РФ» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. № 9. С. 75 - 80.
5. Определение Конституционного суда РФ от 14.03.2001 № 80-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бухтиярова Александра Ивановича, Бухтиярова Ивана Дмитриевича и Бухтияровой Стелы Ивановны на нарушение конституционных прав статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Витрянский В.В. Некоторые основные положения Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации об обязательствах // Журнал российского права. 2010. №1. С. 25.
7. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 № 11680/10 по делу 3 А41-13284/09// Вестник ВАС РФ. 2011. №4.
АБЕСАЛАШВИЛИ МАРИНЭ ЗАУРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского и трудового права Адыгейского государственного университета ([email protected])
ABESALASHVILI, MARINE Z. - PhD in Law, Associate Professor, Head of civil and labor law, Adyghe State University.
УДК 340.130.53:342.95
ВЕРЕЩАК С.Б., ИВАНОВА О.А., НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК СПОСОБ ГУМАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Ключевые слова: принципы законодательства об административных правонарушениях, принципы административной ответственности, гуманизация административного законодательства, справедливость при назначении административного наказания.
В статье анализируется проект Общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части, закрепляющей новые принципы. Делается вывод о гуманизации законодательства об административных правонарушениях, о повороте административного законодательства от карательной функции в сторону воспитательной и превентивной. Авторы акцентируют внимание на изыскании альтернативных форм воздействия на правонарушителей, исключающих юридическую ответственность, а также на использовании института медиации (примирения) в конфликтах, широкое
применение заглаживания вины, как основания для смягчения или освобождения от юридической ответственности.
VERESHCHAK, S.B., IVANOVA, O.A.
STANDARD FIXING OF THE PRINCIPLES OF ADMINISTRATIVE
RESPONSIBILITY AS WAY OF THE HUMANIZATION OF THE LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENCES
Keywords: the principles of the legislation on administrative offenses, the principles of an administrative responsibility, a humanization of the administrative legislation, justice at purpose of administrative punishment.
^e project of the General part of the Code of the Russian Federation about administrative offenses in the part consolidating the new principles is analyzed. The conclusion about a humanization of the legislation on administrative offenses, about turn of a vector of the administrative legislation from retaliatory function in favor of educational and preventive is drawn. The authors focus on finding alternative forms of impact on offenders, excluding legal responsibility, as well as on the use of mediation institute (reconciliation) in conflict, widespread use of making amends, as grounds for mitigation or exemption from legal liability.
Конституция Российской Федерации 1993 г. [1], восприняв международно-правовые акты, закрепила общеправовые принципы, которые гарантируют гражданам России и иным лицам возможность полноценной реализации всех конституционных прав и свобод в процессе правоприменения даже в случае привлечения к юридической ответственности или преследования по подозрению в совершении правонарушения. К ним относятся: принципы законности, справедливости, гуманизма, принцип неотвратимости ответственности, недопустимости повторного наказания за одно нарушение, право на квалифицированную юридическую помощь и др.
Отраслевые кодифицированные или иные системообразующие акты в своем большинстве не только воспроизводят общеправовые принципы, но и дополняют их отраслевыми, более полно позволяющие реализовать свои права участникам регулируемых соответствующей отраслью общественных отношений.
Так, ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации [2] в дополнение к конституционным принципам закрепляет обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечение права работников на участие в управлении организацией; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных
гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением. Ст. 2-6 Уголовного кодекса Российской Федерации содержат и раскрывают все общеправовые принципы с позиции уголовного права [3]. Такая детализация общеправовых принципов в отраслевых актах позволяет уяснить основную идею законодателя, облегчает правопонимание и правоприменение.
Тем более очевидным становится пробел законодательства об административных правонарушениях, которое не только воспроизводит общеправовые принципы в усеченном виде (принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ), презумпция невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ), принцип законности (ст. 1.6 КоАП РФ)), но и не закрепляет отраслевых принципов, в достаточной степени разработанных в теории административного права [4].
Своевременным кажется проект Общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Проект), отвечающий духу времени и устранивший столь очевидный и неприемлемый законодательный пробел [4].
В отличие от действующего КоАП РФ авторы Проекта вводят понятие «принципы административной ответственности» (гл. 2 Проекта Административная ответственность и ее принципы), а не законодательства об административных правонарушениях, что видится более оправданным с теоретико-правовой точки зрения. Проект содержит оригинальное изложение содержания административной ответственности, не известное действующему КоАП РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Проекта административная ответственность состоит в официальном порицании от имени государства физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, путем применения к нему уполномоченными на то судом, органом, должностным лицом в установленном процессуальном порядке и форме административного наказания морального, личного, имущественного или организационного характера.
Предложенная дефиниция позволяет в полной мере учесть и отразить многообразие видовадминистративных ответственности, ее сущностьи особенности воздействия на нарушителя. При этом очевидно стремление автора сделать акцент в сторону воспитательного и превентивного воздействия административного законодательства, в сравнении с карательной направленностью административной ответственности.
В ст. 2.2-2.12 Проекта определены следующие принципы административной ответственности: принцип вины, презумпция невиновности, принцип законности, принцип справедливости и соразмерности, принцип гуманизма, принцип равенства, принцип неотвратимости административной ответственности, принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение, принцип самостоятельности принятия решений в производстве по делам об административных правонарушениях, принцип обеспечения защиты при
осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и судебного контроля решений, принимаемых в производстве по делам об административных правонарушениях, принцип обязательности постановлений по делам об административных правонарушениях.
Принцип вины, закрепленный ст. 2.2 Проекта, устанавливает, что никто не должен нести административную ответственность за административное правонарушение без установления вины за его совершение, и перекликается с принципом презумпции невиновности (ст. 2.3 Проекта).
Конструктивно более верно излагается принцип законности (ст. 2.4 Проекта). Кроме привычного его содержания авторы проекта дополняют его требованием о строгом соответствии норм Особенной части КоАП его Общей части, запретом неоднозначных формулировок, влекущих разное толкование. При этом предусматривается, что данный принцип распространяется не только на меры административной ответственности, но и на меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В ч. 5 ст. 2.4 устанавливается запрет в применении аналогии закона, что является необходимым и позволит избежать расширения сферы применения административного усмотрения при квалификации административных правонарушений, необоснованному привлечению к административной отнесенности лиц, не виновных в совершении административных правонарушений.
Ст. 2.5, 2.6 Проекта закрепляют принципы справедливости и соразмерности, гуманизма, которым в действующей редакции КоАП РФ не давалось определения, а их наличие следовало из содержания главы 4 «Назначение административного наказания».
Новеллой Проекта является введение в перечень принципов административной ответственности неотвратимости административного наказания (ст. 2.8 Проекта). Обеспечение принципа неотвратимости возлагается на правоприменительные органы, что сделает это их обязанностью, а не предположением законодателя, что следует из действующей редакции КоАП.
Новый принцип самостоятельности принятия решений в производстве по делам об административных правонарушениях (ст. 2.10 Проекта) направлен на обеспечение реализации общих задач производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в главе 24 КоАП, -всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Юрисдикционные органы несут ответственность за принимаемые решения.
Ст. 2.11 Проекта устанавливает ряд процессуальных прав для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и для потерпевшего, детализируя их действия на каждой стадии административного процесса. Законодатель указывает в числе прочих
право на защиту, что является отражением современной социально ориентированной политики Российского государства в сфере реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь, что свидетельствуето развитии данного института и охвате значительного количества общественных отношений [6.С. 163].
В ст. 2.12 Проекта принцип обязательности постановлений по делам об административных правонарушениях не только констатируется авторами Проекта, но и обеспечивается возможностью применения административного принуждения.
Таким образом, необходимость включения общеправовых и отраслевых принципов в КоАП РФ очевидна, обусловлена объективными причинами:
1. Стремительное развитие всех сфер общественных отношений неизбежно приводит к многообразию правонарушений, фиксируемых законодателем, который стремится упорядочить эти отношения, подчиняясь общественному мнению. Об этом свидетельствуют многочисленные поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, отменяющие либо вводящие новые составы, усиливающие или смягчающие ответственность, переводящие административные правонарушения в разряд уголовных преступлений и наоборот.
2. Общая тенденция по гуманизации так называемых традиционно карательных отраслей права: отказ от суровых наказаний за преступления и проступки, не связанные с причинение вреда жизни, здоровью, миру, безопасности.
3. Изыскание альтернативных форм воздействия, исключающих юридическую ответственность, на правонарушителей: использование института медиации (примирения) в конфликтах, широкое применение заглаживания вины как основания для смягчения или освобождения от юридической ответственности.
Литература и источники
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1(ч. 1). Ст. 3.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
4. Кузнецова П. Законодательство об административных правонарушениях. Принципы. Пределы действия // http://kobzew.ru/sudeisky-voprosnik/zakonodatelstvo-ob-administrativnykh-pravonarusheniyakh-printsipy-predely-deistviya.html; Долгопят А. О. Сочетание принципа законности с иными принципами производства по делам об дминистративных правонарушениях // Право и практика. 2014. №1.
5. Проект Федерального закона № 703192-6 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, по состоянию на 20.01.2015 г.) //
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=127476
6. Александров А.Ю. Организационно-правовые проблемы финансирования адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (на примере Приволжского федерального круга) // Современная научная мысль. 2014. № 5. С.162-167.
ВЕРЕЩАК СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой финансового права Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова ([email protected]) ИВАНОВА ОЛЬГА АНДРЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры публичного права Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова ([email protected])
VERESHCHAK, S.B. - PhD in Law, Associate Professor, Head of chair of the financial right of the Chuvash state university of name I.N. Ulyanov, IVANOVA, O.A. - PhD in Law, Associate Professor of public law of the Chuvash state university of name I.N. Ulyanov.
УДК 347.447.5
ЗМИЕВСКИЙ Д.В. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ СТОРОН ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА
Ключевые слова: федеральная контрактная система, государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовая ответственность, неустойка, существенные условия договора.
В статье анализируются новеллы законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в аспекте изменения формы и содержания гражданско-правовой ответственности сторон государственного (муниципального) контракта. Рассматриваются правовые позиции контролирующих органов по вопросам формулировки отдельных положений государственных (муниципальных) контрактов и их проектов. Делается вывод о необходимости уточнения отдельных положений и формулировок действующего законодательства, препятствующих эффективному их применению на практике, и предлагаются пути решения выявленных проблем.