Научная статья на тему 'Нормативное обеспечение исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы'

Нормативное обеспечение исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1018
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / РАЗМЕЩЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННОГО К ПОЖИЗНЕННОМУ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / LIFE IMPRISONMENT / PLACEMENT OF PRISONERS / PERSON SENTENCED TO LIFE IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Москвин Степан Владимирович

В статье обсуждаются проблемные вопросы нормативного обеспечения при размещении и содержании осужденных к пожизненному лишению свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory enforcement of penalties to life imprisonment

The article discusses the problematic issues of regulatory support for deployment and maintenance of convicts to life imprisonment.

Текст научной работы на тему «Нормативное обеспечение исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы»

С. В. Москвин. Нормативное обеспечение исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы

УДК 343.81

С. В. Москвин

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПОЖИЗНЕННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В статье обсуждаются проблемные вопросы нормативного обеспечения при размещении и содержании осужденных к пожизненному лишению свободы.

The article discusses the problematic issues of regulatory support for deployment and maintenance of convicts to life imprisonment.

Ключевые слова: пожизненное лишение свободы, размещение осужденных, личность осужденного к пожизненному лишению свободы.

Keywords: life imprisonment, placement of prisoners, person sentenced to life imprisonment.

Присоединение Российской Федерации в 1996 г. к Уставу Совета Европы и в 1998 г. - к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных его свобод коренным образом актуализировало задачу приведения правовой системы России в соответствие с установленными стандартами Совета Европы. В связи с этим Россия взяла на себя обязательство о поэтапном сокращении применения смертной казни. Вместе с тем вопросы борьбы с преступностью и, в частности, с особо тяжкими ее проявлениями настоятельно диктуют необходимость применения к виновным самых строгих, а порой и радикальных мер уголовного воздействия, в качестве которых необходимо рассмотреть такой вид наказания, как пожизненное лишение свободы [1].

Пожизненное лишение свободы в России предусмотрено в качестве самостоятельного вида наказания (п. «м» ст. 44) в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. (далее УК РФ), который применяется за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности (ч. 1 ст. 57).

Анализ существующей практики назначения судами пожизненного лишения свободы позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемое наказание в России применяется не так часто, хотя эта цифра с каждым годом растет. Так, в 2008 г. пожизненное лишение свободы было назначено 70 человекам, в 2009 г. пожизненный срок получил 71 человек, за первый квартал 2010 г. в стране такой приговор получили 49 человек, а это практически в пять с половиной раз больше,

© Москвин С. В., 2011

чем за аналогичный период прошлого года [2]. В пяти колониях особого режима в России на конец 2010 г. содержалось 1755 осужденных к пожизненному лишению свободы, только за I квартал 2011 г. в данные учреждения поступили 16 осужденных данной категории [3].

Исследование осужденных отбывающих пожизненный срок в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ИК-18), проведенное автором в период с 2004 по 2011 г., показало, что в вышеуказанном исправительном учреждении за данный период содержались 250 осужденных к пожизненному лишения свободы, все они совершили убийства двух и более лиц, 72,4% из них были ранее судимы два и более раза (181), 27,6% получили пожизненный срок, будучи ранее не судимыми (69), 63,6% до осуждения совершали тяжкие и особо тяжкие преступления (159), 49,2% осуждены за убийство двух и более лиц с целью сокрытия других преступлений (123), 11,6% - за насильственные преступления сексуального характера и убийство несовершеннолетних (29), 13,6% - за совершение преступлений против общественной безопасности (34), 4,4% - за совершение серийных убийств (11) и 4% - за совершение заказных убийств (10).

5,2% от общего количества осужденных, отбывающих пожизненный срок в ИК-18, состоят на профилактическим учете как склонные к нападению на представителей администрации (13), 4,8% склонны к захвату заложников (12), 2% в совершенстве владеют различного рода боевыми искусствами и приемами рукопашного боя (5), 4,8% имеют различного рода психические отклонения, в том числе 2% из них имеют склонность к существенному причинению вреда своему здоровью (совершению суицида) и окружающим. Возрастной критерий осужденных, прибывших за последние 6 лет в ИК-18, показывает устойчивую тенденцию к омолаживанию данной категории осужденных: так, за последние 6 лет количество осужденных, возраст которых варьировался от 25 до 35 лет, увеличилось на 9,6% и составило 41,6% от общего количества пожизненно осужденных, также увеличение на 7% произошло у лиц, возраст которых превышал 45 лет, и составляло на момент исследования 17,2%. Осужденные, возраст которых составлял от 35 до 45 лет, снизился за прошедшие 6 лет на 13,8%, также произошло снижение на 2,6% осужденных, возраст которых варьировался от 18 до 25 лет.

Анализ материалов специальной всероссийской переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, позволил нам получить обобщенную характеристику современного осужденного к пожизненному лишению свободы. Это мужчи-

Юридические науки

на от 30 до 50 лет (74,2% от всех осужденных к ПЛС); гражданин России (96,2%); имеющий неполное среднее или среднее образование (75,4%); до осуждения нигде не работавший (54,2%) или рабочий (30,5%); как правило, отбывающий первую (48,7%) судимость (вторую - 27,2%, третью -12,8%). В 52,4% случаев изначально осужден к ПЛС, в 47,6% случаев первоначально был приговорен к смертной казни. 49,4% осужденных данной категории совершили преступление в одиночку. Из числа тех, кто совершил преступление в соучастии, 19,1% лиц являлись организаторами, 3,9% - исполнителями и 1% - пособниками. Большинство имеют фактически отбытый срок свыше 10 лет - 62,3% (11,9% - от 8 до 10 лет, 15,2% - от 5 до 8 лет). В 5,8% случаев осуждены за совершение преступления во время отбывания наказания. Администрацией характеризуются отрицательно (48,2%) или нейтрально (42,2%). Отбывают наказание в исправительной колонии особого режима (96,7%); в 68,6% случаев - на строгих условиях содержания (19,7% - на обычных; 9,9% - на облегченных условиях). Как правило, отбывают наказание в другом субъекте РФ, не по месту жительства и не по месту осуждения

(91,1%) [4].

Таким образом, контингент осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, по меньшей мере крайне негативен по социально-психологическим и психиатрическим, криминологическим и уголовно-правовым признакам, что предполагает применение к такой категории осужденных самой строгой изоляции и самых жестких условий содержания, а также комплекса мер как режимного, так и медико-психологического и психиатрического характера с целью предупреждения с их стороны новых преступлений.

На современном этапе реформирования системы учреждений и органов, исполняющих наказания, предполагается разработка определенных теоретических и практических положений, важных для развития как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов в частности. Основу преобразований составляют дальнейшая гуманизация процессов исполнения наказаний, совершенствование правового регулирования, обеспечение законности и гласности в деятельности исправительных учреждений, доведение до соответствия международным стандартам содержания осужденных, изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказания в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных [5]. В рамках реализации задач реформирования учреждений УИС в

ближайшие годы первостепенному перепрофилированию подвергнутся федеральные казенные учреждения особого режима, в которых содержатся осужденные к пожизненному лишению свободы. В связи с этим высокую актуальность принимают вопросы их размещения и содержания как в период перепрофилирования исправительных учреждений в тюрьмы, проводимого в рамках Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., так и при последующем их функционировании.

Правовую основу деятельности исправительных учреждений России для осужденных к пожизненному лишению свободы составляет Конституция РФ, которая является документом, закрепляющим общий правовой статус гражданина РФ, на котором строится специальный правовой статус осужденного, в том числе и осужденных к пожизненному лишению свободы. Основным источником второго уровня правового регулирования является Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В ст. 82-102 гл. 12, 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) сформулированы общие для всех видов исправительных учреждений режимные требования, средства его обеспечения, условия отбывания наказания, которые носят общий характер. Только ст. 126, 127 Кодекса, регулирующие особенности порядка и условий отбывания лишения свободы в колониях особого режима для осужденных пожизненно, имеют адресный характер. Эти нормы поведения закреплены и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений от 3 ноября 2005 г., утвержденных Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее - ПВР). Именно в ПВР исправительных учреждений закреплен и конкретизирован механизм реализации основных прав осужденных. Раскрывая внутреннее содержание режима, ПВР устанавливают порядок приема и размещения осужденных, их материально-бытовое обеспечение и т. д.

Часть 1 ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующая «размещение осужденных в камерах, как правило, не более чем по два человека», относит функцию покамерного размещения осужденных к компетенции администрации исправительного учреждения с учетом полученных рекомендаций психологов и работников службы безопасности, так как при размещении пожизненных осужденных необходимо исходить из их психологической совместимости, индивидуальных

С. В. Москвин. Нормативное обеспечение исполнения наказания 6 биде пожизненного лишения свободы

особенностей их личностей, характера совершенных ими преступлений. Учитывая рекомендательный характер данной нормы (ч. 1 ст. 127 УИК) с учетом применения принципа безопасности администрацией ИК-18 проводилось размещение вышеуказанной категорией осужденных более чем по 2 человека. Данное размещение мотивировалось целесообразностью наличия в камере трех или четырех лиц, которые бы в случае возникновения конфликтной ситуации либо попытке совершения суицида смогли бы своевременно оповестить представителей администрации для принятия неотложных мер по пресечению противоправных действий других пожизненно осужденных. Между тем двойственность закрепленной в ч. 1 ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации нормы размещения осужденных к пожизненному лишению свободы в камерах, а именно, наличие в фабуле статьи фразы «как правило», было расценено надзирающими органами прокуратуры как нарушение требований действующего уголовно-исполнительного законодательства и впоследствии повлекло переразмещение пожизненно осужденных по 2 человека.

По нашему мнению, ни УИК РФ, ни ПВР ИУ не дают полного и точного представления о том, каковы особенности исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы.

Ввиду специфики, присущей данному виду наказания, в условиях реформирования пенитенциарных учреждений, в целях законодательного урегулирования указанных норм в соответствии с общепринятыми международными нормами права, считаем необходимым:

1. Изменить ч. 1 ст. 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и изложить ее в следующей редакции:

- Осужденные к пожизненному лишению свободы, отбывающие наказание в тюрьмах особого режима, размещаются в камерах не менее чем по два, но не более чем по четыре человека. При возникновении исключительных обстоятельств, не позволяющих произвести размещение осужденных в камерах не менее чем по два, но не более чем по четыре человека, а также при возникновении угрозы личной безопасности осужденных, по постановлению начальника

тюрьмы они могут содержаться в одиночных камерах.

2. В связи с предложенной нами редакцией ч. 1 ст. 127 УИК РФ и исключением из ее фабулы фразы «Труд указанных осужденных организуется с учетом требований содержания осужденных в камерах», ст. 23 гл. VI ПВР исправительных учреждений, с учетом реализации целей и задач, предусмотренных концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., изложить в следующей редакции:

В установленное распорядком дня время осужденные, поотрядно, побригадно выстраиваются в отведенных местах для вывода на работу и съема с работы. При этом проверяется их внешний вид и производится обыск. Привлечение к труду осужденных к пожизненному лишению свободы, а также осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, категорически запрещается.

3. Пункт 154 гл. XXIII ПВР исправительных учреждений дополнить абзацем:

Осужденным к пожизненному лишению свободы, переведенным в одиночную камеру в связи с исключительными обстоятельствами, при условии, что данный перевод не является дисциплинарным взысканием, разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, средства личной гигиены, продукты питания и табачные изделия, а также религиозную и иную литературу, предметы культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.

Примечания

1. См.: Желоков Н. В. Пожизненное лишение свободы в системе наказаний УК РФ и его назначение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

2. См.: Статистика Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=5

3. См.: Статистика ФСИН России. URL: http:// fsin.su/ structure/ inspector/ iao/ statistika/ Kratkaya% 20har-ka%20UIs/

4. См.: Исследование, проведенное группой сотрудников НИИ ФСИН России под руководством доктора юридических наук, профессора В. И. Селиверстова в 2009 г. URL:. http://justicemaker.ru/view-article.php?id= 21&art=1718

5. См.: Концепцияразвития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. URL: http://uin.tatar.ru/rus/info.php?id=203312

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.