Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1076
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ЗАКОН / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / РУДН / CORRUPTION / EDUCATION / COUNTERACTION / LAW / PUBLIC CONTROL / RUDN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Букалерова Людмила Александровна, Ястребов Олег Александрович

Коррупция в сфере образования в России влечет за собой иные существенные проблемы: ухудшение качества знаний; снижение возможности для получения доступного и бесплатного образования; деформацию правосознания и формирование у обучающихся правового нигилизма. В статье рассмотрены законодательные и правоприменительные меры противодействию коррупции в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION IN THE EDUCATION SYSTEM

Corruption in education in Russia entails other significant problems: the deterioration of the quality of knowledge; reduced access to affordable and free education; deformation of legal consciousness and the formation of legal nihilism in students. The article deals with legislative and law enforcement measures against corruption in education.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Букалерова Людмила Александровна доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов.

Москва, Россия e-mail: ugolovnoe_pravo@list.ru

Ястребов Олег Александрович доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета дружбы народов.

e-mail: yastrebov-oa@rudn.ru

Противодействие коррупции в системе образования

Коррупция в сфере образования в России влечет за собой иные существенные проблемы: ухудшение качества знаний; снижение возможности для получения доступного и бесплатного образования; деформацию правосознания и формирование у обучающихся правового нигилизма. В статье рассмотрены законодательные и правоприменительные меры противодействию коррупции в образовании.

Ключевые слова: коррупция, образование, противодействие, закон, общественный контроль, РУДН.

Bukalerova Lyudmila Aleksandrovna Doctor of Law, Professor, head of the Department of criminal law, criminal procedure and criminology of the Peoplesr friendship university of Russia.

e-mail: ugolovnoe_pravo@list.ru

Yastrebov Oleg Aleksandrovich doctor of law, Professor, Director of the Law Institute of the Peoplesr friendship university of Russia.

(RUDN UNIVERSITY) Moscow, Russia e-mail: yastrebov-oa@rudn.ru

Anti-corruption in the education system

Corruption in education in Russia entails other significant problems: the deterioration of the quality of knowledge; reduced access to affordable and free education; deformation of legal consciousness and the formation of legal nihilism in students. The article deals with legislative and law enforcement measures against corruption in education.

Keywords: corruption, education, counteraction, law, public control, RUDN.

В докладе ЮНЕСКО за 2014 год указано, что во всех странах сектор образования является одним из крупнейших компонентов государственного сектора. Он потребляет от 20 до 30 процентов всего бюджета (центрального и местных), в нем трудится наибольшая часть образованных трудовых ресурсов (администраторов, инспекторов, учителей и преподавателей), и он охватывает от 20 до 25 процентов населения (учащихся школ, студентов, родителей, другие заинтересованные стороны). В то же время в большинстве стран, как богатых, так и бедных, сектор образования сталкивается с серьезными трудностями и кризисными явлениями, к которым относятся: недостаток финансирования; малоэффективное управление; потери ресурсов; низкое качество предоставляемых услуг; недостаточная востребованность выпускников, иллюстрируемая высокой степенью безработицы среди них. И это далеко не все [1].

Д.А. Повный прав, отмечая, что сфера образования традиционно остается одной из наиболее коррумпированных. Это объясняется недостаточной открытостью деятельности образовательных учреждений, не всегда эффективным государственным и общественным контролем, непроработанностью превентивных мероприятий, наличием корыстного интереса у сторон (как у обучающихся, так и у лиц, предоставляющих образовательные услуги) в сохранении коррупционных связей и др. К числу факторов, способствующих росту коррупции в образовании, относятся: разрозненность и противоречивость образовательного законодательства; понижение качества образовательных услуг; укоренение в сознании обучающихся маргинальной модели поведения (правовой инфантилизм и правовой нигилизм) [2].

В 2017 году Председателем Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкиным отмечалось, что чаще других фигурантами уголовных дел о коррупции становятся представители правоохранительных органов, должностные лица муниципальных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления, сфер образования и здравоохранения, военнослужащие. В 2017 году в Следственный комитет Российской Федерации поступило почти 23 тыс. сообщений о коррупционных преступлениях, по итогам их рассмотрения следователи возбудили 14,5 тыс. уголовных дел (на 20 процентов меньше, чем в 2016 году), фигурантами дел стали 277 работников системы образования и науки [3].

На государственном уровне данным проблемам уделяется внимание и принимаются действенные меры. Так, в Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане противоде -йствия коррупции на 2018-2020 годы» Правительству Российской Федерации, в частности, поручено: подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих утвер-

сам противодействия коррупции; обеспечить проведение ежегодного повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции (не менее 1000 человек в год); обеспечить включение в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, среднего профессионального и высшего образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся компетенции, позволяющей выработать нетерпимое отношение к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности - содействовать пресечению такого поведения.

Полностью разделяем мнение Н.П. Бухариной, что под коррупцией в образовательных организациях понимается общественно опасное социально-правовое явление, возникающее в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях и заключающееся в непосредственном либо опосредованном использовании субъектами должностного или служебного положения, статуса в личных или групповых интересах для извлечения выгод, преимуществ материального и нематериального характера

[4].

В системе высшего образования авторами выделяются следующие коррупционные риски: «риски, возникающие при управлении научными или образовательными организациями соответствующими должностными лицами, и риски, сопутствующие непосредственно образовательному или научно-исследовательскому процессу. Руководство соответствующего учреждения подвержено рискам правового характера (недостаточное нормативное закрепление запретов и ограничений должностных лиц; отсутствие в организации локальных актов против коррупции; принятие локальных актов, содержащих нормы коррупционного свойства, и т.д.); организационного характера (отсутствие антикоррупционного органа либо специальных должностей, уполномоченных осуществлять функции по противодействию коррупции; фаворитизм и непотизм); контрольно-надзорного характера (неполнота механизма внутреннего контроля и надзора в отношении работников организации с целью недопущения коррупционного поведения); финансово-бюджетного характера (нерациональное или неправомерное распределение бюджета организации в личных корыстных целях)».

Коррупционные риски, с которыми сталкивается профессорско-преподавательский состав вуза, а также сотрудники научных и научно-исследовательских организаций, можно сгруппировать по нескольким блокам: «риски, связанные с возможным подкупом («вознаграждение» за экзамен, зачет, курсовую работу); риски, связанные с авторским правом (продажа чужих дипломных работ и диссертаций; оформление учебных и методических работ за

тельным и научным процессом (покровительство отдельным студентам, сотрудникам; получение «премий» от руководства за продвижение обучающихся или некоторых работников; кумовство в трудовом коллективе и т.д.)»

[5].

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Эффективными представляются меры, предусмотренные в Письме Миноб-рнауки России от 9 сентября 2015 года № ВК -2227/08 «О недопущении незаконных сборов денежных средств», в котором содержится доступная «Памятка для родителей».

Следует указать, что в региональных законодательных актах о предупреждении и пресечении коррупции предлагаются следующие меры противодействия коррупции в сфере образования: «участие представителей научных и образовательных организаций в деятельности экспертных и совещательных органов по предупреждению коррупции; решение задач антикоррупционного образования и пропаганды; осуществление взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с образовательными организациями как мера профилактики коррупции; подготовка и издание учебных, методических пособий; проведение научных исследований, опросов, анкетирования; организация курсов повышения квалификации для работников образовательных организаций, государственных и муниципальных служащих по проблематике противодействия коррупции; организация культурно-массовых мероприятий, выставок, конкурсов, рассчитанных на различную аудиторию; введение в учебные планы определенных образовательных организаций (в частности юридического профиля) специальных курсов, направленных на обучение навыкам предупреждения и противодействия коррупции; преподавание тематики противодействия коррупции в рамках программ переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; меры, направленные на повышение прозрачности деятельности соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений; введение в трудовые договоры, заключаемые соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с руководителями бюджетных и автономных учреждений, обязанностей, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» (обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции); участие представителей

законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в контрольных (надзорных) мероприятиях, в частности при приеме абитуриентов в образовательные организации высшего профессионального образования, в проверках посещаемости в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; организация работы «телефона доверия», «горячей линии» и др» [6].

Эффективным также представляется широкое участие общественности в контроле за деятельностью образовательных организаций на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и в самих школах, вузах; воспитание в сотрудниках непримиримости к коррупционным проявлениям (дисциплина на уровне самодисциплины); проведение разъяснительной, профилактической работы.

В ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей); действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Российский университет дружбы народов (РУДН) активно вовлечен в антикоррупционную деятельность: проводит ежегодные научные мероприятия, на которых обсуждаются вопросы профилактики и предупреждения коррупции в России и зарубежных странах; разработан спецкурс для бакалавриата Юридического института «Коррупционные преступления»; издаются монографии, статьи по теме противодействия коррупции; в 2018 году совместно с Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева открыта программа ДПО «Противодействие коррупции в сфере образования».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коррумпированные школы, коррумпированные университеты: Что можно сделать? - ЮНЕСКО: Международный Институт Планирования Образования, 2014.

2. Повный Д.А. Административные процедуры как средство противодействия коррупции в образовании Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2011.

3. Козлова Н. Интервью Председателя Следственного комитета Российской Федерации Александра Бастрыкина «Российской газете» // РГ. -2017. - 7 дек.

4. Бухарина Н.П. Коррупция в образовательных организациях: понятие и признаки // Актуальные проблемы российского права. - 2016. -№ 12. - С. 133-144.

5. Поляков М.М. Противодействие коррупции в сфере высшего образования и научно-исследовательской деятельности // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 11. - С. 54-62.

6. Плюгина И.В. Правовые механизмы предупреждения коррупции в сфере образования // Журнал российского права. - 2016. - № 12. -С. 123-133.

REFERENCES

1. Corrupt schools, corrupt universities: What can be done? - UNESCO: international Institute of Education Planning, 2014.

2. Povny D.A. Administrative procedures as a means of combating corruption in the formation of the Russian Federation: Dis. ... kand. the faculty of law. sciences'. - Chelyabinsk, 2011.

3. Kozlova N. Interview with The Chairman of the Investigative Committee of the Russian Federation Alexander Bastrykin «Russian newspaper» / RG. - 2017. - Dec 7.

4. Bukharina N.P. Corruption in educational institutions: concept and features // Actual problems of Russian law. - 2016. - № 12. - P. 133-144.

5. Polyakov M.M. Combating corruption in the sphere of higher education and scientific-research activities // Actual problems of Russian law. -2016. - № 11. - P. 54-62.

6. Pilyugina I.V. Legal mechanisms of prevention of corruption in education // Journal of Russian law. - 2016. - № 12. - P. 123-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.