régulation, foreign policy, law, foreign relations, subordinate régulation.

Внешняя политика является неотъемлемой частью государственной деятельности любой страны, ввиду чего этому уделяется внимание не только в правовых нормах, но и в научно-учебной литературе. В общем смысле внешнюю политику следует определять, как деятельность конкретного государства в собственных интересах, направленную на отношения с другими субъектами международных отношений, которые основываются на международно-правовом регулировании. Таким образом, внешняя политика эта та сфера деятельности, которую осуществляют в основном высшие лица государственной власти. Как и любая другая деятельность, внешнеполитическая работа1 имеет свои цели, к которым относят, в частности:

- искоренение возможности вмешательства иностранных государств в деятельность страны в финансово-экономическом аспекте, политическом аспекте, правовом аспекте, культурном аспекте, национальном аспекте и других сферах государственности;

- сохранение, повышение, обеспечение устойчивого развития уровня и качества жизни населения в смысле материального благосостояния, доступности к экологии, общего и специального развития и образования, интеграции в мировой прогресс и других аспектов жизнедеятельности граждан страны;

- сохранение и обеспечение целостности территорий государства, национального суверенитета и безопасности2;

- повышение престижа государства на международной арене в контексте финансово-экономической деятельности, культурного просвещения народов России и политико-правовом аспекте.

Таким образом, в данной части статьи были обозначены понятие и основные традиционные цели деятельности государства в части внешних сношений, ввиду чего стоит обратиться к непосредственному анализу нормативно-правового регулирования формирования, содержания и реализации внешней политики Российской Федерации.

Основополагающим актом Российской Федерации является Конституция3 страны, которая определяет направления развития нормативно-правового базы государства, в том числе и в части внешнеполитической

4

деятельности .

1 Внешняя политика России в современных условиях: основные тенденции военной политики России в обеспечении национальной безопасности государства // Материалы конференции «Внешняя политика России в современных условиях. Основные тенденции военной политики России в обеспечении национальной безопасности государства» в рамках Дней науки МГИМО / 2016.

2 Никонов В.А. Россия и мир: консерватизм в российской внешней политике // Тетради по консерватизму. 2014. № 1. С. 88-95.

3 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

4 Красинский В.В. Конституционно-правовое регулирование за-

щиты государственного суверенитета в зарубежных странах //

Современное право. 2016. № 3. С. 122 - 128.

Российская Федерация является федеративным государством, что прямо закреплено Конституцией страны в статье 1, поэтому в данном смысле проблемы разграничения полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации является ключевыми. Статьи 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации посвящены вопросам ведения Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов и ведению субъектов Российской Федерации соответственно. Так, ввиду прямого указания п. «к» ст. 71 Конституции страны, внешнеполитическая деятельность относится к исключительному ведению Российской Федерации.

Данный факт является важным, так как в период образования Российской Федерации как правопреемницы Союза ССР и образования федеративного государства вопросы разграничения полномочий являлись передовыми для решения и дальнейшего построения отечественной государственности на основании принятых условий разграничения полномочий страны и ее субъектов5.

Кроме того, Конституция Российской Федерации регламентирует и направляющие вопросы, относящиеся к внешней политике в детальности Президента и Правительства страны. В силу статьи п. 3 ст. 80 Конституции страны Президент определяет направления внешней политики государства, п. «е» ст. 84 закрепляет обязательство Президента ежегодного его обращения к Федеральному Собранию в том числе и по вопросам внешних сношений, а п. «а» ст. 86 устанавливает обязанность Президента по осуществлению руководства внешней политикой Российского государства.

Также, п. «д» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации регламентирует, что Правительство страны реализует внешнюю политику государства.

Таким образом, в данной части исследования необходимо отметить, что основополагающий нормативно-правовой акт Российской Федерации в части регулирования внешней политики представляет собой необходимо-начальный набор правовых норм, закрепивших вопросы регламентирования внешней политики на территории Российской Федерации, что является важным для понимания и проведения дальнейшего изучения анализируемого вопроса.

Далее стоит подвергнуть исследованию иные нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере формирования, содержания и реализации внешней политики Российского государства.

Стоит отметить Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»6, который представляет собой документ, направленный на:

- базисные начала осуществления деятельности по руководству внешней политикой Российского государства;

- важные направления внешней политики Российского государства;

- цели и задачи внешней политики Российской Федерации.

Правовой основой указанного Указа Президента Российской Федерацией помимо Конституции, принципов и норм международного права и федеральных законом являются:

- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»7.

Данный документ представляет собой базисное начало в различных отраслях деятельности российского дипломатического курса и иных структур в контексте развития, модернизации, инновационного совершенствования экономики, многовекторной политики на международной арене, укрепление культурного просвещения за рубежом, обеспечения сохранности национальных интересов России. Исследуемый документ соответствует целям внешнеполитической деятельности, поэтому был взят за основу Концепции внешней политики страны.

- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»8.

Документ направлен на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации путем стратегического планирования национальных интересов Российской Федерации, ее национальных приоритетов, которые будут свидетельствовать о долгосрочном и устойчивом развитии государства в данном направлении.

- «Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976)9.

Военная доктрина России направлена на систематизацию взглядов и позиции государства относительно тех средств, которые направлены на подготовку вооруженной защиты границ и интересов государства и непосредственную вооруженную защиту границ и интересов Российской Федерации.

Набор указанных документов свидетельствует о значимости праворегулирования вопросов внешней политики, ввиду того, к ее аспектам относятся различные сферы, что вытекает, в том числе и из целей внешнеполитической деятельности в целом.

Концепция внешней политики Российской Федерации в контексте исследовании вопроса нормативно-правового регулирования формирования, содержания и реализации внешней политики страны представляет собой основополагающий документ в части конкретизации конституционных норм по осуществлению руководства, определению направлений и правительственную реализацию внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

Далее необходимо осветить документ, относящийся к Положению об Управлении внешней политики Президента Российской Федерации, которое закрепляет, что указанное Управление является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации и осуществляет функции по:

- оказанию содействия по вопросам внешней политики Российского государства;10

5 Гунарь М.К. О роли Конституции РФ в формировании внешней политики России // Проблемы и перспективы развития России в эпоху глобализации. Сборник статей Всероссийской заочной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов, Институт международных программ. 2015. С. 191-197.

6 Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.12.2016, № 49, ст. 6886.

7 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, № 19, ст. 2342.

8 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.

9 «Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // «Российская газета», № 298, 30.12.2014.

- предоставлению аналитических материалов по вопросам внешней политики Российского государства, рассмотрению проектов, подготовке предложений, обобщение, исследование информации, а также ряд других функций11.

Также современную внешнеполитическую деятельность регламентирует документ12, который обозначает перечень тех ведомств, которые наделены функциями по распоряжению данными ввиду своей деятельности к контексте внешней политики. К таким ведомствам в частности относятся: Министерство иностранных дел РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство энергетики РФ и другие.

В контексте исследования проблематики нормативно-правового регулирования реализации внешней политики Российской Федерации необходимо отметить Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации»13, который также как и Конституция страны в статье 21 закрепляет полномочия высшего исполнительного органа государства по осуществлению реализации внешней политики.

Кроме того, важно отметить документы, регламентирующие отдельные сферы внешней политики, такие как внешнюю энергетическую политику Российской Федерации14 и политику в сфере культурной деятельности 15.

Таким образом, стоит сказать, что внешнеполитическая деятельность Российской Федерации обладает достаточным правовым регулированием, что является необходимым научным знанием, вызывающим, соответственно, научный интерес.

Дальнейшее исследование вопросов праворегулиро-вания и правореализации внешней политики страны необходимо в силу значимости совершенствования и систематизации данной сферы правового поля Российской Федерации.

Данная научная статья необходима для изучения не только специалистам в сфере юриспруденции, но и представителям дипломатической деятельности, ввиду того, что представляет собой исследование нормативно-правового регулирования формирования, содержания и реализации внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

Список литературы:

1. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // Российская газета № 298, 30.12.2014.

10 Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.

11 Указ Президента РФ от 29.06.2004 № 815 (ред. от 25.07.2014) «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике» // «Собрание законодательства РФ», 05.07.2004, № 27, ст. 2750.

12 Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 02.03.2018) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // «Собрание законодательства РФ», 04.12.1995, № 49, ст. 4775.

13 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, № 51, ст. 5712.

14 Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р <Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года> // «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, № 48, ст. 5836.

15 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017) // «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.11.1992, № 46, ст. 2615.

2. Внешняя политика России в современных условиях: основные тенденции военной политики России в обеспечении национальной безопасности государства // Материалы конференции «Внешняя политика России в современных условиях. Основные тенденции военной политики России в обеспечении национальной безопасности государства» в рамках Дней науки МГИМО / 2016.

3. Гунарь М.К. О роли Конституции РФ в формировании внешней политики России // Проблемы и перспективы развития России в эпоху глобализации. Сборник статей Всероссийской заочной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов, Институт международных программ. 2015. С. 191197.

4. Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.

5. Кириллова Е.А. Актуальные проблемы современного наследственного законодательства Российской Федерации. Москва, 2014. Сер. Научная мысль.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

7. Красинский В.В. Конституционно-правовое регулирование защиты государственного суверенитета в зарубежных странах // Современное право. 2016. № 3. С. 122 - 128.

8. Никонов В.А. Россия и мир: консерватизм в российской внешней политике // Тетради по консерватизму. 2014. № 1. С. 88-95.

9. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.11.1992, № 46, ст. 2615.

10. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ 30.11.2009, № 48, ст. 5836.

11. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 05.12.2016, № 49, ст. 6886.

12. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 07.05.2012, № 19, ст. 2342.

13. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.

14. Указ Президента РФ от 29.06.2004 № 815 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике» // Собрание законодательства РФ 05.07.2004, № 27, ст. 2750.

15. Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ 04.12.1995, № 49, ст. 4775.

16. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 22.12.1997, № 51, ст. 5712.

17. Agarkova L., Gurnovich T., Shmatko S., Podkolzina I., Filonich V. Priority directions of development of innovation education cluster in the regional agro-industrial com-

plex // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 2. С. 718-727.

Рецензия

на статью «Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие формирование, содержание и реализацию внешней политики государства» доцента Кафедры государственного управления МГИМО МИД России Павлюка А.В.

Актуальность научной статьи «Нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие формирование, содержание и реализацию внешней политики государства» определяется необходимостью исследования проблем государственного регулирования внешней политики Российской Федерации, а также обзору направлений ее дальнейшего развития, что является одним из важнейших факторов государственной стабильности государства.

Целью данной статьи является краткий обзор основных нормативных актов регулирующий содержание и реализацию внешней политики государства органами исполнительной власти Российской Федерации. Для современных государств характерно участие в международных отношениях не только самого государства в лице министерства иностранных дел, но также и осуществление внешних сношений со стороны различных органов исполнительной власти, а также субъектов государства.

Отметим, что название статьи и ее содержание полностью совпадают. Методология исследования представлена достаточным перечнем методов познания, примененных в ходе исследования, а именно теоретического; методов (системный метод, анализ, синтез, наблюдение, моделирование, формально-логический, а также методов, используемых в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки).

Научная новизна заключается в проведенном впервые в России анализе основных нормативных актов, направленных на регулирование международных отношений Российской Федерации.

Аннотация работы информативна и отражает сущность научной статьи. В рамках представленной работы автор демонстрирует широкую научную эрудицию, хорошие навыки работы с источниками, способности к детальному и критическому анализу эмпирического материала, а также генерированию собственных идей.

В орбиту исследования вовлечены отдельные литературные источники, содержащие дискуссии по проблематике научной статьи.

Большинство выводов и суждений автора интересны читателю с содержательной точки зрения и имеют достаточную аргументацию.

Доцент Кафедры гражданского права Юго-Западного государственного университета, к.ю.н. Николаева Н.И.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 83,5%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.