Научная статья на тему 'Ключевые аспекты Российской цифровой экономики и её нормативного регулирования'

Ключевые аспекты Российской цифровой экономики и её нормативного регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2686
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трибушный Игорь Юрьевич, Трибушная Милана Игоревна, Трибушная Валентина Харлампиевна

Представлены сущностные свойства российской цифровой экономики и её нормативного регулирования главного направления Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Показано, что отсутствие нормативно-правовой базы по цифровой экономике сдерживает её развитие. Определены ключевые аспекты нормативного регулирования цифровой экономики на законодательном уровне: структура и иерархия вновь разрабатываемых нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые аспекты Российской цифровой экономики и её нормативного регулирования»

(e-mail: [email protected]

Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia

DEVELOPMENT OF MEASURES TO IMPROVE THE QUALITY OF THE PRODUCTION CELLS INTEGRATED SWITCHGEAR

Abstract. Quality of production is one of the most important indicators of development of the enterprise in the conditions of quite saturated market and the prevailing non-price competition. CRU cells (complete switchgears) are power cabinets designed to complete transformer substations and switchgears with a voltage of 10 kV of three-phase alternating current at the industrial frequency of the supply network. In spite of the fact that at the LLC «Kaliningradgazavtomatika» there is a quality management system, at production of CRU cells defects are possible. In article these defects were examined using seven different quality management methods, such as the Ishikawa Diagram, the radar diagram, and the FMEA method. The effectiveness of the controls themselves was estimated. Reasons of defects are observed and examined.

Keywords: Gas equipment; Complete switchgear; Production Quality Management; Defect Analysis

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Трибушный Игорь Юрьевич, к.э.н., доцент, ведущий юрисконсульт Филиал «ЖКУ № 826» ФГУП «гвсу №8» Трибушная Милана Игоревна, студентка Трибушная Валентина Харлампиевна, к.э.н., доцент, доцент Ижевский государственный технический университет имени М. Т.Калашникова

Представлены сущностные свойства российской цифровой экономики и её нормативного регулирования - главного направления Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Показано, что отсутствие нормативно-правовой базы по цифровой экономике сдерживает её развитие. Определены ключевые аспекты нормативного регулирования цифровой экономики на законодательном уровне: структура и иерархия вновь разрабатываемых нормативных правовых актов.

Современный мир, включая Россию, вошел в цифровую эпоху, когда традиционные подходы к управлению экономикой и социальной сферой заменяются компьютерными информационными технологиями. В России наступила эра высоких технологий и коммуникаций, «цифровая эра», открывающая новые возможности для использования инновационного потенциала и формирования новых направлений стратегического развития общества. Государство, бизнес, социальная сфера, население нашей страны всё активнее переходят к «цифре». Широкое распространение Интернета, информатизации, мобильной связи и информационно-компьютерных технологий служит основой цифровизации, цифровой трансформации процессов и решений, создания цифровой экономики.

На сегодня Россия имеет определённые достижения в области применения комплексных информационно-технологических (1Т) процессов, но существующая нормативная среда не учитывает ключевых свойств цифровой экономики. Анализ состояния правового обеспечения цифровой экономики показал, что отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы является одной из проблем её развития. Это положение отмечено в выводах участников IV Восточного экономического форума, состоявшегося 11-13 сентября 2018 г., где цифровая экономика стала одной из ключевых тем обсуждения [1]. В этой связи, по нашему мнению, требуется разработка концепции ускоренного решения задач по нормативному регулированию цифровой экономики. Правительством РФ утверждены программа, проекты и планы мероприятий (дорожные карты) по нормативному регулированию цифровой экономики. Однако данный вопрос слабо изучен, недостаточно проводятся теоретические исследования в области права по цифровой (электронной или сетевой) экономике. Поэтому исследование, результаты которого представлены в данной статье, является весьма актуальным, направленным на рассмотрение ключевых аспектов нормативного регулирования цифровой экономики в нашей стране. Выявление ключевых аспектов нормативного регулирования цифровой экономики требует знаний и понимания сущностных характеристик и терминов цифровизации экономики. В период цифровой революции на Западе, бизнес первым встал на цифровые рельсы и осуществил цифровизацию своих бизнес-процессов.

Цифровизация стала приоритетной целью и главным фактором формирования новых экономических технологий и бизнес-моделей.

Цифровизацию понимают как создание нового продукта в цифровой форме. Сегодня цифровизация рассматривается как средство получения желаемого исхода, то есть гибких процессов, гибкого производства, приносящего потребителям продукта отличный желаемый результат, а их владельцам ожидаемую высокую прибыль.

Цифровая трансформация производства продукта является горячей темой по всему миру, так как представляет собой использование современных технологий для кардинального повышения производительности и ценности предприятий. Цифровая трансформация - это процесс перевода организаций, предприятий из текущего состояния в «гибкое», легко управляемое состояние. Процесс цифровой трансформация означает переход предприятия на цифровые технологии, которые глубоко затрагивают все стороны бизнеса и на разных уровнях. К примеру, перестройка бизнес -модели, организационной структуры, смена продуктового фокуса и линейки. Цифровые технологии могут привносить совершенно новое понимания ключевой компетенции предприятия, того какие методы могут усилить позиции на рынке, на чем именно бизнес зарабатывает больше всего прибыли, за что бренд ценится лояльными клиентами.

Экономика, основанная на цифровых компьютерных технологиях, на новых методах генерирования, обработки, хранения, передачи данных

представляет собой цифровую экономику. Термин «цифровая экономика» (digital economy) впервые были введен в оборот американским ученым-информатиком из Массачусетского университета Николасо Негропонте в 1995 г. Он в своей книге "Being Digital" ("Цифровое существование") сформулировал концепцию электронной экономики, основанной на переходе человечества в своей хозяйственной деятельности от обработки атомов к обработке электронных битов [2]. Идея электронной (цифровой) экономики зародилась в конце XX века.

Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р утверждена Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее-программа). [3]. В ней дано следующее определение цифровой экономики: «цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме" [3]. Экономические данные в цифровой форме интегрируются в цифровую экономику (ЦЭ), которая по сравнению с традиционной экономикой обеспечивает реализацию ряда преимуществ: внедрение электронного документооборота; развитие возможностей дистанционной работы; упрощение финансовых операций; повышение роли электронных и цифровых денег; обеспечение более открытого и доступного рынка; снижение себестоимости товаров и услуг; повышение уровня производительности; снижение уровня бюрократии и коррупции.

С нашей точки зрения в цифровой экономике многие информационные системы выполняют операции быстрее, дешевле и намного эффективнее, чем человек. Это обеспечивается невиданным быстродействием компьютеров с одновременной минимизацией количества возможных ошибок.

Цель национальной программы - организация системного развития и внедрение IT- технологий во всех областях жизни страны. В программе сформулированы цели и задачи применения наиболее современных информационных технологий в различных отраслях промышленности, здравоохранения, науки, культуры, социальной сферы, в государственном управлении. Постановлением Правительства РФ «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28.08.2017 утверждена функциональная структура системы управления реализацией программы, а также правила разработки и реализации планов мероприятий по реализации программы [4]. Реализация задач Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России).

На наш взгляд в 2018 г. по решению задач ЦЭ органами власти и управления выполнен большой объём работ по программе, планам мероприятий

и проектам, а специалистами созданы важнейшие глобальные проекты, к примеру, почтовый сервер, поисковый сервер, другие интернет-услуги.

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» содержит следующие направления:

нормативное регулирование; кадры и образование;

формирование исследовательских компетенций и технологических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность.

Следует отметить, что первым направлением является «нормативное регулирование», так как возникающие новые общественные закономерности требуют надлежащего юридического оформления формирующихся цифровых экономических отношений. Из проведённого анализа отдельных теоретико-методических и прикладных аспектов нормативного регулирования цифровой экономики следует, что понятия «нормативное регулирование» производное от понятия «норма». Норма - это общее правило поведения субъектов. В юридической науке понятие «норма права» является одним из ключевых понятий. Классическое определение понятия: «Норма права - общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой». Норма права (правовая норма) является формой определения и закрепления прав и обязанностей, отражающей уровень свободы граждан и организаций. Правовые нормы выступают регулятором общественных отношений и е охраняются государством.

Среди других норм (моральных, идеологических, религиозных) правовые нормы являются главным средством нормативного регулирования.

Термин «регулирование» означает приведение в надлежащий порядок, упорядочивание. Нормативное регулирование - особая форма деятельности людей в обществе, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода правил, социальных норм поведения людей, с целью упорядочения их деятельности и достижения стабильности в обществе в целом. Нормативное регулирование ЦЭ направлено на упорядочение общественных, цифровых экономических, организационных, управленческих и правовых отношений на основе правил поведения государства, бизнеса, 1Т-организаций, 1Т-специалистов, населения, всех участников 1Т-процессов.

Нормативное регулирование служит ключевым институтом развития цифровой экономики РФ. В ЦЭ формируются новые ключевые аспекты её нормативного регулирования в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов (НПА). Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы является одной из основных форм (источников) права, содержит только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), полномочным на то органом.

Анализ прикладных аспектов нормативного регулирования ЦЭ показывает, что по направлению «нормативное регулирование» цифровой экономики Правительством РФ осуществляется многоплановая деятельность.

Проведённый анализ позволил авторам установить, что ключевыми аспектами создания системы нормативного регулирования цифровой экономики в РФ на законодательном уровне являются структура (строение) и иерархия НПА. Структура нормативных актов обусловлена их содержанием и расположением нормативного материала в определенном порядке.

При необходимости в одном нормативном акте могут воспроизводиться отдельные положения из нормативных актов более высокой юридической силы, со ссылкой на такие акты. Юридическая сила нормативного правового акта - свойство акта порождать определенные правовые последствия.

Иерархия нормативно-правовых актов напрямую зависит от правовой системы, которая представляет собой совокупность трёх основных элементов: правовой культуры, системы права и процесса правореализации.

Иерархия нормативно-правовых актов в России строится по двум направлениям: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное направление -это способ распространения норм права и систематизации НПА от Конституции РФ до отдельно взятых государственных ведомств.

На данный момент в сфере ЦЭ во главе вертикального направления иерархии НПА стоит Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» до 2024 г. Следующей составляющей иерархии является План мероприятий (ПМ) по направлению "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации, утверждённый Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий веденияпред-принимательской деятельности (протокол от 18 декабря 2017 г. № 2) [5]. Краткая структура Плана мероприятий представлена ниже.

Первый раздел: Паспорт Плана мероприятий - направление "Нормативное регулирование» отражает следующую информацию:

1.Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию плана мероприятий: Министерство экономического развития РФ.

2. Министерства, ведомства, организации-исполнители плана мероприятий. Соисполнители - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и иные организации, участвующие в реализации плана мероприятий.

3. Рабочие группы по направлению. 4. Центры компетенции

5. Цели направления программы: 5.1. Сняты ключевые правовые ограничения, предусмотрены отдельные правовые институты, направленные на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики.

5.2. Создан постоянно действующий механизм управления изменениями и компетенциями в области регулирования цифровой экономики.

6. Показатели и индикаторы программы, на которые оказывает влияние выполнение плана мероприятий.

7. Значимые контрольные результаты реализации плана мероприятий на первый плановый год

7.1. Разработана концепция комплексного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики.

7.2. Разработана концепция организации процесса управления изменениями в области регулирования цифровой экономики.

8. Ожидаемые результаты на год окончания периода реализации ПМ.

8.1. Обеспечены правовые условия для формирования единой цифровой среды доверия.

8.2. Созданы правовые условия для формирования сферы электронного гражданского оборота.

8.3. Обеспечены благоприятные правовые условия для сбора, хранения и обработки данных.

8.4. Сформированы правовые условия для наиболее эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности в условиях ЦЭ.

8.5. Определены первоочередные базовые понятия и институты, необходимые для формирования законодательства в сфере киберфизических систем и искусственного интеллекта.

8.6. Обеспечены правовые условия для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке.

8. 7. Приняты нормативные правовые акты в целях стимулирования развития цифровой экономики.

8.8. Реализован комплекс мер по совершенствованию механизмов стандартизации.

8.9. Сформированы правовые условия в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики.

8.10. Сформированы правовые условия для внедрения новых правил сбора отчетности, в том числе статистической информации.

8.11. Определена позиция РФ по вопросам, способствующим развитию ЦЭ и гармонизации подходов в этой сфере на пространстве ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

9. Объемы и источники финансирования

9.1. Ассигнования федерального бюджета

9.2 Внебюджетные средства

Второй раздел ПМ по нормативному регулированию включает:

а) наименование конкретных мероприятий по:

- проведению исследований по конкретным решаемым задачам;

- разработке проектов федеральных законов и внесению их в Государственную Думу Федерального Собрания РФ;

- внесению изменений в Федеральные законы и/или иные нормативные акты в части создания электронных систем.

б) срок исполнения (начало, окончание);

в) ответственные исполнители: Федеральные органы исполнительной власти и Организации - исполнители;

г) контрольные события: название разработанных проектов федеральных законов, внесённых изменений в действующие федеральные законы;

д) ожидаемый результат, к примеру: устранены правовые ограничения в целях расширения применения электронной подписи; обеспечен эффективный электронный гражданский оборот с указанием путей и способов.

Другой значимой составляющей иерархии нормативного регулирования ЦЭ в РФ на законодательном уровне является национальный проект «Цифровая экономика» (2018 г.). 07.05.2018 президент Владимир Путин подписал указ, в котором поставил перед Правительством РФ цели, достичь которых необходимо до 2024 г. Для этого разработаны новые национальные проекты по 12 направлениям социально-экономического развития, включая приоритетный проект «Цифровая экономика». Реализация проекта «Цифровая экономика» включает принятие мер по направлениям: нормативное регулирование цифровой среды; кадры цифровой экономики; цифровые технологии; информационная инфраструктура; информационная безопасность и цифровое государственное управление.

Ключевые меры по достижению целей этого национального проекта: создание системы правового регулирования цифровой экономики; использование преимущественно отечественного программного обеспечения органами власти и местного самоуправления;

обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных;

внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сфере государственного управления и оказания государственных слуг;

преобразование здравоохранения, образования, промышленности, сельского хозяйства, строительства, городского хозяйства, транспортной и энергетической инфраструктуры, финансовых услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

увеличение затрат на развитие цифровой экономики не менее чем в три раза по сравнению с 2017 г.

Список литературы

1. IV Восточный экономический форум 11-13 сентября 2018 года. Цифровая экономика одна из ключевых тем обсуждения на ВЭФ. URL:

https://lenta.ru/news/2018/09/13/zifrovayaeconomika/(дата обращения 29.11.2018 г.).

2. Negroponte, Nicholas Being Digital. New York: Alfred A. Knopf. 1995. URL: http://web.stanford.edu/class/sts/NewFiles/Negroponte.pd (дата обращения 09.12.2018 г.).

3. Программа Цифровая экономика Российской Федерации. Расп. Правительства РФ 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.12.2018 г.).

4.О системе управления реализацией программы «Цифровая экономикаРФ» Пост. Правительства РФ №1030от28.08.2017. URL:http://ac.gov.ru(дата обращения 25.12.2018 г.). 5. План мероприятий по напр "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации, утв. Правительственной комиссией (протокол от 18 декабря 2017 г. № 2). URL: http://m.government.ru/all/30891/ (дата обращения 25.11.2018 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.