С.Н. Токарева*
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ МИЛИЦИИ В 1918 ГОДУ
Аннотация: Статья посвящена анализу первых нормативно-правовых актов по созданию советской рабоче-крестьянской милиции. Начало правового оформления заложено Постановлением НКВД РСФСР «О рабочей милиции» 10 ноября 1917 г. Однако более подробная регламентация ее функционирования прошла в 1918 г. После кратковременного игнорирования основ установления государственных органов общественной безопасности и попытке реализации идеи всеобщего вооружения населения, новая власть обратилась к предыдущему опыту полиции. Проводится аналогия с дореволюционными органами правопорядка по правовому регулированию.
Ключевые слова: советская рабоче-крестьянская милиция, законодательство о советской милиции, история милиции.
Первые послереволюционные годы стали важным периодом в истории страны. Нестабильность общественно-политической ситуации определялась только свершившейся революцией и нараставшей опасностью утраты власти. Все это порождало необходимость укрепления положения большевиков не только военными мерами, но и правовым путем. Органы власти осознавали необходимость легализации своих позиций, закрепления в кратчайшие сроки основ советского государства и создания юридических рамок. Из сферы внимания законодателя не уходят и органы исполнительной власти. Правоохранительные структуры и в частности милиция становятся существенной опорой в годы военного коммунизма и Гражданской войны.
Несомненно, исторические обстоятельства этого периода повлияли на форму и содержание правового регулирования органов правопорядка, это: необходимость закрепления результатов Октябрьской революции; Гражданская война, экономический развал и введение военного коммунизма; смена приоритетов в правоохранительной системе советского государства в отличие от царского режима и периода Временного правительства; рост политического бандитизма и различных видов преступности; переосмысление законодателем отказа от прежней системы организации общественной безопасности.
Нормативно-правовое начало положило Постановление Народного комиссариата по внутренним делам РСФСР «О рабочей милиции»1, подписанное А.И. Рыковым 10 ноября (28 октября) 1917 г. Она включалась в структуру НКВД, подразделения которого объединялись под общим названием «органы внутренних дел». Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждали рабочую милицию, а военные и гражданские власти
* Токарева Светлана Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета, Iокагега sn@mail.ru
1 Собрание узаконений РСФСР (далее СУ РСФСР). 1917. № 1. 2-е изд. Ст. 15.
2 Рыков Алексей Иванович - первый народный комиссар внутренних дел РСФСР в 1917 г.
были обязаны содействовать ее вооружению и снабжению техническими средствами.
Данный правовой акт позволял Советам на местном уровне контролировать милицейские подразделения. Но Постановление от 10 ноября 1917 г. не определяло судьбу милиции Временного правительства, организационно-правовые формы новой милиции и способ централизации.
В документе не разъяснялось, что именно представляла собой рабочая милиция: корпус наемных служащих или милицейскую повинность для рабочих. Курицын М.В. считает, что формирование специального аппарата рабочей милиции в качестве временной меры, предшествовало переходу к всеобщей милиционной повинности1. А Е.Н. Городецкий акцентирует внимание на том, что речь шла о создании рабочей милиции при городских Советах, а сельские местности данным документом не охватывались2.
Можно выделить два толкования термина «рабочая» милиция. Во-первых, еще до октябрьских событий так назывались отряды, создаваемые для охраны фабрик и заводов (в дальнейшем на этом будет специализироваться промышленная, ведомственная милиция). Но по сущности применение этого понятия связано с идеологическими установками и классовым подходом, теорией обеспечения общественного порядка путем вооружения трудящихся. Документа о переформировании народной милиции не издавалось: если она не признавала советской власти, то ликвидировалась, в обратном случае - преобразовывалась в рабочую милицию.
Войтович В.Ю. считает, что не следует смешивать рабочую милицию с пролетарской, формировавшейся до Октября в качестве вооруженного отряда в борьбе за советскую власть. А рабочая милиция при наличии Красной гвардии свидетельствует о попытке создать орган охраны революционного порядка, освобожденный от армейских функций .
По отношению к милиции обозначились две позиции. Командующий Петроградским военным округом В.А. Антонов-Овсеенко считал необходимым полностью устранить институт милиции, а охрану общественного порядка осуществлять путем «всеобщего вооружения». Более того он издал приказ об упразднении милиции. Председатель Военно-революционного комитета (ВРК) Ф.Э. Дзержинский на заседании 19 ноября 1917 г. выступил против этого приказа, расценив его как вмешательство в компетенцию Комиссариата внутренних дел. В этот день он переписал
1 История советского государства и права: Становление советского государства и права (1917-1920 гг.). В 3-х книгах. Кн. 1 / Редкол.: Косицын А.П. (Отв. ред.), Курицын В.М., Манов Г.Н., Портнов В.П., Ронин С.Л. М., 1968. С. 206.
2 Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917-1918. М., 1965. С. 306.
3 „
Войтович В.Ю. Организационно-правовые основы становления и реформирования милиции в Удмуртии (1917-1937 гг.) // История государства и права. 2003. № 6. С. 46.
постановление ВРК о реорганизации охраны г. Петрограда, допустив возможность частичного использования старого аппарата милиции1.
Еще в период Временного правительства параллельно с народной милицией действовали рабочая милиция на фабриках и заводах, крестьянские отряды и т.п. После возвращения в Россию в апреле 1917 г. В.И. Ленина усилилась работа по созданию Красной гвардии (воплощение идеи милиционной армии). К середине 1917 г. она была организована в большинстве районов страны. Красная гвардия была боевой организацией пролетариата, созданная для решения коренных задач социалистической революции. Общее руководство, снабжение вооружением и другими необходимыми средствами осуществлял Главный штаб. Организацией охраны районов руководили Советы депутатов, а районные штабы Красной гвардии следили за боевой подготовкой членов и порядком смены дежурных частей. В феврале 1918 г. II Всероссийский съезд Советов принял Устав Красной гвардии, по которому она формировалась в городах и селениях из трудящихся.
Существовала идея всеобщего вооружения народа. На местах создавались различные по наименованию формирования трудящихся: специальные отряды охраны, отряды порядка и охраны, охранные, рабочие или крестьянские дружины. Иногда вводилась милиционная повинность, не получившая широкого распространения. Она заключалась в том, что граждане от 18 до 50 лет должны были два-три раза в год дежурить сутки с сохранением содержания по месту работы.
Однако особенностью этих образований было то, что они осуществляли смешанные функции военных органов и органов охраны общественного порядка и безопасности, сочетали государственные и негосударственные черты. Кроме того из-за периодического несения милиционной повинности населением отсутствовал постоянный штат профессиональных работников. В итоге постепенно проявляется необходимость создания единообразно организованной системы общественного правопорядка.
Разработка нормативно-правовой основы функционирования милиции в стране с целью «огосударствления» и унификации началась весной 1918 г. В марте нарком внутренних дел Г.И. Петровский поставил в СНК вопрос об образовании милиции на штатной основе, рассмотренный на заседании 21 марта 1918 г. НКВД предложено выработать и внести в СНК Положение о советской рабоче-крестьянской милиции.
Преобразования начались в центральном аппарате. С 27 апреля 1918 г. в составе Отдела местного управления существовал подотдел милиции. Связано это с тем, что самоуправление понималась буквально и господствовала идея охраны общества не специальными госорганами, а всеобщим вооружением народа и Красной гвардией реализовывалась на
1 Всемирная история: В 24 т. Т. 20. Итоги I мировой войны / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Мн., 1998. С. 91.
практике. Но этот опят быстро показал несостоятельность теории ликвидации полиции как централизованного государственного учреждения еще в событиях Февральской буржуазно-демократической революции.
Коллегия НКВД 16 мая 1918 г. поручила М.И. Лацис и В.А. Тихомирнову предъявить к следующему заседанию проект организации милиции. Она должна была представлять собой постоянный штат лиц, выполняющих специальные функции; существовать независимо от организации Красной армии, их функции строго разграничивались; в основе организации должен был лежать демократический централизм1.
Проект Положения о народной рабоче-крестьянской охране (советской милиции) был опубликован 5 июня 1918 г. в «Вестнике НКВД». С этого времени началась организация постоянной профессиональной милиции на местах. Также отметим, что до принятия данного решения и опубликования проекта в РСФСР на местах создавались подотделы милиции, так было положено начало московской, новгородской, смоленской, омской, амурской, краснодарской, камчатской милиции. Далее с августа подотделы и управления продолжали организовывать в Курской, Саратовской, Тульской, Казанской и других губерниях2.
В составе НКВД РСФСР 5 июля 1918 г. был образован самостоятельный отдел по руководству милицией. Коллегия НКВД поручила Тихомирнову приступить к организации отдела милиции при НКВД. Менее чем через месяц, 1 августа отдел переименовали в управление (на правах отдела). Чуть позднее 7 октября 1918 г. управление было переименовано в Главное управление советской рабоче-крестьянской милиции (Главмилиция), которое в 1919 г. располагалось в г. Москве, Пименовский переулок, дом 14 .
Не стоит также забывать и о специализированной милиции. Повсеместное увеличение различных видов преступности приводило к тому, что было необходимо воссоздавать отдельные виды органов правопорядка. Так, 25 июля 1918 г. был принят Декрет СНК «О замене речной охраны речной милицией»4, находившейся в ведении НКВД. В Российской империи речная полиция существовала в г. Санкт-Петербурге с середины XIX в. и в последней трети столетия появилась и в других портовых городах.
Коллегия НКВД РСФСР 5 октября 1918 г. утвердила Положение «Об организации отдела уголовного розыска», по которому при всех губернских управлениях милиции в населенных пунктах (не менее 40 000-45 000 жителей) учреждались отделения уголовного розыска во главе с начальником и необходимым числом сотрудников5. Напомним, что сыскные части в
1 История органов правопорядка России в точных датах. Хронологический справочник / Ю.Н. Моруков. М., 2007. С. 41.
См.: История органов правопорядка России в точных датах. Хронологический
справочник / Ю.Н. Моруков. М., 2007. С. 35-45. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-393. Оп. 6. Д. 56. Л. 9.
4 СУ РСФСР. 1918. № 55. Ст. 608; Известия. 28 июля 1918. № 159.
5 История органов правопорядка России в точных датах. Хронологический справочник / Ю.Н. Моруков. М., 2007. С. 47.
составе управлений полиции на местах были учреждены еще в 1908 г. Приказом № 1 от 7 октября 1918 г. Главмилиция организовала Центральное управление уголовного розыска (Центророзыск) на правах отдела.
Позже 21 февраля 1919 г. Всероссийский центральный исполнительный комитет принял декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны»1. В России с 1867 г. существовали жандармские полицейские управления железных дорог.
Вернемся к правовому регулированию «общей» милиции. Этот термин продолжал использоваться в первые годы советской власти в официальных документах и при переписке на местах по аналогии с «общей» полицией, ране отграниченной так от жандармерии. Большое значение придавалось юридическому оформлению основ ее функционирования. Указанный выше проект Положения о советской милиции 21 августа 1918 г. был рассмотрен СНК, который поручил НКВД по согласованию с Народным комиссариатом юстиции (НКЮ) переработать его в инструкцию, ориентированную «преимущественно к борьбе против уголовных элементов, поддержанию санитарного порядка, приведение в исполнение предписаний местных властей»2.
Согласно постановлению СНК, НКВД и НКЮ 12 октября 1918 г. издана Инструкция «Об организации советской рабоче-крестьянской
-5
милиции» (Инструкция 1918 г.). Ее автором и первым начальником Главного управления милиции РСФСР стал А.М. Дижбит. С опубликованием данного документа была создана правовая база для единообразного формирования милиции в масштабе страны как штатного государственного органа охраны общественного порядка. Одновременно отменялись все инструкции по устройству милиции, разработанные и принятые на местах.
Инструкция 1918 г. вводилась в силу «чрезвычайных условий ... как временная мера» для организации охраны революционного порядка. Основная цель советской милиции заключалась в том, что она «стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. Главной ее обязанностью является охрана революционного порядка и гражданской безопасности»4. Теперь вся существовавшая милиция должна была учреждаться согласно этому документу. Отступления и исключения от него допускались лишь с особого на то каждый раз согласия НКВД.
Советская милиция становилась исполнительным органом центральной власти на местах. Исходя из структуры и компетенции ее органов прослеживается принцип двойного управления: милиция находилась в непосредственном подчинении местных Советов и в тоже время была подведомственна общему руководству НКВД. Подобные связи можно отметить в полиции Российской империи в отношениях с губернатором и
1 СУ РСФСР. 1919. № 5. Ст. 46.
Вестник Народного Комиссариата Внутренних Дел. 20 октября 1918. № 23. С. 1.
3 СУ РСФСР. 1918. № 75. Ст. 813.
4 Инструкция «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» от 12.10.1918 // СУ РСФСР. 1918. № 75. Ст. 813. (Инструкция 1918 г.). Ст. 25.
МВД. С одной стороны это определялось приближением к местным условиям, обстоятельствам и населению, а с другой - централизованным управлением по всей стране.
Для общей координации деятельностью милиции при Отделе местного управления НКВД, как подотдел, Инструкцией 1918 г. было создано особое Управление советской рабоче-крестьянской милиции под руководством одного из членов Коллегии НКВД. Данному Управлению принадлежало1: общее руководство деятельностью милиции; издание приказов и инструкций, определяющих ее политическую и техническую деятельность; надзор за милицией, производство ревизий и составление смет на ее содержание.
Милиция в соответствии с Инструкцией 1918 г. имела достаточно широкий круг задач. В самом документе не было четкой классификации функций, но, тем не менее, можно выделить несколько их групп. К первой группе предметов ведения милиции относились поддержание и охрана основ нового государственного и общественного строя и реализация законов советской власти2:
1) предупреждение и пресечение нарушений порядка, установленного советской властью, ее распоряжений и декретов;
2) наблюдение за исполнением гражданами декретов, законов и распоряжений центральной власти по учету, распределению и соблюдению твердых цен на промышленные и сельскохозяйственные продукты;
3) своевременное оповещение населения о распоряжениях органов власти;
4) содействие органам власти в осуществлении обязанностей.
Вторая группа - функции по охране безопасности и общественного благоустройства3, часть которых в 1930-е гг. будут осуществляться специальными подразделениями:
1) наблюдение за исполнением санитарных правил и мероприятий, осуществляемых Народным комиссариатом здравоохранения и местными органами власти;
2) обеспечение порядка в местах общего пользования, наблюдение за исправным состоянием дорог, гатей, мостов, площадей, улиц и надзор за порядком движения на них;
3) охрана безопасности и порядка во время наводнений, пожаров и других бедствий, оказание помощи при несчастных случаях;
4) выдача в предусмотренных случаях удостоверений личности, трудовых книжек и других справок, сведений и свидетельств;
5) привлечение граждан для оказания помощи при бедствиях, несчастных случаях и контрреволюционных выступлениях.
Третья группа обязанностей была связана с дознанием по уголовным преступлениям и проступкам1. Сюда включалось производство розысков и
1 Инструкция 1918 г. Ст. 29.
2
Инструкция 1918 г. П.п. 1-4 ст. 26.
Инструкция 1918 г. П.п. 6-10 ст. 26.
дознаний по уголовным делам по указаниям и под руководством следственных комиссий и народных судей.
л
Четвертая функциональная группа - содействие судебным органам :
1) выполнение поручений следственных и судебных органов по задержанию и доставке подозреваемых для допроса или в суд;
2) представление суду обвиняемых и других лиц, вызываемых судом, а также взятие под стражу;
3) вызов к явке в суд и привод лиц, указанных судом или следственной комиссией;
4) приведение в исполнение судебных приговоров;
5) вручение судебных повесток, если не существовало особых лиц.
Л
Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. уточняло, что предварительное следствие по делам, рассматриваемым народным судом с участием шести народных заседателей, велось уездными и городскими следственными комиссиями. По другим уголовным делам народный суд мог ограничиться дознанием, осуществленным милицией, или передать дело в следственную комиссию для ведения предварительного следствия.
Отметим полномочия и обязанности работников милиции, сопутствовавшие выполнению всех вышеперечисленных функций:
1) составление протоколов и актов о нарушении порядка, проступках, происшествиях и преступлениях, обнаруженных милицией или лицами и учреждениями (п. 5 ст. 26 Инструкции 1918 г.);
2) составление протокола о задержании с точным указанием времени, места и основания (прим. п. 2 ст. 28 Инструкции 1918 г.);
3) хранение вещественных доказательств (п. 7 ст. 28 Инструкции 1918 г.);
4) производство осмотров, обысков, выемок по постановлению следственных комиссий и народных судов, а в особых случаях по своей инициативе для пресечения сокрытия следов преступления, поставив в известность ближайшую следственную комиссию или суд. Осмотры, обыски и выемки должны были производиться при участии в качестве понятых в городах представителя домового комитета, управляющего или заведующего домом, а в селениях - не менее двух соседей (п. 8 ст. 28 Инструкции 1918 г.).
Как видно из перечня обязанностей органов милиции существенное внимание уделялось деятельности по охране и поддержанию нового государственного и общественного строя, реализации нормативно-правовых актов советской власти, а также помощи судебной системе.
Законодателем определялась структура милиции на местах4. При Отделе управления5 каждого Губернского исполнительного комитета Совета
1 Инструкция 1918 г. Ст. 27, п. 1 ст. 28.
2 Инструкция 1918 г. П.п. 2-6 ст. 28.
3 СУ РСФСР. 1918. № 85. Ст. 889.
4 Инструкция 1918 г. Ст. 3-6.
5 Отдел управления - местный орган власти в составе исполнительных комитетов губернских, уездных и волостных Советов, выполнявший задачи охраны революционного
рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов учреждалось, как подотдел, Губернское управление советской рабоче-крестьянской милиции. К предметам его ведения относилось1: руководство деятельностью милиции в губернии; издание приказов, указаний, распоряжений и разъяснений; надзор и производство ревизий учреждений и органов милиции; распределение отрядов милиции в губернии на основе инструкций ГИК Совета депутатов и НКВД.
Издание приказов и распоряжений, а также передвижение отрядов милиции производилось заведующими Губернским управлением милиции с согласия заведующего Отделом управления ГИК Совета депутатов.
В каждом уезде губернии с уездными и безуездными городами, посадами, местечками и селениями создавалась уездная милиция. Все губернские и более крупные по численности населения города (более точная цифра жителей в Инструкции 1918 г. не устанавливалась) могли иметь свою городскую милицию с особого в каждом случае разрешения НКВД. Формулировка об учреждении уездной и городской милиции очень напоминает норму о дореволюционной полиции. Разделение уезда и города на участки, подведомственные участковым начальникам милиции, производилось уездными и городскими исполкомами Советов2.
Помимо заведующего Губернским управлением милиции в штат входили губернские инструктора, начальники уездной или городской милиции и их помощники, участковые начальники и их помощники, старшие милиционеры и милиционеры.
При заведующем Губернским управлением милиции состояла канцелярия и штат губернских инструкторов. При начальниках городской и уездной милиции устанавливались канцелярия под заведованием секретаря, конный резерв, рассыльные, помещение для арестованных и архив, а при участковых начальниках - канцелярия и помещение для арестованных.
Заведующий Губернским управлением милиции непосредственно подчинялся заведующему Отделом управления ГИК Совета, в тоже время он должен был выполнять все требования и приказы НКВД. Начальники уездной и городской милиции были под руководством заведующего Отделом управления при исполкоме уездных и городских Советов, а также должны были выполнять все указания и распоряжения заведующего Губернским управлением милиции. Начальникам милиции подчинялись их помощники, участковые начальники с помощниками, старшие милиционеры и
-5
милиционеры . Таким образом был создан орган правопорядка не похожий на ранее существовавшую рабочую милицию.
Определение состава, численности и окладов содержания работников милиции, служащих канцелярии и расходы по организации и оплате милиции
порядка и гражданской безопасности, социалистического строительства, ведения записей актов гражданского состояния и решавший другие важные локальные вопросы.
1 Инструкция 1918 г. Ст. 30.
2 Инструкция 1918 г. Ст. 10.
Инструкция 1918 г. Ст. 31-36.
принадлежали уездным и городским Советам. Выработанные ими нормы утверждались Губернским исполнительным комитетом Совета депутатов и Народным комиссариатом по внутренним делам. Расходы по содержанию уездной и городской милиции оплачивались солидарно из средств государственного казначейства по смете НКВД и из сумм, отпускавшихся Советами из местных источников1.
Начальник милиции должен был через Отдел управления исполкома уездных или городских Советов ежемесячно представлять отчет о своей деятельности местному Совету и заведующему Губернским управлением милиции. В случае необходимости они могли потребовать от него личные объяснения. Заведующий Губернским управлением милиции представлял все отчеты уездных начальников милиции через заведующего Отделом управления ГИК Совета Народному комиссариату по внутренним делам .
Отдельными положениями прописывался порядок определения и отстранения должностных лиц губернской, уездной и городской с милиции . Заведующий Губернским управлением милиции избирался и увольнялся Губернским исполнительным комитетом Совета депутатов, и этот выбор должен был утверждаться НКВД. Начальники милиции назначались (без определения срока) и отстранялись от службы городскими и уездными исполкомами Советов и они в свою очередь подлежали утверждению губисполкомом Совета. Помощники начальников милиции назначались и увольнялись от службы по представлениям своих начальников городскими и уездными исполкомами. Штат губернских инструкторов приглашался заведующим Управлением губернской милиции и утверждался заведующим Отделом управления ГИК Совета. Остальные должности милиции замещались начальниками милиции, с утверждением заведующими Отделами управления исполкома уездного или городского Совета.
Инструкция 1918 г. содержала несколько положений о временном замещении должностей4. В случае отсутствия, отпуска или болезни заведующего Губернским управлением милиции, его заменяло лицо, назначаемое заведующим Отделом управления ГИК Совета. Начальников уездной и городской милиции замещали их помощники. При отсутствии последних исправление должности начальника возлагалось на одного из участковых начальников милиции по усмотрению заведующего Отделом управления местного исполкома Совета. Временное замещение должностей других работников зависело от начальников уездной и городской милиции.
В целях организованного привлечения граждан к несению общественной охраны на местах на добровольной основе, а где это признавалось необходимым и на основе повинности, создавались советские отряды милиции. Они находились в распоряжении Отдела управления
1 Инструкция 1918 г. Ст. 8, 9.
2 Инструкция 1918 г. Ст. 37.
Инструкция 1918 г. Ст. 13-17.
4 Инструкция 1918 г. Ст. 22-24.
уездных или городских исполкомов Советов1. Члены отряда состояли на учете в городских и уездных учреждениях милиции и должны были являться для обучения и выполнения поручений по вызову заведующего Отделом управления исполкома уездного или городского Совета.
При осуществлении своих обязанностей отряды всецело подчинялись начальнику милиции. До вызова все их вооружение хранилось в уездных и городских управлениях милиции. Служба в этих отрядах определялась на безвозмездной основе и лишь в исключительных случаях могла быть установлена плата за время, проведенное при исполнении специальных поручений. Если отпадала надобность, то члены отряда распускались, а оружие сдавалось на склад. В перспективе эта идея будет развиваться и приведет к созданию в конце 1920-х гг. Обществ содействия милиции.
Инструкция 1918 г. выдвигала ряд критериев для лиц, которые могли служить в милиции, это : граждане РСФСР, достигшие 21 года, вполне грамотные, пользующиеся по Конституции активным и пассивным избирательным правом в Советы (им обладали рабочие и крестьяне) и признающие советскую власть.
Таким образом для кандидата необходимо было иметь юридическую связь с новым государством. Достижение 21 года совпадало с понятием совершеннолетнего в дореволюционный период, когда лицо признавалось достаточно социально зрелым и полностью дееспособным. Критерий грамотности не детализировался, он становился основной проблемой, так как бывшие крестьяне не вполне ему соответствовали, и многие милиционеры были малограмотными или вовсе не грамотными. Вопрос общей и специальной подготовки будет решаться в последующие два десятилетия. Не маловажным был политический критерий - признание советской власти -тем самым в милицию набирали сторонников нового режима или как минимум лиц лояльных к нему, этому аспекту правящая коммунистическая партия уделяла большое внимание.
Но в Инструкции 1918 г. больше содержалось не требований, а исключений для лиц, которые не могли находиться в рядах милиции3, а именно:
1) состоящие под судом и следствием по обвинению в преступных деяниях;
2) подвергшиеся по суду ограничению или лишению прав, осужденные за кражу, присвоение вверенного имущества, мошенничество, укрывательство, принятие в заклад и покупку заведомо краденого или полученного через обман имущества, подлог, взяточничество, лихоимство, спекуляцию, ростовщичество и сокрытие предметов, подлежащих государственному учету и распределению;
3) использующие наемный труд для извлечения прибыли;
1 Инструкция 1918 г. Ст. 7-12.
2
2 Инструкция 1918 г. Ст. 18.
3
3 Инструкция 1918 г. Ст. 19.
4) живущие на нетрудовой доход (поступления с имущества, проценты с капитала и т.п.);
5) торговые посредники и частные торговцы;
6) служители культов;
7) бывшие служащие и агенты жандармских отделений и полиции, члены императорского дома;
8) признанные душевнобольными, глухонемые и находящиеся под опекой.
Несколько показателей традиционно заимствованы из предыдущего законодательства, и они вполне логичны (состоящие под следствием или судом, так как они не могут быть представителями власти пока их вина не будет опровергнута; подвергнувшиеся лишению или ограничению прав за деяния относительно имущества). Также, в силу психологических и физических особенностей, состоящие под опекой не могли служить в милиции. В документе ничего не говорилось о других требованиях к здоровью, так как большой недостаток в кадрах вызывал необходимость использовать бывших солдат даже с ранениями. Чины полиции, жандармерии и члены императорского дома не должны были приниматься на службу. В это время данное требование очень важно, но чуть позже оно будет выполняться не так строго и бывших специалистов частично привлекут к работе. Большинство исключений касалось лиц живших не на «трудовые доходы» (эксплуататоров наемного труда, ростовщиков, торговцев), к ним же добавлялись служители культов, что вполне соответствовало духу времени и проводимой идеологической политике.
Кроме того на должности заведующих Губернским управлением милиции, уездных и городских начальников милиции и их помощников должны были назначаться лица с соответствующей подготовкой, а также преданные интересам рабочих и беднейших крестьян по рекомендации от социалистических партий, профессиональных союзов и местных Советов1. Данное дополнительное требование к лицам командного состава вполне уместно для обстоятельств того времени. Однако если в политической благонадежности можно было заручиться, то вот требование о «соответствующей подготовке» было слабо выполнимо. С одной стороны разрушилась только формировавшаяся в Российской империи система профессиональной подготовки полицейских, с другой новая власть еще не успела создать свою. Первоначально выход находили в привлечении на должности граждан из Красной армии как наиболее дисциплинированных и подготовленных.
Для идентификации все члены милиции при исполнении своих служебных обязанностей должны были носить установленную форму или отличительный знак, вооружались холодным оружием и револьверами, которые местные Советы могли заменить на винтовки2.
1 Инструкция 1918 г. Ст. 20.
2 Инструкция 1918 г. Ст. 11, 12.
Поступление на службу в милицию налгало и некоторые обязательства1. Гражданин давал подписку в том, что он, во-первых, имеет на это право, то есть соответствует всем установленным условиям и у него отсутствует какое-либо препятствие для кандидата. Во-вторых, знает Инструкцию 918 г., будет строго ею руководствоваться при исполнении служебных обязанностей, а также беспрекословно подчиняться всем приказам и распоряжениям заведующего милицией и центральной власти. В-третьих, прослужит в милиции не менее 6-ти месяцев, таким образом законодатель стремился закрепить контингент служащих и уменьшить постоянную «текучку» кадров.
За дачу ложных сведений в этой подписке и нарушение своих обязательств члены милиции подлежали ответственности и высшей мере наказания по существовавшим узаконениям. Однако более детализированной или отсылочной нормы в Инструкции 1918 г. не устанавливалось.
Все должностные лица милиции за свои преступления подлежали ответственности по суду на одинаковых основаниях с гражданами РСФСР, причем несли и высшую меру наказания. Возбуждение уголовного преследования за действия или упущения должностных лиц производилось на общем основании без предварительного согласия органов управления милиции путем подачи заявления в народный суд или революционный
Л
трибунал . Ранее 2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил страну единым боевым лагерем и все граждане должны были стать на ее оборону3. Поэтому учитывая обстоятельства военного времени, к милиционерам, перешедшим на сторону врагов, мог применяться расстрел.
В случае явного несоответствия начальника милиции занимаемой им должности, заведующий Отделом управления исполкома уездного или городского Совета, а также заведующий Губернским управлением милиции были вправе отстранить его от должности, сообщив об этом исполкому местного Совета для окончательного его увольнения. В случае, если исполком Совета не увольнял отстраненного в течение семи дней, заведующий Губернским управлением милиции через заведующего Отделом управления ГИК Совета представлял дело губисполкому Совета, которому и принадлежало право окончательного решения4. Процедура увольнения других работников милиции в Инструкции 1918 г. не указывалась.
В итоге, законодателем устанавливался добровольный способ приема на службу, непосредственное участие исполкомов местных Советов в решении кадровых вопросов и преимущественное принятие на службу военных.
Позднее Главное управление милиции разработало и утвердило ряд нормативно-правовых актов, детализирующих регулирование деятельности
1 Инструкция 1918 г. Ст. 21.
2 Инструкция 1918 г. Ст. 39.
3 Правда. 4 сентября 1918. № 188.
4 Инструкция 1918 г. Ст. 38.
работников милиции: Общая инструкция милиционерам, Инструкция районным начальникам и их помощникам, Инструкция старшим и дежурным по району милиционерам, Инструкция по употреблению оружия, которые были одобрены Первым Всероссийским съездом заведующих губернскими и городскими управлениями милиции.
В дальнейшем правовое регулирование получило развитие в декрете СНК РСФСР «О советской рабоче-крестьянской милиции» от 3 апреля 1919 г. и в «Положении о рабоче-крестьянской милиции» от 10 июня 1920 г.
Казалось бы, 1918 год - это небольшой исторический отрезок времени, в котором происходило осознание сущности органов милиции и определения основ ее формирования, но и его можно разделить на два периода. Рубежом является середина 1918 г. До этого времени централизованная правовая регламентация функционирования милиции сводилась к минимуму. А вот на втором этапе понимание организации милиции меняется. Несмотря на смену идеологии и отрицание преемственности после Октябрьской революции все же вернулись к идее создания милиции как мощного и важного инструмента исполнительной ветви государственной власти. Закрепление правовых основ деятельности происходило также - на уровне законов или подзаконных нормативных актов. Несомненно общественно-политическая обстановка в стране повлияла на особенности новых правоохранительных органов. Законодательное регулирование подчинялось классовому принципу и защищало интересы рабочих и трудового крестьянства, что отразилось даже в самом названии «рабоче-крестьянская милиция». Проявляется двойственность положения в подчиненности, финансировании и отчетности органов. Но, несмотря на идеологический подход, сущность милиции осталась прежняя - государственный инструмент охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Библиографический список:
1. Вестник Народного Комиссариата Внутренних Дел. 20 октября 1918. № 23.
С. 1.
2. Войтович В.Ю. Организационно-правовые основы становления и реформирования милиции в Удмуртии (1917-1937 гг.) // История государства и права. 2003. № 6. С. 45-48.
3. Всемирная история: В 24 т. Т. 20. Итоги I мировой войны / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Мн.: Литература, 1998. 512 с.
4. Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917-1918. М.: Наука, 1965. 531 с.
5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-393. Оп. 6. Д. 56. Л. 9.
6. Известия. 28 июля 1918. № 159.
7. Инструкция «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» от 12.10.1918 // Собрание узаконений РСФСР (далее СУ РСФСР). 1918. № 75. Ст. 813. Ст. 29.
8. История органов правопорядка России в точных датах. Хронологический справочник / Ю.Н. Моруков. М.: Объединенная редакция МВД России, 2007. 192 с.
9. История советского государства и права: Становление советского государства и права (1917-1920 гг.). В 3-х книгах. Кн. 1 / Редкол.: Косицын А.П. (Отв. ред.), Курицын В.М., Манов Г.Н., Портнов В.П., Ронин С.Л. М.: Наука, 1968. 607 с.
10. Правда. 4 сентября 1918. № 188.
11. СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 15, 2-е изд.
12. СУ РСФСР. 1918. № 55. Ст. 608.
13. СУ РСФСР. 1918. № 85. Ст. 889.
14. СУ РСФСР. 1919. № 5. Ст. 46.