Букалерова Людмила Александровна доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов.
Москва, Россия e-mail: ugolovnoe_pravo@list.ru
Ястребов Олег Александрович доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета дружбы народов.
e-mail: yastrebov-oa@rudn.ru
Противодействие коррупции в системе образования
Коррупция в сфере образования в России влечет за собой иные существенные проблемы: ухудшение качества знаний; снижение возможности для получения доступного и бесплатного образования; деформацию правосознания и формирование у обучающихся правового нигилизма. В статье рассмотрены законодательные и правоприменительные меры противодействию коррупции в образовании.
Ключевые слова: коррупция, образование, противодействие, закон, общественный контроль, РУДН.
Bukalerova Lyudmila Aleksandrovna Doctor of Law, Professor, head of the Department of criminal law, criminal procedure and criminology of the Peoplesr friendship university of Russia.
e-mail: ugolovnoe_pravo@list.ru
Yastrebov Oleg Aleksandrovich doctor of law, Professor, Director of the Law Institute of the Peoplesr friendship university of Russia.
(RUDN UNIVERSITY) Moscow, Russia e-mail: yastrebov-oa@rudn.ru
Anti-corruption in the education system
Corruption in education in Russia entails other significant problems: the deterioration of the quality of knowledge; reduced access to affordable and free education; deformation of legal consciousness and the formation of legal nihilism in students. The article deals with legislative and law enforcement measures against corruption in education.
Keywords: corruption, education, counteraction, law, public control, RUDN.
В докладе ЮНЕСКО за 2014 год указано, что во всех странах сектор образования является одним из крупнейших компонентов государственного сектора. Он потребляет от 20 до 30 процентов всего бюджета (центрального и местных), в нем трудится наибольшая часть образованных трудовых ресурсов (администраторов, инспекторов, учителей и преподавателей), и он охватывает от 20 до 25 процентов населения (учащихся школ, студентов, родителей, другие заинтересованные стороны). В то же время в большинстве стран, как богатых, так и бедных, сектор образования сталкивается с серьезными трудностями и кризисными явлениями, к которым относятся: недостаток финансирования; малоэффективное управление; потери ресурсов; низкое качество предоставляемых услуг; недостаточная востребованность выпускников, иллюстрируемая высокой степенью безработицы среди них. И это далеко не все [1].
Д.А. Повный прав, отмечая, что сфера образования традиционно остается одной из наиболее коррумпированных. Это объясняется недостаточной открытостью деятельности образовательных учреждений, не всегда эффективным государственным и общественным контролем, непроработанностью превентивных мероприятий, наличием корыстного интереса у сторон (как у обучающихся, так и у лиц, предоставляющих образовательные услуги) в сохранении коррупционных связей и др. К числу факторов, способствующих росту коррупции в образовании, относятся: разрозненность и противоречивость образовательного законодательства; понижение качества образовательных услуг; укоренение в сознании обучающихся маргинальной модели поведения (правовой инфантилизм и правовой нигилизм) [2].
В 2017 году Председателем Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкиным отмечалось, что чаще других фигурантами уголовных дел о коррупции становятся представители правоохранительных органов, должностные лица муниципальных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления, сфер образования и здравоохранения, военнослужащие. В 2017 году в Следственный комитет Российской Федерации поступило почти 23 тыс. сообщений о коррупционных преступлениях, по итогам их рассмотрения следователи возбудили 14,5 тыс. уголовных дел (на 20 процентов меньше, чем в 2016 году), фигурантами дел стали 277 работников системы образования и науки [3].
На государственном уровне данным проблемам уделяется внимание и принимаются действенные меры. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане противоде -йствия коррупции на 2018-2020 годы» Правительству Российской Федерации, в частности, поручено: подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих утвер-
сам противодействия коррупции; обеспечить проведение ежегодного повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции (не менее 1000 человек в год); обеспечить включение в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, среднего профессионального и высшего образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся компетенции, позволяющей выработать нетерпимое отношение к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности - содействовать пресечению такого поведения.
Полностью разделяем мнение Н.П. Бухариной, что под коррупцией в образовательных организациях понимается общественно опасное социально-правовое явление, возникающее в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях и заключающееся в непосредственном либо опосредованном использовании субъектами должностного или служебного положения, статуса в личных или групповых интересах для извлечения выгод, преимуществ материального и нематериального характера
[4].
В системе высшего образования авторами выделяются следующие коррупционные риски: «риски, возникающие при управлении научными или образовательными организациями соответствующими должностными лицами, и риски, сопутствующие непосредственно образовательному или научно-исследовательскому процессу. Руководство соответствующего учреждения подвержено рискам правового характера (недостаточное нормативное закрепление запретов и ограничений должностных лиц; отсутствие в организации локальных актов против коррупции; принятие локальных актов, содержащих нормы коррупционного свойства, и т.д.); организационного характера (отсутствие антикоррупционного органа либо специальных должностей, уполномоченных осуществлять функции по противодействию коррупции; фаворитизм и непотизм); контрольно-надзорного характера (неполнота механизма внутреннего контроля и надзора в отношении работников организации с целью недопущения коррупционного поведения); финансово-бюджетного характера (нерациональное или неправомерное распределение бюджета организации в личных корыстных целях)».
Коррупционные риски, с которыми сталкивается профессорско-преподавательский состав вуза, а также сотрудники научных и научно-исследовательских организаций, можно сгруппировать по нескольким блокам: «риски, связанные с возможным подкупом («вознаграждение» за экзамен, зачет, курсовую работу); риски, связанные с авторским правом (продажа чужих дипломных работ и диссертаций; оформление учебных и методических работ за
тельным и научным процессом (покровительство отдельным студентам, сотрудникам; получение «премий» от руководства за продвижение обучающихся или некоторых работников; кумовство в трудовом коллективе и т.д.)»
[5].
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Эффективными представляются меры, предусмотренные в Письме Миноб-рнауки России от 9 сентября 2015 года № ВК -2227/08 «О недопущении незаконных сборов денежных средств», в котором содержится доступная «Памятка для родителей».
Следует указать, что в региональных законодательных актах о предупреждении и пресечении коррупции предлагаются следующие меры противодействия коррупции в сфере образования: «участие представителей научных и образовательных организаций в деятельности экспертных и совещательных органов по предупреждению коррупции; решение задач антикоррупционного образования и пропаганды; осуществление взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с образовательными организациями как мера профилактики коррупции; подготовка и издание учебных, методических пособий; проведение научных исследований, опросов, анкетирования; организация курсов повышения квалификации для работников образовательных организаций, государственных и муниципальных служащих по проблематике противодействия коррупции; организация культурно-массовых мероприятий, выставок, конкурсов, рассчитанных на различную аудиторию; введение в учебные планы определенных образовательных организаций (в частности юридического профиля) специальных курсов, направленных на обучение навыкам предупреждения и противодействия коррупции; преподавание тематики противодействия коррупции в рамках программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; меры, направленные на повышение прозрачности деятельности соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений; введение в трудовые договоры, заключаемые соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с руководителями бюджетных и автономных учреждений, обязанностей, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» (обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции); участие представителей
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в контрольных (надзорных) мероприятиях, в частности при приеме абитуриентов в образовательные организации высшего профессионального образования, в проверках посещаемости в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; организация работы «телефона доверия», «горячей линии» и др» [6].
Эффективным также представляется широкое участие общественности в контроле за деятельностью образовательных организаций на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и в самих школах, вузах; воспитание в сотрудниках непримиримости к коррупционным проявлениям (дисциплина на уровне самодисциплины); проведение разъяснительной, профилактической работы.
В ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей); действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
Российский университет дружбы народов (РУДН) активно вовлечен в антикоррупционную деятельность: проводит ежегодные научные мероприятия, на которых обсуждаются вопросы профилактики и предупреждения коррупции в России и зарубежных странах; разработан спецкурс для бакалавриата Юридического института «Коррупционные преступления»; издаются монографии, статьи по теме противодействия коррупции; в 2018 году совместно с Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева открыта программа ДПО «Противодействие коррупции в сфере образования».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Коррумпированные школы, коррумпированные университеты: Что можно сделать? - ЮНЕСКО: Международный Институт Планирования Образования, 2014.
2. Повный Д.А. Административные процедуры как средство противодействия коррупции в образовании Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2011.
3. Козлова Н. Интервью Председателя Следственного комитета Российской Федерации Александра Бастрыкина «Российской газете» // РГ. -2017. - 7 дек.
4. Бухарина Н.П. Коррупция в образовательных организациях: понятие и признаки // Актуальные проблемы российского права. - 2016. -№ 12. - С. 133-144.
5. Поляков М.М. Противодействие коррупции в сфере высшего образования и научно-исследовательской деятельности // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 11. - С. 54-62.
6. Плюгина И.В. Правовые механизмы предупреждения коррупции в сфере образования // Журнал российского права. - 2016. - № 12. -С. 123-133.
REFERENCES
1. Corrupt schools, corrupt universities: What can be done? - UNESCO: international Institute of Education Planning, 2014.
2. Povny D.A. Administrative procedures as a means of combating corruption in the formation of the Russian Federation: Dis. ... kand. the faculty of law. sciences'. - Chelyabinsk, 2011.
3. Kozlova N. Interview with The Chairman of the Investigative Committee of the Russian Federation Alexander Bastrykin «Russian newspaper» / RG. - 2017. - Dec 7.
4. Bukharina N.P. Corruption in educational institutions: concept and features // Actual problems of Russian law. - 2016. - № 12. - P. 133-144.
5. Polyakov M.M. Combating corruption in the sphere of higher education and scientific-research activities // Actual problems of Russian law. -2016. - № 11. - P. 54-62.
6. Pilyugina I.V. Legal mechanisms of prevention of corruption in education // Journal of Russian law. - 2016. - № 12. - P. 123-133.