Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В МАНУФАКТУРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПЕТРА I (ОКОНЧАНИЕ)'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В МАНУФАКТУРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПЕТРА I (ОКОНЧАНИЕ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР I / МАНУФАКТУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / МАНУФАКТУРЫ / ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасьева Валентина Ивановна

Начало развития крупного мануфактурного производства относится к петровским преобразованиям, поскольку отдельные элементы мануфактурного производства, являвшиеся необходимыми предпосылками возникновения мануфактуры, вылились в конечном счете в законченную систему именно времён Петра I. В статье рассмотрены нормативно-правовые акты в мануфактурном производстве того периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL ACTS IN THE MANUFACTURE OF PETER I (END)

The beginning of the development of larger scale manufactory production refers to the Peter the Great transformations, since individual elements of manufacturing production, which were necessary prerequisites for the emergence of manufacture, eventually resulted in a complete system of the time of Peter I. The article examines the normative legal acts in the manufactory production of that period.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В МАНУФАКТУРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПЕТРА I (ОКОНЧАНИЕ)»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_51

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В МАНУФАКТУРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПЕТРА I

(Окончание)

NORMATIVE LEGAL ACTS IN THE MANUFACTORY PRODUCTION OF PETER I

(The end)

АФАНАСЬЕВА Валентина Ивановна,

доктор юридических наук, профессор кафедры фундаментальной юриспруденции и международного права

Российской академии адвокатуры и нотариата.

107120, Россия, г. Москва, Малый Полуярославский пер., 3/5.

E-mail: 7631064@rambler.ru;

AFANASEVA Valentina Ivanovna,

Doctor of Law, Professor of the Department of Fundamental Jurisprudence and International Law of the Russian Academy of Advocacy and Notary. 107120, Russia, Moscow, Maly Poluyaroslavsky lane, 3/5. E-mail: 7631064@rambler.ru

Краткая аннотация: Начало развития крупного мануфактурного производства относится к петровским преобразованиям, поскольку отдельные элементы мануфактурного производства, являвшиеся необходимыми предпосылками возникновения мануфактуры, вылились в конечном счете в законченную систему именно времён Петра I. В статье рассмотрены нормативно-правовые акты в мануфактурном производстве того периода.

Abstract: The beginning of the development of larger scale manufactory production refers to the Peter the Great transformations, since individual elements of manufacturing production, which were necessary prerequisites for the emergence of manufacture, eventually resulted in a complete system of the time of Peter I. The article examines the normative legal acts in the manufactory production of that period.

Ключевые слова: Петр I, мануфактурное производство, нормативно-правовые акты, мануфактуры, петровские преобразования.

Keywords: Peter I, manufactory production, normative legal acts, manufactures, Peter the Great transformations.

Дата направления статьи в редакцию: 11.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

В своём развитии российская промышленность имела своеобразные черты, обусловленные её природой, историей возникновения и составом рабочей силы. Всё трудовое население страны практически находилось в крепостной зависимости. Связано это было с Соборным уложением 1649 г., которым окончательно и законодательно крестьяне были прикреплены к помещикам, а посадские люди — к городам. Таким образом, вольнонаемной рабочей силы просто неоткуда было взяться (отсутствовал рынок рабочей силы). Возникала зависимость организаторов мануфактурного производства от государства. Они просили решить этот вопрос на законодательном уровне и предоставить им право нанимать рабочую силу.

Привлечение небольшой части наёмной рабочей силы, использование орудий труда, принадлежащих хозяину, и заработанная плата -всё это придавало мануфактуре капиталистические черты. Тем не менее основная часть рабочей силы на мануфактуре - это крепостные в виде приписных, оброчных или помещичьих (частных) крестьян. Феномен «приписных мануфактур» возникает еще в XVII в., до реформ Петра I. Рабочей силой здесь выступали не вольнонаемные рабочие, а государственные, дворцовые и экономические крестьяне. Данная проблема была решена Соборным уложением 1649 г. (гл. XI, ст. 32). В данной статье крестьяне могли наниматься на работу по записям и без записей1.

На основании Указа Петра I от 1703 г. приписные крестьяне освобождались от подушной подати, но за это были обязаны работать на частных или казенных промышленных предприятиях. Приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без конкретных временных рамок, т.е. навечно. На эксплуатации приписных крестьян была основана экономика горной и металлургической промышленности, особенно широко применялась на Урале и в Сибири. Всё это делало мануфактуру крепостническим, полуфеодальным предприятием.

Крепостными крестьянами имели право владеть только помещики-дворяне, отсюда мануфактуристы не могли считать этих крестьян своей собственностью. Такой правовой пробел был решен следующим образом: формально приписные крестьяне продолжали де-юре оставаться собственностью феодального государства, но де-факто промышленники эксплуатировали и наказывали их как своих крепостных.

Как известно, не все российские мануфактуры были крепостническими, отсюда не везде использовался принудительный труд. В зависимости от того, в чьей собственности находились мануфактуры, они делились на казенные, купеческие и помещичьи (вотчинное). Важной чертой мануфактур XVIII в. был казённый характер производства: они в основном работали на правительственный заказ, а не на рынок. Как таковой рынок промышленных товаров в России в XVIII в. ещё не развился.

«Указная» (казённая) промышленность была различна. Большинство из них только освобождались от каких-то повинностей, но некоторые имели монопольное право на производство товаров определённого рода на определённый срок, казённые ссуды, земли, право покупки крестьян, таможенную защиту, освобождение от пошлин. Расширяется практика передачи казённых предприятий в частные руки, которая рассматривалась Петром I как средство развития промышленности и привлечение частного капитала2. Указные мануфактуры в основном были в металлургии, полностью обслуживались принудительным трудом приписных крестьян и других работников3.

1 Заозерская Е.И. У истоков крупного производства в русской промышленности ХУ!-ХУП вв. М., 1970.

2 По Указу от 4 марта 1702 г создается прецедент - передача Верхотурского железного завода частному лицу в целях развития военного производства. Концессионером становится не иностранец, а русский подданный Никита Демидов. Подобные указы определяют общие правила вложения капитала в горную промышленность.

3 Инструкция генерал-полицмейстеру от 25 мая 1718 г

Купеческими предприятия назывались не по принадлежности, а по характеру используемого на них труда. Как правило, на таких мануфактурах использовался в основном наёмный труд - в основном оброчные (платил оброк своему помещику) крестьяне. Такой крестьянин подвергался двойной эксплуатации - капиталистической со стороны мануфактуриста и феодальной со стороны помещика. А с 1721 г. правительство и вовсе разрешило владельцам мануфактур покупку крестьян1.

В вотчинном производстве учредителями и собственниками выступали сами помещики, а в качестве рабочей силы - крестьяне, которые отрабатывали барщину не на «барской запашке», а на производстве. Являясь полным собственником как оборудования, так и крестьян, вотчинник произвольно устанавливал размер барщины, которая измерялась в днях в неделю.

До Петра I надзор за деятельностью мануфактур осуществлялся со стороны воевод, руководивших выполнением функций местного управления. При Петре I посадские так же, как и торговые люди, с учреждением губерний оставались в ведении выборных земских бургомистров и, будучи отнесены ко второй гильдии, образовали «особый цех, или собрание ремесленников, а управление его вверено было старшине»2.

С начала 1715 г. начинаются приготовления к большой реформе управления, которая должна была быть построена на системном использовании европейского опыта, в том числе и в регулировании промышленности. Именно в этих условиях в 1715 г. Петр I решил воссоздать государственный орган, ответственный за управление и регулирование горной промышленности - Рудный приказ, который затем будет называться Рудной канцелярией. Как показывает анализ нормативной базы Рудной канцелярии в 1715 - 1717 гг., её полномочия были сформулированы довольно широко и расплывчато, и по сравнению с обширными полномочиями ей были выделены явно недостаточные ресурсы, что привело к низкой эффективности ее деятельности. Сам факт создания Рудной канцелярии есть свидетельство повышения внимания к регулированию горной промышленности. Тем не менее это внимание только стало переходить на системный уровень, с чем и была связана слабость и непродуманность правовой базы, на основании которой создавалась Рудная канцелярия.

Что касается изменений в правовом регулировании легкой промышленности, следует обратить внимание на пять указов, изданных Петром I в октябре-декабре 1715 г. и январе 1716 г. Данные указы, посвящённые производству и продаже юфти, льна, полотна и льняного семени, были явно связаны между собой и отражали уровень понимания Петром I и его правительством экономических проблем. При помощи данных законодательных актов монарх стремился увеличить количество и качество товаров, что, соответственно, увеличило бы стоимость экспорта, равно как и уменьшило импорт. В связи с этим можно говорить об определенных элементах меркантилизма в данных законодательных актах. Этим указам было еще далеко до того, чтобы составить цельную систему законодательного регулирования промышленности. Тем не менее они отражали повысившееся понимание Петром I и его правительством значения частной промышленности для экономики страны и свидетельствовали о начале перехода к правовому регулированию промышленности, исходящего из меркантилистских представлений.

Новый этап в развитии правового регулирования промышленной деятельности начался подписанием в Париже 8 июня 1717 г. Петром I ряда жалованных грамот на исключительное заведение в России фабрик для делания всяких материй и парчей и т.п. По своей структуре и содержанию эти грамоты существенно отличалась от грамот XVII в. В жалованной грамоте XVII в. давалась гарантия «вечного», т.е. постоянного владения, право владения на землю под промышленным предприятием, право было тесно связано с сословной принадлежностью и обладало только региональной монополией. В жалованной грамоте XVIII в. монополия производства предоставлялась уже на всю страну. Если для жалованных грамот XVII - начала XVIII в., касавшихся промышленности, было обязательно положение о взимании «оброка», то в дальнейшем такого раздела не содержалось. Мануфактуристы освобождались на 50 лет от торговых пошлин. Обращает на себя внимание то, что жалованная грамота начала даваться в напечатанном виде, т.е. она явно имела большее значение, нежели просто дача привилегий промышленной компании. Таким образом, жалованная грамота была своеобразной декларацией о новой промышленной политике, которая должна была побудить частный капитал создавать мануфактуры «своим коштом».

Изменения в промышленной политике совпали и оказались тесно переплетены с коллежской реформой. В Именном указе от 15 декабря 1717 г. была обозначена «Берг- и Мануфактур-коллегия», т.е. промышленность должна была находиться в ведении специального центрального органа3. Двойственное название коллегии означало разделение промышленности с точки зрения её регулирования на две больших области. С одной стороны, это были горные заводы, т.е. промышленность, связанная с добычей и обработкой полезных ископаемых. С другой - мануфактуры, т.е. промышленность, не связанная с добычей и обработкой полезных ископаемых. При этом отдельно от горной промышленности регулировалась соледобыча, а от мануфактурной - винокурение, так как они были крайне значимы для государства в целях пополнения казны. К концу 1717 г. завершается подготовительный этап коллежской реформы. В продолжение коллежской реформы Указом от 12 декабря 1718 г. Петр I поручает управлять коллегиям в будущем, 1719 г., старым манером, а с 1720 г. - новым манером. Так же был утверждён реестр коллегий с указанием подведомственных им сфер государственного управления4.

Для управления мануфактурным производством в 1718 г. Пётр I учреждает специальную коллегию, в компетенцию которой входили «ремесла и рукоделия, и заводы оных, и размножение»5, включая и горнозаводскую промышленность, а отсюда и название - «Берг-мануфактур-коллегия». С момента создания такой специальной коллегии новое промышленное законодательство было вписано в коллежскую реформу. По

1 Указ о покупке к заводам деревень от 18 января 1721 г

2 Семенов А. Указ. соч. Ч. I. С. 40.

3 Бранд Б.Ф. Указ. соч.

4 Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997; Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М., Л., 1945. Т. 1.; ПСЗ РИ. Т. 5. №°3255. С. 601.

5 Богословский А. Управление промышленностью мануфактурною, горнозаводскую и торговую в России от Петра Великого до настоящего времени (исторические записки) // Юридический вестник. 1872. № 6, 7. С. 18.

Указу от 12 декабря 1718 г. в компетенцию Берг-мануфактур-коллегии входило и городское ремесло. С изданием в 1721 г. регламента Главного Магистрата оно было изъято из её ведения и передано под контроль городских властей. После разделения в 1722 г. единой коллегии на два отдельных государственных органа - Берг-коллегия и Мануфактур-коллегия - правовое регулирование промышленности и промышленное законодательство продолжало состоять из двух отдельных, но, тем не менее, тесно связанных между собой областей - горной и мануфактурной. 28 апреля 1718 г. Петром I было указано, что «всем Коллегиям надлежит ныне на основании Шведского устава, сочинить во всех делах и порядках по пунктам»1. Для создания регламента Берг-мануфактур-коллегии проблема заключалась в том, что шведская Generalbergsprivilegium 1649 г. не была коллежским регламентом, т.е. законодательным актом, который определял структуру и порядок деятельности государственного органа.

Пётр I заботился не только о насыщении внутреннего рынка необходимыми товарами, но также и о качественном уровне произведённого товара, от которого в перспективе могла зависеть и конкурентоспособность отечественной продукции не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, что подтверждается нормативными требованиями к уровню профессиональной квалификации производственного персонала. В Указе Петра I 1718 г. «О взятии мастеровыми людьми свидетельств об их мастерствах для определения на частныя мануфактуры и о запрещении держать их без этих свидетельств»2 говорилось, в частности, о том, что «надлежит управителям мануфактур тех людей для записки приводить и подавать всем вышеписанным начальникам от них письма со своими руками, что они прямые тому художеству мастеровые, а не подложные, и за такими свидетельствы в службу никуды не брать»3. Подтверждением этому могут служить изданные в 1723 г. общие положения о найме иностранных мастеров, где «велено, немедленно по приезде их, свидетельствовать: знают ли они свое дело, и если не знают или знают плохо, отпускать обратно без жаднаго озлобления; если же они окажутся годными, то содержать их в довольстве, даже и по истечении срока договора

4

после полной выучки русских учеников» .

Особое внимание Пётр I уделял развитию горнозаводского дела, руководство которым возлагалось на Берг-коллегию5. Свои идеи в развитии горного дела Пётр I сформулировал в Указе от 10 декабря 1719 г. Новая коллегия создавалась в целях сосредоточения в руках государства всеми «рудокопными делами» в стране, всеми горнодобывающими, металлургическими металлообрабатывающими предприятиями6. Берг-привилегия 1719 г. была актом о «горной свободе», направленным на поощрение частной инициативы, т.е. «всякий мог завести фабрику, давая знать о том Мануфактур-Коллегии...»7. Ее целью было создание наиболее благоприятных условий для развития горной промышленности с помощью частной инициативы. Таким образом, Берг-привилегия давала любому свободному человеку право искать, добывать и обрабатывать металлы и минералы, но с обязательной выплатой «горной подати» в 10%-ной стоимости добычи и 32-х долей владельцу земли, на которой производились добыча и обработка ресурсов8. Перечисленные льготы должны были привлечь купцов к вложению капиталов в производство.

Как видно из данного законодательного акта, независимо от формы собственности и сословной принадлежности разрешалось строительство заводов, на которые гарантировалась наследственная собственность. С горных заводов вводился довольно умеренный налог (1/10 от прибыли)9, а «мастеровые люди», т.е. квалифицированные рабочие, освобождались от всех служб и налогов10. Таким образом, работа на частных заводах имела большое государственное значение и практически приравнивалась к службе государству. Такой подход был возможен только в рамках меркантилистских представлений о функционировании экономики, которые требовали для богатства государства максимального развития промышленности с привлечением частной инициативы. Итак, основы законодательного регулирования горной промышленности в рамках меркантилистского промышленного законодательства были заложены в Берг-привилегии 1719 г. и затем, в 20-е годы XVIII в., лишь дополнялись отдельными указами (19 февраля 1720 г., 20 июля 1720 г., 28 января 1724 г.).

Развитие правового регулирования мануфактур с 1717 по 1720 г. было связано с постепенным закреплением норм, заключённых в жалованных грамотах «мануфактуристам» и в законодательных актах. Привилегии в жалованных грамотах с расширением производства были увеличены: «освобождение от выбора в различные "службы" и военного постоя». Из чего можно сделать вывод, что на первом этапе развития мануфактурного производства, а стало быть, и правового регулирования таких проблем не стояло, и поэтому о подобных льготах при составлении жалованных грамот не шло и речи. Так же в этих грамотах отсутствовало какое-либо положение о налоге с самого производства.

Из анализа текстов различных жалованных грамот эпохи Петра I видно, что правительство продолжило следовать в рамках меркантилистского интереса в развитии мануфактурной промышленности и было готово идти навстречу пожеланиям представителей непривилегированных сословий, владевших капиталом, и прежде всего купечеству.

17 января 1721 г. Петр I подписал Указ об освобождении «заводчиков» от служб, 18 января - Указ, разрешивший покупку крепостных к мануфактуре, в том числе и не дворянам11. В итоге промышленник получил возможность обеспечивать свои предприятия дешевым крепостным трудом. Таким образом, издание законодательных актов этого времени - своеобразный ответ на активное развитие частной мануфактуры, кото-

1 ПСЗ РИ. Т. 5. № 319. С. 565.

2 ПСЗ РИ. № 3142.

3 Сборник русского исторического общества. СПб., 1873. Т. II. С. 363.

4 Семенов А. Указ. соч. Ч. I. С. 99.

5 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. М., 2002. С. 188, 193; Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. 1900-1902. СПб., 1912. С. 517.

6 Редин Д.А. Административные структуры и бюрократия Урала в эпоху петровских реформы (западные уезды Сибирской губернии в 1711 - 1727 гг. Екатеринбург, 2007; Его же. Вторая областная реформа Петра Великого и становление уральской горнозаводской администрации // Изд. Ун-та. 2004. № 31.

7 Лешков В.Н., Евецкий А., Соколов А., Качанов и др. Указ. соч. С. 25.

8 ПСЗ РИ. Т. 5. № 3464. С. 760; Российское законодательство Х - ХХ вв.: в 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986. С. 202, 295; Томсинов В.А. Законодательство Петра I 1696 - 1725 гг. М., 2014. С. XVIII - ХШИ.

9 См.: Указ от10 декабря 1719 г.

10 Там же.

11 Павленко Н.И. Пётр первый и его время. М., 1989.

рое, в свою очередь, было вызвано поворотом в промышленной политике.

Для правительства меркантилистский подход, направленный на стимуляцию частной активности в области строительства мануфактур, показал свою эффективность, в связи с чем горные заводы и мануфактуры переставали быть объектом штучного, индивидуального правового регулирования. Горные заводы и мануфактуры становились для правительства объектом относительно массового регулирования, что, учитывая законотворческую активность Петра I, должно было привести к переходу от частных норм, зафиксированных в жалованных грамотах, к общим нормам, зафиксированным в законодательных актах. Результатом такого развития было создание регламента Мануфактур-коллегии от 3 (14) декабря 1723 г., одного из самых важных законодательных актов, составлявших корпус российского промышленного законодательства в XVIII в.1 Согласно Регламенту Мануфактур-коллегии в её функции входили: надзор за всеми мануфактурами и фабриками, забота об их безубыточности, ознакомление отечественных фабрикантов с лучшими зарубежными образцами, стимулирование отечественных производителей как денежными субсидиями, так и освобождением от пошлин и «тягла», т.е. от рекрутской повинности, поощрение и приглашение иностранных инвесторов, а также арбитражные функции2.

Систему поощрительных мер для развития промышленности венчает Таможенный тариф 1724 г. Этот тариф ограждал молодую отечественную промышленность, только ещё становившуюся на ноги, от конкуренции западноевропейских купцов с установлением высокой ввозной пошлины на изделия зарубежных предприятий. Размер ввозной пошлины зависел от того, в какой степени отечественные предприятия могли удовлетворить спрос рынка на те или иные изделия.

Изданию данного акта предшествовало несколько важных законодательных решений, касавшихся проблемы рабочей силы на промышленных предприятиях. В нормативных актах 20-х годов XVIII в. рабочие на промышленных предприятиях делились на «работных», т.е. неквалифицированных, и на «мастеровых», т.е. квалифицированных работников.

Рост мануфактур сопровождался концентрацией производства и увеличением числа занятых людей на крупных предприятиях. В текстильной промышленности наибольшее развитие получила рассеянная мануфактура (особый способ организации производства, когда владелец капитала, чаще всего им был крупный купец-предприниматель, предоставляет сырье для последовательной обработки более мелким деревенским ремесленникам, их часто называли надомниками). В России такие мануфактуры сохранились до конца XIX в. и в основном вокруг крупных городов, поскольку там был высок спрос на товары повседневного быта (обувь, посуда из дерева и глины и т.п.).

С формированием промышленного производства в России разрабатывается свод правил или законов, регулирующих права и обязанности фабрично-заводских рабочих и их отношения с нанимателем на территории Российской Империи. В сфере фабричного законодательства находятся порядок найма и увольнения рабочих, регулирование рабочего времени, заработной платы, условий труда и расчёта с рабочими, охраны труда и техники безопасности, урегулирование трудовых конфликтов.

В рамках проведения податной реформы 15 марта 1722 г. был издан Именной указ о переписи «работных людей» на «заводах» для положения их в подушный оклад, т.е. данный Указ не касался мануфактур, равно как и «мастеровых» на «заводах». Однако если для «мастеровых» на горных заводах существовала норма Берг-привилегии, в силу которой они должны были быть освобождены от подушной подати, то вопрос о «мастеровых и работных» на «мануфактурах» оставался открытым3. Таким образом, вопрос о работных-беглых окончательно был решён.

Теперь становится понятным принципиальное значение двух указов: от 18 января 1721 г. о покупке мануфактуристами деревень и от 15 марта 1722 г. с пояснениями 1723 г. о свозе работных - беглых крестьян. Этими указами промышленность России была поставлена в такие условия, при которых она фактически не могла развиваться по-иному, чем крепостническим путём. Доля капиталистического, вольнонаемного труда в русской промышленности после этих указов начала заметно падать. Казенная промышленность начала переходить почти полностью на эксплуатацию «приписных» крестьян, развился особый институт «рекрутов», своеобразных пожизненных «промышленных солдат», обязанных отбывать рекрутчину не в армии, а у домны или стана.

Петру I поступили жалобы от «мануфактуристов», в частности от Тамеса - владельца полотняной мануфактуры, что с «фабрик» забираются беглые, которые обучались «мастерствам». Указом от 18 июля 1722 г. Петр I запретил забирать с «фабрик» учеников и работников, даже если они были беглыми, и велел их только переписать. Однако царский указ-письмо действия не возымел. Работных людей - беглых крестьян -по-прежнему продолжали возвращать своим хозяевам, причем в массовом порядке, и в этом вопросе местные власти стояли на стороне помещиков - владельцев беглых.

Вернувшись из Персидского похода, Пётр I, к сожалению, не смог принять окончательного решения о беглых на «фабриках». В отношении «заводов» им было принято следующее решение: 26 июня 1724 г. был издан «Плакат о зборе подушном» (новая форма налога, заменившая собой подворное обложение), который разрешал владельцам «заводов» выкупать за 50 руб. тех работников, которые обучились необходимому предприятию «искусству». Для найма работных людей в «Плакате» закреплялась и паспортная система4. Данным указом определялся ареал, в границах которого (30 верст), крестьянин мог кормиться работой, а при уходе на заработки в другой уезд ему надлежало иметь паспорт

1 Бабурин Д.С. Очерки по истории Мануфактур-коллегии. М., 1939.

2 Радченко Я.В. Возникновение мануфактур и управления ими // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 5.

3 ПСЗ РИ. VI. № 3919. С. 516; ЗА. 2-3. С. 164 - 165, 167, 539; Царские указы (1715 - 1719 гг.) печатные и писанные от руки из Сената в Берг-коллегию, в связи с ними донесения царю, Сенату и Берг-коллегии, прошения на царское имя, справки, инструкции, списки чинов горного ведомства. 289 с. Д. 18. 1717 г - л. 4 - 6; 1719 г - л. 23 -45; 84 - 87, и др.

4 Российское законодательство Х - ХХ вв.: в 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. С. 202 - 212.

за подписью официального лица. Таким образом, мастеровые горных заводов освобождались от подушной подати, мастеровые и работные на «мануфактурах» и «фабриках» не были положены в подушный оклад.

Законодательное регулирование рабочего вопроса в промышленности в 1722 - 1725 гг. показало всю сложность реализации меркантилистского подхода в условиях существования сословного строя, и особенно крепостного права. Завершающим мероприятием по формированию системы законодательного регулирования горной и «мануфактурной» промышленности явилось создание регламента Мануфактур-коллегии, работа над которым активно велась в 1722 - 1723 гг.

В конце октября-ноября 1723 г., во время подготовки окончательной, 3-й, редакции регламента Мануфактур-коллегии, Петром I было принято несколько важных решений в области промышленного законодательства. Указом от 31 октября 1723 г. промышленные предприятия и промыслы, традиционные для русского города (кожевенные, мыловаренные, солодовенные заводы и др.), были исключены из ведомства Мануфактур-коллегии и переданы в ведомство городских властей.

Рядом указов (от 5 ноября, 6 ноября, 14 ноября, 3 декабря 1723 г.) монархом были приняты решения, которые были направлены на усиление защиты отечественной мануфактурной промышленности от иностранной конкуренции.

В регламенте Мануфактур-коллегии, а также в законодательстве ноября-декабря 1723 г., связанного с созданием регламента, был наиболее полно законодательно закреплен меркантилистский подход к регулированию мануфактурной промышленности. Владельцам мануфактур предоставлялся существенный набор привилегий с некоторыми элементами регламентации деятельности таких мануфактур.

Таким образом, после издания Берг-привилегии 1719 г. и регламента Мануфактур-коллегии 1723 г., а также дополнявших их законодательных актов в 20-е годы XVIII в. было создано правовое поле, обеспечивавшее горную и мануфактурную промышленность соответствующим набором льгот при относительно минимальном уровне государственного регламентирования, что создавало благоприятные институциональные условия для экономического роста.

Библиогра фия:

1. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

2. Бабурин Д.С. Очерки по истории Мануфактур-коллегии. М., 1939.

3. Богословский А. Управление промышленностью мануфактурною, горнозаводскую и торговую в России от Петра Великого до настоящего времени (исторические записки) // Юридический вестник. 1872. № 6, 7. С. 18.

4. Бранд Б.Ф. Иностранные капиталы в России их внимание на экономическое развитие страны. Ч. II: Металлургическая и каменноугольная промышленность. СПб., 1899.

5. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. 1900-1902. СПб., 1912. С. 517.

6. Заозерская Е.И. У истоков крупного производства в русской промышленности XVI - XVII вв. М., 1970.

7. Лешков В.Н., Евецкий А., Соколов А. и др. Юридический вестник: издание Московского юридического общества. Г. 1. 1867. Кн. 1 (июль) - Г. 24. 1892. Т. 12. М., 1867 - 1892. С. 25.

8. Павленко Н.И. Пётр первый и его время. М., 1989.

9. Радченко Я.В. Возникновение мануфактур и управления ими // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 5.

10. Редин Д.А. Административные структуры и бюрократия Урала в эпоху петровских реформы (западные уезды Сибирской губернии в 1711 - 1727 гг. Екатеринбург, 2007.

11. Редин Д.А. Вторая областная реформа Петра Великого и становление уральской горнозаводской администрации // Изд. Ун-та. 2004. № 31.

12. Российское законодательство Х - ХХ вв.: в 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986. С. 202 - 212, 295.

13. Сборник русского исторического общества. СПб., 1873. Т. II. С. 363.

14. Семенов А. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности с половины XVII-го столетия по 1858 год. СПб., 1859. Ч. I. С. 40, 99.

15. Томсинов В.А. Законодательство Петра I 1696 - 1725 гг. М., 2014. С. XVIII - XLVII.

16. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. М., 2002. С. 188, 193.

References (transliterated):

1. Anisimov E.V. Gosudarstvennye preobrazovaniya i samoderzhavie Petra Velikogo v pervoj chetverti XVIII v. SPb., 1997.

2. Baburin D.S. Ocherki po istorii Manufaktur-kollegii. M., 1939.

3. Bogoslovskij A. Upravlenie promyshlennostyu manufakturnoyu, gornozavodskuyu i torgovuyu v Rossii ot Petra Velikogo do nastoyashchego vremeni (is-toricheskie zapiski) // YUridicheskij vestnik. 1872. № 6, 7. S. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Brand B.F. Inostrannye kapitaly v Rossii ih vnimanie na ekonomicheskoe razvitie strany. CH. II: Metallurgicheskaya i kamennougol'naya pro-myshlennost'.

SPb., 1899.

5. Vitte S.YU. Konspekt lekcij o narodnom i gosudarstvennom hozyajstve. 1900-1902. SPb., 1912. S. 517.

6. Zaozerskaya E.I. U istokov krupnogo proizvodstva v russkoj promyshlennosti XVI - XVII vv. M., 1970.

7. Leshkov V.N., Eveckij A., Sokolov A. i dr. YUridicheskij vestnik: izdanie Moskovskogo yuridicheskogo obshchestva. G. 1. 1867. Kn. 1 (iyul') - G. 24. 1892. T. 12. M., 1867 - 1892. S. 25.

8. Pavlenko N.I. Pyotr pervyj i ego vremya. M., 1989.

9. Radchenko YA.V. Vozniknovenie manufaktur i upravleniya imi // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 1998. № 5.

10. Redin D.A. Administrativnye struktury i byurokratiya Urala v epohu petrovskih reformy (zapadnye uezdy Sibirskoj gubernii v 1711 - 1727 gg. Ekaterinburg,

2007.

11. Redin D.A. Vtoraya oblastnaya reforma Petra Velikogo i stanovlenie ural'skoj gornozavodskoj administracii // Izd. Un-ta. 2004. № 31.

12. Rossijskoe zakonodatel'stvo H - HKH vv.: v 9 t. T. 4. Zakonodatel'stvo perioda stanovleniya absolyutizma. M., 1986. S. 202 - 212, 295.

13. Sbornik russkogo istoricheskogo obshchestva. SPb., 1873. T. II. S. 363.

14. Semenov A. Izuchenie istoricheskih svedenij o rossijskoj vneshnej torgovle i promyshlennosti s poloviny XVII-go stoletiya po 1858 god. SPb., 1859. CH. I.

15. Tomsinov V.A. Zakonodatel'stvo Petra I 1696 - 1725 gg. M., 2014. S. XVIII - XLVII.

16. YAnzhul I.I. Osnovnye nachala finansovoj nauki. Uchenie o gosudarstvennyh dohodah. M., 2002. S. 188, 193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.