УДК 338.2:004.9
Гукасова Н.Р.1
НОРМАТИВНОЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУлИРОВАНИЕ цИФРОВОй трансформации РЕГИОНОВ РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты нормативного и правового регулирования перехода регионов России на новый цифровой режим. Автор акцентирует внимание на многоэтапности и сложности процесса, который должен учитывать общефедеральные тенденции, отраслевые и социальные особенности конкретной территории. В качестве примера института развития в данном направлении рассматривается центр компетенций, созданный на федеральном уровне, который должен стать методологической поддержкой региональным органам исполнительной власти при формировании нормативно-правовой основы цифровой трансформации региона.
Ключевые слова: цифровая трансформация, регион, нормативно-правовая база, центр компетенций.
Gukasova N.
REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF DIGITAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN REGIONS
Abstract. The paper discusses the main aspects of the regulatory and legal regulation of the transition of Russian regions to a new digital mode. The author focuses on the multi-stage and complexity of the process, which should take into account the federal trends, industry and social characteristics of a particular territory. As an example of a development institute in this direction, a center of competence created at the federal level is considered, which should become methodological support to regional executive authorities in the formation of the regulatory framework for the digital transformation of the region.
Keywords: digital transformation, region, regulatory framework, competence center.
В современных условиях проблемы цифрового сектора непосредственно сказываются на конкурентоспособности региональной экономики, поскольку отставание в получении и обработке актуальных данных, неумение использовать цифровой ресурс существенно дифференцировано по субъектам РФ. Информационная зависимость между отдаленными и центральными российскими регионами, безусловно, ведёт к увеличению отставания в экономическом развитии между ними, что, в конечном счете, ведет к отставанию России от стран-лидеров в развитии цифровой экономики.
Для трудоизбыточных регионов России важно обратить внимание на новый вид продукта, создаваемого цифровой экономикой - «совокупность данных», выступающая современным фактором успешной экономической деятельности любого хозяйствующего субъекта. Всемерное развитие человеческого капитала региона является наиболее результативной стратегией обеспечения взрывного роста региональной цифровой экономики, которая, в свою очередь, создаст реальные предпосылки роста аграрного и промышленного производства, банковских, страховых и дру-
1 Гукасова Нина Рафаэловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: [email protected], т. 8(8793)32-82-06
Nina Gukasova, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Antimonopoly Regulation, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: [email protected], tel. 8(8793)32-82-06
гих финансовых услуг в пределах конкретного региона страны.
Факторы развития цифровой экономики в субъектах РФ, с одной стороны, проявляются неодинаково, а с другой, - усиливаются риски отставания в экономическом развитии отдаленных регионов от центрального (столичного). Выполнение отдельных шагов Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», ожидаемого эффекта без учета регионального аспекта не дадут. Развитие базовых элементов цифровой экономики в субъектах РФ позволит создать необходимые условия ускоренного развития значимых для регионов производственных кластеров.
Формирование нормативно-правовой базы в сфере цифровой экономики предусматривает проведение комплекса законотворческих мероприятий в рамках направления «Нормативное регулирование» (Рис.1).
Перечень мероприятий разделен на три этапа, в рамках реализации которых планируется принятие 54 Федеральных Закона, из которых:
1 этап - «Снятие ограничений для роста» включает в себя в 2018 году ряд мероприятий, направленных на:
• Принятие НПА, регулирующего электронный документооборот (уточнение требований к сделкам, заключаемым в эл. виде, смарт-контракты, эл. архив).
• Принятие НПА, регулирующего вопросы идентификации в цифровом пространстве.
• Принятие концепции комплексного правого регулирования, включая вопросы ИИ, оборота данных, КФС.
• Создание регулятивных песочниц по инновационным финансовым технологиям.
Также первый этап будет продолжен в 2019 году и нацелен на реализацию следующих нормотворческих мероприятий:
• В соответствии с концепцией комплексного правового регулирования определены подходы к обороту данных.
• Перевод судопроизводства в электронный вид.
• Упрощен оборот интеллектуальной
собственности, в том числе с применением блокчейн.
• Легализована краудфандинговая деятельность.
В 2020 году в рамках формирования нормативно-правовой базы будут проведены следующие мероприятия:
• Создана современная система стандартизации на принципах открытых данных.
• Создана пилотная зона («песочница») по отчетности.
• С учетом принципа технологической нейтральности разработаны стандарты.
2 этап «Новые подотрасли законодательства» включает в себя мероприятия, разделенные на три года:
В 2018 году планируется:
• Утверждение актом Правительства России Концепции комплексного правового регулирования цифровой экономики.
• Проведение 5 исследований по ключевым тематикам с предложениями по корректировке законодательства.
В 2019 году будут проведены нормотвор-ческие мероприятия по адаптации законодательства к цифровой экономике, регулированию искусственного интеллекта и данных в гражданском обороте.
В рамках утвержденной концепции к 2020 году будут утверждены законодательные акты, отражающие основополагающие процессы по терминологии, адвокатированию и трансгра-ничности цифровой экономики.
В этот же период будут определены правовые границы деятельности в сфере робототехники и КФС, разработаны специальные режимы для организаций, отработан процесс стимулирования. В 2020 году рамки правового регулирования обретут такие процессы, как стандартизация, электронный надзор, block-chain, big DATA.
3 этап «Законотворческий процесс будущего» ориентирован на подготовку и утверждение следующих правовых актов:
2018 - Утверждение актом правительства России Концепции процесса управления изменениями в регулировании цифровой экономики.
2019 - Оценка качества регулирования. Международное взаимодействие.
2020 - Цифровая платформа для разработки законодательства. Кадровое обеспечение нового порядка.
Особый порядок разработки НПА по тематике цифровой экономики предусматривает учет определенных мер:
Для процесса принятия НПА по планам в рамках программы предусмотрены особенности - изъятия из регламента Правительства.
Проекты нормативных актов готовятся бизнесом, органы власти участвуют в согласовании.
Рисунок 1 — Порядок разработки НПА по тематике цифровой экономики
При АНО «Цифровая экономика» создан Для проработки мероприятий программы в
центр компетенций. В работу центра компе- рамках Центра компетенции созданы 14 тема-
тенций включены эксперты из ведущих госу- тических групп (Рис. 2): дарственных корпораций и бизнес-структур.
Рисунок 2 — 14 тематических групп работы центра компетенций при «Сколково»
Цифровая трансформация региональной глобальной цифровой трансформации реги-
экономики нацелена на то, чтобы обеспечить ональной экономики с учетом региональной
направленное, системное воздействие на со- специфики и специализации (Рис. 3). циально-экономические отношения в целях
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
_ГОСУПРАВЛЕНИЯ_
Цифровая копия» региона онлайн
Рисунок 3 — Региональная экономика в рамках цифровой трансформации
Основные подходы к разработке стратегии цифровой трансформации регионов включают в себя выбор ключевых целей цифровой трансформации региона, основных этапов и принципов взаимодействия; выбор целевых отраслей или отраслевых сегментов наиболее важных для региона с
точки зрения цифровой трансформации; концентрация необходимых ресурсов, обеспечивающих успешную предметную цифровую трансформацию; определение партнеров, способных обеспечить необходимые элементы и факторы успешной цифровой трансформации (Рис. 4).
Стратегия отраслевая |-1 специализация
О
Рисунок 4 — Основные подходы к разработке стратегии цифровой
трансформации регионов
Стратегия цифровой трансформации регионов включает в себя два основных элемента:
1. «Импорт» федеральных программ и систем - отслеживание и внедрение решений, систем, технологий федерального уровня с адаптацией под особенности региона.
2. «Экспорт» региональных программ и систем - разработка проектов, решений, технологий и компетенций в масштабе региона и выход с ними на федеральный уровень.
Синергируя два вышепредложенных элемента, регион может выйти на разработку и реализацию «смешанной» стратегии, где конкретный регион выступает в качестве пилотного для федеральных проектов и становится кофаундером федерального проекта. В данных условиях происходит Быстрая интеграция и адаптация (трансфер технологий).
Целевые отрасли цифровой трансформа-
ции экономики регионов подразделяются на две группы:
1. Обязательные для любого региона: государственное и муниципальное управление, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, дорожная сеть и транспортные потоки и т.д.
2. Значимые для конкретного региона: сельское хозяйство, добывающая промышленность, туристический бизнес и т.д.
Критериями выбора вышеуказанных отраслей обычно выступают: годовой оборот и доля отрасли (сегмента); значимость отрасли для региона; приоритеты выделенные на федеральном уровне; конкуренция с другими региональными центрами; наличие отраслевых компетенций и достигнутых результатов (университеты, вузы, НИИ, лаборатории, проекты, технологические лидеры); востребованность рынком (Рис. 5).
Унификация решений, управление требованиями со стороны регионального регулятора, скоординированная позиция органов власти, представительство на федеральном уровне, базовые интерфейсы интероперабельности
Отраслевой бизнес, партнеры отрасли, отраслевые компетенции, сообщества, экспертиза
Представители отрасли
Министерство
или департамент региона по ИТ
Технологические партнеры 1Т
.Стек технологий, динамика изменений, оптимизация решений, данные
Регионарные вузы и университеты, образовательные центры, НИИ
Дополнительные ресурсы, данные.
Научные исследования и
изыскания, обучение, консалтинг, мониторинг и аналитика
Информация, знания, РЯ
Глобальные компетенции, партнерство
Рисунок 5 — Участники цифровой трансформации региональной экономики
Учитывая значение и сложность федеральных программ и проектов цифровой экономики, на региональном уровне необходимо вести
качественный мониторинг развития ситуации и учится эффективно встраивать собственные задачи и проекты в общую рамку (Рис. 6).
Федеральные программыи проекты
Ключевые программы и проекты других регионов
Проекты госкомпаний и крупного бизнеса
Проекты международного сотрудничества регионов
Анализ по ключевым параметрам
Адаптирование планов и проектов
Координирование стратегии цифровой экономики региона
Кто? Какие компетенции необходимы? Как получить высокое качество результата?
Рисунок 6 — Система мониторинга развития НПА по цифровизации и учета программных документов при разработке региональных правовых актов по цифровой трансформации
Таким образом, разработка нормативно-пра- Следует отметить, что нормативное регу-
вовых актов по цифровой трансформации на ре- лирование цифровизации регионов России
гиональном уровне это многоэтапный и сложный это быстрый и многозадачный процесс, огра-
процесс, который должен учитывать общефеде- ниченный временными рамками 2018-2020
ральные тенденции, отраслевые и социальные годов. Комплексное взаимодействие всех
особенности конкретной территории. Создан- участников цифровизации для координирова-
ный на федеральном уровне центр компетенций ния стратегии цифровой экономики основы-
должен стать методологической поддержкой вается на мониторинге развития ситуации и
региональным органам исполнительной власти эффективном встраивании собственных задач
при формировании нормативно-правовой осно- и проектов в общую рамку. вы цифровой трансформации региона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения: 16.03.2019).
2) «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019
год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утв. Минфином России) - Документ предоставлен Консультант Плюс www.consultant.ru (дата обращения: 16.03.2019).
3) «Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» [Текст]
[утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам] офиц. текст: по состоянию на 01.04.2019/протокол от 24.12.2018 № 16.
4) Проект Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых
инноваций в Российской Федерации». URL: http://ar.gov.ru/ru-RU/document/default/view/536 (дата обращения: 16.03.2019).
5) Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение
Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р. URL: http://government.ru/docs/28653/ (дата обращения: 16.03.2019).