Научная статья на тему 'О механизмах оптимизации правового воздействия в современной России в контексте стимулирования его отдельных видов: региональный аспект'

О механизмах оптимизации правового воздействия в современной России в контексте стимулирования его отдельных видов: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / LEGAL EFFECT / МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ / OPTIMIZATION MECHANISMS / СТИМУЛИРОВАНИЕ / STIMULATION / ВОЗДЕЙСТВИЕ / IMPACT / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / REGIONAL ASPECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симонян Кристина Романовна

В статье выделен и рассмотрен ряд проблем, связанных с путями и механизмами оптимизации правового воздействия, их содержанием и ролью. Автором отмечена тенденция роста значения стимулирования в общей системе правового воздействия, в том числе на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MECHANISMS OF OPTIMIZING OF LEGAL IMPACT IN MODERN RUSSIA IN THE CONTEXT OF STIMULATING ITS SEPARATE TYPES: REGIONAL ASPECT

The article touches upon a number of problems related to ways and mechanisms for optimizing the legal impact. The author has identified and considered a number of mechanisms for optimizing the legal impact, their content and role. The tendency of growth of value of stimulation in the general system of legal influence, including at the regional level, is noted

Текст научной работы на тему «О механизмах оптимизации правового воздействия в современной России в контексте стимулирования его отдельных видов: региональный аспект»

УДК 340.15 ББК 67.0

Симонян Кристина Романовна Simonyan Christina Romanovna

аспирант кафедры теории и истории права и государства Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Postgraduate Student of the Department of Theory and History of Law and State of South-Russian Management Institute - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. E-mail: kfpu@yandex.ru

О МЕХАНИЗМАХ ОПТИМИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

About mechanisms of optimizing of legal impact in modern Russia in the context of stimulating its separate types: regional aspect

В статье выделен и рассмотрен ряд проблем, связанных с путями и механизмами оптимизации правового воздействия, их содержанием и ролью. Автором отмечена тенденция роста значения стимулирования в общей системе правового воздействия, в том числе на региональном уровне.

Ключевые слова: правовое воздействие, механизмы оптимизации, стимулирование, воздействие, региональный аспект.

Совершенствование правового воздействия - необходимый элемент развития любой правовой системы. Такое совершенствование должно осуществляться как системный целенаправленный процесс, снабженный соответствующими механизмами.

Механизмы оптимизации правового воздействия могут затрагивать разные сферы и представляют собой комплекс мер и средств, направленных на совершенствование правового воздействия на личность, социальные группы и общество в целом.

Правовое воздействие должно максимально приближаться к своему оптимальному состоянию, которое не является чем-то раз и навсегда данным, его параметры могут различаться в зависимости от особенностей конкретного общества в определенный исторический период. Зависят параметры оптимальности и от роли права в соответствующем обществе, места права в системе социальных регуляторов, специфики отношений, подвергающихся правовому воздействию различных видов. Наконец, параметры оптимальности за-

The article touches upon a number of problems related to ways and mechanisms for optimizing the legal impact. The author has identified and considered a number of mechanisms for optimizing the legal impact, their content and role. The tendency of growth of value of stimulation in the general system of legal influence, including at the regional level, is noted

Keywords: legal effect, optimization mechanisms, stimulation, impact, regional aspect.

висят от самого вида воздействия, будь то регулятивное, охранительное, информационное, идеологическое и так далее. Оптимальность правового воздействия может иметь и региональные особенности, поскольку общественная жизнь в различных субъектах Российской Федерации также имеет свою специфику.

Прежде всего необходимо определиться с самим понятием оптимизации правового воздействия. Под ней в данной статье подразумевается приведение правового воздействия в наиболее качественную и эффективную, результативную форму, достижение с наименьшими издержками максимальных результатов, которыми являются общественное и личностное развитие, в том числе социально-правовой активности, различных форм правомерного поведения, а также повышение уровня правовой культуры. Другими словами, оптимизация правового воздействия - это целенаправленный процесс, включающий повышение его эффективности, обеспечение надлежащей меры и интенсивности с минимальными издержками.

При этом можно выделить различные виды оптимизации правового воздействия: экономическая, политическая, социальная, технико-юридическая и так далее.

Оптимизация правового воздействия должна представлять собой комплексный процесс, затрагивающий федеральный и региональный уровень, правотворчество и правоприменение, совершенствование как материальной, так и духовной правовой культуры, и проводиться на системной, комплексной основе. Меры в данном контексте должны образовывать единые механизмы, которые и будут представлять собой совокупность взаимосвязанных мер и средств, направленных на оптимизацию правового воздействия.

Данные механизмы представляют собой совокупность средств, инструментов, усиливают либо качественно изменяют правовое воздействие на определенные отношения, закрепляются в законодательстве в своей определенной части, обладают внутренней согласованностью и целенаправленностью.

В качестве признаков механизмов оптимизации правового воздействия можно выделить следующие:

- с их помощью совершенствуется правовое воздействие и вырабатываются модели правомерного поведения субъектов права;

- включают набор определенных методов и инструментов, с помощью которых совершенствуется правовое воздействие;

- обладают целенаправленностью, ориентированностью на достижение определенных целей в сфере правового воздействия;

- обладают внутренней согласованностью.

Механизмы оптимизации правового воздействия могут быть разного уровня (международного, федерального, регионального, муниципального и локального) и включать одни и те же средства, юридические инструменты, однако в идеале эти уровни должны взаимо-дополнять друг друга. Если говорить о много-слойности правового воздействия в современных обществах, то следует упоминуть и о мно-гослойности механизмов и конкретных мер по оптимизации правового воздействия.

Структурно такие механизмы составляют комплекс средств, так или иначе оказывающих влияние на юридически значимое поведение

личности, социальной группы, общества в целом. Организационно реализацией соответствующих мер в рамках механизмов занимаются специально уполномоченные государственные органы федерального и регионального уровней.

Выделим виды механизмов оптимизации правового воздействия. По применяемым средствам они могут быть связаны с правотворчеством, правореализацией, в том числе правоприменением, идеологическим, воспитательным либо иным психологическим воздействием. При этом механизмы, относящиеся к правотворчеству, могут быть непосредственно связаны с разработкой и изданием новых нормативных правовых актов, изменением действующих либо отменой устаревших. В зависимости от применяемых в механизмах средств они могут включать инструменты как разового характера, так и длительного действия. В зависимости от набора применяемых средств, инструментов можно выделить экономические, политические, социальные, культурные, психологические, специально-юридические, технико-юридические механизмы. Рассмотрим последнюю классификацию более подробно.

Важнейшим механизмом оптимизации правового воздействия является социальный. Повышение эффективности правового воздействия возможно только при наличии соответствующих социальных предпосылок и осуществлении комплекса мер социально значимого характера, под которыми понимаются выявление и учет в правовой политике интересов различных социальных групп, создание эффективных механизмов согласования социальных интересов, обеспечение классового мира, социального партнерства и национального согласия.

Правовое воздействие должно соответствовать общественным потребностям и интересам, социальным ожиданиям людей, без этого достижение не только оптимального, но даже более или менее эффективного уровня правового воздействия невозможно. Государство, влияя на социальную жизнь правовыми средствами, должно учитывать как специфику общественного развития, так и особенности общественного сознания и общественного мнения.

Другим важным механизмом оптимизации правового воздействия является экономический. Ни о какой оптимальности правового воздействия не может идти речь, если законодательство не обеспечено экономическими, материальными, финансовыми ресурсами. В то же время само по себе наличие достаточного финансирования того или иного правового воздействия, тех или иных правовых мер автоматически не гарантирует их оптимальной реализации.

Специально-юридический механизм включает материально-правовую и процессуально-правовую составляющие, первая из которых подразумевает совершенствование содержания законодательства, оптимизацию его требований. При этом создание процедур эффективного правового воздействия играет не меньшую роль, чем содержательное совершенствование законодательства различных уровней.

Еще одним механизмом выступает технико-юридический, связанный с техническим обеспечением правового воздействия. Чем выше уровень юридической техники, тем более качественные нормативные акты издаются и более эффективно применяются. Именно соблюдение требований, правил юридической техники является важнейшим фактором повышения действенности правового воздействия.

На наш взгляд, к анализируемым механизмам следует отнести психологический, включающий целый ряд идеологических, воспитательных, образовательных мер, направленных на оптимизацию правового воздействия, которые подразумевают формирование в сознании граждан чувства законности и уважения к законодательству, сознательного стремления к деятельности по совершенствованию общественных отношений и правовой системы. Оптимизация правового воздействия немыслима без достижения высокого уровня правовой культуры, без глубокой психологической солидарности народа с правовой политикой государства.

При исследовании психологического механизма оптимизации правового воздействия целесообразно, по нашему мнению, использовать идею о психологической эффективности права и ее различных аспектах, предложен-

ную в работах С. А. Жинкина. Ученый рассматривает психологическую эффективность права как «значимость и признанность права во внутреннем мире личности, солидарность с правом». Психологическая эффективность, по его мнению, подразумевает признание права массовым сознанием, психологическую готовность людей обратиться именно к праву для решения своих жизненных проблем [10, с. 103].

В качестве одного из механизмов оптимизации правового воздействия может рассматриваться и политический. В литературе отмечается роль правовой политики, в частности, поощрительной, в оптимизации правового регулирования [1; 7]. Как представляется, правовая политика находится в центре политического механизма оптимизации правового воздействия, при этом важнейшую роль играет такая ее разновидность, как правотворческая политика.

В этом контексте право, правовое воздействие подлежат рассмотрению как инструмент проведения государственной политики, средство достижения стоящих перед государством задач, к которым могут быть отнесены политическое рекрутирование, обеспечение авторитета и функционирования государственной власти, юридическая охрана сложившихся политических традиций [10, с. 103]. Конкретные пути оптимизации правового воздействия в рамках политического механизма зависят от того, какую роль играет право в определенной политической системе, насколько эффективно выполняют свои функции нормативные основы политической системы общества. Действенность политического механизма оптимизации правового воздействия зависит от того, насколько правовые нормы способствуют достижению целей и задач государства, в какой степени они обеспечивают выполнение государством своих функций.

Общими условиями эффективности механизмов оптимизации правового воздействия являются обеспечение их системности и целенаправленности, соответствие уровню и особенностям правосознания и правовой культуры, грамотное прогнозирование результатов их действия, согласованность между собой, объективная достижимость поставленных целей.

Таким образом, оптимизация правового воздействия должна осуществляться на целенаправленной системной основе, включающей различные уровни и снабженной соответствующими механизмами.

Правовое воздействие в современной России на федеральном и региональном уровнях в ряде сфер обладает определенной спецификой. Прежде всего она связана со стимулированием и иной поддержкой некоторых видов социально значимой деятельности. Очевидно, что современное правотворчество федерального и регионального уровней должно быть переориентировано с модели санкций, при которой государственный контроль и надзор направлены на выявление уже совершенных правонарушений и наложение мер ответственности за их совершение, на модели соответствия, профилактики, направленные на предотвращение, предупреждение правонарушений и иных социально вредных происшествий. Попытки наметить такой переход уже осуществляются в некоторых отраслях права [1].

Имеются основания утверждать, что поддержка отдельных видов деятельности на уровне федерального центра и регионов носит не вполне согласованный и бессистемный характер. Анализ современного российского законодательства свидетельствует о том, что стимулированию различных видов активности уделяется неодинаковое и в целом фрагментарное внимание [14, с. 186-193]. Рассмотрим эту проблему более детально.

Стимулированию в субъектах РФ подвергается инициатива, связанная с участием в деятельности тех или иных общественных объединений, при этом нередко используется термин «социально ориентированная деятельность». Примечателен в этом контексте Закон Оренбургской области от 06.05.2014 № 2263/649-У-03 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области». Помимо самого использования указанного термина, закон содержит достаточно удачное перечисление такой деятельности [2; 3], которое, на наш взгляд, достойно использования в законодательстве других субъектов Российской Федерации.

В ст. 7 указаны такие направления государственной поддержки, как финансовая, иму-

щественная (в том числе передача во владение и пользование на безвозмездной основе либо по льготным расценкам имущества, льготы по арендной плате за землю); информационная (в том числе распространение социальной рекламы, издание методических материалов); предоставление налоговых льгот, консультационная поддержка в области переподготовки и повышения квалификации.

Аналогично Закон Республики Северная Осетия-Алания от 09.01.2017 № 2-РЗ «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Северная Осетия-Алания» [3] также предусматривает поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Считаем, что перечень социально ориентированной деятельности должен стать предметом и научного осмысления, и нормативного закрепления на уровне Российской Федерации, являясь ориентиром для ее субъектов, что позволит существенно оптимизировать правовое воздействие в этой сфере.

Определенными особенностями обладает и правовое воздействие в области инвестиционной деятельности, законодательство о стимулировании которой является достаточно системным на уровне регионов. В этой связи весьма типичен Закон Краснодарского края от 02.07.2004 № 731-КЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае», одна из статей которого названа «Обеспечение стабильности условий деятельности инвесторов» [4; 3]. Важно, что в данном законе прописана необходимость разработки сопоставимых показателей эффективности служебной деятельности в зависимости от привлечения инвестиций, что, на наш взгляд, является важной формой контроля государственного аппарата субъектов Федерации в осуществлении данной деятельности.

В том же ключе следует упомянуть Закон Карачаево-Черкесской Республики «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике» от 17.05.2011 № 23-РЗ, в котором выделены такие формы стимулирования, как предоставление налоговых льгот, льготных условий пользования природными ресурсами, под-

держка обращений инвесторов в органы государственной власти и кредитные учреждения и так далее [5; 4].

Другое направление правового воздействия на региональном уровне - поддержка деятельности, связанной с инновациями, под которыми в широком смысле понимается конечный результат творческой деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного товара (работы, услуги), в узком - конкретные экономически выгодные научные разработки, получившие успешную апробацию на практике [11, с. 100]. Инновационную деятельность составляют новшества, модернизация определенных сфер общественной жизни, направленные на повышение эффективности и приращение ценности управленческих систем [12, с. 42].

К сожалению, многие аспекты инновационной деятельности остаются вне поля зрения юристов или не получают убедительного обоснования, отсутствует систематизированное, обобщенное изучение инновационных процессов, нет единого мнения об их направленности. В ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные акты о поддержке инновационной деятельности, однако эта поддержка затронула далеко не все субъекты и является по сути фрагментарной.

Нормативная поддержка на уровне регионов имеет место и в сельскохозяйственной деятельности. Например, в некоторых регионах стимулированию подвергается активность, связанная с ведением личных подсобных хозяйств. Показателен в этой связи Закон Республики Татарстан от 12.01.2016 № З-ЗРТ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Республики Татарстан» [6].

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 1028-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 24. Ст. 3508.

2. Закон Оренбургской области от

/П ^ __^ _____

С поддержкой сельского хозяйства связано и стимулирование в регионах деятельности по осуществлению потребительской кооперации. Так, в Законе Владимирской области от 14.11.2007 № 142-ОЗ «О государственной поддержке и стимулировании деятельности потребительской кооперации во Владимирской области» [7], Законе Курской области от 09.06.2007 «О государственной поддержке и стимулировании развития потребительской кооперации на селе» [8] сформулированы задачи такого стимулирования, его принципы, намечены формы и методы реализации. В Законе Чувашской Республики от 15.07.1999 № 7 «О государственной поддержке и стимулировании деятельности потребительской кооперации Чувашской Республики» дается определение стимулирования применительно к потребительской кооперации: «это совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в целях создания условий для развития потребительской кооперации в Чувашской Республике» [9; 1].

К сожалению, круг стимулируемой деятельности в субъектах Российской Федерации не систематизирован, во многом не взаимосогласован с федеральным центром, меры поощрения нередко не упорядочены и не подведены под единые критерии применения [13, с. 13]. Поэтому на уровне субъектов необходимо ежегодно формировать основанную на общих с федеральным уровнем принципах, но учитывающую региональные особенности программу приоритетного правового воздействия, в которой были бы согласованы изменения федерального и регионального законодательства, правотворческие и правоприменительные средства, юридические и воспитательные меры [15, с. 21].

Bibliography

1. Order of the Government of the Russian Federation dated 05.06.2015 № 1028-r «On approval of the Concept of improving the efficiency of ensuring compliance with labor legislation and other regulatory legal acts containing the norms of labor law (2015-2020)» // Collected legislation of the Russian Federation. 2015. № 24. Art. 3588.

2. Law of the Orenburg region of 06.05.2014

06.05.2014 № 2263/649-V-03 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области». URL: http://docs.cntd.ru/document/ 412304691.

3. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 09.01.2017 № 2-РЗ «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Северная Осетия-Алания». URL: http:// docs.cntd.ru/document/ 444959958.

4. Закон Краснодарского края от 02.07.2004 №731 -КЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае». URL: http:/ /kubzsk.ru kodeksdb /law?docnd=921018898nh=0.

5. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.2011 № 23-РЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике». URL: http://docs.pravo.ru/document/view/1704 5025/20747531.

6. Закон Республики Татарстан от 12.01.2016 № 3-ЗРТ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Республики Татарстан». URL: http:// rt-online .ru/zakon-respubliki-tatarstan-3 -zrt-ot-12-yanvarya-2016-goda/.

7. Закон Владимирской области от 14.11.2007 № 142-ОЗ «О государственной поддержке и стимулировании деятельности потребительской кооперации во Владимирской области». URL: http://base.garant.ru/19328319/.

8. Закон Курской области от 09.06.2007 № 52-ЗКО «О государственной поддержке и стимулировании развития потребительской кооперации на селе». URL: http://docs.cntd.ru/ document/990 8005933.

9. Закон Чувашской Республики от 15.07.1999 № 7 «О государственной поддержке и стимулировании деятельности потребительской кооперации Чувашской Республики». URL: http:// docs.cntd.ru/document/804959703.

10. Жинкин С. А. Психологические проблемы эффективности права. СПб., 2009.

11. Засимов Д. М. Правовая основа участия институтов гражданского общества в инновационном развитии Российской Федерации // Государство и право. 2013. № 3.

12. Морозова Л. А. Инновации в правовой жизни России // Государство и право. 2013. № 5.

13. Дьяченко В. Ф. Поощрительно-правовая политика современной России: общетео-

№ 2263/649-V-03 «On state support of socially-oriented non-profit organizations in the Orenburg region». URL: http://docs.cntd.ru/document/ 412304691.

3. Law of the Republic of North Ossetia-Ala-nia of09.01.2017 № 2-RZ «On patriotic and spiritual and moral upbringing in the Republic of North Ossetia-Alania». URL: http:// docs.cntd.ru/ document/444959958.

4. Law of the Krasnodar territory of 02.07.2004 №731 -KZ «On stimulating investment activity in the Krasnodar Territory». URL: http//:kubzsk.ru kodeksdb/law? Docnd = 921018898nh = 0.

5. Law of the Republic of Karachay-Cherkes-sia of 17.05.2011. № 23-RZ «On the state stimulation of investment activity in the Karachay-Cherkess Republic». URL: http://docs.pravo.ru / document / view / 17045025/20747531.

6. Law of the Republic of Tatarstan of12.01.2016 № 3-ZRT «On state support for the development of personal part-time farms on the territory of the Republic of Tatarstan». URL: http://rt-online.ru/zakon-respubliki-tatarstan-3-zrt-ot-12-yanvarya-2016-goda/.

7. Law of the Vladimir region of 14.11.2007 № 142-OZ «On state support and stimulation of consumer Cooperatives in the Vladimir region». URL: http://base.garant.ru/19328319/.

8. Law of the Kursk region of 09.06.2007 № 52-ZKO «On state support and stimulation of development of consumer cooperatives in the countryside». URL: http://docs.cntd.ru/document/ 9908005933.

9. Law of the Chuvash Republic on 15.07.1999 № 7 «On state support and stimulation of consumer cooperatives of the Chuvash Republic». URL: http://docs.cntd.ru/document/ 804959703.

10. Zhinkin S. A. Psychological problems of the effectiveness of law. St. Petersburg, 2009.

11. Zasimov D. M. The legal basis for the participation of civil society institutions in the innovative development of the Russian Federation // State and law. 2013. № 3.

12. Morozova L. A. Innovations in the legal life of Russia // State and law. 2013. № 5.

13. Dyachenko V. F. Encouraging-legal policy of modern Russia: general theoretical analysis: abstract of dis. ... PhD in Law. Pyatigorsk, 2006.

14. Mamychev A. Yu., Ovchinnikov A. I., Baranov P. P. Constitutional legal and political

ретический анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пятигорск, 2006.

14. Мамычев А. Ю., Овчинников А. И., Баранов П. П. Конституционно-правовой и политический режим в современной России: соотношение и практика реализации // Advances in law studies. 2015. Т. 3. № 4.

15. Мамычева Д. И., Мамычев А. Ю., Овчинников А. И. Матрица социокультурного кодирования политико-правовых процессов // Advances in law studies. 2015. Т. 3. № 5.

regime in modern Russia: correlation and practice of implementation // Advances in law studies. 2015. Vol. 3. № 4.

15. Mamycheva D. I., Mamychev A.Yu., Ovchinnikov A. I. Matrix of sociocultural coding of political and legal processes // Advances in law studies. 2015. Vol. 3. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.