Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ретинская Вера Николаевна, Топоркова Анна Михайловна

Исследуются особенности дополнительного образования в связи с переходом к цифровой экономике. В настоящее время цифровые технологии проникли во все сферы общественной и социально-экономической жизни. В связи с этим перед дополнительным образованием ставятся новые задачи, связанные с созданием гибкой цифровой образовательной среды. Рассмотрены развитие дополнительного образования в современный период и перспективы его развития. Особое внимание уделено целям внедрения новых образовательных моделей и программ для детей и взрослых и формированию цифровых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ретинская Вера Николаевна, Топоркова Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 37.004

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В. Н. Ретинская1, А. М. Топоркова2

1' 2Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1gmu@pnzgu.ru 2yagova100@mail.ru

Аннотация. Исследуются особенности дополнительного образования в связи с переходом к цифровой экономике. В настоящее время цифровые технологии проникли во все сферы общественной и социально-экономической жизни. В связи с этим перед дополнительным образованием ставятся новые задачи, связанные с созданием гибкой цифровой образовательной среды. Рассмотрены развитие дополнительного образования в современный период и перспективы его развития. Особое внимание уделено целям внедрения новых образовательных моделей и программ для детей и взрослых и формированию цифровых компетенций.

Ключевые слова: дополнительное образование, информационные технологии, информатизация, цифро-визация экономики, цифровая трансформация образования, цифровые технологии

Для цитирования: Ретинская В. Н., Топоркова А. М. Дополнительное образование в условиях цифровой экономики // Вестник Пензенского государственного университета. 2021. № 4. С. 40-44.

В настоящее время образование - это ключевой механизм сохранения и развития человеческого потенциала, обеспечивающий социально-экономическое и политическое развитие, преемственность культуры, производительность труда и способствующий научно-техническому прогрессу.

Образование как социальное явление и процесс, как социальная система и социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем. Это связано и с переменами, которые происходят в экономической жизни общества в связи с внедрением и распространением цифровых технологий.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», «дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

В ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено назначение дополнительного образования детей и взрослых. Оно направлено на «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени»1.

© Ретинская В. Н., Топоркова А. М., 2021

1 Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 272-ФЗ от 29.12.2012 (в ред.

от 02.07.2021 № 351-ФЗ) // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Система дополнительного образования должна быть привлекательной и востребованной для населения.

Основное предназначение дополнительного образования - это удовлетворение постоянно меняющихся образовательных, и социально-культурных потребностей людей. Оно способствует совершенствованию личностного развития в соответствии с талантами и потребностями.

Дополнительное образование имеет большой педагогический потенциал, является привлекательным для людей любого возраста и влияет на жизненный выбор и профессиональное развитие.

Дополнительное образование дает возможность сочетать досуг с различными формами образовательной деятельности, а также решает проблемы занятости молодежи и профилактику девиантного поведения.

Распространение цифровых технологий (ЦТ) приводит к значительным переменам в сфере производства и рынка труда. Эти перемены влияют и на систему образования. В настоящее время все более актуальными становятся автоматизация и интеллектуализация (роботизация) многих производственных процессов.

Происходящие в экономической и общественной жизни изменения настолько масштабны и стремительны, что влияют и на развитие дополнительного образования.

Одна из современных проблем - недостаточное участие населения в получении и освоении новых знаний, в том числе в области цифровых технологий.

Основной причиной этого является недостаточная сформированная потребность в получении новых знаний и навыков, которые связаны с общим развитием, работой, профессиональными интересами людей.

В России сложились барьеры, связанные с развитием цифровой компетентности, среди которых сложившаяся в настоящее время культура самостоятельной работы в Интернете. В связи с этим цифровая трансформация образования представляет собой работу на многие годы. Она охватывает все уровни образования при участии учащихся, педагогов, работников и работодателей, руководителей и представителей общественности [1, c. 16].

По мнению исследователей, «сущность цифровой трансформации образования в достижении необходимых образовательных результатов и движении к персонализации образовательного и профессионального обучения на основе использования цифровых технологий. Цифровые технологии помогают использовать новые педагогические практики» [1, с. 30-31].

Согласно ч. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых2.

В декабре 2020 г. «Ростелеком» и Mail.ru Group было объявлено, что ими ведется разработка платформы «Сферум» в целях дополнительного обучения и коммуникаций школьников, учителей и родителей на базе технологии «ВКонтакте». Эта работа велась в рамках проекта «Цифровая образовательная среда».

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» дает возможность созданию и внедрению в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечивает реализацию цифровой трансформации системы образования.

Регистрация доступна путем создания учетной записи «ВКонтакте» или через портал госуслуг. В результате внедрения данной программы школа или преподаватель сможет создавать свое закрытое сообщество и приглашать в него родителей и учеников.

2 О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года : Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 // Российская газета. 2020. 22 июля.

Данный сервис станет доступен на компьютерах, ноутбуках, планшетах и через мобильное приложение. Это обеспечит доступ к дополнительным учебным материалам для учителей, школьников и родителей [2].

На развитие онлайн-образования оказала влияние пандемия. В результате за это время российский рынок онлайн-образования увеличился почти в два раза.

В «Яндекс.Учебники» в течение 2020 г. отучились 1,9 млн школьников. Платформой «Учи.ру» пользуются в настоящее время более 8 млн школьников и более 350 000 педагогов. Аудитория «Фоксфорда» составляет более 6 млн пользователей [2]. Все эти сервисы предлагают удобный дополнительный интерактивный контент для занятий.

Но многие бизнес-модели устроены так, что часть заданий и курсов имеют ограниченный доступ. Так, некоторые бесплатные занятия доступны только до 16.00 или в течение строго определенного времени. Тем не менее, учителя активно их используют во время уроков. Если ребенок хочет заниматься самостоятельно дома, то для этого имеется набор бесплатных заданий. Для более углубленного изучения предметов родители должны оформить подписку. Следует отметить, что еще до пандемии рынок дополнительного образования школьников оценивался в 140 млрд руб., но на онлайн-образова-ние приходилось только 10-12 % [2].

Среди направлений дополнительного образования в цифровой трансформации следует отметить рост мобильного дополнительного обучения. Кроме того, в ближайшие несколько лет российскому рынку стоит ждать новых «образовательных» IPO [2].

В области дополнительного образования взрослых также произошли значительные изменения.

Более 42 000 человек обучились цифровым профессиям благодаря нацпроекту «Цифровая экономика РФ», 39 117 жителей из 48 регионов России бесплатно получили дополнительное образование по направлениям цифровой экономики в 2020 г. Сертификаты на обучение более чем по 400 программам были выданы в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ». Куратором федерального проекта в 2019-2020 г. выступало Минэкономразвития РФ [3].

Участникам проекта были доступны на выбор программы по 22 востребованным направлениям цифровой экономики. Стоимость образовательных услуг была возмещена образовательным организациям за счет средств федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

В 2021 г. пройти обучение по программам дополнительного образования смогут не менее 35 000 человек. С 2021 г. проект курирует Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Получить сертификат могли совершеннолетние граждане, не достигшие пенсионного возраста. Самому младшему получателю сертификата 18 лет, а самому старшему - 63. Более 40 % обучившихся - это молодые люди от 25 до 34 лет. Взрослые участники проекта: от 35 до 44 лет и от 45 до 54 лет - составили 34 % и 13 % соответственно. Менее 10 % приходится на молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, и только 2 % обладателей сертификатов находятся в предпенсионном возрасте (55-63 года). Наибольшую активность проявили женщины: среди обучившихся их 60 %, 40 % - мужчины [3].

Имеют диплом о высшем образовании 90 % слушателей и 10 % - о среднем профессиональном. Наличие законченного среднего профессионального или высшего образования для обучения на программах ДПО было одним из условий получения персонального цифрового сертификата.

Большинство получателей сертификатов планировали развивать свою карьеру, сложившуюся на настоящий момент - 39 % или полностью сменить профессию - 38 %.

Повысить уровень дохода благодаря использованию новых знаний и навыков планировали - 17 %. Сохранить свое рабочее место путем повышения знаний - 4 %. Менее 1 % слушателей пришли на курсы с целью саморазвития и повышения квалификации [3].

В 2020 г. среди направлений слушателей самым востребованным стал цифровой маркетинг и медиа. Эти программы выбрали 10 598 человек.

В число популярных направлений вошли цифровой дизайн - 4 977 слушателей, программирование и создание ИТ-продуктов - 4 848 слушателей, большие данные -3 570 человек, системное администрирование - 3 538 слушателей курса. Больше всего слушателей выбрали базовый курс, т.е. среднего уровня, - 61 %. Среди программ начального уровня 32 % слушателей, а продвинутого уровня - 7 % [3].

Результаты проведенного исследования показывают, что в связи с развитием экономики от работника требуются не только новые знания и навыки работы. Сейчас актуальны новые компетенции, которые можно приобрести во время работы, самостоятельно или через дополнительное образование [4].

Это требует новых подходов к развитию дополнительного образования среди взрослого населения. Это связано и с повышением возраста выхода на пенсию, когда человек может получить дополнительные знания и компетенции посредством дополнительного образования. Оно актуально и для молодых специалистов, желающих проявить себя в разных отраслях деятельности, в целях самореализации, саморазвития.

Внедрение цифровых технологий в образование предусматривает техническое оснащение образовательных организаций путем подключения к высокоскоростному Интернету, использование онлайн-сервисов, цифровых инструментов.

Кроме того, по мнению исследователей, «в связи с происходящими в мире процессами глобализации создаются предпосылки для удаленной учебы и работы, открываются новые возможности и перспективы для сотрудничества, что будет способствовать созданию различных сообществ и развитию взаимодействия между ними. Особенно это важно в области дополнительного образования, так как сообщества, реализованные на базе социальных сетей или "№еЬ-порталов, становятся площадкой, где каждый участник может получать необходимую ему актуальную информацию в своей области, делиться новыми знаниями» [5].

Важным направлением является то, чтобы пути и формы внедрения ЦТ в образование обсуждались и претворялись в жизнь ввиду их значительности.

Создание и развитие дополнительных программ образования опирается на рекомендации компаний, производящих современное программное обеспечение, на разработчиков технологий и сервисов, а также на работодателей, исходя из требований и предложений.

Таким образом, развитие цифровых технологий, ставит перед всей системой образования новые задачи, исходя из современной реальности во всех сферах экономической [6] и общественной жизни. Эти задачи связаны с созданием гибкой цифровой образовательной среды для детей и взрослых.

Система электронного обучения представляет собой решение, способное не только использовать новые современные технологии для дополнительного образования, но и давать возможность получения новых компетенций, знаний (также в целях получения профессиональных навыков).

Список литературы

1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.

2. Колесникова К. В 2021 году рынок онлайн-образования в России продолжит взрывной рост // Российская газета. 2021. 21 января.

3. В течение 2021 года россияне при финансовой поддержке государства смогут получить дополнительное профессиональное образование в сфере цифровых технологий // Цифровые профессии. URL: https://цифровыепрофессии.рф/programs

4. Кузьминов Я. И., Орехин П. В., Нетреба П. Н. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития: экспертный доклад М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 112 с.

5. Данченок Л. А., Зайцева А. С., Комлева Н. В. Трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики / / Открытое образование. 2019. Т. 23, № 1. С. 34-45.

6. Цифровая экономика РФ. URL: https://digital.gov.ru

Информация об авторах

Ретинская Вера Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Государственное управление и социология региона», Пензенский государственный университет.

Топоркова Анна Михайловна, студентка, Пензенский государственный университет.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.