Научная статья на тему 'Организация контроля качества ортодонтической помощи населению'

Организация контроля качества ортодонтической помощи населению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
646
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРТОДОНТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / СТАНДАРТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ORTHODONTIC CARE / QUALITY CONTROL OF ORTHODONTIC CARE / STANDARDS OF QUALITY CONTROL OF ORTHODONTIC CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чабан Александр Владимирович, Щепин В. О., Кораблев В. Н.

Авторами разработана модель качества ортодонтической помощи населению на уровне субъекта Федерации. Модель включает следующие элементы: потребность населения в ортодонтической помощи, миссию ортодонтической службы, регламент ортодонтической помощи, табель оснащения, штатное расписание, стандарты оценки эффективности и аудита эффективности ортодонтической помощи населению, а также стандарты контроля качества. Разработанные стандарты контроля качества ортодонтической помощи на примере типовой стоматологической поликлиники показали резервы совершенствования качества и доступности ортодонтических услуг населению в деятельности медицинской организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чабан Александр Владимирович, Щепин В. О., Кораблев В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of controlling quality of orthodontic care of population

The article presents originally developed model of quality of orthodontic care of population on the level of subject of the Russian Federation. The model includes the following elements: demand of population in orthodontic care, mission of orthodontic service, regulations of orthodontic service, table of facilities, staff list, standards of evaluation of effectiveness and audit of effectiveness of orthodontic care of population, and standards of quality control. The developed standards of quality control exemplified by typical stomatological polyclinic, demonstrated reserves of further development of quality and accessibility of orthodontic service to population in functioning of medical organization.

Текст научной работы на тему «Организация контроля качества ортодонтической помощи населению»

15. Xu L., Schooling C.M., Chan W.M., Lee S.Y., Leung G.M., Lam T.H. Smoking and hemorrhagic stroke mortality in a prospective cohort study of older Chinese. Stroke. 2013; 44: 2144—9.

16. Autenrieth C.S., Evenson K.R., Yatsuya H., Shahar E., Baggett C., Rosamond W.D. Association between physical activity and risk of stroke subtypes: The atherosclerosis risk in communities study". Neuroepidemiology. 2013; 40: 109—16.

Поступила 28.01.15

REFERENCES

1. FonyakinA.V., GeraskinaL.A., red. Suslinoy Z.A. Prevention of ischemic stroke: Recommendations for antithrombotic therapy [Profilak-tika ishemicheskogo insul'ta: Rekomendatsii po antitromboticheskoy terapii]. Moscow: IMA-PRESS; 2014. (in Russian)

2. Suslina Z.A., PiradovM.A. Stroke: Diagnosis, Treatment, Prevention [Insul't: diagnostika, lechenie, profilaktika]. Moscow: Medpress-inform; 2008. (in Russian)

3. Shirokov E.A. Stroke prevention: current problems and new trends. Russkiy meditsinskiy zhurnal. 2013; 10: 466—76. (in Russian)

4. Meshkova K.S. Gudkova V.V. Stakhovskaya L.V. Risk factors and prevention of strokes. Zemskiy vrach. 2013; 2 (19): 16—9. (in Russian)

5. Shal'nova S.A., Vikhireva O.V. Assessment of total risk of cardiovascular disease. Ratsional'nayafarmakoterapiya v kardiologii. 2005; 3 (1): 54—6. (in Russian)

6. Preobrazhenskiy D.V. New approaches to the treatment of hypertension. Russkiy meditsinskiy zhurnal. 1999; 9: 2—12. (in Russian)

7. Seryakova V.A., Dolgalev I.V., Obraztsov V.V., Tsimbalyuk I.V.,

Karpov R.S. The influence of individual behavioural risk factors (Smoking, alcohol consumption) on the formation of mortality in a population-based cohort of adult population aged 20—59 years, Tomsk (17-year prospective study). Bulleten' sibirskoy meditsiny. 2011; 3: 162—7. (in Russian)

8. Global Recommendations on Physical Activity for Health. WHO Library Cataloguing in Publication Data. 2010.

9. Aung K., Lorenzo C., Hinojosa M.A., Haffner S.M. Risk of developing diabetes and cardiovascular disease in metabolically unhealthy normal-weight and metabolically healthy obese individuals. J. Clin. Endocrinol. Metab. 2014; 99 (2): 462—8.

10. Isakova E.V., Kotov S.V. Correction of hypercholesterolemia, hyper-glycemia and obesity are the important components of primary prevention of stroke. Sakharnyy diabet. 2014; 10: 707—12. (in Russian)

11. Dedov I.I., Shestakova M.V. Diabetes Mellitus and Arterial Hypertension [Sakharnyy diabet i arterial'naya gipertenziya]. Moscow: MIA; 2006. (in Russian)

12. Gracheva S.A., Klefortova I.I., Shamkhalova M.Sh. The combined prevalence of atherosclerotic vascular lesions in patients with diabetes mellitus. Sakharnyy diabet. 2012;(1):49—55. (in Russian)

13. Shustov S.B., Baranov V.L., Khalimov Yu.Sh. Clinical Endocrinology [Klinicheskaya endokrinologiya]. Moscow: MIA: 2012. (in Russian)

14. Neverovskiy D.V. Smoking and ischemic stroke. Neurology, neuropsychiatry, psychosomatics. Nevrologiya, neyropsikhiatriya, psikho-somatika. 2010; 10: 42—7. (in Russian)

15. Xu L., Schooling C.M., Chan W.M., Lee S.Y., Leung G.M., Lam T.H. Smoking and hemorrhagic stroke mortality in a prospective cohort study of older Chinese. Stroke. 2013; 44: 2144—9.

16. Autenrieth C.S., Evenson K.R., Yatsuya H., Shahar E., Baggett C.,

© Коллектив авторов, 2015 УДК 614.2:616.314-089.23

Чабан А.В.1, Щепин В. О.2, Кораблев В.Н.1 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, Хабаровск, Россия; 2ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко", 105064, Москва, Россия

Авторами разработана модель качества ортодонтической помощи населению на уровне субъекта Федерации. Модель включает следующие элементы: потребность населения в ортодонтической помощи, миссию ортодонтической службы, регламент ортодонтической помощи, табель оснащения, штатное расписание, стандарты оценки эффективности и аудита эффективности ортодонтической помощи населению, а также стандарты контроля качества. Разработанные стандарты контроля качества ортодонтической помощи на примере типовой стоматологической поликлиники показали резервы совершенствования качества и доступности ортодонтических услуг населению в деятельности медицинской организации. Ключевые слова: ортодонтическая помощь; контроль качества ортодонтической помощи; стандарты контроля качества ортодонтической помощи.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (2): 22—26.

Для корреспонденции: Чабан Александр Владимирович, [email protected]

ChabanA.V.1, Schepin V.O.2, Korablev V.N.1 THE ORGANIZATION OF CONTROLLING QUALITY OF ORTHODONTIC CARE OF POPULATION

'The Far East state medical university, 680000 Khabarovsk, Russia;

2The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064, Moscow, Russia The article presents originally developed model of quality of orthodontic care of population on the level of subject of the Russian Federation. The model includes the following elements: demand of population in orthodontic care, mission of orthodontic service, regulations of orthodontic service, table of facilities, staff list, standards of evaluation of effectiveness and audit of effectiveness of orthodontic care of population, and standards of quality control. The developed .standards of quality control exemplified by typical stomatological polyclinic, demonstrated reserves of further development of quality and accessibility of orthodontic service to population in functioning of medical organization.

Key words: orthodontic care; quality control of orthodontic care; standards of quality control of orthodontic care.

Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravokhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (2): 22—26.

For correspondence: Chaban Aleksander, [email protected]

Received 01.12.2014

Согласно определению, данному в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, "качество медицинской помощи (КМП) — это "совокуп-

ность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень

достижения запланированного результата". В системе стоматологической помощи населению вопросы качества отражены в серии работ В.Г. Дьяченко, С.А. Га-леса и соавт. [1—3]. В системе организации ортодон-тической помощи населению под КМП мы понимаем целенаправленную производственную деятельность стоматологических медицинских организаций (СМО), направленную на достижение запланированного результата, удовлетворяющего потребительский спрос.

Перспективы решения проблемы улучшения КМП увязываются с началом реализации в здравоохранении РФ прогрессивной концепции Total Quality Management (TQM), международного стандарта ISO 9001:2000, а также работ по стандартизации [4, 5].

В соответствии со стандартизованным определением качества под качеством менеджмента следует понимать совокупность характеристик, относящихся к способности менеджмента организации достигать поставленные перед ними цели. В плане методологии менеджмент качества по TQM и ISO базируется на многих общих принципах: ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение работников, процессный подход.

В международном стандарте ISO 9001:2000 "Система менеджмента качества. Требования" в разделе 0.2 введения "Процессный подход" определено, что "виды деятельности, использующие ресурсы и управляемые в определенном порядке, позволяющем преобразовать "входы" и "выходы", могут быть рассмотрены как процессы. Часто "выход" одного процесса является непосредственным "входом" в последующий процесс. Применение системы процессов в рамках организации, совместно с идентификацией и взаимодействием этих процессов, а также управления ими может быть представлено как "процессный подход".

Модель качества ортодонтической помощи населению на уровне субъекта Федерации включает в себя следующие элементы:

1. Потребность населения в ортодонтической помощи.

2. Миссию ортодонтической службы. Цели СМО. Подцели отдельных структурных подразделений СМО.

3. Стандарт организационной структуры ортодонти-ческой помощи населению на уровне субъекта Федерации. Регламент деятельности ортодонтической службы субъекта Федерации.

4. Стандарт организационной структуры ортодонти-ческой помощи населению СМО. Планы работ СМО и ее структурных подразделений. Положения о структурных подразделениях СМО, включая ортодонтию. Регламент деятельности СМО.

5. Стандарт лечебно-диагностических и профилактических процедур для больных, нуждающихся в орто-донтической помощи.

6. Табель оснащения медицинским оборудованием СМО, их структурных подразделений.

7. Штатное расписание, квалификационные требования, должностные инструкции специалистов СМО.

8. Стандарт технологического обеспечения.

9. Стандарт информационного обеспечения.

10. Стандарт оценки эффективности и аудита эффективности ортодонтической помощи населению на уровне субъекта Федерации, СМО, их структурных подразделений.

11. Стандарты контроля качества ортодонтической помощи населению.

Указанные основные элементы модели качества ортодонтической помощи населению отражают как содержание деятельности всей СМО, так и ее отдельных структурных подразделений во взаимодействии.

Завершение лечебно-диагностического процесса, достижение результата в виде законченного случая представляют собой производственный цикл.

Разделение производственного цикла на отдельные технологические этапы, например регистратура, смотровой кабинет, кабинет врача-ортодонта, кабинет врача-стоматолога общей практики, представляют собой производственный процесс.

Потребность населения в ортодонтической помощи отражает виды и объемы ортодонтических услуг в соответствии с МКБ-10 (спрос на услуги).

Миссией ортодонтической службы является обеспечение населения доступной и качественной ортодонтической помощью в соответствии с МКБ-10 (предложение услуг).

Целью деятельности СМО также является обеспечение населения доступной и качественной ортодонти-ческой помощью в соответствии с МКБ-10 (предложение услуг). Подцели структурных подразделений СМО определяются функциями, которые на них возлагаются.

Стандарт организационной структуры ортодонтиче-ской помощи на уровне субъекта Федерации отражает состав СМО, оказывающих ортодонтическую помощь, их соподчинение, взаимодействие и разделение полномочий. Организация работы СМО определяется регламентом деятельности ортодонтической службы субъекта Федерации.

Стандарт организационной структуры ортодонти-ческой помощи СМО отражает состав ее структурных подразделений, их соподчинение, взаимодействие и разделение полномочий, соответствие СНиП 2.08.0289, а также СанПиН 2.1.3.2630-10 от 18 мая 2010 г. № 58. Организация работы СМО определяется системой стратегических, тактических и оперативных планов, положениями о структурных подразделениях, а также регламентом ее деятельности.

Стандарт лечебно-диагностических и профилактических процедур для больных, нуждающихся в орто-донтической помощи, характеризует уровни и этапы ортодонтической помощи, специалистов, вовлеченных в ее оказание, цели процедур, характер зубочелюст-ных аномалий (ЗЧА) и деформаций в соответствии с МКБ-10, содержание лечебно-диагностических и профилактических процедур, а также решения по ведению пациентов.

В этой части важное значение имеет стандарт информированного добровольного согласия пациента на ортодонтическое лечение в соответствии со ст. 20 Федерального закона Российской Федерации "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ.

Стандарт ресурсного обеспечения в части укомплектованности медицинским оборудованием (основные средства) определяется приказом Минздрава России "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями" от 13 ноября 2012 г. № 910н, утвердившего стандарт оснащения рабочего места врача-ортодонта и стоматологической поликлиники. В части укомплектования расходными материалами (оборотные средства) он устанавливается поликлиникой самостоятельно, исходя из видов и объемов ортодонтических услуг, номенклатуры и нормирования оборотных средств на одно посещение. В части обеспеченности финансовыми ресурсами определяется планом финансово-хозяйственной деятельности с учетом планируемого на отчетный период количества ортодонтиче-ских услуг и тарифов на соответствующие услуги.

Стандарт ресурсного обеспечения в части укомплектованности медицинским персоналом определяется

Основные показатели оценки эффективности использования ресурсов медицинской организации

Вид ресурсов | Показатель

Трудовые ресурсы Укомплектованность кадрами (врачи, средний медицинский персонал) с учетом и без учета совместительства (в %). Коэффициент оборота по приему. Коэффициент оборота по увольнению. Текучесть кадров. Медицинское обо- Движение основных средств: рудование (осшовньге • коэффициент выбытия основных средств;

• коэффициент обновления основных средств;

• коэффициент накопления основных средств. Эффективность использования основных средств:

• фондоотдача;

• фондоемкость;

• фондооснащенность;

• фондовооруженность.

Эффективность использования оборудования:

• интенсивное использование оборудования;

• экстенсивное использование оборудования;

• интегральный коэффициент загрузки оборудования.

Коэффициент годности оборудования. Коэффициент износа оборудования. Коэффициент оборачиваемости (скорость оборота).

Коэффициент закрепления оборотных средств. Оборачиваемость (длительность одного оборота в днях). Коэффициент загрузки. Рентабельность оборотных средств. Финансовые ресурсы Коэффициент концентрации собственного капитала

Коэффициент финансовой зависимости

штатным расписанием (приказ Минздрава России "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями" от 13 ноября 2012 г. № 910н), квалификационными требованиями к специалистам (приказ Минздравсоцразвития России "О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в Российской Федерации" от 14 апреля 2006 г. № 289), положениями об организации деятельности структурных подразделений СМО и должностными инструкциями специалистов.

В части разработки стандартов ресурсного обеспечения важное значение имеет использование системы показателей, которые отражают эффективность использования различных видов ресурсов (см. таблицу).

Технологические стандарты, как и клинические рекомендации по оказанию ортодонтической помощи населению, в настоящее время отсутствуют.

Стандарты информационного обеспечения включают основные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания стоматологической, в том числе ортодонтической, помощи населению на уровне субъекта Федерации.

1. Нормативные правовые акты Министерства здравоохранения Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты органа управления здравоохранением субъекта Федерации. К ним можно отнести:

♦ порядок организации ортодонтической помощи населению на региональном уровне;

♦ порядок организации ортодонтической помощи населению с использованием выездных форм работы стоматологических бригад и др.

♦ Стандарты оценки эффективности и аудита эффективности ортодонтической помощи населению на уровне субъекта Федерации нацелены:

♦ на анализ достигнутых медицинских, экономических и социальных результатов деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений, отдельных специалистов;

♦ на оценку состояния и эффективности использования кадровых, материально-технических (основных и оборотных) и финансовых ресурсов;

♦ на анализ соблюдения технологических стандартов;

♦ на анализ соблюдения регламентов деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений и внесение в них соответствующих коррекций. Стандарты контроля качества ортодонтической помощи населению позволяют оценить как эффективность работы всей СМО, так и ее отдельных структурных подразделений.

В литературе мы не нашли работ, посвященных вопросам качества ортодонтической помощи населению, отсутствуют и инструменты оценки качества данного вида помощи.

Материалы и методы

Нами проведен анализ качества ортодонтического лечения в стоматологической поликлинике "УниСтом" ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России на основе разработанного стандарта контроля качества, который показал, что на начало исследования в поликлинике отсутствовали положения (п. 1.2.2) и регламенты (п. 1.2.3) деятельности структурных подразделений, обеспеченность медицинским оборудованием и инструментарием не в полном объеме соответствовала стандарту оснащения (п. 1.3.1), а износ медицинского оборудования и инструментария (п. 1.3.2) превышал 70%. Укомплектованность врачами-стоматологами и врачами-ортодонтами с учетом совместительства была полной (п. 1.4.1), подготовка специалистов соответствовала квалификационным требованиям (п. 1.4.2). На момент исследования в поликлинике отсутствовали стандарты и порядок оказания стоматологической и ортодонтической помощи населению (пп. 1.5.1 и 1.5.2), а также целевые показатели (п. 1.6.1) и аудит эффективности стоматологической и ортодонтической помощи населению (п. 1.7.1).

Для разработки методологии и методики оценки качества ортодонтической помощи населению нами за основу взята идеология Джозефа Джурана, который является автором AQI (Annual Quality Improvement) — концепции ежегодного улучшения качества. В 1964 г. в книге "Революция в управлении предприятием" он впервые обосновал переход от контроля качества к управлению качеством и выделил три принципа "триады качества": "Управление качеством осуществляется с помощью трех процессов: планирование, контроль, улучшение".

В нашем исследовании весь производственный цикл оказания ортодонтической помощи больным с ЗЧА и деформациями в условиях СМО был разделен на отдельные элементы (процессы). В свою очередь при разработке процессов нами выделялись следующие операции:

♦ планирование процессов (разработка целей и планов), реализация планов для достижения поставленных целей;

♦ контроль процессов на предмет соответствия качества ортодонтических услуг целям СМО;

средства)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходные материалы (оборотные средства)

♦ деятельность по постоянному улучшению показателей процессов ортодонтической помощи населению.

Результаты исследования

Ортодонтическая помощь пациенту в СМО может оказываться при его самостоятельном обращении, а также по направлению из другой организации непосредственно к врачу-ортодонту. В первом случае пациент обращается в регистратуру, откуда его направляют в смотровой кабинет, далее пациент направляется к врачу-стоматологу детскому или врачу-стоматологу общей практики. После получения соответствующей помощи, включая услуги рентгенологического кабинета, пациент может направляться к врачу стоматологу-хирургу, а затем к врачу-ортодонту. Во втором случае пациент обращается в регистратуру, откуда его направляют непосредственно к врачу-ортодонту. После осмотра пациент может направляться к врачу стоматологу детскому, врачу стоматологу общей практики, врачу стоматологу-хирургу для санации рта. По показаниям используются услуги рентгенологического кабинета и зуботехниче-ской лаборатории. В ряде случаев пациент может направляться в отделение сложной ортодонтии или отделение челюстно-лицевой хирургии.

Такой подход позволяет в общем производственном цикле выделить отдельные элементы производственного процесса. Каждый элемент производственного процесса имеет вход (цель деятельности), стандартизованное ресурсное, технологическое и нормативное правовое обеспечение и выход (результаты деятельности, оцениваемые по целевым показателям). В итоге каждый элемент производственного процесса имеет стандартизованное описание, что и составляет понятие "качество ортодонтической помощи". При этом управление качеством ортодонтической помощи на каждом элементе производственного процесса включает этап планирования, его контроля и мероприятия по улучшению качества.

Процесс планирования качества ортодонтической помощи в каждом элементе производственного процесса СМО включает в себя:

♦ цель(и) структурного подразделения СМО;

♦ план работы, положение, регламент деятельности структурного подразделения СМО;

♦ табель оснащения медицинским оборудованием подразделения СМО;

♦ штатное расписание, квалификационные требования, должностные инструкции специалистов подразделения СМО;

♦ технологический стандарт;

♦ стандарт оценки эффективности (целевые показатели и их индикаторы) работы структурного подразделения;

♦ стандарты контроля качества ортодонтической помощи пациентам.

Процесс контроля качества ортодонтической помощи населению реализуется путем сравнения плановых (процесс планирования) и фактических (процесс контроля) показателей, определения величины отклонения и принятия управленческих решений, направленных на совершенствование качества ортодонтического лечения.

Процесс улучшение качества ортодонтической помощи населению на основе принятых управленческих решений реализует конкретные мероприятия. На данном этапе выявляются приоритеты улучшения качества, готовится персонал по качеству, издаются локальные нормативные правовые акты, не связанные с законодательством, по улучшению качества (регламенты) и

мотивации персонала, формируется организационная структура по качеству, определяется ее ресурсное обеспечение и порядок функционирования.

Планирование стандарта контроля качества орто-донтической помощи включает в себя:

♦ Название услуги — ортодонтическая помощь населению.

♦ Цель услуги — обеспечить доступную и качественную ортодонтическую помощь населению.

♦ Потребитель услуги — население в возрасте до 18 лет.

♦ Разрабатываемый продукт — стандарт контроля качества ортодонтической помощи населению. Разрабатываемые процессы, которые необходимы

для производства стандарта контроля качества ортодон-тической помощи населению, соответственной каждому структурному подразделению СМО:

♦ подпроцесс планирования объемов ортодонтической помощи населению;

♦ подпроцесс планирования организации ортодонтической помощи населению (цели деятельности структурного подразделения, положение о структурном подразделении, регламент деятельности структурного подразделения);

♦ подпроцесс планирования качества ресурсного обеспечения ортодонтического лечения в части медицинского оборудования и инструментария (стандарт оснащения);

♦ подпроцесс планирования качества ресурсного обеспечения ортодонтического лечения в части укомплектованности кадрами, соответствия квалификационным требованиям, должностным инструкциям;

♦ подпроцесс планирования качества технологического обеспечения ортодонтического лечения (стандарты, клинические рекомендации);

♦ подпроцесс планирования качества результатов ортодонтического лечения (целевые показатели, их индикаторы);

♦ подпроцесс аудита эффективности ортодонтической помощи населению (методика аудита эффективности ортодонтической помощи).

Разработка способов контроля — вневедомственный, ведомственный и внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Вневедомственный контроль осуществляется в соответствии со статьей 40 "Организация контроля, объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи" Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11. 2010 г. № З26-ФЗ.

Ведомственный контроль установлен статьей 89 "Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2010 г. № 323-ФЗ.

Внутренний контроль установлен статьей 90 "Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2010 г. № 323-ФЗ.

Таким образом, разработка стандарта качества ор-тодонтической помощи населению показала резервы совершенствования данного вида деятельности в поликлинике.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко В.Г., Галеса С.А., Курбетьев С.Г. Управление качеством услуг в современной стоматологии. Хабаровск: ООО Амурибланкздат; 2005.

2. Галеса С.А., Дьяченко В.Г. Управление производством стоматологических услуг в условиях рынка. Хабаровск: ООО Амури-бланкздат; 2008.

3. Дьяченко В.Г., Галеса С.А., Пьетрок М.Т., Павленко И.В. Введение в общую врачебную практику стоматологии: Учебное пособие. Тверь: Триада; 2009.

4. Тогунов И.А. К вопросу сегментирования рынка здравоохранения. Практический маркетинг. 1999; 7: 21—3.

5. Михайлова Н.В., Комаров Ю.М., Федорова Л.А. MC ИСО серии 9000:2000 как методология обеспечения качества медицинской помощи. Методы менеджмента качества. 2001; 3—4: 16—8.

6. Вагнер В.Д., Филимонова Л.Б. Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения. Рязань; 2010; вып. 13.

Поступила 01.12.2014

REFERENCES

1. D'yachenko V.G., Galesa S.A., Kurbet'ev S.G. Quality Management Services in Modern Dentistry: Textbook [Upravlenie kachestvom

uslug v sovremennoy stomatologii]. Khabarovsk: Amuriblankzdat; 2005. (in Russian)

2. Galesa S.A., D'yachenko V.G. Production Management of Dental Services in a Market [Upravlenie proizvodstvom stomatologicheskikh uslug v usloviyakh rynka]. Khabarovsk: Amuriblankzdat; 2008. (in Russian)

3. D'yachenko V.G., Galesa S.A., P'etrok M.Т., Pavlenko I.V. Introduction to the General Practice of Dentistry: Textbook [Vvedenie v obshchuyu vrachebnuyu praktiku stomatologii]. Tver': Triada; 2009. (in Russian)

4. Togunov I.A. On the health care market segmentation. Prakticheskiy marketing. 1999; 7: 21—3.

5. Mikhaylova N.V., Komarov Yu.M., Fedorova L.A. MC ISO 9000:2000 as a methodology for ensuring the quality of care. Metody menedzhmenta kachestva. 2001; 3—4: 16—8. (in Russian)

6. Wagner V.D., Filimonov L.B. Social-hygienic Monitoring of Public Health [Sotsial'no-gigienicheskiy monitoring zdorov'ya naseleniya]. Ryazan'; 2010; Issue 13.

© Коллектив авторов, 2015 УДК 614.253.52:616.082-058

Голева О.П., Федорова Г.В., Тасова З.Б., Сморжаник Е.Ю., Дулева И.В., Черникова Т.М. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ

ГБОУ ВПО "Омская государственная медицинская академия", 644043, Омск, Россия

В статье рассмотрены медико-социальные аспекты качества сестринской помощи. Проведено анкетирование среднего медицинского персонала областных и городских медицинских организаций Омска. Полученные материалы позволили оценить квалификацию среднего медицинского персонала, организацию обучения на рабочем месте и внутренний контроль знаний и умений в медицинских организациях. Результаты анализа могут быть использованы для разработки мер по оптимизации организационных решений в сфере управления качеством сестринского дела.

Ключевые слова: качество медицинской помощи; сестринское дело; медико-социальные аспекты.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (2):

Для корреспонденции: Голева Ольга Петровна, [email protected]

Goleva O.P., Fedorova G.V., Tasova Z.B., Smorjanik E.Yu., Duleva I.N., Chernikova T.M.

THE MEDICAL SOCIAL STUDY OF QUALITY OF NURSING CARE The Omsk state medical academy, 644043 Omsk, Russia The article considers medical social aspects of quality of nursing care. The questionnaire survey of nursing personnel of oblast and municipal medical organizations of Omsk was carried out. The results permitted evaluating qualification of nursing medical personnel, organization of personnel training at workplace and internal control of knowledge and skills in medical organizations. The results of analysis can be applied in development of measures concerning optimization of organizational actions in the area of management of nurse business quality. Key words: quality; medical care; nursing business; medical social aspects.

Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravokhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (2): For correspondence: Goleva Olga, [email protected]

Received 20.12.2014

Сестринское дело — важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами. Поэтому качество сестринского обслуживания является наиболее значимым аспектом качества медицинской помощи населению [1].

Процесс реформирования системы здравоохранения предусматривает повышение роли среднего медицинского звена, увеличение его самостоятельности. Сестринское обслуживание рассматривается как один из экономичных способов предоставления услуг в области здравоохранения. Развитие системы сестринского обслуживания является частью общей тенденции дальнейшего повышения экономической эффективности системы здравоохранения [2—4].

Понятие "качество сестринской помощи" неразрывно связано с лечебно-диагностическим процессом, поэтому сестринскому персоналу, от которого зависят эффективность лечения, реабилитация и выздоровление

пациента, в этом процессе отведена значительная роль. Очевидно, что необходимо оценивать правильность выполнения процедур, своевременность выполнения врачебных назначений, соблюдение санитарных норм, ведение документации, порядок в отделении в целом, но необходимо также проводить оценку соблюдения медицинскими сестрами этических норм, внимания к пациентам и их семьям [5].

Цель исследования — изучение качества сестринской медицинской помощи специалистами сестринского дела в зависимости от уровня квалификации, а также организация обучения и систематического контроля знаний и умений среднего медицинского персонала в медицинских организациях. Работа выполнена в рамках Государственного заказа Министерства здравоохранения РФ "Экономическая оценка вклада специалистов сестринского дела в оказание медицинской помощи различным категориям больных на примере Омской области".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.