Научная статья на тему 'Нормативное стимулирование правовой активности (Федеральный и региональный аспект)'

Нормативное стимулирование правовой активности (Федеральный и региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрельцов Николай Владимирович

В статье рассматриваются вопросы нормативного стимулирования правовой активности личности. По мнению автора, стимулирование правовой активности личности в федеральном и региональном законодательстве должно стать важной частью единого механизма такого стимулирования, который бы включал также правоприменительную деятельность и деятельность по формированию правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативное стимулирование правовой активности (Федеральный и региональный аспект)»

УДК 342

Стрельцов Николай Владимирович

аспирант кафедры теории и истории государства и права

Кубанского государственного университета

Milena. 555@mail .ru

Nikolay V. Streltsov

postgraduate student of the

Department of theory and history

of state and law

Kuban state University

Milena. 555@mail .ru

Нормативное стимулирование правовой активности (федеральный и региональный аспект)

Regulatory promotion of legal activity (Federal and regional aspects)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы нормативного стимулирования правовой активности личности. Стимулирование правовой активности личности в федеральном и региональном законодательстве должно стать важной частью единого механизма такого стимулирования, который бы включал также правоприменительную деятельность и деятельность по формированию правовой культуры.

Ключевые слова: нормативное стимулирование, активность, эффективность, региональный.

Annotation: The article considers the issues of normative legal stimulating activity of a person. The promotion of legal activity of a person in the Federal and regional laws should be an important part of a mechanism for such incentives, which would include law enforcement activities and the activities for the formation of legal culture.

Key words: normative stimulation, activity, efficiency, regional.

Механизм стимулирования социально-правовой активности личности включает ряд форм, направлений, инструментов. Важнейшая форма стимулирования правовой активности связана с правотворчеством, с нормативным урегулированием такой активности на федеральном и региональном уровнях. В ходе правотворческого процесса открываются широкие возможности для стимулирования социально-правовой активности личности.

Для осуществления целей стимулирования и соблюдения его принципов необходимо соответствующее совершенствование законодательства на федеральном и региональном уровнях. В этом плане в

литературе высказываются интересные идеи о совершенствовании поощрительной политики государства, в том числе принятии Наградного Кодекса РФ, Закона «О поощрениях в Российской Федерации», а также о систематизации федерального поощрительного законодательства[14;17]. Однако очевидно, что в еще большем упорядочивании нуждается нормативное стимулирование социально-правовой активности на уровне субъектов РФ.

Как известно, важнейшим инструментом нормативного стимулирования правовой активности личности является наградная политика государства. На федеральном уровне в этом плане необходимо отметить Положение о государственных наградах Российской Федерации от 7.09.2010 г. № 1099, утвержденное Указом Президента РФ от 7.09. 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» [11]. В нем, в частности, указаны такие разновидности социальной активности, получающие позитивную правовую оценку, как «заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта», «значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечения безопасности государства», «активная благотворительная деятельность».

В связи с этим требует рассмотрения такая разновидность поощряемой социально-правовой активности, как заслуги. В литературе заслуга характеризуется как поступок, который по сравнению с обычным правомерным поведением характеризуется добровольным перевыполнением лицом своих прав и (или) более качественным сверхвыполнением возложенных на него обязанностей, следствием чего является возникновение социально-полезного результата[15;11-12]. Существенное значение имеет не просто наличие заслуг у конкретной личности, а их юридическое признание.

Издаются акты о наградах за различные виды социально-правовой активности и в субъектах Российской Федерации. В качестве примера можно упомянуть Закон Республики Коми «О наградах и поощрениях в Республике Коми» от 17.02.2011 г.[1]. В нем, в частности, установлены почетные звания за осуществление тех или иных видов деятельности, активности, например, «Почетный геолог Республики Коми». Высшее же почетное звание «Почетный гражданин Республики Коми» присваивается в том числе за деятельность, «способствующую развитию и процветанию Республики Коми, повышению ее авторитета в Российской Федерации и за ее пределами». Однако в целом законодательство субъектов РФ о наградах носит бессистемный и фрагментарный характер.

Вообще, стимулированию различных видов активности уделяется неодинаковое и в целом бессистемное внимание. При этом следует различать как в федеральном, так и в региональном законодательстве общее стимулирование (законодательство о государственных наградах, о присвоении почетных званий) и специальное, связанное с изданием специальных нормативных актов о стимулировании тех или иных видов

социально-правовой активности. Остановимся более подробно на втором виде стимулирования.

Во-первых, можно встретить законодательство, поощряющее трудовую активность в особых условиях и местностях. Так, например, Указом Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (с изменениями на 23.08.2017г.)[9] предусмотрена выплата районных коэффициентов государственным служащим за работу в пустынях, безводных местностях, высокогорных районах, районах Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Аналогично можно упомянуть поощрения за работу сверхурочно и в праздничные дни.

Стимулирование может касаться активности в специфических сферах, являющихся объектом повышенного внимания государства, например, энергетической. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. №47 «О стимулировании использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электроэнергии» [12].

Заслуживает поддержки то, что на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации системному стимулированию подвергается активность, связанная с патриотической, военно-воспитательной работой. В этом плане можно отметить Указ Президента РФ от 16 мая 1996г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» [10], члены которых наделены преимущественным правом поступления в высшие учебные заведения, правом безвозмездного пользования установленной материальной базой воинских частей и т.д.. Целый ряд нормативных актов по этим вопросам издан и в субъектах Федерации.

Стимулированию в субъектах РФ подвергается активность, связанная с участием в деятельности тех или иных общественных объединений. Показателен в этом плане Закон Оренбургской области от 6.05.2014 г. №2263/649 - V - 03 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области» [2]. Помимо самого использования термина «социально ориентированная деятельность», Закон содержит достаточно удачное перечисление такой деятельности, которое, на мой взгляд, достойно восприятия и использования в законодательстве других субъектов РФ. В частности, в качестве примеров указанной деятельности названы:

- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных и иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- охрана окружающей среды и защита животных;

- охрана и содержание объектов, территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

- оказание юридической помощи на безвозмездной либо льготной основе, правовое просвещение, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

- профилактика социально опасных форм поведения граждан;

- благотворительная деятельность;

-пропаганда здорового образа жизни, содействие духовному развитию личности;

- формирование нетерпимости к коррупционному поведению;

- развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ;

- деятельность в сфере патриотического воспитания;

- защита семьи, поддержка материнства, отцовства и детства;

- развитие институтов гражданского общества;

- профилактика экстремизма и ксенофобии;

- профилактика социального сиротства;

- повышение качества жизни людей пожилого возраста;

- социальная адаптация инвалидов и их семей;

- развитие детского и молодежного общественного движения;

- содействие развитию предпринимательства и туризма;

- содействие охране правопорядка;

- возрождение российского казачества;

- участие в профилактике и (или) тушении пожаров;

- содействие повышению мобильности трудовых ресурсов.

Вообще полагаю, что перечень социально ориентированной деятельности должен стать предметом и научного осмысления, и нормативного закрепления на уровне Российской Федерации, являясь ориентиром для ее субъектов.

Стимулированию не только на федеральном, но и на региональном уровне также подлежит активность, связанная с достижением высоких спортивных результатов. Издаются соответствующие акты и в регионах. В качестве примера можно привести Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 декабря 2007г. №362 «Об утверждении Положения о мерах поощрения и социальной защиты за особые заслуги в развитии физической культуры и спорта, высокие спортивные результаты» [13].

Очень важным представляется стимулирование как на федеральном, так и на региональном уровне активности, связанной с воспитанием детей, в том числе в многодетных семьях. В этом плане следует назвать Указ Президента РФ №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992г., который предусматривает такие меры поддержки, как бесплатная выдача лекарств по рецептам детям до 6 лет, бесплатное обеспечение школьной формой, помощь в создании многодетными семьями крестьянско-фермерских хозяйств, малых предприятий и т.д[8].

Аналогичное законодательство имеется и в субъектах РФ. Здесь можно упомянуть Закон Липецкой области от 27 марта 2009 г. № 259 - ОЗ «О

социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» [3]. В нем, помимо прочего, предусмотрено награждение орденами и медалями «Родительская слава», почетными знаками «Слава матери» и «За верность отцовскому долгу».

Стимулированию также подвергается активность, связанная с ведением личных подсобных хозяйств, в том числе на уровне регионов. Показателен в этой связи Закон Республики Татарстан от 12 января 2016г. №3-3PT «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Республики Татарстан» [4]. В нем меры стимулирования разделены на организационные и финансовые. С поддержкой сельского хозяйства связано и стимулирование в регионах деятельности по осуществлению потребительской кооперации. В этом плане можно в качестве примеров привести Закон Владимирской области от 14 ноября 2007г. №142-ОЗ «О государственной поддержке и стимулировании деятельности потребительской кооперации во Владимирской области»[5], Закон Курской области от 24 мая 2007г. «О государственной поддержке и стимулировании развития потребительской кооперации на селе»[6], в которых сформулированы задачи такого стимулирования, принципы стимулирования, намечены его формы и методы. А в Законе Чувашской Республики от 15.07.1999г. №7 «О государственной поддержке и стимулировании деятельности потребительской кооперации Чувашской Республики» [7] дается определение стимулирования применительно к деятельности потребительской кооперации: «это совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в целях создания условий для развития потребительской кооперации в Чувашской Республике».

К сожалению, круг стимулируемой социально-правовой активности в субъектах Российской Федерации не систематизирован, не взаимосогласован с федеральным центром, меры стимулирования и поощрения во многом не упорядочены. Поэтому на уровне субъектов РФ необходимо разработать основанную на общих с федеральным уровнем принципах, но учитывающую региональные особенности часть стратегии стимулирования социально-правовой активности с привлечением потенциала не только государственных органов, но и органов местного самоуправления, общественных объединений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Республики Коми «О наградах и поощрениях в Республике Коми» от 17.02.2011 г. // http: law.rkomi.ru/files/ 20/ 7679.pdf

2. Закон Оренбургской области от 6.05.2014 г. №2263/649 - V - 03 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области» // http: docs.cntd.ru/document/412304691

3. Закон Липецкой области от 27 марта 2009 г. № 259 - ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в

сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» // http://base.garant. ru/33 782187/

4. Закон Республики Татарстан от 12 января 2016г. №3-ЗРТ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Республики Татарстан»http: rt-online.ru/zakon-respubliki-tatarstan-3-zrt-ot-12-yanvarya-2016-goda/

5. Закон Владимирской области от 14 ноября 2007г. №142-ОЗ «О государственной поддержке и стимулировании деятельности потребительской кооперации во Владимирской области» // http:base.garant.ru/19328319/

6. Закон Курской области от 24 мая 2007г. «О государственной поддержке и стимулировании развития потребительской кооперации на селе» //http: docs.cntd.ru/document/9908005933

7. Закон Чувашской Республики от 15.07.1999г. №7 «О государственной поддержке и стимулировании деятельности потребительской кооперации Чувашской Республики» // http:docs. cntd. ru/document/804959703

8. Указ Президента РФ №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992г., http://base.garant.ru/10100845/

9. Указ Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (с изменениями на 23.08.2017г.) // http: docs. cntd. ru/document/901990553

10. Указ Президента РФ от 16 мая 1996г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // http: base.garant. ru/106683/

11. Положение о государственных наградах Российской Федерации от 7.09.2010 г. № 1099, утвержденное Указом Президента РФ от 7.09. 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» // http: zakonbase.ru/content/part/695754

12. Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. №47 «О стимулировании использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электроэнергии» // http: government.ru/docs/16633

13. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26 декабря 2007г. №362 «Об утверждении Положения о мерах поощрения и социальной защиты за особые заслуги в развитии физической культуры и спорта, высокие спортивные результаты» // http: docs.cntd.ru/document/990307739.

14. Дьяченко В.Ф. Поощрительно-правовая политика современной России: общетеоретический анализ. Автореф.дисс.канд.юрид.наук. Пятигорск, 2006.С. 17.

15. Мирошник С.В. Теория правового стимулирования. Автореф.дисс.докт.юрид.наук. Ростов-на-Дону, 2003. С.11-12.

REFERENCES

1. The law of the Republic of Komi "On awards and incentives in the Republic of Komi" from 17.02.2011 G. //http: law.rkomi.ru/files/20/ 7679.pdf

2. The law of the Orenburg region from 6.05.2014 No. 2263/649 - V - 03 "About state support of socially oriented non-profit organizations in the Orenburg region"//http: docs.cntd.ru/document/412304691

3. The law of Lipetsk region from March, 27th, 2009 № 259 - OZ "ABOUT social, incentive payments and social support measures in the field of family and demographic policy, as well as to persons having special merits before the Russian Federation and the Lipetsk region"//http://base.garant.ru/33782187/

4. The law of the Republic of Tatarstan from January 12, 2016. No. 3-ZRT "About the state support of development of private farms on the territory of the Republic of Tatarstan"http: rt-online.ru/zakon-respubliki-tatarstan-3-zrt-ot-12-yanvarya-2016-goda/

5. The law of Vladimir region of November 14, 2007. No. 142-OZ "ON state support and stimulation of activities of consumer cooperation in the Vladimir region " // http: base.garant. ru/19328319/

6. The law of Kursk region from 24 May 2007. "On the state support and stimulation of development of consumer cooperation in rural areas" // http: docs.cntd. ru/document/9908005933

7. The law of the Chuvash Republic dated 15.07.1999 №7 "About the state support and stimulation of activities of consumer cooperation of the Chuvash Republic " // http:docs.cntd.ru/document/804959703

8. The decree of the President of the Russian Federation №431 "About measures on social support of large families" from 5 may 1992., http://base.garant.ru/10100845/

9. The decree of the President of the Russian Federation "About the monetary maintenance of Federal civil servants" (as amended on 23.08.2017 g) // http: docs.cntd.ru/document/901990553

10. The decree of the President of the Russian Federation of may 16, 1996. No. 727 "On measures of state support of public associations, leading work on military-Patriotic education of youth"//http: base.garant.ru/106683/

11. The Statute on state awards of the Russian Federation dated 7.09.2010 № 1099 approved by the decree of the President of the Russian Federation from 7.09. 2010 № 1099 "About measures on improvement of the state award system of the Russian Federation"//http: zakonbase.ru/content/part/695754

12. Resolution of the Government of the Russian Federation of 23 January 2015 №47 "On the promotion of renewable energy in retail electricity markets" // http: government.ru/docs/16633

13. The resolution of the Board of administration of the Kemerovo region from December 26, 2007. No. 362 "On approval of Regulations on the incentives and social protection for special merits in development of physical culture and sports, high sport achievements"//http: docs.cntd.ru/document/990307739.

14. Dyachenko V. F. Incentive-legal policy of modern Russia: theoretical analysis. Abstract.Diss.Cand.the faculty of law.sciences'. Pyatigorsk, 2006.

15. Miroshnik S. V. the Theory of legal incentives. Abstract.Diss.doctor.the faculty of law.sciences'. Rostov-on-don, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.