Здоровье и общество
© Коллектив авторов, 2015 УДК 614.2:616.314-089.23]:34
Щепин В.О.1, Вагнер В.Д.2, Чабан А.В.3, Капитоненко Н.А.3
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
1ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко", 105064, Москва, Россия; Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, 119991, Москва, Россия; Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, Хабаровск, Россия
По мнению авторов, в стоматологии существующее нормативное правовое обеспечение не решает всех проблем как организации ортодонтической помощи детскому населению, так и контроля качества орто-донтического лечения. Авторы считают, что в условиях обновленного федерального законодательства по здравоохранению для повышения качества и доступности ортодонтической помощи населению необходимо дополнительно в области нормативного правового обеспечения разработать порядки организации орто-донтической помощи населению на уровне субъекта Федерации, в условиях стоматологической медицинской организации, стандарты лечебно-диагностических мероприятий, стандарты контроля качества, целевые показатели и механизм аудита оценки эффективности ортодонтической помощи на этапах ее оказания.
Ключевые слова: субъект Федерации; ортодонтическая помощь; нормативное правовое обеспечение.
Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (2): 3—5.
Для корреспонденции: Чабан Александр Владимирович, [email protected]
Schepin V.O.', Wagner V.D.2, ChabanA.V.3, KapitonenkoN.A.3
THE NORMATIVE LEGAL SUPPORT OF ORTHODONTIC CARE OF POPULATION AT THE LEVEL OF SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION
1The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064, Moscow, Russia;
2The central research institute of stomatology and oral surgery, 119991, Moscow, Russia;
3The Far East state medical university, 680000, Khabarovsk, Russia The article contends that in stomatology actual normative legal support does not handle all problems of both organization of orthodontic care of children population and control of quality of orthodontic treatment. It is assumed that in conditions of updated federal health legislation additional efforts are to be made to enhance quality and accessibility of orthodontic care. Thereafter, in the area of normative legal support procedures of organization of orthodontic care ofpopulation at the level of subject of the Russian Federation in conditions of orthodontic medical organization are to be developed additionally. The standards of curative diagnostic measures, standards of quality control, target indicators, and mechanism of audit of evaluation of effectiveness of orthodontic care at the stages of its provision.
Key words: subject ofFederation; orthodontic care; normative legal support.
Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravokhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (2): 3—5.
For correspondence: Chaban Aleksander, [email protected]
Received 01.12.14
Ортодонтическая помощь населению на уровне субъекта Федерации — это подсистема стоматологической службы региона, нацеленная на достижение запланированных целевых показателей (медицинских, экономических) путем использования стандартизованных технологий (организационных, медицинских), а также ресурсов здравоохранения (материально-технических, финансовых, кадровых). Создание эффективной организационной структуры, имеющей стандартизованное ресурсное, технологическое и нормативное правовое обеспечение, позволяет повысить качество и доступность ортодонтической помощи жителям региона.
Отдельные вопросы организации ортодонтической помощи населению в настоящее время регламентированы рядом отраслевых нормативных правовых актов.
Стоматологические ортодонтические отделения и кабинеты организуются и функционируют в строгом соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к стоматологическим медицинским организациям, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 18 мая 2010 г. № 58 (СанПиН 2.1.3.2630-10).
Должность врача-ортодонта введена в номенклатуру врачебных должностей приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации "Об утверждении Положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации" от 16 февраля 1995 г. № 33.
В целях усовершенствования оказания стоматологической помощи детскому населению Российской Федерации приказом Минздрава России "Об утверждении "Протоколов ведения детей, страдающих стоматологическими заболеваниями" от 30 декабря 2003 г. № 620 утверждены соответствующие протоколы. В разделе IV, касающемся ортодонтии, утверждены по 16 нозологиям диагностические процедуры, процент нуждающихся в обследовании, кратность обследования, лечебные мероприятия, средние сроки наблюдения и критерии оценки эффективности мероприятий.
В целях развития доступности и улучшения качества стоматологической помощи детскому населению Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ "О мерах по
дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в Российской Федерации" от 14 апреля 2006 г. № 289. Этим приказом утверждены положение об организации деятельности врача-ортодонта, рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала детской стоматологической поликлиники и перечень оборудования и инструментария детской стоматологической поликлиники, в том числе ортодонтического отделения.
Положение об организации деятельности врача-ортодонта устанавливает, что профессиональную деятельность в должности врача-ортодонта осуществляет специалист, получивший высшее профессиональное образование по специальности "стоматология" и окончивший клиническую ординатуру по специальности "ортодонтия", а также врач стоматолог-специалист (терапевт, хирург, ортопед), прошедший профессиональную переподготовку по ортодонтии в соответствии с требованиями образовательного стандарта, типовой программы и учебного плана, утвержденных в установленном порядке, и получивший сертификат специалиста по соответствующей специальности. Приказом должности врачей-ортодонтов устанавливаются из расчета 0,15 должности на 1000 детей. Однако позже изданным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ "Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" от 7 июля 2009 г. № 415н установлено, что для получения специальности " ортодонтия" необходимо обязательно пройти обучение в клинической ординатуре.
В свое время приказом Минздрава СССР "О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема" от 25 января 1988 г. № 50 была утверждена типовая инструкция по заполнению статистического документа для учета работы врача-ортодонта — "Дневник учета работы врача-ортодонта" (форма № 039-3/у). Был определен объем работы врача-ортодонта из расчета 25 условных единиц трудоемкости (УЕТ) в день при 5-дневной рабочей неделе и 21 УЕТ при 6-дневной. Однако, согласно приказа Минздрава СССР "О признании рекомендательными нормативных правовых актов по труду Минздрава СССР" от 31 августа 1989 г. № 504, эти нормы УЕТ стали рекомендательными, а в 2008 г. приказ № 50 был отменен, притом что других норм Минздрав не утвердил.
Однако в связи с широко развивающимся процессом освоения стоматологическими медицинскими организациями новых технологий профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний, внедрения современных материалов, медикаментов, аппаратуры и в целях повышения их заинтересованности в повышении эффективности работы и улучшения качества стоматологической помощи населению приказом Минздрава РФ "О совершенствовании системы учета труда врачей стоматологического профиля" от 2 октября 1997 г. № 289 руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ разрешено разрабатывать и утверждать УЕТ на виды работ, в которых применяются новые технологии.
Классификатор услуг, работ и технологий для оказания амбулаторно-поликлинической помощи по специальности "ортодонтия" (КУРТ — 0.2004) утвержден Советом Стоматологической ассоциации России 20 апреля 2004 г. В настоящее время он широко применяется в стоматологических медицинских организациях различных организационно-правовых форм и форм
собственности при составлении прейскуранта на медицинские услуги.
Приказ Минздрава РФ "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями" от 13 ноября 2012 г. № 910н в связи с изменениями в федеральном законодательстве внес существенные изменения в организацию ортодон-тической помощи. Приказ утвердил:
♦ правила организации деятельности детской стоматологической поликлиники (отделения) в части орто-донтической помощи (п. 6 и п. 9 приложения 7);
♦ рекомендуемые штатные нормативы из расчета 1 врач-ортодонт на 10 врачей-стоматологов детских (приложение 8);
♦ стандарт оснащения отделения (кабинета) ортодон-тии и стандарт оснащения ортодонтической зуботех-нической лаборатории (разделы 3 и 8 приложения 9);
♦ правила организации деятельности детского отделения челюстно-лицевой хирургии, предусматривающие в структуре отделения должности врача-ортодонта (п. 6 приложения 10);
♦ рекомендуемые штатные нормативы врачей-ортодонтов детского отделения челюстно-лицевой хирургии на 30 коек из расчета 1 врач-ортодонт на отделение (приложение 11);
♦ стандарт оснащения рабочего места врача-ортодонта детского отделения челюстно-лицевой хирургии (раздел 4 приложения 12).
Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, принимаемые ежегодно в субъектах федерации, устанавливают перечень заболеваний (состояний), при которых медицинская помощь оказывается гражданам за счет ассигнований бюджета субъекта или средств территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). Пункт 1 приложения 1 территориальной программы указывает, что медицинская помощь за счет средств ОМС предоставляется, в частности, при болезнях органов пищеварения и врожденных аномалиях (пороках развития).
Соглашение о тарифах на оплату медицинской помощи по ОМС устанавливает тарифы на стоматологические услуги (нормативы на 1 УЕТ) и порядок оплаты амбулаторно-поликлинической помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Хабаровского края "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Хабаровского края от 20.07.2012 г. № 17" от 20 декабря 2012 г. № 20 в соответствии с п. 12 статьи 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ в связи с приемом в государственную собственность Хабаровского края муниципальных учреждений здравоохранения внесены изменения в ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства здравоохранения Хабаровского края краевыми государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Хабаровского края "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства здравоохранения Хабаровского края краевыми государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности" от 20 июля 2011 г. № 17 (ред. от 20.12.2012). Пункт 7.4. приказа отражает "ортодонтиче-скую помощь детям и подросткам, в том числе с помощью импортных брекет-систем, по медицинским показаниям при врожденных аномалиях челюстно-лицевой
области". Помощь оказывается в соответствии со стандартами и порядками медицинской помощи в краевых государственных бюджетных (автономных) учреждениях здравоохранения, оказывающих ортодонтическую помощь детям и подросткам при наличии медицинских показаний.
Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют стандарты оказания ортодонтической помощи детям и подросткам, а вышеупомянутый приказ Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 910н не содержит порядка организации ортодонтической помощи населению от муниципального образования (ФАП, амбулатория, участковая больница, районная больница), где оказывается первичная доврачебная и врачебная медицинская помощь до специализированных стоматологических медицинских организаций.
Распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края "Об организации предоставления детям с врожденными зубочелюстными аномалиями услуг по ортодонтической помощи за счет средств краевого бюджета Хабаровского края" от 18 февраля 2013 г. № 236-р в целях реализации мероприятий территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2013 г. и на плановый период 2014—2015 гг., утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 5 декабря 2012 г. № 418-пр, утверждены:
♦ плановые объемы услуг по ортодонтической помощи детям с врожденными зубочелюстно-лицевыми аномалиями за счет средств краевого бюджета в 2013 г. краевыми государственными бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству здравоохранения края;
♦ порядок предоставления услуг по ортодонтической помощи детям с врожденными зубочелюстно-лице-выми аномалиями за счет средств краевого бюджета;
♦ схема прикрепления детей с врожденными зубоче-люстно-лицевыми аномалиями к краевым государственным бюджетным учреждениям здравоохранения для предоставления услуг по ортодонтической помощи и форма отчета о выполненных объемах ортодонтической помощи детскому населению Хабаровского края с врожденными зубочелюстно-ли-цевыми аномалиями.
Порядок определяет источник финансирования (краевой бюджет), возраст детей и подростков (от 0 до 18 лет), страдающих врожденными зубочелюстно-ли-цевыми аномалиями, используемые технологии лечения (детям от 0 до 11 лет изготовляются съемные ор-тодонтические конструкции, детям от 11 до 18 лет проводится лечение съемными и несъемными (брекеты) ортодонтическими конструкциями). В соответствии с распоряжением лечение детей проводится в краевых государственных бюджетных учреждениях здравоохранения "Стоматологическая поликлиника", "Детская стоматологическая поликлиника № 22" и "Детская стоматологическая поликлиника № 1". Механизмы контроля качества ортодонтического лечения в этом распоряжении Министерства здравоохранения Хабаровского края отсутствуют.
Таким образом, существующее нормативное правовое обеспечение не решает всех проблем организации
ортодонтической помощи детскому населению и контроля качества ортодонтического лечения.
В условиях обновленного законодательства по здравоохранению для повышения качества и доступности ортодонтической помощи населению на уровне Дальневосточного федерального округа необходимо дополнительно в области нормативного правового обеспечения разработать:
♦ порядок организации ортодонтической помощи населению на уровне субъекта Федерации;
♦ порядок организации ортодонтической помощи населению с использованием выездных форм работы стоматологических бригад;
♦ порядок организации ортодонтической помощи населению в условиях стоматологической медицинской организации;
♦ порядок организации ортодонтической помощи населению в отделении сложной ортодонтии Регионального консультативно-диагностического стоматологического центра (РКДСЦ);
♦ стандарт лечебно-диагностических мероприятий для больных, нуждающихся в ортодонтической помощи на этапах ее оказания;
♦ целевые показатели оценки эффективности ортодонтической помощи на этапах ее оказания;
♦ стандарт контроля качества ортодонтической помощи на этапах ее оказания;
♦ механизм аудита эффективности ортодонтической помощи на этапах ее оказания;
♦ положение о главном внештатном враче-ортодонте субъекта Федерации.
Таким образом, анализ нормативной правовой базы свидетельствует о необходимости совершенствования организации ортодонтической помощи населению на региональном и муниципальном уровнях, разработки инструментов контроля качества ортодонтической помощи и формирования многоуровневой интегрированной ортодонтической службы на уровне субъекта Федерации.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алимова М.Я., Губин М.А. Организация специализированной ортодонтической помощи: Методические рекомендации. Воронеж; 2004.
2. Методические рекомендации по вопросам организации, лицензирования и аккредитации медицинских организаций при виде деятельности по специальности ортодонтия /Вагнер В.Д., Персин Л.С., Оспанова Г.Б. и др. М.: Медицинская книга; 2006.
3. Гуненкова И.В. Организация специализированного ортодонтического отделения в новых экономических условиях: Дис. ... канд. мед. наук. М.; 1999.
4. Данилов Е.О. Правовые основы стоматологической практики. СПб.; 2002.
Поступила 01.12.14
REFERENCES
1. Alimova M.Ya., Gubin M.A. The Development of Specialized Orthodontic Care: A Methodical Recommendations. Voronezh; 2004. (in Russian)
2. Guidelines on the Organization, Licensing and Accreditation of Medical Institutions in the Form of Specialty Orthodontics / Vag-ner V.D., Persin L.S., Ospanova G.B. et al. Moscow: Meditsinskaya kniga; 2006. (in Russian)
3. Gunenkova I.V. Organization of Specialized Orthodontic Offices in the New Economy: Dis. Moscow: 1999. (in Russian)
4. Danilov E.O. Legal Basis for the Dental Practice. St. Petersburg; 2002. (in Russian)