Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липина Ю.Д.

В представленной статье анализируются нормативные правовые акты противодействия коррупции в образовательных организациях высшего образования. На основании исследованных источников сформулированы выводы и предложения, направленные на минимизацию коррупционных рисков в сфере образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Ю.Д. Липина

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В представленной статье анализируются нормативные правовые акты противодействия коррупции в образовательных организациях высшего образования. На основании исследованных источников сформулированы выводы и предложения, направленные на минимизацию коррупционных рисков в сфере образования и науки.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные риски, противодействие коррупции, антикоррупционное законодательство, образовательная деятельность.

В настоящее время государством проводится активная политика в области противодействия коррупции, принимаются законодательные меры, направленные на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению. Президентом Российской Федерации утверждён Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, где дано поручение руководителям федеральных государственных органов принять меры по повышению эффективности противодействия коррупции в самых разных сферах государственного управления, в том числе и в сфере образования [1].

Так, сфера образования традиционно называется и до сих пор остается одной из наиболее коррумпированных. Это объясняется недостаточной открытостью деятельности образовательных учреждений, не всегда эффективным государственным и общественным контролем, непроработанностью превентивных мероприятий, наличием корыстного интереса у сторон (как у обучающихся, так и у лиц, предоставляющих образовательные услуги) в сохранении коррупционных связей и др.

Коррупция в сфере образования - многогранная и комплексная проблема. В сферу образования в той или иной мере вовлечено подавляющее большинство граждан Российской Федерации, в связи с чем проблемы сферы образования имеют широкий общественный резонанс. Особая опасность коррупции в системе образования заключается в том, что коррупция не только снижает качество самого образования, но и формирует у подрастающего поколения отношение к коррупции как к нормальному явлению. [2]

Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Таким образом, на основании положений указанного Федерального закона мож,но заключить, что нормативно-правовые основы противодействия коррупции в образовательных организациях высшего образования состоят из норм действующего законодательства РФ и норм международного права.

К основным международным актам, направленным на противодействие коррупции, относятся Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., ратифицированная Российской Федерацией Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ, и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., ратифицированная Федеральным законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ. [2]

Несмотря на то, что данные акты не закрепляют понятия «коррупции», они содержат перечень деяний, признаваемых коррупционными и подлежащих криминализации. Так, Конвенция ООН 2003 г. к числу таких деяний относит активный и пассивный подкуп национальных и международных государственных должностных лиц, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение; подкуп в частном секторе; хищение имущества в частном секторе; отмывание доходов от преступлений; сокрытие; воспрепятствование осуществлению правосудия.

© Липина Ю.Д., 2021.

Научный руководитель: Сабитов Рашид Акремович — доктор юридических наук, профессор, Челябин ский государствен н ый ун иверситет, Россия.

Говоря о механизмах противодействия коррупции, заложенных в Федеральном законь от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», следует отметить положения, конкретизирующие требования информационной открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций, более детально урегулированный правовой статус образовательных организаций, а также правовой статус педагогических работников, самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Родителям предоставлены возможности более активно участвовать в организации учебного процесса, что делает его более открытым и, соответственно, снижает коррупционные риски. Также закреплен базовый принцип, согласно которому родители (законные представители) обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают им помощь; при этом установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут установленную в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и иных федеральных законах ответственность. [1]

Следует отметить, что на данный момент специальной ответственности родителей в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено; будут действовать общие нормы, в частности нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.25, устанавливающая ответственность за неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).

Шагом в повышении открытости образовательной сферы как одного из основных способов борьбы с коррупцией стало принятие государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации играют определяющую роль в реализации антикоррупционной политики, поэтому правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции на региональном уровне имеет важное значение для повышения эффективности противодействия коррупции в государстве в целом. [2]

Можно выделить следующие типичные недостатки правового регулирования вопросов противодействия коррупции в сфере образования:

1.наличие избыточного количества декларативных норм;

2.оперирование излишне общими, абстрактными положениями, когда требуется детальное правовое регулирование (использование формулировок типа «осуществляет борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий»);

3.несоблюдение принципа соответствия региональных нормативных правовых актов федеральному законодательству, особенно при использовании терминологии;

4.неоправданное дублирование норм федерального законодательства субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;

5.отсутствие механизма реализации норм, предусмотренных в законодательстве, изначально обусловливающее их неэффективность.

Источниками антикоррупционной политики также выступают локальные нормативные акты конкретных образовательных организаций высшего образования. К примеру, в Томском государственном университете разработан и действует Этический кодекс ТГУ, регулирующий вопросы коррупционно-опас-ного поведения и конфликта интересов сотрудников.

В образовательных организациях локальными актами также назначаются должностные лица или подразделения, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, регулируются вопросы взаимодействия и сотрудничества с правоохранительными органами. Локальное правотворчество играет очень важную роль в снижении коррупционных рисков, поэтому оно должно детально регулировать вопросы борьбы с коррупцией, быть прозрачным и упорядоченным. [1]

Профилактические мероприятия проявляются в различных формах и имеют своей целью формирование и укоренение антикоррупционной культуры в обществе в целом. Они включают в себя, в первую очередь, такие мероприятия, как кодексы поведения, директивы, нормативные документы, соглашения, которые могут быть предусмотрены как закрепляющие определенные принципы или являющиеся юридически обязательными. Все они повышают уровень добросовестности и этического поведения.

Кроме этого, имеются правила по управлению конфликтами интересов, в случае которых речь идет о ключевой теме для борьбы с коррупцией во многих отношениях. Этот комплексный материал включает в себя, среди прочего: определение, критерии и процедуры по управлению конфликтами интересов, даль-

нейшему мониторингу и наказанию в случае конфликта интересов. Тем не менее важно отметить, что разрешение конфликтов интересов имеет важное значение как для самой борьбы с коррупцией, так и для административной реформы. [2]

Другой регулирующий механизм по профилактике коррупции касается защиты информаторов. Здесь речь идет в первую очередь о наличии адекватных механизмов осведомления внутри административного органа для информирования о формах поведения, которые являются необычными или даже незаконными.

Таким образом, на всех уровнях законодательного регулирования осуществляется противодействие коррупции в образовательных организациях высшего образования. Но анализ нормативно-правовых актов указывает на необходимость дальнейшего совершенствования антикоррупционных нормативно-правовых актов, поскольку зачастую в них содержатся расплывчатые формулировки, отсутствует достаточная регламентация правовых механизмов, многие нормы имеют бланкетный характер.

Нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции в образовательных организациях высшего образования должны быть направлены на формирование антикоррупционного мировоззрения среди обучающихся, поскольку именно система образования влияет на становление личности, выбор специальности и отношение к коррупционному поведению.

Библиографический список

1. О Национальном плане противодействия коррупции на 2019 - 2020 годы: указ Президента Российской Федерации от 1 апр. 2019 г. № 147 // Собр. законодательства Российской Федерации. 2020. № 14. Ст. 1985.

2. Коррупция и взяточничество: Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр). [Электронный ресурс]. 14.07.2008. URL: https://www.levada.ru/2008/07/14/korruptsiya-i-vzyatochnichestvo/ (дата обращения 13.08.2021).

ЛИПИНА ЮЛИЯ ДМИТРИЕВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.