УДК 378.1+343.353 № 4 (7) / 2015, с. 46-50
ОБОСНОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ*
А. В. Майоров
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация
Я. Л. Ванюшин
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюмень, Российская Федерация
В данной статье авторами раскрывается обоснование нормативного закрепления антикоррупционных стандартов служебного поведения сотрудников образовательного учреждения высшего профессионального образования. Анализируется нормативно-правовая база антикоррупционной политики государства. Особое внимание уделяется Методическим рекомендациям, разработанным Минобрнауки России в целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Рассматриваются правовые предпосылки подготовки стандартов служебного поведения в сфере образования. Данная статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы по теме: «Антикоррупционная политика образовательного учреждения высшего профессионального образования».
Ключевые слова: антикоррупционный стандарт, коррупция, противодействие коррупции, образовательное учреждение, образование, стандарты служебного поведения.
RATIONALE OF PASSING THE ACT FOR ANTICORRUPTION STANDARDS OF OFFICIAL CONDUCT FOR HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTUION STAFF
A. Mayorov
South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation
Ya. Vanyushin
Tyumen Institute of Law Enforcement Officers' Advanced Training of the Ministry of Interior
of Russia, Tyumen, Russian Federation
In this article the authors reveal the rationale of passing the act for anti-corruption standards of official conduct for higher educational institution staff. The legal framework of anti-corruption policy of the state is analyzed. Particular attention is paid to the guidelines developed by the Ministry of Education of Russia in order to form a common approach to work on the prevention and combating corruption in the organizations regardless the forms of ownership, organizational-and-legal forms, sectors or other circumstances. The legal preconditions for making standards for official conduct in education are considered
Keywords: anti-corruption standards, corruption, anti-corruption, educational institution, education,
standards of official conduct..
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3).
К числу таких мер настоящий федеральный закон относит:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 226 применительно к сфере образования содержит специальный перечень мероприятий по профилактике преступлений коррупционной направленности и борьбы с ними (п. 17):
1) проведение в образовательных организациях высшего образования комплекса просветительских и воспитательных мер по разъяснению ответственности за взяточничество и посредничество во взяточничестве;
2) проведение проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции;
3) проведение комплекса следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по выявлению и пресечению взяточничества и посредничества во взяточничестве в образовательных организациях высшего образования.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8 ноября 2013 года в целях реализации положений ст. 13.3. Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями
мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации). Данные методики рекомендованы Минобрнауки России к исполнению в образовательных организациях, в целях установления системы мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции, применяемых в деятельности образовательных учреждений.
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Несмотря на то, что Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, они в первую очередь рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
В соответствии с Методическими рекомендациями важным элементом работы по предупреждению коррупции является внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру организации.
В этих целях организации рекомендуется разработать и принять кодекс этики и служебного поведения работников организации. В кодекс следует включить положения, устанавливающие ряд правил и стандартов поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом.
Указанные правила и стандарты могут значительно различаться между собой по степени жесткости устанавливаемой регламента-
ции. С одной стороны, они могут закреплять только основные ценности и принципы, которыми в организации следует руководствоваться. С другой стороны, кодекс может устанавливать конкретные, обязательные для соблюдения правила поведения. Разработка правил и стандартов служебного поведения осуществляется исходя из собственных потребностей, задач и специфики деятельности.
При этом правила и стандарты служебного поведения могут не только декларировать определенные ценности, принципы и стандарты поведения, но и устанавливать правила и процедуры их внедрения в практику деятельности организации.
В сфере образования правовые предпосылки подготовки стандартов служебного поведения образует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В части 7 статьи 28 федерального закона устанавливается, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Специальная норма, определяющая обязанности и ответственность педагогических работников, установлена в части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». К примеру, в круг обязанностей педагогических работников входит:
соблюдение правовых, нравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики;
уважение чести и достоинства обучающихся и других участников образовательных отношений;
систематическое повышение своего профессионального уровня;
прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
соблюдение устава образовательной организации, положения о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правил внутреннего трудового распорядка.
При этом федеральный закон непосредственно закрепляет ряд запретов для педагогических работников, антикоррупционной направленности. Например, в части 2 статьи 48 настоящего федерального закона устанавливается, что педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. В части 3 этой же статьи устанавливается запрет использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
В статье 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», посвященной защите прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся предусматривает создание в образовательной организации Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов,
обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:
1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
В этой части следует отметить, что ответственность работников образовательной организации за коррупционные правонарушения основана на общей ответственности физических лиц, которая установлена статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции». Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В частности Трудовое законодательство не предусматривает привлечение работника организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации. Однако Трудовой кодекс Российской Федерации содержит ряд оснований привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности.
Согласно статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336, а также пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены
работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:
1) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
2) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
3) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
4) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Установление правил и стандартов служебного поведения в образовательной организации соответствует ее статусу. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» наделяет образовательную организацию компетенцией по разработке и принятию правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов (п. 1 ч. 3 ст. 28). Кроме того, в ст. 52 настоящего федерального закона устанавливается, что права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции, устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом образовательной организации, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образовательной организации, должностными инструкциями и трудовыми договорами.
В связи с отмеченным, на основании Федерального закона «О противодействии коррупции», устанавливающего обязанность
организации разрабатывать и принимать 1) положения об антикоррупционной
меры по предупреждению коррупции, в том политики образовательной организации; числе разработку и внедрение в практику 2) стандарт антикоррупционного пове-
стандартов и процедур, направленных на дения работников образовательной органи-
обеспечение добросовестной работы орга- зации;
низации (ст. 13.3). В соответствии с Мето- 3) стандарт поведения работников
дическими рекомендациями по разработке образовательной организации в случае полу-
и принятию организациями мер по преду- чении подарка в связи с должностным поло-
преждению и противодействию коррупции, жением или исполнением ими должностных
утвержденными Министерством труда и обязанностей, сдаче и оценке подарка, реали-
социальной защиты Российской Федерации зации (выкупе) и зачислении средств, выру-
8 ноября 2013 года и рекомендованными ченных от его реализации. Минобрнауки России к исполнению в обра- Разработка и принятие указанных актов
зовательных организациях, а также и иными соответствуют компетенции образователь-
актами в сфере противодействия коррупции, ной организации, установленной Феде-
предлагается разработка и принятия в обра- ральным законом от 25 декабря 2012 года
зовательной организации следующих доку- № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
ментов: Федерации».
* Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы по теме: «Антикоррупционная политика образовательного учреждения высшего профессионального образования», утвержденной приказом ректора ЮУрГУ от 17 марта 2015 года № 441 «О создании временного творческого коллектива по выполнению НИР».
Примечания
1. О противодействии коррупции : федеральный закон от 25 декабрь 2008 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Российская газета. 2004. 31 июля. № 162.
3. Лут С. С. Некоторые вопросы, касающиеся совершенствования антикоррупционного законодательства России // Российский следователь. -2010. - № 22. - С. 9-13.
4. Анализ нового антикоррупционного законодательства - http://sun.tsu.ru/mminfo/00
МАЙОРОВ Андрей Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Государственных и гражданско-правовых дисциплин факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).
E-mail: [email protected]
ВАНЮШИН Ян Леонидович,
кандидат юридических наук, доцент, ученый секретарь ученого совета, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России; доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).
E-mail: [email protected]
MAYOROV Andrey,
Candidate of Law, Assistant Professor, head of the Chair of State-and-Civil Disciplines, Faculty of Law Enforcement Officials' Training, South Ural State University (National Research University).
E-mail: [email protected]
VANYUSHIN Yan, Candidate of Law, Assistant Professor, academic secretary of the academic council, Tyumen Institute of Law Enforcement Officers' Advanced Training of the Ministry of Interior of Russia; Associate Professor, Chair of State and Civil-and-Legal Subjects, South Ural State University (National Research University).
E-mail: [email protected]