Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1238
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / КоАП РФ / юридическая ответственность / правонарушение / законодательство. / administrative liability / Administrative Code of the Russian Federation / legal liability / offense / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панфилова Екатерина Сергеевна

В данной статье проанализированы нормативные основания административной ответственности за правонарушения области дорожного движения. Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. Административная ответственность регламентируется Кодексом РФ об Административных Правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панфилова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY BASIS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC

This article analyzes the regulatory basis of administrative responsibility for traffic offenses. Administrative responsibility is a type of legal responsibility that defines the obligations of the subject to undergo deprivation of state authority for the commission of an administrative offense. Administrative liability is regulated by the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №2/2021

НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОМ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

REGULATORY BASIS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF ROAD TRAFFIC

УДК 342.924

Панфилова Екатерина Сергеевна, студент 2 курса кафедры гражданского права и предпринимательской деятельности Юридического института Тихоокеанского государственного университета г. Хабаровск

Panfilova Ekaterina Sergeevna, kats_5@inbox.ru

Аннотация

В данной статье проанализированы нормативные основания административной ответственности за правонарушения области дорожного движения.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения. Административная ответственность регламентируется Кодексом РФ об Административных Правонарушениях.

Annotation

This article analyzes the regulatory basis of administrative responsibility for traffic offenses.

Administrative responsibility is a type of legal responsibility that defines the obligations of the subject to undergo deprivation of state authority for the commission

of an administrative offense. Administrative liability is regulated by the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.

Ключевые слова: административная ответственность, КоАП РФ, юридическая ответственность, правонарушение, законодательство.

Keywords: administrative liability, Administrative Code of the Russian Federation, legal liability, offense, legislation.

Содержание понятия «основания административной ответственности», не совсем однозначно трактуется в научной литературе. По мере становления и развития административного процесса как самостоятельного вида юридической процессуальной деятельности взгляд отечественных ученых на категорию оснований административной ответственности стал еще более широким и, выделяются уже три таких основания:

1) нормативное основание как систему норм, регламентирующих административную ответственность;

2) фактическое основание, выделяя в качестве такового противоправное деяние конкретного субъекта, административное нарушение;

3) процессуальное основание, каковым является акт компетентного субъекта о наложении конкретного наказания за конкретное административное нарушение.

Для наступления реальной ответственности обязательно, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности.

Что касается процессуального основания административной ответственности, то оно также неотъемлемо, как нормативное и фактическое, поскольку любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются исключительно посредством издания полномочным органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Иными словами, как нормативное, так и фактическое основания административной ответственности

имеют место быть, но до издания постановления о назначении административного наказания в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы самой административной ответственности как таковой не будет.

В сфере дорожного движения существует система норм, регламентирующих поведение участников движения и запрещающих определенное поведение под угрозой применения к ним соответствующих административно-правовых (а отчасти также и уголовных) санкций. Однако статистика правонарушений в сфере дорожного движения свидетельствует о том, что далеко не у всех участников дорожного движения сформирована установка на правомерное поведение. В этой связи представляется, что одной из целей института административной ответственности в области дорожного движения, прежде всего, предупреждение нарушения установленных требований участниками дорожного движения путем формирования, наряду с другими средствами регулирования, установки на правомерное поведение (позитивной ответственности) с помощью такого средства, как наказание правонарушителей. Причем уже само наличие нормативно закрепленной возможности наступления такой ответственности (т.е. ее нормативного основания) играет на пути достижения этой цели немаловажную роль.

Нормативная основа административной ответственности - это система действующих норм права, закрепляющих:

а) составы административных проступков (основания ответственности);

б) систему административных наказаний;

в) круг субъектов, имеющих право назначать административные наказания;

г) процедуру привлечения к ответственности, ее процессуальную форму.

В соответствии с положениями ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об

административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об

административных правонарушениях.

Наличие двух субъектов правового регулирования круга общественных отношений, связанных с привлечением к административной ответственности, обусловлено характером распределения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

К ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности не только по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, как это указано в пункте 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ.

Законодательство об административной ответственности как средство правоохраны в сфере общественных отношений в области дорожного движения и как нормативное основание ответственности состоит в контексте оснований наступления административной ответственности из положений главы 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения».

В ныне действующей редакции КоАП РФ нормативные основания административной ответственности в области дорожного движения охватывают собой более 80 вариаций, объединенных в 43 статьи главы 12. А анализ нормативных оснований административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения и практики их применения позволяет выделить следующие правовые пробелы и недостатки, требующие, на наш взгляд, своего устранения законодателем.

Если проанализировать нормы главы 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» через понятие административной ответственности за эти нарушения, то можно сделать вывод о том, что далеко не все нормы главы 12 КоАП РФ устанавливают административную ответственность именно за правонарушения в области дорожного движения.

Например, ст. 12.31 КоАП РФ, в главе 12 КоАП РФ «Выпуск на линию

транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, либо с установленными на передней его части световыми приборами с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов, либо с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб», ст. 12.32 «Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством», ст. 12.34 «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений» и др. Все это либо «Административные правонарушения на транспорте», либо, соответственно, наоборот, ст. 11.21 и ст. 11.22 КоАП РФ - это административные правонарушения в области дорожного движения. Либо еще вариант: сама «область дорожного движения» - это нечто большее, нежели, собственно, «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог», а охватывает и его (дорожного движения) безопасность, регламентированную нормами соответствующего федерального закона.

Из названия главы 11 КоАП РФ следует, что объектом ее охраны являются общественные отношения, обеспечивающие функционирование всех видов транспорта: железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного. Нормы данной глав КоАП РФ призваны обеспечить безопасное и безаварийное движение и эксплуатацию транспорта, хотя, к сожалению, законодатель не дает понятие транспорта ни в одной из статей этой главы КоАП РФ, равно как и ни в одном примечании к ним.

Глава же 12 КоАП РФ уже одним своим названием «Административные правонарушения в области дорожного движения» конкретизирует круг общественных отношений, являющихся объектом правовой охраны, и прежде всего, в нем четко выражен вид транспорта - автомобильный транспорт, наиболее динамичный, криминогенный и уже только по этим двум основаниям требующий особого и пристального внимания со стороны законодателя.

Если проанализировать в совокупности нормы ныне действующей редакции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 Правил дорожного движения (ПДД) и нормы главы 12 КоАП РФ, то можно сделать вывод о том, что далеко не все регулятивные нормы ПДД обеспечиваются соответствующими охранительными нормами главы 12 КоАП РФ.

На практике, чаще всего вследствие дорожно-транспортных происшествий, в результате которых были повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо был причинен иной материальный ущерб, это нередко приводит к ситуациям, когда на место ДТП вызывается наряд дорожно-патрульной службы, оформляются соответствующие первичные процессуальные документы (схема ДТП и пр.), выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, проводится это самое административное расследование, выявляется виновник ДТП, нарушивший те или иные Правила дорожного движения, однако само дело об административном правонарушении впоследствии прекращается с формулировкой «в связи с отсутствием в действиях виновного в ДТП лица состава административного правонарушения».

Список использованных источников

1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021).

2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного

движения» (ред. от 08.12.2020).

3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (ред. от 31.12.2020).

4. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.Административное право Российской Федерации. - М.: Зерцало-М, 2013. - 608 с.

5. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

6. Белокобыльский Н.Н. Транспортные правонарушения в административном и уголовном законодательстве // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 3: В 3-х т. М., 2003. Т. 3. С. 314-315.

7. Дугенец А.С. Административная ответственность в российском праве: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2005.

8. Российский Б.В. Административное право: Учебно-методическое и практическое пособие. М., 2001.

9. Тимошенко И.В. Понятие административной ответственности // СевероКавказский юридический вестник. 2009. № 2. С. 75.

References

1. Code of Administrative Offences of the Russian Federation No. 195-FZ of 30.12.2001 (as amended on 30.12.2020) (with amendments and additions, intro. in force 28.01.2021).

2. Federal law of 10.12.1995 № 196-FZ "On road safety" (edition of 08.12.2020).

3. The resolution of the RF Government dated 23.10.1993 n 1090 "On the rules of the road" (together with the "Basic provisions for the admission of vehicles to operate and duties of officials to ensure road safety") (edition of 31.12.2020).

4. Alyokhin A. P., Karmolitsky A. A., Kozlov Yu. M. Administrative law of the Russian Federation. - M.: Zertsalo-M, 2013. - 608 p

5. Agapov A. B. Administrative responsibility: Textbook. 3rd ed., reprint.

6. Belokobylsky N. N. Transport offenses in administrative and criminal legislation / / Scientific Works. Russian Academy of Legal Sciences. Issue 3: In 3 volumes, 2003. Vol. 3. pp. 314-315.

7. Dugenets A. S. Administrative responsibility in Russian law: Author's abstract of the dis.... Dr. yurid. M., 2005.

8. Russian B. V. Administrative law: Educational-methodical and practical manual. Moscow, 2001.

9. Timoshenko I. V. The concept of administrative responsibility // North-Caucasian Legal Bulletin. 2009. No. 2. P. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.