Научная статья на тему 'Перспективные направления формирования регуляторной среды цифровой экономики России'

Перспективные направления формирования регуляторной среды цифровой экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное регулирование / регуляторная среда / цифровая трансформация / цифровая экономика / цифровизация. / government regulation / regulatory environment / digital transformation / digital economy / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л В. Анохина

В статье обоснована необходимость формирования новой регуляторной среды, которая будет способствовать развитию благоприятного правового режима для появления и внедрения современных технологий, осуществления экономической деятельности, которая связана с их использованием в цифровой экономике, определены перспективные направления по разработке и развитию нормативного регулирования цифровой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF THE FORMATION OF THE REGULATORY ENVIRONMENT OF THE DIGITAL ECONOMY OF RUSSIA

The article substantiates the need for the formation of a new regulatory environment that provides a favorable legal regime for the emergence and development of modern technologies, as well as for carrying out economic activities related to their use in the digital economy, identifies promising areas for developing and developing the regulatory framework for the digital environment.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления формирования регуляторной среды цифровой экономики России»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТОРНОЙ СРЕДЫ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Л.В. Анохина, канд. экон. наук, доцент

Калужский филиал Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10355

Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования новой регуляторной среды, которая будет способствовать развитию благоприятного правового режима для появления и внедрения современных технологий, осуществления экономической деятельности, которая связана с их использованием в цифровой экономике, определены перспективные направления по разработке и развитию нормативного регулирования цифровой среды.

Ключевые слова: государственное регулирование, регуляторная среда, цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровизация.

Современные тенденции развития экономик большинства стран мирового экономического сообщества в качестве основного приоритета рассматривают цифровую трансформацию [1]. В данных условиях шансы на лидерство, и риски отставания экономики России могут оказаться очень серьезными. Для адекватного представления о масштабах этого процесса нужно исходить из того, что цифровизация понимается не как отдельная сфера или совокупность технологий, а как алгоритм развития отношений в современном обществе и его культурная среда [5].

В нашей стране цифровая перестройка проходит достаточно активно. Практически все отрасли экономики начали цифровую трансформацию, чтобы не отстать от прогресса и повысить свою эффективность. В настоящее время сложилось четкое понимание того, что цифровизация экономики будет не только способствовать повышению конкурентоспособности страны, но и окажет содействие в обеспечение экономического роста и национального суверенитета, улучшении качества жизни граждан. Для достижения обозначенных целей в Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р утверждена Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Данная Программа развивает основные положения Стратегии развития информа-

ционного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203.

По данным отчета Правительства России за последний год объём цифровой экономики оценивается в 5% ВВП. При этом электронная торговля увеличилась на 21%. Инфраструктура цифровой экономики, включая программное обеспечение, выросла на 32%.

В условиях возрастающей конкуренции и усиления, ограничительных мер западных стран в Российской Федерации реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Реализация программы «Цифровая экономика» призвана обеспечить новое качество экономического роста в нашей стране. Приоритетными направлениями при реализации программы являются: во-первых, построение новой бизнес-модели; во-вторых, создание информационных продуктов и сервисов; в третьих, развитие социальных отношений в этой среде и человеческого капитала на основе тех возможностей, которые цифровая экономика и открывает [2].

Ключевые векторы в реализации национальной программа «Цифровая экономика» ориентированы на шесть ключевых направлений: во-первых, нормативное регулирование цифровой среды; во-вторых,

информационная инфраструктура; в -третьих, кадры для цифровой экономики; в-четвертых, информационная безопасность; в-пятых, цифровые технологии; в -шестых, цифровое государственное управление.

При этом очевиден тот факт, что для обеспечения устойчивого роста экономики за счет цифровизации необходимо сбалансированное развитие всех составляющих ее элементов. Вместе с тем, безусловно, для обеспечения долгосрочных успехов национальной цифровой экономики особенное внимание следует обратить на формирование соответствующей регуля-торной среды, которая будет способствовать развитию благоприятного правового режима для возникновения и внедрения современных технологий, а также осуществления экономической деятельности, которая связана с их использованием в цифровой экономике. Именно это является основной целью направления, касающегося нормативного регулирования цифровой среды,

Безусловно, для этого потребуется внести не только точечные изменения в отдельные нормативно-правовые актах, но и проработать системные поправки в базовые и отраслевые законы - ГК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, ТК РФ и др.

В качестве приоритетных задач, которые необходимо решить по данному направлению можно выделить:

- создание эффективно действующего механизма по управлению изменениями и компетенциям в сфере нормативно-правового регулирования цифровой экономики, что предусматривает обеспечение текущего контроля за нормативно-правовой базой и ее изменениями, а также оперативное реагирование на быстро меняющуюся цифровую среду;

- устранение правовых ограничений и организация работы отдельных правовых институтов по обеспечению реализации первоочередных мер нацеленных на формирование цифровой экономики, что потребует внесения существенных поправок системного характера во многие законодательные акты;

- формирование законодательного регулирования отношений, которые возни-

кают в процессе развития цифровой экономики на комплексной основе, что предполагает приведение базовых нормативно-правовых актов к общему знаменателю в понятийном аппарате и отражению в них общих принципов регулирования цифровой экономики;

- разработка мер стимулирующего характера, направленных активизацию экономической деятельности, предусматривающую использование современных технологий, сбор и использование данных [4];

- формирование политики по развитию цифровой экономики на территории стран Евразийского экономического союза, в рамках реализации которой необходимо обеспечить гармонизацию подходов к нормативно- правовому регулированию, что будет способствовать эффективному развитию цифровой экономики на пространстве ЕАЭС [3];

- разработка и внедрение методической основы для развития цифровых компетенций, т.е. утверждение методических документов по развитию цифровых компетенций юристов, а также государственных и муниципальных служащих, иных лиц, привлекаемых к подготовке, принятию и применению нормативно-правовых актов в сфере цифровой экономики (программы обучения, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и т.п.).

Первоочередными цифровыми сквозными технологиями, для развития которых необходимо создание нового нормативно-правового регулирования, являются: ней-ротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра (блок-чейн); большие данные; технологии беспроводной связи; новые производственные технологии; промышленный интернет; квантовые технологии; компоненты робототехники и сенсорика [6].

Таким образом, реализация поставленных задач, направленных на формирование современной нормативно-правовой основы цифровой экономики России будет способствовать созданию благоприятного правового режима для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием в цифровой экономике.

Библиографический список

1. Анохина Л.В. Проектный менеджмент в модернизации регионального промышленного комплекса // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-2 (66). - С. 1070-1073.

2. Брагина Е.М., Орлова Д.С. Опыт и перспективы формирования цифровой экономики в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - №10-1. - С. 22-28.

3. Горбатов А.В., Шаурина О.С. Противостояние России и стран запада в условиях применения экономических санкций / Фундаментальные исследования. - 2016. - № 9-3, С. 565-570.

4. Лесина Т.В. Анохина Л.В. Обеспечение экономической безопасности региона. Курс на финансовую грамотность / Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2017. - №9. - С. 26-30.

5. Медведев Д.А. Россия-2024: Стратегия социально- экономического развития / Вопросы экономики. - 2018. - №10. - С. 5-28.

6. Тютин Д.В. Производительность туда в экономике РФ: ключевые риски и перспективы роста // Калужский экономический вестник. - 2018. - №1. - С. 46-52.

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF THE FORMATION OF THE REGULATORY ENVIRONMENT OF THE DIGITAL ECONOMY OF RUSSIA

L.V. Anokhina, candidate of economic sciences, associate professor

Kaluga branch of the Russian academy of public administration under the President of the Russian Federation (Russia, Kaluga)

Abstract. The article substantiates the need for the formation of a new regulatory environment that provides a favorable legal regime for the emergence and development of modern technologies, as well as for carrying out economic activities related to their use in the digital economy, identifies promising areas for developing and developing the regulatory framework for the digital environment.

Keywords: government regulation, regulatory environment, digital transformation, digital economy, digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.