Научная статья на тему 'Нормативно-правовые особенности оборотаэлектронных денежных средств, имеющие значениедля осуществления процедуры наложения ареста'

Нормативно-правовые особенности оборотаэлектронных денежных средств, имеющие значениедля осуществления процедуры наложения ареста Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
439
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ПРОЦЕДУРА НАЛОЖЕНИЯ АРЕСТА / ELECTRONIC MONEY / PROCEDURES FOR THE ARREST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ионов Владимир Алексеевич, Осокин Владимир Константинович

В статье рассмотрены и проанализированы правовые основы оборота электронных денежных средств, выделены признаки и дана их классификация, которые имеют значение для определения источников информации, осуществления розыска и своевременной процедуры наложения ареста. Структурированы правила осуществления расчетов электронными денежными средствами физическими и юридическими лицами с использованием электронных средств платежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes and analyses the legal basis of a turnover of electronic money, allocates signs and their classification is given, which are of utmost importance for the determination of sources of information, its tracing and timely procedures for the arrest. The rules on execution of settlements by electronic funds by physical and legal persons with the use of electronic means of payment are structured.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые особенности оборотаэлектронных денежных средств, имеющие значениедля осуществления процедуры наложения ареста»

Журавлев С.Ю. Содержание и развитие криминалистического знания в контексте научного исследования закономерностей взаимодействия...

законоискусство. Научно-практический журнал. 2008. № 1 (2). С. 75—80.

3. См.: Лубин А.Ф. Методология криминалистического исследования механизма преступной деятельности: дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 1997.

4. См.: Сокол В.Ю. О соотношении фундаментального и прикладного в криминалистике // Философия права. 2008. № 3. С. 47—51.

5. При условии если методические рекомендации не имеют ограничительного грифа.

6. Более подробное обоснование позиции научной школы кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России, в том числе и по данному вопросу, см: Лубин А.Ф., Журавлев С.Ю. Теоретико-методологические и методические основы деятельности по расследованию преступлений экономической и коррупционной направленности // Криминалистическое обеспечение экономической безопасности и борьбы с коррупцией: учебно-практическое пособие / под ред. А.Ф. Лубина и С.Ю. Журавлева. Н. Новгород, 2012. С. 33—138.

7. См.: Каминский М.К. Процедурная революция и криминалистика // Криминалистика, криминология и судебные экспертизы в свете системно-деятельностного подхода. Вып. 4. Ижевск, 2002. С. 74.

8. См.: Вытовтова Н.И. Основы информационноуправленческой концепции расследования преступлений // Вестник криминалистики / отв. ред. А.Г. Филиппов. М.,

2004. Вып. 4 (12). С. 33—40; Шаров В.И. Формализация в криминалистике. Вопросы теории и методологии криминалистического исследования: монография / под науч. ред. М.К. Каминского. Н. Новгород, 2003.

9. См.: Епихин А.Ю. Концепция обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2004.

10. См.: Нурутдинов О.А. Процессуально-тактические риски при расследовании преступлений в сфере экономики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.

11. О сигнальных, знаковых и смешанных источниках криминалистической информации см.: Колдин А.В., Крестовников О.А. Источники криминалистической информации / под ред. В.Я. Колдина. М., 2007. С. 58—96.

12. См.: Карпец И.И. Развитие наук криминального цикла // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1987. Вып. 45. С. 9.

13. См.: Колдин В.Я. Указ. соч. С. 5; Белкин P.C. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. М., 2001. С. 221—223.

14. См. также по данному вопросу: Лубин А.Ф. Механизм преступной деятельности: Методология криминалистического исследования. Н. Новгород, 1997. С. 14—16.

15. Например, по обеспечению экономической безопасности вновь создаваемых в России финансовых центров, по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и т. п.

В.А. Ионов, В.К. Осокин

Ионов Владимир Алексеевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики и экономической безопасности, Нижегородская академия МВД России (603144, г. Нижний Новгород, Анкудинов-ское шоссе, д. 3)

E-mail: [email protected]

Осокин Владимир Константинович — адъюнкт кафедры уголовного процесса, Нижегородская академия МВД России

(603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3)

E-mail: [email protected]

Нормативно-правовые особенности оборота электронных денежных средств, имеющие значение для осуществления процедуры наложения ареста

В статье рассмотрены и проанализированы правовые основы оборота электронных денежных средств, выделены признаки и дана их классификация, которые имеют значение для определения источников информации, осуществления розыска и своевременной процедуры наложения ареста. Структурированы правила осуществления расчетов электронными денежными средствами физическими и юридическими лицами с использованием электронных средств платежа.

This article describes and analyses the legal basis of a turnover of electronic money, allocates signs and their classification is given, which are of utmost importance for the determination of sources of information, its tracing and timely procedures for the arrest. The rules on execution of settlements by electronic funds by physical and legal persons with the use of electronic means of payment are structured.

В условиях глобализации хозяйственной де- бизнеса на национальном и международном уров-ятельности и организационной инфраструктуры нях получило широкое распространение использо-

вание электронных денежных средств. В 2012 году оборот электронных денег составил 281 млрд руб. (рост на 72% по сравнению с 2011 г.)1.

Использование электронных денежных средств (далее — ЭДС) в преступной деятельности в своих работах рассматривают следующие авторы: A.A. Магомедов, Ю.Г. Наумов2, А.И. Горев3, М.А. Кириллов, А.В. Кожемяков4.

Авторами статьи проведено анкетирование 86 сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, в том числе сотрудников подразделений ЭБиПК Приволжского федерального округа, Центрального федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Южного федерального округа, Северо-Западного федерального округа. На вопрос, используются ли ЭДС для ухода от возмещения ущерба от преступлений экономической направленности, 99% респондентов ответили положительно, а на вопрос, накладывали ли, участвовали ли в процедуре ареста ЭДС, 100% респондентов ответили отрицательно; вопрос: укажите законодательство, регулирующее оборот ЭДС, вызвал затруднение у 63% анкетируемых сотрудников. Результаты анкетирования обусловливают актуальность заявленной темы.

С вступлением в силу Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»5 (далее — Закон о НПС) были закреплены правовые и организационные основы национальной платежной системы, урегулирован порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определены требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Оборот электронных денежных средств в России, да и само понятие ЭДС в российском законодательстве было закреплено впервые. Основное нововведение, закрепленное в Законе о НПС, — это единые правила «игры» для всех участников, в том числе для международных платежных систем. Согласно вступившему в силу Закону о НПС международным платежным системам разрешено использовать зарубежные операционные мощности при работе в России, но с условием, что они должны разместить в стране расчетные и платежные центры.

Международные платежные системы должны иметь свои представительства в России и, как национальные, должны утверждать правила и любые изменения правил у Центробанка РФ, обеспечивать бесперебойность услуг, которые они предоставляют, в том числе услуг операторов клиентов, с которыми они имеют соответствующие договоры. В противном случае это приведет к лишению регистрации и невозможности работать на рынке Российской Федерации.

В пункте 18 статьи 3 Закона о НПС закреплено понятие электронных денежных средств: это де-

нежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

Рассмотрим подробно ряд важных моментов.

1. Поскольку ЭДС «предварительно предоставлены», то есть первоначально должны быть «настоящими деньгами», исключается эмиссия собственных денежных средств операторами электронных денежных средств.

2. Субъекты оборота ЭДС:

— клиент — физическое лицо — может предоставить оператору денежные средства как в наличной, так и в безналичной форме, а юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП) — только с использованием банковского счета. Важно отметить, что расчеты электронными деньгами запрещены между субъектами предпринимательства. Хотя бы одной из сторон перевода должно быть физическое лицо, не имеющее статуса ИП;

— оператор электронных денежных средств (далее — ОЭДС) — кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, которая имеет право осуществлять переводы ЭДС без открытия банковских счетов (п. 1 ст. 12 Закона о НПС; п. 1 ч. 3. ст. 1 Федерального закона от 12 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»6).

Организация обязана уведомить Банк России в установленном им порядке о начале своей деятельности по осуществлению перевода ЭДС в срок не более 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка ЭДС. Законом запрещается осуществлять перевод ЭДС и становиться обязанным по ЭДС лицам, не являющимся ОЭДС (ч. 3 ст. 12 Закона о НПС).

Оператор электронных денежных средств учитывает денежные средства, предоставленные клиентом, путем формирования записи, отражающей размер обязательств оператора электронных денежных средств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств (далее — остаток электронных денежных средств). Оператор электронных денежных средств осуществляет на постоянной основе учет информации об остатках электронных денежных средств и осуществленных переводах электронных денежных средств.

По состоянию на 7 июня 2013 года в перечне кредитных организаций, уведомивших Банк России о начале деятельности по осуществлению перевода ЭДС, указаны 43 организации7.

Необходимо отметить, что компания ООО «Веб-Мани. РУ», являющаяся наиболее популярной по оказанию услуг в сфере обращения электронных денег до вступления в силу Закона о НПС, в настоящее

Ионов В.А., Осокин В.К. Нормативно-правовые особенности оборота электронных денежных средств, имеющие значение для осуществления процедуры наложения...

Ионов В. А., Осокин В. К. Нормативно-правовые особенности оборота электронных денежных средств, имеющие значение для осуществления процедуры наложения...

время не аккредитовалась как ОЭДС и ЭДС не оперирует, однако фактически осуществляет деятельность по оказанию услуг обмена в сфере имущественных правоотношений между клиентами компании.

В ответ на запрос,направленный в рамках исследования, получена следующая информация о деятельности компании. Так, владельцем и оператором учетной системы WebMoney Transfer является компания WM Transfer Ltd, почтовые реквизиты: 29 Harley Street, London, W1G 9QR, UK и V.Kudirkos str. 18A-1, LT-03105, Vilnius, Lithuania, UAB «DICSA BALTIC».

WebMoney Transfer лицевые счета пользователям при регистрации в системе не открывает, она предоставляет им возможность обмениваться формализованными сообщениями с использованием специальных реквизитов.

ООО «ВебМани.РУ» не является субъектом системы WebMoney Transfer и осуществляет хозяйственную деятельность на основании договора о сотрудничестве, в рамках которого оказывает информационные и аналитические услуги оператору системы.

Система учета трансферта имущественных прав WebMoney Transfer обеспечивает проведение расчетов в реальном времени посредством электронных единиц учета объема информации — титульных знаков WebMoney (WM). WM — это универсальные электронные единицы учета объема информации, используемые для проведения расчетов между пользователями системы WebMoney Transfer.

Управление движением титульных знаков (электронных единиц учета объема информации) осуществляется пользователями с помощью клиентской программы WM Keeper. Для того чтобы стать участником системы WebMoney Transfer, достаточно установить на своем компьютере клиентскую программу WM Keeper и пройти процедуру регистрации с использованием интерфейса программы. Регистрация не предусматривает подачу заявок и заключение договоров. По завершении регистрации для пользователя создается несколько WM-реквизитов (по одному для каждого из типов WebMoney, эквивалентных RUR, USD, EUR, UAH). WEBMONEY — универсальный титульный знак в цифровом виде, единица исчисления количества (объема) имущественных прав, цена которого (условная сетевая стоимость) устанавливается и поддерживается их владельцами.

Анализируя данную информацию, можно прийти к следующему выводу. На наш взгляд, осуществлена попытка WebMoney Transfer уйти от юрисдикции российского законодательства в области обращения ЭДС путем подмены понятий. Фактически ЭДС предоставляются как информация, универсальный титульный знак в цифровом виде, единица исчисления количества (объема) имущественных прав.

3. Информация о наличии у клиентов ЭДС учитывается ОЭДС без открытия банковского счета, и это основное отличие от безналичных денежных средств.

4. Электронные деньги не могут быть предоставлены в кредит или привлечены в депозит, так как пунктом 5 статьи 7 Закона о НПС регламен-

тировано, что «оператор электронных денежных средств не вправе предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств клиента»; в соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона о НПС «оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять начисление процентов на остаток электронных денежных средств или выплату любого вознаграждения клиенту». Другими словами, ОЭДС полностью исключены из кредитно-депозитного рынка — они не могут ни привлекать, ни размещать электронные деньги под проценты. Исходя из этого можно сделать вывод, что ЭДС — это всегда только средство платежа.

5. ЭДС, хранящиеся в электронном кошельке пользователя системы, — это деньги, которые являются собственностью клиента-пользователя. Электронный кошелек — понятие, не закрепленное официально в Законе о НПС, однако широко используемое для обозначения электронного носителя, позволяющего хранить электронные деньги и осуществлять розничные платежи, также может обозначать устройство и программное обеспечение, позволяющее производить операции пополнения, хранения и перечисления ЭДС. Таким образом, электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета только для осуществления учета и переводов ЭДС, а не безналичных денежных средств.

6. ЭДС должны быть предварительно предоставлены, например, на основании договора физического лица и оператора электронных денежных средств. Важный момент, на который необходимо обратить внимание: если ЭДС персонифицированы, то обязателен договор между ФЛ, ЮЛ и оператором электронных денежных средств; если же ЭДС не персонифицированы, то такого договора может и не быть. Как правило, это договор оферты, заключаемый в электронной форме на сайте ОЭДС после регистрации. Будем считать, что лица, использующие ЭДС как способ ухода от возмещения материального ущерба, как правило, пользуются персонифицированными ЭДС (поскольку имеются ограничения на объем ЭДС, находящихся в электронном кошельке). При проведении процедуры ареста ЭДС стоит учитывать, что такой договор может быть заключен на подставное или несуществующее лицо.

7. На операторе электронных денежных средств лежит обязанность учета информации о размере денежных средств. Оператор формирует записи, отражающие размер его обязательств перед клиентом в сумме предоставленных им денежных средств.

Рассмотрим классификацию ЭДС, которая, на наш взгляд, имеет значение при наложении ареста на них.

Виды электронных денежных средств:

1. Неперсонифицированные. Используются только физическими лицами без проведения их идентификации оператором электронных денежных средств. Это означает, что идентификация клиента в соответствии с Федеральным законом от

7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию террориз-ма»8 не проводится. Такое средство платежа может применяться при соблюдении следующих условий: а) остаток учитываемых оператором средств клиента — физического лица в любой момент не должен превышать 15 тыс. руб.; б) общая сумма перевода с использованием одного такого средства не может быть больше 40 тыс. руб. ежемесячного оборота. Однако ограничений по количеству сделок и количеству зарегистрированных электронных кошельков одним лицом в случае предоставления им различных персональных данных нет. Кроме того, одно лицо может зарегистрироваться у нескольких ОЭДС с указанием одних и тех же персональных данных. Таким образом, фактически одно лицо может зарегистрировать неограниченное количество неперсонифицированных электронных кошельков под различными учетными данными (адрес электронной почты, вымышленные персональные данные: ФИО, дата и место рождения, номер сотового телефона и т. д.) у разных ОЭДС. Удаленно отследить (не имея физического доступа к компьютеру) все зарегистрированные электронные кошельки практически не представляется возможным ни самим ОЭДС, ни правоохранительным органам.

2. Персонифицированные. Могут использоваться физическими лицами при условии их идентификации оператором. В соответствии с законодательством также действует ограничение: остаток учитываемых оператором электронных денежных средств клиента в этом случае не может превышать 100 тыс. руб.

3. Корпоративные. Могут использоваться как физическими лицами в статусе индивидуальных предпринимателей, так и юридическими лицами при обязательном условии их идентификации оператором электронных денежных средств. Максимальный остаток учитываемых оператором средств клиента к концу рабочего дня не должен превышать 100 тыс. руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Юридическим лицом и предпринимателем предоставление денежных средств оператору производится только с использованием своего банковского счета (п. 3 ст. 7 Закона о НПС), запрещено пополнение электронного кошелька через подотчетное лицо. Подотчетные лица — это физические лица (сотрудники организации), которым авансом на определенные цели выдаются наличные денежные средства, а также другие ценности с обязанностью представления отчета об их использовании.

Таким образом, все операции по вводу и выводу ЭДС, осуществляемые ЮЛ и ИП, имеют дополнительный контроль через банковские счета.

Распоряжения о переводе электронных денежных средств направляются только через электронные средства платежа. Исключение составляют денежные средства в обороте организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без открытия банковского сче-

та. Необходимо обратить внимание на следующий момент: в Законе О НПС закреплено, что не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Для проведения своевременной блокировки (ограничения переводов по электронному кошельку ЭДС) и непосредственного наложения ареста на ЭДС необходимо ответить на следующий важный вопрос: отнесена ли законодателем информация об остатках электронных денежных средств клиентов к банковской тайне, так как сами переводы электронных денежных средств теперь относятся к банковским операциям. В статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 закреплено: положения настоящей статьи распространяются также на сведения об остатках электронных денежных средств клиентов кредитных организаций и сведения о переводах электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов.

В таблице 1 приведены основные правила осуществления расчетов ЭДС физическими и юридическими лицами с использованием электронных средств платежа.

Стоит отметить, что в целях исполнения решения инспекции о взыскании налога, пеней или штрафа переводы электронных денежных средств могут быть приостановлены. Основание — новая редакция пункта 8 статьи 46 и статьи 76 Налогового кодекса РФ. Приостановление операций по уменьшению остатка электронных денежных средств допускается в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (абз. 4 п. 2 ст. 76 Налогового кодекса РФ). В целом порядок принятия решения о приостановлении переводов ЭДС и передаче их в банк, а также порядок отмены подобного приостановления аналогичен нормам, действующим в отношении счетов организации в банке, на которых размещены безналичные денежные средства. Кроме того, на остаток электронных денежных средств на персонифицированных и корпоративных электронных средствах платежа может быть обращено взыскание в соответствии с российским законодательством.

Юридические лица, кроме сообщения в инспекцию об открытии или о закрытии счетов в банке (подп. 1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ), должны информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (подп. 1.1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Сообщить информацию в

Ионов В.А., Осокин В.К. Нормативно-правовые особенности оборота электронных денежных средств, имеющие значение для осуществления процедуры наложения...

Ионов В. А., Осокин В. К. Нормативно-правовые особенности оборота электронных денежных средств, имеющие значение для осуществления процедуры наложения...

Таблица 1

Правила осуществления расчетов с использованием ЭДС

Юридические лица Физические лица

Идентификация Обязательна во всех случаях Не обязательна

Предоставление денежных средств оператору Только с использованием банковского счета. Запрещено пополнение электронного кошелька подотчетным лицом Любым способом — наличным или безналичным

Вывод денег Только на банковский счет. Запрещен вывод денег наличными 1. Идентифицированное лицо: не более 100 тыс. руб. 2. Неперсонифицированное лицо: не более 15 тыс. руб. исключительно через банковский счет

Ограничение остатка Не более 100 тыс. рублей на конец рабочего дня 1. Идентифицированное лицо: не более 100 тыс. руб. 2. Неперсонифицированное лицо: не более 15 тыс. руб. в любой момент

Ограничения по осуществлению переводов 1.Одна из сторон физическое лицо 2. Не более 100 тыс. руб. 1. Идентифицированное лицо: нет ограничений. 2. Неперсонифицированное лицо: не более 40 тыс. руб. в месяц

налоговый орган необходимо в течение семи дней со дня возникновения (прекращения) данного права. За несоблюдение срока, предусмотренного для сообщения об открытии или о закрытии счетов в банке, взимается штраф в размере 5 тыс. руб. (подп. 1 п. 2 ст. 23, ст. 118 Налогового кодекса РФ). Однако отдельной статьи, устанавливающей ответственность за нарушение обязанности по сообщению о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа, в Налоговый кодекс РФ не введено. Поэтому за нарушение срока передачи в инспекцию сведений, указанных в подпункте 1.1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщика могут привлечь к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ (за непредставление инспекции сведений, необходимых для осуществления налогового контроля).

Таким образом, субъектом, осуществляющим обращение ЭДС, является оператор ЭДС, то есть кредитная организация, которая имеет право выполнять банковскую операцию «перевод ЭДС без открытия банковского счета». Необходимо отметить, что переводы денежных средств без открытия банковских счетов, за исключением переводов электронных денежных средств, осуществляются по поручению физических лиц, а перевод ЭДС может осуществляться по поручению как физических, так и юридических лиц. Оператором электронных денежных средств может являться как национальная компания, так и зарубежная. Электронные денежные средства делятся на персонифицированные, не-персонифицированные, корпоративные. Сведения об остатках электронных денежных средств клиентов кредитных организаций и сведения о переводах

электронных денежных средств кредитными организациями относятся к банковской тайне. Источниками информации о наличии электронных денежных средств являются: оператор электронных денежных средств, банк, налоговая инспекция, информация на магнитных носителях собственника ЭДС.

Примечания

1. См.: Е. Носкова. Терминал наступает // Российская газета. 2013. 12 февраля.

2. См.: Магомедов A.A., Наумов Ю.Г. Стратегия противодействия коррупции и легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем // Легализация преступных доходов и коррупция в органах государственной власти: теория, практика, техника противодействия: сборник статей. Н. Новгород, 2010. С. 549—550.

3. См.: Горев A.И. О проблемах противодействия легализации «грязных денег» в информационном обществе // Легализация преступных доходов как угроза экономической безопасности России: теория, практика, техника гармонизации международно-правовых и национальных механизмов противодействия: сборник статей. Н. Новгород, 2009. С. 657.

4. См.: Кириллов М.А., Кожемяков А.В. Криминологические аспекты проблемы борьбы с легализацией преступных приобретений // Легализация преступных доходов как угроза экономической безопасности России: теория, практика, техника гармонизации международноправовых и национальных механизмов противодействия: сборник статей. Н. Новгород, 2009. С. 718.

5. СЗ РФ. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7592.

6. СЗ РФ. 1996. № 6, ст. 492.

7. URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 07.06. 2013).

8. СЗ РФ. 2001. № 33, ч. 1, ст. 3418.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.