Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топоркова Анна Михайловна, Ретинская Вера Николаевна

Показана необходимость внедрения цифровизации в образование, в том числе и дополнительное, показаны его проблемы. Освещены направления цифровой модели дополнительного образования согласно новым нормативно-правовым документам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Топоркова Анна Михайловна, Ретинская Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 37.004

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

А. М. Топоркова1, В. Н. Ретинская2

^Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1Ьупр@таП.ги 2yagova100@mail.ru

Аннотация. Показана необходимость внедрения цифровизации в образование, в том числе и дополнительное, показаны его проблемы. Освещены направления цифровой модели дополнительного образования согласно новым нормативно-правовым документам.

Ключевые слова: дополнительное образование, информационные технологии, информатизация, цифро-визация, цифровые технологии

Для цитирования: Топоркова А. М., Ретинская В. Н. Нормативно-правовые основы и проблемы реализации дополнительного образования в Российской Федерации в условиях цифровой экономики // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 4. С. 36-41.

В настоящее время образование является одним из главных инструментов, направленных на дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния граждан. Именно образованию принадлежит роль в формировании поколений людей, которые не только способны создавать новые инновационные продукты, но и способны к самореализации, к возможности посредством дополнительного образования открывать для себя новые возможности.

По мнению экспертов, «... цифровая среда создает новые институциональные возможности и подходы к организации публичного управления, а цифровая трансформация является одной из национальных целей до 2030 г. в качестве базиса прорывного социально-экономического развития Российской Федерации» [1], а формирование цифровой экономики, а также цифрового общества требует необходимости быстрого перехода образования на более высокие и качественные уровни.

По мнению исследователей, в будущем большая часть времени будет проходить в виртуальной реальности [2, с. 96]. Т. Черниговская неоднократно в своих выступлениях заявляла, что культура цифрового медиапотребления диктует новый стиль восприятия информации [3, с. 37]. В то же время существует ряд проблем, связанных с внедрением в практику образования цифрового обучения. До сих пор отсутствует психолого-педагогическая теория цифрового обучения и его влияния на организм, на здоровье, также нет убедительных доказательств о повышении его качества при помощи цифрового обучения [4].

Во время пандемии обнаружились проблемы, которые копились в российском образовании на протяжении длительного времени. Среди них неразвитость инфраструктуры для использования цифровых технологий, нехватка онлайн-ресурсов для работы,

© Топоркова А. М., Ретинская В. Н., 2022

низкая техническая база учебных заведений и домохозяйств, неготовность многих педагогов к работе в дистанционном режиме и ряд др.

Увеличилось социальное расслоение общества, которое началось уже давно. Наиболее мотивированные дети из обеспеченных семей довольно легко перешли в онлайн. Данный режим был для них доступен и комфортен. Дети из малообеспеченных семей, не обеспеченные такими ресурсами, не имеющие соответствующих ресурсов, просто перестали учиться [5].

В ряде работ проводился анализ текущей ситуации и были приведены результаты исследований. Так, 1/3 часть студентов вузов обучается дистанционно или с использованием электронных форм обучения. В российской системе образования стала развиваться информационно-телекоммуникационная инфраструктура, разрабатывается нормативно-правовое обеспечение использования информационных технологий. Все это должно стать основой для участия российских вузов в цифровой экономике [6, с. 20].

Кроме этого, перед системой образования РФ стоят определенные задачи. Цифро-визация из вспомогательного направления развития становится основным и постепенно становится средством получения образования. Поэтому новые методы цифрового образования требуют разработки не только нормативного закрепления цифрового образования, но и его дидактики, педагогических основ. Необходима и перестройка всего педагогического образования, а также мышления всех работников системы образования [5].

Российская система образования должна обеспечить экономике страны и всему обществу переход в цифровую среду. При этом эксперты выделяют следующие проблемы системы образования, которые являются следствием перехода к цифровизации:

- увеличение нагрузки на педагогических работников при работе с информационными системами и увеличение объема данных, которые надо вводить вручную;

- отсутствие единых требований к цифровому образовательному контенту;

- слабая интеграция цифровых технологий в процесс обучения и воспитания;

- проблемы обработки, связанные с данными, на основе которых принимаются управленческие решения, отсутствие интегрированных информационных систем.

Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки всех участников образовательных отношений в процессе организации процесса получения образования и управления образовательной деятельности.

Задачами цифровой трансформации являются:

- повышение эффективности процесса функционирования организаций, занимающихся осуществлением образовательной деятельности;

- возможность предоставления равного доступа к качественным верифицированным (проверенным) образовательным программам и сервисам на всей территории Российской Федерации и для всех категорий обучающихся;

- формирование набора сервисов с возможностью получать образовательные сервисы с помощью единой точки доступа к цифровым сервисам, которые имеет целью повышение цифровой культуры;

- стандартизация и взаимодействие существующих и вновь создаваемых информационных систем.

Среди нормативно-правовых актов следует отметить Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1, определивший национальные цели развития РФ и показатели развития системы образования.

1 СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.

В данном указе национальная цель - «Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере» - сменяется национальной целью -«Цифровая трансформация».

Распоряжением Правительства РФ № 3427-р от 02.12.2021 «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ»1 на период до 2030 г. утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения, которое предусматривает:

- повышение эффективности процессов функционирования образовательных организаций с использованием цифровых технологий;

- предоставление всем обучающимся равного доступа к качественным образовательным программам;

- формирование набора сервисов с возможностью получения образовательных программ из единой точки доступа.

В составе проекта - шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 г. Главная цель - доступность школьникам во всех регионах России качественного и верифицированного цифрового образовательного контента, а также сопутствующих сервисов.

К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 г. должны получить доступ все учащиеся и педагоги.

«Цифровой помощник ученика» должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля.

Сервис «Цифровое портфолио ученика» с согласия родителей будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии эти функции будут доступны к 2024 г., а в 2030 г., по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.

Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. К 2024 г. родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК». К 2030 г. в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» - автоматизировать за счет систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии их более 50 % - этого показателя планируется достичь к 2030 г.) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате.

Информационная система управления в образовательной организации подразумевает, что 90 % документооборота перейдет в электронный вид. К 2030 г. все управленческие решения должны приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами.

Дополнительное образование в настоящее время является признанным компонентом непрерывного образования. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики предполагает не только внедрение новых технологий

1 СЗ РФ. 2021. № 50 (ч. 4). Ст. 8630.

в учебном процессе, но и применение новых подходов для создания и использования цифровых ресурсов для обеспечения качественного и непрерывного дополнительного образования детей и взрослых в различных формах.

Направлением формирования и процесса внедрения цифровой модели дополнительного образования является:

- создание адаптивных и гибких педагогических условий с использованием новейших достижений науки и техники, которые бы способствовали возможности получить дополнительные знания, навыки, в соответствии с интересами и потребностями;

- подготовка молодежи к активной профессиональной и общественной деятельности в условиях цифровой экономики посредством формирования у них необходимых цифровых знаний и умений.

Согласно ст. 75 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»1 дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразви-вающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофес-сиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

В то же время интенсивное распространение цифровых технологий в области дополнительного образования отмечено недостаточной реализацией педагогического потенциала для развития различных компетенций учащихся, в числе которых когнитивные, культурные, языковые, опытно-поисковые.

Распоряжение Правительства РФ № 678-р от 31.03.2022 г. «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»2 предусматривает: распространение целевой модели развития дополнительного образования по всем регионам страны, введение персонифицированного финансирования и выдачу сертификатов, позволяющих школьникам посещать кружки и секции бесплатно.

В организациях дополнительного образования будут созданы новые учебные места, обновлена инфраструктура зданий. Планируется закупить новое оборудование, внедрить цифровые сервисы, развивать сеть технологических кружков, открывать в школах музеи, театры, спортивные клубы и медиацентры, развивать профориентационную работу.

Одним из направлений работы станет формирование школьных туристических маршрутов, позволяющих учащимся познакомиться с историей и традициями своих регионов.

1 В ред. № 108-ФЗ от 16.04.2022 // СЗ РФ. № 52 (ч. 1). Ст. 7598.

2 СЗ РФ. 2022. № 15. Ст. 2534.

Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья, а также привлечению к работе в этом сегменте молодых специалистов, в том числе для обучения школьников в сельской местности. Для них Правительство также подготовит новые меры поддержки.

Концепция будет реализовываться в два этапа: с 2022 по 2024 г. и с 2025 по 2030 г.

Главной целью в системе совершенствования дополнительного образования должно стать создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармоничной и социально ответственной личности.

Цифровая экономика предъявляет дополнительные требования к квалификации специалистов. В настоящее время актуальными становятся цифровые знания для подготовки квалифицированных кадров и создания новых высокотехнологичных рабочих мест.

Сегодня в цифровой компетентности нуждаются не только люди технических профессий. Согласно прогнозам, меньше чем через десять лет от 77 % рабочих мест потребуется знание технических навыков [7].

Дополнительное образование дает возможность получить знания, квалификацию и приобрести опыт по определенной специальности.

В настоящее время существуют различные формы дополнительного образования:

- повышение квалификации;

- переподготовка - получение компетенций, умений и теоретических знаний для работы по новой профессии;

- освоение дополнительной специальности.

Современные реалии требуют постоянного обучения и повышения своей квалификации. В этом плане дополнительное образование является наиболее гибким инструментом для получения новых знаний. По прогнозам исследователей, в 2022 г. оно будет активно развиваться [8].

Постепенно дополнительное образование будет входить в онлайн-формат. Преимущества его в том, что не нужно посещать учебный центр, обучение происходит в удаленном формате, можно учиться из любого места РФ, небольшая стоимость обучения, возможность вернуться к пройденному материалу.

В перспективе 2022 г. и последующие годы дополнительное образование (там, где это возможно) пойдут в направлении сокращения процесса обучения [8].

Согласно данным социологического исследования «Восприятие онлайн-обучения», проведенного ВЦИОМ в рамках проекта «Современная образовательная среда в Российской Федерации», 87 % студентов и 76 % преподавателей положительно отнеслись к такому обучению [7].

В 2022 г. в Российской Федерации в рамках федерального проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография» стали осуществляться мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному образованию для отдельных категорий населения.

В Постановлении Правительства РФ № 290 от 05.03.2022 «О внесении изменений в Положение о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года»1 был установлен порядок получения дополнительного профессионального образования на период до 2024 г.

Реализация этих мероприятий будет происходить в целях приобретения или развития уже имеющихся знаний и навыков, и в целях трудоустройства граждан. В проводимых мероприятиях смогут участвовать несколько категорий граждан в возрасте до 35 лет, в целях содействия занятости.

1 СЗ РФ. 2022. № 11. Ст. 1684.

Еще одним важным направлением цифровизации образовательного процесса должен стать процесс воспитания у молодежи стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.

В приказе Министерства науки и высшего образования РФ № 1156 от 03.09.20201 были утверждены показатели, которые характеризуют общие оценки качества осуществления образовательной деятельности организациями, работающими по дополнительным профессиональным программам.

Онлайн-обучение - это только один из аспектов процесса цифровизации образования. Впереди планы и инициативы, которые предусмотрены федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Таким образом, в заключении следует констатировать, что динамично развивающийся рынок труда требует внедрения новых подходов в целях реализации принципа обучения человека на протяжении всей жизни. И в этом значительная роль отводится организации дополнительного образования, развитие которого предполагает внедрение в свою практику различных цифровых траекторий.

Список литературы

1. Ретинская В. Н., Мурзина И. А. Цифровая трансформация государственного управления в условиях изменяющейся социальной реальности: основные тренды и оценка эффективности // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. № 1. URL: https://sfk-mn.ru (дата обращения: 25.04.2022).

2. Стрелкова И. А. Актуальные аспекты цифровизации российского образования // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1. С. 96-106.

3. Еремина Е. В., Мурзина И. А., Ретинская В. Н. Роль государства в формировании государственно-гражданской идентичности современной молодежи в условиях возрастания социализирующего воздействия информационных технологий // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 1. С. 35-38.

4. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски, перспективы // Homo Cyberus. 2019. № 1. URL: http://journal. homocyberus.ru

5. Цифровизация в системе общего образования Российской Федерации в контексте пандемической ситуации: Экспертно-аналитическая записка // РАНХ и ГС. URL: https://firo.ranepa.ru

6. Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. 2020. № 27. С. 120-127.

7. Цифровое образование: пусть никто не останется лишним // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru

8. Тренды дополнительного образования в 2022 году. URL: https://disshelp.ru

Информация об авторах Топоркова Анна Михайловна, магистрант, Пензенский государственный университет.

Ретинская Вера Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Государственное управление и социология региона», Пензенский государственный университет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1 Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам : приказ Министерства науки и высшего образования РФ № 1156 от 03.09.2020 / / Гарант : информационно-правовой портал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.