Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АУДИТА В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ АУДИТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ / AUDIT / AUDIT SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асфандиярова Р.А., Князева И.И.

В данной статье рассмотрены основные этапы и проблемы развития аудиторской деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AUDIT IN RUSSIA

This article describes the main stages and problems of the development of auditing activities in Russia.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АУДИТА В РОССИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

УДК 330

Асфандиярова Р.А.

Князева И.И.

4 курс

факультет "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет

Россия, г. Стерлитамак РАЗВИТИЕ АУДИТА В РОССИИ

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные этапы и проблемы развития аудиторской деятельности в России.

Ключевые слова: аудит, аудиторские услуги.

Asfandiyarova R.A.

Knyazeva I.I.

4 course, faculty of Accounting, analysis and audit" Sterlitamak branch of Bashkir state University

Russia, Sterlitamak DEVELOPMENT OF AUDIT IN RUSSIA

Annotation: this article describes the main stages and problems of the development of auditing activities in Russia.

Keywords: audit, audit services.

На современном этапе в Российской Федерации получила развитие система общественного регулирования, переход от государственного регулирования к саморегулированию. Вместе с тем имеется ряд проблем, связанных с нормативно-правовой регламентацией аудиторской деятельности. Учитывая, что аудиторская деятельность представляет собой один из наиболее важных элементов инфраструктуры рыночной экономики, необходимо подробно изучить развитие аудита в масштабах государства.

Периодом саморегулирования аудита является временной промежуток, который берет начало с января 2009 г. по декабрь 2014 г. Осуществлению данного решения способствовало принятие нового Федерального закона от 30.12.08 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Суть данного нормативного акта заключалась в постепенной либерализации регулирования аудиторской деятельности. Вступление данного федерального закона в силу положило начало освобождению государства от некоторых задач по контролю и регулированию аудита в России. Было также внесено уточнение о введение контролирующего уполномоченного федерального органа- Министерства финансов РФ [1].

Необходимо отметить, что на современном этапе регулирование аудиторской деятельности государством накладывает на власть следующие

функции:

— выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в аудиторской сфере;

— ведение государственного реестра саморегулируемых аудиторских организаций;

— анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

Введение саморегулируемых организаций аудиторов (СРО) или некоммерческих организаций, существующих на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, предусматривает обязательное членство всех организаций аудиторов, а также индивидуальных аудиторов в одной из СРО. Нарушение данного условия с 1 января 2010 г. влечет за собой запрет на осуществление аудиторской деятельности на территории РФ [1].

В целом данный этап развития аудиторской деятельности берет свое начало с принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и включает в себя введение новых мер, которые направлены на постепенный переход от регулирования аудиторской деятельности государством к саморегулированию.

Изменения коснулись и области профессиональных компетенций аудиторов, их этических норм и аудиторской ответственности, т.к. данные понятия требовали некоторых уточнений. Поэтому чтобы унифицировать и стандартизировать данные понятия Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г. был принят новый Кодекс профессиональной этики аудиторов.

Среди необходимости изменения и более детальной проработки оказался один из главных принципов аудиторской деятельности -аудиторская независимость. Данный принцип получил более подробную регламентацию в «Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций», одобренных Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол № 6.

Описание всех неоднозначных ситуаций по данному принципу-процесс трудоемкий. Поэтому с целью облегчить и стандартизировать деятельность, в Кодексе профессиональной этики аудиторов и Правилах независимости установлен концептуальный подход к соблюдению требований к независимости.

Учитывая, что модернизация аудиторской деятельности затронула все ее разделы, то отмена контроля государства во многих видах экономической деятельности так же повлекла за собой изменения. Чтобы предотвратить негативные последствия из-за возникших расхождений, предусмотрено создание Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., согласно которой в РФ создаются условия для свободного предпринимательства и конкуренции, развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, обозначены принципы, которым должно следовать государство

для перехода к инновационному социально ориентированному развитию.

При этом среди важнейших условий, касающихся деятельности аудиторов, для создания условий саморегулирования являлись накопленный опыт работы в данной отрасли и профессиональная квалификация аудиторов. Несмотря на это, на рынке аудиторских услуг на современном этапе все еще присутствует ряд проблем, среди которых [4]:

1. Снижение количества клиентов по аудиту, произошедшее по следующим причинам:

- рост условий обязательного аудита при выручке до 400 млн. руб.;

- отсутствие мотивации экономических субъектов для проведения инициативный аудит;

- снижение ответственности за непроведение обязательного аудита;

- развитие монопольных структур на рынке аудиторских услуг.

2. Снижение количества аудиторских организаций на современном этапе, которое обусловлено перечисленными причинами и повышением требований к качеству аудиторских проверок. Причиной может выступать и то, что для внешнего контроля со стороны СРО и Росфиннадзора требуются временные затраты, поэтому аудиторские фирмы чаще всего закрываются до начала данных проверок. Как итог высокая конкуренция и демпинг снижают доходы аудиторских организаций.

3. Усугубление кадрового вопроса. Данная проблема связана со снижением числа аудиторов за несколько предыдущих периодов. Одними из главных причин является отток аудиторов в другие наиболее прибыльные отрасли экономики, сложность в сдаче квалификационных экзаменов.

О последнем факте свидетельствует отрицательная статистика сдачи экзамена, который с каждым годом снижается при растущем числе претендентов. Если рассматривать данную ситуацию с учетом пересчета и погрешностей повторных сдач, то полученный результат сокращается вдвое.

4. Рост монопольных структур на рынке аудиторских услуг, вызванный расширением деятельности Большой четвёрки - четырех крупнейших в мире компаний, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги: PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG. Статистические данные показывают, что именно данные фирмы за счет своего устойчивого финансового положения и влиятельного авторитета смогли повысить свои доходы и прирост клиентов за последние 5 лет.

Одним из направлений для решения данных проблем является изменение законодательства путем внесения поправок Закон «Об аудиторской деятельности» от 01.12.2014 № 403-Ф3.

Проанализировав данный нормативный акт можно выделить некоторые наиболее значимые положения:

1. Увеличение роли стандартов и переход к международным стандартам аудита (МСА). Указано, что те проверки, которые осуществляются не в соответствии с требованиями, установленными стандартами аудиторской деятельности не имеют к ней отношения(ст. 1).

Выбранный переход к МСА уточняет, что аудиторская деятельность должна осуществляться в соответствии с международными стандартами аудита, являющиеся обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников (ст.

7).

2. Повышение ответственности лица, в отношении которого проводится аудиторская проверка, связанная с исполнением требований федеральных законов. Данное положение уточняет, что аудиторское заключение должно содержать кроме мнения аудитора о достоверности отчетности, еще и мнение аудитора о правильности исполнения требований, указанных в федеральных законов аудируемыми лицами (ст. 6).

3. Увеличение регулирования со стороны государства намечено по следующим направлениям:

- федеральные органы исполнительной власти вправе устанавливать виды аудиторских услуг, включающих перечень сопутствующих аудиту услуг. Данные органы оставляют за собой право осуществлять функции выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудита (ст. 1);

- уполномоченные федеральные органы заменят компетенции федеральных стандартов аудита в отношении принципов осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требований к организации указанного контроля (ст. 10).

4. Модернизация системы российского малого и среднего бизнеса в сфере ограничения деятельности аудиторских организаций, контролируемых иностранными юридическими лицами, планируется в следующих направлениях:

- изменения предусматриваются в открытых конкурсах, целью которых является заключение контракта на проведение обязательного аудита отчетности организации, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий отчетному год которых не превышает одного миллиарда рублей (ст. 5);

- Правительство РФ самостоятельно устанавливает ограничения на участие аудиторских организаций, контролируемых либо находящихся под значительным влиянием иностранных юридических лиц и (или) иностранных граждан, в открытых конкурсах на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и (или) на оказание консультационных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в оказании аудиторских услуг организациям, имеющим стратегическое значение, для обеспечения обороноспособности и безопасности государства (ст. 5).

5. Расширены права аудиторов - введено право информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его

руководителя о ставших известными аудиторской организации случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица. В случае если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации, аудиторские организации обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы (ст. 13).

6. Ужесточены требования к СРО по численности ее членов: некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям: объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 10000 физических лиц или не менее 2000 коммерческих организаций (ст. 15).

Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что в развитии аудита с 2015 г. намечается новый, пятый, этап, который будет характеризоваться интегрированием в международную систему аудита и оптимизацией соотношения государственного регулирования и саморегулирования аудиторских организаций.

Использованные источники:

1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2008 № 307-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс». - Версия Проф., сетевая.

2. Лосева Н.А., Прохоров И.В. Формирование и развитие аудиторской деятельности в России // Аудитор. - 2017. - № 9 (СПС «КонсультантПлюс». -Версия Проф., сетевая).

3. Макарова И.В. Международные стандарты аудиторской деятельности: значение, содержание и применение в России // Аудитор. - 2012. - № 11 (СПС «Консультант-Плюс». - Версия Проф., сетевая).

4. Шеремет А.Д. Некоторые проблемы развития аудита в России // Аудит. -2014. - № 9. - С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.