Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2000. - 240 с.
4. Есикова, М.М. Основы этики: учебное пособие / М.М. Есикова. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. — 80 с.
5. Этика деловых отношений: Учебное пособие для вузов / А.П. Егоршин, В.П. Распопов, Н.В. Шашкова. - Н.Новгород: НИМБ, 2005. - 408 с.
УДК 336.02: 338.2
Салогубов А.В.
магистрант кафедры бухгалтерского учета и аудита
Калюгина И.В., к. э. н. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I
Россия, г. Воронеж НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ
Аннотация: В данной статье представлена характеристика основных нормативных актов, связанных с регулированием аудиторской деятельности в Российской Федерации, дается краткое описание некоторых из них, предпринимается попытка изложить собственное суждение по затрагиваемым в данной статье положениям.
Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, законодательство, нормативное регулирование, стандарты аудита.
Salogubov A. V.,
master's degree student of accounting and audit Department Kalugina I. V., candidate of economic Sciences, associate Professor associate Professor of accounting and audit Department
Voronezh state agrarian University University named after Emperor Peter I
Russia, Voronezh
NORMATIVE REGULATION OF AUDITING ACTIVITIES AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE ECONOMY
Abstract: this article presents the characteristics of the main regulations related to the regulation of audit activities in the Russian Federation, gives a brief description of some of them, attempts to present their own judgment on the provisions covered in this article.
Key words: audit, audit activity, legislation, normative regulation, audit standards.
В настоящее время в мировой практике существуют несколько моделей регулирования аудиторской деятельности.
Страны, входящие в Европейский союз (Австрия, Бельгия, Венгрия Италия, Латвия, Португалия, и др.), применяют государственную ил
Европейскую модель регулирования аудита. Данная модель жестко регламентирует аудиторскую деятельность со стороны государства, которое, в свою очередь, осуществляет функции управления аудиторской деятельностью (осуществляет аттестацию аудиторов и проводит контроль за качеством их работы). Профессиональные аудиторские объединения в странах Европейского союза имеют ограниченные права.
Американская модель регулирования аудиторской деятельности отличается самостоятельностью профессиональных аудиторских объединений и характерна для таких стран, как США, Канада, Австралия, Великобритания. [1]
В России используется смешанная модель регулирования аудиторской деятельности, в которой в равной степени присутствует государственное регулирование и регулирование со стороны профессиональных аудиторских объединений.
Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации включает в себя несколько уровней и состоит из основного специального закона, а также подзаконных актов, которыми руководствуются в своей деятельности аудиторы и аудиторские организации.
Министерство финансов Российской Федерации - это главный орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов и аудиторских организаций. Согласно ст. 15 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» непосредственно данной сферой в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.
Регулированием аудиторской деятельности также занимается Совет по аудиторской деятельности, который один раз в квартал собирается при Минфине России и выступает как эксперт и критик, изучая, оценивая и внося свои предложения и рекомендации в проекты постановлений.
В настоящее время в России сформулирована пятиуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.
Первый уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" от 30.12. 2008 № 307- ФЗ. Данный законодательный акт, определяет основные понятия, аспекты и правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации [4]
Также к нормативным документам первого уровня следует отнести Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" от 01.12 2007 № 315 - ФЗ, который регламентирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей
произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. [5]
К другим нормативно-правовым актам данного уровня регулирования аудиторской деятельности можно отнести:
-Конституцию Российской Федерации;
- Гражданский и Налоговый кодексы РФ;
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
- другие законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.
Ко второму уровню нормативного регулирования аудиторской деятельности следует отнести Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н. Они определяют порядок взаимодействия аудитора с руководством аудируемого лица, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
Третий уровень нормативного регулирования представлен документами, принятыми Советом по аудиторской деятельности.
К нормативным документам этого уровня можно отнести «Кодекс профессиональной этики аудиторов», одобренный Советом по аудиторской деятельности от 22.03.2012 [2]. Данный правовой акт разработан на основе «Кодекса этики профессиональных бухгалтеров». Он устанавливает основные принципы профессиональной этики аудиторов которые применяются аудиторскими организациями при:
- выявлении угроз нарушения основных принципов этики в аудиторской деятельности;
- оценке значимости выявленных угроз;
- принятии мер предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня, при котором соответствие основным принципам этики не подвергается опасности.
Также к данному уровню нормативного регулирования аудиторской деятельности относятся «Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций», одобренные Советом по аудиторской деятельности [3]. Правила устанавливают требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций при выполнении заданий, в ходе которых аудитор выражает мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом либо отдельных ее частей.
На четвертом уровене нормативного регулирования аудиторской деятельности в России представлены документы, издаваемые саморегулируемыми организациями аудиторов, которые распространяются только на их членов. Данный уровень представлен Кодексом профессиональной этики аудиторов саморегулируемых организаций, методическими руководствами и положениями, издаваемыми саморегулируемыми организациями и т.д.
Пятый уровень нормативного регулирования включает внутрифирменные стандарты и методические рекомендации, которые разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, как инструкции для применения при проведении аудиторской проверки. Данные документы базируются на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и включают в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита по существу.
В условиях рыночной экономики на современном этапе развития государства важное место должно отводиться формированию нормативного законодательства, касающегося деятельности аудиторских организаций. В настоящее время аудиторская деятельность регулируется нормативными актами различных уровней, которые имеют комплексный характер и акцентируют внимание на необходимости их дальнейшего совершенствования. Развитие аудиторской деятельности, улучшение качества аудита связаны с введением международных стандартов аудита. Их применение улучшит качество предоставления финансовой информации внутренним и внешним пользователям, а также будет способствовать интеграции внутренних аудиторов в международное сообщество аудиторов.
Использованные источники:
1. Калюгина И.В. Развитие учета и аудита собственного капитала аграрных организаций: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I. Воронеж, 2007 - 200 с.
2. "Кодекс профессиональной этики аудиторов" (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол N 4) (ред. от 22.12.2017) // СПС "Консультант плюс"
3. "Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций" (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012, протокол N 6) (ред. от 27.06.2018) // СПС "Консультант плюс"
4. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ (последняя редакция) // СПС "Консультант плюс"
5. Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" от 01.12.2007 N 315-Ф3 (последняя редакция) // СПС "Консультант плю
А
Т13 41
А
134 1